Что нехарактерно для былины использование приема
Тест по теме «Былины» 7 класс
Тест по теме «Былины» 7 класс
К какому роду литературы относятся былины?
Кто является главными героями былин?
Что нехарактерно для былины?
Использование приема гиперболы
Использование постоянных эпитетов
Точная передача исторических фактов
Какой город в былинах не упоминается?
Укажите определение былины.
Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси
Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности
Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений
Защите и прославлению родной земли
Утверждению своей силы и храбрости
Укажите неверное высказывание
Былины достоверно рассказывают о реалиях древнерусского быта.
В былинах есть зачины и концовки.
В былинах часто используются постоянные эпитеты.
Для былин характерно использование приема иносказания.
О ком рассказывается в былинах новгородского цикла?
О княжеской дружине
О купеческом сословии
Какой худ прием использован в приведенном отрывке?
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был по сто пуд…
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по теме «Былины» для учащихся 7 класса.
Номер материала: ДБ-808076
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Былина как эпический фольклорный жанр
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» обладает всеми признаками данного эпического жанра. Здесь имеется сюжет, события изображаются в развитии, персонажи – в действии.
Былины, как правило, имеют три части: запев (как подготовка к прослушиванию песни), зачин (в его пределах разворачивается действие) и концовка.
Русские былины имеют свою традиционную систему образов. Рассмотрим это на примере таких былин, как «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Микула Селянинович».
Образ былинного богатыря является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов.
Источником каждой героической песни был какой-либо исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Герои былин – богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.
Задача былин не в том, чтобы удивить слушателей какой-либо неожиданностью, а в том, чтобы напомнить об идеале, и слушатели ещё раз восхитились бы силой, удалью, мудростью, самоотверженностью былинных героев.
В системе образов прослеживается старшинство, зависимость, так как богатыри подчинены князьям. Они служат князю и всему государству.
В русских былинах можно выделить трёх основных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Образы богатырей являются художественным обобщением, воплощением в одном человеке силы народа. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко обижают не доверяющие им князья.
Основная тема былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» – защита отечества от набегов врагов, охрана покоя и благополучия жителей земли русской. Знаменитый богатырь Илья Муромец является олицетворением всего лучшего в народе: огромная физическая сила сочетается в нём с ещё большей силой внутренней, со спокойствием духа, с добротой. Цель его служения родине связана не со стремлением убивать врагов, а с желанием защищать и охранять землю Русскую.
Главный герой былины равнодушен к почестям и наградам. Богатырь направляется в Киев прямоезжей дорогой. А дорога та «прямоезжая» пролегала в лесном краю, где находились разбойники, грабившие и убивавшие.
Автор подчёркивает дородность Ильи, его рост, силу, мощь. Богатырь вооружён копьём, луком со стрелами. В былине нет портрета Ильи, потому что главным было показать черты его характера, проявляющиеся во время освобождения Чернигова от неприятеля, в победе над Соловьём-разбойником. И мы отмечаем, что Илья смел, могуч, благороден, а народ благодарен своему герою.
Закономерно для былин и то, что богатырство героя преувеличено. Например, через описание движений коня Ильи: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спускал. ». Здесь используется важный художественный приём, необходимый для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя, сложность победы над самыми разными врагами.
В былине «Святогор и Микула Селянинович» создан наиболее загадочный образ богатыря. В одном из вариантов говорится, что Святогор ездит только по горам (или лежит на них), что его мать сыра земля не держит. Ему нет равных по силе, и в то же время эта сила не находит применения. Святогор не совершает воинских или каких-либо других подвигов. Не случайно сумка, которую не мог поднять Святогор, принадлежит Микуле Селяниновичу, пахарю. То, что легко несёт пахарь, губит богатыря, так как далёк он земледельческого труда, требующего немалой сноровки и физической силы. А своей силе он не находит применения, как это делали Илья Муромец или другие русские богатыри, охраняющие границы. Он далёк и от хозяйственно-производительного труда, как, например, Микула Селянинович. Святогор изолирован от других героев былинного эпоса. В отличие от них, он неподвижен, привязан к одному месту – Святые горы.
Встреча Святогора с Микулой Селяниновичем и эпизод с переметной сумой и тягой земной несут в себе смысл передачи силы от «старшего» богатыря к «младшему». И образ Микулы воспринимается как символ мирного времени, потому и прославляется богатырь-пахарь: он кормилец, на котором держится вся земля русская.
Таким образом, былины имеют огромное значение для понимания путей развития устного народного творчества, древней литературы, а также для изучения истории Руси.
Особенности жанра былин
Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.
Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.
Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).
Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.
Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.
Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.
В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.
Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места – это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.
Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтики посвящена работа саратовского ученого А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». Исследователь считал, что «былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителя». 1
Д.С. Лихачев в книге «Поэтика древнерусской литературы» пишет о том, что время действия в былинах относится к условной эпохе русского прошлого. Для одних былин – это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского, для других – это эпоха новгородской вольности. Действие былин происходит в эпоху русской независимости, славы и могущества Руси. В эту эпоху «вечно» княжит князь Владимир, «вечно» живут богатыри. В былинах все время действия отнесено к условной эпохе русской старины. 2
► Читайте также другие статьи по теме «Русский героический эпос. Былины»:
Тест по теме «Былины»
Тест по теме «Былины»
1. Выбрать определение жанра былины.
а) Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотическо-го содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси
б) Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности
в) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений
2. Кто является главными героями былин?
а) богатыри б) князья
в) крестьяне г) рыцари
3. Что НЕХАРАКТЕРНО для былины?
а) использование приема гиперболы
б) использование постоянных эпитетов
в) точная передача исторических фактов
г) песенно-стихотворная форма
4. У кого из героев «кудри качаются, что не скатен ли жемчуг рассыпаются», «глаза да ясна сокола», «брови да черна соболя», «сапожки зелен сафьян», «шляпа пуховая», «а кафтанчик у него черна бархата»?
а) у Ильи Муромца б) у Алеши Поповича
в) у Вольги Святославовича г) у Микулы Селяниновича
5. Какой город не находился под властью Вольги Святославовича?
а) Курцовец б) Ореховец
в) Крестьяновец г) Киев
6. На каком инструменте играл Садко?
а) на балалайке б) на скрипке
в) на гуслях г) на трубе
7. Какой художественный прием использован в приведенном отрывке?
Потом стал-то я их ведь отталкивать,
Стал отталкивать да кулаком грозить,
Положил тут их я ведь до тысячи…
а) эпитеты б) гипербола
в) сравнение г) метафора
Тест по теме «Былины»
1. Выбрать определение жанра былины.
а) Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотическо-го содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси
б) Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности
в) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений
2. О ком рассказывается в былинах новгородского цикла?
а) о княжеской дружине б) о купеческом сословии
в) о богатырях г) о крестьянах
3. Укажите неверное высказывание.
а) былины достоверно рассказывают о реалиях древнерусского быта.
б) в былинах есть зачины и концовки.
в) в былинах часто используются постоянные эпитеты.
г) для былин характерно использование приема иносказания.
4. Кто из героев былин «стал поторговывать, стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных устроил… все по-небесному: на небе солнце – и в палатах солнце, на небе месяц – и в палатах месяц, на небе звезды – и в палатах звезды»?
в) Микула г) Илья Муромец
5. Для чего Вольга едет в свои города?
а) чтобы собрать дань б) чтобы остаться там жить
в) чтобы найти себе невесту г) чтобы наказать крестьян за неподчинение
6. Что морской царь пообещал дать Садко?
а) «барыши великие» б) «бессчетну золоту казну»
в) «три лавки товара красного» г) «три рыбины – золоты перья»
7. Какой художественный прием использован в приведенном отрывке?
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд…
а) гипербола б) эпитеты
в) олицетворение г) сравнение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1475808
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Итоговый тест по литературе 7класс
Тесты по литературе 7 класс
Блок 1. (А). Задание с выбором ответа.
Русский фольклор. Былины.
А2. Термин «русский героический эпос» относится к жанру:
А3. Персонаж былины:
а) Василиса Премудрая;
А4. Для былин характерна:
А5. Какой город не упоминается в былинах?
А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»
А6. Рассказывая о станционных смотрителях, Пушкин:
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
А8. Сказки Салтыкова-Щедрина отличает:
А9. Число повествователей в «Повести…»:
А10. Описание генералов – это:
М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»
А11. Ходит плавно – будто лебёдушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поёт;
Горят щёки румяные,
Как заря на небе божием…
Героиня этих строк:
б) Алёна Дмитриевна;
в) Наталья Николаевна.
А12. Образное средство языка:
А14. Перенос значения по сходству называется:
А15. «Это один из тех упругих характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут. Есть души …, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы…». В.Г.Белинский сказал это:
а) об Иване Грозном;
Блок 2. (Б) Задание с кратким ответом.
«Литература XVIII века»
Б1. Какие жанры соответствуют «высокому стилю»?
Б2. Какому поэту принадлежат строки:
… О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны.
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
Б3. О каком историческом деятеле говорит А.С.Пушкин в следующих строках:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твоё:
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
Б4. Что послужило источником для «Песни о вещем Олеге»?
Б5. Какому выразительному средству соответствует выделенное слово:
Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник?
Б6. Кто является главным героем рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»?
Б7. Какому жанру соответствует произведение А.П.Чехова «Хамелеон»?
Литература ХХ века
Б8. Какому литературному приёму соответствуют следующие строки В.В.Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал»?
Б9. Определите тему стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…».
Б10. Кто автор «Легенды о Данко»?
Блок 1. (А). Задание с выбором ответа.
А2. Место действия «Повести о Петре и Февронии Муромских»:
А3. Кто искушал жену князя Павла:
а) Кощей Бессмертный;
А4. Поучение – жанр литературы:
а) нравственные заветы;
М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»
А6. Жанр произведения:
А7. «Песня про купца Калашникова» рассказывает
а) о правлении Петра 1;
б) о войне 1812 года;
в) о правлении Ивана Грозного.
А8. Каким выразительным средством являются выделенные слова: « Удалой боец, буйный молодец»?:
А9. Какое слово пропущено в стихотворной строке:
Вот нахмурил (…) брови чёрные
И навёл на него очи зоркие.
А10. Ходит плавно – будто лебёдушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поёт;
Горят щёки румяные,
Как заря на небе божием…
Героиня этих строк:
б) Алёна Дмитриевна;
в) Наталья Николаевна.
Творчество А.П.Чехова. Рассказ «Хамелеон»
А12. В каком городе родился А.П.Чехов?
А13. Какая профессия была у А.П.Чехова?
А14. Какому жанру отдавал предпочтение А.П.Чехов в молодости?
А15. К каким из перечисленных относится рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»?
Блок 2. (Б) Задание с кратким ответом.
Б1. Какое выразительное средство использовано в следующей фразе «Повести о Петре и Февронии Муромских»: «…благоверный князь Пётр»?
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Б2. К какому жанру относится «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
Б3. В каком городе жили генералы?:
Б4. Где оказались генералы?
Б5. Какое выразительное средство использует писатель в сказке?
Б6. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, образов – это …
Б7. Кто является главным героем рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»?
Б8. В творчестве Чехова важную роль играют внешние детали. Какая деталь соответствует перемене внутреннего состояния полицейского надзирателя?
Литература ХХ века
Б9. Кто автор «Легенды о Данко»?
Б10. Определите тему стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…».
на необитаемом остров
назначение поэзии (роль поэзии)
назначение поэзии (роль поэзии)
Шкала перевода набранных баллов в оценки
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-026468
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.