Что нельзя делать мусульманке во время месячных
Поклонение женщины в критические дни
Неосведомлённость становится проблемой для многих женщин, когда у них наступают критические дни. Они знают, что нельзя совершать намаз, но не знают причину этого, а также не знают, что им ещё нельзя делать, а что можно. Некоторые считают, что любой вид поклонения Всевышнему Аллаху запрещён в этот период. Для того чтобы развеять сомнения, далее будет подробно разъяснено, что запрещено женщине в период критических дней.
Запрещено в период менструации:
1. Совершение намаза
Абу Дауд передал от Фатимы, дочери Абу Хубайша, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ей сказал:
«Когда будет идти кровь хайза, а это тёмная кровь, известная женщинам, то воздержись от намаза» (Абу Давуд, 286).
Подобно намазу запрещено и совершение земных поклонов (суджда), совершаемых для чтения определённых аятов илидля выражения благодарности (шукр) Аллаху.
2. Чтение Корана и прикосновение к нему
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Тот, у кого нарушено полное омовение, и женщина в период менструации не должны читать ничего из Корана» (Тирмизи, 131). О прикосновении также сказано в Коране:
لا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ الواقعة:79
«Не прикасается к нему никто, кроме очищенных (то есть, кроме тех, кто очистил себя от осквернения)». (сура Аль-Вакиа, 79)
Выражение «Не прикасается» использовано здесь в смысле запрета, то есть, «не прикасайтесь».(аль-Вакиа, 79. Тафсир «Джалалайни»).
Примечание: разрешается читать Коран сердцем, не шевеля языком, а также смотреть на Коран. Также разрешается читать дуа и поминания Аллаха (азкары) из Корана с намерением читать зикр, а не Коран.
3. Пребывание в мечети
Однако проходить через мечеть не запрещено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Не разрешено находиться в мечети тому, у кого нарушено полное омовение (джунуб), и женщине в период менструации (хайза)» (Абу Дауд, № 232).
Доводом к тому, что не запрещено проходить через мечеть, является хадис, переданный Муслимом от Айши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказал ей: «Принеси мне коврик для намаза из мечети». Аиша сказала, что у неёхайз, на что Пророк ответил: «Хайз твой не в руках» (Муслим, 298).
4. Обход вокруг Каабы (таваф)
При этом не имеет значения, обязательный он или желательный, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сравнил обход вокруг Каабы с намазом.
Эти четыре вещи запретны также и для тех, у кого нарушено полное омовение (джунуб). Плюс к этому, в период менструации запрещены ещётри вещи:
Кровь является наджасом, а пачкать мечеть наджасом является однозначно запретным (харамом).
В период менструации запрещается соблюдать какой-либо пост – обязательный или желательный. От Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда Его спросили о смысле выражения «У женщины недостаток в религии», сказал:«Разве не оставляет она намаз и пост в период менструации?» (Бухари 298, Муслим 80).
В этих запретах единогласны все учёные Ахлю Сунна вальДжамаа.
Обязательные посты, пропущенные при критических днях, необходимо возместить, в отличие от намазов. Намазы не возмещаются. После завершения менструации можно соблюдать пост, даже не искупавшись, а для намаза необходимо выполнить обязательное купание.
3)Супружеская близость, а также прикосновение к её телу в области между пупком и коленями.
Абдулла ибн Саад (да будет доволен им Аллах) спросил у Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Чем разрешено наслаждаться, когда у жены менструации?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Тем, что выше изара» (Абу Дауд, № 212).
«Изар» – это одежда, закрывающая область между пупком и коленями.
Всё, помимо вышеперечисленного, не запрещено женщине в период критических дней. Соответственно, она может сколько угодно поминать Всевышнего, делать дуа, совершать вирды, рабита, читать религиозную литературу и т.п. Однако, читая религиозную литературу, следует пропускать аяты Корана, а читая молитвы из Корана, следует намереваться читать их только как молитвы, а не как аяты.
Это должна знать каждая женщина!
Всевышний Аллах не возложил на Своего раба более того, чем он сможет вынести. В этом смысле Ислам является религией облегчения. Таким облегчающим периодом, во время которого ограничиваются некоторые виды поклонения, для женщины является менструальный цикл.
وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى
(смысл): «И они спрашивают тебя, о Мухаммад, о женских месячных циклах (о менструации). Скажи им: «Это – страдание (и для женщины, и для её супруга в близости в этот период)»». (сура Аль-Бакара: 222)
Запреты в поклонении в это время:
1. совершение намазов;
Несовершённые за этот период молитвы не требуют восполнения позже.
2. соблюдение поста;
Обязательные посты, пропущенные в этот период, должны быть возмещены позже.
3. совершение тавафа (семикратного обхода вокруг Каабы);
Совершение других обрядов хаджа в этот период допускается. От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся следующее:
خَرَجْنَا مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لاَ نَذْكُرُ إِلَّا الحَجَّ، فَلَمَّا جِئْنَا سَرِفَ طَمِثْتُ، فَدَخَلَ عَلَيَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَنَا أَبْكِي، فَقَالَ: مَا يُبْكِيكِ؟ قُلْتُ: لَوَدِدْتُ وَاللَّهِ أَنِّي لَمْ أَحُجَّ العَامَ، قَالَ: لَعَلَّكِ نُفِسْتِ؟ قُلْتُ: نَعَمْ، قَالَ: فَإِنَّ ذَلِكِ شَيْءٌ كَتَبَهُ اللَّهُ عَلَى بَنَاتِ آدَمَ، فَافْعَلِي مَا يَفْعَلُ الحَاجُّ، غَيْرَ أَنْ لاَ تَطُوفِي بِالْبَيْتِ حَتَّى تَطْهُرِي
«Мы отправились в путь вместе с Пророком ﷺ и не говорили ни о чём, кроме паломничества. Когда мы прибыли в местечко Сариф, у меня начались месячные. Пророк ﷺ зашёл ко мне, а я в это время плакала, и спросил: «Что заставило тебя плакать?«. Я ответила: «Лучше бы я не отправлялась в паломничество в этом году«. Он сказал: «Наверное, у тебя началось кровотечение«. Я ответила: «Да«. Тогда он сказал: «Поистине, это то, что предписал Аллах всем дочерям Адама, посему делай всё, что совершают паломники, но не совершай обхода вокруг Каабы до тех пор, пока не очистишься«». (Бухари, 305; Муслим, 1211)
4. половая близость;
5. пребывание в мечети;
6. касание к Корану;
Каждая женщина должна знать график своего цикла и следить за ним. Продолжительность менструального цикла может быть разной. Учёные считают, что нормальный период длится 6-7 дней, минимальный – один день и одну ночь (сутки), максимальный – 15 дней.
Любое кровотечение более этого срока (15 дней) рассматривается как ненормальное, имеющее неменструальный характер (истихаза). Если на шестнадцатый день выделения не прекратились, надо искупаться и начинать исполнение регулярных обязанностей (намаз, пост и т. п.).
А если выделение крови длилось меньше суток, то женщина возмещает пропущенный в это время пост и намаз, и ей не нужно совершать полное омовение, так как эти выделения не считаются менструацией, потому что не достигли минимума. Если по истечении 24 часов выделения прекратились, женщина делает полное омовение тела, совершает намаз, держит пост.
Для женщины, у которой болезненные выделения, действительно такое же решение, как для тех, у кого недержание мочи. Женщина в этих случаях не бросает намаз, но перед этим она прежде всего очищает место выделения от крови, затем вставляет внутрь ватный тампон, после чего кладёт чистую прокладку и надевает чистое бельё. В месяц Рамадан не разрешается пользоваться тампоном, так как это нарушает пост. После этой процедуры женщина быстро делает омовение и сразу приступает к намазу.
Откладывать совершение намаза можно только по следующим причинам:
– укрытие аврата;
– ожидание, пока начнётся коллективная молитва;
– отправление в мечеть;
– ответ муэдзину, то есть причины, связанные с намазом.
Если после всех процедур до совершения намаза наружу проступит кровь, это не её вина и это не аннулирует действительность намаза. А если женщина забыла вставить тампон или откладывала намаз по причинам, не связанным с намазом, она должна обновить омовение. Таким образом, совершают один фарз-намаз и произвольное количество суннат-намазов.
Женщина, страдающая хроническим кровотечением, после каждого омовения имеет право совершить всего один обязательный намаз.
От Муазы (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она спросила Аишу:
مَا بَالُ الْحَائِضِ تَقْضِي الصَّوْمَ، وَلَا تَقْضِي الصَّلَاةَ. فَقَالَتْ: أَحَرُورِيَّةٌ أَنْتِ؟ قُلْتُ: لَسْتُ بِحَرُورِيَّةٍ، وَلَكِنِّي أَسْأَلُ. قَالَتْ: كَانَ يُصِيبُنَا ذَلِكَ، فَنُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّوْمِ، وَلَا نُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّلَاةِ
«»Почему женщина возмещает посты, но не возмещает намазы, пропущенные из-за месячных?» Аиша сказала: «Ты харуритка?! (Харура’ – местность хавариджей; Аиша этими словами хотела сказать, что не нужно быть излишне строгой и усложнять, подобно хавариджам)». Она ответила: «Нет, я просто хочу знать«. Аиша промолвила: «Мы тоже сталкивались с этим. Нам было велено возмещать посты, пропущенные из-за критических дней, но не велено возмещать намазы«». (Муслим, 335)
Саид Мансур передал слова Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Если женщина очистилась от менструации во время послеобеденного намаза, то она должна совершить обеденный и послеобеденный намазы. А если она очистилась во время ночного намаза, то должна совершить вечерний и ночной намазы».
Обратите внимание на график, в каких случаях какие намазы надо возмещать.
Случай 1. Менструация заканчивается во время утреннего намаза.
Становится обязательным совершение утреннего намаза.
Случай 2. Менструация заканчивается во время обеденного намаза.
Становится обязательным совершение обеденного намаза.
Случай 3. Менструация заканчивается во время послеобеденного намаза.
Становится обязательным совершение обеденного и послеобеденного намазов.
Случай 4. Менструация заканчивается во время вечернего намаза.
Становится обязательным совершение вечернего намаза.
Случай 5. Менструация заканчивается во время ночного намаза.
Становится обязательным совершение вечернего и ночного намазов.
Если выделения были непрерывными в течение пяти суток, а потом прекратились, и женщина сделала полное омовение, а затем совершала намазы и соблюдала пост, но, например, через четыре дня выделения возобновились и не продолжались более 15 суток от начала появления первой крови, то она должна возмещать долг только за пост, и нет греха в половом акте, совершённом в те четыре дня, когда кровь прекратилась, так как она была уверена в том, что выделения прекратились.
Желательные действия во время менструации:
1. обращение к Аллаху с просьбами (дуа);
2. частое произнесение зикра;
3. пребывание в обществе благочестивых сестёр;
4. чтение религиозной литературы.
Разрешается читать аяты, содержащие слова мольбы, если женщина хочет обратиться к Аллаху с просьбой, не имея намерения на чтение Корана.
Жена Пророка Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «У какой бы женщины ни начался период ежемесячного осквернения, оно дано как очищение от грехов». Если женщина в первый же день осквернения в любом состоянии, в котором она находится, скажет: «Альхамдулиллях!» и будет каяться перед Всевышним, произнося: «Астагфируллах!», Аллах занесёт её в список тех, кого освободили от огня Ада. Также Аллах занесёт её в списки тех, кто пройдёт мост Сират и будет в безопасности от наказания в Аду. Если женщина будет в числе поминающих Аллаха, благодарящих Его, и будет каяться перед Ним в дни ежемесячного осквернения, то за каждый день и за каждую ночь ей будет записано вознаграждение 40 шахидов. Также можно сказать: «О Аллах, я оставляю поклонение, следуя Твоему велению».
