Что нельзя делать на именины
Что надо делать верующему человеку в День ангела и каких примет придерживаться
День ангела считается важным по церковному календарю. Церковнослужители рассказали, что следует делать в этот праздник. В данное торжество почитаются небесные покровители. При крещении ребёнку даётся имя его заступника. Ангел-хранитель оберегает его на протяжении всей жизни. Также при помощи примет верующие люди могут предсказывать погоду или предугадывать предстоящие события.
Что следует делать в праздник День ангела
Данное торжество носит второе название именины. Когда ребёнка крестят, то ему даётся имя в честь святого или пророка. Именно оно считается оберегом. Ангел-хранитель с таким же именем оберегает человека всю жизнь. Церковнослужители рассказывают, что имя небесного покровителя не желательно поддавать огласке. Таким образом Ангел-хранитель будет сильнее, так как не станет раскрытым.
Ангел укрывает своими крыльями человека от разных неудач. Он помогает его душе обрести гармонию и любовь. Помимо этого, верующие считают, что святые, чьё имя было дано ребёнку, постоянно молятся за его счастье. Именно поэтому в День ангела нужно пойти в храм и поставить свечку возле своего покровителя. Также нужно прочитать молитву, в которой следует поблагодарить за защиту и попросить любви, мира.
Имя, которое даётся ребёнку во время обряда крещения, не меняется до конца жизни. Исключением будет тот случай, когда человек идёт в монахи. После того как человек умирает, следует на поминальных записках писать имя, данное при крещении. Таким образом молитва станет сильнее. День ангела определённого имени можно найти в церковном календаре. Если человек не знает, когда именно это торжество, следует посмотреть чествования ближайшего праздника от его даты рождения.
Как празднуется День ангела верующими людьми
Церковнослужители советуют в это торжество поговорить со своим Ангелом-хранителем. Стоит поблагодарить за его труд, который он проделывает изо дня в день на протяжении всей жизни. Верующие считают, что такие молитвы обязательно будут услышаны и переданы Всевышнему. Следует периодически, даже мысленно, разговаривать со своим Ангелом-хранителем. Он будет чувствовать свою надобность и поймет, что все труды его не напрасны.
Именно Ангел способен в нужный момент подсказать правильное решение. Следует просто прислушаться к себе. Внутри души можно найти ответ на интересующий вопрос. Бывали случаи, когда именно Ангелы-хранители спасали человека от бед в нужный момент. Церковнослужители считают, чем чаще общаться с ним, тем сильнее станет связь.
Данное торжество стоит отметить в кругу близких людей. По сути это тот же день рождения. Однако праздник посвящён не только человеку, но и его Ангелу-хранителю. Следует учитывать, в какой церковный пост выпадает торжество. Такими должны быть и блюда на столе. Ангел-хранитель любит, когда люди придерживаются церковных наставлений. За столом должны звучать слова поздравлений и пожеланий крепкого здоровья. Ангелу нужно сказать «спасибо» за его тяжёлый ежедневный труд.
Приметы верующих людей в День ангела
Люди считают, что те, у кого в этот день именины, становятся прорицателем погоды. Именно данный человек способен точно предсказать, какие перемены ожидаются. Если именины празднуются осенью, то солнечный день предвещает не слишком скорое наступление зимы. В весеннюю пору года можно предсказать, когда начнут таять снега. Зимой люди предсказывают скорейшее наступление тепла. Летом человек может рассказать, будет засуха или нет.
При помощи подсказок человеку в День его Ангела могут посылаться знаки судьбы. Именно к ним стоит прислушаться. Данные подсказки могут предостеречь от надвигающихся бед или, наоборот, рассказать о чём-то хорошем. Хорошей приметой в этот день считается пение птиц. Пернатые являются посланниками Господа Бога. Именно поэтому их окружение в День ангела приносит удачу.
Что можно и нельзя делать в День ангела
Еще в старые времена верили, что во время Дня ангела нельзя делать тяжелую работу, ссориться с родными и близкими людьми. Данный день считался одним из самых светлых и энергетически сильных. К нему относились с большой осторожностью, чтобы не привлечь злые силы и не навредить будущему.
