Что нельзя делать женщинам в афганистане
На выходных события в Афганистане развивались со скоростью пуль: «Талибан» (террористическая организация, чья деятельность в России запрещена. — Прим. ред.) достиг Кабула, взял столицу практически без боя и объявил, что теперь контролирует всю территорию страны. По Сети распространились кадры захвата власти: первый — снимок талибов в президентском дворце, второй — видео афганцев в кабульском аэропорту, которые стремятся попасть на последние улетающие из страны самолёты. Из-за давки погибло от трёх до пяти человек.
При этом унизительное и опасное положение женщин в Афганистане не всегда было таким: в истории этой центральноазиатской страны есть эпизоды, когда власть расширяла гражданские правы женщин. Так поступал, например, король Аманулла-хан: он правил страной с 1919 по 1929 год и всё это время он обращал внимание на важность женского образования. Вероятно, эта инициатива принадлежала жене Амануллы — королеве Сорайе, которая фактически правила вместе с мужем: её усилиями в стране появлялись больницы, школы и даже журналы специально для женщин. Сорайя очень часто появлялась на публичных мероприятиях вместе с мужем, и в это время она не надевала паранджу — чтобы показать, что гендерной сегрегации нужно положить конец.
Консервативная часть афганского общества, разумеется, сопротивлялась прогрессивным реформам, но тогда, как пишут историки, они казались неотвратимым будущим. И хотя преемники Амануллы-хана действовали осторожнее, каждый из них так или иначе боролся с гендерной дискриминацией, наделяя голоса афганских женщин всё большим и большим весом. В 1964 году в Афганистане приняли новую Конституцию, в которой было закреплено равенство женщин и мужчин, включая право избирать и быть избранными. В то время афганки могли спокойно выходить из дома поодиночке, они могли не носить традиционные исламские наряды, но могли учиться, работать, путешествовать.
Талибский вариант шариата предполагал за такие «проступки» целый набор наказаний вплоть до тюрьмы или публичной казни через забивание камнями
Кульминацией борьбы за равные права стал приход к власти «Народно-демократической партии Афганистана» в конце апреля 1978 года. Афганские коммунисты также декларировали гендерное равенство — например, тогдашнее правительство запретило принудительные браки. Женские движения росли и расцветали, а женщины добивались реальной власти: известная афганская коммунистка Анахида Ратебзад стала министркой культуры и возглавила Всеафганский союз женщин. Писательница Масума Эсмати, которая наряду с Ратебзад отстаивала право афганских женщин не носить паранджу, возглавила министерство образования. Несмотря на то что быть женщиной в Афганистане тогда всё ещё было непросто, коммунистическая власть добилась значительных успехов в расширении их прав.
За год до этого в Афганистане появилась «Революционная ассоциация женщин Афганистана» (РАЖА), которую основала студентка Мина Кешвар Камаль. Кешвар Камаль хотела, чтобы как можно больше женщин занимались политическими и социальными проблемами, РАЖА выступала против милитаризации и фундаментализма афганского общества. Правда, с такой позицией это самое афганское общество не всегда было согласно: Мину Кешвар Камаль убили через десять лет по политическим мотивам.
Приход к власти исламских фундаменталистов всегда означал неминуемое поражение женщин в правах. Так случилось в конце восьмидесятых годов, когда с выводом войск СССР в стране с новой силой разгорелась гражданская война. Одной из действующих сил были моджахеды — исламисты, которые боролись против советских войск (многие из тех боевиков позже пополнили ряды «Талибана»). В начале девяностых положение женщин в стране быстро откатилось до крайних мер: запрет на выход из дома в одиночестве, обязательное ношение паранджи, запрет работать, освещать ситуацию в стране. Афганкам в то время запрещали даже красить ногти.
Режим талибов был свергнут в 2001-м, и постепенно права женщин в Афганистане вновь начали расширяться. В 2004 году в Афганистане приняли новую Конституцию, и тогдашняя власть заявила о намерении бороться с нарушениями прав человека в стране. Афганки могли водить машины или заниматься спортом (в Афганистане даже была команда футболисток — при талибах в 1999 году и позже женщин казнили на футбольных полях), могли заниматься политикой или работать в полиции. В 2009 году в стране приняли закон, который был призван положить конец домашнему насилию. Конечно, женщины в Афганистане, если они заявляли об избиениях, сталкивались с огромными препятствиями правоприменительной машины, однако эта мера, как отмечает Human Rights Watch, медленно но верно начинала работать.
