Что нельзя делать в суккот

Жизнь в шалаше: чего нельзя и что нужно делать в один из самых веселых иудейских праздников — Суккот

Что нельзя делать в суккот

С вечера понедельника, 20 сентября, до вечера понедельника, 27 сентября, иудеи отмечают один из самых веселых своих праздников — Суккот (шалаши, или кущи). После вавилонского пленения к семи дням Суккота был добавлен восьмой день, в который отмечаются два праздника: Шмини ацерет (что буквально переводится как «восьмого — праздничное собрание» и Симхат-Тора (Радость Торы). За пределами Израиля Симхат Тора отмечается на день позже, 29 сентября, как самостоятельный праздник.

Что можно и чего нельзя делать в праздник

Первый (а вне Израиля и второй), а также восьмой дни Суккота являются праздничными, когда запрещена любая работа, кроме спасения жизни и здоровья человека, а также приготовления пищи. Остальные дни считаются «буднями праздничного периода», в течение которых разрешено заниматься и делами, обеспечивающими нужды праздника, или работами, невыполнение которых может повлечь за собой крупные убытки. Но и в «будни» сохраняется праздничная атмосфера, делается все, чтобы люди чувствовали себя счастливыми и от души веселились.

История праздника

Когда народ Израиля после выхода из Египта 40 лет странствовал по пустыне, люди, живя в сооруженных из веток шалашах, не заботились об их прочности, во всем полагаясь на Божественное провидение. То есть пребывали именно в том состоянии, о котором в Торе написано: «…не одним лишь хлебом живет человек, но всем, что исходит из уст Бога…». И все, что происходило с ними тогда, только укрепляло их веру в то, что Всевышний не оставит свой народ без защиты.

Традиции праздника Суккот

В память об этих событиях и во исполнение завета Торы каждый год сыны Израиля переселяются на всю праздничную неделю в специально построенные для этого шалаши — сукки.

Для того чтобы шалаш соответствовал требованиям Торы, соблюдается ряд условий. Например, сукка не должна находиться под строением или навесом — только под открытым небом. Четко оговорены минимальные и максимальные размеры шалаша и порядок его возведения. Крыша делается только из сорванных, срезанных или срубленных веток или стеблей растений, но ни в коем случае не с помощью веток растущего в земле дерева или куста. Крыша покрывается ветками так, чтобы внутри сукки обязательно было больше тени, чем солнца, но ночью сквозь покрытие должны просматриваться звезды.

Что нельзя делать в суккотКрыша сукки покрывается ветками так, чтобы внутри обязательно было больше тени, чем солнца

Построенную сукку принято украшать плодами, цветами, красивыми картинками с цитатами из Торы, занавесями и специально изготовленными только для этого циновками (ни для каких иных целей их использовать нельзя).

В течение семи праздничных дней в шалаше практически живут: устраивают праздничные веселые застолья (есть вне сукки в эти дни нельзя), встречают гостей, танцуют и ночуют.

Что нельзя делать в суккотВ течение семи дней в шалаше устраивают праздничные веселые застолья (фото ua.depositphotos.com)

От обязанности жить в сукке освобождены женщины, а также мужчины, здоровью которых может навредить жизнь практически под открытым небом. Но и в таких случаях необходимо хотя бы дважды в день устраивать в шалаше трапезы. Помешать пребыванию в шалаше может и непогода, когда, например, из-за сильного дождя струи воды заливают постель или попадают в еду, стоящую на столе.

Традиционно считается, что каждый вечер шалаши по очереди посещают «высокие гости» — души семи выдающихся персонажей еврейской истории: Авраама, Ицхака, Иакова, Иосифа, Моисея, Аарона и Давида. Кроме того, выполняя заповедь Торы: «И будешь веселиться в твои праздники — и ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, и гер, и сирота, и вдова, что находятся в воротах твоих», принято приглашать к себе в шалаш и других гостей, в первую очередь бедняков и тех, кто не имеет возможности построить собственную сукку.

