Что не является законом диалектики

ДИАЛЕКТИКА. Законы, принципы и альтернативы диалектики

Диалектика. В споре рождается истина… Эта фраза хорошо известна. Принадлежит она Сократу, древнегреческому философу. По сути с нее и начинается становление диалектики…

Диалектика – с греческого искусство спорить, вести беседу. В философии по сей день не существует точного определения этого понятия. Однако диалектику рассматривают как метод познания развития всего сущего, источником которого является внутренняя противоречивость.

Зарождение и этапы развития

I этап

Наивная или стихийная диалектика возникла в Древней Греции. Начало этому положили Гераклит и Сократ.

Гераклит считал, что в мире все изменчиво, «все течет, все меняется», «в одну реку нельзя войти дважды». Благодаря этому движению и происходит развитие. Параллельно с этим, он развивает учение о противоположных началах, которые являются половинами одного целого, дополняя друг друга. Созвучно представлениям древнегреческих философов, подобные диалектические методы прослеживаются в философии даосизма. «Превращение в противоположность – движение дао». Символически это выразилось в появлении инь и янь.

Идеи Гераклита были продолжены Сократом. Им же был введен термин «диалектика». Философ полагал, что только при высказывании различных мнений во время ведения беседы, отсеивается все пустое и рождается истина. Известным это учение стало благодаря «Диалогам» Платона.

Этот период развития диалектики назван стихийным из-за отсутствия научного обоснования, а основные положения опираются лишь на наблюдения за стихийными явлениями.

II этап

В Средние века диалектика развивалась в русле религии. Августин Аврелий, Фома Аквинский понимали этот метод как способ единения божественного и земного, разума и веры. Основным направлением учения была проблема перехода от греховного существования к идеальному райскому. В то же время были выработаны основные теоретические положения диалектики.

III этап

Эпоха Нового времени явилась новым витком развития диалектики. В этот период проблемами этого метода активно занимается немецкая классическая философская школа (И. Кант, И. Фихте, Э. Шеллинг). Вершиной же стала идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Он систематизировал знания, сформулировал законы и принципы, а также противопоставил диалектический подход метафизическому.

IV этап

Марксизм. К. Маркс, Ф. Энгельс активно пользовались методами гегелевской диалектики, разрабатывая материалистическое направление. Однако Маркс считал, что первична материя, она вечна и бесконечна, а дух вторичен. Т.о. диалектика Гегеля стоит «на голове», а надо ее поставить «на ноги».

Законы диалектики

Закон единства и борьбы противоположностей

Каждое явление состоит из противоположностей, которые находятся в противоречии, но при этом составляют единое целое, не существуют одно без другого (рождение-смерть, день-ночь, вдох-выдох). Результатом такого взаимодействия является движение и переход на новый уровень.

Выделяют несколько видов борьбы.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные

В диалектике развитие рассматривается в единстве количественных и качественных изменений. Нарастание количества приводит к изменению качества. При этом качество не может меняться бесконечно. В какой-то момент происходит коренное изменение сущности предмета – скачок. Изменение меры, приводящее к такой трансформации, называется узел.

Закон «отрицание отрицания»

Старое всегда отрицается новым, которое со временем занимает место старого, затем история повторяется (смена поколений, моды, направлений в музыке, искусстве и т.д.). Но отрицание не тотальное, а только той части, которая отжила. Т.о. развитие происходит путем преемственности.

Принципы диалектики

Альтернативы диалектики

Диалектика прошла долгий путь в десятки веков, но ее законы и принципы активно используются в науке, искусстве, культуре, в экономике, социальной жизни. Невозможно составить целое без отдельных элементов. Она помогает преобразовать сложности, расширить кругозор, понять действительность.

Источник

Диалектика: что это простыми словами, краткий обзор, законы

Что не является законом диалектики

Что такое диалектика?

Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Внутренним источником непрерывного движения в таких системах считается взаимодействие имеющихся в них противоположностей. Также диалектикой называют подход к познанию окружающего мира, основанный на этом учении. Кроме того, в подходящем контексте данный термин может использоваться для обозначения самого процесса движения и развития чего-либо (например, «диалектика истории»).

Иногда термин «диалектика» используется для обозначения подхода к спору, строящегося на нахождении и эксплуатации противоречий в суждениях оппонента. Это значение считается устаревшим, однако используется довольно часто. При этом не следует путать диалектику с софистикой. Если софистика использует осознанное нарушение законов логики, то диалектика подразумевает лишь тщательный анализ аргументов оппонента и нахождение в них логических противоречий.

Термин «диалектика» образован от древнегреческих слов διά («диа») и λέγω («лего»). Первое переводится как «продвижение сквозь», «проникновение». Второе слово имеет много переводов, но в данном контексте наиболее уместны варианты»излагать», «говорить правильно».

Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:

При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.

Законы диалектики

Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.

1. Закон единства и борьбы противоположностей

Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).

Для этих противоположностей выполняется ряд условий:

В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные

Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок). Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).

3. Закон отрицания отрицания

Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.

Принципы диалектики

Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.

Категории диалектики

Также для полного понимания того, что такое диалектика, разберём основные категории, которыми она оперирует:

Исторические формы диалектики

Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.

Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.

1. Наивная (стихийная) диалектика античности

Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.

2. Умозрительная диалектика Средних веков

Поскольку в тот период философия, как и другие науки, вынуждена была обслуживать интересы церкви, диалектика Средних веков подразумевала деление мира на «несовершенный» земной и «совершенный» небесный. Основная её цель заключалась в том, чтобы увязать сакральную и мирскую ипостась мира, объединить в целостную систему небесное и земное.

В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:

Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.

3. Диалектика эпохи Возрождения

Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.

4. Идеалистическая диалектика Гегеля

Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.

5. Материалистическая диалектика Маркса

Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.

Альтернативы диалектики

Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:

Заключение

Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.

К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы. Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.

Источник

Что такое диалектика в философии — разбор понятия на простых примерах

Диалектика — что это такое в философии простыми словами. Подобный вопрос интересует многих людей и в особенности студентов, получающих образование в области философии.

Соответственно, сегодня мы рассмотрим такое неоднозначное понятие, как диалектика: ее основные принципы и законы, а также проблемы, методы и исторические формы.

Мы постарались сформировать данную статью таким образом, чтобы у наших читателей не осталось вопросов в отношении этого термина. Поэтому для начала мы попробуем понять, что она изучает, а также кратко рассмотрим три закона диалектики. Затем объясним простыми словами, что это такое релятивизм и как он связан с диалектикой. В завершении мы пройдемся по примерам законов и того, и другого.

Что такое диалектика в философии простыми словами

Для начала следует отметить, что такое понятие как диалектика имеет множество толкований, но все они сводятся к одному простому принципу: диалектика является искусством грамотного спора.

Диалектика — это способ обоснования определенных заключений в философии, помимо этого, диалектика является формой и средством рефлексивного теоретического рассуждения, анализирующее различные разногласия, которые зарождаются в процессе мышления и проявляются во время доказательства или опровержения какой-либо теории.

Данное определение является максимально тождественным по отношению к термину, однако прочитав его, можно сломать в начале «язык», а затем и «голову». Поэтому дадим объяснение диалектике простыми словами.

Диалектика содержит в себе два логических элемента:

То есть диалектика представляет собой некое выступление кого-либо, в котором происходит детальный анализ и разбор вопроса. Отличительная черта диалектики заключается в том, что в процессе подобных выступлений, основная задача автора — «довести дело до конца», другими слвами, прийти к логическому и понятному для всех умозаключению.

Соответственно, законы, категории, принципы и все остальное — это всего лишь различные инструменты и механизмы для решения поставленной задачи в диалектике.

Информация, которую необходимо знать для каждого студента, изучающего философию:

Возникает вопрос: а что же есть диалектика по отношению к логике? По большому счету логика — это наука о мышлении, рассуждении и речи, а также о способах и правилах деятельности, способствующей познанию.

Как мы уже сказали, диалектику можно охарактеризовать, как искусство спорить и доносить свои мысли. Следовательно, без такого термина, как логика здесь просто не обойтись. Так как любое умозаключение должно быть, в первую очередь, логичным.

Следовательно, знание диалектики является необходимым инструментом в любых сферах, областях и услугах, даже, например, при позиционировании бренда нужно уметь грамотно и логично донести свою мысль и концепцию до целевой аудитории.

Что не является законом диалектики

Диалектика как метод разрешения споров

Мы дали определение простыми словами того, что это диалектика в философии. Также следует учитывать, что диалектика — это, как учение о развитии всего сущего. В теории диалектика выражает развитие духа, сознания и материи через ее законы. А что-же является основными законами диалектики в философии?

Основные законы диалектики

Основные законы диалектики были сформулированы немецким философом и одним из творцов немецкого идеализма — Гегелем, Георгом Вильгельмом Фридрихом (27.08.1770 – 14.11.1831).

Закон диалектики — это независимая, устойчивая и необходимая взаимосвязь между субъектами внутри общества. Законы диалектики имеют отличительные свойства от прочих наук, своей многогранностью и всесторонностью, так как они:

Существует 3 основных закона диалектики, к которым относятся:

Единство и борьба противоположностей — суть закона состоит в том, что все сущее является совокупностью противоположных основ, которые считаются целостными по своей природе, однако, при этом противоречат друг другу и самое главное, что один не может существовать без второго. Например: лень и труд, бодрость и усталость, белое и черное, день и ночь, горячее и холодное, молодость и старость или, трактуя эффект Даннинга-Крюгера, неуверенность в себе и чрезмерная переоценка собственных возможностей.

Переход коли­чественных изменений в качественные — смысл закона в том, что, если происходят изменения в количестве, значит произойдут перемены и в качестве. Однако следует учитывать, что качество не может изменяться постоянно. Следовательно, настает момент, когда перемены в качестве создадут реформы в мере.

Мера — это система координат, в которой происходит процесс перемен качества, в связи с количественными реформами.

Отрицание — суть закона состоит в том, что новое постоянно отрицает старое и, в результате, становится на его место, однако со временем также превращается в старое и опровергается более новым.

Мы кратко разобрали законы диалектики в философии, давайте теперь рассмотрим ее категории.

Категории диалектики

Среди множества различный категорий в философии, выделяются парные категории диалектики. Так как они помогают познать разные грани развития и способствуют детализации функционирования законов диалектики.

Несовместимые положения процесса развития, выделенные данными категориями, находятся в целостности и противостоянии. Такое противостояние происходит из-за постепенных количественных изменений, проводящих к их новому положению в отношении качества, а также несет в себе собственную конкретную направленность — концепцию.

Рассматривая все пары данных категорий, необходимо учитывать, что каждая из них неотъемлемо взаимосвязана со второй и не в состоянии без нее функционировать. Поэтому не стоит противопоставлять или разделять их.

Категориями диалектики являются:

Человеческое познание мира берет свое начало с единого и через уникальное переходит к универсальному от знания, получаемого через наши органы чувств, выражающего, основным образом, единичные к целесообразному, которое выражает общее. Во всех формирующихся объектах и процессах существуют единичные, уникальные и общие показатели и взаимоотношения.

Не сложно догадаться, что единичное — это категория, характерная непосредственно одному объекту. Особенное — это показатель, подходящий для нескольких объектов сразу-же, но не для всех, а общее, релевантно для любых объектов, входящих в его категорию.

Сущность — это неявное, скрытое, соизмеримо крепкое положение соответствующего объекта, события или процесса, формирующее его бытность. То есть явление, без которого объект не состоянии существовать. Явление характеризуется как наружные, доступные к общему обозрению, изменяемые признаки соответствующего объекта.

Такие признаки, как часть и целое способствуют осмыслению системы окружающего мира. Данные признаки прочно коррелируются и взаимосвязаны между собой, следовательно они выявляются с помощью друг друга. Простыми словами, целое — это совокупность частей, а часть — это то, что входит в целое. В зависимости от уровня сложности, частей и типа соотношения, между ними формируются различные виды единства.

Системой является структурированное множество взаимосвязанных частей, содержащее в себе концепцию и организацию. Элемент — это неразделимая в пределах данной структуры составляющая тяжелых объектов, событий и процессов. Объект является системой только в случае, если он может быть размножен на коррелирующиеся и взаимодействующие части.

Как правило, данные составляющие имеют личную структуру и могут являться даже подвидом основы огромной системы. Равным образом, данные подвиды могут быть распределены на следующие подвиды второго и последующих уровней.

Одной из самых важных составляющих целого является содержание, которое характеризуется как совокупность каждой части объекта, его характеристик, внутренних процессов, взаимосвязей, противоречий и концепций. Соответственно, форма является методом существования и отражения содержимого.

С помощью причины происходит процесс описания в диалектике происходящих в мире перемен, а события, которым они способствуют называются следствием. Любое действие несет в себе причину и следствие.

Связь между причиной и следствием формируется по принципу детерминизма, трактующего, что все действующие явления появляются, формируются и ликвидируются закономерно. Следовательно, они вызваны фактом наличия соответствующих причин.

Необходимость — это признак, при котором соответствующие процессы и события, должны обязательно произойти в результате внутренних логических потребностей во время формирования объекта. Случайность — это непредвиденный фактор, который может случиться, а может и нет, в результате внешних положений и дел формирования.

Возможность является предпосылкой определенного явления и его возможного существования. Действительность — это возможность, которая уже случилась, то есть была осуществлена.

Важно уметь отличать абстрактную и действительную возможность. Абстрактная возможность характеризует отсутствие существенных барьеров. Факт их наличия подразумевает невозможность для формирования объекта, однако для ее осуществления нет всех требуемых условий. Но, для осуществления второй такие имеются.

Мы рассмотрели все категории, теперь давайте кратко разберем основные принципы диалектики в философии.

Принципы диалектики

Прежде чем мы рассмотрим какие принципы относят к принципам диалектики, следует понять значение данного термина. Принцип диалектики — это основательное философское явление, передающее наиболее важные характеристики «настоящего» бытия.

Что не является законом диалектики

Помимо этого, принцип является структурой конкретных ме­тодологических порядков, которые регламентируют быт в обществе.

Главными и основополагающими принципами диалектики являются:

Всемирная связь — это единство природы, ее внутренняя целостность, связь и взаимозависимость всех ее составляющих: объектов, событий, процессов.

Один из основных принципов диалектики — это принцип развития, причина в том, что он чрезмерно многогранен. Развитие не является просто количественной реформой, а включает в себя формирование материи. Развитием, с точки зрения диалектики, является взаимодействие внутренних противоположностей, характерных для любого субъекта, процесса или события.

Принцип системности характеризует наличие большого количества упорядоченных закономерных связей в окружающем мире, которые формируют единую структуру. В данной структуре они располагаются в иерархическом порядке. С помощью этого бытие имеет внутреннюю рациональность.

Причинность — это наличие взаимосвязей, которые порождают друг друга.

Объекты, события и процессы окружающего мира обуслов­лены определенными признаками. Другими словами, имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Соответственно при­чина образует следствие.

Можно привести очень простой и понятный для всех пример: компания начинает терпеть убытки в связи с пандемией, в следствии владельцы бизнеса приходят к заключению: либо закрывать предприятие, либо заниматься его развитием, чтобы увеличить прибыль. Например, запускать настройку таргетированной рекламы, чтобы развить социальные сети.

Историзм включает в себя два положения окружающего мира:

Мы обсудили принципы, законы и категории диалектики. Давайте теперь окунемся в ее историю развития и поговорим о формах диалектики в философии.

Исторические формы

Как мы уже говорили основы диалектики были заложены Гегелем, Георгом Вильгельмом Фридрихом, однако следует учитывать, что в процессе становления данное понятие имело различные исторические формы:

Давайте разберем каждую из них по подборное.

Что не является законом диалектики

Исторические формы диалектики

Откровенная или стихийная диалектика античности — данная форма является одним из ключевых типов проявления в философии Гераклита. Он один из первых, кто пытался продемонстрировать бесконечные изменения окружающей среды, которые вызваны противостоянием противоположных основ.

Гераклит был убежден, что любой существующий объект непрерывно переносится из одного состояния в другое. Самый основной закон, который был заключен Гераклитом — это борьба противоположностей. Однако, при этом он говорил о том, что «покой наступает в последствии перемен». В результате, данные слова привели его к другому заключению о целостности, переменности, но при этом стабильности окружающей среды.

Диалектика античности обуславливается как наивная или стихийная. Поскольку ее признаки и заключения не являются научно подтвержденными, а несут в себе созерцательный образ и отталкиваются от примитивного изучения стихийных явлений.

Умозрительная диалектика Средних веков. В заключениях Августина Аврелия Иппонийского диалектика была сформирована за счет выражения целостности 2-х противоположных миров:

В философии средневековья диалектика характеризовалась как способ размышления, сформированный на целостности 2-х противоположных методов познания — веры и разума, при котором механизмами разума утверждаются идеи, принятые на веру.

Диалектика эпохи Возрождения как учение о противоположностях — данная форма характеризуется в учениях Николая Кузанского и Джордано Бруно. Формируя начало пантеизма, Николай был убежден, в целостности бога и окружающей среды. То есть в том, что все постоянное разнообразие естественного и социального мира является божественным выражением. Бруно верил в существование целостной божественной сущности, которая является основой множества различных явлений и началом единства противоположностей.

Идеалистическая диалектика — одна из первых форм диалектики, которая была принята большинством представителей общества. Ее основоположником был Г.Гегель, который сформировал некий систематизатор диалектических положений и характеризовал диалектику как всеобщую теорию и универсальный способ познания.

К тому же он противопоставил диалектический метод метафизическому, разработал основополагающие категории, принципы и законы диалектики. Гегель трактовал диалектику с точки зрения объективного идеализма. То есть формирование окружающей среды расценивалось им как уровни саморазвития внутренней основы (глубокой идеи).

Материалистическая диалектика была сформирована Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, которые обнаружили в заключениях Гегеля противоречия между диалектическим способом и идеалистической структурой. В следствии проведенного анализа они создали материалистическую диалектику, которая, в свою очередь, изучает наиболее обобщенные понятие и принципы развития окружающего мира, социума и человеческого мышления.

Отличия данной формы в том, что она действительно универсальна и является релевантной совершенно для всех областей. То есть с ее помощью можно рассуждать на совершенно любые темы, к примеру об: проблеме окон Овертона или сложностях пяти стадий принятия неизбежного горя.

Теперь вы знаете, что из себя представляют исторические формы диалектики. По большому счету, мы рассмотрели практически все основные составляющие данного понятия. Но остается вопрос: какие-же основные проблемы диалектики в философии?

Главные проблемы

Главная проблема диалектики — это проблема с решением того, не в «какую сторону» вести свою мысль, а откуда. Причина в том, что в момент, когда для одного субъекта определенные аргументы являются предельно понятными, для другого это являться необоснованной глупостью.

На самом деле, когда мы начинаем изучать какую-либо отрасль или область на протяжение длительного временного промежутка, многие аспекты в ней становятся для нас обыденными и понятными, следовательно, проблема в том, что мы со временем теряем связь с пониманием того, сколько может потребоваться аргументов и доказательств человеку, который совершенно не осведомлен в вопросе.

Образно говоря, представьте, что вы потратили несколько лет на изучение такой области, как интернет-маркетинг. Вы уже являетесь высококлассным и, более того, универсальным специалистом, который способен самостоятельно настроить таргетированной рекламу, заняться SEO-оптимизацией сайта, настроить контекст и самостоятельно сформировать маркетинговую стратегию.

Пример абстрактный, поэтому давайте пофантазируем и представим, что вы приехали к своему дедушке на дачу, который с трудом может набрать ваш номер на кнопочном телефоне, не имеет компьютера и в принципе не заходит в интернет. И он задает вам вопрос: «Где ты работаешь?». Вы ему очень поверхностно рассказываете, а затем наступает «Армагеддон» в виде следующего вопроса: «А разве это не бесполезное занятие? Объясни какую именно пользу ты приносишь обществу?».

И вы начинаете пытаться объяснить, что такое социальные сети, как они работают и зачем это нужно. Спустя определенное время, вы приходите к пониманию того, что чем больше вы пытаетесь аргументировать наличие потребности в вашей профессии, тем больше вы создаете путаницу у несчастного дедушки в голове.

Но, на этом вы не сдаетесь — вы возвращаетесь к азам и пытаетесь растолковать все на пальцах: «Дедушка, ты понимаешь, что такое реклама?». «Да, понимаю» — отвечает он. Вам кажется, что вот оно, вы нашли некий рычаг для взаимопонимания, за который можно зацепиться. Вы более подробно начинаете рассказывать про различные методы рекламы, а затем изящно все сводите к такому всемирному средству коммуникации, как интернет. Однако спустя несколько часов ваших усилий, вы получаете «нокаутирующие» комментарии в адрес всего вышесказанного: «Ну это все ясно, но я все равно не понимаю, в чем смысл твоей работы».

Именно в этом и заключатся основная проблема в диалектике — то, что для одного человека является обыденностью, для другого может быть полным абсурдом. Сюда можно приписать несколько принципов и законов в диалектике, но, по нашему мнению, самый подходящий, это закон отрицания.

Мы рассмотрели, что такое диалектика, ее основные законы в философии, и что именно является главной проблемой диалектики. Теперь давайте разберемся с тем, что такое релятивизм в философии.

Что такое релятивизм с точки зрения диалектики

Что же такое релятивизм в философии?

Релятивизм — это методологический способ, который абсолютизирован в отношении условности и символичности в процессе познания чего-либо. Находясь в рамках релятивизма, не может существовать таких понятий, как абсолютная уверенность или общепринятая истина в отношении любых ценностей, явлений или процессов.

Существует только бесчисленное множество различных оценочных утверждений, которые отвечают соответствующим интересам, взглядам и умозаключениям определенных субъектов и социальных групп.

Релятивизм в философии — это очень схожее понятие со скептицизмом и даже цинизмом. Так как его устои свойственны для скептицизма периода античности. Также выявляя пробелы и условности определенных заключений, следует отметить, что скептицизм сильно преувеличивает их зависимость от хронологических правил процедуры познания, более того, трактует их как существенный факт недостоверности любого знания в принципе.

Как и с диалектикой, мы дали максимально приближенное определение к официальному, которое является довольно сложным для понимания. Давайте разберем что такое релятивизм простым языком.

По большому счету, под термином релятивизм имеется ввиду субъективное познание окружающей среды, которое может быть условным или относительным. Однако отличительная черта релятивизма — это отрицание абсолютной значимости какого-либо правила или закона.

То есть данное понятие характеризуется как некий критерий методологии, сторонники которого полностью уверены в том, что независимо познать существующую реальность невозможно.

Признает ли диалектика релятивизм? Разумеется, да. Еще в заключениях Гегеля было указано, что диалектика содержит в себе множество аспектов релятивизма, скептицизма и отрицания. Однако следует учитывать, что далеко не все законы, принципы и категории диалектики сводятся к релятивизму.

Например, историческая форма диалектики по Марксу и Энгельсу, однозначно тоже содержит в себе релятивизм. Но, при этом принимает относительность каких-либо умозаключений далеко не в качестве отрицания объективной истины, а в качестве хронологической условности границ приближения общественного понимания данной истины. Данное положение можно отнести к диалектическому релятивизму.

Теперь вы знаете, что означает релятивизм в философии. Давайте разберем примеры релятивизма, а также законов диалектики.

Примеры действия законов диалектики и релятивизма

Для начала мы разберем примеры 2-х основных законов диалектики в философии, а затем пройдемся по диалектическому релятивизму.

Что не является законом диалектики

Закон отрицания в диалектике

Как мы уже говорили, закон отрицания состоит в том, что новое постоянно противоречит старому и, в результате, встает на его место, однако со временем уже само становится старым и критикуется более новым.

Примеры закона отрицания в диалектике:

Закон перехода количества в качество

При соответственных количественных переменах непременно изменяется и качество. Например: если кипятить воду постепенно на 1 градус по Цельсию, другими словами, менять количественную меру — степень температуры, то у воды будет изменяться ее качество, она станет теплее. Когда показатели температуры дойдут до 100 градусов, случится кардинальное изменение качества воды — она начнет превращаться в пар.

В данных обстоятельствах температура в 100 градусов является неким барьером, при переходе которого вода становится паром, то есть происходит превращение одного параметра в другой в виде скачка. Аналогичные изменения происходит и в процессе охлаждения воды — при температуре в ноль градусов она превращается в лед.

Мы разобрали примеры того, в чем состоят законы диалектики, а сейчас давайте рассмотрим пример диалектического релятивизма.

Диалектический релятивизм в сфере IT

Мы решили разобрать пример действия диалектического релятивизма в сфере-IT, поскольку сталкиваемся с данным явлением довольно часто в нашей повседневной работе. А именно, мы предоставляем широкий спектр digital-услуг, например:

Можно перечислять еще долго и много, но на самом деле суть диалектического релятивизма состоит в том, что все эти услуги очень относительны в своей стоимости, а также сроках и качестве выполнения.

Что мы имеем ввиду. Откровенно говоря, на сегодняшний день на рынке совершенной конкуренции в задачи IT-компаний входит не только качественно реализовывать digital-продукты, но и предварительно убеждать клиентов в своих компетенциях. И поверьте, процесс убеждения является не просто процессом, его можно охарактеризовать, как определенный вид искусства, которому обучаются многие годы.

Возникает вопрос: «А почему?». А дело все именно в диалектическом релятивизме. Как вы заметили, мы позволили себе употребить такой термин, как «совершенная конкуренция» и даже он довольно относителен для нашей области.

Причина в том, что агентства внегласно разделены на некие эшелоны, которые соизмеряются по ценовому сегменту, опыту работы на рынке, портфолио, медийности, наградам в различных рейтингах IT ну и, разумеется, вся эта «солянка» сводится к качеству выполнения работ.

И, как правило, эшелон уровня «ИП Ромашка», без портфолио, опыта работы и всего прочего, действительно бьется за свое место под солнцем на рынке совершенной конкуренции. Однако, когда речь заходит о «китах IT» (не будем вдаваться в конкретные примеры), подобный эшелон уже конкурирует среди пары тройки агентств. Соответственно, подобный тип конкуренции невозможно отнести к совершенной.

Возвращаясь к услугам, разумеется, такие расслоения напрямую влияют на ценовой сегмент компаний — чем ты «выше», тем ты дороже стоишь. Именно поэтому следует учитывать, что не бывает универсальной стоимости для создания сайта, SMM-продвижения, формирования бренда и всего прочего.

Тут все зависит от ваших «хотелок» и возможностей. Взять, к примеру в интернет-маркетинге, если вам требуется написать пару-тройку продающих текстов, запустить банальный таргет и вы не ждете бесчисленного притока клиентов, то, скорее всего, вам смогут помочь представители «низшего» эшелона за пару десятков тысяч рублей.

Однако, если речь идет, например, о масштабирование бренда, а также глобальном увеличении продаж вашего продукта, и вам необходимо сформировать комплексную digital-стратегию, включающую в себя сбор семантического ядра, дальнейшее формирование уникальной воронки продаж и продумывания всех атрибутов бренда, то вам сможет помочь только агентство высшего эшелона — добро пожаловать в мир, где услуги измеряются в сотнях тысяч и миллионах (не всегда рублей).

Помимо диалектического релятивизма, сюда также очень подходит диалектический закон перехода количественных изменений в качественные. Но самая основная проблема состоит в том, что очень часто у многих клиентов уровни желаний и возможностей совершенно не совпадают и в этом, как раз, заключается, так называемое, искусство менеджеров по продажам — растолковать принципы диалектического релятивизма в сфере IT.

Заключение

Мы рассмотрели основные категории и принципы диалектики, а также в чем суть ее законов. В принципе любые процессы диалектики можно сопоставить с шахматной партией двух гроссмейстеров, которая может длиться вечно. По нашему мнению, данное понятие находится на рубеже науки, искусства, моральных принципов, а также религии и при этом человек применяющий методы диалектики может очень изящно маневрировать среди вышеуказанных областей, отстаивая свою точку зрения.

К тому же, при всех своих недостатках, задача диалектики в том, чтобы сгруппировать все составляющие бытия в единую гармоничную структуру. На сегодняшний день она является продуктивным механизмом для разрешения различных споров в науках, например, таких как: психология или социология. Если у вас остались вопросы на счет того, что означает термин диалектика, пишите в комментарии под данной статьей и мы обязательно ответим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *