Что не являлось причиной кризиса римской католической церкви в эпоху ренессанса
Учебно-методическое пособие по истории мировых религий брянск 2007
Главная > Учебно-методическое пособие
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
8. Католическая церковь в эпоху Возрождения.
Общая периодизация развития католицизма в Европе в Новое время.
«Авиньонское пленение пап» и Великая западная схизма 1378-1417 гг.
Причины кризиса католической церкви и папства на рубеже XIII-XIV вв. (становление национальных государств, секуляризация сознания и т. д.). Понтификат Бонифация VIII и его борьба с французским королем Филиппом IV. Поражение папства и его «авиньонское пленение». Процесс против ордена тамплиеров. Понтификат Иоанна XXII и расцвет авиньонского папства. Борьба Иоанна XXII с императором Людвигом Баварским. «Золотая булла» Карла IV (1356 г.). Значение «авиньонского пленения» для папской курии и католической церкви в целом, развитие экономической деятельности папства и тенденций к ее секуляризации. Окончательное оформление курии, роль консистории кардиналов в ней.
Великая западная схизма 1378-1417 гг., ее причины и последствия. Соборное движение (концилиаризм) как способ преодоления кризиса и Пизанский, Констанцский, Базельский и Ферраро-Флорентийский вселенские соборы. Последствия схизмы для европейских государств (Прагматическая санкция 1438 г., Конкордаты фюрстов 1447 г.).
Углубление кризиса папской власти в XV-XVI вв. Первые «национальные лжеучения».
Концилиаризм и его теологическое обоснование (Марсилий Падуанский, У. Оккам). Раскол францисканского ордена. «Лжеучения» Д. Уиклифа в Англии и Я. Гуса в Богемии: причины их появления и последствия для судеб католицизма в Европе.
Ренессанс и его влияние на католицизм.
Характеристика культуры Ренессанса и ее взаимоотношения с католической церковью и ее учением. Гуманизм как новая форма мировоззрения. «Ренессансные папы»: характеристика их понтификатов с точки зрения адаптации культуры Ренессанса католической церковью. Секуляристские тенденции в папстве, новая концепция развития Церковного государства, меценатство и т. п. Папские династии (Ровере, Борджа, Медичи).
Гуманизм и католическое богословие (Италия, Германия, Испания). Многообразие форм религиозности в этот период. Апокалиптика и деятельность проповедников покаяния (Савонарола).
Значение культуры Ренессанса и гуманизма для становления альтернатив католической церкви и ее учению в Европе: предпосылки Реформации и развития нехристианских форм благочестия.
9. Западное христианство в эпоху Реформации.
Предпосылки Реформации в Западной Европе.
Социально-экономические и политические предпосылки: становление национальных государств, развитие городов, формирование буржуазного хозяйства. Идеологические предпосылки: падение авторитета папства и католической церкви, рост еретических движений, хилиазм, книгопечатание, становление капиталистической идеологии.
Реформация в Германии. Выступление М. Лютера в 1517 г. как начало европейской Реформации. Аугсбургский рейхстаг 1518 г. и начало церковного раскола в Германии. Учение Лютера о церкви и спасении. Социальные силы Реформации в Германии: единство и противоречия. «Народная реформация»: анабаптисты, Т. Мюнцер и др. Крестьянская война 1524 г. Расслоение Реформации в Германии в 1525-1530 гг. и формирование лютеранской церкви. «Аугсбургское исповедание» 1530 г. и Нюрнбергский религиозный мир. Аугсбургский мир 1555 г. и окончательное оформление лютеранской государственной церкви.
Национальные формы Реформации.
Деятельность Ж. Кальвина в Женеве. Формулирование им основных положений кальвинизма и организация кальвинистской церкви. Специфика правления Кальвина в Женеве и его борьба с оппозицией (анабаптисты, «перринисты» и др.). Утверждение кальвинизма в Швейцарии и формирование национальной швейцарской церкви. Распространение кальвинизма в Европе.
Утверждение кальвинизма во Франции и организация «Церкви реформированного слова». Гугенотские войны 1562-1598 гг. и Варфоломеевская ночь 1572 г. Приход к власти Генриха IV Наваррского и Нантский эдикт 1598 г. Особенности распространения реформационных учений в Скандинавии. Королевская реформация и секуляризация в Англии и Шотландии. Результаты распространения Реформации в Европе в XVI в.
Католическая реформа в XVI в. как позитивная реакция католической церкви на распространение Реформации в Европе. Основные силы католической реформы (т. н. новые ордена: театинцы, иезуиты и др.). Периодизация католической реформы. Самостоятельный период в реформе (Карафа и театинцы). Переход инициативы в руки папства при Павле III (утверждение ордена иезуитов, созыв Тридентского собора). Тридентский собор 1545-1563 гг.: его цели, этапы работы, результаты.
Контрреформация XVI в. как негативная реакция католической церкви на распространение Реформации в Европе. Стадии контрреформации и её основные движущие силы (реорганизация папской инквизиции, орден иезуитов, «Индекс» и т. д.). Другие средства контрреформации (литературная полемика и контроверсное богословие, колониальные миссии и др.). Пий IV как организатор контрреформации. Успехи контрреформации при Пии V и Григории XIII. Григорианская реформа католического образования и календаря. Реформы Сикста V по укреплению папской власти (реформа кардинальского корпуса, нунциатуры, финансов и т.д.). Расцвет эпохи «барокко» в Риме.