Сегодня, когда «Талибан» снова захватил власть в Афганистане, местные и иностранные активистки снова в страхе за свою жизнь: они не верят в то, что с исламистами можно будет о чём-то договориться.
Директорка средней школы для девочек в Кабуле Насрин Султани в интервью NBC рассказывает, что боится за своих учениц. «Когда я вижу всех этих девочек, мне очень грустно, — рассказывает она. — Я пыталась, но у нас так и не получилось сделать так, чтобы они выбрались из этой ужасной ситуации». Кроме того, Насрин говорит, что талибы уже угрожали ей физической расправой.
The Guardian пообщался с жительницей Кабула, которая до последнего времени училась сразу в двух местных университетах. Анонимная рассказчица говорит, что видела группу женщин, которые в спешке покидали общежитие, потому что в город вошёл «Талибан» — а это значит, что всем, кто не носит паранджу, нельзя попадаться им на глаза. Женщины не могли воспользоваться общественным транспортом, а частные перевозчики отказывались сажать их в машины из-за страха. «Я работала столько дней и ночей, чтобы стать той, кем являюсь, — говорит она. — Сегодня утром, когда я вернулась домой, первое, что мы с сёстрами сделали, это спрятали свои удостоверения личности, дипломы и сертификаты. Это было ужасно. Почему мы должны скрывать то, чем должны гордиться? Всё, что я могла видеть вокруг себя, — это испуганные лица женщин и уродливые, полные ненависти лица мужчин».
В Афганистане даже была команда футболисток — при талибах в 1999 году и позже женщин казнили на футбольных полях
Афганская режиссёрка и генеральная директорка студии Afghan Films Сахра Карими обратилась к международному киносообществу с просьбой помочь, которую издание Deadline описывает как «отчаянную». «Я пишу вам с разбитым сердцем и глубокой надеждой на то, что вы сможете присоединиться ко мне в защите моих прекрасных людей, особенно кинематографистов, от „Талибана“… Они уничтожили наш народ, они похитили много детей, они продают девочек в качестве невест… Это гуманитарный кризис, а мир молчит. Когда они запретят искусство, я буду следующей в их расстрельном списке», — написала она в твиттере.
«Пожалуйста, подумайте о девочках и женщинах из Афганистана: перед нашими глазами разворачивается трагедия», — солидарна с ней в твиттере исполнительная директорка «ООН-женщины» Фумзиле Мламбо. Многие правозащитные организации по всему миру уже начали работать: они распространяют информацию и собирают пожертвования. Одной из первых стала НКО Women for Women Intl — эта организация помогает женщинам, пережившим войну, сейчас на их сайте открыт сбор пожертвований специально для афганок. «Что бы ни случилось в ближайшие дни, мы верим, что женщины могут и должны помогать формировать будущее Афганистана. Наше международное сообщество сторонников сейчас важно как никогда», — говорят представители организации.
При этом есть оптимистичное мнение, что женское движение хоть в каком-нибудь виде в Афганистане всё равно останется — так считает региональная руководительница гуманитарной организации CARE International в Кабуле Марианна О’Грейди. «Вы не можете разобразовать миллионы людей, — цитирует её Associated Press. — Даже если женщины снова будут заперты в четырёх стенах и не смогут часто выходить на улицу, то, по крайней мере, могут обучать своих сестёр, дочерей и соседок так, как этого не могло случиться 25 лет назад».
Боевики «Талибана» продолжают ужесточать ограничение прав женщин. Убийства, жесткие наказания, обязательное ношение хиджаба, запрет на обучение – вот новая реальность афганок.
Несмотря на обещания талибов, женщинам теперь нельзя выходить из дома без сопровождения, получать образование вместе с мужчинами, работать на государственных должностях. OBOZREVATEL рассказывает о реальном положении женского населения в Афганистане.
Талибы обещали свободу, но им никто не поверил
После захвата власти талибами многих девушек начали эвакуировать из университетов, а владельцы салонов красоты принялись закрашивать изображения женщин на витринах. В стране в десять раз выросли цены на бурки: если в прошлом году они стоили по 200 афгани (около 2,3 доллара), то теперь – от 2 до 3 тысяч афгани (примерно 23-34 доллара).
Новые правила образования
«Талибан» обязал студенток вузов носить халат абая и никаб, который закрывают большую часть лица. А проводить лекции им теперь могут только женщины или пожилые мужчины «с хорошей репутацией» и только отдельно от мужчин-студентов. Кроме того, у девушек урок заканчивается на пять минут раньше, чтобы они не могли общаться с мужчинами в перерыве.
