Что нехарактерно для былины использование приема гиперболы использование постоянных эпитетов
Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств
В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.
Обычно былина начинается с короткого вступления. – зачина, в котором указывается время и место действия былинных событий.
Как во славном городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира
Было пированьице – почестен пир…
После зачина следует основная часть – повествование о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация – наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка действия – поражение врага. Венчает былину всегда концовка. Вот её пример:
Тут Илье и славу поют…
Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин – частые повторы. В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца – более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.
В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила (то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:
Прямоезжая дорожка заколодила,
Заколодила дорожка, замуравила…
Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:
Да У славной У речки У Смородины…
ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки…
Другая примечательная особенность былин??–??постоянные эпитеты: буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце – красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец – добрый. Богатырь – святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля – так ласково называют герои былин свою родину.
Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.
А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелк?вая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.
В былинах также часто используются гиперболы – преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.
С таким же преувеличением изображаются в былинах враги. Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых «серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».
И даже суффиксы играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.
Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.
Тест по теме «Былины» 7 класс
Тест по теме «Былины» 7 класс
К какому роду литературы относятся былины?
Кто является главными героями былин?
Что нехарактерно для былины?
Использование приема гиперболы
Использование постоянных эпитетов
Точная передача исторических фактов
Какой город в былинах не упоминается?
Укажите определение былины.
Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси
Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности
Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений
Защите и прославлению родной земли
Утверждению своей силы и храбрости
Укажите неверное высказывание
Былины достоверно рассказывают о реалиях древнерусского быта.
В былинах есть зачины и концовки.
В былинах часто используются постоянные эпитеты.
Для былин характерно использование приема иносказания.
О ком рассказывается в былинах новгородского цикла?
О княжеской дружине
О купеческом сословии
Какой худ прием использован в приведенном отрывке?
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был по сто пуд…
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по теме «Былины» для учащихся 7 класса.
Номер материала: ДБ-808076
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по теме «Былины»
Тест по теме «Былины»
1. Выбрать определение жанра былины.
а) Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотическо-го содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси
б) Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности
в) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений
2. Кто является главными героями былин?
а) богатыри б) князья
в) крестьяне г) рыцари
3. Что НЕХАРАКТЕРНО для былины?
а) использование приема гиперболы
б) использование постоянных эпитетов
в) точная передача исторических фактов
г) песенно-стихотворная форма
4. У кого из героев «кудри качаются, что не скатен ли жемчуг рассыпаются», «глаза да ясна сокола», «брови да черна соболя», «сапожки зелен сафьян», «шляпа пуховая», «а кафтанчик у него черна бархата»?
а) у Ильи Муромца б) у Алеши Поповича
в) у Вольги Святославовича г) у Микулы Селяниновича
5. Какой город не находился под властью Вольги Святославовича?
а) Курцовец б) Ореховец
в) Крестьяновец г) Киев
6. На каком инструменте играл Садко?
а) на балалайке б) на скрипке
в) на гуслях г) на трубе
7. Какой художественный прием использован в приведенном отрывке?
Потом стал-то я их ведь отталкивать,
Стал отталкивать да кулаком грозить,
Положил тут их я ведь до тысячи…
а) эпитеты б) гипербола
в) сравнение г) метафора
Тест по теме «Былины»
1. Выбрать определение жанра былины.
а) Жанр русского фольклора; эпическая песня героико-патриотическо-го содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси
б) Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности
в) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений
2. О ком рассказывается в былинах новгородского цикла?
а) о княжеской дружине б) о купеческом сословии
в) о богатырях г) о крестьянах
3. Укажите неверное высказывание.
а) былины достоверно рассказывают о реалиях древнерусского быта.
б) в былинах есть зачины и концовки.
в) в былинах часто используются постоянные эпитеты.
г) для былин характерно использование приема иносказания.
4. Кто из героев былин «стал поторговывать, стал получать барыши великие. Во своих палатах белокаменных устроил… все по-небесному: на небе солнце – и в палатах солнце, на небе месяц – и в палатах месяц, на небе звезды – и в палатах звезды»?
в) Микула г) Илья Муромец
5. Для чего Вольга едет в свои города?
а) чтобы собрать дань б) чтобы остаться там жить
в) чтобы найти себе невесту г) чтобы наказать крестьян за неподчинение
6. Что морской царь пообещал дать Садко?
а) «барыши великие» б) «бессчетну золоту казну»
в) «три лавки товара красного» г) «три рыбины – золоты перья»
7. Какой художественный прием использован в приведенном отрывке?
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд…
а) гипербола б) эпитеты
в) олицетворение г) сравнение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1475808
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что нехарактерно для былины использование приема гиперболы использование постоянных эпитетов
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН
Былины строятся по определённому плану.
Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).
События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.
Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
Во стольном во городе во Киеве,
У ласкового у князя у Владимира.
Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.
Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.
То старина, то и дёянье,
Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.
Часто в былинах применяются сравнения:
Нагнано-то силушки черным-черно,
Черным-черно, как черна ворона.
Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,
Волком рыскать во чистых полях.
Употребляются отрицательные сравнения:
Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются,
Поклоняется сын перед батюшкой.
Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось. »
Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.
Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).
Итоговый тест по литературе 7класс
Тесты по литературе 7 класс
Блок 1. (А). Задание с выбором ответа.
Русский фольклор. Былины.
А2. Термин «русский героический эпос» относится к жанру:
А3. Персонаж былины:
а) Василиса Премудрая;
А4. Для былин характерна:
А5. Какой город не упоминается в былинах?
А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»
А6. Рассказывая о станционных смотрителях, Пушкин:
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
А8. Сказки Салтыкова-Щедрина отличает:
А9. Число повествователей в «Повести…»:
А10. Описание генералов – это:
М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»
А11. Ходит плавно – будто лебёдушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поёт;
Горят щёки румяные,
Как заря на небе божием…
Героиня этих строк:
б) Алёна Дмитриевна;
в) Наталья Николаевна.
А12. Образное средство языка:
А14. Перенос значения по сходству называется:
А15. «Это один из тех упругих характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут. Есть души …, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы…». В.Г.Белинский сказал это:
а) об Иване Грозном;
Блок 2. (Б) Задание с кратким ответом.
«Литература XVIII века»
Б1. Какие жанры соответствуют «высокому стилю»?
Б2. Какому поэту принадлежат строки:
… О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны.
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
Б3. О каком историческом деятеле говорит А.С.Пушкин в следующих строках:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твоё:
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
Б4. Что послужило источником для «Песни о вещем Олеге»?
Б5. Какому выразительному средству соответствует выделенное слово:
Из тёмного леса навстречу ему
Идёт вдохновенный кудесник?
Б6. Кто является главным героем рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»?
Б7. Какому жанру соответствует произведение А.П.Чехова «Хамелеон»?
Литература ХХ века
Б8. Какому литературному приёму соответствуют следующие строки В.В.Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал»?
Б9. Определите тему стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…».
Б10. Кто автор «Легенды о Данко»?
Блок 1. (А). Задание с выбором ответа.
А2. Место действия «Повести о Петре и Февронии Муромских»:
А3. Кто искушал жену князя Павла:
а) Кощей Бессмертный;
А4. Поучение – жанр литературы:
а) нравственные заветы;
М.Ю.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»
А6. Жанр произведения:
А7. «Песня про купца Калашникова» рассказывает
а) о правлении Петра 1;
б) о войне 1812 года;
в) о правлении Ивана Грозного.
А8. Каким выразительным средством являются выделенные слова: « Удалой боец, буйный молодец»?:
А9. Какое слово пропущено в стихотворной строке:
Вот нахмурил (…) брови чёрные
И навёл на него очи зоркие.
А10. Ходит плавно – будто лебёдушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поёт;
Горят щёки румяные,
Как заря на небе божием…
Героиня этих строк:
б) Алёна Дмитриевна;
в) Наталья Николаевна.
Творчество А.П.Чехова. Рассказ «Хамелеон»
А12. В каком городе родился А.П.Чехов?
А13. Какая профессия была у А.П.Чехова?
А14. Какому жанру отдавал предпочтение А.П.Чехов в молодости?
А15. К каким из перечисленных относится рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»?
Блок 2. (Б) Задание с кратким ответом.
Б1. Какое выразительное средство использовано в следующей фразе «Повести о Петре и Февронии Муромских»: «…благоверный князь Пётр»?
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Б2. К какому жанру относится «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
Б3. В каком городе жили генералы?:
Б4. Где оказались генералы?
Б5. Какое выразительное средство использует писатель в сказке?
Б6. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, образов – это …
Б7. Кто является главным героем рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»?
Б8. В творчестве Чехова важную роль играют внешние детали. Какая деталь соответствует перемене внутреннего состояния полицейского надзирателя?
Литература ХХ века
Б9. Кто автор «Легенды о Данко»?
Б10. Определите тему стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…».
на необитаемом остров
назначение поэзии (роль поэзии)
назначение поэзии (роль поэзии)
Шкала перевода набранных баллов в оценки
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-026468
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.