Что нельзя делать в туалете мусульманину
Исламский этикет справления нужды по сунне
Исламский этикет справления нужды — это шариатские правила поведения, которые необходимо соблюдать мусульманину в ситуациях, сопровождающих мочеиспускание и дефекацию.
Правила входа в уборную
1. Для справления нужды мусульманину необходимо уединиться, убедившись, что место недоступно для взоров посторонних. Хадис от Джабира гласит:
«Мы вышли в путь вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и Посланник не испражнялся, пока не удалялся, и никто не видел его» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
2. Запрещено справлять нужду на могилах, в банях, в мечети, в тени, у плодоносящих деревьев, в стоячую воду или ту, которая может быть кем-либо использована, в норы.
3. В туалет необходимо входить с левой ноги.
4. Перед входом читают дуа:
«Бисмилля́х, Алла́хумма инни́ ау́зу би́ка мин аль-ху́буси ва ль-хаба́ис» («Во имя Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков»).
5. В туалет запрещено вносить Коран и всё, что содержит коранические аяты или имена Всевышнего Аллаха, как-то кольца, кулоны и т. п. Также запрещено читать Коран в туалете.
6. Нежелательно во время справления нужды поворачиваться лицом или спиной к кыбле, хоть это и не запрещено. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Поистине, это запрещено только на открытом пространстве, однако если между тобой и кыблой есть что-то, что преграждает тебя, то в этом нет беды» (Абу Дауд, Ад-Даракутни, Аль-Хаким).
7. Сунной является покрытие головы во время посещение туалета и обувание (тапочек).
Правила справления нужды
1. Тому, кто хочет испражниться, желательно обнажаться лишь по мере нужды, не открывая сразу аурат, и затем садиться, опираясь на левую ногу.
2. Следует опасаться брызг мочи — поэтому нежелательно мочиться на что-либо твердое или против ветра.
3. Крайне нежелательно разговаривать, приветствовать кого-либо или отвечать на приветствие во время справления нужды.
4. Мочеиспускание и дефекация сидя считается наилучшим способом отправления нужды, однако мочеиспускание стоя без уважительной причины не запрещено категорически, хотя и нежелательно. Имам Ахмад в своем сборнике хадисов передал от Айши (да будет доволен ею Аллах):
«Кто скажет вам, что посланник Аллаха справлял малую нужду стоя, не верьте ему» (Ан-Насаи).
5. При очищении нежелательно дотрагиваться до половых органов правой рукой, смотреть на них (без необходимости) и свои испражнения.
6. После завершения акта мочеиспускания или дефекации необходимо совершить истинджа(подмывание) или истиджмар (подтирание). Истинджа выполняется чистой, пригодной для очищения водой, а истиджмар — твердыми дозволенными и чистыми предметами, например, камешками (тремя или одним, имеющим не менее трех граней), бумагой и пр. Последнее выполняется при условии, что нечистоты не распространились за пределы заднего прохода или кал не подсох. Если это произошло, то для очищения необходимо использовать воду. Для истиджмара не годятся гладкие предметы, такие как стекло, и предметы, к которым следует проявлять особое отношение, например, куски пищи, листы бумаги или материалы, содержащие информацию об Исламе, а также навоз, кости.
При совершении истиджмара или истинджа предметом необходимо протереть (или полить водой) загрязненное место до полного очищения, но не менее трех раз — желательно, нечетное число раз. Салман Аль-Фариси передал:
«[Пророк] запретил нам подмываться правой рукой, подтираться менее чем тремя камнями и подтираться экскрементами и костями» (Аль-Бухари, Муслим).
Халатное отношение к очищению считается в Исламе грехом. В достоверном хадисе, переданном от Абу Хурайры, говорится, что люди из-за этого подвергнутся мучениям в могиле.
Правила выхода из уборной
1. Выходить из отхожего места желательно с правой ноги.
2. После выхода из туалета читается дуа: «Гуфранака!» (Прости!).
3. После справления нужды желательно совершить малое омовение (вуду).
Исламский туалетный этикет
Этикет исправления естественных нужд подробно описан в Коране. Правила предписывают верующему удалиться в специальное место и следовать предписаниям Пророка Мухаммада.
Исламский этикет не терпит нарушения норм и предписывает мусульманам произносить молитвы при посещении туалета.
Как правильно себя вести
Для того, чтобы справить потребность, верующим необходимо пройти в уборную или (при ее отсутствии) в другое место, скрытое от посторонних глаз. В хадисах говорится:
«Мы вышли в путь вместе с Посланником Аллаха, и Посланник Аллаха не испражнялся, пока не удалялся и никто его не видел».