«На практике это сложный план – у нас недостаточно женщин-педагогов или классов, чтобы изолировать девочек. Но тот факт, что они (талибы. – Ред.) разрешают девочкам посещать школы и университеты, является большим позитивным шагом», – рассказал профессор университета, попросивший не называть его имени.
Еще в августе издание Dailymail сообщало, что талибы начали требовать от имамов захваченных районов списки незамужних женщин в возрасте от 12 до 45 лет, чтобы насильно выдать их замуж за своих боевиков.
Радикалы ходят по домам местных жителей и насильно берут в жены малолетних девочек. Раньше норма касалась незамужних дочерей в возрасте от 15 лет, однако сейчас в сексуальное рабство попадают даже 12-летние дети.
Боевики «Талибана» убили женщину по имени Бану Негар прямо на глазах ее мужа и детей. При этом, по сообщениям СМИ, погибшая была на восьмом месяце беременности.
«Нам известно об этом инциденте. Власти округи уже начали расследование, чтобы обнаружить виновных. Никто из членов организации «Талибан» отношения к этому преступлению не имеет», – заявил пресс-секретарь экстремистов Забиулла Муджахид.
А 12 июля в провинции Фарьяб талибы забили до смерти мать четверых детей по имени Наджия – она отказалась готовить еду для группы боевиков. «Моя мама сказала им: «Я бедная, что я могу приготовить для вас?». Ее начали избивать. Мама упала в обморок, и они забили ее своими автоматами АК-47″, – рассказала 25-летняя дочь погибшей.
Еще один случай зверств исламистов произошел в провинции Тахар. Телеканал Fox News опубликовал фотографию женщины в луже крови, которую талибы расстреляли за то, что она вышла на улицу без паранджи.
4 сентября в Кабуле состоялся протест – активистки потребовали от «Талибана» соблюдения своих прав и включения женщин в состав нового правительства. В руках участницы акции держали плакаты с лозунгами: «Мы не те женщины, что были здесь 20 лет назад» и «Равенство – справедливость – демократия».
«Мы не хотим, чтобы женщины были жертвами. Они должны быть в правительственной структуре в соответствии с законами шариата», – ранее говорил высокопоставленный чиновник движения Энамулла Самангани.
На практике же ситуация совершенно иная. Замглавы политического офиса «Талибана» Шир Мохаммад Аббас Станекзай недавно поставил точку в этом вопросе. На вопрос, займут ли женщины и этнические меньшинства места в новом афганском правительстве, представитель движения заявил, что женщины могут продолжать свою работу, но на высших постах или в кабинете министров их «не может быть».
По информации газеты The Sun, талибы занимаются просмотром порносайтов, чтобы вычислить афганских проституток. По словам источников издания, девушкам, которые были замечены за непристойным поведением, грозит смертная казнь. Особую ярость у боевиков вызывают женщины, которые занимаются сексом с европейцами.
«Поскольку на видео, которые публиковали афганские бордели, есть явные указатели на их местоположение, этим женщинам сейчас грозит серьезная опасность быть похищенными или убитыми самыми ужасными способами, которые только можно вообразить», — заявил один из источников.
Несмотря на обещания талибов, журналистки сталкиваются с угрозами и преследованиями из-за своей работы. Организация Репортеры без границ установила, что из 510 женщин, которые работали в восьми крупнейших средствах массовой информации Афганистана, только 76 сохранили свои должности. Иными словами, журналистки находятся в процессе исчезновения из Кабула.
Положение женщин при талибах
Флаг Исламского Эмирата Афганистана развевается над правительственными зданиями в Кабуле. И, несмотря на заявления фундаменталистов об охране жизни и безопасности людей, в реальности все может оказаться иначе, особенно для женщин. Об этом предупреждают правозащитники и напоминают: при прошлом правлении талибов женщинам было отказано в элементарных правах на образование, медицину, свободу действия, слова, передвижения. Запрещалась косметика, праздники, спорт, женские бани, фотографироваться и даже смеяться на публике.
