Что нельзя делать с неравенствами

Решение неравенств. Общие соображения.

Свойства числовых неравенств

Для любых дейcтвительных чисел a, b, c и d выполняются следующие свойства:

Следующие свойства выполняются только для положительных чисел.

Почему неравенства не решают так же, как уравнения?

Итак, нужно найти корни уравнения. Что можно сделать?

Вариант первый.

Вариант второй.

Привести к общему знаменателю. При этом неважно перенесены ли предварительно все члены уравнения в одну сторону или нет.
Не забыть об ограниченности области допустимых значений выражения (написать ОДЗ).
Отбросить общий знаменатель (одинаковые знаменатели в обеих частях равенства, если не переносили всё в одну сторону).
Решить упрощенное уравнение, проверить полученные корни на соответствие ОДЗ, написать ответ.

Вариант третий.

Попробуйте всё это проделать самостоятельно для тренировки навыков решения дробно-рациональных уравнений. И убедитесь в том, что во всех трёх случаях будут получены одинаковые ответы.
Для решения уравнений реального ЕГЭ вы можете выбрать любой из этих подходов, который вам придётся по душе.

Ответ: x ∈ <3;4>.

Замечение:Отдельные ответы удобно записывать в фигурных скобках как элементы перечислимого множества, в отличие от интервалов (a;b) и отрезков [a;b], для обозначения которых используются круглые или квадратные скобки соответственно..

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Объединяя эти случаи, т.е. первую часть ответа с пустым множеством, в итоге получаем:

Как проверить ответ неравенства?

И всё-таки, если это ответственное решение, например, важный экзамен, имеет смысл потратить некоторое время и провести вычисление нескольких числовых значений для неравенства.
1) Подставить в неравенство хотя бы по одному значению из промежутков, входящих в ответ, чтобы убедиться, что полученные числовые неравенства будут верными,
2) и по одному значению из промежутков, не входящих в ответ, чтобы убедиться что соответствующие числовые неравенства будут неверными.
3) Также не мешает перепроверить граничные точки промежутков.

Проверка ответа примера 2.

1) Все следующие числовые неравенства должны оказаться верными.

Выход из положения может быть следующим:

Вывод: Отбрасывание общего знаменателя можно производить только для тех неравенств, в которых этот знаменатель положительная константа. Т.е. здесь для неравенства (1). Во всех остальных случаях требуется более детальный анализ знаков чисел и выражений.

Внимание: Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, сообщите о ней на email.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Внимание, ©mathematichka. Прямое копирование материалов на других сайтах запрещено.

Источник

Решение неравенств: основные ошибки и полезные лайфхаки

Вы умеете решать неравенства? Уверены?

Вспомним для начала, что вообще можно делать с неравенствами и чего с ними делать нельзя.

При решении неравенств мы можем:

1. Умножать обе части неравенства на число или выражение, не равное нулю.
При умножении обеих частей неравенства на положительное число знак неравенства сохраняется.

При умножении обеих частей неравенства на отрицательное число знак неравенства меняется на противоположный.

2. Можем возводить обе части неравенства в квадрат при условии, что они неотрицательны

3. Имея дело с показательным или логарифмическим неравенством, мы можем «отбрасывать» основания или логарифмы. Если основание степени или логарифма больше единицы – знак неравенства будет тот же. Если основание степени или логарифма положительно и меньше единицы – знак неравенства меняется на противоположный.

Конечно, мы не просто «отбрасываем» основания степеней или логарифмы. Мы пользуемся свойствами монотонности соответствующих функций. Если основание степени больше единицы, показательная функция монотонно возрастает. Если основание положительно и меньше единицы – показательная функция монотонно убывает. Аналогично ведет себя и логарифмическая функция.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

4. При решении показательных или логарифмических неравенств применяется метод рационализации (замены множителя).

5. Общее правило. Если неравенство можно хоть как-то упростить – это необходимо сделать! Иначе его решение может занять восемь страниц и два часа времени.

Чего нельзя делать при решении неравенств? Вот 7 ловушек, в которые часто попадают абитуриенты.

1. Нельзя умножать (или делить) неравенство на выражение, знака которого мы не знаем.

2. Извлекать из неравенства корень тоже нельзя. Такого действия просто нет.

Как, например, решить неравенство

Перенесем все в левую часть неравенства, чтобы в правой остался ноль.

Разложим левую часть на множители.

Запомним: ответы типа « > » абсурдны.

4. Возводить обе части неравенства в квадрат можно только если они неотрицательны.

5. Помним о том, в каких случаях знак показательного или логарифмического неравенства меняется, а в каких – остается тем же. «Отбрасывая» логарифмы, делаем это грамотно.

6. Если в неравенстве есть дроби, корни четной степени или логарифмы – там обязательно будет область допустимых значений.

7. Сложная тем для старшеклассников – задачи с модулем. Проверьте, умеете ли вы их решать.

При решении неравенств большое значение имеет правильное оформление. Рекомендуется оформлять решение как цепочку равносильных переходов: от исходного неравенства к равносильному ему неравенству или системе.

Обратите внимание на приемы, позволяющие решать неравенства легко, быстро и без лишних вычислений.

А теперь – полезный лайфхак для решения дробно-рациональных неравенств.

Продолжаем упрощать левую часть:

Теперь можно и привести дроби к одному знаменателю.

Все, больше ничего не пишем. Решаем неравенство методом интервалов.

Источник

math4school.ru

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Ошибки в неравенствах

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Неравенства по праву считаются одним из самых трудных разделов школьной математики, и при их решении допускается наибольшее количество ошибок. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них.

Некоторые общие ошибки

Указать наименьшее целое решение неравенства:

Ошибки в квадратных неравенствах

Квадратные ( квадратичные ) неравенства – неравенства вида

(х + 5) 2 ≤ 0 – решений нет.

Неравенство (х + 5) 2 ≤ 0 выполняется при единственном значении х = –5.

Комментарий. Необходимо помнить, что, вообще говоря, нельзя извлекать корень из обеих частей неравенства.

Ошибки в дробно-рациональных неравенствах

K Упражнение. Решить неравенство \(\large \frac>0.\)

L Неправильное решение.

J Правильное решение.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

K Упражнение 1. Решить неравенство \(\large \frac<2x+3>>1.\)

L Неправильное решение.

J Правильное решение.

Рассмотрим один из возможных способов решения данного неравенства:

K Упражнение 2. Решить неравенство \(\large \frac<4-x^2>>0.\)

L Неправильное решение.

J Правильное решение.

L Неправильное решение.

J Правильное решение.

Так как обе части неравенства представлены стандартными функциями, то легко использовать графические метод решения неравенства:

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Ошибки при использовании метода интервалов

L Неправильное решение.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

J Правильное решение.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

L Неправильное решение.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

J Правильное решение.

Числовая ось с проставленными знаками на промежутках должна выглядеть в данном случае следующим образом:

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

K Упражнение 3. Решить неравенство

(х – 8) (х + 7)≥ 0.
х + 2

L Неправильное решение.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

J Правильное решение.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

L Неправильное решение.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

J Правильное решение.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

L Неправильное решение.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

L Неправильное решение.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

J Правильный ответ: х ∈ (–∞; –3]∪<5>.

Ошибки в иррациональных неравенствах

L Неправильное решение.

J Правильное решение.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Нередко учащиеся не учитывают ограничения, которые накладываются на выражения, стоящие вне знака корня четной степени и содержащие неизвестную величину.

L Неправильное решение.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

J Правильное решение.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

L Неправильное решение.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

J Правильное решение.

\(\left[\begin\begin x+26\geq x^2-8x+16,\\ x+26\geq 0,\\ x-4\geq 0; \end \\ \begin x+26\geq 0,\\ x-4

Ошибки в показательных и логарифмических неравенствах

При решении показательных и логарифмических неравенств возникновение ошибок, как правило, вызвано тем, что учащиеся неверно применяют свойства показательной и логарифмической функции.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Пренебрежение областью допустимых значений неизвестного – еще одна распространенная причина ошибок при решении показательных и, особенно, логарифмических неравенств.