Некоторые женщины не знают начало и конец своего цикла и пропускают намазы, не думая об этом. Таких женщин называют «мутахаййират» (рассеянная), и ей будет трудно в Судный день. Если перед наступлением менструации начинаются мутные выделения, то это считается циклом, по-другому можно узнать о начале месячных, когда начинаются сильные боли или острые рези в животе.
А если мутные выделения выходят ещё какое-то время после менструации, то лучше подождать, так как Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала, обратившись к жёнам сподвижников: «Не спешите, пока не увидите белые выделения». Белые выделения наступают не у всех женщин, но в таком случае следует дождаться, пока вы не убедитесь в том, что очистились от мутных выделений.
Если человек находится в таком состоянии, что ему обязательно надо искупаться, то ему нежелательно стричь ногти и волосы до купания, так как в хадисе сказано, что удалённые волосы и ногти вернутся к нему в Судный день в состоянии джанаба. («И‘анат ат-талибин»).
Некоторые говорят, что женщине-преподавателю Корана можно выполнять свою работу даже во время менструации. Нет, это не дозволено. Но ей можно обучать учеников алфавиту и чтению арабских слов, не относящихся к Корану. По словам имама Малика, это разрешено, но все три имама говорят, что это запретно.
Купание
Порядок совершения гусля таков: вначале следует сделать намерение (произносить вслух намерение – ният – совершить гусль необязательно.) При этом говорят: «Я намереваюсь совершить ритуальное фарз-омовение».
Вслед за этим со словами «Во имя Аллаха» – «Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим» – приступают к дальнейшим действиям омовения:
1. обмывают водой промежность;
2. совершают малое омовение – вуду, не обмывая ноги;
3. обливают водой голову и протирают её;
4. поливают водой и протирают правую часть тела – руку, бок, ногу;
5. поливают водой и протирают левую часть тела – руку, бок, ногу;
6. повторно моют тело;
7. обливают водой туловище целиком;
8. моют ноги до щиколоток.
Благодаря гуслю человек становится чистым целиком, и до тех пор, пока чистота не нарушится, он может совершать обряды поклонения.
Если вода не поступает внутрь заплетённых кос, то их обязательно надо расплести и помыть. В Шариате делается снисхождение, если вода не пропитывает полностью вьющиеся от природы волосы. Но если человек сам их накрутил, то снисхождение не делается («Фатх аль-му‘ин»).
ISLAMDAG.RU
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Особые дни.
Чем больше развивается наука, чем больше знаний накапливает человечество, тем яснее, что все «открытия» уже открыты. И знания эти уже вписаны в нашу повседневную жизнь и для многих мусульман давно стали образом жизни.
Физиологические процессы, происходящие в организме человека, очень сложны, и, несмотря на развитие медицины, многое даже для врачей всё ещё остаётся тайной. Но есть то, что давно известно мусульманам, между тем как наука только в начале ХХ века стала это подтверждать.
Речь идёт об особенностях организма, а точнее – о влиянии гормонального фона, настроения и физиологического состояния на окружающих.
Речь пойдёт об очень деликатном, даже тайном процессе, который переживает каждая женщина, – о регулах, или менструации.