Страна опять попала под власть фундаменталистов. Хотя они заявляют, что приоритет для них – это «коллективная безопасность, жизнь и собственность людей», а женщины смогут работать и учиться, в жизни все может оказаться иначе. Новый режим угрожает девочкам и женщинам, предупреждает Революционная ассоциация женщин Афганистана. Она составила список из основных запретов, предупредив, что он далеко не исчерпывающий и дает лишь «беглый взгляд на адскую жизнь, которые обязаны влачить женщины под властью Талибана». Сами талибы объясняли такой подход «стремлением создать безопасную среду для женщин, где те могли бы сохранить свое достоинство и целомудрие».
Это правила, реально существовавшие под властью талибов, с 1996 по 2001 год. Список приводит испанское издание ABC.
Женщинам разрешена только работа в доме за редкими исключениями для врачей и медсестер (поскольку мужчины не могут лечить женщин).
Женщинам запрещено выходить из дома без сопровождения «махрама» (отца, брата или другого близкого родственника, в традиции это человек, имеющий право доступа в гарем) или мужа.
Нельзя ничего покупать у мужчин.
Женщины не могут получить доступ к нормальной медицинской помощи, так как женщин-врачей мало, а мужчины не могут лечить женщин. Кроме того, на женщину нельзя выписать рецепт.
Девочки не могут ходить в школу, девушки — в университеты и другие образовательные учреждения. Врачами остаются работать те, кто получил образование без талибов.
Женщина должна быть прикрыта с головы до ног, не имеет права показывать ни одну часть своего тела.
Если женщина вышла без мужчины или одета не по правилам, ее можно оскорблять, избить палкой или бичом.
Если женщина обнажила лодыжку, ее нужно публично наказать плетью.
По обвинению в сексуальной связи вне замужества женщину казнят камнями.
Запрещено использовать косметику. В 1996-2001 годах были случаи, когда за использование лака отрубали пальцы.
Нельзя разговаривать с мужчиной или здороваться за руку, если это не муж или другой близкий родственник-мужчина.
Чужой не должен слышать голос женщины, поэтому им запрещено не только разговаривать, но и смеяться прилюдно.
Запрещено носить туфли на каблуке, поскольку мужчина не должен слышать шагов женщины.
Нельзя садиться в такси без мужа или другого близкого родственника-мужчины.
Нельзя выступать по радио, телевидению, в Интернете, на публичных собраниях.
Спорт запрещен. Девочки и женщины не могут ходить в спортзалы или в фитнес-центры.
Нельзя садиться на велосипед или мотоцикл.
Запрещено носить одежду ярких цветов, так как она сексуально привлекательна.
Нельзя собираться для досуга или на праздники.
Нельзя стирать или полоскать белье в водоемах.
Географические и другие названия не должны содержать слово «женщина». Например, «Женский сад» в Кабуле был переименован в «Весенний сад».
Нельзя высовываться в окна или выходить на балконы.
Поскольку никто не должен видеть женщину дома, окна должны быть затемнены.
Женщина не может сообщать имя чужому, поэтому их нельзя вписывать в документы, в том числе в свидетельства о рождении собственных детей.
Портные не могут брать мерки с женщин и шить для них одежду.
Не существует женских бань.
Передвигаться можно только в специальном автобусе для женщин.
Брюки-клеш запрещены даже под буркой.
Нельзя фотографировать или сниматься на камеру.
Категорически запрещено публиковать фотографии женщин в газетах и книгах, а также вешать их портреты дома и на работе.
К этим правилам нужно добавить общие запреты для женщин и мужчин. Например, нельзя слушать музыку, смотреть кино, телевизор или вообще видео. Это делают, но очень скрытно. Обязательно нужно носить мусульманское имя. Некоторые национальные праздники, в том числе навруз или день труда, талибы запретили как языческие.
Женщина-мэр в Афганистане
Мэр афганского города Майдан-Шар Зарифа Гафари отказалась покинуть страну после прихода талибов* к власти. Как передает New York Post, она уверена, что будет убита боевиками, но не бросит семью. Кроме того, она заявила, что ей некуда бежать.
29-летняя Зарифа Гафари — самая молодая женщина-политик в Афганистане. Кроме того, она не побоялась возглавить город в провинции Вардак, где сильны консервативные настроения. Она и ее семья постоянно сталкиваются с угрозами. Она пережила два покушения, а ее отец был казнен в ноябре прошлого года.
*Деятельность Талибана признана террористической и запрещена на территории РФ
«Исчезновение женщины»
В своей работе «Мать, дочь, кукла» фотограф из Йемена Боушра Альмутавакель заставляет нас задуматься об условиях жизни женщин там, где к власти приходят религиозные фанатики:
В Афганистане обнародован закон о правах женщин
— Zabihullah (..ذبـــــیح الله م ) (@Zabehulah_M33) December 3, 2021
В этом документе, озаглавленном как «Специальный указ Амира аль-Моменина о правах женщин», изложены правила, регулирующие брак и собственность афганок, которых «нельзя принуждать к браку, а вдовы должны иметь долю в имуществе покойного мужа». Суды должны учитывать эти правила при принятии решений, а министерства по делам религий и информации должны продвигать эти права, говорится в указе. Вместе с тем в документе не упоминается о свободном доступе женщин к образованию или работе вне дома, отмечает Reuters.
В течение нескольких месяцев после вывода американских войск «Исламский Эмират Афганистан», создание которого провозгласил «Талибан», боролся с бедностью, острейшим гуманитарным кризисом, сталкиваясь с хронической бедностью и засухой. За считанные недели талибами были значительно урезаны права женщин: их обязали носить мусульманскую одежду, запретили учиться вместе с молодыми людьми, трудиться, если подобную работу могут выполнить мужчины. В конце ноября был издан указ, который запретил местным актрисам появляться в телевизионных драмах, а ведущим-женщинам находиться в студии без головных мусульманских уборов. Частные университеты обязали набирать женщин-учителей для обучения студенток и учителей старшего возраста, которых необходимо «тщательно проверять на благонадежность».
Многие наблюдатели осенью сочли популистскими слова представителей талибов, что введенные ими ограничения являются «временными» и действуют только для обеспечения «безопасности» на всех рабочих местах и в учебной среде, как недавно обнародованное заявление Муджахида о назначении в ближайшем будущем женщин, «с соблюдением законов шариата», в состав афганского правительства. Некоторые обозреватели напомнили о том, что женщин при талибах в 1990-е годы публично забивали камнями за связь на стороне, не исключая повторения подобных ужасных сцен при нынешнем правлении.
Впрочем, нынешней власти радикалов, которая, несомненно, издала этот декларативный и во многом популистский указ с явным прицелом в сторону Запада с целью признания мировым сообществом правления «Талибана», еще предстоит на деле доказать, что их слова не расходятся с реалиями. Из Афганистана и в основном из отдаленных провинций с пугающей частотой продолжают поступать сообщения не только о грубейшем нарушении прав женщин, но и о фактах насильственного принуждения молодых девушек и даже несовершеннолетних девочек к интимным отношениям и браку с боевиками, а также об убийствах известных активисток за права женщин.
«Били шлангом»: перечислены главные запреты для женщин при «Талибане»
Одобренный радикалами дресс-код пришлось соблюдать даже американской журналистке
Самая молодая женщина-политик Афганистана, мэр Майдан-Шара Зарифа Гафари опубликовала пронзительные посты: она ждет, что талибы ее убьют, но не покидает город, потому что бежать некуда. Судьба многих афганских женщин при «Талибане» видится трагической: их свободу талибы намерены подавить в первую очередь.
В Вашингтоне, на котором лежит прямая ответственность за все, что происходит в Афганистане сегодня, политики выдвигают условия, при котором Штаты могли бы признать новые афганские власти («Талибан» признан в России террористической группировкой и запрещен. – «МК»).
Представитель Госдепартамента США Нед Прайс заявил, к примеру, что Америка могла бы работать с таким афганским правительством, «которое не укрывает террористов и защищает основные права своего народа, в том числе женщин и девочек».
А спикер Палаты представителей Нэнси Пелози на днях наставляла своих слушателей (и, очевидно, талибов тоже): «Любое политическое урегулирование в Афганистане должно включать в себя присутствие женщин за столом переговоров».
Как передает Sky News, Энамулла Самангани, член комиссии талибов по культуре, заявил: «Исламский Эмират не хочет, чтобы женщины становились жертвами. Они должны входить в структуру правительства согласно законам шариата». Звучит многообещающе, но крайне расплывчато. В конце концов, известно, что обещать – не значит жениться. А главное, многим в Афганистане памятны времена талибского «исламского эмирата» 1996–2001 годов, когда женщины постоянно подвергались нарушениям прав человека, лишались работы и образования.
Вот некоторые правила, соблюдения которых, по данным Государственного департамента США за 2001 год, талибы строго требовали, когда правили Афганистаном в прошлый раз.
Женщинам приходилось носить покрывала с головы до пят. Им не разрешалось работать, за исключением очень ограниченного числа случаев.
Женщинам было запрещено посещать школы, их медицинское обслуживание ограничили.
Женщинам не разрешалось покидать дома без сопровождения родственников-мужчин, можно было пользоваться только специальными автобусами.
Запрещалось находиться на улице с мужчинами, не имеющими родства с ними. Окна домов необходимо было закрашивать, чтобы посторонние не видели женщин.
Нарушавшие эти правила рисковали подвергнуться суровым наказаниям – включая избиения и даже побивание камнями.
Издание The Atlantic, напоминая о «женской политике» прошлого талибского правления, приводит пример афганки по имени Шукрия Баракзай, которая летом 1999 года проснулась с головокружением и температурой. Согласно правилам «Талибана», к врачу она могла выйти только с родственником. Муж Шукрии находился на работе, а сыновей у нее не было. Поэтому она побрила голову двухлетней дочки и одела ее в мальчишескую одежду. Шукрия попросила пойти вместе с ними к врачу и соседку. Когда женщины вышли от врача с рецептом и пошли в аптеку, рядом остановился пикап с талибами из министерства по пропаганде добродетели и предотвращению порока. Хитрость женщины с девочкой, переодетой в мальчика, раскусили – бородачи начали хлестать Баракзай резиновым шлангом, пока она не упала.
Именно этот случай положил начало борьбе Шукрии за права женщин. До гражданской войны она изучала гидрометеорологию и геофизику в Кабульском университете. И, когда оправилась от побоев, решила устроить подпольные классы для девочек в своем доме.
После падения талибов Баракзай создала женскую газету, участвовала в разработке конституции Афганистана, два срока проработала в парламенте, стала послом в Норвегии. Ее феминизм вызывал ненависть у религиозных фанатиков, в адрес женщины сыпались угрозы. А в ноябре 2014 года она была ранена в результате нападения террориста-смертника на колонну, в которой Шукрия ехала в Кабул. Она выжила, но три человека погибли.
Уже в наши дни талибы заявили о намерении отказать девочкам старше 12 лет в образовании, запретить женщинам работать и восстановить закон, требующий, чтобы они выходили из дома только с родственниками мужского пола.
На улицах Кабула сейчас почти не видно женщин – так описывает репортер The Guardian начало первой недели жизни афганской столицы под властью «Талибана». Они сидят по домам.
Из афганских провинций в последние недели приходили сообщения о принудительных браках девушек с боевиками. Лидеры талибов, взявшие под контроль Бадахшан и Тахар, велели местным муллам предоставить им список девочек старше 15 лет и вдов до 45 лет для брака с бойцами «Талибана». Захватившие Кандагар талибы зашли в офис банка и приказали всем работавшим там женщинам выметаться. Их развели по домам и велели не возвращаться на работу, заявив, что работать должны мужчины.
Сидящие по домам кабульцы смогли увидеть первые изменения, глядя в телевизор: на телеэкранах новости и мыльные оперы из Индии и Турции уступили место религиозным программам без рекламы, даже на ведущем канале Tolo, славившемся шоу вроде «Конкурса афганских звезд».
«Для меня паранджа всегда была знаком рабства. Ты в ней похожа на птицу, запертую в клетке, я и представить себе не могла, что надену такое. Но сейчас, если я хочу спасти свою жизнь, думаю, она мне понадобится», – цитирует The Guardian одну из кабульских женщин.
Не случайно одним из символов драматических изменений в Афганистане стали два стоп-кадра из кабульских репортажей журналистки CNN Клариссы Уорд. На первом кадре, сделанном до падения столицы, она вещает с непокрытой головой. На втором – уже при талибах – американка оделась в черный хиджаб.
За последние двадцать лет после изгнания талибов в 2001 году в Афганистане появилось немало женщин, работающих в СМИ. Теперь их профессиональному будущему, кажется, пришел конец.
«В Афганистане никто не поддерживает женщин-журналисток. Мы боимся, что, если талибы найдут нас, обязательно убьют, – цитирует The Guardian вынужденную скрываться от боевиков журналистку. – Но даже если они позволят нам жить, то не разрешат вернуться к работе. И это станет финансовой проблемой для меня как женщины, которая живет одна».
Правда, пока и с этим полной ясности нет – с одной стороны, женщины-ведущие на некоторое время исчезли из телепередач, но во вторник телеведущая частной телекомпании TOLOnews Бехешта Арганд взяла интервью у официального представителя «Талибана» Мавлави Абдулхакка Хемада на камеру в студии. Естественно, будучи одетой в черное и с головой, покрытой платком.