Что нельзя делать при намазе
Нежелательные действия при совершении намаза
При совершении намаза порицается (караха):
1. стоять, опираясь на одну ногу, или ставить одну ногу впереди другой;
2. для мужчин – в положении «стоя» ставить ноги вместе и держать руки прижатыми к телу, а для женщин – наоборот. Также нежелательно расставлять ноги слишком широко;
3. в положении «стоя» складывать руки на животе ниже пупка или слишком высоко на груди;
4. без необходимости закрывать рот рукой (при зевоте можно);
5. при поясном поклоне сильно склонять голову;
6. вытирать со лба пыль или убирать камешки на месте земного поклона;
7. смотреть по сторонам или на небо;
8. ощупывать что-либо пальцами, например, одежду, убирать или поправлять волосы рукой;
9. совершать намаз при наличии желания сходить в туалет или выпустить газы;
10. совершать намаз (если не опаздываете) сильно голодным при наличии пищи;
11. оставление чтения суры после «Аль-Фатихи», а также первого «Ташаhhуда», молитвы «Кунут» и славословий (тасбих) в поясном и земном поклонах;
12. читать громко молитвы, читаемые про себя, и наоборот;
13. совершать намаз в бане, на базаре, на кладбище, в месте, где существует опасность обвала, в церкви, в местах сбора скотины, там, где ходят люди (на дороге), а также находясь в состоянии дремоты;
14. совершать намаз, взирая на вещи, нарушающие внутреннее сосредоточение, например, на рисунки, узоры;
15. закрывать глаза без необходимости (это допускается, если, например, помогает сосредоточиться или защитить глаза от пыли);
16. засучивать рукава при совершении намаза;
17. вне мечети – плевать вперед или в правую сторону, а внутри мечети вообще запрещено плевать. При необходимости можно плюнуть в носовой платок или в край своей одежды (обычно на внутреннюю сторону одежды);
18. нежелательно читать суры в третьем и четвертом ракаатах после «Аль-Фатихи» (кроме тех, кто совершает намаз, следуя за имамом);
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Это нужно знать женщинам!
«Любая женщина, которой доволен муж, войдёт в Рай».
При совершении намаза необходимо, чтобы тело женщины было закрыто, кроме лица и кистей рук. Есть тоненькая полоса на изгибе руки, которая отделяет кисть от предплечья, именно до этой полосы руки должны быть закрыты тканью. Одежду надо выбирать непрозрачную, просторную, чтобы она не подчёркивала изгибы тела.
Во время наступления запретных дней (то есть месячных циклов или послеродового очищения) женщине нельзя совершать намаз, соблюдать пост, совершать таваф (хождение вокруг Каабы), заходить в мечеть, дотрагиваться до Корана, читать наизусть суры или аяты Корана, вступать в интимные отношения с мужем. Дозволяется готовить еду, заниматься стиркой и использовать воду или продукты питания, к которым прикоснулись женщины, находящиеся в менструальном или послеродовом цикле («Фатхуль аллям»). Существует мнение известных алимов, что в это время женщине крайне нежелательно готовить еду.
В случае, если у женщин появилась проблема со здоровьем, разрешимая только с помощью специалистов, то ей надо выбирать врачей-женщин. Желательно, чтобы это была мусульманка. Если в этой области женщина-врач не практикует, тогда больную может лечить врач-мужчина-мусульманин, если нет врача-мусульманина, тогда можно обратиться к любому специалисту-мужчине. Но, к сожалению, некоторые женщины-мусульманки безо всякой стеснительности идут на осмотр или лечебный массаж к любому человеку в белом халате. Поэтому следовать сказанной выше последовательности просто необходимо! Кроме того, надо учитывать ещё и то, что постороннему врачу нужно осматривать женщину в присутствии её махрама (близкий родственник на которого по Шариату запрещено жениться) или мужа. А также требуется, чтобы врач был доверенным человеком и открывал из недозволенных частей тела женщины только те, которые необходимы ему, как специалисту для лечения.
Если же у женщины нет никаких проблем со здоровьем, то, очистившись, необходимо совершить полное омовение с намерением «Я намереваюсь совершить полное обязательное купание». При этом, для полной уверенности, женщине желательно, присев, омыть нижнюю часть тела. После совершения полного омовения, становится дозволенным всё, что было запрещено в течение запретных дней. Намазы, пропущенные по этой причине, не возмещаются. Однако, если менструальный цикл начался через несколько минут после времени наступления намаза, тогда после очищения ей необходимо возместить этот намаз.
