Что нельзя делать при оказании психологической поддержки выберите все верные варианты

Правила оказания первой психологической помощи

Первая психологическая помощь(ППП) – это совокупность мероприятий общечеловеческой поддержки и практической помощи ближним, которые испытывают страдания и нужды. Она включает:

— ненавязчивое оказания практической помощи и поддержки;

— оценку потребностей и проблем;

— оказание помощи в удовлетворении насущных потребностей (например, таких как еда, вода, информация);

— умение выслушивать людей, но не заставляя их говорить;

— умение утешить и помочь человеку успокоиться;

— оказание помощи в получении информации, установлении связи с соответствующими службами и структурами социальной поддержки;

— защита от дальнейшего ущерба [Устинов].

Особенности оказания первой психологической помощи. Важно также понимать, чем не является ППП. Это не та помощь, которую могут оказывать только специалисты, это не профессиональная консультация, ППП не предусматривает детальное обсуждение событий, которые вызвали состояние дистресса, это не просьба к потерпевшему проанализировать, что с ним произошло, и установить точную хронологию и суть событий. ППП можно предоставлять в любом достаточно безопасном месте или в местах оказания помощи пострадавшим, в том числе в медицинских учреждениях, приютах, лагерях переселенцев, школах, пунктах распределения продуктов питания или других видов помощи. В идеале необходимо стараться предоставлять ППП там, где при необходимости можно поговорить с человеком без препятствий со стороны окружающих.

Существуют этические правила предоставления ППП, которые подразумевают защиту безопасности, достоинства и прав человека. Необходимо: быть честным и достойным доверия, уважать право людей самим принимать решения, осознать и отбросить собственные предубеждения и предрассудки, четко дать людям понять, что даже если они откажутся от помощи сейчас, они могут обратиться за ней в будущем, соблюдать конфиденциальность и не допускать необоснованного распространения полученных от человека личных данных, вести себя с учетом особенностей культуры, возраста и пола пострадавших.

Человеку, который оказывает помощь, нельзя злоупотреблять своим положением, просить деньги или услуги за предоставление помощи, давать ложные обещания или сообщать недостоверные сведения, преувеличивать свои знания и навыки, навязывать свою помощь, вести себя настойчиво и бесцеремонно, заставлять людей говорить о том, что с ними произошло, распространять полученные сведения личного характера, давать оценку поступкам и переживанием людей.

При предоставлении ППП необходимо также бережно относиться к себе. Ответственное оказания помощи означает заботу о собственном здоровье и благополучие, а именно:

— хотя вы оказываете помощь другим, на вас может негативно сказаться пережитое в ситуации, или вы и ваша семья окажетесь в числе пострадавших;

— важно обратить особое внимание на собственное благополучие и быть уверенным, что вы физически и эмоционально в состоянии помочь другим;

— берегите себя, чтобы лучше заботиться о других. Если вы работаете в команде, поинтересуйтесь самочувствием своих товарищей.

Что необходимо говорить и делать при предоставлении ППП:

— постарайтесь найти для разговора тихое место, где вас ничто не будет отвлекать;

— уважайте конфиденциальность и по возможности не разглашайте сообщении вам личные сведения;

— будьте рядом с человеком, но придерживайтесь необходимой дистанции с учетом его возраста, пола и культуры;

— оказывайте своим видом, что внимательно слушаете говорящего, например, кивая головой или произнося короткие подтверждающие реплики;

— будьте терпеливым и спокойным;

— отдавайте фактическую информацию, если она у вас есть. Честно говорите, что знаете, а чего не знаете: «Я не знаю, но постараюсь вам узнать»;

— отдавайте информацию так, чтобы ее легко было понять, – простыми словами.

— дайте человеку возможность помолчать.

Что нельзя говорить и делать при оказании ППП:

— не заставляйте человека рассказывать, что с ним произошло;

— не перебивайте и не торопите собеседника (например не смотрите на часы и не говорите слишком быстро);

— не прикасайтесь к человеку, если не уверены, принято это в его культурной среде;

— не давайте оценок том, что человек сделал или не сделала, или его эмоциям;

— не выдумывайте того, чего не знаете;

— не используйте слишком специальные термины;

— не давайте ложных обещаний;

— не переводите собеседнику рассказы, услышанные от других;

— не говорите о своих собственных трудности;

— не думайте и не действуйте так, словно обязаны решить другого все его проблемы;

— не лишайте человека веры в собственные силы и способность самой позаботиться о себе;

— не говорите о людях, используя негативные эпитеты (например себе не называйте их «сумасшедшими») [Устинов].

