Что не является взаимосвязанной стороной личности
РГСУ Социология Рубежный Тест. 1. Управление в широком понимании этого термина
152. Что понимается под социальным составом?
(!) набор элементов, составляющих общественную систему
(?) социально-демографические характеристики населения
(?) статусный набор отдельной личности
(?) совокупность социальных институтов
153. Что понимается под социальной связью?
(?) система взаимодействий между отдельными индивидами
(!) устойчивые взаимодействия между элементами социальной системы
(?) социальное действие в отдельно взятой социальной ситуации
(?) социальная интеграция социальных групп
154. Для каких обществ характерен сословный тип социальной структуры
(?) для античных обществ
(?) для обществ восточного типа
(!) для обществ развитого феодализма
(?) для капиталистических обществ
155. В чьих трудах получил разработку классовый тип социальной структуры?
(?) представителей символического интеракицонизма
(?) представителей структурного функционализма
156. В чем заключается различие в понимании «класса» и «страты (слоя)» в социологии?
(!) Класс, в отличие от страты (слоя) используется для обозначения не просто отличающихся друг от друга, а конфликтующих групп населения.
(?) Страта (слой) в отличие от класса используется для обозначения не просто отличающихся друг от друга, а конфликтующих групп населения.
(?) Класс и страта (слой) являются синонимичными понятиям
(?) Класс и страта (слой) в социологии не употребляются
157. Социальная стратификация – это:
(?) строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами
(?) состояние общества, обусловленное культурными различиями
(!) состояние общества, обусловленное существующим разделением труда и неравенством
(?) кризисное состояние общества
158. Что является с точки зрения К.Маркса причиной социального расслоения?
(?) разделение общества на класс буржуазии и дворянства
(!) разделение общества на класс буржуазии и пролетариата
(?) разделение общества на рабочий класс и класс пролетариата
(?) разделение общества на рабочий класс и капиталистический класс
159. Cтратификационная система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определенной стратой?
160. Стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой?
161. Стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническо-религиозному или экономическому признаку?
162. Форма максимально жесткого закрепления людей в низших стратах?
163. С помощью каких понятий Питирим Сорокин раскрывает сущность социального пространства?
(!) социальная стратификация и социальная мобильность
(?) социальная стратификация и социальная идентификация
(?) вертикальная и горизонтальная социальная мобильность
(?) социальная структура и социальная реальность
164. Кто выделил три измерения стратификации: экономическое положение, престиж, власть?
165. Что является основой существования вертикальной социальной мобильности?
166. Что позволяет изучение социальной мобильности?
(?) изучить внутриличностные отношения
(!) изучить социальную структуру общества, степень открытости или закрытости общества
(?) изучить динамику профессионального развития
(?) изучить гендерное неравенство
167. Что представляет собой социальная мобильность?
(!) изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве.
(?) интеграцию социальных групп
(?) информатизацию современного общества
168. Какой тип социальной мобильности преобладает в обществе, которое стабильно развивается?
169. Под каналами социальной мобильности понимаются:
(!) способы преодоления барьеров в процессе социальных перемещений
(?) пограничное, промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта
(?) число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении
(?) число индивидов, не изменивших своего положения в социальной структуре
170. Чем определяется состояние маргинальности?
(!) пограничным, промежуточным, структурно неопределенным состоянием социального субъекта
171. Безвозвратной миграцией называется?
(!) окончательная смена постоянного места жительства
(?) переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок
(?) перемещение в определенные периоды года
(?) регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта
172. Территориальное перемещение населения, связанное с целью трудоустройства и работы на том или ином предприятии и получения за это соответствующего вознаграждения?
173. Что понимается под социальной средой?
(!) некоторое число индивидов, кругов, групп и других общностей, с которыми
(?) личности приходится сталкиваться в течение своей жизни и которые влияют на ее поведение.
(?) исторически сложившаяся форма организации жизни людей
(?) совокупность определенных социальных групп
174. Социальная идентификация представляет собой:
(!) процесс отождествления с определенной статусной группой и одновременно дистанцирования от других
(?) процесс социальной интеграции
175. Что происходит при горизонтальной мобильности?
(!) осуществляется переход человека из одной социальной группы в другую, которая находится на том же уровне социальной стратификации
(?) осуществляется переход человека из одной социальной группы в другую, которая находится на уровне выше или уровень ниже в рамках социальной стратификации
(?) положение человека остается неизменным
(?) утрата социального статуса
176. По какой формуле определяется степень открытости общества?
(?) если в обществе возможна горизонтальная мобильность, значит общество открытое
(?) если в обществе невозможна вертикальная мобильность, значит общество открытое
(!) если в обществе возможна вертикальная мобильность, значит общество открытое
(?) если в обществе невозможна горизонтальная мобильность, значит общество открытое
177. Что понимается под интенсивностью социальной мобильности?
(!) число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени
(?) число индивидов, которые не изменили своей социальной позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени
178. Что представляет из себя вынужденная миграция?
(?) миграция с целью поиска работы
(!) перемещение людей, которые покинули место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия, или подвергшиеся преследованиям и насилию
(?) миграция в целях воссоединения семей
(?) миграция в поисках лучших условий жизни
179. К какому виду миграции относятся челночные, вахтовые, сезонные миграции?
180. Важнейшим «социальным лифтом» в современном обществе является?
181. Подвижная система стратификации характерна для:
(?) присутствует во всех типах обществ без исключения
182. Что понимается под каналами социальной мобильности?
(!) способы преодоления барьеров в процессе социальных перемещений
(?) барьеры в процессе социальных перемещений
(?) возможность вертикальной мобильности
(?) социальные связи и отношения
(!) увеличение социальных проблем
(?) увеличение миграционных перемещений
(?) в политических партиях
(!) в современных корпорациях
(!) равные права этнокультурных групп во всех сферах жизни общества
(?) социальную изоляцию этнокультурных групп
(?) экономические преференции этнокультурным группам
(?) о социальной работе
(!) о профессиональной этике социолога
(?) о социальной сплоченности
(?) о положении социальных групп
(!) концепция «управления разнообразием»
(!) уделение повышенного внимания вопросам социального многообразия и социальной справедливости
(!) в интеграции различных социальных групп
(?) в экономическом регулировании
(?) в развитии культурной политики
(?) в преодолении неравенства
(?) в интенсификации социальной мобильности
(?) в развитии межкультурного диалога
(?) в повышении уровня социальной сплоченности
(!) в экономическом и культурном развитии
183. Определение личности:
(?) единичный представитель человеческого рода;
(?) характеристика уникальности, неповторимости, присущей только данному человеку;
(!) конкретное выражение сущности человека, определенный набор социально значимых черт.
184. К типам социального действия в понимающей социологии М. Вебера относится:
185. Феноменологическое понимание личности связано с понятиями:
(?) субъект социального конфликта
186. В символическом интеракционизме в структуру личности входит:
(!) внутренняя психическая сущность
(?) опрятный внешний вид индивида
(?) специфические характеристики внешности
187. Личность, согласно К. Марксу, детерминирована:
(?) комплексом смысложизненных установок;
(!) отношением к средствам производства
188. Понятие социальной установки связано с:
(!) объяснением выбора мотива деятельности;
(?) выбором средств деятельности;
(?) контролем результатов деятельности;
(?) пониманием значения деятельности.
189. К высшему уровню в иерархии социальных установок относится:
(!) система ценностных ориентиаций личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности
(?) направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности
(?) диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе
(?) элементарные фиксированные установки, которые формируются на основе витальных потребностей самосознание
190. В структуре социальной установки не выделяют компонент:
191. К функциям социальных установок не относится:
192. Структура «самости» состоит из:
(?) политических предпочтений индивида
(!) интернализированных социальных норм
193. Что не является взаимосвязанной стороной личности:
(?) внутренняя или субъективная
(?) внешняя или объективно детерминированная
(?) смешанная или интерсубъективная
(!) косвенная или опосредствованно-предположительная
194. Согласно М. Веберу, действие не становится социальным, когда оно:
195. Основной тенденцией развития исторического процесса М. Вебер считает вытеснение ценностнорационального поведения целерациональным, поскольку современный человек верит:
(?) новостям в Интернете
196. Что по Веберу не является типом политического лидерства:
197. С точки зрения феноменологии, личность – это прежде всего носитель:
(!) смыслов собственного жизненного мира;
(?) государственной и военной тайны.
198. Под воспитанием понимают:
(?) социализацию в самом широком смысле
(!) более узкую, чем социализация область, связанную с целенаправленным, планомерным воздействием на становление личности со стороны других людей
(?) Первичная социализация личности не…
(?) связана с эмоциональным восприятием окружающих
(!) направлена на получение трудовых навыков
(?) является базовой для вторичной социализации
199. Институт социализации это …
(!) комплекс социальных норм в определенной сфере жизни общества, которые интернализирует личность
(?) организация, которая занимается социальным обеспечением
(?) система комплексов формальных упражнений
(?) ролевой комплекс, предлагаемый для освоения личностью
200. Культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, привычки, которые могут быть переданы другим поколениям, сохраняясь в течение длительного времени, – это:
201. Что является основой социализации в символическом интеракционизме?
202. К сферам, в которых происходит социализация личности не относят:
203. Под интернализацией социальных норм понимают:
(!) процесс, в котором социальные нормы внедряются в структуру личности, начинают восприниматься как собственные
(?) процесс отчуждения социальных норм
(?) процесс формирования социальных норм
(?) процесс обмена социальными нормами
204. Что не является фактором развития личности:
205. В дополнение к теории Дж. Мида концепцию «значимого другого» разработал:
206. Процесс усвоения новых знаний, ценностей, стандартов поведения вместо устаревших либо не приемлемых в данной конкретной социальной среде называется:
207. В процессе социализации индивиды приобретают:
208. Что не включает в себя процесс социализации:
(?) Научения навыкам социального взаимодействия
209. Самосознание личности не включает в себя компонент:
(?) Познавательный (знание себя)
(?) Эмоциональный (оценка себя)
(?) Поведенческий (отношение к себе)
(!) Морфогенетический (преобразование себя)
210. В процессе социализации не выделяют стадию:
211. В теории «обобщенного другого» Дж. Мида ключ к развитию самосознания детей лежит в:
(?) Освоении компьютерной техники
(?) Освоении техники боевых искусств
(?) Освоении целинных пространств
212. Характеристикой социальной роли (Т. Парсонс) является:
213. Полномочия социальной роли представляют собой:
(!) Определенный набор прав и обязанностей, который связан с возможностью применения социальных санкций
(?) Навыки, необходимые для выполнения роли
(?) Возможность собственной трактовки исполняемой роли
(?) Эмоции, которыми сопровождается исполнение социальной роли
214. В дополнение к теории Дж. Мида концепцию «значимого другого» разработал:
215. Особенностью религиозной идентичности является:
(!) Принятие религиозной идентичности на основе соотнесения себя с определенной культурой
(?) Незначительность религиозной идентичности по сравнению с другими
(?) Длительный период формирования
216. Социальная идентичность – это …
(!) Осознание своей принадлежности к социальной общности
(?) Переход из одной социальной группы в другую
(?) Понимание сущности социальных процессов
217. Характеризующие социальную идентичность факторы – это …
218. Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе и бывает:
219. В структуру профессиональной идентичности не входит:
220. К стратегиям преодоления низкой оценки этнической идентичности не относится:
221. Причиной межролевых конфликтов не является:
(?) Несовместимость между ролями в конкретной ситуации
(?) Различные требованиями к выполнению одной и той же роли
(!) Несогласие окружающих со способом выполнения роли
(?) Личность находится в пограничной, маргинальной ситуации
222. К защитным механизмам, с нижающим ролевую напряженность не относится:
223. Проявляя рефлекторную реакцию на воздействие среды, индивид:
224. Социальная идентичность как элемент структуры личности человека, является формой:
225. Ролевое ожидание-ориентацию Т. Парсонс назвал:
226. Ролевое обучение не включает в себя:
(?) Знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности
(!) Умение привлечь к исполнению предписанной роли каскадеров
(?) Приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли
(?) Практическое выполнение ролевых действий
227. Социальный контроль выполняет важнейшую функцию:
228. Исторически возникающее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным и фактически сложившимся нормам, – это:
229. Кто из социологов использовал термин «дегенерация личности»:
230. Какое из нижеперечисленных социальных санкций является примером неформальных позитивных санкций:
(?) Публичное одобрение со стороны властей
(?) Продвижение по служебной лестнице
(?) Отказ в пожатии руки
231. Основными элементами самоконтроля не выступает:
232. Какая черта не характеризует общепринятую норму:
(?) Члены общества знают данную норму
(?) Члены общества согласны с данной нормой
(?) Члены общества признают ее позитивный характер и руководствуются ею в большинстве случаев
(!) Члены общества вынуждены выполнять данную норму, поскольку она узаконена
233. При каком условии система социальных ценностей реализуется в социальных нормах:
(!) Устойчивость системы социальных ценностей
(?) Критика ценностей членами данного общества
(?) Обязательность к принятию членами общества данных ценностей
234. Выделите не верный тип приспособления человека к культурным ценностям по Р.Мертону:
235. Признаки аномии:
(!) Нарушение нормативной регуляции поведения индивидов
(?) Повышение уровня оптимизма
(?) Появление новых норм и ценностей
236. Э. Дюркгейм определил состояние общества, при котором отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов и образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились, как:
237. Распространённой крайней формой социального контроля является:
238. Какую функцию не выполняют социальные нормы:
(?) Регулируют общий ход социализации
(?) Интегрируют личность в социальное окружение
(?) Служат образцами, эталонами соответствующего поведения
(!) Способствуют росту эффективности государственного управления
239. Социальный контроль в группах и обществе не реализуется через:
240. Основная функция социальных ценностей:
(?) Следовать модным веяниям
(!) Быть мерилом оценок
(?) Служить средством накопления
(?) Быть всеобщим эквивалентом обмена
241. Самоконтроль индивидов за своим социальным поведением:
(?) Усиливается с получением диплома
(?) Уменьшается с приобретением опыта
(?) Одинаков на всем протяжении жизни индивида
вопросы. 1. Управление в широком понимании этого термина это
352. Чем обусловлена динамика социальной структуры общества?
(!) переходным состоянием институционального развития и общественных отношений
(?) кризисом экономических систем общества
353. Гражданское партнерство проще всего заключить:
(?) людям различных конфессий
(?) гражданам разных государств
354. Согласно К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю «домохозяйство» – это:
(?) ненастоящий брак, заключённый и существующий лишь в Интернете
(?) соглашение супругов, определяющее имущественные права в случае расторжения брака
(!) экономическая единица, состоящая из одного или более лиц, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг
(?) незарегистрированные отношения между партнёрами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке
355. К функциям семьи не относится функция:
356. Процесс институционализации, то есть образования социального института, не включает в себя:
(?) появление процедур, связанных с нормами и правилами
(?) установление системы санкций
(!) принудительное вмешательство в устоявшееся общество
357. Термин «социальный институт» в научный оборот ввел:
358. Что Э. Дюркгейм образно называл «фабрикой воспроизводства общественных отношений»?
359. Что предшествовало появлению института религии?
(?) потребность в воспроизводстве рода
(!) потребности в решении духовных проблем
(?) потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения
(?) потребность в безопасности и порядке
360. Советская Армия в своё время выполняла ряд несвойственных ей государственных задач — народно-хозяйственных, пенитенциарных, братской помощи «третьим странам», усмирения и подавления массовых беспорядков, народного недовольства и контрреволюционных путчей как внутри страны, так и в странах соцлагеря
361. Выделите главное предназначение социальных институтов общества?
(?) обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость
(!) удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность
(?) удовлетворять потребность в передачи опыта между поколениями
(?) регулирование взаимоотношений между людьми в сфере производства и обмена
362. Символическим признаком какого из указанных институтов являются законы?
363. Выберите одну из функций социальных институтов, которую Р. Мертон относил к явным?
364. К проявлениям дисфункции социального института бюрократии (администрирования) относятся:
(?) строгая управленческая иерархия
(?) появление неформальных отношений в среде чиновничества
(!) взяточничество и другие формы коррупции
(?) перераспределение экономических ресурсов
365. Элементом социального института не является:
(!) знания, непосредственно связанные с изучением социальных институтов
(?) функции, необходимые для достижения цели
(?) нормативно обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института
(?) средства и учреждения достижения цели и реализации функций, включая соответствующие санкции
366. В чем, по мнению Э. Дюркгейма, заключалось назначение социальных институтов?
(?) их деятельность направлена на формализацию и стандартизацию общественных отношений
(!) в налаживании ответственности между институциональными формами и новыми требованиями
(?) исследуют данные прецедентов, огромное число финансовых данных, отличительных черт поведения и взаимодействия хозяйствующих субъектов, ведется их обобщение, тест и разъяснение
(?) изучают духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация которых непосредственно влияет на исторический процесс
367. Какая функция социального института включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей?
368. Как особый социальный институт семья не должна выполнять следующую функцию:
369. К типу социального действия в понимающей социологии М.Вебера относят:
370. Сколько можно выделить типов социальной структуры?
371. Феноменологическое понимание личности связано с понятием:
(?) субъект социального конфликта
372. В символическом интеракционизме в структуру личности входят:
(!) внутренняя психическая сущность
(?) специфические характеристики внешности
373. Характеристикой социальной роли (Т.Парсонс) является…
374. Полномочия социальной роли представляют собой
(!) определенный набор прав и обязанностей, который связан с возможностью применения социальных санкций; возможность принимать решения
(?) навыки, необходимые для выполнения социальной роли
(?) эмоции, которыми сопровождается исполнение социальной роли
(?) действия, которыми руководствуется индивид при выполнении определенных задач
375. Группа, отличительными чертами которой являются единство целей и деятельности, наличие группового опыта и подготовленности (по Л.И. Уманскому)
376. Характерными чертами малой социальной группы не являются…
(!) формальный контроль за поведением членов группы
(?) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения
(?) пространственная близость её членов
377. Кооперация и ассоциация индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом лицом к лицу, согласно Ч.Кули является:
(!) первичная социальная группа
(?) вторичная социальная группа
(?) малая социальная группа
378. Функция социальной группы, способствующая организации совместной деятельности людей (по Н.Смелзеру)
379. Какие социальные группы выделяются по типу степени упорядоченности и нормирования отношений
(?) открытые и закрытые
(!) формальные и неформальные
(?) первичные и вторичные
(?) основные и неосновные
380. Общность людей, искусственно сконструированная с какой-либо легитимной целью при помощи институционализированных механизмов подчинения это:
381. Что не характерно для социальных общностей?
(?) недостаточная определенность границ
(?) неспособность выступать в качестве структурных единиц
382. Примером жесткоорганизованной социальной общности являются
(?) Объединения собственников жилых домов
(?) Защитники окружающей среды
383. Тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на крови, а на территориальном единстве
384. Примером первичной группы по теории Ч.Кули является
385. Группы, которые появляются непреднамеренно и носят случайный характер
386. Критерий выделения и классификации социальных общностей
(?) Формирование системы норм взаимоотношений чужой социальной группе
(!) Социальная идентификация членов общности
(?) Принятие чужой культуры
387. Толпа, проявляющая себя в действии
388. Не является чертой, характерной для поведения людей в толпе:
389. Определение личности:
(?) Единичный представитель человеческого рода
(?) Характеристика уникальности, неповторимости, присущей только данному человеку
(?) Совокупность профессиональных навыков и умений индивида
(!) Конкретное выражение сущности человека, определенный набор социально значимых черт
390. К типам социального действия в понимающей социологии М. Вебера относится:
391. Феноменологическое понимание личности связано с понятиями:
(?) Субъект социального конфликта
392. В символическом интеракционизме в структуру личности входят:
(?) Физиологическая конституция индивида
(!) Интернализированные социальные нормы
(?) Специфические характеристики внешности
393. Личность, согласно К. Марксу, детерминирована:
(?) Занимаемым местом в сословной иерархии
(?) Комплексом смысложизненных установок
(!) Отношением к средствам производства
394. Понятие социальной установки связано с:
(!) Объяснением выбора мотива деятельности
(?) Выбором средств деятельности
(?) Контролем результатов деятельности
395. К высшему уровню в иерархии социальных установок относится:
(!) Система ценностных ориентаций личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности
(?) Направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности
(?) Диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе
(?) Элементарные фиксированные установки, которые формируются на основе витальных потребностей самосознание
396. В структуре социальной установки не выделяют компонент:
397. К функциям социальных установок не относится:
398. Структура «самости» состоит из:
(?) Политических предпочтений индивида
(!) Интернализированных социальных норм
399. Что не является взаимосвязанной стороной личности:
(?) Внутренняя или субъективная
(?) Внешняя или объективно детерминированная
(?) Смешанная или интерсубъективная
(!) Косвенная или опосредствованно-предположительная
400. Согласно М. Веберу, действие не становится социальным, когда оно:
401. Основной тенденцией развития исторического процесса М. Вебер считает вытеснение ценностнорационального поведения целерациональным, поскольку современный человек верит:
(?) Новостям в Интернете
402. Что по Веберу не является типом политического лидерства:
403. С точки зрения феноменологии, личность – это прежде всего носитель:
(!) Смыслов собственного жизненного мира
(?) Государственной и военной тайны
404. Под воспитанием понимают:
(?) Социализацию в самом широком смысле
(!) Более узкую, чем социализация область, связанную с целенаправленным, планомерным воздействием на становление личности со стороны других людей
405. Первичная социализация личности…
(!) Связана с эмоциональным восприятием окружающих
(?) Направлена на получение трудовых навыков
(?) Проходит в группах пенсионеров
(?) Является основой для получения гражданства
406. Институт социализации это…
(!) Комплекс социальных норм в определенной сфере жизни общества, которые интернализирует личность
(?) Система комплексов формальных упражнений
(?) Ролевой комплекс, предлагаемый для освоения личностью
407. Культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, привычки, которые могут быть переданы другим поколениям, сохраняясь в течение длительного времени, — это:
408. Что является основой социализации в символическом интеракционизме?
409. К сферам, в которых происходит социализация личности не относят:
410. Под интернализацией социальных норм понимают:
(!) Процесс, в котором социальные нормы внедряются в структуру личности, начинают восприниматься как собственные
(?) Процесс отчуждения социальных норм
(?) Процесс формирования социальных норм
(?) Процесс обмена социальными нормами
411. Что не является фактором развития личности:
412. В дополнение к теории Дж. Мида концепцию «значимого другого» разработал:
413. Процесс усвоения новых знаний, ценностей, стандартов поведения вместо устаревших либо не приемлемых в данной конкретной социальной среде называется:
414. В процессе социализации индивиды приобретают:
415. Что не включает в себя процесс социализации:
(?) Научения навыкам социального взаимодействия
416. Самосознание личности не включает в себя компонент:
(?) Познавательный (знание себя)
(?) Эмоциональный (оценка себя)
(?) Поведенческий (отношение к себе)
(!) Морфогенетический (преобразование себя)
417. В процессе социализации не выделяют стадию:
418. В теории «обобщенного другого» Дж. Мида ключ к развитию самосознания детей лежит в:
(?) Освоении компьютерной техники
(?) Освоении техники боевых искусств
(?) Освоении целинных пространств
419. Характеристикой социальной роли (Т. Парсонс) является:
420. Полномочия социальной роли представляют собой:
(!) Определенный набор прав и обязанностей, который связан с возможностью применения социальных санкций
(?) Навыки, необходимые для выполнения роли
(?) Возможность собственной трактовки исполняемой роли
(?) Эмоции, которыми сопровождается исполнение социальной роли
421. В дополнение к теории Дж. Мида концепцию «значимого другого» разработал:
422. Особенностью религиозной идентичности является:
(!) Принятие религиозной идентичности на основе соотнесения себя с определенной культурой
(?) Незначительность религиозной идентичности по сравнению с другими
(?) Длительный период формирования
423. Социальная идентичность – это …
(!) Осознание своей принадлежности к социальной общности
(?) Переход из одной социальной группы в другую
(?) Понимание мотивов действия других индивидов
(?) Понимание сущности социальных процессов
424. Характеризующие социальную идентичность факторы – это …
425. Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе и бывает:
426. В структуру профессиональной идентичности не входит:
427. К стратегиям преодоления низкой оценки этнической идентичности не относится:
428. Причиной межролевых конфликтов не является:
(?) Несовместимость между ролями в конкретной ситуации
(?) Различные требованиями к выполнению одной и той же роли
(!) Несогласие окружающих со способом выполнения роли
(?) Личность находится в пограничной, маргинальной ситуации
429. К защитным механизмам, с нижающим ролевую напряженность не относится:
430. Проявляя рефлекторную реакцию на воздействие среды, индивид:
431. Социальная идентичность как элемент структуры личности человека, является формой:
432. Ролевое ожидание-ориентацию Т. Парсонс назвал:
433. Ролевое обучение не включает в себя:
(?) Знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности
(!) Умение привлечь к исполнению предписанной роли каскадеров
(?) Приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли
(?) Практическое выполнение ролевых действий
434. Социальный контроль выполняет важнейшую функцию:
435. Исторически возникающее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным и фактически сложившимся нормам, — это:
436. Кто из социологов использовал термин «дегенерация личности»:
437. Основными элементами самоконтроля не выступает:
438. Какие из нижеперечисленных социальных санкций являются примером неформальных позитивных санкций:
(?) Публичное одобрение со стороны властей
(?) Продвижение по служебной лестнице
(?) Отказ в пожатии руки
439. Какая черта не характеризует общепринятую норму:
(?) Члены общества знают данную норму
(?) Члены общества согласны с данной нормой
(?) Члены общества признают ее позитивный характер и руководствуются ею в большинстве случаев
(!) Члены общества вынуждены выполнять данную норму, поскольку она узаконена
440. При каком условии система социальных ценностей реализуется в социальных нормах:
(!) Устойчивость системы социальных ценностей
(?) Критика ценностей членами данного общества
(?) Обязательность к принятию членами общества данных ценностей
(?) Наличие системы социального контроля за принятием данных ценностей
441. Выделите не верный тип приспособления человека к культурным ценностям по Р.Мертону:
442. Признаки аномии:
(!) Нарушение нормативной регуляции поведения индивидов
(?) Появление новых норм и ценностей
443. Э. Дюркгейм определил состояние общества, при котором отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов и образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились, как:
444. Распространённой крайней формой социального контроля является:
445. Какую функцию не выполняют социальные нормы:
(?) Регулируют общий ход социализации
(?) Интегрируют личность в социальное окружение
(?) Служат образцами, эталонами соответствующего поведения
(!) Способствуют росту эффективности государственного управления
446. Социальный контроль в группах и обществе не реализуется через:
447. Основная функция социальных ценностей:
(?) Следовать модным веяниям
(!) Быть мерилом оценок
(?) Служить средством накопления
(?) Быть всеобщим эквивалентом обмена
448. Самоконтроль индивидов за своим социальным поведением:
(?) Усиливается с получением диплома
(?) Уменьшается с приобретением опыта
(?) Одинаков на всем протяжении жизни индивида
(!) Усиливается с возрастом
449. Самым сложным видом социологического анализа, ставящим своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обуславливают распространенность, устойчивость или изменчивость и другие свойственные ему черты, является:
450. Наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации, предполагающим обращение к непосредственному носителю изучаемой проблемы и нацеленным на те ее стороны, которые мало или вообще не поддаются прямому наблюдению, является:
451. Информационная функция социологического исследования заключается в:
(?) выработке практических мер по совершенствованию социальной реальности, эффективного контроля над социальными процессами
(!) получении информации о состоянии и тенденциях развития явлений и процессов общественной жизни, функционирования общностей, групп, отдельных индивидов, их потребностей, мотивов, реального и вербального поведения, общественного мнения
(?) открытии новых знаний о функционировании и развитии общества и его отдельных сфер, о сущности социальных явлений и процессов, роль человека в них
(?) выработке прогнозов изучаемой ситуации
452. Наиболее простым видом социологического анализа, охватывающим, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывающимся на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии является:
453. Согласно определению Г.И. Осадчей, социальная сфера – это:
(!) целостная, постоянно изменяющаяся подсистема общества, устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества
(?) совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов
(?) совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан
454. Социокультурная функция социальной сферы заключается в:
(?) осознанной, целенаправленной деятельности членов общности по поддержанию своей целостности и устойчивости, обеспечению наиболее благоприятных условий для своего существования и развития
(?) достижении согласованности действий людей в обществе
(!) регуляции процессов приобщения человека и различных социальных групп к духовной стороне воспроизводственного процесса, к освоению социально-нравственного потенциала общества
(?) обеспечении социальной помощи и поддержки нетрудоспособным и депривированным слоям общества