L Неправильное решение.

J Правильное решение.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

L Неправильное решение.

\(\begin x > 0, \\ x^2-5x+6 > 0, \\ x^2-5x+6 \leq 2x; \end\;\;\;\; \begin x > 0, \\ x^2-5x+6 > 0, \\ x^2-7x+6 \leq 0; \end\;\;\;\; \begin x > 0, \\ (x-2)(x-3) > 0, \\ (x-1)(x-6) \leq 0. \end\;\;\;\;\)

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

J Правильное решение.

\(\left[\begin \begin 0 0,\\ x^2-5x+6 \geq 2x; \end\\ \begin 2x > 1, \\ x^2-5x+6 > 0,\\ x^2-5x+6 \leq 2x; \end \end \right.\;\;\;\; \left[\begin \begin 0 0,\\ x^2-7x+6 \geq 0; \end\\ \begin x > 0,5, \\ x^2-5x+6 > 0,\\ x^2-7x+6 \leq 0; \end \end \right.\;\;\;\; \left[\begin \begin 0 0,\\ (x-1)(x-6) \geq 0; \end\\ \begin x > 0,5, \\ (x-2)(x-3) > 0,\\ (x-1)(x-6) \leq 0. \end \end \right.\;\;\;\;\)

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

L Неправильное решение.

J Правильное решение.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

L Неправильное решение.

J Правильное решение.

L Неправильное решение.

\(\left[\begin t \geq 1,\\ t \leq 2; \end \right.\;\;\;\; \left[\begin \sqrt \geq 1,\\ \sqrt \leq 2; \end \right.\;\;\;\; \left[\begin x \geq 1,\\ x \leq 4; \end \right.\;\;\;\; x\in (-\infty;\; +\infty).\)

Источник

Алгебра. Урок 8. Неравенства, системы неравенств.

Смотрите бесплатные видео-уроки по теме “Неравенства” на канале Ёжику Понятно.

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Видео-уроки на канале Ёжику Понятно. Подпишись!

Содержание страницы:

Неравенства

Что такое неравенство? Если взять любое уравнение и знак = поменять на любой из знаков неравенства:

то получится неравенство.

Линейные неравенства

Линейные неравенства – это неравенства вида:

a x b a x ≤ b a x > b a x ≥ b

где a и b – любые числа, причем a ≠ 0, x – переменная.

Примеры линейных неравенств:

3 x 5 x − 2 ≥ 0 7 − 5 x 1 x ≤ 0

Решить линейное неравенство – получить выражение вида:

x c x ≤ c x > c x ≥ c

где c – некоторое число.

Последний шаг в решении неравенства – запись ответа. Давайте разбираться, как правильно записывать ответ.

Смысл выколотой точки в том, что сама точка в ответ не входит.

Смысл жирной точки в том, что сама точка входит в ответ.

Таблица числовых промежутков

Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть фото Что нельзя делать с неравенствами. Смотреть картинку Что нельзя делать с неравенствами. Картинка про Что нельзя делать с неравенствами. Фото Что нельзя делать с неравенствами

Алгоритм решения линейного неравенства

a x b a x ≤ b a x > b a x ≥ b

Примеры решения линейных неравенств:

№1. Решить неравенство 3 ( 2 − x ) > 18.

Решение:

Раскрываем скобки, переносим иксы влево, числа вправо, приводим подобные слагаемые.

− 3 x > 18 − 6 − 3 x > 12 | ÷ ( − 3 )

№2. Решить неравество 6 x + 4 ≥ 3 ( x + 1 ) − 14.

Решение:

Раскрываем скобки, переносим иксы влево, числа вправо, приводим подобные слагаемые.