Контрреформаторская деятельность в Германии. Роль университетов в утверждении католицизма в немецких землях. Создание католической Лиги (1609) как предпосылка Тридцатилетней войны. Контрреформаторская деятельность во Франции. Политика Екатерины Медичи (гугенотские войны). Контрреформаторская деятельность в Англии. Политика Марии Стюарт. Усиление Англиканской церкви при Елизавете (разгром «Великой Армады» 1588 г.). Особенности контрреформаторской деятельности в Испании (формирование испанского цезарепапизма).
Формирование галликанизма и галликанской церкви во Франции.
Развитие национальной церковности в западно-европейских государствах и усиление абсолютистских тенденций в них. Франция как главная арена истории католической церкви XVII века. Галликанизм как национальная особенность французской церковности: его генезис и эволюция в XIV-XVI вв. Роль кардиналов Ришелье и Мазарини в укреплении галликанских тенденций во Французской церкви.
Догматический раскол в католической церкви в XVII в. Янсенизм и пробабилизм. Борьба пап с янсенизмом. Осуждение янсенизма и изгнание его из Франции. Утрехтская схизма 1723 г. Квиетизм. Борьба с квиетизмом курии и его осуждение.
Усиление абсолютизма во Франции при Людовике XIV и окончательное формирование галликанской церкви. Тезисы Боссюэ о галликанских свободах (1682 г.). Отмена Нантского эдикта. Потеря международного авторитета Ватикана и усиление австрийского влияния в Италии.
Становление католической церковной организации в Новом Свете.
Состояние католического миссионерства к XVI в. Великие географические открытия и колониальные захваты как новый импульс для миссионерской деятельности. Роль курии и монашеских орденов в миссионерской деятельности. Право королевского патроната. Кардинальская конгрегация пропаганды веры (1622 г.). особенности миссионерского апостолата Общества Иисуса (парагвайские редукции, китайские ритуалы и др.). Проблема аккомодации и дискуссия о «китайских ритуалах». Упадок миссионерской активности католической церкви к XVIII в.: причины и последствия.
Идеология Просвещения и католицизм. Католическая церковь в эпоху Великой Французской революции.
Становление буржуазного способа производства в Европе как основы формирования нового мировоззрения – парадигма Просвещения. Примат рационального способа познания над иррациональным, науки над религией. Формирование новой картины мира на основе естественнонаучных открытий. Рационализация идеи государства (просвещенный абсолютизм). Критика религии и ее институтов просветителями (антисупранатурализм). Истоки идей Просвещения в протестантизме, гуманизме и индивидуализме.
Английский деизм как начало нового понимания религии в Новое время (Чербери, Гоббс, Локк). Масонство и проникновение деизма во Францию. Антицерковная (Вольтер) и атеистическая (Дидро, Ламетри) деятельность французских просветителей. Государственные формы критики церкви. Фебронианизм и йозефизм в Германии и Австрии. Ликвидация Общества Иисуса.
Политика деятелей Французской революции как апогей антирелигиозной и антицерковной тенденций Просвещения. Гражданская конституция духовенства и его присяга. Церковная контрреволюция и политика Пия VI. Завоевание Наполеоном Италии и ликвидация папского государства.
Характеристика основных протестантских деноминаций в Европе. Развитие лютеранской церкви и оформление лютеранской ортодоксии в XVII в. Кальвинизм и его распространение в Европе и Америке. Влияние кальвинизма на становление ранних буржуазных республик (Нидерланды). Разгром гугенотов во Франции в XVII в. Англиканская церковь и английский нонконформизм. Основные секты и движения английского нонконформизма (пресвитериане, индепенденты и др.). Квакеризм и его учение. Баптизм.
Кризис лютеранской церкви в XVIII в. и пиетистская реакция Я. Шпенера. Становление и развитие протестантского миссионерства. Великие религиозные Пробуждения в Северной Америке и их влияние на религиозную ситуацию в Европе. Формирование методизма в Европе и Америке и его доктрины.
Католицизм в XIX в.
Реорганизация церковной жизни в Европе в первой половине XIX в. Возрождение католической миссии. Роль папства в церкви XIX в. Взаимоотношения Пия VII и Наполеона: основание политики конкордатов и восстановление папского государства. Органические статьи во Франции. Повторная ликвидация папского государства Наполеоном в 1808 г. и аннулирование французского конкордата.
Разгром Наполеона и восстановление папского государства. Восстановление Общества Иисуса. Последствия решений Венского конгресса для Италии и Папского государства. Новая конституция Папского государства. Развитие политики конкордатов.
Традиционализм во Франции (де Местр, де Бональд, Ламенне) и формирование ультрамонтанской доктрины. Противостояние традиционализма и либерального католицизма. Конфликт папства с итальянским национальным движением (Рисорджименто).
Понтификат Пия IX. Умеренные либеральные реформы и новая конституция. Революция 1848 г. в Италии и лишение папы светской власти. Возвращение Пия IX в Рим с помощью Франции и новая серия конкордатов. Провозглашение Итальянского королевства в 1861 г. и ликвидация папского государства. «римский вопрос». I Ватиканский собор его последствия и значение. Культуркампф и его роль в положении католической церкви в Германии.