Также в момент, когда женщина очистится, она должна совершить тот намаз, который застал её в момент очищения. Полное омовение откладывать нельзя, например, на время присутствия гостей, также нет нужды ждать, когда наступит ночь или утро, или закончится какая-то работа. Если женщина очистится за одну минуту до наступления следующего намаза, то, искупавшись, должна будет возместить послеобеденный (аср) и обеденный (зухр) намазы.
Если она очистится за минуту до наступления утреннего намаза, то необходимо возместить вечерний (магриб) и ночной (иша) намазы. Если строго не учитывать такие моменты, то у женщины может набраться большое количество пропущенных намазов.
Во время запретных дней женщине можно читать вирд, зикр, салават, делать дуа, читать исламскую литературу. Периодически можно умываться и желательно во время наступления времени обязательных намазов семьдесят раз читать салават.
Наступление запретных дней в жизни девочки становится символом и признаком совершеннолетия. Именно это время является для неё началом взрослой жизни, когда она несёт полную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на неё Всевышним.
Да ниспошлёт Аллах всем верующим женщинам такой нрав, пред которым легко раскрываются врата Рая! Амин!
Так лучше не делать: 80 порицаемых (макрух) действий в намазе
Так в намазе лучше не делать (фото:freepik.com)
Всего известно 80 порицаемых (макрух) действий в намазе. В этой статье мы приведем 40 из них:
1. Несовершение по своей воле в намазе действий сунны (несовершение нужного действия запрещается, а несовершение обязательного действия (фарз) нарушает намаз).
2. Совершение намаза с высокомерием.
3. По своей воле зевать.
4. Кашлять без причины.
5. Прокашливаться без причины.
6. Без причины сморкаться.
7. Без причины сплевывать, отхаркиваться.
8. Вздыхать без необходимости (не болея).
9. Без причины рыгать.
10. Опираться на пояс.
3 промежутка времени, когда запрещено читать намаз
11. Склоняться на одну сторону и стоять криво.
12. Стоять и отдыхать, опираясь на одну ногу.
13. Держать что-либо в руках.
14. Обмахиваться рукой или платьем.
15. Надевать одной рукой шапку или чалму на голову.
16. Снимать шапку (какое-либо действие двумя руками нарушает намаз).
17. Смахивать землю на месте земного поклона.
18. Вытирать пот и пыль с лица (если есть острые камни, больно колющие лоб, то вытереть их один-два раза будет правильным).
19. Почесать какое-либо место 1-2 раза (если почесать 3 раза, то это нарушает намаз).
20. Перемещение на 1-2 шага от места совершения намаза без острой необходимости (перемещение на три шага нарушает намаз).
21. Проглатывать маленький кусочек еды, оставшийся между зубами (если кусок размером с горошину, то это нарушает намаз).
22. Уклонять лицо от кыблы.
24. Вставать в положение кыям, опираясь о землю (на коврик).
25. Вставать в положение кыям, опираясь обо что-то еще.
26. При совершении поясного поклона опускать голову очень низко или поднимать ее слишком высоко.
27. Отрывать пальцы рук и ног от земли при земном поклоне.
28. При совершении земного поклона прижимать локти к земле или ребрам (для мужчин).
5 советов, как сделать намаз идеальным
29. При совершении земного поклона прижимать живот к бедрам (эти действия не порицаются, если в ряду мало места).
30. Играть руками или одеждой.
31. Совершение намаза с непокрытой головой.
32. Совершение намаза с засученными рукавами.
33. Совершение намаза с открытой грудью или спиной.
34. Совершение намаза с незатянутым поясом.
35. Совершать намаз, имея во рту что-либо.
36. Самовольно нюхать что-либо.
5 факторов, отвлекающих нас во время намаза
37. Совершение земного поклона на мотки чалмы или шапки (когда нет касания лбом земли или коврика при земном поклоне).
38. Совершение намаза, связав волосы на голове (касается мужчин).
39. Наличие на одежде, на коврике намаза или рядом изображений животных (если изображение будет сзади, размером с муху или с испорченной головой, то в этом вреда нет).
40. Совершать намаз, глядя на большой огонь (не порицается совершать намаз перед малым огнем, таким как свеча, лучина или лампа).
12 случаев, когда ваш намаз будет нарушен
Полный список приведен в книге Гыйбадат Исламия, который можно приобрести по ссылке.
Что нарушает намаз?
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Намаз – один из столпов религии, требующий от нас трепетного отношения к соблюдению всех его предписаний: условия; обязательные составляющие; желательные и нежелательные действия; факторы, нарушающие намаз. На последнем из них хотелось бы заострить внимание в этой статье, а именно на факторах, нарушающих намаз. Мы детально разберём каждый из них, взяв за основу книгу Абу Бакра ад-Димьяти «Ианату т-Талибин» и книгу «Хашият ат-Тармаси» Мухаммада Махфуз ат-Тармаси (да смилуется над ними Аллах). К таким факторам относятся следующие:
1. намерение нарушить намаз;
Если человек вознамерился нарушить свой намаз либо немедленно, либо по прошествии временного промежутка, либо в связи с происшествием какого-либо события, даже обычно невозможного, то намаз нарушается в тот же миг, в противоположность случаю связывания нарушения своего намаза происшествием чего-либо, невозможного в принципе, согласно разуму, например, при объединении двух несовместимых действий или факторов – намаз в таком случае не нарушается. Однако, если человек вознамерился лишь совершить действие, нарушающее намаз, не имея намерения именно нарушить его, то намерение само по себе не нарушает намаз, если действие не было совершено. Также намаз нарушается, если человек колеблется, нарушить свой намаз или нет. Примеры:
– человек совершает намаз и решает выйти из него в этот же миг – намаз нарушается, даже если он не совершил каких-либо действий;
– человек совершает намаз и решает прервать его после совершения земного поклона (суджуд) – намаз нарушается, даже если он всё ещё читает суру Аль-Фатиха;
– человек совершает намаз и решает прервать его, если кто-то зайдёт в помещение – намаз нарушается, даже если никто в помещение не зашёл;
– человек совершает намаз и решает нарушить его, если некий человек взлетит – намаз нарушается, так как подобное согласно разуму возможно, даже если обычно не происходит в жизни;
– человек совершает намаз и решает нарушить его, если нечто окрасится одновременно и в чёрный, и в белый цвет – намаз не нарушается, так как, согласно разуму, подобное невозможно;
– человек совершает намаз и решает совершить два поясных поклона (руку’) вместо одного – в этом случае намаз не нарушается, пока он не совершит лишний поясной поклон;
– человек совершает намаз и начинает колебаться: нарушить ему свой намаз или нет – в этом случае намаз нарушается. Исключением являются колебания, вызванные васвасом, из-за которых намаз не нарушается.
2. совершение лишних действий;
– намеренным совершением одного или более физического рукна в неположенное для него месте;
– намеренным совершением одного (или более) чрезмерно размашистого лишнего действия, например, прыжка;
– совершение трёх и более значительных лишних движений подряд, пусть и по забывчивости.
К значительным движениям относятся движения крупными частями тела – руками или ногами. К таким движениям относятся шаги, поворот головы, движения кистью, руками и т. д.
В общем, нарушение намаза совершением большого количества лишних значительных действий происходит при соблюдении шести следующих условиях одновременно:
1. действий много (три или более);
2. человек убежден в совершении этих действий;
3. эти действия не имеют отношения к намазу;
4. человек знает о запрете совершения лишних движений в намазе. Если совершающий действия – из числа тех, кто не знает о запрете по уважительной причине, например, он проживает вдали от учёных или недавно принял Ислам, то это условие не засчитывается;
5. действия совершены подряд;
6. данный намаз не был намазом, совершаемым при повышенной опасности, по причине которой человек вынужден совершать лишние действия, или желательным намазом, совершаемым путником, при совершении которого определённые лишние действия не нарушают намаз.
Выражение «значительные действия» исключает незначительные действия, совершённые маленькими частями тела, к ним относится: шевеление пальцами, при котором кисть остаётся неподвижной; шевеление губами; моргание; шевеление языком во рту и т. д., то есть действия частями тела, при которых их основания остаются неподвижными. Все эти действия не нарушают намаз, даже при совершении их подряд в большом количестве, однако лучше не совершать их.
Если относительно действия есть сомнения, значительное оно или незначительное, то, согласно правилу «основа в намазе – его действительность», считается, что действие незначительное и намаз не нарушается троекратным совершением этого действия.
Вынужденное совершение лишних действий не нарушает намаз, например, при лишних движениях из-за нестерпимой чесотки или болезни, от которой трясутся конечности, при условии, что невозможно поймать промежуток времени, когда можно было бы совершить намаз, избежав этих действий. Если, к примеру, приступ чесотки обычно заканчивается и после него остаётся достаточно времени для совершения намаза, то необходимо дождаться окончания приступа и совершить намаз после него.
Под выражением «лишние движения подряд» подразумевается тот промежуток между действиями, при котором, согласно общепринятым нормам, эти действия считают совершёнными подряд, то есть нет какого-то конкретного установленного промежутка времени. Мнение о том, что слово «подряд» подразумевает промежуток длительностью в один ракаат, считается слабым мнением.
– человек после чтения суры Аль-Фатиха намеренно совершил земной поклон – намаз нарушается;
– человек после чтения суры Аль-Фатиха случайно совершил земной поклон – намаз не нарушается, при условии, что он сразу вернулся в стоячее положение и продолжил намаз как положено, однако в таком случае перед саламом желательно совершить два земных поклона из-за забывчивости (суджуд сахви);
– человек, совершая намаз в джамаате, увидел в переднем ряду свободное место и занял его: совершил один шаг, поставив ногу в ряд, а за ней – второй, поставив вторую ногу рядом с первой – намаз не нарушается;
– у человека во время совершения намаза зачесалось бедро, и он почесал его, совершив при этом три или более движений кистью – намаз нарушается, если же он протянет руку к бедру, зафиксирует её, почешет бедро пальцами, не шевеля кистью, затем вернет кисть на место, то намаз не нарушается, так как было совершено всего два значительных движения;
– человек совершил движение рукой и вслед за этим сделал шаг, а по прошествии длительного промежутка времени повернул голову – намаз не нарушается, так как все три действия не были совершены подряд.
3. произнесение лишних букв;
Намаз нарушается при умышленном произнесении двух букв, не относящихся к Корану, поминанию Аллаха или мольбам (дуа), подряд, даже под принуждением, независимо от того имеют они какой-то смысл или нет. Также намаз нарушается при произнесении одной буквы, имеющей смысл. Намаз нарушается, даже если буквы были произнесены ради правильного совершения намаза имамом, например, во время совершения коллективного намаза имам сел там, где не предписано сидеть, и маъмум (следующий за имамом) говорит ему: «Встань!» – намаз нарушается.
Если две буквы были произнесены при откашливании, смехе, плаче, стоне, кашле или чихании, то намаз также нарушается. Однако, если во время совершения намаза человека подавил приступ кашля или чихания, остановить которые он не в силах, то намаз не нарушается, если в процессе будут произнесены лишние буквы.
Если во время совершения намаза не получается без откашливания прочесть обязательные его элементы – суру Аль-Фатиха, ташаххуд (ат-тахият) и т. д. – то произнесение букв из-за такого откашливания прощается. Что касается чтения желательных элементов намаза либо громкого чтения суры Аль-Фатиха имамом, то произнесение лишних букв из-за откашливания для этого не прощается.
4. произнесение лишних слов;
Намаз нарушается при произнесении семи и более слов, не относящихся к поминанию Аллаха, чтению Корана, мольбе и т. д., даже если произнести их случайно. Что касается поминания Аллаха, чтения Корана, мольбы и т. д. в неположенном для них месте, то намаз от этого не нарушается. Если имам во время намаза ошибся в аятах или в действиях, и маъмум произнёс поминание Аллаха с намерением лишь сделать напоминание имаму, то намаз маъмума нарушается, а если он имел намерение и помянуть Аллаха, и сделать напоминание имаму, то намаз не нарушается.
– человек услышал, как некто стучится в дверь, и непроизвольно сказал: «Входите, дверь открыта!» – намаз не нарушается, так как слова были произнесены по забывчивости;
– человек в аналогичной ситуации, совершая намаз, произнёс более шести слов – намаз нарушается, даже если они были сказаны неумышленно;
– маъмум заметил, что имам встаёт на пятый ракаат или ошибся в аятах Корана, и произнёс «субханаЛлах!» или громко прочёл аяты с намерением и произнести поминание Аллаха, и сделать напоминание имаму – намаз не нарушается;
– маъмум в аналогичной ситуации произнёс эти слова с намерением лишь сделать напоминание имаму – намаз нарушается.
5. совершение того, что нарушает пост.
Намаз нарушается из-за всего того, из-за чего нарушается пост, с одним уточнением: случайное проглатывание чего-либо в большом количестве нарушает намаз, несмотря на то, что пост от этого не нарушается, по причине того, что в намазе такое может произойти крайне редко, в отличие от поста. Если намеренно проглотить даже нечто малое по общепринятым нормам, то намаз нарушается.
Если проглотить мокроту, достигшую ротовой полости выше середины гортани (место образования звука ح), имея возможность её сплюнуть, то намаз нарушается. Если мокрота не достигла этого места и была проглочена, то намаз не нарушается. Если мокрота попала в ротовую полость и человек, будучи не в силах её выплюнуть, проглотит её, то намаз не нарушается – так же, как в случае с едой, застрявшей между зубами.
Просим Аллаха дать нам силы и возможность соблюдать Его предписания должным образом!
Обстоятельства, нарушающие намаз
Намаз нарушают следующие обстоятельства:
1. невыполнение хотя бы одной обязательной составной части (рукн) намаза или одного условия (шарт) намаза;
2. произнесение посторонних слов, не относящихся к намазу. То есть намаз нарушается, даже если выразились две посторонние буквы или одна буква, имеющая определенный смысл, если только это не является молитвой, аятом Корана или поминанием Аллаха. Также намаз нарушается, если из-за смеха, плача или же стона выразились две буквы (если неосознанно сказали несколько слов (меньше шести), то намаз не нарушается);
3. совершение множества посторонних, нехарактерных для намаза движений. Если в намазе совершить три посторонних движения подряд (например, если трижды кивнуть головой, или кивнуть головой и двигать руками, или же три раза шевельнуть рукой, или сделать три шага) нарушают намаз;
4. выполнение резких, грубых движений (например, прыжок);
5. добавление лишних арканов (например, выполнить два поясных поклона в одном ракаате, или в земном поклоне дважды, сдвинувшись, коснуться лбом коврика) намеренно и помня, что выполняется намаз; [1]
6. одно шутливое движение (например, показать кому-то язык, подмигнуть, протянуть руку к кому-то, в шутку погрозить пальцем или сделать один шаг. К примеру, если специально наступить на одежду сидящего рядом, мешая ему встать, то намаз нарушается);
7. проглатывание чего-либо (включая мокроту, попавшую в рот, и остатки пищи), кроме слюны, помня, что выполняете намаз. Если проглотить вместе со слюной то, что застряло между зубами, имея возможность выплюнуть, то намаз нарушается. Если же не смог выплюнуть и проглотил – то не нарушается.
Если проглотить находящуюся во рту мокроту по забывчивости или не зная, что это запретно (харам), то намаз не нарушается. Проглатывание слюны, смешанной с кровью из десен, нарушает намаз. Если проглотить слюну с оставшимся во рту привкусом сладости или другим вкусом, то намаз не нарушается. Но проглатывание слюны, изменившей цвет от кофе или чего-либо другого, нарушает намаз;
8. нарушение омовения (например, при выходе кишечных газов или мочи);
9. намерение в сердце прервать намаз или прекратить его в связи с каким-либо обстоятельством (например, если кто-то решил: «Когда позвонят в дверь, я прерву намаз»), или при колебании в этом. В таком случае намаз немедленно нарушается;
10. нарушение порядка исполнения арканов намаза (например, чтобы дополнить пропущенное желательное (сунна) действие);
11. возникновение продолжительных сомнений в намерении (например, если забыли, какой намаз совершаете, и в сомнениях о намерении прошло столько времени, сколько необходимо для произнесения «Субханаллаh», то намаз нарушается);
12. если повернулся спиной или боком к Каабе. Если же совершил это по забывчивости и сразу же повернулся к Кибле, то намаз не нарушается;
13. если человек, читающий правильно суру «Аль-Фатиха», совершает намаз за тем, кто не может читать ее правильно, то его намаз считается недействительным.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.