6 x + 4 ≥ 3 x + 3 − 14

6 x − 3 x ≥ 3 − 14 − 4

x ≥ − 15 3 ⇒ x ≥ − 5 Остается записать ответ (см. таблицу числовых промежутков).

Особые случаи (в 14 задании ОГЭ 2019 они не встречались, но знать их полезно).

№1. Решить неравенство 6 x − 1 ≤ 2 ( 3 x − 0,5 ).

Решение:

Раскрываем скобки, переносим иксы влево, числа вправо, приводим подобные слагаемые.

№2. Решить неравенство x + 3 ( 2 − 3 x ) > − 4 ( 2 x − 12 ).

Решение:

Раскрываем скобки, переносим иксы влево, числа вправо, приводим подобные слагаемые.

x + 6 − 9 x > − 8 x + 48

Квадратные неравенства

Существует универсальный метод решения неравенств степени выше первой (квадратных, кубических, биквадратных и т.д.) – метод интервалов. Если его один раз как следует осмыслить, то проблем с решением любых неравенств не возникнет.

Для того, чтобы применять метод интервалов для решения квадратных неравенств, надо уметь хорошо решать квадратные уравнения (см. урок 4).

Алгоритм решения квадратного неравенства методом интервалов

Если получилось положительное число, знак на интервале плюс. На остальных интервалах знаки будут чередоваться.

Точки выколотые, если знак неравенства строгий.

Точки жирные, если знак неравенства нестрогий.

Если получилось отрицательное число, знак на интервале минус. На остальных интервалах знаки будут чередоваться.

Точки выколотые, если знак неравенства строгий.

Точки жирные, если знак неравенства нестрогий.

Если знак неравенства > или ≥ в ответ выбираем интервалы со знаком +.

Примеры решения квадратных неравенств:

№1. Решить неравенство x 2 ≥ x + 12.

Решение:

Приводим неравенство к виду a x 2 + b x + c ≥ 0, а затем решаем уравнение a x 2 + b x + c = 0.

D = b 2 − 4 a c = ( − 1 ) 2 − 4 ⋅ 1 ⋅ ( − 12 ) = 1 + 48 = 49

D > 0 ⇒ будет два различных действительных корня

x 1,2 = − b ± D 2 a = − ( − 1 ) ± 49 2 ⋅ 1 = 1 ± 7 2 = [ 1 + 7 2 = 8 2 = 4 1 − 7 2 = − 6 2 = − 3

x 2 − x − 1 = 6 2 − 6 − 1 = 29 > 0

Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 6 будет +.

Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

Ответ: x ∈ ( − ∞ ; − 3 ] ∪ [ 4 ; + ∞ )

Решение:

Приводим неравенство к виду a x 2 + b x + c ≥ 0, а затем решаем уравнение a x 2 + b x + c = 0.

D = b 2 − 4 a c = ( − 3 ) 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ ( − 2 ) = 9 − 8 = 1

D > 0 ⇒ будет два различных действительных корня

x 1,2 = − b ± D 2 a = − ( − 3 ) ± 1 2 ⋅ ( − 1 ) = 3 ± 1 − 2 = [ 3 + 1 − 2 = 4 − 2 = − 2 3 − 1 − 2 = 2 − 2 = − 1

− x 2 − 3 x − 2 = − ( 0 ) 2 − 3 ⋅ 0 − 2 = − 2 0

Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

Решение:

Приводим неравенство к виду a x 2 + b x + c ≥ 0, а затем решаем уравнение a x 2 + b x + c = 0.

D = b 2 − 4 a c = ( − 3 ) 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ 4 = 9 + 16 = 25

D > 0 ⇒ будет два различных действительных корня

x 1,2 = − b ± D 2 a = − ( − 3 ) ± 25 2 ⋅ ( − 1 ) = 3 ± 5 − 2 = [ 3 + 5 − 2 = 8 − 2 = − 4 3 − 5 − 2 = − 2 − 2 = 1

− x 2 − 3 x + 4 = − ( 2 ) 2 − 3 ⋅ 2 + 4 = − 6 0

Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

Ответ: x ∈ ( − ∞ ; − 4 ) ∪ ( 1 ; + ∞ )

№4. Решить неравенство x 2 − 5 x 6.

Решение:

Приводим неравенство к виду a x 2 + b x + c ≥ 0, а затем решаем уравнение a x 2 + b x + c = 0.

D = b 2 − 4 a c = ( − 5 ) 2 − 4 ⋅ 1 ⋅ ( − 6 ) = 25 + 25 = 49

D > 0 ⇒ будет два различных действительных корня

x 1,2 = − b ± D 2 a = − ( − 5 ) ± 49 2 ⋅ 1 = 5 ± 7 2 = [ 5 + 7 2 = 12 2 = 6 5 − 7 2 = − 2 2 = − 1

x 2 − 5 x − 6 = 10 2 − 5 ⋅ 10 − 6 = 100 − 50 − 6 = 44 > 0

Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 10 будет +.

Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

№5. Решить неравенство x 2 4.

Решение:

Переносим 4 в левую часть, раскладываем выражение на множители по ФСУ и находим корни уравнения.

( x − 2 ) ( x + 2 ) = 0 ⇔ [ x − 2 = 0 x + 2 = 0 [ x = 2 x = − 2

x 2 − 4 = 3 2 − 4 = 9 − 4 = 5 > 0

Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 3 будет +.

Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

№6. Решить неравенство x 2 + x ≥ 0.

Решение:

Выносим общий множитель за скобку, находим корни уравнения x 2 + x = 0.

x ( x + 1 ) = 0 ⇔ [ x = 0 x + 1 = 0 [ x = 0 x = − 1

x 2 + x = 1 2 + 1 = 2 > 0

Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 1 будет +.

Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

Ответ: x ∈ ( − ∞ ; − 1 ] ∪ [ 0 ; + ∞ )

Вот мы и познакомились с методом интервалов. Он нам еще пригодится при решении дробно рациональных неравенств, речь о которых пойдёт ниже.

Дробно рациональные неравенства

Дробно рациональное неравенство – это неравенство, в котором есть дробь, в знаменателе которой стоит переменная, т.е. неравенство одного из следующих видов:

f ( x ) g ( x ) 0 f ( x ) g ( x ) ≤ 0 f ( x ) g ( x ) > 0 f ( x ) g ( x ) ≥ 0

Дробно рациональное неравенство не обязательно сразу выглядит так. Иногда, для приведения его к такому виду, приходится потрудиться (перенести слагаемые в левую часть, привести к общему знаменателю).

Примеры дробно рациональных неравенств:

x − 1 x + 3 0 3 ( x + 8 ) ≤ 5 x 2 − 1 x > 0 x + 20 x ≥ x + 3

Как же решать эти дробно рациональные неравенства? Да всё при помощи того же всемогущего метода интервалов.

Алгоритм решения дробно рациональных неравенств:

f ( x ) g ( x ) 0 f ( x ) g ( x ) ≤ 0 f ( x ) g ( x ) > 0 f ( x ) g ( x ) ≥ 0

В этом пункте алгоритма мы будем делать всё то, что нам запрещали делать все 9 лет обучения в школе – приравнивать знаменатель дроби к нулю. Чтобы как-то оправдать свои буйные действия, полученные точки при нанесении на ось x будем всегда рисовать выколотыми, вне зависимости от того, какой знак неравенства.

Примеры решения дробно рациональных неравенств:

№1. Решить неравенство x − 1 x + 3 > 0.

Решение:

Будем решать данное неравенство в соответствии с алгоритмом.

При нанесении нулей числителя обращаем внимание на знак неравенства. В данном случае знак неравенства строгий, значит нули числителя будут выколотыми. Ну а нули знаменателя выколоты всегда.

Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 2 будет +.

Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

Ответ: x ∈ ( − ∞ ; − 3 ) ∪ ( 1 ; + ∞ )

№2. Решить неравенство 3 ( x + 8 ) ≤ 5.

Решение:

Будем решать данное неравенство в соответствии с алгоритмом.

3 ( x + 8 ) − 5 \ x + 8 ≤ 0

3 x + 8 − 5 ( x + 8 ) x + 8 ≤ 0

3 − 5 ( x + 8 ) x + 8 ≤ 0

3 − 5 x − 40 x + 8 ≤ 0

x = − 37 5 = − 37 5 = − 7,4

При нанесении нулей числителя обращаем внимание на знак неравенства. В данному случае знак неравенства нестрогий, значит нули числителя будут жирными. Ну а нули знаменателя выколоты всегда.

− 5 x − 37 x + 8 = − 5 ⋅ 0 − 37 0 + 8 = − 37 8 0

Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

Ответ: x ∈ ( − ∞ ; − 8 ) ∪ [ − 7,4 ; + ∞ )

№3. Решить неравенство x 2 − 1 x > 0.

Решение:

Будем решать данное неравенство в соответствии с алгоритмом.

( x − 1 ) ( x + 1 ) = 0 ⇒ [ x − 1 = 0 x + 1 = 0 [ x = 1 x = − 1

При нанесении нулей числителя обращаем внимание на знак неравенства. В данному случае знак неравенства строгий, значит нули числителя будут выколотыми. Ну а нули знаменателя и так выколоты всегда.

x 2 − 1 x = 2 2 − 1 2 = 4 − 1 2 = 3 2 > 0, Это значит, что знак на интервале, в котором лежит точка 2, будет +.

Далее расставляем знаки справа налево. При переходе через найденные нулевые точки знак будет меняться на противоположный.

В ответ пойдут два интервала. Все точки будут в круглых скобках, так как они выколотые.

Ответ: x ∈ ( − 1 ; 0 ) ∪ ( 1 ; + ∞ )

Системы неравенств

Системой неравенств называют два неравенства с одной неизвестной, которые объединены в общую систему фигурной скобкой.

Пример системы неравенств:

Алгоритм решения системы неравенств

Примеры решений систем неравенств:

№1. Решить систему неравенств < 2 x − 3 ≤ 5 7 − 3 x ≤ 1

Решение:

Будем решать данную систему неравенств в соответствии с алгоритмом.

Точка 4 на графике жирная, так как знак неравенства нестрогий.

− 3 x ≤ − 6 | ÷ ( − 3 ), поскольку − 3 0, знак неравенства после деления меняется на противоположный.

Графическая интерпретация решения:

Точка 2 на графике жирная, так как знак неравенства нестрогий.

№2. Решить систему неравенств < 2 x − 1 ≤ 5 1 − 3 x − 2

Решение:

Будем решать данную систему неравенств в соответствии с алгоритмом.

Точка 3 на графике жирная, так как знак неравенства нестрогий.

Графическая интерпретация решения:

№3. Решить систему неравенств < 3 x + 1 ≤ 2 x x − 7 >5 − x

Решение:

Будем решать данную систему неравенств в соответствии с алгоритмом.

Графическая интерпретация решения:

Графическая интерпретация решения:

Пересечений решений не наблюдается. Значит у данной системы неравенств нет решений.

№4. Решить систему неравенств < x + 4 >0 2 x + 3 ≤ x 2

Решение:

Будем решать данную систему неравенств в соответствии с алгоритмом.

Графическая интерпретация решения первого неравенства:

Решаем методом интервалов.

D = b 2 − 4 a c = 2 2 − 4 ⋅ ( − 1 ) ⋅ 3 = 4 + 12 = 16

x 1,2 = − b ± D 2 a = − 2 ± 16 2 ⋅ ( − 1 ) = − 2 ± 4 − 2 = [ − 2 − 4 − 2 = − 6 − 2 = 3 − 2 + 4 − 2 = 2 − 2 = − 1

Наносим точки на ось x и расставляем знаки на интервалах. Поскольку знак неравенства нестрогий, обе точки будут заштрихованными.

Графическая интерпретация решения второго неравенства:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

НеравенствоГрафическое решениеФорма записи ответа
x c