Древнегреческий целитель Гиппократ считал, что менструация предназначена для того, чтобы очистить тело от «злых духов», а эволюционный американский биолог Маргарет Профет утверждает, что основная задача этого процесса – удаление патогенных микроорганизмов из матки. В поддержку этой теории она указала на относительно высокие уровни макрофагов в образцах анализов. И научные выводы американского биолога отчасти подтверждают теорию, сформулированную австрийским врачом Белой Шиком. Ещё в 1920 году им было исследовано вещество, которое выделяют поры женщины в критические дни. В качестве эксперимента испытуемым было предложено поливать цветы. Одна группа делала это в определённые дни месяца, во время регулов, а вторая – в обычные дни. Цветы, поливаемые женщинами первой группы, увяли, в то время как вторые продолжали цвести. Подобные эксперименты были проведены и с дрожжевыми грибками. Тесто, замешенное женщиной в определённые дни, хуже поднималось. Шик пришёл к выводу, что во время менструации через поры выводятся токсичные вещества, которые приостанавливают рост дрожжей и влияют на растения. Это вещество получило название ментоксина.
Сегодня довольно часто можно услышать обвинения в адрес последователей суфизма, отказывающихся употреблять еду, приготовленную женщиной во время месячного цикла. Есть ли для этого основания, попробуем разобраться.
Доводы «за»
Из хадисов и аятов нам известно об отношении иудеев и арабов до прихода Ислама к женщинам в период их менструального цикла. Сообщается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Поистине, иудеи, когда у их женщин начинались менструации, не садились с ними есть и пить, а также не совмещали с ними жилище. А когда сподвижники Пророка ﷺ спросили про это, Всевышний Аллах ниспослал: «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: «Они причиняют страдания. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся» (сура «Аль-Бакара», аят 222).
Из этого ясно, что Пророк ﷺ многое разрешил из запрещённого иудеями, в том числе употреблять еду, приготовленную женщиной в этом состоянии. Если обратиться с данным вопросом к учёным-факихам, то все однозначно ответят, что не запрещено и нет нежелательности с точки зрения Шариата употреблять еду, приготовленную в период женского цикла. Имам ан-Навави пишет: «Не является нежелательным для женщин в период цикла готовить, варить, месить тесто или заниматься другими делами… Во всём этом есть единогласие учёных». («Шарх» имама ан-Навави к «Сахиху Муслима»)
Итак, мы ознакомились с позицией Шариата по данному вопросу.
Доводы «против»
А теперь рассмотрим кажущееся на первый взгляд противоположным мнение известного учёного Ибн Хаджара аль-Аскаляни.
Так же и женщина, находящаяся во время менструального цикла (когда нельзя совершать молитву). Если она положит руку в сосуд с молоком, то оно начинает портиться; если бы она положила её после очищения, то не испортила бы молоко. Так же, входя в сад, она наносит вред большому количеству саженцев, даже не прикасаясь к ним. К этому же относится и то, когда здоровый человек смотрит на больного и сам начинает болеть. А также когда кто-то зевает, то присутствующий тоже начинает зевать, на это обратил внимание Ибну Баттал». («Фатх уль-Бари шарх аль-Бухари»)
Из данной цитаты мы видим, что известный учёный приводит в качестве довода и подводит нас к тому, что существует влияние человека на окружающие его предметы и людей. Возможно, в прошлом в это было сложно поверить или представить, но сегодня из научных открытий мы знаем, что у каждого человека есть энергетическое поле. Об этом говорят и биологи, и врачи, чьё мнение приведено в начале. Подтверждается это и тем, что женщина в этот период очень ранима, эмоциональна, она испытывает дискомфорт и физические недомогания.
Мы – то, что мы едим
Хотя правильнее было бы сказать: мы – то, что мы пьём. Человек на 60–80% состоит из воды. А вода очень сильный энергетический ресурс. Она имеет память и меняет структуру в зависимости от окружающей среды, а особенно от человеческих эмоций. В народе говорят: тесто не поднимется, если замешивать его в состоянии злости и обиды. Состояние человека влияет и на вкус еды. Ведь часто бывает: поешь в кафе, вроде всё вкусно и продукты свежие, а после – мутит и сил нет. Если еда приготовлена в плохом настроении и с дурными мыслями, то чувствительные люди могут даже испытать тошноту после её приема, другие могут чувствовать тяжесть или лёгкое недомогание. В Исламе об этом давно известно, алимы говорят о влиянии состояния одной души на другую, о способности одного человека перенимать состояние другого. Духовный настрой человека, несомненно, переходит в качество пищи. Кстати, мнение, что мужчины готовят лучше, чем женщины, имеет под собой реальную основу. Мужчины в большинстве своём менее эмоциональны и в меньшей степени подвержены влиянию чужих эмоций. Поэтому еда, приготовленная мужчиной, содержит меньше эмоциональной энергетики и лучше усваивается организмом.
Представьте ситуацию: муж задержался на работе (да, действительно задержался и действительно на работе), а жена накручивала себя, представляя его «прегрешения», – от посиделок с друзьями до супружеской измены. Все её эмоции записались в неоднократно разогретом ужине и вызвали у мужа отравление, а остальные члены семьи остались в здравии, без всяких вредных последствий. Любые продукты питания содержат в своём составе воду, а вода собирает и накапливает информацию об окружающем мире. Под влиянием негативных эмоций вода меняет энергетику и приносит вред здоровью человека.
Мнение суфиев
Иногда мы слышим в проповедях или узнаём из уроков этики суфиев о том, что следует воздерживаться от употребления еды, приготовленной женщиной в её критические дни. Вместе с тем мы знаем о необходимости строгого следования в суфизме за шариатскими решениями. Но эта нежелательность обоснована не позицией Шариата, а пониманием пагубного влияния на сердца тех, кто занят очищением души, кто выбрал путь духовного роста, как на это указали духовные лекари и устазы. Опытный тренер хорошо знает, как подготовить спортсмена и сделать из него чемпиона, что полезно, а что вредно для его подопечного. Он может многое исключить из еды, но это не будет выглядеть, как будто он запрещает дозволенное Шариатом. Так же и знаток духовных болезней более осведомлён и имеет опыт в глубокой науке духовной части человека.
Шейх Абдурахман аль-Асали предостерегал мюридов от употребления еды, приготовленной женщиной в период месячного цикла («Дуррат уль-Байза»).
Мюрид рассказал шейху, что испытывал постоянное желание поминать Всевышнего Аллаха (словами «Ля иляха илля ллах») в такой степени, что даже не слышал окружающих его людей, и это состояние сохранялось, даже когда он входил в уборную. Но внезапно оно исчезло, и он не понял почему, из-за чего сильно опечалился. На что шейх ответил ему: «Возможно, ты употребил еду, приготовленную женщиной в период менструального цикла». («Дуррат уль-Байза»)
Мы знаем, что с точки зрения Шариата можно принимать еду, приготовленную человеком, испытывающим чувство гнева, это не харам, и даже нет нежелательности в этом. Но суфии и этого сторонятся, избегая воздействия отрицательной энергетики.
Известно, что если великому учёному шейху Бахауддину ан-Накшубанди приносили еду, приготовленную в состоянии гнева или ненависти, или же готовившие чувствовали душевную тяжесть или испытывали трудности во время приготовления и в таком состоянии касались пищи хотя бы ложкой, он не протягивал к ней руки и не давал другим есть её.
Употребление еды, приготовленной гневающимся человеком, вызывает мрак на сердце настолько, что даже пища, на которую положили ложку, если до неё дотронулся гневающийся человек, омрачает сердце поевшего её. («Файзу Ррахман»)
«Ломтик, приготовленный в хузуре, взращивает в сердце съевшего его тоже хузур; еда, приготовленная в отвлечении от Всевышнего, сеет в сердце употребившего её отвлечение и беспечность». («Дуррат уль-Байза»)
Мусульманские учёные, сделавшие в своё время много научных открытий, вряд ли могут ошибаться и по данному вопросу. И не должно быть нам безразлично, кто и как, в каком настроении готовит для нас пищу. Имам аль-Газали сказал по этому поводу: «Не считай ложным то, чего ты не в состоянии понять». («Ихья улюму ддин») А Всевышний открывает знания особым рабам.
Абдулла Магомедов