Предписывает Тора выполнять в Суккот заповедь «четырех растений». Для этого берут один лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь), не меньше трех веток адаса (мирта), две ветки аравы (речной ивы) и этрог (вид цитрусового плода). Каждое из этих растений символизирует одну из частей еврейского народа: имеющий запах и вкус этрог подобен евреям, знающим Тору и делающим добрые дела; имеющий вкус, но не обладающий запахом лулав подобен тем, кто изучает Тору, но не совершает добрых дел; благоухающий, но не обладающий вкусом адас — это те, кто не изучают Тору, но совершают добрые дела; а не имеющая ни вкуса, ни запаха арава подобна евреям, не только не изучающим Тору, но и не очень стремящимся творить добро. Соединенные, эти растения в первую очередь посвящены Всевышнему, его полной власти над всем миром, а также являются символом единства еврейского народа, ответственности евреев друг за друга.

Что нельзя делать в суккотТора предписывает выполнять в Суккот заповедь «четырех растений» (фото ua.depositphotos.com)

Заповедь «четырех растений» выполняется еще до утренней молитвы. Стоя, в правую руку берут связанные вместе лулав, адас и араву, а в левую — этрог и произносят специальные благословения. Потом этрог присоединяют к веткам и делают движения всей связкой в шести направлениях: на восток, на юг, на запад и на север, а потом вверх и вниз (по другой традиции: на юг, на север, на восток, вверх, вниз и на запад). В первые два дня заповедь выполняется только со своими личными «четырьмя растениями», а в следующие дни можно воспользоваться и чужими, но ни в коем случае нельзя уносить растения с того места, где их оставил владелец.

Что нельзя делать в суккотВ правую руку берут связанные вместе лулав, адас и араву, а в левую – этрог и произносят специальные благословения (фото ua.depositphotos.com)

Считается, что в Суккот Всевышний решает, сколько воды в виде дождя будет послано на землю в течение года. Во времена Храма, чтобы Господь благословил землю обильными дождями, люди совершали в дни праздника возлияние воды, которую набирали из источника Шилоах около Иерусалима, на храмовый жертвенник. Все действо сопровождалось таким весельем, что появилась поговорка: «Кто не видел веселья возлияния воды на жертвенник, тот никогда в жизни не видел веселья». В наше время в память о тех временах в Суккот ночами устраиваются праздники. На них читают отрывки из Торы, провозглашая между главами: «И будете вы в ликовании черпать воду из источников спасения!», поют, танцуют и устраивают веселые трапезы.

Последний день праздника Суккот называется Гашана-Раба. В ночь на Гашана-Раба принято заниматься изучением Торы, а в перерывах всем присутствующим в синагогах по традиции раздают сладкие яблоки, которые перед едой окунают в мед.

В Гашана-Раба заповеди о «сукке», «четырех растений» и «возлияния воды на жертвенник» уже не выполняются. Но выполняется еще один древний обычай — битье о землю ивовыми ветками. В синагогах в этот день с молитвами обходят семь раз «биму» (возвышение в центре синагоги со столом, на который кладут Тору для публичного чтения), а затем берут в руки пучок из пяти ивовых веточек и, произнеся специальную молитву, бьют ими о землю. Ивовые ветки символизируют ту часть еврейства, которая не проявляет особого желания и настойчивости в изучении Торы и в выполнении заповедей. Поскольку форма листьев ивы напоминает форму человеческих губ, выполняя эту заповедь, люди демонстрируют Всевышнему, что даже те, кто никак не проявил себя перед Господом, все-таки имеют губы, чтобы молиться ему, и готовы принять на себя любые удары, лишь бы получить от него прощения и счастливую жизнь…

Восьмой день — Шмини ацерет — празднуется по библейскому предписанию: «В восьмой день пусть будет у вас праздничное собрание (ацерет)». Это самостоятельный праздник, но в то же время являющийся как бы завершением Суккот. В этот день в синагогах поминают умерших молитвой «Изкор» и молятся о дожде.

Источник

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

«Холь амоэд»

Холь амоэд — «праздничные будни» — это пять (в диаспоре — четыре) дня между первым и последним днями праздника Песах и шесть (в диаспоре — пять) дней между первым днем праздника Суккот и праздником Шмини Ацерет — настоящими праздничными днями, йом тов.

Из многих мест в Торе мудрецы вывели законы, определяющие правила поведения в холь амоэд, и запретили в эти дни многие виды деятельности. Эти запреты отличается от запретов, действующих в йом тов, о котором сказано: «Не делайте никакой работы». Их Тора доверила мудрецам, которые и определили, какая работа в эти дни дозволена, а какая запрещена.

Разрешено приготовление пищи — как на холь амоэд, так и на йом тов.

Разрешена любая работа, невыполнение которой в холь амоэд принесло бы ущерб, но это не значит, что на холь амоэд разрешается откладывать работу, которую можно было завершить заблаговременно. В таком случае на ущерб сослаться уже нельзя.

Бедняку, у которого нет средств, чтобы достойно провести праздники, можно предоставить работу, вообще говоря, запрещенную в эти дни, и дать ему заработать необходимые деньги. Но трудиться он должен, не привлекая посторонних взглядов.

Запрещены все полевые работы, кроме орошения. Разрешается лишь срывать и выкапывать плоды для праздничных нужд. Однако в тех местах, где приостановление сельскохозяйственных работ причиняет убытки, их можно продолжать.

Запрещены стрижка волос и бритье. Однако тому, кто по какой-либо причине не мог постричься до праздника (например, носил траур), разрешено стричься в холь амоэд.

Ногти, постриженные перед праздником и вновь отросшие, можно состричь. Но если они не были сострижены перед праздником и отросли за длительное время — стричь их нельзя. Впрочем, в таком случае ногти можно обкусать или обломать.

Запрещено стирать белье — кроме случая, когда чистая одежда нужна в праздник, а выстирать ее заранее было невозможно. Детские пеленки можно стирать в холь амоэд без ограничения.

Разрешено все, что требуется для лечения людей или животных.

Запрещено ведение счетов, деловая переписка и переговоры. Однако можно записать все, что требуется, чтобы потом не понести ущерба.

Можно написать дружеское (не деловое) письмо, но обязательно каким-нибудь необычным способом — не так, как в будни.

Одалживая деньги, — даже не для праздничных нужд — можно написать расписку или долговое обязательство. Но если эту ссуду можно получить и после праздника, писать расписку запрещено.

Не переезжают на новую снятую квартиру в холь амоэд, если она не находится в том же дворе. Но разрешено переезжать из чужой квартиры в собственную — чтобы прожить хотя бы часть праздника у себя дома.

В холь амоэд не сажают наседку на яйца (чтобы вывести птенцов). Но если она уже высиживала птенцов до праздника и улетела — в течение трех дней можно вернуть ее на место. По истечении трех дней ее уже не сажают обратно (поскольку, скорее всего, птенцы уже не выведутся). Однако новую наседку не сажают на место улетевшей даже в течение первых трех дней.

Любую — даже разрешенную — работу следует делать в холь амоэд по возможности незаметно для окружающих.

Купля-продажа разрешена, только если выполняется одно из следующих условий:

1. Необходимо заработать на жизнь в праздничные дни.

2. Подвернулась необычайно удачная операция, которую необходимо завершить немедленно, причем часть прибыли предполагается истратить в праздничные дни сверх ранее выделенных на праздничные нужды денег.

3. Необходимо завершить продажу (не покупку) в холь амоэд, потому что в противном случае придется продать товар после праздника дешевле себестоимости. Неполучение прибыли не является условием, разрешающим продажу.

Следует чрезвычайно остерегаться нарушения запретов, связанных с работой в холь амоэд. Наши мудрецы учат (Псахим, 118):

«Пренебрегающий праздничными буднями подобен идолопоклоннику». И еще (Авот, 3): «Пренебрегающий праздничными буднями, даже если он сведущ в Торе и совершает добрые дела, — лишается доли в будущем мире». Необходимо освящать их, воздерживаясь от работы, вкушая праздничные блюда и надевая красивую одежду.

Суббота в «холь амоэд»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Утренняя молитва — Шахарит — отличается от обычной субботней только тем, что в нее включаются отрывок «Пусть поднимется и придет» и Галлелъ. Молитва Мусаф — праздничная, причем в ней упоминается суббота. Тору читают так, как принято читать в праздничный день.

В субботу, выпадающую на холь амоэд Сукот, в ашкеназских общинах принято читать Книгу Когелет (Экклезиаст). Согласно одной точке зрения, каждый еврей должен читать ее по обычной книге самостоятельно и без благословения. Согласно другой, ее следует читать в синагоге по пергаментному свитку, произнеся перед чтением два благословения — «Повелевший нам читать Мегилу (свиток)» и «Давший нам дожить».