Когда отмечают День ангела
День ангела считается одним из самых важных по церковному календарю. В данное торжество особое внимание уделяют небесным покровителям. Во время крещения ребенку дается еще одно имя – своего ангела-хранителя, который на протяжении всей жизни охраняет его, защищает от всех невзгод. Церковнослужители запрещают придавать второе имя огласке, так как считается, что оно будет сильным и поможет ребенку в самой трудной жизненной ситуации.
Если кому-то о нем рассказали, нужно на второй день поставить свечку за здравие, так ребенок будет защищен от порчи, сглаза и негатива в жизни.
Как сообщает сайт rsute.ru, ангелы-хранители укрывают человека своим крылом, показывают верный путь, всячески стараются помочь в трудную минуту.
В День ангела советуют пойти в храм и поставить свечу за здравие, поблагодарить своего ангела-хранителя за то, что он оберегает от всех невзгод. Попросить мира, любви и счастья в своей жизни.
Приметы и обычаи, связанные с Днем ангела
День ангела человека можно найти в церковном календаре. Лучше всего подходит то, что ближе находится ко Дню рождения ребенка. Имя, которое дается во время крещения ребенка, не меняется до конца его жизни. Исключение может быть лишь тогда, когда он идет в монахи. Тогда он может выбрать для себя новое имя, которое ему будет предоставлено церковнослужителями.
Во время празднования Дня ангела стоит рано утром пойти в церковь, поблагодарить ангела-хранителя и Высшие силы, что защищают от всех невзгод, поставить свечу. Обязательно мысли человека должны быть светлыми, положительными. Тогда можно будет притягивать в свою жизнь удачу, счастье и успех во всех начинаниях.
Обязательно на именины нужно постараться не ссориться с родными и близкими сердцу людьми, ведь тогда праздник может принести неудачу и забрать силы и возможности человека.
Как правильно отметить День ангела, чтобы привлечь удачу
Советуют День ангела отметить в скромной, тихой и дружной обстановке. Нельзя шуметь, громко включать музыку. Ангел-хранитель не любит, когда вокруг очень сильно шумят.
Может человека покинуть и оставить наедине со своими проблемами. Желательно провести этот день наедине с природой и со своими мыслями.
При желании приглашают родственников, на стол ставят сладости. Необходимо поставить еще одну тарелку для своего ангела-хранителя. Так Высшие силы поймут, что человек положительно относится к своему защитнику, и он будет помогать в трудную минуту.
Что православные должны делать в день своего ангела
Иеромонах Иов (Гумеров) свидетельствует, что Днем Ангела принято называть день церковной памяти святого, чьим именем был наречен человек при таинстве Крещения. Став в народном благочестии синонимом именин (тезоименитство), День Ангела называется так, поскольку святой, вознесшись на Небо, начинает жить как Ангел, «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30).
Два Ангела
Однако святого покровителя человека не стоит путать с его Ангелом-Хранителем, который приставляется к человеку в день его духовного рождения — Крещения, для охраны от жизненных бед, попечения, предостережения от грехов и посмертного сопровождения.
Как писал святой Феодор Едесский: «Господь каждому из нас дает двух Ангелов, — один из которых — Ангел-Хранитель — хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел — святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные».
Посещение храма
Главным действием, которое православный христианин должен совершить в День Ангела, является посещение храма. Архимандрит Амвросий (Юрасов) отмечает, что накануне празднования своего духовного дня рождения имениннику следует прийти на вечернюю службу и непременно исповедаться в грехах, а утром помолиться на литургии и причаститься Святых Христовых Тайн.
Иеромонах Иов (Гумеров) разъясняет, что в день поминовения святого Господь Бог наделяет его особой благодатью молиться за тех, кто на земле носит его имя и находится под его небесным покровительством. Чтобы приобщиться к этой благодати, нужно присутствовать в церкви и, кроме духовного общения со своим святым, с особенным чувством и теплотой возносить молитвы Господу, Богоматери и Ангелу-хранителю.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечал, что молиться своему святому нужно, чтобы он ходатайствовал за человека перед Богом и говорил: «Дни рождения и именин наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними, обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно. богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».
Приглашение
Публицист Николай Костомаров в работе «Образ домашней жизни. Семейные нравы. Порядок домоправления. Домашние обряды» заявляет, что приглашением на празднование Дня Ангела служили именинные пироги. Особо почитаемые гости получали пирог посолиднее, а остальным раздавалась выпечка стандартного размера.
Порой простолюдины удостаивались именинных пирогов, которые им при выходе из церкви дарили царствующие особы, отмечавшие собственный День Ангела. В этом случае являться на прием не следовало.
Праздничный стол
Праздничная трапеза по случаю Дня Ангела не предполагала обильного застолья и удивления гостей разносолами, поскольку главной целью сбора за общим столом являлось духовное единение. Центральным угощением любого подобного празднования был каравай, который даже прославлен в песне, ранее исполнявшейся на именинах, а в наши дни часто звучащей на днях рождения: «Как на [чьи-то] именины испекли мы каравай. ». Помимо каравая, на столе обязательно должны были присутствовать яства с начинкой — мясные, рыбные, грибные или овощные пироги, расстегаи, вареники, блины с творогом. Царские именины отмечались с особым размахом, но и на них центральным блюдом был каравай.
Александр Половинкин в книге «Православная духовная культура» пишет, что если именины выпадают на время соблюдения поста, то вся трапеза должна состоять из постных угощений. Однако если День Ангела попадает на Великий пост, то духовенство советует переносить празднование либо на ближайшие выходные, то есть на субботу или воскресенье, либо отметить это важное событие после Пасхи, когда наступит Светлая Седмица.
Подарки
На день Ангела принято одаривать виновника торжества подарками, которые, согласно традиции, должны содержать религиозную принадлежность, будь то красивая свеча, полочка для икон или сосуд для святой воды. Протоиерей Андрей Устюжанин советует в качестве презента в данном случае рассматривать разнообразные духовные видео- или аудиозаписи, церковную литературу, Евангелие, способствующие внутреннему росту человека.
Уместно будет преподнести имениннику икону с изображением святого, являющегося его небесным покровителем. Если же таковую найти не удается, из-за того что человек наречен редким именем, рекомендуется принести ему в дар икону Всех святых, на коей символически представлены все прославленные Православной Церковью святые.
В наши дни в храмах можно приобрести специальные поздравительные открытки, приуроченные ко Дню Ангела, в которых уже присутствует торжественный текст подобного содержания: «Примите поздравления с Днем Вашего ангела. Желаю Вам и молю Господа о Вашем долгоденствии, мирном течении Вашей жизни в счастье, душевном спокойствии, в добром здоровье по молитвам Вашего святого небесного покровителя».
В старину непременным атрибутом чествования именинника были полевые цветы. Тем, кто отмечал праздник в холодные месяцы, дарили засушенные букеты и охапки колосков.
Историк Николай Костомаров отмечал, что на День Ангела подарки подносились даже царям. Каждый купец был обязан отослать государю свой презент, который попадал на казенный двор, где спустя некоторое время устраивалась распродажа подарков. Случалось так, что торговцы могли выкупить свое подношение, а на следующий год вновь отправить его правителю.
Малые именины
В Святцах, где представлен список имен святых в соответствии с днем и месяцем, когда церковь чтит их память, довольно часто встречаются одинаковые имена, принадлежащие разным святым. В таком случае для определения дня именин применяется церковное правило. Согласно ему, Днем Ангела мирянина считается ближайший день поминовения святого тезки, который наступает после земного дня рождения человека. В дни памяти других святых с аналогичным именем человек может праздновать «малые именины».
20 декабря 2021 Праздники по православному календарю. Что можно и нельзя делать в этот день. Приметы
20 декабря отмечаются 4 православных церковных праздника:
1. Абросимов день (День Амвросия)
Святителя Амвросия, епископа Медиоланского
Посвящен богослову, гимнографу Амвросию Медиоланскому. Родился около 340 года в городе Тревире (сейчас Трир, Германия) в зажиточной римской семье. В 374 году стал епископом. Боролся с арианством и язычеством. Мирно скончался в 397 году.
2. Преподобного Нила Столобенского
Почитание святого Нила. Жил в XV-XVI веках. Основатель Нило-Столобенской пустыни. Вел строгую аскетическую жизнь. 27 лет провел в одиночестве на острове Столобный.
3. Преподобного Антония Сийского, иеромонаха
4. Рождественский пост (23 день праздника)
Православная церковь в этот день почитает память Миланского епископа и проповедники Амвросия Медиоланского, который появился на свет в Италии примерно в 340 году. Он входит в четверку великих латинских учителей церкви. Именно он обратил в христианство блаженного Августина и Анфису Римскую. Авторитет епископа был настолько велик, что он оказывал влияние на политику Феодосия Великого – последнего императора единой Римской империи.
Родился Амвросий в знатной и богатой римской семье. По некоторым данным, его отец был префектом города Тревире. В начале IV века его семья приняла христианство. Двоюродной сестрой Амвросия была пострадавшая за христианскую веру святая мученица Сотерия.
После смерти отца Амвросий перебирается в Рим, где получает прекрасное образование, и какое-то время работает адвокатом в префектуре города Сирмий. Позже молодой человек становится помощником перфекта Италии, который видя его способности и таланты, начинает ему покровительствовать. Спустя время Амвросия назначили на должность префекта северной Италии.
В 374 году его кандидатуру предложили в качестве нового епископа. На тот момент Амвросий не был крещён и поэтому хотел отказаться. Но после того, как его кандидатуру поддержал император Валентиниан I, согласился. В этом же году Амвросия крестили и поставили в епископы.
После избрания он жертвует церкви всё своё состояние и до конца дней ведёт скромный образ жизни. Основной сферой деятельности епископа была борьба с язычеством и арианством. Императоры уважали миланского епископа и чутко прислушивались к его мнению.
До конца своих дней Амвросий пользовался всенародной любовью. До наших дней дошли рассказы о многочисленных чудесах, которые он совершил. Однажды он даже воскресил умершего мальчика.
Умер епископ 4 апреля 397 года в Страстную субботу.
Что можно делать 20 декабря всем православным
• Если провести вечер в кругу родных, год окажется счастливым для всех собравшихся вместе.
• Перед тем, как приниматься за шитьё или за другое рукоделие, нужно помолиться святому Амвросию Медиоланскому. Если этого не сделать, то свои печали и горести можно зашить или заплести в создаваемые вещи.
• Одиноким девушкам во время рукоделия можно думать о своём избраннике, своей будущей семье — таким образом девушка вплетёт в свои вещи позитивные желания, которые в последующем смогут реализоваться, привлечь на сторону рукодельницы удачу и счастье.
• В старину начинали готовиться к Новому году и Рождеству — женщины проводили уборку, проверяли заготовки, хранящиеся продукты, избавлялись от всего испорченного, меняли занавески. Мужчины начинали заниматься копчением мяса, сала, рыбы.
• Продолжается Рождественский пост. В этот период верующие не употребляют пищу животного происхождения, яйца и молоко, а также рыбу (рыба разрешается только в субботу и воскресенье). По правилам данного Поста, в понедельник полагается сухоядение, то есть потребление тех продуктов, которые не поддавались термической обработке (не жареная, не вареная и т. д.).
Что нельзя делать 20 декабря
• Нельзя дарить и принимать подарки. Особенно такой запрет сегодня нужно соблюдать в отношении малознакомых людей или незнакомцев. Детей нужно предупредить, чтобы не брали из рук незнакомых людей угощения. В этот день люди с нехорошими помыслами могут передать подарок заговорённый, на котором лежит порча.
• Сегодня категорически запрещено тяжело трудиться. Этот запрет касается как физического труда, так и умственного. Любое напряжение сил в эти сутки может сыграть злую шутку.
• Не стоит на Амвросия облачаться в слишком яркую одежду. Считается, что на неё может слететься нечисть.
• Считается, что 20 декабря стоит отказаться от походов по магазинам. В противном случае стоит ожидать, что купленное в этот день окажется ненужным, а приобретённые подарки не понравятся или быстро придут в негодность.
• В этот день так же не стоит шить и вязать.
• Нельзя стирать — к мокрому белью пристанут болезни. Особенно данный запрет касается одежды детей и пожилых людей.
• Одиноким девушкам нельзя мыть голову — плохая примета, долгое время не найдёт своего суженого.
• Если у девушки есть парень, молодой человек, с которым она встречается или живёт, то сегодня ей нельзя расчёсывать волосы, иначе в скором времени предстоит пережить расставание.
• Не рекомендуется проводить этот праздник или праздничный вечер вдали от семьи.
• В Амвросиев день нельзя много смеяться и громко петь — навлечь на себя несчастья.
• Нельзя грустить, унывать, страдать — в этом случае подавленное настроение будет сопровождать человека следующие 40 дней.
• Нельзя пересаживать домашние растения — растения не только зачахнут, но и заберут силы у членов семьи, будут портить энергетику в доме.
Народные приметы 20 декабря
На Амвросия пошел плотный и мокрый снег – это верный знак, что лето будет влажным.
Сегодня солнце находится как бы в дымке, то скоро в селение нагрянет пурга.
На Руси люди часто в этот день говорили — «Амвросий у Николы погостил, девице веру в душу заронил — не за горами вечера святые (Рождество)».
Если солнце на Амвросьев день опускается в облака, то в скором времени стоит ждать снегопад.
Погода 20 декабря такая же, как и весь январь.
Ясно в праздник – скоро будут морозы.
У изгороди плотный снег – к неурожайному году.
Сухой снег сулит солнечное лето.
Именины 20 декабря
Именины в этот день отмечают мужчины, названные при рождении Антон, Галактион, Василий, Иван, Григорий, Лев, Игнатий, Павел, Михаил, Сергей и Петр.
Среди женщин 20 декабря именины отмечают Симферуса, Стратия, Филофея.
Родившийся 20 декабря будет мастером на все руки, мужчины — умелыми и работящими, а женщины — настоящими мастерицами и хозяйками.
Как праздновать День Ангела
Как определить день своих именин — день Ангела?
Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства.
Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого.
После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем.
«Господь каждому из нас дает двух Ангелов,- учит нас Федор Едесский,- один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.
Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».
«Святые, — писал преподобный Силуан Афонский, — в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».
Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество.
С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души.
Если человек крещен в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известен и день своих именин. Но часто случается так, что люди, крещенные в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого были названы.
К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз. Так святых с именем Александр встречается около тридцати, Иоанн — более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.
Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитых с вами (тезоименитый – соименный, с тем же именем), то вашим днём Ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперёд по календарю.
Святой же, память которому совершается в этот день, и будет вашим небесным покровителем.
Если вашему святому совершается в течении года несколько дней памяти, то ближайший день после вашего дня рождения – это день ваших имени, остальные же дни его памяти называются малыми именинами.
Правила эти рекомендательны, но не обязательны. По желанию каждый может выбрать своим небесным покровителем любого соимённого с ним святого.
Если ребёнок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя.
Святые имеют разные наименования: пророки, апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные.
Пророки – святые, которые, по внушению Святого Духа, предсказывали будущее, преимущественно пророчествуя о пришествии, смерти и Воскресении Спасителя. Они жили до пришествия Спасителя на землю.
Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел
Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам.
Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось ещё семьдесят. Двое из апостолов, Пётр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.
Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными. Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фёкла и другие.
Умершие за святую веру после особенно тяжёлых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками: например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие.
Святители – епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие.
Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.
Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.
Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие.
Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.
Праведные проводили богоугодную жизнь в миру, будучи семейными людьми, как, например, святые праведные Иоаким и Анна и другие.
Первые праведники на земле, родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами. Например, Адам, Ной, Авраам и другие.
Бессребреники безвозмездно, то есть без всякой мзды, не требуя за свои труды вознаграждения, исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Таковы, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн и другие.
Юродивые Христа ради – люди, которые ради Христа представляются миру по наружным поступкам безумными, но на самом деле исполнены духовной мудрости. Таких людей ещё называют блаженными.
Как подражать своему святому
Каждый христианин должен знать житие своего святого, подражать ему, своей благочестивой жизнью показывать себя достойным святого имени, являть себя подражателем тем подвигам, которыми отличался святой, имя которого он носит. «По имени и житие твое да будет», — писал преподобный Амвросий Оптинский.
Каждый из нас носит имя святого, данное при крещении: одни называются именами Ангелов, другие именами угодников Божиих, ветхозаветных и новозаветных.
Эти имена даются христианам в знак того духовного союза, который существует между именами Церкви Небесной и именами Церкви земной, ибо они составляют как бы одно тело под одною главою – Господом Иисусом Христом – и находятся в тесном общении между собой.
Преподобные Сергий и Герман Валаамские
Святые, обитающие на небесах, принимают по любви к земным своим братьям живое участие в их судьбе: радуются, взирая на их богоугодную жизнь, скорбят при виде грехов их, заблуждений и несчастий, молитвенно ходатайствуют за них пред Богом, невидимо помогают прибегающим к ним с сердечной верой и ограждают их от искушений и напастей своим заступлением, а жизнью своей представляют поучительный пример для подражания и руководства.
