Что нельзя делать перед похоронами у мусульман
Как проходят похороны у мусульман: традиции и обычаи
Как проходят похороны у мусульман: традиции и обычаи: Unsplash
Когда умирает мусульманин, его близкие собираются, чтобы проводить покойного в последний путь. Подготовка к похоронам и сам процесс захоронения проходит по законам шариата. Что обязательно нужно сделать до ритуала и как проходит традиционный обряд погребения у мусульман?
Какие обычаи перед похоронами у мусульман?
В исламе прощание с умершим проходит по строгим предписаниям, поскольку в каждом действии скрыт глубокий смысл. Чтобы отдать дань уважения покойному и помочь ему получить милость Аллаха, родные готовят тело к погребению. Прежде всего умершему человеку закрывают глаза и подвязывают подбородок, а на живот кладут тяжелый предмет.
Чистота имеет особое значение для мусульман, поэтому обряд омовения обретает сакральный смысл. Как объясняет А. Муслимов в книге «Китаб Аль-Джаназа Ва-ль-истифада Мин Хаза», обмывание умершего принадлежит к шести святым обязанностям мусульманина.
Эта процедура символизирует очищение от материального мира и состоит из нескольких этапов:
Омовение у мусульман относится к внешнему тахарату (очищение), полное омовение тела — «гусль». Обряд проводится в мечети или в специальных помещениях на кладбищах. Покойного укладывают на жесткое ложе, половые органы накрывают тканью. Недопустимо укладывать покойника на землю — это мешает достигнуть цели очищения. Запрещено стричь волосы и ногти, изымать золотые зубные коронки. Все эти процедуру должны проводиться при жизни, но не после смерти. Считается, что после омовения душа усопшего готова к встрече с Аллахом.
Какие обычаи перед похоронами у мусульман: Unsplash
После очищения умершего облачают в погребальные одежды, которые состоят из нескольких покрывал (кафан). Цвет кафана по возможности должен быть белым. Для мужчин это правило обязательно, для женщин есть исключение — у них саван может быть цветным, но не синим или его оттенков.
Кафаном полностью укутывают тело. Ноги должны оставаться босыми. Мужской саван состоит из трех предметов — рубахи, отреза ткани для окутывания низа тела и для всего тела. Женский саван состоит из пяти предметов и дополнительно включает отрезы ткани для окутывания груди и волос. Детей окутывают одним отрезом ткани полностью. В саван покойного облачают близкие родственники, прежде всего те, кто принимал участие в омовении.
Как хоронят мусульман?
Мусульман хоронят только на кладбище. Кремация считается большим грехом, она запрещена и приравнивается к адским мукам. Хоронят умерших без гроба. Вместо него используются тобут — специальные носилки, оснащенные раздвижной крышкой. На тобут стелят одеяло, а крышку покрывают тканью. Сверху кладут одежду умершего. На этих носилках тело относят к могиле, возле которой имам начинает читать главную молитву — джаназу. Так, согласно определению Ефима Резвана в книге «Ислам. Энциклопедический словарь», называется и похоронный обряд в исламе.
В исламской традиции считается, что без этой молитвы похороны состояться не могут. Носилки должны быть установлены перпендикулярно направлению киблы (в сторону священной Каабы в Мекке в Аравии). В этом же положении умерший будет покоиться в могиле.
Могила должна быть просторной, но не прямоугольной. В ней должен быть ляхд — боковая ниша, куда укладывают тело усопшего.
Как хоронят мусульман: Unsplash
Как проходят похороны у мусульман? Тело умершего опускают в могилу ногами вниз с правой стороны могилы. Над женщинами принято держать покрывало, чтобы тело усопшей не попало на всеобщее обозрение — это запрещено даже после смерти.
Первым в могилу бросает горсть земли имам. Затем он читает суру таубу — молитву-покаяние, в которой звучит мольба Аллаху о прощении грехов, как пишет автор энциклопедического исламского словаря Айдын Али-Заде. После погребения могилу поливают водой семь раз и семь раз кидают землю. Все присутствующие после этого расходятся. Остается лишь один человек, чтобы прочитать молитву — талкин. Она содержит слова о вере умершего в Аллаха.
Поскольку покойного хоронят без гроба, то могилу укрепляют жженым кирпичом. Такой выход мусульмане нашли, чтобы защитить захоронение от диких животных и соблюсти требования шариата. Запах жженого кирпича отпугивает их и перекрывает остальные запахи.
Сразу после погребения не принято устраивать поминальные трапезы. Первые три дня после похорон родственники должны молиться об умершем, а остальные заботы, в том числе хозяйственные нужды, отложить. Роскошные поминки в исламе запрещены.
Традиции похорон у мусульман: Unsplash
Почему у мусульман не ходят на похороны? На похороны у мусульман не ходят женщины. Их не допускают на кладбище из опасений, что они могут громко плакать над могилой. Их считают излишне эмоциональными, несдержанными, что неуместно на церемонии прощания. Однако с разрешения мужчины и в его сопровождении женщина может посетить кладбище. Разрешение дают, если речь идет о прощании с близкими родственниками. При этом плакать женщинам запрещено. Ислам требует переносить горе смиренно и терпеливо, сдерживая страдания.
Похороны для последователей ислама — это не только прощание с человеком, но и помощь усопшему. Своими молитвами, соблюдением правил погребения родные и близкие говорят Аллаху о праведности мусульманина. Считается, что усопшие нуждаются в молитвах больше, чем живые в пище и воде.
Согласно Корану, после смерти человеческая душа проходит промежуточную жизнь, которая называется барзах. Затем она отправляется в загробный мир. Обретет ли она покой, зависит не только от земного пути, но и от родственников, которые должны соблюдать обряды и традиции перед погребением. В Коране сказано, что мусульманину, который честно выполнял свои обязанности, Аллах дарует благоденствие.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Что можно и что нельзя совершать во время похорон?
Ответьте, пожалуйста, на какие моменты нужно обращать внимание при погребении покойного. Недавно пришлось с этим столкнуться, поняла, что деталей не знаем и многое сделали неправильно. С уважением, Раиса Ибрагимова, Тетюши.
Между учеными нет никаких разногласий в том, что перенос покойного к месту захоронения, является ваджибом. Несение покойного считается благодеянием и выражением уважения к нему. По мнению ученых, перенос тела покойного в мешке, или иным неприемлемым образом, расценивается как харам.
После того, как тело покойного было обмыто и обернуто в саван, его укладывают в табут или кладут на специальные носилки. Сунной является перенос табута (ящика) или носилок четырьмя людьми с двух сторон. То есть люди стоящие с левой стороны ящика или носилок кладут их себе на правое плечо, а те, кто стоит с правой стороны, кладут их на левое плечо. Тело покойного следует нести головой вперед.
Сунна при переносе тела покойного:
1) При переносе тела покойного, двигаться мелкими быстрыми шагами. Доказательством этому служит хадис, в котором посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Торопитесь похоронить умершего. Если он был благочестивым человеком, то быстрое погребение будет для него благом. Если же он был плохим человеком, то вы скорее снимите его со своих плеч» (Бухари).
2) Сопровождение тела покойного. По общему мнению, участие в похоронной процессии является поощряемым действием. Так как сообщается, что Берра ибн Азиб (радыяллаху анху) сказал: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) повелел нам участвовать в похоронной процессии, навещать больных, говорить чихнувшему человеку «ярхамукяллах», отвечать на приглашение в гости, оказывать помощь обиженным и угнетенным» (Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).
Участие в похоронной процессии включает в себя три элемента:
а) Участие в джаназа – намазе. Сообщается, что Зайд бин Сабит, сказал: «Совершив джаназа – намаз, ты снимаешь с себя свой долг».
б) Сопровождать тело покойного вплоть до могилы, и ждать до окончания захоронения. Так как в одном из хадисов, переданном от Абу Хурайры, сообщается: «Тот, кто примет участие в джаназа – намазе, получит один карат вознаграждения. Если же останется до окончания погребения, то получит два карата вознаграждения. А каждый карат подобен горе Ухуд» (Бухари, Муслим).
в) После погребения покойного, просить у Аллаха Всевышнего прощения для него.
3) Находиться в состоянии смирения и раздумья. Людям, принимающим участие в погребальной молитве, следует, находясь в состоянии смирения размышлять о своем будущем и извлечь необходимые уроки из смерти покойного. Не следует разговаривать о мирских делах и смеяться.
4) Следует накрыть чем-либо тело покойного. Покойника, лежащего на носилках, куполообразно прикрывают досками или же ветвями деревьев.
5) Не садиться до тех пор, пока покойный не будет положен на землю. Людям, принимающим участие в похоронной процессии желательно не садиться, пока носилки с телом покойного не будет сняты с плеч тех, кто их нес. Так как в этот момент может потребоваться помощь. В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Увидев похоронную процессию, встаньте на ноги. Те же, кто участвует в ней пусть не садятся до тех пор, пока покойный не будет погребён» (Абу Дауд, Тирмизи).
4. Действия, являющиеся порицаемыми (макрух) при похоронах:
1) Откладывание погребальной молитвы и захоронения. Например, откладывание погребальной молитвы из-за пятничного намаза, с тем, чтобы в погребальной молитве приняло участие еще больше людей. Однако в том случае, если из-за похорон может быть пропущен пятничный намаз, следует в первую очередь выполнить его.
2) Садиться до того как носилки с покойным будут положены на землю, и вставать на ноги после того, как носилки с телом покойного будут положены на землю.
3) Участвовать в похоронной процессии верхом на ездовом животном. Сунной является сопровождение похоронной процессии пешком. Так как в одном из хадисов сообщается: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) никогда не участвовал в праздничном или погребальном намазах, будучи верхом» (Навави). Передается, что Савбан (радыяллаху анху) рассказывал: «Однажды мы вместе с посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) отправились на джаназа – намаз. Он увидел некоторых людей верхом и сказал им: «Неужели вам не стыдно? Ангелы Аллаха Всевышнего следуют пешком, а вы едете верхом»» (Ибн Маджа, Тирмизи).
Не возбраняется ехать верхом при возвращении с похорон. Так как в хадисе, переданном от Джабира ибн Семуры (радыяллаху анху) сообщается: «Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) привели коня и возвращаясь с похорон Ибн Дахдана, он сел на этого коня, а мы шли рядом с ним пешком» (Ахмад, Муслим, Насаи).
4) Следуя за похоронной процессией не следует читать громким голосом зикр, Коран, или же кричать. Например, говорить громким голосом: «Просите прощения для покойного!» Имам Байхаки передавал, что сподвижники считали неприемлемым повышать голос при зикре во время похоронной процессии и во время сражения.
5) Нельзя нести за покойным огонь или кадило. Так как наличие огня или кадило может вызвать ассоциации, что якобы покойный будет брошен в ад. В хадисе, переданном Абу Даудом, говорится: «Не следуйте за похоронной процессией с криками и огнем».
6) Также макрухом считается участие женщин в похоронной процессии. Так как в одном из хадисов говорится: «…Вы получили грех, не получив никакого вознаграждения, возвращайтесь обратно» (Ибн Маджа).
Все факихи единодушны в том, что погребение покойного является фардом кифайя (общей обязанностью мусульман). Так как оставить покойного не погребенным, значит проявить к нему неуважение. В то же время людей будет беспокоить запах разлагающегося трупа. Доказательством этому служат следующие слова из аята: «Разве Мы не сделали землю вместилищем для живых и мертвых» (Сура «Мурсалят», 77/25-26). В связи с погребением Хабиля Аллах Всевышний сказал: «Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: «Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?» Так он оказался одним из сожалеющих» (аль-Маида 5/31). В другом аяте говорится: «…потом умертвил его и поместил в могилу» (Абаса 80/21).
Наиболее предпочтительным является сразу же после смерти, подготовить тело покойного и похоронить. Доказательством этому служит ранее приведенный хадис: «Торопитесь похоронить умершего. Если он был благочестивым человеком, то быстрое погребение будет для него благом. Если же он был плохим человеком, то вы скорее снимите его со своих плеч» (Бухари).
Также предпочтительно хоронить покойных на кладбище. Так как посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) хоронил умерших сподвижников на кладбище Баки в Медине. Поскольку на кладбище бывает много посетителей, поэтому для покоящихся там делается больше дуа.
Также разрешено хоронить покойного в доме. Так как посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) был похоронен в комнате Айши (радыяллаху анха). Однако хоронить покойного в доме является макрухом. Так как таким образом хоронят только пророков. Так же нежелательно хоронить покойных в мавзолеях и склепах, так как это противоречит сунне.
Как проходят похороны у мусульман
Содержание:
Прижизненные ритуалы у мусульман
Если мусульманин умирает не внезапной смертью, а в результате продолжительной болезни, подготовка к переходу в иной мир начинается еще при жизни. Для попадания в рай человеку необходимо сохранять праведность, то есть вести достойную жизнь и соблюдать законы Корана. При этом нужно постоянно помнить о смерти и быть готовым к встрече с ней. Для этого важно заранее позаботиться о нюансах процедуры погребения и решить, между кем будет делиться наследство.
Непосредственно перед смертью в дом больного приглашают имама. Умирающего кладут ногами в сторону Мекки, а священнослужитель зачитывает над ним молитву «Калимат-шахадат». Напоследок человеку дают воды или гранатового сока. Сразу после смерти ему закрывают глаза, подвязывают подбородок и помещают на живот что-то тяжелое.
Подготовка к погребению
Подготовка к захоронению мусульман начинает сразу после смерти. Традиционные погребальные обряды почитателей Ислама предусматривают омовение усопшего и оборачивание его тела в саван.
Омовение
Для выполнения омовения приглашают гассала (ответственного), которым может быть близкий родственник или другой правоверный человек одного пола с умершим. Перед процедурой гассал трижды омывает руки и зажигает благовония. Сначала он омывает голову покойного, затем щиколотки. После этого приступает к омовению правой, а потом левой части тела. В завершение моет спину. Вся процедура выполняется три раза, причем первые два раза в воду добавляют камфару и кедровый порошок, а последнее полоскание осуществляют чистой водой.
При отсутствии гассала одного пола с усопшим либо если человек умер в месте, где недостаточно воды для омывания, может использоваться обряд «таяммум». Он предусматривает очищение тела песком или аналогичными веществами – глиной, землей, цементом. После завершения таяммума похороны проводятся согласно принятым мусульманским традициям.
Обертывание в саван
По Шариату усопших запрещено хоронить в одежде, поэтому тело оборачивают в специальный саван – кафан. Его шьют из белой ткани, которая подбирается согласно достатку покойного. Для богачей используют дорогостоящий текстиль, для бедняков – дешевый. Саваны различаются в зависимости от пола покойного. Для мужчин применяют удлиненную рубашку и два куска ткани, которыми оборачивают нижнюю часть тела и все туловище. Для женщин используются те же принадлежности, но дополнительно на голову надевают платок (химару), а тело от груди до бедер укутывают еще в один отрез ткани (хирки).
Гроб у мусульман
В мусульманстве не принято использовать гробы. Традиционно людей хоронят без домовины, поскольку считается, что человек был создан из земли, а гроб не позволяет усопшему контактировать с почвой после погребения. Использовать домовину можно только в трех случаях:
В таких ситуациях для захоронения применяют специальный гроб, который выглядит как простой прямоугольный ящик из необработанной древесины. Иногда его покрывают полировкой или тканью зеленого цвета, но в любом случае он лишен декора, а внутри нет одеял, подушек и другого похоронного белья. В некоторых случаях используют гробы без крышки, покрывая тело большим отрезом ткани.
Как проходит церемония погребения?
Если родственники усопшего не знают, как проходят похороны у мусульман, им следует уточнить эти вопросы у муллы. Почитатели Ислама придерживаются следующих правил:
Сотрудники ритуального агентства «Честный Агент» могут предоставить вам более детальные консультации по вопросам проведения мусульманских похорон. Мы готовы взять на себя вопросы по организации погребения в Москве или Московской области и предложить традиционный гроб, выполненный с учетом исламских обычаев и традиций. Многолетний опыт и ответственный подход к работе позволяют нам проводить достойные захоронения, которые полностью учитывают правила и указания фикха.
Как хоронят мусульман?
Когда наступает момент смерти для мусульманина, близкие люди должны проводить покойного в соответствии с теми установлениями, которые предусматривает Ислам. Похоронные обряды в Шариате отличаются особой самобытностью, и представителям других религиозных конфессий они могут показаться даже странными. Но каждый элемент, который предусматривают похороны в исламе, каждое действие и обязанность обладают глубоким смыслом и несут в себе важное значение, играют особую роль.
Первый этап – приведение в порядок тела покойного
Подготовка тела покойного мусульманина включает три этапа:
Мусульманские кладбища оборудованы специальными помещениями, в которых можно провести омовение, и не только родственники и близкие покойного мусульманина могут провести этот обряд: по желанию семьи ритуальное омовение могут провести работники кладбища.
Правила и законы Шариата о похоронах
По Исламу предписано хоронить мусульман только на мусульманском кладбище: не разрешено на мусульманском кладбище хоронить немусульманина, а мусульманина хоронить на неисламском кладбище.
Захоронение покойного мусульманина следует проводить в том месте, где он умер, убитого – там, где он был убит. Но современная мусульманская умма оставляет этот вопрос на усмотрение родственников покойного мусульманина. Как сказал ибн ‘Абдуль-Барр: «Нет в этом вопросе категоричного суждения, что перенос тела умершего – это нововведение, или же что это – Сунна. Пусть верующие поступают, как пожелают». Однако лучше не переносить тело умершего в другую местность, поскольку это может вызвать изменения в его теле.
Всевышний Аллах предписывает мусульманам погребать тела умерших. Обязательному захоронению подлежат тела всех умерших, даже если человек не был мусульманином.
В хадисе Пророка Мухаммада указывается, что покойного следует омывать и заворачивать в саван, но с телами неверных этого делать не велел Пророк Мухаммад. В этом же хадисе сказано, что после того, как будет совершено захоронение тела неверного, мусульманину следует сделать гусль или полное омовение.
Специальные предписания на тему того, как правильно хоронить мусульманина
Похороны в Исламе предполагают захоронение без гроба непосредственно в земле, но это не относится к таким телам, которые сильно изуродованы или представляют собой разрозненные фрагменты тела. Это же правило не применяется к разложившимся трупам.
На кладбище тело покойного следует доставлять на специальных носилках – они железные и имеют закругление сверху, такие носилки называются «табутой».
Покойного мусульманина не кладут на дно могилы («шакъ»), если только почва не осыпается. Могила для умершего делается так, чтобы в боковой стороне ее было отверстие, похожее на полку, которое называется «ляхд», куда и кладут тело покойного. Мусульман хоронят положив тело покойного на правый бок в сторону Каабы.
Затем ляхд следует заложить досками или кирпичами перед тем, как засыпать могилу. Следует прочитать специальные молитвы джаназа над покойным.
Могила по канонам ислама
После похорон в исламе разрешается устанавливать памятники для обозначения места могилы, чтобы посетители знали, где нельзя проходить между могил, но не следует делать их слишком высокими и заметными. Также нельзя что-то писать на памятниках, а украшать памятники, делать ограждения и соперничать в том, чья могила украшена лучше и богаче – грех.
Для погребения следует вырыть могилу, достаточно глубокую для того, чтобы животные не могли ее разрыть. Ширина могилы должна составлять от 70 до 80 см, а ее длина должна равняться росту покойного с поднятой рукой.
Покойника по мусульманскому обычаю хоронят без гроба, а тело его следует повернуть в сторону киблы. После погребения следует прочитать молитвы.
Одежда покойного для похорон
Существует еще одно правило проведения похорон в исламе, которое касается одежды покойного. Тело усопшего следует завернуть в кафтан или белый саван. Одежду для погребения мусульманин может подготовить еще при своей жизни.
При заворачивании в саван тела покойного мусульманина следует завязать на саване узлы: у головы, у пояса, а также у ног, но перед тем, как тело будет захоронено, узлы следует развязать.
Кафтан мужской должен состоять из трех отрезов полотна, из которых первый кусок должен покрывать с головы до ног тело покойного – этот кусок полотна носит название «лифафа», вторым куском полотна следует обернуть нижнюю часть тела, и эта часть материи называется «изар», а затем надевается рубаха или «камис», у которой должна быть такая длина, чтобы она могла прикрыть половые органы покойника.
Для покойных женщин мусульманок погребальная одежда должна состоять из кафтана, который также состоит из трех таких же частей, но волосы и голову женщины следует покрыть платком, который носит название «кирки», а грудь покойнице покрывают куском ткани, которая носит название «химара».
Сроки и дни, в которые следует проводить похороны в исламе
Есть периоды, когда хоронить нежелательно: в хадисе есть указание на слова Пророка Мухаммада, который сказал, что Всевышний запрещает хоронить покойников в течение трех периодов: на восходе солнца, в полдень и во время заката. Но ученые придерживаются мнения, что это указание касается непосредственно произнесения молитвы джаназа.
Нежелательно проводить захоронение ночью, но это иногда делают при крайних обстоятельствах.
Похороны самоубийц в исламе
По исламу любые насильственные действия по отношению к другому человеку, а также по отношению к самому себе, запрещены, и самоубийство является актом насилия над своей плотью. Когда человек убивает себя, он противится воле Всевышнего Аллаха, ведь Всевышний сам предопределяет судьбу мусульманина, и самоубийство является дорогой в ад, поскольку человек, убивший сам себя, отказывается от вечной жизни в раю его души и спорит в Богом. Никогда на такой шаг не отважится истинный мусульманин: такой грех может совершить человек только по невежеству, тот, кто не знает, какие вечные страдания ожидают его душу в аду.
Но по исламу похоронить самоубийц следует в таком же порядке, как и хоронят мусульманина, умершего своей смертью, хотя исламские богословы неоднократно дискутировали на тему того, как это следует делать правильно.
Что по исламу запрещено делать на кладбище
У мусульман существует ряд запретов и правил, касающихся поведения на кладбище:
Существуют разногласия между учеными на тему того, разрешено ли женщинам посещать кладбища: есть те, кто считает, что этот запрет обоснован в хадисе Ибн ‘Аббаса, где сказано, что Пророк Мухаммад «проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает светильники», но ряд ученых называют слабым этот хадис, указывая на присутствие в его иснаде Абу Салих Маула Умм Хани, не заслуживающего доверия. Но приводится и достоверный хадис, переданный от Абу Хурайры, где также сказано, что Пророк Мухаммад проклял тех женщин, что часто посещали могилы. Наиболее сильно в данном вопросе мнение, что женщинам нежелательно посещать кладбище.