Дата добавления: 2019-07-26 ; просмотров: 3245 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Что нельзя делать при оказании психологической поддержки выберите все верные варианты

Что нельзя делать при оказании психологической поддержки выберите все верные варианты

Истерика — это почти что пожар, потому «тушить» ее лучше всего водой. Предложите человеку выпить стакан воды, если он не реагирует, то можно даже попробовать слегка побрызгать на него из стакана, можно намочить полотенце и протереть ему лицо, важно, чтобы оно было холодным. Все зависит от того, из-за чего произошла истерика. От личности и психологии человека зависят дальнейшие точечные действия.

Дайте человеку возможность поплакать. В моменты, когда человек переживает горе, важно дать ему понять, что он не один, выслушать его.

Если же человек категорически не принимает вашу поддержку, а его поведение становится очень странным и по внешним признакам напоминает острый психоз с галлюцинациями и бредом или суицидальное поведение, то нужно срочно вызывать скорую помощь.

Что нельзя делать при оказании психологической поддержки выберите все верные варианты

Не будьте излишне настойчивы, предлагая человеку свою помощь. Если человек ведет себя агрессивно и не хочет рассказывать, что у него случилось, не стоит приставать к нему с расспросами. Учитывайте также уровень вашей близости с человеком, который пребывает в подобном состоянии: его реакция во многом зависит от того, насколько вы близки.

Нельзя ругать ругать или пытаться пристыдить человека в истерике, говорить фразы вроде: «Ну ты же уже большой, как тебе не стыдно?» или «Соберись, тряпка!» Важно понимать, что человеку, пребывающему в таком состоянии, и так очень тяжело, он чувствует себя слабым и беззащитным.

Что нельзя делать при оказании психологической поддержки выберите все верные варианты

Если человек говорит, что у него паническая атака, первым делом попросите его сесть и начать дышать медленнее, чтобы нормализовать ритм дыхания.

Возьмите человека за руку, чтобы он почувствовал себя в безопасности.

Часто панические атаки случаются в публичных местах, особенно когда там большое скопление народа. В этом случае постарайтесь как можно скорее вывести человека из «агрессивного» места.

Попробуйте переключить внимание человека. Задавайте очень глубокие или, наоборот, очень глупые или даже откровенно неприличные вопросы. Такое проникновение в личное пространство человека может помочь ему вернуться в реальность.

Что нельзя делать при оказании психологической поддержки выберите все верные варианты

Ни в коем случае не оставляйте человека одного. Не пытайтесь его пристыдить или обвинить в притворстве.

Физиологические симптомы панической атаки похожи на симптомы сердечного приступа: пульс повышается, увеличивается потоотделение, кружится голова, затрудняется дыхание. Если паническая атака случается с человеком в первый раз, он может испугаться еще сильнее от того, что просто не будет понимать, что с ним происходит. Ваша задача — убедиться в том, что недомогание вызвано не проблемами с сердцем, а именно приступом паники. Если у вас есть сомнения, лучше вызвать скорую.

В момент приступа постарайтесь донести до человека мысль о том, что, когда пройдет страх, он снова почувствует себя хорошо. После того как он успокоится, объясните ему, что панические атаки могут быть симптомом тревожного расстройства. Единичные приступы в целом вписываются в норму, но вот если они повторяются регулярно, то лучше обратиться за помощью к специалисту.

Что нельзя делать при оказании психологической поддержки выберите все верные варианты

Важно сделать это бережно и осторожно. Попробуйте зайти издалека, подготовить человека, чтобы он сам начинал догадываться о том, что случилось неладное, и задал вам нужный вопрос.

Подбирайте слова и формулировки также с максимальной осторожностью. Лучше продумать заранее, что вы будете говорить.

После того как вы сообщили трагическое известие, покажите человеку, что он может положиться на вас. Если он начнет плакать, выслушайте его и попытайтесь успокоить.

Что нельзя делать при оказании психологической поддержки выберите все верные варианты

Не пытайтесь переложить ответственность за то, чтобы новость достигла адресата, на кого-то другого. Если обстоятельства складываются так, что именно вы должны сообщить неприятную весть, не пытайтесь сделать это через третьих лиц (если, конечно, дело касается близких людей).