Такое близкое участие святых в судьбе нашей возлагает и на нас обязанность любить их и подражать, по мере сил наших, их подвигам и совершенствам.
Особенно обязаны мы так поступать по отношению к тем святым, имена которых носим, ибо с той целью и нарекаются нам Церковью имена их.
Подобно тому, как в житейском быту было бы знаком неблагодарности и неуважения к предкам, если бы их память, их славные дела и заслуги забывались потомками, унаследовавшими их славные имена и прозвания, так и в жизни духовной ещё большего порицания заслуживают те, кто без должного внимания и сердечного участия относится к подвигам святых своих.
Более правильным является термин Тезоименные Иконы, т.е. Иконы, на которых изображается соимённый Святой Покровитель человека. Тезоименные Иконы бывают мерными и просто именными.
Мерная Икона пишется на рождение младенца, с изображением в полный рост Святого покровителя в соответствии с именем новорождённого, которое он получает при Крещении. Длина Мерной иконы строго соответствует росту
ребёнка. Такой молитвенный образ дарится ребёнку в день Крещения и является его первым окном в духовный мир, проходит с ним через всю жизнь.
На именной иконе также пишется Святой покровитель, но произвольного размера. Именная икона содержит в себе высокую духовную ценность, рукотворно воплощая образ Святого покровителя, небесного заступника.
В наши дни всё чаще и чаще близкие люди дарят друг другу через много лет после крещения Мерную икону. В младенчестве, юности или зрелом возрасте это всегда праздник, это всегда воспринимается как духовное торжество.
Как мы можем подражать святым?
Во-первых, мы должны хорошо знать жизнь и подвиги тех святых, имена которых мы носим. Кто не знает этого, тот не может чтить и любить своего святого как должно.
Софийский собор. Купольная мозаика. Архангел
Во-вторых, мы должны с благоговением и живою верою обращаться к нашим святым, как постоянным ходатаям и молитвенникам за нас пред Богом. Глубокого смысла полно наименование наших святых нашими Ангелами, а дня именин – днём Ангела. Подобно Ангелам хранителям они – наши покровители и защитники от врагов видимых и невидимых.
В-третьих, мы должны всегда иметь в уме и сердце жизнь святых наших как высокий образец для подражания; имя святого обязывает уподобляться этому святому в добродетелях и подвигах. Но можно ли мирянину подрожать подвигам, например, преподобного, то есть монаха? Или подвигам исповедника, мученика или святителя?
Подражание преподобному состоит для мирянина не в удалении от мира, но в самоотвержении. Спаситель заповедал всем: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мк. 8, 34). Инок для угождения Богу подвигами самоотвержения налагает на себя обеты безбрачия, нестяжательности и послушания; мирянин не даёт этих обетов, но то, что лежит в основании их, и для него обязательно: хранить чистоту помыслов, чувств и поступков, не привязываться к земным благам, а искать благ душевных, повиноваться закону и властям.
Носящий имя исповедника или мученика может явить сходные подвиги: безбоязненно исповедовать свои христианские убеждения, поступать по-христиански всегда и во всякое время, угождая Богу, а не людям, хотя б за то ожидали его насмешки, нарекания, угрозы и преследования.
Носящие имена святителей могут подражать их ревности в обличении заблуждений и пороков и в распространении истинного учения Церкви, в споспешествовании спасению ближнего словом и примером жизни, по заповеди апостольской: увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1Фес. 5, 11-14).
Как можно подражать Христа ради юродивому? Вникая глубже в жизнь этих святых, мы видим в них высокие духовные совершенства – самоотвержение, смирение, полную нестяжательность, твердость духа. Они безбоязненно говорили правду всем нуждавшимся в обличении и вразумлении. С каким терпением переносили они голод и жажду, стужу и зной, и все лишения, соединённые с их многотрудною жизнью!
Можно и должно подражать этим совершенствам, не принимая на себя того, как они проявлялись у юродивых: искоренять в себе гордость, самолюбие, корысть, приучать себя к терпению, кротко сносить обиды. Кто последует по этому пути, тот, и, не будучи юродивым, будет достойным подражателем святых, ублажаемых Церковию за подвиг юродства о Христе.
Поступая так, мы приблизимся к подвигам святых наших и покажем себя достойными тех славных имён, которые нарекла нам Церковь при крещении.
Как праздновать день своего Ангела
День Ангела – особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом… Дни рождения и именин наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними. Обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».
Мы причащаемся Тела и Крови Христовых (в святых Тайнах), чтобы самим быть членами Тела Христова (Церкви)
День Ангела, именины, не должны отмечаться только дружеским застольем. Православные люди в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.
В день именин дома среди близких людей совершается праздничная трапеза. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье, или же, вообще на Светлую седмицу.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день нужно обязательно.
На день Ангела принято дарить подарки. Они могут быть самыми разнообразными. В храмах продаются сегодня особые поздравительные открытки с днем Ангела, поздравительный текст может быть примерно следующим: «Примите поздравления с Днём Вашего ангела. Желаю Вам и молю Господа о Вашем долгоденствии, мирном течении Вашей жизни в счастье, душевном спокойствии, в добром здоровье по молитвам Вашего святого небесного покровителя».
«Молящийся Господу, Божией Матери, Ангелам и святым должен прежде всего заботиться об исправлении своего сердца и своей жизни, а потом подражать им, как написано: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6,36); будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16).
Молящиеся Божией Матери должны подражать Её смирению, невообразимой чистоте, преданности в волю Божию (например, когда видишь неправды) и терпению. Молящиеся Ангелам должны помышлять о горнем житии и стараться о духовности, отлагая постепенно плотяность и страсти плотские, также о пламенной любви к Богу и ближнему.
Молящиеся святым да подражают их любви к Богу и призрению мира или суетных его благ, их молитве, воздержанию, нестяжанию, терпению болезней, скорбей и напастей, их любви к ближнему. В противном случае молитва будет воздухобиением», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.
«Мы призываем святых в посредничество между нами и Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственной силой, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…
Они во время своей земной жизни молятся за других и ходатайствуют не только частно и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают Писания…тем более по смерти своей молят о нас Бога, ибо тогда им ничто в этом не препятствует. Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На этом отвечаем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию…
Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога… Мы не отдаём им Божеской чести, но молим их, как братьев и друзей наших, чтобы испрашивали нам помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом» (Православное исповедание).
«Молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся… Впрочем, говорю это не для того, чтобы не святых на молитвах, но для того, чтобы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами» (святитель Иоанн Златоуст).
Надо стремиться к тому, чтобы в сердце искренно звучала эта наша молитва, иначе мы молимся как язычники — во многоглаголании своём.
Если родители дали ребёнку неправославное имя, то священник при таинстве крещения выбирает созвучное ему имя православное. В таких случаях в поминальных записках необходимо писать то имя, которое дано человеку при крещении.
Имя, данное при крещении, человек носит всю свою жизнь, с ним переходит он в вечность, имя его поминается Церковью, когда возносятся молитвы об упокоении его души.
«Господь каждому из нас дает двух ангелов, — пишет св. Феодор Едесский, — один из которых — Ангел хранитель — хранит нас от зла и несчастий и помогает делать добро, а другой — святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас пред Богом, молится за нас. Его молитвы, как более достойные, скорее приемлются Богом, чем наши, грешные».
Каждый христианин должен знать житие своего святого, иметь его икону, молиться ему. Самая простая молитва: Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Она обычно читается утром и перед сном. Своей жизнью человек должен показывать себя достойным имени своего святого. «По имени твоему и житие твое да будет», — писал прп. Амвросий Оптинский.
Кроме тропаря хорошо выучить молитву своему святому, кондак. Кондак – это короткое православное песнопение, в котором изложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица.
«Мы обращаемся к святым с просьбой помолится за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому святому, имя которого мы носим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником. Поэтому обязательно нужно знать тропарь (песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо) своему святому… Помни: подобный подобного ищет». (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
В молитвах святым мы испрашиваем у них прежде всего помощи духовной, по слову Божию: Ищите…прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, 33). Это «всё» — и телесное здравие, и семейное благополучие, и материальный достаток.
Мы просим у Бога о том, чтобы Он исполнил моление наше, если оно не явно греховно, но мы не можем свои человеческие желания и домыслы делать волей Божией. Ко всякому своему человеческому прошению должны мы присовокуплять в сердце своём: «Обаче же не яко аз хочу, но яко же Ты хочеши».