Понтификат Льва XIII и католическое возрождение конца XIX в. Формирование доктрины неотомизма. Политика нового «связывания» в области взаимоотношений церкви и государства. Создание политических католических партий и укрепление папского централизма. Формирование социальной доктрины католицизма. Борьба папства с интегрализмом.
Адаптация католической церкви к условиям ХХ в. при папе Пии Х (1903-1914). «Консервативные реформы» Пия Х. неудачи Ватикана в международной политике в условиях поляризации европейских стран. Понтификат Бенедикта XV (1914-1922) и I мировая война. Политика Католической церкви в условиях военного конфликта. Обострение «римского вопроса» в условиях становления новой системы международных отношений.
Католическая церковь в межвоенный период. Политизация католических партий и движений – формирование «партий центра» в германии, Италии и т. д. Понтификат Пия XI (1922-1939) и усиление авторитарных тенденций в церкви: неотомистская теория государства, «Католическое действие», новые конкордаты. Сотрудничество Ватикана с фашистским правительством Муссолини и решение «римского вопроса» (Латеранские соглашения 1929 г.): создание государства Ватикан.
II Мировая война и католическая церковь. Особенности взаимоотношений Ватикана и гитлеровского режима в Германии (имперский конкордат 1933 г.). Разрыв отношений с III Рейхом в 1937 г. Понтификат Пия XII (1939-1958) и его международная политика. Участие католической церкви в «холодной войне». Усиление реакции внутри церкви (гонение на неомодернистов Маритэна, Шардена, Кюнга, Ранеров).
Период аджорнаменто и II Ватиканский собор. Понтификат Иоанна XXIII (1958-1963) и программа аджорнаменто (обновление церкви в духе экуменизма и соборности). II Ватиканский собор (1962-1965), его цели и решения. Понтификат Павла VI (1963-1978) и завершение II Ватиканского собора. Принятие основных программных документов аджорнаменто и реализация их положений (реформа курии и т. д.). Значение II Ватиканского собора и аджорнаменто в истории Католической церкви.
Понтификаты Иоанна Павла I (1978) и Иоанна Павла II (1978-2005). Место Иоанна Павла II в истории Католической церкви: социальная доктрина, признание латиноамериканской «Теологии освобождения», прогресс в экуменистическом движении и т. д.
Протестантизм в ХХ в.
Лютеранская церковь в ХХ в. Её распространение в мире и миссионерская деятельность. Консолидация лютеранских церквей Европы в первой половине ХХ в. Всемирная лютеранская федерация и Лундская декларация 1947 г. Положение лютеранства в России и СССР. Современные тенденции развития лютеранства в мире.
Кальвинизм в ХХ в. распространение кальвинизма и его современная география. Положение различных кальвинистских течений (конгрегационализм, пресвитерианство и др.). Миссионерская деятельность кальвинизма. Консолидация кальвинистских церквей в мире: Всемирный альянс реформаторских церквей в Женеве (1937 г.).
Англиканство в ХХ в. Современная география англиканства. Ламбетские конференции (Лондон) как интеграция англиканской церкви. Структура англиканской церкви в ХХ в. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский. Новые тенденции в развитии англиканской церкви. Деятельность епископа Дж. Робинсона.
Экуменическое движение в протестантизме: особенности и цели. «Туземное христианство» и его роль в распространении протестантизма.
Религиозная ситуация в Аравии накануне зарождения ислама. Генезис ислама. Особенности ранней этнической истории и хозяйства народов Аравии. Доисламские религиозные представления и ритуалы арабских племен Аравийского полуострова. Особенности религиозных представлений Южной Аравии (Йемена) и Хиджаза. Роль культа бетилов и кааб. Мекканская кааба как центр религиозного паломничества народов Хиджаза. Курейшиты Мекки и их место в семье арабских народов. Род Омейядов. Экспансия государства Аксум (Эфиопия) в Южную Аравию и ирано-византийские противоречия в регионе как факторы консолидации арабских племен. Оккупация Сасанидским Ираном Йемена и социально-экономический кризис городов Хиджаза как непосредственная причина зарождения новой религии.
Мухаммед и его проповедь. Ситуация в Мекке к VII в. Ханифизм – движение монотеистов в Аравии. Личность Мухаммеда. Откровение в пещере Хира и первая проповедь. Мекканский период проповеди Мухаммеда: его основное содержание и цели. Гонения на приверженцев Мухаммеда в Мекке и первая миграция монотеистов в Сомали.
Кризис католической церкви и власти пап
Однако главная причина кризиса католицизма таилась в природе папской власти. Константин Великий, создавая единую христианскую церковь, за образец брал устройство Римской империи, при этом руководители провинциальных отделений церкви назначались согласно административному делению империи. Константинопольский патриарх, являясь главой Восточной или православной церкви, всегда подчинялся императору. Так же было и в католической церкви до падения Западной империи. После того как императоров в Риме не стало, папы как бы по традиции и привычке народов к подчинению власти, исходящей из этого города стали на место императоров. Сам Карл Великий, создавая империю, поехал короноваться в Рим к папе. После распада империи Карла образовались национальные государства, в которых короли не хотели делить власть с церковью и папой. Они стали сами назначать кардиналов и епископов, которые в те далекие времена сочетали духовную и административную, т.е. светскую власть. Королям было удобно. Им не нужно было создавать новый государственный аппарат, так как церковный существовал давно. Причем из назначений можно было извлекать еще и выгоду, продавая эти должности за деньги. Борьба папы с императором и королями за право назначать церковных глав стран и провинций была борьбой за участие папы в управлении этими землями и получении с населения податей, что, естественно, не нравилось светским государям.
Папы постоянно напоминая о том, что они наместники Христа на земле, совершенно забыли о его словах, сказанных на суде Пилата: «Царство мое не от мира сего» [48. 18:36]. Этими словами Иисус утверждал, что его царство и господство духовные, а не материальные. Ф.М. Достоевский очень метко подметил в Великом инквизиторе, что католическая церковь подобрала власть над миром, предлагаемую дьяволом, которую отверг Христос, поэтому она и стала служить не Христу, а ему.
Обмирщение пап. К началу Возрождения папы не только борются за власть со светскими государями, но и ведут образ жизни, не отличающийся от них. Начиная с Николая V (1447-1455) папы делают Рим интеллектуальной и художественной столицей Европы. Папа Николай построил папскую библиотеку, собирал рукописи и организовал перевод греческих сочинений на латынь. Меценатство требовало огромных средств. Николай находил их в продаже индульгенций и в использовании слабости центральной власти Германии, где за коронацию папа получил от Фридриха III право эксплуатации обширной империи, ставшей с тех пор вплоть до Реформации золотым дном для папства. Последующие папы продолжали поощрение гуманистов и приглашали в Рим таких художников, как Браманте, Рафаэль и Микеланджело.
Нравственное разложение папской курии. Борьба за власть, стяжательство, падение морали в Ватикане к концу XV в. превысило все мыслимые пределы. Во второй новелле «Декамерона» Боккаччо еще в середине XIV века дает такое описание папского двора: «Наблюдая образ жизни папы, кардиналов и других прелатов и всех придворных… Он заключил, что все они вообще прискорбно грешат сладострастием, не только в его естественном виде, но и виде содомии, не стесняясь ни укорами совести, ни стыдом, почему для получения милостей влияние куртизанок и мальчиков было не малой силой». Этот посетитель Ватикана приходит к такому заключению о действиях папы: «Ваш пастырь, а следовательно, и все остальные со всяким тщанием, измышлением и ухищрением стараются обратить в ничто и изгнать из мира христианскую религию…». [A]
Папа Юлий III (1487—1555) в 1546 году познакомился с 14-летним неграмотным юношей Инноченцо, который был усыновлен братом будущего папы. В 1550 году, когда Юлий III был избран папой, он немедленно сделал 17-летнего Инноченцо кардиналом. Умолчим о том, за какие достоинства этот необразованный юноша был произведен на столь высокий пост.
Мартин Лютер, побывав в Риме назвал его «гнездом содомского разврата, апокалиптическим зверем». Ни малейшего намёка на святость он не нашёл там и с горечью заявил в последствие: «Если существует ад, то Рим воздвигнут на нём».
Кризис Церкви
Ясным солнечным утром 7 сентября 1303 г. в городок Аланью (ныне Ананья) недалеко от Рима вступил отряд латников. Над ним развевалось знамя с гербом Франции — тремя королевскими лилиями. Во главе отряда ехал канцлер и хранитель печати Французского королевства, приближённый Филиппа IV Красивого Гийом Ногаре де Сен-Феликс (1260— 1314), а с ним знатный римлянин Чьяра Колонна (умер в 1329 г.). Население городка приветствовало отряд и проводило его к небольшому летнему дворцу, в котором находился Бонифаций VIII (Бенедетто Гаэтани, около 1235 — 1303; Папа с 1294 г.), бежавший из Рима, когда туда дошли слухи о приближении французского войска. Дворец оказался пуст. Все приближённые и слуги Папы разбежались. Только сам первосвященник, глубокий старик (ему было почти 70), сидел в зале в полном папском облачении. Руководители отряда приблизились к нему. Оба имели основание ненавидеть папство и лично Бонифация. Ногаре был сыном еретиков-катаров, казнённых по приговору созданной папами инквизиции. Для Чьяры Колонны Бонифаций был не столько главой Церкви, сколько римским князем из рода Гаэтани. А значит, наследственным врагом рода Колонна, — врагом, от гнева которого Чьяра прятался несколько лет.
Посланцы короля Франции потребовали от Папы отречения от сана. Тот отвечал: «Вот моя шея, рубите мне голову, но я умру Папой». Тогда Чьяра Колонна ударил по лицу наместника Христа рукой, одетой в железную латную рукавицу (впоследствии он, правда, отрицал это). Папу арестовали. Слухи о его избиении поползли по городу, и переменчивая толпа уже сожалела о несчастном старике. Горожане изгнали французов и освободили первосвященника. Но разум последнего не выдержал потрясений. Бонифаций сошёл с ума и умер несколько недель спустя.
Авиньонское пленение пап
Что случилось в христианском мире, если подобное стало возможным? А произошло то же, что и в иных сферах жизни осени Средневековья. Национальные тенденции, воплощённые в государстве и государях, столкнулись с тенденциями универсалистскими, воплощёнными во вселенской Католической церкви и папстве. Начиная с XI в. папский авторитет неуклонно возрастал, борьба императоров и пап закончилась победой последних. Клир добился особого положения в обществе, оказавшись вне юрисдикции государства. Во Франции король Людовик Святой решительно отвергал вмешательство Рима в дела французского государства и французской Церкви. Однако глубокое личное благочестие Людовика не дало противоречиям перерасти в конфликт.
В правление Филиппа IV, этого удивительно бесстрастного, холодного, умного и твёрдого, прямо-таки одержимого идеей государственной мощи человека, всё переменилось. В 1296 г. Бонифаций VIII издал буллу. Она запрещала духовенству платить налоги светским властям, а тем — требовать таковые без специального разрешения папской курии. Но Филипп IV нуждался в деньгах для осуществления своих завоевательных планов. Он считал, что все сословия, в том числе и духовное, должны помогать своей стране (а значит, и королю), и посему отреагировал резко. Филипп запретил вывоз из страны золота и серебра и тем самым лишил курию поступлений из Франции. Бонифаций пошёл на попятный, но мир продолжался недолго.
С целью разрешения конфликта Папа направил на переговоры с Филиппом Красивым Бернара Сессе (умер в 1314 г.), епископа города Памье в Южной Франции. Вспыльчивый по натуре Бернар, как многие южане, недолюбливал северян. Он так дерзко говорил с королём, что был арестован. Следственная комиссия выяснила, что у себя на родине епископ в проповедях употреблял неподобающие выражения в адрес короля. Филипп повелел судить Бернара по обвинению в оскорблении величества и государственной измене. От Бонифация король потребовал лишить осуждённого епископского сана. Но Папа заявил об особых привилегиях Церкви и неподсудности епископов мирской юстиции. Он обвинил короля в посягательстве на духовную власть, призвал его самого к суду и издал новую буллу, в которой подчёркивал верховенство папской власти над любой светской, в том числе королевской.
Филипп Красивый решил опереться на французскую нацию. В 1302 г. были созваны первые в истории Франции Генеральные штаты. Там дворянство и третье сословие безоговорочно, а духовенство с определёнными оговорками поддержали короля. Папа ответил буллой «Unam Sanctam» (т. е. «Единая Святая» — папские буллы именовались по первым словам). В ней он объявил, что полное подчинение Папе во всех делах, как духовных, так и светских, есть условие спасения души. В 1303 г. Бонифаций отлучил Филиппа от Церкви и освободил его подданных от присяги. Тогда король созвал собрание высшего дворянства и духовенства, на котором устами канцлера Ногаре обвинил Папу в ереси и всевозможных злодействах. Именно на этом собрании было принято решение об отправке военного отряда в Италию.
После смерти Бонифация и его недолговечного преемника Бенедикта XI (Николо Боккасини, 1240— 1304; Папа с 1303 г.), после продолжавшейся несколько месяцев избирательной борьбы на папский престол в 1305 г. был избран француз Бертран де Го (?—1314). Он принял имя Климент V. Этот Папа был во всём покорён Филиппу, полностью оправдал его в конфликте с Бонифацием, снял с него отлучение. Тем не менее, он отказался выполнить требование французского короля — осудить покойного Папу за ересь и противоестественные пороки и посмертно казнить, т. е. вырыть труп и сжечь. В 1308 г. Климент V перенёс папскую резиденцию (фактически переезд состоялся в 1309 г.) из Рима в Авиньон, город в Южной Франции. Авиньон находился на территории, подвластной Папе, но был окружён со всех сторон владениями французской короны. Началось так называемое Авиньонское пленение пап.
Процесс тамплиеров
Власть Филиппа Красивого над папством проявилась в процессе тамплиеров (иное их название, принятое в отечественной литературе, — «храмовники»). Этот духовно-рыцарский орден после гибели государства крестоносцев в Палестине перенёс свою резиденцию на Кипр. Фактически же руководство ордена пребывало в Париже. Орден обладал огромными богатствами и по статусу был совершенно независим от светских и даже духовных — кроме папской курии — властей. Филипп зарился на имущество ордена. Он не мог допустить существования в королевстве независимой от него мощной организации. Филипп предлагал планы объединения тамплиеров и другого духовно-рыцарского ордена — госпитальеров (иоаннитов). Король хотел поставить во главе объединённой организации одного из своих сыновей. Он даже вроде бы просился в орден храмовников (Филипп овдовел в 1304 г., так что формальных препятствий к принятию монашеского сана не было), надеясь возглавить его. Орденское руководство отвергло и планы, и просьбу короля. Последняя была неисполнима, ибо по уставу ордена в него не допускались земные владыки.
Тогда наступила «чёрная пятница». 13 октября 1307 г., в пятницу, по приказу короля были арестованы все тамплиеры на территории Франции. Их обвинили в ереси, противоестественных пороках, стяжательстве и союзе с мусульманами. Показания добывались с помощью пыток. Характерно, что свидетельства, полученные одним и тем же следователем от разных и незнакомых друг с другом лиц, совпадали, иногда дословно. Наоборот, если показания у двух братьев-тамплиеров, живших в одной обители, снимали разные инквизиторы, то они могли совершенно отличаться друг от друга. Вывод историков — свидетельства вложены в уста храмовников следователями при допросе с пристрастием.
В 1308 г. Филипп Красивый снова обратился к нации за помощью против вненациональной силы и получил её: Генеральные штаты одобрили действия короля. По Франции прокатилась волна процессов. Папа Климент V пытался робко протестовать. Но, в конце концов, он утвердил все обвинения против тамплиеров и в 1311 г. упразднил орден.
В марте 1314 г. завершился процесс Великого магистра ордена Жака де Моле (около 1243—1314) и его ближайшего окружения. Высших руководителей ордена осудили на пожизненное заключение. Моле и один из его соратников отвергли все обвинения, поскольку доказательства были добыты пытками, и заявили о своей невиновности. За это их объявили нераскаявшимися еретиками, приговорили к смерти и сожгли 18 марта 1314 г.
Великая схизма и многопапство
Перенесение папского престола из Рима в Авиньон превратило наместников Христа во французских придворных епископов. Это вызывало недовольство у всех противников французской короны. Среди них оказались и Англия, и итальянцы, считавшие свой, италийский Рим центром мира. Недовольные нашлись и в империи. По мнению христианского мира, Папе всё же следовало пребывать в центре некогда великой империи. Всё это подрывало папский авторитет.
Пока Франция оставалась сильной, на такие голоса можно было не обращать внимания. Однако упадок её во время Столетней войны привёл ко всё более громким требованиям вернуть престол первосвященника в Рим.
В 1367 г. Папа Урбан V (Гийом Гримо де Бове, 1309— 1 370; Папа с 1362 г.), вопреки требованиям короля Франции Карла V, переехал в Рим. Но оттуда он, не справившись с местными баронами, вернулся в Авиньон. Его преемник Григорий XI (Пьер Роже де Бофор, около 1329—1378; Папа с 1371 г.) в 1376 г. тоже перенёс престол в Рим. После его смерти часть кардиналов избрала в Риме нового Папу. Им стал архиепископ южно-итальянского города Бари Бартоломео Приньяно (1316—1389), принявший имя Урбан VI. Сторонникам Франции стало ясно, что он никогда не вернётся в Авиньон. Потому туда вернулись французские кардиналы и избрали там Папой кардинала Роберта, графа Женевского (1342— 1394), который назвал себя Климентом VII.
К ужасу всего христианского мира, во главе его оказалось сразу двое пап. Началась Великая схизма (от греч. «схизма» — «трещина», «раскол»). Антипапы появлялись и раньше. Но это были, как правило, сторонники императоров, и их влияние не выходило за пределы императорского двора. К тому же всё это происходило до того, как папство смогло в XII— XIII вв. вознести свой авторитет почти на недосягаемую высоту.
Раскол не был религиозным. Оба папы являлись правоверными католиками. Ни один из них не нарушал вероучения. В основе конфликта лежали политические интересы. Большая часть Италии, Англия, часть империи, в том числе императоры, Нидерланды и ряд других стран, в основном врагов Франции, встали на сторону Папы Римского. Франция, вечный враг Англии — Шотландия, союзник Франции — Неаполитанское королевство, ряд германских государств, враждовавших с императором, выступили на стороне авиньонского первосвященника.
Оба папы отлучали от Церкви друг друга и сторонников противной стороны. На епископские престолы, а то и на места приходских священников нередко претендовало по два кандидата. Не слишком разбиравшиеся в политических тонкостях миряне были в шоке. Поскольку вероисповедных различий между папами не существовало, никто не знал точно, какой Папа истинный. Следовательно, не было ясно, не находятся ли прихожане под отлучением, канонически ли поставлены их епископы и священники и, таким образом, действительны ли их таинства, крещены ли дети, отпущены ли грехи и т. п. В период Великой схизмы распространялись убеждения, что никто в это время не попадёт в рай.
Споры о церковной власти и собственности
Слабость Церкви, её раскол привели к оживлению антицерковных (но никак не антирелигиозных) настроений. Причём этот процесс затронул как интеллектуальную элиту, так и народные массы. Идеи «бедной Церкви», «апостольской нищеты» распространялись ещё в XII—XIII вв. и среди еретиков, и в ряде церковных организаций, в частности в ордене францисканцев. Именно францисканцы, бродячие проповедники, близкие к народным низам и одновременно игравшие значительную роль в университетах, встали в оппозицию к ослабевшему папству.
Вопрос о власти Церкви пересекался с вопросом о церковной собственности. Радикальные богословы из францисканского лагеря настаивали на том, что раз Царство Божье не от мира сего, то и Церковь должна быть не от мира сего. Она не должна обладать ни собственностью, ни властью. Идеи апостольской бедности ещё до Авиньонского пленения и схизмы присутствовали во многих народных движениях. Там они превращались в требования отмены собственности. Представление о равенстве всех людей перед Богом трансформировалось в идеи равенства всех людей на Земле. Подобные взгляды — они называются эгалитаристскими, т. е. уравнительными, — сочетались в народных движениях с представлением о тысячелетнем Царстве Божьем. Тех, кто считал, что такое Царство скоро наступит, называли хилиастами (от греч. «хилиа» — «тысяча») или милленаристами (от лат. millenium —«тысяча»). Многие из них настаивали на возможности приближения этого Царства или даже установления его насильственным путём. Хилиасты полагали, что с его наступлением или приближением все церковные организации и обряды упраздняются. Даже Писание уже не действует, и возможно прямое познание истины, прямое общение с Богом. Около 1260 г. итальянский крестьянин Герардо Сегарелли (умер в 1300 г.) основал секту апостольских братьев, проповедовал полное, в том числе имущественное, равенство и был сожжён за ересь. Его ученик Дольчино (умер в 1307 г.) возвестил о скором втором пришествии Христа и требовал к Его приходу установить на Земле царство справедливости. Он поднял восстание, учредил нечто вроде крестьянской республики в одной из горных долин Северной Италии, ввёл там равенство и суровую монашескую дисциплину. Восстание было подавлено, Дольчино и его сторонники сожжены.
Помимо таких крайних имелись и более умеренные оппозиционные по отношению к Церкви течения. Английский богослов Джон Уиклиф (около 1330—1384) категорически отвергал пышный культ, монастырское землевладение, вообще право Церкви владеть имуществом. Он настаивал на переводе Писания на народные языки, дабы сделать слово Божье понятным каждому мирянину.
Учеником Уиклифа считал себя и Ян Гус. Гус полагал, развивая взгляды Уиклифа, что Папа есть всего лишь руководитель Церкви как организации. Он не обладает никакой особой благодатью, не является наместником Христа на Земле. Особо остро ставил Гус вопрос о причастии. В этом, казалось бы, сугубо богословском споре, как в капле воды, отразились все противоречия религиозной и даже социальной мысли эпохи. В католической обрядности духовенство принимает причастие хлебом и вином, миряне — только хлебом. Гус настаивал на едином для всех причастии под обоими видами, как в православии. Потому сторонников чешского магистра называли чашниками (вино для причастия пили из особой чаши) или утраквистами (от лат. utraque — «также и»; подразумевается «также и чашей»). Такое требование нам может показаться нелепым или, во всяком случае, малозначащим. Но в эпоху всеобщей религиозности, когда церковные ритуалы играли огромную роль, оно имело большое значение. Оно ломало перегородку между духовенством и мирянами, возрождало идеи всеобщего священства, равенства.
Судьба Гуса была трагичной. Его пригласили на созванный для прекращения раскола Констанцский собор. Император Сигизмунд дал ему охранную грамоту, однако на соборе Гус был обвинён в ереси. Он мужественно отверг все обвинения, но собор приговорил его к смерти. Отцы собора заявили императору, что любое обещание, данное еретику, недействительно. В 1415 г. Яна Гуса отправили на костёр.
Гуситы
Смерть Гуса, однако, не остановила распространение его учения. Богословские идеи бытовали не только в кругу учёных людей. Через приходское духовенство, нищенствующие ордена, проповедников доходили они до мирян, до масс. Там они принимали свои, иногда весьма отличные от первоначальных формы. Так учение Уиклифа нашло отзвук в движении лоллардов, в восстании Уота Тайлера. То же произошло и в Чехии, где религиозные идеи соединились с национальными и социальными. Гуситское движение стало как бы национальной религией чехов, национальной Церковью.
Победы гуситов привели к тому, что в 1433 г. Базельскиий собор заключил с гуситами компромиссное соглашение (Пражские компактаты). В соответствии с ним в Чехии разрешались причастие под обоими видами и богослужение на чешском языке. Это соглашение было принято умеренными и отвергнуто таборитами. В междоусобной борьбе победили первые, разбив таборитов 30 мая 1434 г. в битве у Липан. Пражские компактаты были в конце концов нарушены католической стороной. И всё же впервые, пусть и ненадолго, появилась идея национальной Церкви, обладающей своими религиозными особенностями.
Соборное движение
Ещё во время Авиньонского пленения недовольные им задавались вопросом, кто способен прекратить это пленение и высвободить пап из-под власти французских королей? И вообще, кто властен над Папой? После раскола вопрос ещё более обострился. Кто может решать, какой Папа истинный? Кто прекратит раскол и как это сделать? По воззрениям ортодоксов, над Папой нет высшего авторитета, кроме Бога. Однако многие христианские мыслители отрицали это. Они ставили благочестивого мирянина выше грешного Папы. Иные теологи и даже значительные группы в среде низшего духовенства и мирян вообще не признавали папского авторитета. Но таких людей объявляли еретиками. Другие пытались найти выход, оставаясь на правоверных позициях. И нашли его в созыве Вселенского собора.
Собор с давних времён, с IV столетия, считался высшим органом Церкви, решения которого определяются Святым Духом. Были, впрочем, соборы, признанные недействительными. С XIII в. на Западе папы заявляли о своём верховенстве над соборами. Выходило, что соборы — совещательные собрания, а решения, вдохновлённые Богом, могут принимать лишь папы. Но свободен ли Папа в своих решениях и какой Папа истинный? — задавался вопрос в конце XIV в. Около 1385 г. видные богословы из самого авторитетного теологического учреждения западного мира — Парижского университета — выступили с инициативой созыва Вселенского собора. Требования их и их единомышленников получили название «соборное движение». По мнению его участников, развивавшегося в основном в среде белого духовенства (т. е. священников, не принадлежавших к монашеству), собор выше пап. Именно он должен прекратить раскол и избрать единого Папу.
Соборное движение с трудом пробивало свои идеи. Парижский университет неоднократно призывал короля Франции отказать в повиновении авиньонскому Папе, а обоих пап — сложить с себя сан. Король колебался. Папы отказывались либо оговаривали своё согласие невыполнимыми условиями. Особо упорствовал последний авиньонский Папа, арагонец Педро де Луна (около 1328 или 1334—1423; во Франции его называли Папа-лунатик), воссевший на авиньонский престол в 1394 г. под именем Бенедикта XIII. Он не обратил внимания на то, что его главный сторонник, король Франции Карл VI, отказал ему в повиновении в 1408 г.
В 1409 г. кардиналы обеих партий созвали собор в Пизе. Собор низложил обоих пап — авиньонского, Бенедикта XIII, и римского, Григория XII (Анджело Корраро, около 1325-1417; Папа в 1406-1415 гг.). Этот собор избрал Папой Александра V (Пьетро Филаджо; 1339—1410). Однако Бенедикт отказался подчиниться собору, а Григорий заявил, что отречётся лишь одновременно со своим авиньонским соперником. Таким образом, на позор всему христианскому миру во главе его оказалось уже трое пап! Кроме того, на место умершего Александра V кардиналы избрали в 14Юг. Балдассаро Коссу (?—1419), бывшего пирата, Папу Иоанна XXIII.
Наконец, в 1414 г. в городе Констанце в Южной Германии сошёлся новый собор. Проходил он под главенством светской власти: председательствовал император Сигизмунд (1368—1437; император с 1387 г.). Голосование на соборе проходило не по принципу «один человек — один голос», а по «нациям», т. е. по делегациям от каждого государства. И в этом также проявилось укрепление национальных государств. Решившись провести реформы в Церкви, собор начал с борьбы с ересью и приговорил к смерти Яна Гуса. Затем приступили к выборам Папы. Сначала все трое были низложены, причём против Иоанна XXIII огласили многостраничное осуждающее заключение.
Григорий XII подчинился. Папа Иоанн XXIII сначала воспротивился, бежал, был арестован, но потом смирился, покаялся, был прощён и оставлен кардиналом. Можно сравнить судьбу его и Яна Гуса, судьбу беспринципного негодяя и судьбу честного человека.
Знаменитый английский историк XVIII в. Эдуард Гиббон говорил о процессе над Папой Иоанном XXIII следующее: «Самые скандальные обвинения не были оглашены; наместника Христова обвинили всего лишь в разбое, убийствах, грабеже, содомии и кровосмешении».
Бенедикт XIII отверг решения собора. После того как собор избрал в 1417 г. Оттона Колонну (1368—1431) единым Папой под именем Мартина V, Бенедикт всё равно отказался отречься. Он не сделал этого даже тогда, когда испанские государства, его последний оплот, в 1418 г. признали решения Констанцского собора. До самой смерти в 1423 г. он жил в укреплённом замке близ Валенсии и вёл себя так, как если бы был единственным Папой. Вся его паства состояла из нескольких сотен окрестных крестьян, курия — из четырёх кардиналов преклонного возраста. С них он взял клятву в том, что они изберут ему преемника из своей среды и не признают никого другого главой Церкви. Кардиналы так и поступили, но в 1425 г. раскололись надвое, и одна из частей избрала ещё одного Папу. В 1430 г. оба антипапы согласились нарушить клятву и присоединиться к единой Церкви.
Впрочем, поведение Бенедикта XIII, а тем более его как бы преемников, уже не беспокоило собор. Члены собора стремились к реформам. Но дальше разговоров дело не пошло. Папа Мартин V понял, что главной его опорой должна стать светская власть, а не собор, и вёл переговоры с государями. Собор, однако, заявил, что он выше Святого престола, установил десятилетний срок созывов и разошёлся, так и не осуществив реформ.
Упадок соборного движения
Папы не торопились с созывом нового собора, отвергая «парламентский» принцип руководства Церковью. Наконец, в 1431 г. новый собор сошёлся в Базеле. На нём тон задавали представители низшего духовенства, недовольные властью князей Церкви. Папа Евгений IV (Габриэле Кондильяно, 1383—1447; Папа с 1431 г.) сначала попытался распустить собор — тот не подчинился, потом признал его, затем в 1438 г. перевёл его в Феррару (позднее во Флоренцию). Папа объявил, что основной целью собора является воссоединение Православной и Католической церквей. Часть членов собора последовала за Папой, часть, наиболее радикальная, осталась в Базеле, низложила Евгения и избрала в 1440 г. графа Савойского Амедея VIII (1389—1453) Папой под именем Феликса V. Базельскиий собор говорил голосом высшей власти в Церкви. Но его уже никто не слушал.
Евгений IV предпочитал напрямую вести переговоры со светскими властителями. В 1438 г. французский король Карл VII издал так называемую Буржскую прагматическую санкцию. В соответствии с ней высшие церковные должности во Франции занимались по назначению короля. Папа же лишь утверждал их; он также отказывался от ряда юридических привилегий духовенства. С другими государями заключались так называемые конкордаты. Это были соглашения, например Венский и Франкфуртский конкордаты 1446 и 1448 гг., по которым право назначения епископов и ряд других папских прав переходили к государям. Со своей стороны государи признавали главой Церкви исключительно Папу и отказывали в поддержке собору.
Государи укрепляли свою власть над местными Церквами, миряне же утрату доверия к Церкви распространили и на собор. В 1449 г. он самораспустился. Феликс V отрёкся и признал власть Папы Евгения IV. Высшее духовенство смогло взять под контроль Церковь.