Что не является видом помощи в гимнастике
Виды страховки и помощи в гимнастике
В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических упражнений страховка и помощь становятся неотъемлемой частью методики обучения и тренировки на всех этапах подготовки гимнастов и эффективной мерой предупреждения травматизма.
Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов впроцессе выполнения упражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражнения захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.
Различают индивидуальную и групповую страховку. Обе формы страховки применяются на начальных этапах обучения наиболее сложным и рискованным элементам и соединениям. Индивидуальная страховка осуществляется преподавателем или одним из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет необходимые действия. Непременным условием групповой страховки являются четкие действия каждого из страхующих. Надеяться на партнера по обеспечению страховки категорически запрещается.
Наличие разнообразных страховочных средств в большинстве случаев позволяет применять индивидуальную страховку. Групповая страховка применяется реже.
Для обеспечения страховки используются специальные и технические средства. Кспециальным относятся: ладонные накладки — полоски из натуральной (лосевой) кожи, надетые на пальцы и закрепленные ремешком на запястье; лямочные петли и перчатки — используются для обучения размахиванию с большой амплитудой и большим оборотам; поролоновые валики, прокладки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежности страховки; поролоновая яма или система «трамплин — поролоновая яма — батут» — помогает осваивать упражнения со сложными вращениями в безопорной фазе, снижает чувство страха, уменьшает риск получить травму. В целях безопасности батут устанавливают на уровне пола. На его металлическую раму и амортизаторы укладывают маты. К техническим средствам относятся различные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других упражнений; амортизирующий пояс для страховки при разучивании акробатических упражнений и др.
Страховка и помощь тесно взаимосвязаны и на начальных этапах обучения новому упражнению часто подменяют друг друга.
Помощь не только исключает возможность срыва со снаряда, падения, но и является одним из методических приемов обучения. Она способствует созданию правильного представления об изучаемом упражнении, быстрому овладению техникой его исполнения и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других способностей.
Различают следующие виды помощи: проводка — действия тренера, сопровождающие гимнаста по всему упражнению или отдельной его части, фазе; фиксация — задержка гимнаста педагогом в определенной точке движения; подталкивание — кратковременная помощь при перемещении гимнаста снизу вверх; поддержка — кратковременная помощь при перемещении гимнаста сверху вниз; подкрутка — кратковременная помощь гимнасту при выполнении поворотов; комбинированные приемы — использование различных приемов, применяемых одновременно и последовательно; серийные приемы — используются в соответствии с построением комбинации: подталкивание — поддержка, поддержка — подталкивание, подкрутка — подталкивание и т.д.
По мере овладения упражнением степень приложения физических усилий педагогом уменьшается, а затем прекращается вовсе и заменяется страховкой. Помощью и страховкой нельзя злоупотреблять, в противном случае можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, решительных и смелых действий. Надо добиваться от них самостоятельного выполнения упражнений.
При осуществлении страховки необходимо: знать технику исполняемого упражнения; уметь быстро и правильно выбирать место для страховки; применять правильные способы и приемы страховки и помощи; учитывать индивидуальные особенности учеников (физическую, техническую и психологическую подготовленность, способности); на месте страховки стоять устойчиво, по возможности ближе к выполняющему упражнение, но в то же в Ремя не мешая ему. Нельзя пользоваться неустойчивыми подставками, с которых осуществляется страховка, ставить на страховку лиц, не подготовленных для этого. Выбор приемов страховки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и степени технической подготовленности обучаемого.
При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в Предотвращении травм приобретает самостраховка — умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Для предотвращения возможной травмы можно прекратить выполнение упражнения или изменить его, создать дополнительную опору, перехватить руками, сделать соскок и др. Очень важно научить занимающихся правильно приземляться во время падения. Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнений и совершенствования их исполнения.
Виды страховки и помощи при обучении гимнастическим упражнениям. Требования к страхующему.
При исполнении некоторых упражнений, преимущественно переворотов, сальто, отдельных соскоков со снарядов, преподавателю трудно оказывать непосредственную помощь и страховку, используя захваты руками. В этих случаях обычно применяют пояс для страховки.
Правильно применяемую помощь, которая одновременно служит надежной страховкой, следует рассматривать как основной метод обучения акробатическим упражнениям, упражнениям на снарядах и опорным прыжкам.
Собственно страховкой называется непосредственная поддержка обучаемого преподавателем в случае падения, срыва или нарушения правильной формы упражнения. Страховка осуществляется специальными приемами и зависит от содержания упражнения. Внимательное наблюдение за исполнением упражнения позволяет своевременно заметить отклонения от правильного исполнения упражнения и приготовиться к страховке или прекратить выполнение упражнения.
Страхующий должен стоять у места возможного падения. Чтобы правильно выбрать место для страховки, надо знать технику выполняемого упражнения. Страхующий обязан не ослаблять своего внимания до полного окончания упражнения; часто бывает, что гимнаст получает травму уже после приземления в результате потери равновесия.
Основным приемом страховки служит захват обучаемого за руку – одной рукой за запястье, другой под плечо. Этот прием нельзя считать универсальным, так как различные обстоятельства падения и различная техника упражнений определяют и способ захвата. Приемы страховки зависят также от индивидуальных особенностей страхующего и обучаемого – рост, физическая сила, сложившаяся привычка, быстрота реакции и т. п.
Страховка и помощь
Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют не только успешно решать задачи овладения техникой гимнастических упражнений, но и избегать травм.
Под страховкой понимают готовность преподавателя своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки.
В отличие от страховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, «проводку» занимающегося по траектории исполняемого упражнения.
Страховка и помощь имеют немаловажное значение особенно при выполнении рискованных движений.
При освоении техники различных гимнастических упражнений физическая помощь способствует формированию у занимающихся четких двигательных представлений.
Основные разновидности помощи:
· «Проводка» по движению;
· Кратковременная помощь в наиболее трудной части движения;
· Поддержка в статических положениях.
При осуществлении «проводки» преподаватель должен приложить усилия, которые бы не подменяли действия самого ученика.
Кратковременная физическая помощь (подталкивание) оказывается по ходу исполнения отдельных фаз движения.
Поддержка осуществляется, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях.
По мере совершенствования техники исполнения упражнений степень помощи и поддержки уменьшается, а затем прекращается вообще.
В занятиях по гимнастике широко применяются пояса для страховки (лонжи), поролоновые маты и ямы с поролоном, а также другие технические средства.
Следует, однако, предостеречь от чрезмерного злоупотребления применением этих средств, так как это нередко лишает ученика уверенности.
Умелое и своевременное использование приемов помощи и страховки сокращает сроки обучения и помогает занимающимся преодолевать психологический барьер (страх).
При самостоятельном выполнении упражнения решающее значение приобретает самостраховка.
Преподаватель должен обучать учеников правилам самостраховки.
Для обеспечения надежной страховки преподаватель обязан:
1. Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;
2. Умело использовать разновидности страховки, не мешая гимнасту выполнять упражнения;
3. Знать индивидуальные особенности учеников.
Обучение приемам страховки и помощи
Параллельно с освоением техники гимнастических упражнений занимающиеся должны изучать под руководством преподавателя приемы физической помощи и страховки. При этом нельзя забывать, что буквально каждое упражнение гимнастики имеет свои специфические особенности страховки, свои места безопасности, а также приемы самостраховки.
Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 270 | Нарушение авторских прав
Страховка и помощь в гимнастике
Безопасность занятий гимнастикой зависит от ряда мер, применяемых преподавателем и самими студентами. Наряду с правильной подготовкой места занятий и снарядов, инвентаря должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы, требования к организации и методике обучения упражнениям, к поведению занимающихся в зале.
Для предупреждения травматизма и достижения лучших результатов в процессе занятий необходимо соблюдать следующие правила:
бережно обращаться с оборудованием и инвентарем, правильно готовить их к занятиям и затем убирать;
аккуратно обращаться с магнезией, после каждого занятия убирать зал;
находиться в зале (на гимнастической площадке) только в гимнастических костюмах и тапочках;
во время занятий точно выполнять указания преподавателя, помогать товарищам;
изучить правила безопасности и приемы страховки, самостраховки, выполнять упражнения, заданные преподавателем;
входить в зал и уходить из него, только получив разрешение преподавателя;
при выполнении упражнений использовать подводящие упражнения, облегчающие освоение упражнений, разучиваемых на данном занятии.
Неуклонное выполнение указанных правил и систематическая воспитательная работа преподавателя способствуют улучшению учебного процесса и предупреждению травм. Важную роль в этом играет также физическая помощь при овладении упражнениями, страховка и самостраховка.
Страховка— это готовность преподавателя или партнёра (учащегося) своевременно поддержать исполнителя упражнения при какой-то его ошибке в технике движения, которая может привести к неудаче, падению.
Проводка(по движению) способствует точному выполнению упражнения исполнителем, не стесняя его движений, но вместе
с тем предохраняя при неудаче в технике выполнения упражнения.
Самостраховка— умение самого учащегося находить нужный выход из создавшейся ситуации (при ошибке в технике выполнения упражнения, возможном срыве со снаряда и т.д.) и избежать падения или травмы.
Страховку и помощь студенты осваивают одновременно с разучиванием гимнастических упражнений.
Контрольные вопросы:
1. Занятия какими видами физических упражнений объединяет гимнастика?
2. Когда впервые начали проводиться соревнования по гимнастическим видам спорта?
3. С какого момента берет начало современная история гимнастики?
4. Назовите основные этапы развития отечественной гимнастики.
5. Кого из выдающихся отечественных гимнастов Вы знаете?
6. Охарактеризуйте спортивные виды гимнастики.
7. Каковы общие принципы спортивной тренировки?
8. Какие гимнастические упражнения используются в вузовской программе по физической культуре?
9. Каким видам гимнастики, по Вашему мнению, следует отдавать предпочтение при занятиях оздоровительной физической культурой?
10. Как часто в неделю следует тренироваться и сколько времени, чтобы тренировка была достаточно эффективной?
11. Как организуются занятия по гимнастике?
12. Что такое гимнастическая терминология?
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
4.1. Краткая историческая справка
Спортивным ориентированием начали заниматься уже в середине XIX века в шведской армии, однако первые соревнования
по ориентированию для гражданского населения в Швеции были организованы только в 1901 году. Поэтому родиной спортивного ориентирования считается Норвегия, где летом 1897 года были проведены первые в мире официальные соревнования по ориентированию для гражданского населения. Спортивное ориентирование называли в то время «кроссом с ориентированием».
Стремительное развитие ориентирования в Скандинавии
не могло не повлиять на спортивное движение в других европейских странах, в первую очередь прибалтийских. Так, в Эстонии первые соревнования по ориентированию состоялись в 1920 году (132. ).
В двадцатых годах ориентирование, в рамках рабочего спортивного движения, развивается в Германии. Быстро формировалось ориентирование в Венгрии и Дании, где первые национальные чемпионаты были разыграны соответственно в 1935 и 1937 годах.
После второй мировой войны начинается новый этап в истории спортивного ориентирования.
В 1946 году был создан Совет спортивного ориентирования Северных стран, объединяющий Швецию, Норвегию, Финляндию
и Данию. С 1947 года и по настоящее время регулярно, через год, стали проводиться первенства Северных стран, были унифицированы правила соревнований.
В 50-60-х годах спортивным ориентированием стали активно заниматься в Швейцарии, Англии, Германии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Румынии, Советском Союзе.
В 1961 году на учредительном конгрессе в Копенгагене была создана Международная федерация по спортивному ориентированию (ИОФ), которая объединила федерации одиннадцати государств. В 1962 году в Норвегии был проведен первый чемпионат Европы по спортивному ориентированию, а с 1966 года регулярно проводятся чемпионаты мира.
Первые отечественные соревнования по ориентированию были проведены летом 1963 года в окрестностях города Ужгорода. Именно с этого года ведется официальный отсчет истории спортивного ориентирования в нашей стране. Лучшими ориентировщиками оказались в то время представители Прибалтийских республик, Ленинграда и Москвы.
Летом 1986 года федерация спортивного ориентирования нашей страны была принята в Международную федерацию, став тридцать третьим членом ИОФ. Вступление в Международную федерацию по спортивному ориентированию и получение возможности участвовать в чемпионатах мира и Европы предъявило более высокие требования к совершенствованию всей системы подготовки отечественных спортсменов-ориентировщиков.
4.2. Общая характеристика соревновательной деятельности
в спортивном ориентировании
Соревновательная деятельность в спортивном ориентировании характеризуется не только большими физическими нагрузками, связанными с бегом по пересеченной местности, но и напряженной мыслительной деятельностью, включающей комплекс операций и процессов, обеспечивающих целенаправленное передвижение по незнакомой местности с использованием спортивной карты и компаса.
Существенное влияние на уровень соревновательной деятельности в ориентировании имеет способность к продуктивной мыслительной деятельности на фоне интенсивного бега.
Физиологический фон соревновательной деятельности в спортивном ориентировании в целом сходен с другими видами спорта, где выносливость является определяющим фактором физической подготовленности. Тренировка ориентировщиков также создана
по образцу видов спорта, развивающих выносливость. Меняющийся и, как правило, неровный грунт, а также особые технические действия, регулирующие скорость бега, являются примером тех факторов, которые придают ориентированию только ему присущие черты. Длительность соревнований по ориентированию составляет в среднем 70 минут у женщин и 90 минут у мужчин. Соревнования по спортивному ориентированию проводятся на протяженных
и сложных по рельефу местности дистанциях с перепадом высот до 800 м и длиной от 6-9 до 13-22 км.
Практически все время на дистанции занимает бег по пересеченной местности с различным рельефом и состоянием грунта.
При этом бег по дорогам и просекам, как правило, составляет небольшую часть трассы. Основную же часть спортсмены пробегают по лесу, через завалы, овраги, по болотам и высокотравью.
Средняя скорость движения ориентировщика по трассе соревнований зависит не только от его подготовленности, но и от характера местности, точности карты, погодных условий, техники бега. Неровность и мягкость грунта, рельеф и проходимость местности являются примерами тех факторов, которые предъявляют многосторонние требования к технике бега ориентировщика.
Спортивная карта, с которой работает ориентировщик, должна быть точной, объективной, с хорошим полиграфическим качеством и служить залогом спортивной справедливости.
Скорость бега ориентировщика заметно меняется в зависимости от характера местности. В Норвегии были проведены измерения скорости на различных участках местности (453). Скорость бега (мин/км) менялась следующим образом:
Влияние перепадов высот на скорость ориентировочного бега довольно заметное. Так, при беге под уклон скорость уменьшается только на крутых склонах. Однако при беге в гору падение скорости примерно пропорционально крутизне подъема. Это необходимо учитывать при выборе варианта движения.
Время, затраченное на прохождение дистанции, можно разделить на три составляющие: время истинного перемещения по трассе («чистый бег»), время технических остановок (отметки на КП)
и время на ориентирование. По наблюдениям ученых, мастера спорта, находящиеся в хорошей спортивной форме, затрачивают на бег 95% времени прохождения дистанции.
Важное место для обеспечения эффективной соревновательной деятельности имеет техническая подготовка, под которой в спортивном ориентировании понимают совокупность навыков обращения
с картой и компасом, приемов выбора путей движения между контрольными пунктами, отработку способов быстрого “взятия” этих пунктов. При помощи техники ориентирования спортсмен управляет своим передвижением и регулирует скорость, что в большинстве видов спорта называют тактикой соревновательной деятельности.
Специалисты выделяют следующие элементы техники ориентирования: чтение карты, слежение за местностью, работа с компасом, контроль расстояния, отметка на контрольных пунктах.
4.3. Содержание и методика физической подготовки
спортсменов-ориентировщиков
В спортивном ориентировании, как и в других видах спорта, различают общую и специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка (ОФП) ориентировщика ставит своей целью всестороннее развитие спортсмена. Средствами ее служат самые разнообразные физические упражнения: кроссовый бег, гимнастика, упражнения на гибкость, координацию, с отягощениями и без них, спортивные игры, плавание, лыжные гонки, гребля и др. Задачи специальной физической подготовки (СФП) в спортивном ориентировании заключаются в совершенствовании физических качеств, наиболее характерных для этого вида спорта: специальной
и силовой выносливости, координационных способностей. Средствами СФП являются: бег на тренировочных и соревновательных трассах с ориентированием, легкоатлетические кроссы, беговые
и специально-подготовительные упражнения, направленные на избирательное развитие функциональных систем и групп мышц, участвующих в проявлении выносливости, силы, быстроты, ловкости.
Исследователи в нашей стране, Швеции, Чехословакии проводили оценки соотношения объемов технической и физической подготовки на различных стадиях занятий спортивным ориентированием. Их результаты оказались достаточно сходными и указывают на то, что с повышением спортивного мастерства соотношение между этими двумя видами подготовки систематически изменяются
в пользу физической подготовки (табл. 3).
Тренировочная деятельность ориентировщика характеризуется выполнением большого объема бега, продолжительного в аэробном режиме. В этом отношении здесь много общего с легкоатлетическим кроссовым бегом и бегом на длинные дистанции. Согласно вышесказанному, для достижения высоких результатов в ориентировании необходима разносторонняя физическая подготовка, в которой главным физическим качеством, обусловливающим результат, является выносливость, что требует использования высоких по объему тренировочных нагрузок.
Соотношение времени, рекомендуемого для технической и физической подготовки ориентировщиков различных категорий (в %)
Возрастная категория | Спортивная категория | Техническая подготовка | Физическая подготовка |
Дети | Новички | ||
Разрядники | |||
Взрослые | Новички | ||
Разрядники | |||
Мастера спорта |
Контрольные вопросы:
1. Расскажите кратко историю развития спортивного ориентирования.
2. Перечислите виды спортивного ориентирования.
3. Назовите компоненты, необходимые для прохождения дистанции в спортивном ориентировании.
4. Особенности общей физической подготовки в спортивном ориентировании.
5. Особенности специальной физической подготовки в спортивном ориентировании.
6. Какова сущность интеллектуальной деятельности в спортивном ориентировании?
Список литературы
19. Книга тренера по легкой атлетике. / Под ред. Л.С. Хоменкова. – М., 1987.- 452 с.
Страховка и помощь при занятиях гимнастикой.
Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют не только успешно решать задачи овладения техникой гимнастических упражнений, но и избегать травм.
Под страховкой понимают готовность преподавателя своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки.
В отличие от страховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, «проводку» занимающегося по траектории исполняемого упражнения.
Страховка и помощь имеют немаловажное значение особенно при выполнении рискованных движений.
Основные разновидности помощи: «Проводка» по движению; кратковременная помощь в наиболее трудной части движения;Поддержка в статических положениях.
При осуществлении «проводки» преподаватель должен приложить усилия, которые бы не подменяли действия самого ученика.
Кратковременная физическая помощь (подталкивание) оказывается по ходу исполнения отдельных фаз движения.
Поддержка осуществляется, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях.
По мере совершенствования техники исполнения упражнений степень помощи и поддержки уменьшается, а затем прекращается вообще.
В занятиях по гимнастике широко применяются пояса для страховки (лонжи), поролоновые маты и ямы с поролоном, а также другие технические средства.
Следует, однако, предостеречь от чрезмерного злоупотребления применением этих средств, так как это нередко лишает ученика уверенности.
Умелое и своевременное использование приемов помощи и страховки сокращает сроки обучения и помогает занимающимся преодолевать психологический барьер (страх).
При самостоятельном выполнении упражнения решающее значение приобретает самостраховка.Преподаватель должен обучать учеников правилам самостраховки.
Для обеспечения надежной страховки преподаватель обязан:
Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;
Умело использовать разновидности страховки, не мешая гимнасту выполнять упражнения;
Знать индивидуальные особенности учеников.
Обучение приемам страховки и помощи
Параллельно с освоением техники гимнастических упражнений занимающиеся должны изучать под руководством преподавателя приемы физической помощи и страховки. При этом нельзя забывать, что буквально каждое упражнение гимнастики имеет свои специфические особенности страховки, свои места безопасности, а также приемы самостраховки.
10. Этапы обучения двигательному действию.
знакомство с терминологическим названием упражнения;
изучение наглядных пособий;
демонстрация техники выполнения упражнения;
выполнение пробных попыток.
Уточнение представления об упражнении
Самоконтроль гимнаста впроцессе обучения.
Устранение ошибок в технике исполнения упражнений.
Закрепление и совершенствование двигательного навыка.
11. Методы обучения двигательным действиям.
метод целостного упражнения,который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. Его применяют при освоении несложных по технике элементов и соединений и в случаях, когда разучиваемое упражнение не поддается расчленению на относительно самостоятельные движения без существенного искажения его основной структуры. В этом случае можно облегчить условия выполнения упражнения путем оказания помощи и страховки, уменьшения высоты снаряда, упрощения исходного и конечного положения (например, подъем махом вперед из упора на руках легче выполнить, когда жерди находятся наклонно), использования тренажеров и дополнительных средств (поролоновых матов, комбинированных снарядов и т. п.).
Разновидностью метода целостного разучивания упражнения является метод подводящих упражнений.Он заключается в целостном выполнении ранее изученных, самостоятельных и структурно сходных с новым упражнений. Например, подводя-щим упражнением для обучения подъему махом вперед из упора на руках на брусьях может быть подъем махом вперед из упора на предплечьях. В то же время подъем махом вперед из упора на руках может служить подводящим упражнением для освоения подъема махом вперед на кольцах.
Вторым основным методом в обучении гимнастическим упражнениям является метод расчлененного разучивания,который предусматривает временное расчленение двигательного действия на составные части (относительно самостоятельные движения) для поочередного их освоения с последующим соединением этих частей в целостное упражнение, что обеспечивает доступность обучения упражнению. Так, например, при обучении перевороту в сторону вначале можно обучить выходу в стойку на руках махом одной и толчком другой, затем переходу из стойки на руках в стойку ноги врозь, после этого соединить эти части и выполнить переворот в целом. Этим же методом широко пользуются при обучении гимнастическим упражнениям средней и повышенной трудности, а также при овладении гимнастическими соединениями и комбинациями.
При освоении некоторых упражнений, особенно опорных прыжков, используется разновидность метода расчлененного разучивания — метод решения частных двигательных задач.Он отличается от первого тем, что в этом случае подбирается серия учебных заданий, содержащих компоненты техники основного упражнения. метод программированного обучения,для осуществления которого предварительно разрабатывается обучающая программа, в которой предусматривается проверка исходного состояния учащихся (готовность к выполнению нового упражнения: наличие соответствующих физических качеств, двигательной базы и т. п.), серия учебных заданий, определение порядка перехода от одного задания к другому.
Метод стандартногоупражнения характеризуется многократным самостоятельным выполнением освоенного упражнения.
Метод переменного упражненияпредполагает создание изменяющихся условий, например выполнение освоенного элемента в соединении с ранее изученным, непривычное расположение снарядов и т. п.
Игровой и соревновательный методыподразумевают соперничество учеников между собой за достижение определенного результата. В этом случае полезными могут оказаться такие задания, как выполнение освоенного элемента на количество раз, на точность, на оценку.
12. Правила записи ОРУ.
Краткая и точная запись гимнастических упражнений имеет важное значение для их понимания. В зависимости от цели применяют ту или иную форму записи: обобщенную, конкретную, сокращенную, графическую или их сочетания.
Терминологическая запись гимнастических упражнений осуществляется по правилам, изложенным выше, и установленным формам.
Запись общеразвиваюших упражнений.При записи отдельного движения надо указывать:
1. Исходное положение, из которого начинается движение.
2. Название движения (наклон, поворот, мах, присед, выпад и др.)
3. Направление (вправо, назад и т.п.).
4. Конечное положение (если необходимо).
При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать то же, что и при записи отдельного движения, но сначала основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами), а затем остальные движения.
1. Сгибая правую, наклон влево, руки вверх.
Несколько движений, выполняемых неодновременно (хотя бы и на один счет), записываются в той последовательности, в которой они протекают.
1. С поворотом налево, правая сзади на носке, дугой книзу правую руку вперед.
2. Стать на правое колено, руки вверх, голову наклонить назад.
Если движение сочетается с другим движением (не на всем протяжении), но выполненным слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и».
Если же движение совмещается (в данном примере наклон и поворот выполняются одновременно), то следует применять предлог «с».
Когда движение выполняется не в обычном стиле, то это должно быть отражено в записи.
Например: Руки плавно вперед, кисти расслаблены.
Характеристика и классификация ОРУ. Требования к составлению комплекса ОРУ.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРУ
Количество различных ОРУ бесконечно, поэтому ориентироваться в них и полнее представить себе их характеристики помогает классификация по анатомическому признаку:
упражнения для рук и плечевого пояса;
упражнения для мышц шеи;
упражнения для ног и тазового пояса;
упражнения для туловища;
упражнения для всего тела.
Конечно, следует отметить, что это деление условное и можно говорить лишь о преимущественном воздействии упражнений на соответствующие мышечные группы, так как при выполнении многих упражнений, предназначенных для одной части тела, участвует значительное число и других мышц. Кроме того, в зависимости от методической направленности все они могут быть связаны с развитием отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и др.), свойств психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.), повышением функционального уровня систем организма (упражнения для тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов).
14. Поточное проведение ОРУ. Метод круговой тренировки.
Поточный способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность центральной нервной системы и внимание учащихся. Способ рекомендуется учащимся среднего и старшего возраста (V-IX и X-XI классы). При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования:
во-первых, упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены и проведены раздельным способом;
во-вторых, переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны;
в-третьих, поточный способ требует обязательного музыкального сопровождения.
в-четвертых, в комплекс должны подбираться такие упражнения, выполнение которых не затрудняло бы видение следующих упражнений (либо подобные упражнения могут использоваться в конце комплекса);
в-пятых, все упражнения в комплексе должны выполняться в одном темпе и ритме;
в-шестых, перед проведением комплекса занимающимся следует указать в какую сторону и с какой руки, ноги выполнять упражнение
Три варианта проведения поточным способом:
1. Выполнение упражнений с использованием показа следующего упражнения и одновременным повторением упражнения учениками за преподавателем.
Круговой способ предусматривает последовательное выполнение упражнений с различной целевой направленностью в составе небольшой группы.
На одном рабочем месте (станции) могут выполняться упражнения:
· для развития координации движений,
· на другом — для развития равновесия на уменьшающейся площади опоры,
· на третьем — гибкости,
· на четвертом — мышечной силы,
· на пятом — быстроты двигательных действий,
· на шестом — выносливости к мышечной работе и др.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).