Главное — не рубить с плеча. Самый худший способ донести дурное известие — сделать это внезапно. Так вы подвергнете человека двойному стрессу: с одной стороны, он будет пребывать в шоке от самой новости, с другой — от того, насколько стремительно она его настигла.

Не стоит доказывать человеку, что его проблемы не имеют значения во вселенском масштабе или ничтожны по сравнению с проблемами других людей. Этим вы обесцените его горе.

Не бросайте человека один на один со свалившимся на него горем, если только он сам не попросит оставить его в покое.

Что нельзя делать при оказании психологической поддержки выберите все верные варианты

Это та ситуация, в которой не нужно предпринимать никаких действий специально: неестественное внимание может задеть человека, подчеркнув его «неполноценность» в глазах окружающих.

Вместе с тем, узнав о смертельной болезни, человек может просто перестать чувствовать и попытаться уйти из внешнего мира заранее, порвав все социальные связи. Если возможно, попытайтесь его поддержать и не дайте замкнуться в себе.

Что нельзя делать при оказании психологической поддержки выберите все верные варианты

Что нельзя делать при оказании психологической поддержки выберите все верные варианты

Что нельзя делать при оказании психологической поддержки выберите все верные варианты

Не пытайтесь своими силами отговорить человека от совершения задуманного. Во-первых, без специальной психологической подготовки вы рискуете только спровоцировать человека, собирающегося покончить с собой. Кроме того, если трагедия случится в результате того, что вы подберете неверные слова, ваши действия могут попасть под уголовную статью — доведение до самоубийства.

Любое слово может стать триггером для человека, который собирается покончить с собой. Именно поэтому лучше постараться не взаимодействовать с ним до приезда специалистов. Однако, если коммуникации не избежать, ни в коем случае не произносите фразы вроде: «Брось, да ты же ни за что не прыгнешь!» Этим вы только продемонстрируете, что недооцениваете серьезность намерений человека.

Также ни в коем случае не пытайтесь взывать к его чувству ответственности, произнося что-то вроде: «Одумайся, у тебя же дети!» Возможно, именно неспособность справиться с ответственностью и стала причиной того, что человек пытается покончить с собой.

В отличие от панических атак и шоковых ситуаций, при которых человека может отвлечь внезапный или провокационный вопрос, в случае, когда человек находится на грани, ни в коем случае нельзя прибегать к этой стратегии.

Источник

Срочная психологическая помощь пострадавшему в чрезвычайной ситуации

Срочная психологическая помощь пострадавшему в чрезвычайной ситуации

Предлагаем нашим читателям познакомиться с рекомендациями к оказанию срочной психологической помощи пострадавшему, попавшему в ледяную воду, подготовленные нашим коллегой из ГУ МЧС по Красноярскому краю Виктором Долженко. Эти советы будут полезны как специалистам, так и каждому человеку, столкнувшемуся с ситуацией сильного стресса.

У человека, пережившего какую-либо экстремальную ситуацию, могут проявляться различные психические реакции.

Истерический припадок может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Признаки: сознание сохраняется; чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы; эмоционально насыщенная, быстрая речь, крики, рыдания.
Помощь
1. Удалите зрителей. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.
2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить пострадавшего (с грохотом уроните предмет, резко крикните на него).
3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном, например: «выпей воды», «умойся». Не потакайте его желаниям.
4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать, наблюдайте за его состоянием.

Одна из самых сильных защитных реакций организма. Она проявляется после сильнейших нервных потрясений, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на контакт с окружающим миром уже нет. Может длиться от нескольких минут до нескольких часов.
Признаки:
1. Резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи.
2. Отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения).
3. «Застывание» в определенной позе, оцепенение или полная неподвижность.
4. Возможно напряжение отдельных групп мышц.
Помощь
1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.
2. Кончиками указательных пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, четко над глазами, ровно посредине между линией роста волос и бровями.
3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.
4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Помните: необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего!

Все время разговаривайте с пострадавшим, выслушивайте все, что он хочет высказать.В роли пострадавшего, к сожалению, могут оказаться и сами спасатели. Несмотряна то, что они морально и физически подготовлены к подобным экстремальным ситуациям. Поэтому и спасателям также должна оказываться своевременная психологическая помощь

Источник

Психологическая поддержка

Психологическая поддержка. Цели оказания психологической поддержки. Общие принципы общения с пострадавшими, простые приемы их психологической поддержки

В настоящее время не вызывает сомнения то, что люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, могут нуждаться в психологической помощи и психологической поддержке.

Психологическая поддержка – это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь окружающим (и себе), оказавшись в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями, которые возникают в связи с этим кризисом или катастрофой.

Психологическая поддержка может быть направлена:

• на другого – помощь человеку, попавшему в беду;

• на результат – урегулирование ситуации, предотвращение возникновения сходных реакций у других людей;

• на себя – снятие собственной тревоги, связанной с тем как поступить, как вести себя в ситуации, когда другой нуждается в психологической поддержке.

Знание и понимание того, что происходит с человеком, как ему помочь и как помочь себе способствуют формированию психологической устойчивости.

1. Психическое состояние и поведение человека в экстремальной ситуации отличается от повседневного.

Чаще всего отмечается частичная или полная утрата: способности к целенаправленной деятельности (какие действия необходимы в данной ситуации, их планирование); способности к критической оценке окружающего и своего поведения (оценке собственной безопасности, степени угрозы, своих возможностей); способности вступать в контакт с окружающими (отстранение от контакта, замкнутость, либо наоборот, повышенная говорливость, которая на самом деле не имеет под собой задачу войти в контакт с другим человеком). Подобные изменения – одни из самых распространенных последствий, наблюдаемые у тех, кто часто не имеет физических травм и повреждений, но кто тем или иным образом вовлечен в экстремальную ситуацию. Это люди, которые непосредственно пострадали или те, кто оказался рядом с ними.

2. Ключевые моменты, которые надо учитывать при оказании психологической поддержки.

3. Приемы оказания психологической поддержки в случае проявления той или иной реакции у пострадавшего.

Различают следующие острые стрессовые реакции: плач, истероидную реакцию, агрессивную реакцию, страх, апатию. Плач Признаки: • человек уже плачет или готов разрыдаться; • подрагивают губы; • наблюдается ощущение подавленности. Плач – это та реакция, которая позволяет в сложной кризисной ситуации выразить переполняющие человека эмоции. Нужно дать этой реакции состояться.

Помощь при плаче:

– По возможности не оставляйте пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно близкий или знакомый человек. – Поддерживайте физический контакт с пострадавшим (это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один). Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами, можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы вместе с ним сочувствуете и сопереживаете. Можно просто держать человека за руку, иногда протянутая рука помощи – значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов. – Дайте пострадавшему возможность говорить о своих чувствах. – Воздержитесь от советов, во многих случаях они могут вызвать негативную реакцию со стороны пострадавшего. – Если реакция плача затянулась, и слезы уже не приносят облегчения, помогите пострадавшему немного отвлечься: сконцентрировать внимание на глубоком и ровном дыхании, вместе с этим выполнять какую-либо несложную деятельность.

Истероидная реакция (истерика)

Признаки: • чрезмерное возбуждение; • множество движений, театральные позы; • эмоционально насыщенная, быстрая речь; • крики, рыдания. Необходимо отметить, что довольно часто в разных источниках можно встретить информацию о том, что истероидная реакция не отражает истинных переживаний человека, а является симуляцией или грубой формой манипуляции, направленной на привлечение к себе внимания окружающих. В связи с этим человек не нуждается в помощи. Подобная точка зрения является некорректной.

Помощь при истероидной реакции:

Четко оцените, насколько безопасно для вас будет оказывать помощь в данной ситуации, и что вы можете сделать для обеспечения большей безопасности. Сохраняйте спокойствие, не демонстрируйте сильных эмоций. Воздержитесь от эмоциональных реакций даже в том случае, если вы слышите оскорбления и брань, обращенные к вам. Говорите с пострадавшим спокойным голосом, постепенно снижая темп и громкость своей речи. Демонстрируйте благожелательность, не вступайте с пострадавшим в споры и не противоречьте ему. Если вы чувствуете внутреннюю готовность и понимаете, что это необходимо, отойдите с пострадавшим от окружающих и дайте ему возможность выговориться. Включите пострадавшего в какую-нибудь деятельность, связанную с физической нагрузкой.

В некоторых случаях агрессию можно снизить, объяснив пострадавшему негативный исход подобного поведения. Такой прием действенен, если:

У пострадавшего нет цели получить выгоду от агрессивного поведения; пострадавшему важно, чтобы подобный негативный исход не произошел; пострадавший понимает, что негативный исход действительно может последовать. В случае если вы встретили пострадавшего, демонстрирующего агрессивное поведение, необходимо обратить к нему внимание специалиста правоохранительных органов.

Страх

Признаки: напряжение мышц (особенно лицевых); сильное сердцебиение; учащенное поверхностное дыхание; сниженный контроль собственного поведения. Страх – это проявление базового инстинкта самосохранения. Он оберегает нас от рискованных, опасных поступков. Переживание чувства страха знакомо каждому человеку. В некоторых случаях страх становится опасным для человека. Это происходит тогда, когда он: не оправдан (переживание страха слишком интенсивно в сравнении с опасностью, по отношению к которой он возник); настолько силен, что лишает человека способности думать и действовать. Иногда страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение, агрессивное поведение. Человек в страхе может вцепиться в какие-либо опасные предметы, забираться в небезопасные места, лишая себя возможности спастись в экстремальной ситуации. При этом он плохо контролирует свои действия и не осознает происходящее вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих его людей. Велика вероятность эмоционального заражения паникой.

Помощь при страхе:

Необходимо быть рядом с человеком, дать ему ощущение безопасности: страх тяжело переносить в одиночестве. Если страх настолько силен, что парализует человека, то предложите ему выполнить несколько простых приемов. Например, задержать дыхание, а затем сосредоточиться на спокойном медленном дыхании; осуществить простое интеллектуальное действие (этот прием основан на том, что страх – эмоция, а любая эмоция становится слабее, если включается мыслительная деятельность). Когда острота страха начинает спадать, говорите с человеком о том, чего именно он боится, не нагнетая эмоции, а наоборот, давая возможность человеку выговориться (когда человек «проговаривает» свой страх, он становится не таким сильным). При необходимости предоставьте человеку информацию о том, что происходит вокруг, о ходе работ, если вам кажется, что сказанная информация будет полезна для человека и поможет улучшить его состояние (информационный голод провоцирует усиление страха).

Апатия

Признаки: непреодолимая усталость, когда любое движение, любое сказанное слово дается с трудом; равнодушие к происходящему; отсутствие, каких бы то ни было, эмоциональных проявлений; заторможенность;

Помощь при апатии:

Создайте для пострадавшего условия, в которых он мог бы отдохнуть и набраться сил, чувствовал себя в безопасности (например, проводите его к месту отдыха, по возможности помогите ему удобно устроиться). Если это по каким-то причинам невозможно, то необходимо помочь человеку мягко выйти из этого состояния. Для этого можно предложить ему самомассаж (или помочь ему в этом) активных биологических зон – мочек ушей и пальцев рук. Говорите с пострадавшим мягко, медленно, спокойным голосом, постепенно повышая громкость и скорость речи. Постепенно задавайте пострадавшему вопросы, на которые он может ответить развернуто. Предложите пострадавшему какую-либо незначительную физическую нагрузку (пройтись пешком, сделать несколько простых физических упражнений) или вовлеките его в посильную для него совместную деятельность (например, оказать посильную помощь другим пострадавшим: принести чай или воду и т.д.).

Источник

Что нужно знать об обращении к психологу (для взрослых)

В условиях распространения коронавирусной инфекции, необходимости соблюдения мер безопасности, режима самоизоляции или карантина – ежедневный уклад жизни множества людей изменился: распорядок дня, питание, сон, покупки, режим работы и общения с близкими, темп перемещений, привычные атрибуты уровня комфорта и безопасности.

Все это может сказываться на нашем психологическом благополучии, возникающие эмоциональные реакции и переживания являются нормальными реакциями на события, выходящие за рамки обыденных.

В ситуации продолжающейся самоизоляции, удаленной работы, нового режима дня и отсутствия привычных способов времяпрепровождения, может быть трудно поддерживать измененный образ жизни, сохранять с членами семьи гармоничные отношения, могут дать о себе знать психологические трудности различного характера. Кому-то приспособиться к таким условиям легче, а кому-то сложнее, но, несмотря на складывающиеся обстоятельства, существует возможность обратиться за помощью к специалистам психологам.

Как понять, что Вам или Вашим близким нужна помощь психолога? Кто такой психолог, чем он занимается, чем отличается от психиатра? На что обращать внимание при выборе специалиста и что ожидать от взаимодействия с ним. Именно для того, чтобы помочь найти ответы на эти вопросы, специалистами психологической службы МЧС России разработано данное пособие.

Кто такой психолог?

Психолог – это специалист, работающий в сфере психологического благополучия человека, помогающий преодолеть как внутренние психологические сложности и проблемы, так и помочь выстроить отношения с окружающими.

Чем же отличается психолог от психиатра?

Специалист, имеющий психологическое образование

Специалист, имеющий медицинское образование

Специалист, не ставящий диагноз

Врач, который имеет право ставить диагноз

Использует психотерапевтические методы и приемы, не выписывает лекарственные препараты

В качестве лечения и при необходимости медикаментозной поддержки, может назначить лекарственные препараты

При необходимости уточнения состояния и потребности медикаментозной поддержки, может рекомендовать обратиться к психиатру

При необходимости и после оценки состояния, может установить диспансерное наблюдение

Важно! Работа с психологом – это совместный труд, собственная внутренняя работа над собой с помощью специалиста. Психолог не дает советов и рецептов о том, как надо жить или как решить проблему, а, помогает человеку, совместно с ним ищет пути и способы того, как можно справиться с возникшими сложностями.

Как понять, что нужен психолог?

Поводом для обращения к специалисту может быть нарастающий внутренний дискомфорт, ощущение неблагополучия, сложности в отношениях с людьми, межличностные конфликты. Причем важно обращать внимание и на то, что плохо Вам, и, если плохо стало окружающим с Вами.

Конечно, наш организм целостен, поэтому бывает сложно разграничить ощущения полностью, но примерами такого «плохо» могут быть изменения в привычном эмоциональном состоянии, самочувствии, поведении, во взаимодействии с членами семьи. Новые, причиняющие дискомфорт мысли, чувства, телесные ощущения, длящиеся и не проходящие на протяжении некоторого времени (5-7 дней и более), с которыми не получается справиться самостоятельно – могут быть сигналом для обращения за помощью к специалисту психологу.

В эмоциональной сфере:

— повышенное чувство тревоги;

— переживание беспричинной печали; подавленность;

— неконтролируемое возбуждение, раздражение;

— гнев, ярость, агрессивность;

— утрата значимости до этого важных сфер жизни;

— отсутствие положительных эмоций, невозможность смеяться, радоваться, переключиться на добрые, светлые мысли;

— не проходящие грустные мысли;

— отсутствие любых эмоций, невозможность идентифицировать те эмоции, которые переживаются;

— ощущение пустоты, потери смысла жизни;

— обострившиеся, эмоционально захватывающие переживания страха смерти, страха заболеть, страха за своих близких;

— острые переживания потери чувства безопасности и стабильности;

— беспричинно возникшее чувство вины перед детьми или пожилыми родителями, партнерами или коллегами;

— чувство беспомощности, растерянности;

— желание уйти от реальности;

— внезапно появившиеся или возобновившиеся панические атаки.

В когнитивной сфере:

— повышенная утомляемость, быстрое наступление усталости;

— снижение внимания, невозможность сосредоточиться;

— снижение способности к планированию деятельности;

— уменьшение производительности труда, сокращение временных интервалов работоспособности;

— снижение способности к критической оценке происходящего;

— обеднение речи, появление косноязычности;

— замедление привычного темпа мышления, речи, движений.

В сфере поведения и социальных контактов:

— резкое изменение привычек и влечений (например, иначе одеваться, хранить вещи, начать накапливать вещи или, наоборот, избавляться от вещей, ломать\иначе повреждать предметы быта);

— изменение поведения внутри семьи (агрессия на родных, конфликты, жалобы, требования);

— нежелание вставать с кровати, переодеваться из ночной одежды, умываться, ухаживать за собой, за детьми, за пожилыми родственниками;

— избегание необходимых ежедневных дел (например, дела по дому, приготовление еды);

— участившиеся конфликты, ругань, крик, желание разрушить что-либо, постоянные замечания, критика к окружающим;

— возникновение сложностей в отношениях с окружающими, связанных с повышением уровня агрессии, невозможностью справляться самостоятельно с гневом;

— дискомфортное переживание чувства отстраненности от близких и родных, нежелание поддерживать контакт, разговаривать;

— невозможность установить контакт, вести беседу без конфликтов.

Телесные проявления в том случае, если у Вас нет оснований полагать, что это признаки заболеваний:

— напряжение, скованность, мышечные зажимы;

— нарушения сна (бессонница, сонливость в течение дня, трудности с засыпанием, кошмарные сновидения);

— физическая слабость, головокружения;

— обострение (без видимой причины) или появление аллергии;

— дискомфорт в желудке, нарушение пищеварения, диареи\запоры, тошнота;

Что ожидать от специалиста? Что такое психологическая консультация?

Психологическая консультация – психологическая помощь в виде беседы специалиста-психолога с человеком, попавшим в сложную жизненную ситуацию, желающим найти способы и решения справиться с возникшими трудностями, нормализовать свое эмоциональное состояние и улучшить качество жизни.

Любая консультация начинается с обращения человека за помощью. Так начинается диалог, и от того, каким образом будут выстроены отношения, зависит результат этой взаимной работы. Пользуясь специальными профессиональными знаниями, психолог создает условия для другого человека, в которых он переосмысливает восприятие своей ситуации, видит новые пути решения, опираясь на свои сильные стороны и качества личности.

Психологическая консультация имеет некую последовательность и состоит из этапов:

1. Знакомство с психологом и рассказ о волнующей Вас ситуации, которая привела к специалисту, своих чувствах, желаемых изменениях.

2. Совместное обсуждение с психологом и анализ ситуации, выявление причины её возникновения. На этом же этапе Вы сможете получить эмоциональную поддержку от специалиста, который действительно будет готов выслушать и помочь.

3. Затем психолог поможет сформулировать план действий, каким образом можно решить сложившуюся ситуацию, выйти из того или иного эмоционального состояния. Можно сказать, что на данном этапе вместе с психологом вырабатываются практические рекомендации по решению проблемы.

4. В завершении беседы, как правило, еще раз проговаривается последовательность действий, которая поможет справиться с ситуацией. Важно отметить, что психолог, как проводник содействует безопасному продвижению человека на пути изменений, но сам человек вносит большой вклад в достижение успеха.

В настоящее время существуют различные виды дистанционной психологической помощи (консультации):

— по переписке (через интернет сайты психологической помощи);

— онлайн с использованием видео связи (Skype, WhatsApp, Viber и др.)

Каждый из этих видов получения психологической помощи имеет свои особенности, преимущества и ограничения. Но есть и то, что их все объединяет – это безопасность, доступность, возможность в любой момент завершить взаимодействие. Общение с психологом дистанционно дает возможность снизить эмоциональное напряжение, волнение, нежели при личном взаимодействии в живом общении.

Психологическая помощь по телефону

Если в данный момент вы находитесь в ситуации выбора, неопределенности, если случился конфликт и вы тяжело переживаете это, если столкнулись с трудной жизненной ситуацией, когда есть ощущение тупика и безвыходности, если трудно управлять своим эмоциональным состоянием, опускаются руки, то вы можете позвонить на телефон психологической помощи, чтобы получить помощь «здесь и сейчас». В среднем, для получения грамотной консультации достаточно 40-60 минут. Единичный разговор со специалистом по телефону психологической помощи не решит все ваши трудности, но поможет в актуальной сложной жизненной ситуации.

Психологическая помощь в форме переписки

В настоящее время этот вид помощи становится все более популярным. Чем он привлекателен? Во время изложения своей жизненной трудности в формате переписки человек чувствует себя в большей безопасности, ему нет необходимости что-то кому-то говорить, слышать что-то в ответ и пр. Есть достаточное количество времени для изложения своих мыслей, не торопясь, продумав и сформулировав. При таком формате работы большую роль играет личная ответственность обратившегося человека за психологической помощью и его мотивация к изменениям. Психолог в длительной переписке может предлагать различные домашние задания, давать рекомендации, которые стоит выполнять. И от того, насколько готов человек выполнять эти задания, зависит результат.

Психологическая консультация онлайн с использованием видео связи

Можно сказать, что такой вид психологической помощи очень похож на то, что происходит в кабинете психолога при личной встрече. Во время видео консультации есть контакт глаз, живой диалог, непосредственное общение «здесь и сейчас». Только это живое общение происходит в комфортной для каждого участника диалога обстановке. Такой вид помощи привлекателен тем, что он сродни очному приему, но в отличие от него, вы можете находиться в комфортном для себя пространстве (например, дома), специалист, который с вами ведет работу, может территориально проживать в другом городе, регионе, стране. Сейчас существует большое количество приложений, позволяющих осуществлять видео консультации в дистанционном формате.

Как найти и выбрать хорошего специалиста? На что важно обращать внимание при поиске психолога?

• Высшее психологическое образование. Наличие диплома о высшем образовании государственного образца. Плюсом будут свидетельства о дополнительном профессиональном образовании. Важно помнить, сертификата о прохождении тренинга, онлайн курса по психологии недостаточно для оказания квалифицированной помощи.

• Специализация. Как и в любой профессии, у психологов есть специализация. Кто-то работает с детьми, кто-то с подростками, кто-то со взрослыми. По темам: кризисные ситуации, зависимости, семейные отношения, страхи и фобии, детское развитие, психосоматика… и т.д. Если кто-то заявляет себя экспертом во всем, каков уровень компетенции конкретно в том, что нужно вам? Поверхностные знания и умения не достаточны для решения сложных задач, работы с трудными жизненными ситуациями.

• Опыт работы. Важно понимать, какой профессиональный путь у специалиста. Работал ли он по специальности? Чем непосредственно занимался? Какие задачи решал? Что делает на данный момент? Консультировал ли ранее людей с подобными темами? Не нужно стесняться задавать эти вопросы самому специалисту. Целесообразно искать специалиста, имеющего опыт работы в области, соответствующей вашему запросу. Например, если вы обращаетесь к специалисту за помощью в связи с участившимися конфликтами внутри семьи, расспросите специалиста, имеет ли он опыт помощи в подобных ситуациях.

Выпускники ВУЗов, начинающие специалисты могут не иметь длинного послужного списка, но, к примеру, могли проходить специализированную практику, получить опыт в процессе написания диплома.

• Достижения. Можно также обратить внимание, есть ли у специалиста какие-либо награды, является ли он автором научных публикаций; имеет ли дипломы об участии в профессиональных событиях, членство в отечественных или зарубежных ассоциациях психологов. Все это может говорить об опыте специалиста, уровне его профессиональной активности, принадлежности к профессиональному сообществу.

В поиске и выборе психолога на помощь могут прийти социальные сети, многие специалисты ведут профессиональные аккаунты. Это возможность посмотреть на специалиста, ознакомиться с информацией о его образовании, увидеть, как специалист выглядит, узнать его профессиональную точку зрения на разные вопросы.

К чему следует отнестись с осторожностью?

• Эзотерика. Специалисты могут использовать в работе духовные практики, упражнения, техники саморегуляции и дыхания, например, из йоги. Данные методы в дополнение к психотерапевтическому процессу могут использоваться для решения некоторых задач (освоение навыков расслабления, сосредоточения на внутренних переживаниях и пр.). Но! Психологи никогда не используют в работе магические методы, гадания, обряды, астрологию, работу с энергетическими каналами. Это совершенно другие области, не имеющие отношения к психологической науке и оказанию квалифицированной психологической помощи.

Можно ли получить бесплатно психологическую помощь.

На данный момент существует множество способов получить бесплатную психологическую помощь от квалификационных специалистов. Если необходима помощь и нет денег на обращение к психологу в частном порядке, это не значит, что вы вынуждены оставаться наедине со своими переживаниями. Существует большое количество телефонов доверия по самым разным тематикам (для детей и родителей, для жертв домашнего насилия, для получения экстренной психологической помощи, для онкобольных и их родственников и т.д.). А также многие государственные учреждения, занимающиеся оказанием психологической помощи населению, сейчас оказывают помощь дистанционно. Проведите поиск: какие организации есть в вашем регионе, городе, куда можно позвонить, написать. Специалисты в государственных организациях в обязательном порядке имеют высшее психологическое образование, опыт работы в своей сфере и проходят, как правило, достаточно строгий профессиональный отбор.

Московская служба психологической помощи населению 499 173-09-09 можно записаться на бесплатную скайп консультацию к специалистам

Общая ситуация и информация, которой мы окружены, может влиять на собственный уровень тревожности, задавать определенно заряженный эмоциональный тонус, в какие-то моменты может даже казаться, что все настолько сложно, что ничего нельзя изменить. Но это не так. И от того на сколько Вы будете внимательны к себе и окружающим, как будете организовывать себя в новых условиях, зависит какой будет Ваша жизнь.

Если вы чувствуете, что не можете справиться с ситуацией – не запускайте проблему, обратитесь за помощью к специалисту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *