Что нельзя делать христианам
Библейские Табу: 10 Запретов, Которые Нельзя Нарушать Христианам
Что нельзя в православном храме делать женщинам
К слабому полу священнослужители обычно более строги. Женщинам запрещено в церкви находиться без платка. Согласно принятым нормам, головной убор должен полностью скрывать уши и волосы. Девушки с непокрытой головой приравниваются к тем, кто полностью сбрил волосы, совершив тем самым постыдное действие.
Запреты действуют в отношении яркого макияжа. Нельзя в православном храме находиться тем женщинам, которые используют косметику в большом количестве. Пребывание в святом месте предполагает, что человек хочет очистить помыслы и избавиться от грехов. Обилие косметики говорит о том, что девушка больше тяготеет к мирским помыслам, и не будет молиться с полной отдачей.
Еще одно требование касается правил в выборе одежды. Запрещено в церкви находиться в шортах либо мини-юбках. При посещении храма женщине необходимо прикрыть руки, плечи, грудь и ноги. Предпочтение следует отдать юбкам или платьям длиннее колена, а также закрытым кофтам. От брюк нужно полностью отказаться, иначе священнослужители могут и не впустить девушку в церковь.
Для мужчин подобных запретов крайне мало. Для них, напротив, считается грехом войти в храм в головном уборе. К одежде особых требований нет. Запрещается лишь носить шорты. Взамен следует предпочесть брюки или джинсы.
Другой запрет действует в отношении представительниц слабого пола, у которых начались критические дни. Раньше было нельзя в православном храме находиться женщинам в определенные дни цикла. Сегодня требование немного смягчилось. Прийти помолиться можно, однако запрещается принимать участие в таинствах и прикладываться к святым реликвиям.
У этого запрета есть несколько версий происхождения. Согласно первой, женщины во время критических дней считаются нечистыми. По второй, в определенные дни цикла девушки приманивают бесов. Согласно третьей версии, менструация приравнивается к сексуальности, что при посещении святых мест непозволительно.
В православных обычаях налагается вето на исполнение женщиной обязанностей священнослужителя. Это требование идет с давних времен, когда сложился архетип священника-мужчины.
Библейские Табу: 10 Запретов, Которые Нельзя Нарушать Христианам
Наколки и тату
По христианским канонам делать любые метки на теле строго запрещено. Тело христианина принадлежит Богу, на него сходит Дух Святой, поэтому наносить на кожу любые бабочки, дракончики или письмена просто недопустимо. Вот как говорит об этом Библия, прямой текст: «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себя письмен. Я Господь» (Левит 19:28).
Стрижка и бритье
Те «бородачи», которые считают себя брутальными менами, на самом деле по библейским меркам обычные малявки. «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» — Левит 19:27. Так видятся нормальные мужики по давним канонам.
Гадания и гороскопы
Если походами к гадалкам не каждый может «похвастаться», то гороскопы читали мы все. Кто-то чаще, кто-то реже, но читали. Это факт. Почти в каждом журнале или газете на задней странице есть список «пророчеств», адресованных 12-ти знакам зодиака. Есть еще такая фишка, как «совместимость знаков зодиака»… Так вот, все это строго запрещено Библией. Тот же Левит (19:31): «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш».
Лишенные мужского достоинства
Неожиданно? Но факт! Если с кем-то, недоведи Господь, случится то же, что с героем романа «Фиеста» Эрнста Хемингуэя, не видать ему Царствия Небесного. Даже если это произойдет по трагической случайности… Не важно! Вот что говорит об этом Второзаконие (23:1): «У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне». Так что, будьте острожными!
Жены, вмешивающиеся в мужские драки
Собственно, речь идет о конкретной ситуации, которая должна соответствовать определенным условиям: если двое мужчин дерутся, то женщине никак нельзя вмешиваться и хватать чужого мужчину за «причинное место», иначе — нужно лишить ее руки (или рук, если обеими хватает). Кто будет исполнять наказание — не уточняется, но во Второзаконии (25:11-12) дословно это звучит так: «Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд, то отсеки руку ее: да не пощадит ее глаз твой».
Поросята, кролики и другая живность
Библия дает строгие ограничения относительно пищи, которую можно употреблять в пищу. Свинина, крольчатина, верблюжатина — все это строго запрещено христианину, как и мусульманам и евреям. Наводим «норму закона» целиком, без перекручивания: «Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас… и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (Левит 11:3-8).
Устрицы, креветки, лобстеры и другие морепродукты тоже под запретом
Франция, Испания, Италия, Португалия — несмотря на то, на каком побережье вы живете — никаких ракообразных и моллюсков! Будьте даже в Индии, Таиланде или на Филиппинах — нельзя христианину есть подобное. Останетесь голодны? Не сможете посмаковать бокалом пивасика без креветок или анчоусов? Ваши проблемы: «…все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь». Об этом говорит Левит 11:10-11, но вместе с этим разрешается есть саранчу. Но этот деликатес явно на любителя.
Вторая свадьба: женитьбы или замужество
Этот запрет основывается на одной из десяти заповедей, которая касается прелюбодеяния. Она не берет в расчет то, что вы там говорили или подписывали в загсе: если венчались — будьте добры быть верными друг другу несмотря ни на что. «Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». Подробнее об этом в Евангелие от Марка 10:11-12.
Потеря девственности до свадьбы
Никто сегодня и слышать не хочет о том, чтобы вдруг отказаться от секса до свадьбы: ну как встречаться и не заниматься этим? Девушки, парни — и те, и другие хотят одного — наслаждаться преимуществами семейной жизни, в браке не состоя. Вот что гласит Второзаконие 22:21-22: «Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, То отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и [так] истреби зло из среды себя».
Суббота — не для работы
Дело в том, что Библия постановляет один день в неделю отдавать Богу. Старый Завет, по которому живут иудеи, этим днем определил субботу — Шаббат. Для христиан день, какой нужно отдать Господу определяет Новый Завет. Это Воскресенье. Но, отдать день Богу — не значит целый с утра до вечера тунеядствовать, ходить по друзьям и ничего не делать. Отдать день Богу — значит идти в церковь, читать Святое Письмо и заниматься другими вещами, которые делают человека более совершенным духовно. Да-да, именно! «И соблюдайте субботу*, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан». Субботу свободно заменяйте на Воскресенье, если христианин, а не иудей.
^ Почему установлены запреты на пищу?
В Апостольских правилах есть особые указания на отношение христиан к Ветхому и Новому Заветам. Там сказано: «Книги же яко подобает почитати Ветхого и Нового Завета суть». Поэтому Православная Церковь анафематствовала, то есть отлучила от Себя, всех тех, кто усомнился в святости и богодухновенности книг Ветхого и Нового Заветов.
Святитель Амвросий Медиоланский называл оба Завета «чашами премудрости» в наших руках, потому что, говорил он, из «обеих пьете Христа».
Договор Бога с людьми
Слово «завет» означает договор. Под «Ветхим Заветом» подразумевается договор с древними праведными патриархами, то есть отцами и представителями народов земли, – Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Их можно представить драгоценными семенами, упавшими сеятелю в руку в период всемирной засухи. Цель Господа – уберечь от болезней и смерти жизнь в этих семенах, то есть сохранить чистоту веры и рода, в котором должен появиться на свет Христос, Спаситель мира. Поэтому Он выдвигает строгие требования в вере, преданности и послушании. Взамен же даёт Своё благословение и обещает даровать спасение народу Божиему.
Забота Всевышняго о людях Своих заключалась в Его заповедях, некоторыми из которых были заповеди о внимательном отношении к пище. Однако, необходимо понимать, что теперь, когда Христос уже родился, жил между нами, был распят, воскрес и восседает одесную Бога Отца, это ветхозаветный договор, строгий по понятным уже причинам, приведен в исполнение. А ныне для нас тянется время Нового Завета, договора между всему людьми без выделений и разграничений, договора «покаяния-прощения», главным критерием которого является наша личная совесть.
Рекомендуем также: Почему в пост запрещены именно мясные продукты?
^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?
Есть одна важная оговорка, которую сделал Господь при благословении мясной пищи. Он разделил всех животных на чистых и нечистых (Ветхий Завет).
Также к нечистой пище относится идоложертвенное мясо, то есть туша, оставшаяся от животного, после принесения его в жертву идолу.
Вопрос читателя: «Помогите разрешить спор внутри нашей семьи! Наша тётя говорит, что у православного человека должно быть много запретов касательно еды и эти запреты не должны ограничиваться только постом. Она говорит, что православный человек должен готовить мясную пищу только по праздникам, а пищу других народов, узбекскую, японскую, корейскую, татарскую, нам нельзя. А моя мама ей отвечает, что, помолившись, можно вкушать любую пищу. Кто же прав?!»
В этом споре интересно то, что здесь при определённых условиях оказаться правыми могут обе женщины. Всё зависит оттого, куда направлен духовный взгляд каждой из них. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную», говорит апостол Иоанн. И если эти женщины смотрят именно так на ту еду, как на подкрепление сил для освоения пищи духовной, то это попросту разговор двух ангелов, призывающих друг друга вступить на радость своего пути.
Для первой, видимо, воздержание необходимо от опасения потерять дарованное ей некогда драгоценнейшее чувство Бога. Пытаясь его сберечь, она неумело, возможно, переживает за всех своих близких, которые, по ее взгляду, это чувство не берегут.
А для второй – вполне возможно, что на духовной высоте её сердца пища нужна лишь для того, чтобы хотя бы ещё один день созерцать светотканное лицо Господа нашего Иисуса Христа. Так некогда Сам Господь по голодной человеческой необходимости благословляет апостолу вкушение нечистой пищи во время его молитвенного делания (Деян.10:9–15).
Первому типу людей для спокойствия их совести необходимо определиться, что’ по ветхозаветным законам разрешается употреблять христианину, а что нет. Это также полезно и для людей, нечаянно свернувших с богоспасаемого пути для поклонения своему животу или самой пище, о которых, как говорит апостол Павел, «написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (1Кор 10:7), а точнее, поправляет Лопухин «плясать», то есть блудодействовать.
«Возобладай над чревом, пока чрево не возобладало над тобой». Свт. Василий Великий.
В продолжение вопроса от нашего читателя давайте коротко определимся в различиях пищевых ограничений православного человека и представителей других религий, близких и неблизких нам по отношению к Священному Писанию Ветхого Завета. Для этого необходимо коротко упомянуть о наших общих запрещающих понятиях в области питания.
Из крайности в крайность
Но поскольку часть ранних христиан была евреями, вместе с ними в христианство пришли и ветхозаветные запреты, которые то и дело распространялись среди верующих. Уже в Византии появились неканонические запреты на мясо кукушки, ворон, галок, орлов, волков, белок, собак, кошек и куниц. Протоиерей Георгий Крылов в книге «Понятие «скверна» в Средневековой Руси» указывает, что в Средние века на Руси был распространен запрет на приготовление блюд из осетров, сомов, угрей, морепродуктов, кальмаров и раков. Нельзя было есть собачатину, конину, ослятину, зайчатину, мясо бобра и белки, а свинину ели, только если она «очищалась огнем» – была приготовлена на вертеле. Русский писатель Николай Семенович Лесков дополнял этот список миногами и налимом, телятиной, черепахой, голубями, медвежатиной, лисятиной и соболятиной. Особенно были распространены пищевые запреты у старообрядцев и сектантов, например, у старообрядцев-федосеевцев в уставе к скверноядению относят даже чай и сахар, колбасу, кофе, шоколад, мясо ягненка и мясо лебедя. Кроме этого, старообрядцы всегда старались готовить пищу сами, и не покупать «на торжище», чтобы знать кем и из чего она приготовлена. Таким образом, для современного православного человека наиболее актуальными остаются запреты на употребление в пищу продуктов из крови, павшей скотины, идоложертвенного и дичи, пойманной силками.
Игумен Нектарий (Морозов): «Христианство – не система запретов»
Бесконечные посты и соблюдение целого списка запретов – часто кажется, что именно из этого состоит жизнь христианина. Понять, какая связь между дорогой к Богу и бесконечными отказами себе в маленьких радостях жизни, довольно непросто. Мы встретились с настоятелем Архиерейского подворья– храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова игуменом Нектарием (Морозовым) и получили ответы на вопросы о тех сторонах церковной жизни, которые очень часто вызывают недоумение.
– Отец Нектарий, всем известно, что в жизни православного христианина есть немало разного рода запретов. Как это уживается с понятием христианской свободы, и главное – ради чего все эти «нельзя», зачем они нужны?
– Дело в том, что когда говорят о церковной жизни как о системе неких запретов – это всегда бывает ошибкой внешнего наблюдателя. Он видит что-то извне, но не может вникнуть в суть того явления, которое рассматривает. В христианстве нет запретов как таковых, ни об одной евангельской заповеди, ни об одном церковном правиле или каноне нельзя сказать, что они носят характер запрета. Все люди в мире не обязаны быть христианами, у каждого есть свобода выбора – становиться христианином, входить в Церковь или нет. Но даже если человек начинает жить церковной жизнью, его никто не может заставить определенное количество раз в год причащаться и исповедоваться, как, например, в дореволюционной России. Хотя и тогда это было правилом скорее административно-государственным, которое вовсе не отражает сущности самого явления Церкви. Христианство имеет своей целью дать человеку возможность непосредственного общения с Богом и единения с ним. Но последнее достигается не исполнением каких-то формальных правил и предписаний. Внутренний путь человека к Богу всегда очень длительный, трудный и подчас мучительный.
– Почему вы называете путь к Богу мучительным?
– Потому что у Бога нет препятствий для общения с нами, а препятствия есть только в жизни самого человека. Это грехи, страсти, которые есть у каждого из нас. И получается, что каждый раз, когда человек пытается приблизиться к Богу, он спотыкается на том или ином грехе, страсти. И тогда появляется понимание – для того чтобы идти дальше, надо от чего-то в себе отказаться, а это всегда непросто. А иногда такого понимания нет, и тогда человек годами бьется, стоит на одном месте. В то же время в истории Церкви есть множество примеров жизни людей, которые достигли возможного для человека совершенства и оставили нам в своих творениях опыт святой, подвижнической жизни. Но это опять же не свод каких-то правил и запретов, а свидетельство о том, как приходили к Богу они.
– То есть речь идет не о запретах, а скорее о неких рекомендациях?
– Люди, описавшие для нас свой опыт, были очень разными по темпераменту, по личным характеристикам и часто были друг на друга не похожи, но в то же время они были абсолютно согласны друг с другом в главном. И если взять творения святых отцов, то мы увидим, что каждый говорил практически то же, что и другой. Не потому, что они основывались на опыте друг друга, а потому, что путь к Богу в целом один и тот же. И опыт святых отцов лег в основу тех правил, которых придерживается Православная Церковь. Она их не навязывает, а именно предлагает человеку, в нее входящему, как некий наиболее удобный и совершенный путь к Богу. Дело в том, что Церковь именуется матерью по отношению к человеку. Естественно, что в детском возрасте родители обязательно устанавливают для ребенка правила, которым ему приходится следовать, – нельзя бегать босиком по лужам, поворачивать кран на газовой плите и др. Ребенку эти правила могут показаться совсем неочевидными, их важность понятна лишь из опыта. Также и Церковь заботится о каждом своем чаде. И есть правила, которые кажутся вначале непонятными, но за которые впоследствии человек благодарен. Это касается и постов в среду и пятницу, и тех многодневных постов в церковной жизни, которых четыре в году.
– А поясните, пожалуйста, в чем смысл такого частого отказа от привычной пищи? Когда человек узнает, что кроме Рождественского и Великого постов есть и два летних многодневных поста, Петровский и Успенский, то часто бывает очень удивлен.
– Дело в том, что святые отцы всегда считали пост началом добродетельной христианской жизни.
– Почему? В чем заключается сущность любого искушения, которое влечет за собой либо грехопадение, либо наоборот приобретение некоего опыта стояния в добре и верности Богу? Человек всегда искушается чем-то, что ему бывает приятно, что предлагается его воображению в качестве наслаждения. На одной чаше весов лежит заповедь Божия, возможность сохранить верность Богу в чем-то малом, а может, и великом, а на другой – удовольствие, которое человек хочет получить. Оно может быть очень различным, потому что накричать на кого-то, на кого ты зол, – это тоже удовольствие. И оказывается, для того чтобы остаться верным Богу, нужно себя заставить отказаться от этого наслаждения. А пост – это некий фундамент, приобретение самого первого и самого простого навыка отказа от чего-либо. Человек, как правило, любит есть определенные виды пищи и так, чтобы его ничто не связывало и не ограничивало. А пост дает первый опыт отказа от удовольствия. Пережив такой опыт, можно идти дальше. Как правило, люди, которые не могли держать пост, не могли исполнить и какую-то другую заповедь. Но, конечно, и в посте нужно рассуждение. Когда женщина ждет ребенка или кормит только родившегося младенца, ее плоть и так удручена, и нет необходимости ограничивать ее дополнительно.
– Со стороны человеку видится огромное количество запретов, и складывается мнение, что быть православным можно только в монастыре. А в миру либо невозможно, либо ну очень сложно и непонятно, ради чего?
– Есть одна замечательная книга Грэма Грина «Конец одного романа». Там есть такой эпизод: умирает главная героиня, женщина, чудесным образом обратившаяся к Богу. И человек, который ее любил, читает уже после смерти ее дневник и узнает, какие перемены произошли в ее жизни. И он бунтует против Бога, говорит: «Господи, я боюсь полюбить Тебя так, как полюбила она, потому что если полюбить – надо умереть, а я еще хочу жить». Приблизительно то же непонимание звучит и в вопросе. Почему-то людям порой кажется, что для того, чтобы быть с Богом, надо умереть, а человек может жить с Богом. Суть не в том, чтобы возложить на себя неудобоносимое иго тяжелых запретов, а в другом. Надо начать стремиться к Богу, а там уже сама совесть будет подсказывать на этом пути человеку, от чего ему надо отказаться. Вот пример. Есть очень распространенный вопрос: можно ли православному человеку смотреть кино? На него есть несколько уровней ответов. Смотреть фильмы, наполняющие душу грязью и нечистотой, однозначно нельзя. Но это все равно дело личного выбора, только совесть может подсказать. А можно ли смотреть фильмы, которые не повредят душе? Можно. Но, если на этот просмотр уходит много времени, что не позволяет прочитать молитвенное правило и не оставляет времени для попечения о своей душе, то, наверное, тоже не стоит. Но опять же никто не может сказать: нельзя. Человек сам понимает, что ему необходимо, а что нет. Или можно ли читать поэзию? Конечно, да. Но человек может сам прийти к такому внутреннему состоянию, когда для него всю поэзию заменит Псалтирь, а может и не прийти. У каждого свой путь постепенного возрастания.
– Получается, запретить может только совесть, а выполнять чисто механически запрет не имеет смысла?
– Не совсем. Хотя внешне выполняемый запрет, конечно, не даст человеку положения сына по отношению к Богу и даже наемника, а скорее – лишь положение раба. Надо отметить, что человек спасается в трех устроениях – раба, когда он просто боится наказания, наемника, который ищет награды и поэтому что-то делает, а от чего-то отказывается, и в устроении сына, который делает что-либо только из любви к своему небесному Отцу. В Ветхом Завете есть заповедь «око за око, зуб за зуб», которая уже неприменима в полной мере в христианстве. Если бы не было этой заповеди, то люди, которые жили в древнем страшном мире, убивали бы друг друга, ничем не смущаясь. Когда они поняли, что за неким действием следует противодействие, то они вынуждены были пересмотреть прежние порядки. Человек, живущий в современном мире, тоже может иметь самые различные устремления и желания. И любой закон, даже несовершенный, сдерживает и ограничивает людей в их худших устремлениях.
– Запреты социальные как раз понятны, они обеспечивают безопасность. А вот многие законы церковной жизни человеку, живущему вне Церкви, но тем не менее присматривающемуся к ней с интересом, очень трудно объяснить.
– Но они на самом деле и не должны быть понятны человеку, живущему вне Церкви. Они обретают смысл только внутри церковной жизни. Например, в спорте есть свои принципы, которых нужно придерживаться, чтобы добиться результата. Но кроме самого спортсмена его режим дня больше никому не нужно соблюдать. Также и здесь. Нет особого смысла поститься человеку, который не считает себя христианином и не ходит в храм.
– Порой кажется, что можно было бы попробовать приобщиться к церковной жизни. Но возникают разного рода сомнения. Ведь жизнь на самом деле вся уже «напичкана» тем, что несовместимо с христианской жизнью. Соответственно появляются выводы: это не для меня. Так зачем пытаться сломать то, что изменить уже кажется невозможным?
– Но когда человек нарушает запрет, у него же за спиной не стоит батюшка, который следит за ним. Об этом нарушении священник или Церковь могут узнать только в одном случае – если человек решит прийти на исповедь и рассказать. А это произойдет только тогда, если будет уязвлена совесть и сердце подскажет человеку, что он сделал нечто нехорошее. И люди на самом деле боятся, что если они придут в храм, то голос их совести окажется проясненным, и они его там услышат. Вы знаете, почему очень многие, особенно журналисты, говорят и пишут о Церкви с такой поразительной страстностью? По той же причине, по которой так странно проявляют свои чувства по отношению к девочкам мальчики. Они этих чувств стесняются, боятся. И порою их внутренней культуры недостаточно для того, чтобы понять, как эта симпатия должна проявляться. И потому они дергают девочек за косички и ставят им подножки. Так же и журналисты, которые порой злобно пишут о Церкви, на самом деле ее любят. Но их внутренней душевной культуры хватает ровно на столько. И они тоже боятся своего чувства к Церкви. Потому что если дать ему свободу, то придется перевернуть всю свою жизнь, придется пойти против себя войной. И если человек не делает шаг навстречу Церкви, он боится не запретов, которые ему якобы будут навязаны, а боится в первую очередь себя. Просто очень сложно рассмотреть это и самому себе в этом признаться.