Также стоит покрыть голову и надеть обувь.
Если вы хотите следовать духовному пути (сунна), то входите в уборную с левой ноги, а выходите – с правой. Исламский туалетный этикет предписывает ступать с левой ноги во все места, которые считаются нечистыми, а с правой – уходить. Напротив, при посещении мечети или других святынь нужно входить с правой ноги.
Прежде чем посетить туалет, следует приготовить воду, камешки или туалетную бумагу. Запрещенно брать с собой то на чем написаны имена Всевышнего, Пророка или ангелов (сюда входит бумага, ювелирные украшения).
Мусульманский этикет устанавливает также ряд правил, которые стоит соблюдать:
Не забывайте прочитать молитву, прежде чем пойдете в уборную. Помните – туда стекаются бесы, а отогнать их можно только правильными словами. При входе произнесите: « С именем Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков» или «Во имя Аллаха. Прошу у Аллаха защиты от гнусного, скверного, злого, зловредного и проклятого шайтана ». Во время выхода скажите: « Прости, о Аллах! »
Что делать нежелательно или запрещено
Следуя правилам, которые устанавливает этикет исправления естественных нужд, не открывайте гаурат (части тела, которые необходимо скрывать от глаз посторонних) до тех пор, пока не присядете. Как только вы завершите процесс, его нужно сразу закрыть.
Вот что не одобряет исламский этикет при посещении уборной:
Исламский туалетный этикет запрещает справлять потребности, повернувшись лицом или спиной к кибле (направление в сторону священной Каабы). Исключение можно сделать только когда существует риск попадания скверны на одежду.
Также запрещено совершать акт мочеиспускания или дефекации:
В хадисах приводят также слова Пророка Мухаммада: «Бойтесь двух проклятий». Сказали (сподвижники): «Что это за два проклятия, о посланник Аллаха?». Сказал: «Тот, который освобождается (т.е. справляет нужду) на дорогах (которыми пользуются) люди в тени (которой они пользуются)».
Очищение после посещения отхожего места
Мусульманский этикет предписывает верующим очищать тело после посещения уборной. Это можно сделать двумя способами – подмыванием (истинджа) и при помощи чистых предметов, разрешенных для этих целей (истиджмар). Верующим можно использовать только один из этих методов, но будет сунной, если вы совместите их.
Во время истинджи или истиджмара пользуйтесь левой рукой, подмывайтесь минимум 3 раза и используйте такое же количество чистых платков, бумаги или камешков. Запрещено подтираться костями или нечистотами.
Несоблюдение правил очищения считается грехом. Сказано: « Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся ».
Сунной будет считаться соблюдение всех установленных правил. Выполняйте их, чтобы укрепиться в вашей вере.
Исламский туалетный этикет
Мусульманину шариатом предписаны определенные этикетные правила, которых он должен придерживаться, посещая туалет и во время испражнения и мочеиспускания. Свод этих правил составляет так называемый исламский туалетный этикет.
Правила туалетного этикета
Вкратце правила туалетного этикета мусульман можно обозначить тезисно таким образом:
Что нельзя делать в туалете
Существует в исламском туалетном этикете ряд запретов:
Общие правила того, что делать нельзя при справлении нужды
Что же касается справления не в помещении туалета, а где-то на улице в открытом пространстве без специально оборудованного помещения, то на этот счет этика также устанавливает целый ряд запретов и правил:
Мусульманин должен также знать харам в исламском туалетном этикете – то, что запрещено человеку, который собирается сходить в туалет;
О том, что нельзя мочиться в бассейны, озера, колодцы и другую стоячую воду, говорится в хадисе Джабира, упоминая запрет на это от Пророка ﷺ. Точно также нельзя ходить и по-большому и по-маленькому в общественном месте, на дорогах, в тени, а также под теми деревьями, которые приносят плоды, и эти плоды потом люди употребляют в пищу. На этот счет есть свидетельство Му‘аза (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) о том, что Пророкﷺ завещал бояться трех вещей: «справлять большую нужду в источники, на используемых людьми дорогах и в тени». Об этом же свидетельствует и хадис Абу Хурейры (رَضِيَ اللهُ عَنهُ);
точно такой же запрет касается и тех мест, где человек может согреться в холод и мороз в зимнее время года – в таких местах оправляться категорически не разрешается круглый год. Другими словами, все те действия, связанные с отправлением естественных надобностей, которые способны вызвать недовольство людей, причинить им неприятности и неудобства, а также нанести хоть малейший ущерб флоре и фауне, не поощряются и крайне осуждаются;
в согласованном хадисе Бухари говорится также о запрете держать во время мочеиспускания половой член правой рукой, также как запрет на совершение правой рукой истинджа;
по передаваемому хадису от Джабира(رَضِيَ اللهُ عَنه), в туалет нельзя заходить с Кораном и тем более нельзя его там читать. Однако, в определенных случаях оставить Коран снаружи без присмотра, когда входишь в отхожее место, может быть более опасным и нежелательным – снаружи могут быть люди, которые способны надругаться над Кораном. В данных случаях взять Коран с собой в отхожее место будет меньшим оскорблением, нежели оставить его снаружи;
нельзя справлять малую и большую нужду возле могил мусульман. Нежелательно во время того, как оправляешься разговаривать, если нет такой необходимости. Важно следить, чтобы не находиться передом навстречу ветру, чтобы моча не попала на самого человека, который оправляется;
в качестве свидетельства в хадисе от Муслима есть комментарий относительно того, что, когда мужчина проходил мимо Пророка Мухаммада ﷺ и поприветствовал его, Пророк не ответил, так как в этот момент справлял малую нужду;
особое внимание в исламском туалетном этикете уделяется тому, что не следует мусульманину мочиться в норы, дыры или какие-либо трещины в земле. Об этом говорится в хадисе Катады от Абдуллы ибн Сарджиса: «Что в том, чтобы мочиться в норы?» — «Сказано: «Поистине это места обитания джиннов». Объясняется это так: в норе может обитать животное, которому причинит страдания тот, кто оправляется. Если же эта трещина или дыра является жильем джиннов, то они могут причинить страдание оправляющемуся;
следует обратить внимание и на вот такой момент: в туалет не следует входить с вещью, на которой каким-либо образом упомянуто имя Всевышнего: это могут быть надписи, бумажные деньги, на которых стоит имя Аллаха. Если же нет возможности оставить эту вещь снаружи и приходится вносить ее в туалет, то желательно прикрыть саму надпись на тот период времени, пока мусульманин находится в туалете. Это касается всех бумаг, на которых может быть упомянуто имя Аллаха – Коран, аяты, хадисы, тексты, имеющие отношение к шариатским наукам – в этом случае ислам строг и непреклонен.
Истиджмар и истинджа
Исламский туалетный этикет тесно связан с такими понятиями, как истиджмар и истинджа. Истиджмар означает подтирание камнями, бумагой, глиной или чем-то из числа дозволенного и очищающего. К числу этикетных исключений в данном случае относится навоз и кости – ими нельзя осуществлять истиджмар.
Истинджа означает подмывание, то есть очищение от испражнений обоих выводящих путей посредством воды. В традиции туалетного этикета мусульман использовать для подмывания специальный сосуд, называющимся кумган (на фотографии слева), такие сосуды или кувшины можно встретить в большинстве туалетах при мечетях, а также во многих туалетных комнатах в мусульманских странах: в торговых центрах, общественных учреждениях, некоторые туалеты оборудованы специальными шлангами для подмывания.
Разрешается делать не то и другое, а что-то одно, и на этот счет есть свидетельство: по свидетельству Анаса ибн Малика (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) Пророк ﷺ уединялся с этой целью в отхожее место, ему приносили мальчики «бурдюк с водой и бурдюк из козлиной кожи, и он совершал истинджа водой».
У мусульманских ученых существует единое мнение, что лучше всего объединить процедуры истиджмар и истинджа.
Для истиджмара можно применять не только камни или глину, но и все то, что для этих целей подойдет, но только при условии, что это будут дозволенные материалы, чистые и очищающие. К таким материалам могут относиться дерево или бумага, салфетки или листья. Сам Посланник ﷺ совершал истиджмар как с помощью камней, так и с помощью материалов, подходящих для этого. И, как подтверждал и свидетельствовал Сальман (رَضِيَ اللهُ عَنهُ) менее, чем тремя подтираниями, нельзя совершать истиджмар. Этикетный запрет также гласит, что нельзя совершать подтирания правой рукой.
Правила подмывания
Относительно истинджа также существует ряд подробных этикетных указаний:
Пока вы оправляетесь, вам обязательно следует делать следующее:
Об этом говорится в хадисе Джабира (رَضِيَ اللهُ عَنهُ): Пророк ﷺ не начинал оправление, пока не был уверен, что никто его не видит. Али (رَضِيَ اللهُ عَنه ُ ) также в хадисе говорил, что преградой между «… джиннами и ауратами сынов Адама когда они входят в отхожее место — произнесение «Бисмиллях»». О том, что Пророк ﷺ при выходе из отхожего места всегда произносил «Гуфранакя», свидетельствовала Аиша (رَضِيَ اللهُ عَنها).
Поскольку Пророк ﷺ преимущественно оправлялся именно в положении сидя, и лишь иногда делал это стоя – об этом упоминается в некоторых хадисах. Поэтому в туалетном исламском этикете разрешены обе позиции, но предпочтение отдается именно позиции сидя.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Исламская гигиена-правила посещения туалета
Поведение в туалете
Выше уже говорилось,что в туалете нельзя упоминать Имена Аллаха.Более того,в туалете вообще не рекомендуется разговаривать-да и заниматься любыми посторонними делами,кроме тех,для которых он напрямую предназначен.(Разумеется,здесь речь не идет о случаях,когда в туалете требуется провести какие-то ремонтные или хозяйственные работы.)
Поскольку туалет является «нечистым» местом,в которое охраняющие нас ангелы с нами никогда не заходят,то время нахождения в нем должно быть минимальным.(Тут хочется привести образное выражение некоторых наших братьев,красноречиво именующих туалет «офисом шайтана».Конечно,не все так однозначно,но давно замечено,что стремление подолгу засиживаться в туалете является одним из косвенных признаков одержимости).Недопустимо для мусульманина в туалете читать газеты,вести телефонные переговоры,слушать музыку,«зависать в соцсетях» и тем более курить-как это бывает принято у некоторых «современных»людей.
Помимо этого,не рекомендуется в туалете чересчур обнажаться. (Это также связано с «техникой безопасности» от козней шайтанов.).
То есть при отправлении естественных надобностей нужно снимать одежду лишь настолько,насколько это необходимо для удобства и избежания ее загрязнения.
Еще раз остановлюсь на вопросе использования туалетной бумаги,Подчеркну,что в Шариате нет никакого запрета на ее использование.Более того,использование туалетной бумаги как раз и входит в раздел «истиджмар»(очищение твердым предметом).Но все же после бумаги рекомендуется сделать «истинджа»(подмывание) водой,так как в этом случае достигается наилучшая чистота тела.
После завершения необходимых «мероприятий»рекомендуется сказать «Гуфранакя»(«Прости меня»)и выйти из туалета с правой ноги.
Слова «Прости меня» в данном случае адресуются ко Всевышнему(без упоминания Его Имен)-поскольку мы своими действиями загрязняем мир,который Он создал.
Заключение
В конце этой статьи хочу еще раз извиниться за,так сказать, «столь интимные подробности»,затронутые здесь.Но,согласитесь.без этих подробностей трудно доходчиво изложить сей вопрос.Тем более,что именно эти подробности используют те,кто старается опорочить Исламскую религию путем искаженного толкования её установлений.
На самом деле мы,мусульмане,всегда должны помнить,что Всемогущий и Великий Единый Господь в суре «Завернувшийся»,являющейся одной из первых по времени ниспосылания сур Корана прямо приказал:
«Одежды свои очищай!»
(сура «Завернувшийся»,аят4)
А наш любимый Благородный Пророк Мухаммад(да благословит его Аллах) говорил: «Чистота-половина Веры».(«Сахих» имама Муслима)
Исходя из приказов Самого Всевышнего Аллаха,Свят Он и Велик,и завещания нашего Пророка,да благословит его Аллах,чистота является фундаментальной основой Исламской религии.Соблюдение чистоты как индивидуальной(тела,одежды),так и общественной(чистота места проживания и общественных мест)является одним из украшений Ислама.А грязь и мусор в некоторых странах проистекают исключительно от невежества,безграмотности,лени и маловерия их обитателей,очень мало знающих об установлениях прекрасной религии,к которой они себя причисляют.
Правила посещения туалета
Верующим при посещении туалета крайне желательно быть обутым и в головном уборе. Также желательно (сунна) перед входом в туалет просить защиты у Всевышнего Аллаха, произнося следующие слова:
بِسْمِ اللَّهِ اللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِك مِنْ الْخُبُثِ وَالْخَبَائِثِ
«Начинаю с именем Аллаха. О Аллах, я прошу у Тебя защиты от джиннов мужского и женского пола».
Входить в туалет желательно с левой ноги, а выходить – с правой, в отличие от входа в мечеть и выхода из неё. Крайне порицается вносить в туалет бумагу, на которой написаны имена Всевышнего Аллаха, аяты Корана, хадисы, шариатские науки.
Справлять нужду следует в укрытом и отдалённом от людей месте. Нельзя справлять нужду на дороге, на местах собрания людей, в тени, где люди останавливаются для отдыха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Остерегайтесь двух проклятий». Его спросили: «О Посланник Аллаха, о каких двух проклятиях идёт речь?» Он ответил: «Справлять нужду на дороге или в тени». Это правило также касается мест, где человеку можно греться зимой. Также нежелательно опорожняться под плодоносящими деревьями, потому что плод может упасть на нечистоты. Если же дерево или кустарник, а так же просто участок земли принадлежит кому-либо, то опорожняться под ним без разрешения хозяина является грехом. Порицается справлять нужду в нору, в расщелины, в стоячую воду, в проточную (малую) воду. Говоря кратко, нужно избегать того, что создаёт неудобства для людей или приносит вред флоре и фауне.
При исправлении нужды в открытой местности нельзя обращаться лицом или спиной в сторону Каабы.
Это разрешено лишь в том случае, если впереди, не далее чем за три локтя (около 1,5 м), есть какой-либо предмет высотой не менее 2/3 локтя (около 35 см). Что касается мест, специально предназначенных для этой цели (туалеты), то в них не запрещено обращаться в сторону Каабы, но и там лучше этого не делать.
Во время справления нужды садиться следует, не поворачиваясь ни спиной, ни лицом к Каабе. Также нежелательно поворачиваться к солнцу или к луне.
В туалете не разговаривают, не читают Коран и не поминают Аллаха (в уме можно поминать и читать). Если чихнуть, то «Альхамдулиллах» (Хвала Аллаху) произносим мысленно. Малую нужду не справляют против ветра и на твёрдое место (во избежание попадания капелек).
Подмывание (по-арабски «истинджа») – это обязательное удаление до полного очищения всех выделений из переднего и заднего проходов.
Выделения могут быть обычными (моча, кал) и необычными (мазью, вадью). Если человек испустил только кишечные газы, то подмывание необязательно.
Нужно остерегаться от попадания брызг мочи. Нежелательно справлять малую нужду стоя, а также смотреть на нечисть. Неполноценное очищение от мочи является одной из причин мучений в могиле. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Оберегайте тело и одежду от попадания на них мочи, так как большинство мучений в могиле из-за пренебрежительного отношения к очищению от неё».
После того как мочеиспускание прекратилось, для полного удостоверения в этом желательно (сунна) выполнить истибра, откашливаясь, сдавливая мочеиспускательный канал, приседая и т.п. Истибра – это освобождение от оставшейся в мочеиспускательном канале мочи после прекращения её выделения. Если человек знает, что выделение мочи ещё не закончилось полностью, то он обязан избавиться от неё до конца.
Подмываться и очищаться рекомендуется левой рукой. Если с места испражнения при подмывании могут пойти брызги, то для очищения нужно перейти в другое место. Если не бывает брызг, то можно очищаться там же.
Правой рукой нежелательно дотрагиваться до органов при очищении и смотреть на них (без необходимости).
Выполняя истинджа, предпочтительно использовать сначала твёрдый предмет, который может удалять нечисть – камень или бумагу, но предпочтение отдаётся воде. Можно использовать и одно из них – воду или камень (бумагу), но предпочтение отдаётся воде. Истинджа выполняется чистой, пригодной для очищения водой, либо подтиранием камешками (тремя или одним, имеющим не менее трёх граней, или бумагой и т.п.). Последнее выполняется при условии, что нечистоты не распространились за пределы прохода или кал не подсох. Если это произошло, то для очищения необходимо использовать воду.
Заменить камень может любой предмет, способный очищать, если он шероховатый, плотный (не сыпучий), чистый (не загрязнённый наджасой). Например, бумажные салфетки. Гладкие предметы, такие как стекло, не годятся для этой цели. Нельзя использовать для удаления нечистот почётный предмет, например, кусок съедобного, лист бумаги или материал, содержащий информацию об Исламе. При их удалении предметом необходимо протереть загрязнённое место до полного очищения, но не менее трёх раз, желательно нечётное число раз.
После выхода из туалета желательно произнести:
غُفْرَانَك الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَذْهَبَ عَنِّي الْأَذَى وَعَافَانِي
«Прошу у Аллаха прощения. Хвала Аллаху, который освободил меня от вредоносного и даровал мне здоровье».