Источник

Жизнь в Сукке в вопросах и ответах

от Что нельзя делать в суккотрабби Элозор Баркли и Ицхак Йегер 18 Tishri 5778 – 08.10.2017, 01:19 2.2k Просмотры 0 Голоса

Подробное руководство к питанию, сну и благословениям в сукке

Почему нам велено пребывать в сукке?

Тора повелевает: «В кущах живите семь дней, всякий уроженец в Израиле, пусть живут они в кущах. Чтобы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израиля, когда выводил их из земли Мицраима. Я — Г-сподь, Б-г ваш» (Бемидбар 23:42,43).

Когда евреи покинули Египет и отправились в пустыню, их насчитывалось более 2 миллионов человек. Местность вокруг отличалась великим запустением, кишела ядовитыми змеями, и негде было укрыться от палящего зноя. Поэтому Б-г чудесным образом защитил Свой избранный народ, окружив его семью облаками славы: четыре — со всех сторон света, два — над ними, как небо, и под ними, как ковёр, и ещё один — чтобы показывать направление, куда идти. Нам велено пребывать в сукке, чтобы помнить этот замечательный и чудесный дар доброты Всевышнего.

Что нельзя делать в суккот

Что нельзя делать в суккот

Почему эта мицва выполняется в месяце Тишрей?

Хотя еврейский народ покинул Египет в месяце Нисан и сразу же оказался под защитой Б-жьего Облака Славы, тем не менее, мицва праздника Суккот перенеслась на месяц Тишрей. Среди многих причин выделяют такие:

Нисан отмечает начало весны, когда погода становится теплее, и естественно и удобно для людей выходить за пределы своих домов и больше находиться на воздухе, под открытым небом. Желание Б-га, чтобы мы пребывали в Сукке в осенний месяц Тишрей, дано не ради нашего удобства, а исключительно для выполнения Его заповеди.

Облака Славы, которые первоначально сопровождали еврейский народ в месяце Нисан, спустя некоторое время, после грехопадения Золотого Тельца, исчезли. И возвратились уже навсегда, но значительно позднее, во время строительства Мишкана, пребывая с еврейским народом в течение сорока лет скитания по пустыне.

В Рош ѓа-Шана и Йом Кипур Б-г вершит суд над всем человечеством. После Судного дня, как если бы нас образно приговорили к изгнанию, мы строим сукку и оставляем свои дома.

Сколько времени нужно проводить в Сукке?

Мудрецы говорят: «В течение всех семи дней человек должен считать сукку своим постоянным домом, а дом, в котором он жил, — временным местом обитания». Поэтому человек обязан есть, спать и проводить все свободное время в сукке так же, как он это делает из года в год в своём родном доме.

Запрещено ли оставлять Сукку без необходимости?

Человек должен жить в сукке, как живет дома, в протяжение года. Вполне естественно, что иногда он покидает свой дом ради выполнения своих потребностей и других забот. Точно таким же образом он может покинуть сукку, когда для этого есть причина или повод. Тем не менее, считается самым лучшим максимальное времяпрепровождение в сукке, ибо каждое мгновение сулит вечную награду.

Если человеку по каким-то причинам предложат крупную сумму денег, чтобы он не покидал стены своего дома, наверняка он постарается быть в нём как можно дольше. Конечно, награда за выполнение заповеди в Суккот — несоизмерима с денежной премией. В определённых обстоятельствах человек может покинуть сукку (например, во время сильного дождя или из-за болезни).

Когда человек обязан быть в Сукке?

В трёх случах:

Где женщина должна зажигать свечи в Шабат и Йом Тов в праздник Суккот?

Свечи должны зажигаться в сукке, ибо важная мицва — наслаждаться пламенем огня во время еды. Но если есть опасения, что их задует ветер или они создадут пожароопасную ситуацию, свечи необходимо зажечь в доме. Тогда их следует разместить на окне, которое выходит на сукку, если такое возможно.

Обязательно ли есть всё виды еды в Сукке?

Строго говоря, в сукке мы должны есть основные блюда, а не закуски или напитки. Тем не менее, желательно есть и пить, не выходя из сукки.

Едой можно назвать кусок хлеба больше, чем кебейца (около 58 см 3 ). Согласно различным мнениям, кусок хлеба, размером кезайт (около 29 см 3 ), вместе с другими видами пищи относят к еде.

Если вы едите всю еду без хлеба, то, строго говоря, в сукке это недопустимо, и настоятельно рекомендуется есть хлеб в сукке.

Что касается других мучных или зерновых продуктов в виде тортов или крекеров, на этот счёт существуют разные мнения, но распространённый обычай — есть такие продукты в сукке, как в случае с хлебом. (В данном контексте рис, как зерновой продукт, не рассматривается).

Можно ли утолять голод или жажду за пределами Сукки в момент трапезы?

Если человек ест в сукке, то всё, что он ест, считается частью еды. Поэтому запрещено есть и пить за пределами сукки. Следует быть очень осторожными, когда вы переходите из дома в дом во время наступления трапезы.

Чем отличается первая ночь в Суккот от остальных ночей этого праздника?

Хлеб необходимо съесть в течение двух минут, если такое возможно, но можно съесть и в течение четырёх минут. Следует проявлять особую осторожность, чтобы не говорить до тех пор, пока хлеб не будет съеден. Во время остальных дней Суккот каждый может вкушать пищу только в том случае, если он этого захочет.

Обязаны ли мы спать в Сукке?

Во время Суккот временное жилище рассматривается как постоянное. Коль скоро основная деятельность дома — принимать пищу и спать, человек обязан спать в сукке. Согласно некоторым мнениям, спать в сукке важнее, чем принимать пищу.

Некоторые могут спать в доме по следующим причинам:

Тот, кто кропотливо выполняет требования мицвы, заслуживает того, чтобы узреть Присутствие Шехины.

Что, если человек всё же боится спать в Сукке?

Согласно большинству мнений, сукка нужна только для трапезы, а для сна — не подходит. Но коль скоро сукка заменяет реальный дом человека, мы должны в ней и есть, и спать. Вот почему важно приложить все усилия, чтобы построить сукку на безопасном для сна месте.

Если человек живёт в опасном районе и по этой причине пребывание в сукке чревато угрозой его жизни, ему следует разумно отнестись к выполнению заповеди и не полагаться на чудеса.

Можно ли спать в Сукке, если ноги выступают за её пределы?

Если голова и большая часть тела находятся внутри сукки,мицва выполняется, а значит, нет запрета на то, чтобы спать таким образом.

Можно ли спать в Сукке под столом?

В идеале, следует принимать пищу и спать в сукке, не выступая связующим звеном между собой и схахом (кровлей). Однако, если это необходимо, разрешено спать под стандартным столом (так как его высота — менее 80 см).

Можно ли немного поспать за пределами Сукки?

Нет, это категорически запрещено. Хотя человек может перекусить за пределами сукки, всё же ему запрещается спать вне её стен. Причина заключается в том, что иногда даже краткий сон становится полезным и приятным для человека и эквивалентен обычному сну.

Хотя и возбраняется спать за пределами сукки, тем не менее, нельзя будить человека и просить его переместиться в сукку, так как этот процесс может внести дискомфорт, что запрещено испытывать в Суккот.

Следует ли в сукке всегда произносить благословение «лэейшэв беСукка» перед едой?

Можно ли читать это благословение, когда спишь или просто сидишь в Сукке?

Согласно общепринятому обычаю, благословение должно произноситься перед тем, как есть хлеб или зерновые продукты. Хотя человек исполняет заповеди Торы всякий раз, когда находится внутри сукки, благословение произносится при совершении значительного действия. Еда — это наиболее важное действие, в отличие от таких, как простое пребывание в сукке, и сон, и это благословение, произносимое перед едой, «покрывает» все менее значимые действия.

У некоторых есть обычай читать благословение каждый раз, когда они входят в сукку (после большого перерыва), и в том случае, если не готовы есть хлеб или зерновые продукты. В идеале, человек должен их поесть, произнеся это благословение.

Что делать, когда вы не намерены сразу же есть?

Желательно поесть, как можно скорее, для того чтобы произнести благословение для сукки. Если же человек не хочет этого делать, он должен отложить произнесение благословения до тех пор, пока не будет готов к принятию пищи. Тогда благословение, имея обратную силу, восполнит время его пребывания в сукке.

Если же человек забыл сказать благословение и начал приём пищи, ему следует прочесть благословение, как только он вспомнит о нём, и тогда он может продолжать есть. Если кто-то уже произнёс Биркат ѓа-Мазон, благословение для сукки можно прочесть в том случае, если он намерен остаться в сукке.

Благословение для Сукки длится весь день?

Когда человек пребывает в сукке весь день или отлучается ненадолго, произносить благословение не обязательно. Это истинно даже в том случае, если он вкушает очередную трапезу.

Если же он отлучится на значительное время, благословение нужно произнести, когда необходимо поесть хлеб или прочесть благословение на мезонот. Это истинно даже тогда, когда его планы сменились, или он передумал, или он тотчас вернулся и остался в сукке.

Если кто-то намерен пойти в другую Сукку, необходимо ли прочесть новое благословение?

Указанные правила одинаковы для всех: вернётся ли он к себе в сукку или отправится в другую. Это верно даже тогда, когда вторая сукка принадлежит кому-то другому, или кто-то даже не подумал о второй сукке, когда произнёс изначальное благословение. Почему это происходит?

Мицва выполняется, когда ты сидишь в своей сукке. Она не прерывается во время посещения суккот других людей. Однако не все авторитеты сходятся на этом мнении, поэтому предпочтительно заблаговременно думать о посещении другой сукки при произнесении изначального благословения.

Произносят ли это благословение женщины?

По ашкеназской традиции, женщины могут читать благословение в тех же самых обстоятельствах, что и мужчины.

Обязан ли человек принимать пищу в Сукке во время дождя?

Во время сильного дождя нет обязанности принимать пищу в сукке, за исключением первого вечера. Сильный дождь определяется тем, что вода протекает через крышу (схах) в таком объёме, что если бы подобное случилось в обычном доме, человек немедленно покинул бы его.

Если идёт лёгкий дождь, обязательство принимать пищу в сукке не отменяется.

Разрешено ли оставаться в Сукке во время дождя?

Если дождь идёт с такой силой, что человек освобождается от мицвы, ему следует уйти. Человек, который думает, что он выполняет мицву в ситуации сильного дождя, ведет себя глупо и не получает никакой награды. Благословение для сукки читать запрещено.

Обязательно ли возвращаться в сукку после того, как дождь прекратится.

Если человек ещё не поел в доме, он должен сделать это в сукке, даже если из-за начавшегося ливня, придётся покинуть сукку и прервать трапезу посреди приёма еды.

Если человек не закончил приём пищи дома, а дождь прекратился, то ему разрешается доесть трапезу дома.

Если человек уснул в доме по причине дождя, то ему не запрещено оставаться в доме до утра.

В двух вышеупомянутых случаях, похвально будет, если человек немедленно возвратится в сукку, хотя и не обязан этого делать.

По возращению человека в сукку после дождя, следует ли повторить благословение для сукки?

Коль скоро невозможно выполнить мицву во время дождя, предыдущее благословение становится недействительным. Поэтому будет правильно повторить благословение во время трапезы (на хлеб или зерновые продукты).

Что делать, если в первую ночь Суккот идёт дождь?

В этом вопросе мнения расходятся, ибо каждый человек обязан принимать пищу в сукке, несмотря на дождь. С одной стороны, проводится параллель с первой ночью Песаха, когда есть мацу необходимо в любом случае, но, с другой стороны, нет мицвы находиться в сукке во время дождя. Поэтому лучше подождать час или два в надежде, что дождь прекратится, чтобы можно было поесть в сукке и надлежащим образом выполнить мицву.

В каких ситуациях человек освобождается от выполнения мицвы в Суккот?

Существует несколько ситуаций, в которых человек освобождается от выполнения мицвы:

Что представляет собой «неудобство», способное стать причиной для отмены мицвы?

Это означает, что условия сукки доставляют невероятные неприятности, и, оставив сукку, человек испытает облегчение. Если в таких же условиях он вынужден оставить свой дом, то ему разрешено покинуть сукку.

Человек освобождается от мицвы при следующих обстоятельствах:

Если человек освобождается от исполнения заповеди по причине «неудобства», он не совершает надлежащим образом мицву и не получает вознаграждения. Похвально, когда сукка устроена удобной для пребывания в ней.

Что бывает, если человек огорчён плохими известиями?

Он обязан находиться в сукке. Эта форма «неудобства» связана не с суккой и не смягчится, когда вы уйдёте домой.

Разрешено ли кому-то посещать родителей, если у них нет сукки?

Это разрешено даже в тех случаях, когда он не может есть или спать в сукке. Если есть возможность договориться есть и спать в сукке соседа, он это должен сделать, если не огорчит своим поступком родителей.

Когда человек освобождается от мицвы во время путешествия?

Если в силу обстоятельств человеку необходимо отправиться в путешествие (например, по делам бизнеса или ради выполнения мицвот) во время Суккот, он может это сделать, даже если в дороге не найдёт сукку. Ибо если человек оставляет свой дом, отправляясь в путешествие, значит, он может оставить и сукку, находясь в пути. Поэтому ему позволено свободно принимать пищу в дороге, если он только не встретит по пути сукку. Ему нужно приложить все усилия, чтобы найти сукку для возможности переночевать, но если поиски не увенчатся успехом, ему позволено спать в закрытом помещении.

Однако если вы путешествуете ради удовольствия, запрещается спать вне сукки. Люди, которые отправляются в путешествие по разным достопримечательным местам, в случае, если они не найдут сукку, а затем потребуют освобождения от нарушения мицвот, — совершат грех.

Какое поведение запрещено в сукке?

Человек должен свести к минимуму светские и мирские разговоры в сукке и попытаться говорить только о Торе и святых делах. Разумеется, нужно быть весьма осторожным, чтобы случайно не обронить лашон ѓa-ра или не рассердиться, пока находимся в сукке.

Вот, что ещё запрещено в сукке:

Строго говоря, разрешено пользоваться кастрюлями внутри сукки, но обычай требует этого избегать. Поэтому следует выложить пищу на тарелки за пределами сукки.

Каковы ограничения на использование сукки в личных целях?

Запрещено снимать или разбирать любую из стен сукки или схаха и применять по своему усмотрению, так как это действие нарушает святость этих предметов. Остальные действия, включающие разумное использование сукки, — разрешены, так как предполагается, что человек живёт в сукке, как в доме. Например, можно подвесить или опереть о сукку предметы, защищающие от солнца, чтобы они находились в сукке или около неё.

Все украшения, свисающие сверху, с кровли, или расположенные на стенах, имеют такую же святость. Поэтому их нельзя брать для личного использования. Например, фрукты, украшающие сукку, нельзя съедать во время Суккот.

Украшения со стен можно снять лишь в холь а-моэд и возвратить в дом во избежание их порчи от дождя. В сукку их позволено внести позже, но избегать использования в доме до Суккот.

Имеет ли Сукка святость после окончания праздника?

Сукка теряет свою святость после Суккот, и её стены и схах можно использовать в любых целях. Тем не менее, нельзя «оскорблять» её неуважительным отношением: наступать на неё (или её составляющие), выбрасывать на улицу, складывать в неё мусор. Если кто-то желает избавиться от сукки, то её можно просто сжечь.

Когда можно переносить мебель из сукки в дом?

В Ѓошана Раба в Израиле (или Шмини Ацерет в диаспоре) можно занести мебель в дом в рамках подготовки вечера. Это делают от времени молитвы минха ктана (за два с половиной галахических часа до захода солнца). Любая преждевременная разборка сукки позорит её честь, ибо сукка, как предполагается, — это дом для всего периода праздника Суккот. Разрешена разборка только после минха ктана, ибо становится очевидным, что это действие совершают в честь приближающегося праздника.

Есть ли обязанность сидеть в сукке на Шмини Ацерет в диаспоре?

Согласно большинству мнений, трапеза в Йом Тов должна быть съедена в сукке. Благословение для сукки, соответственно, не читается. В доме можно перекусывать и пить напитки, так как даже в Суккот никто не обязан оставлять их в сукке. В Шмини Ацерет существует приемлемый обычай — есть любую еду из трапезы в Йом Тов дома. Человек может участвовать в такой трапезе, если крепкие устои его семьи позволяют это.

Что же касается сна, распространённый обычай — спать дома.

Выдержки из книги «Руководство по Суккот» — 400 часто задаваемых вопроса (Таргум/Фельдхейм)

Read Later Add to Favourites Add to Collection Report

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *