Что не является видом помощи при выполнении упражнения в гимнастике

Виды страховки и помощи в гимнастике

В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических уп­ражнений страховка и помощь становятся неотъемлемой частью методики обучения и тренировки на всех этапах подготовки гим­настов и эффективной мерой предупреждения травматизма.

Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов впроцессе выполнения уп­ражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражне­ния захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.

Различают индивидуальную и групповую страховку. Обе фор­мы страховки применяются на начальных этапах обучения наибо­лее сложным и рискованным элементам и соединениям. Индиви­дуальная страховка осуществляется преподавателем или одним из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет необходимые действия. Непре­менным условием групповой страховки являются четкие действия каждого из страхующих. Надеяться на партнера по обеспечению страховки категорически запрещается.

Наличие разнообразных страховочных средств в большинстве случаев позволяет применять индивидуальную страховку. Группо­вая страховка применяется реже.

Для обеспечения страховки используются специальные и тех­нические средства. Кспециальным относятся: ладонные наклад­ки — полоски из натуральной (лосевой) кожи, надетые на паль­цы и закрепленные ремешком на запястье; лямочные петли и пер­чатки — используются для обучения размахиванию с большой амплитудой и большим оборотам; поролоновые валики, проклад­ки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежно­сти страховки; поролоновая яма или система «трамплин — поро­лоновая яма — батут» — помогает осваивать упражнения со слож­ными вращениями в безопорной фазе, снижает чувство страха, уменьшает риск получить травму. В целях безопасности батут уста­навливают на уровне пола. На его металлическую раму и аморти­заторы укладывают маты. К техническим средствам относятся различные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других уп­ражнений; амортизирующий пояс для страховки при разучива­нии акробатических упражнений и др.

Страховка и помощь тесно взаимосвязаны и на начальных эта­пах обучения новому упражнению часто подменяют друг друга.

Помощь не только исключает возможность срыва со снаряда, падения, но и является одним из методических приемов обучения. Она способствует созданию правильного представления об изуча­емом упражнении, быстрому овладению техникой его исполне­ния и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других спо­собностей.

Различают следующие виды помощи: проводка — действия тре­нера, сопровождающие гимнаста по всему упражнению или от­дельной его части, фазе; фиксация — задержка гимнаста педаго­гом в определенной точке движения; подталкивание — кратковре­менная помощь при перемещении гимнаста снизу вверх; поддерж­ка — кратковременная помощь при перемещении гимнаста сверху вниз; подкрутка — кратковременная помощь гимнасту при вы­полнении поворотов; комбинированные приемы — использование различных приемов, применяемых одновременно и последователь­но; серийные приемы — используются в соответствии с построени­ем комбинации: подталкивание — поддержка, поддержка — под­талкивание, подкрутка — подталкивание и т.д.

По мере овладения упражнением степень приложения физи­ческих усилий педагогом уменьшается, а затем прекращается вов­се и заменяется страховкой. Помощью и страховкой нельзя зло­употреблять, в противном случае можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, решительных и смелых действий. Надо добиваться от них самостоятельного выполнения упражнений.

При осуществлении страховки необходимо: знать технику ис­полняемого упражнения; уметь быстро и правильно выбирать ме­сто для страховки; применять правильные способы и приемы стра­ховки и помощи; учитывать индивидуальные особенности учени­ков (физическую, техническую и психологическую подготовлен­ность, способности); на месте страховки стоять устойчиво, по возможности ближе к выполняющему упражнение, но в то же в Ремя не мешая ему. Нельзя пользоваться неустойчивыми под­ставками, с которых осуществляется страховка, ставить на стра­ховку лиц, не подготовленных для этого. Выбор приемов страхов­ки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и сте­пени технической подготовленности обучаемого.

При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в Предотвращении травм приобретает самостраховка — умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Для предотвра­щения возможной травмы можно прекратить выполнение упраж­нения или изменить его, создать дополнительную опору, пере­хватить руками, сделать соскок и др. Очень важно научить занима­ющихся правильно приземляться во время падения. Навыки само­страховки приобретаются в процессе изучения упражнений и со­вершенствования их исполнения.

Источник

Страховка и помощь в гимнастике

Безопасность занятий гимнастикой зависит от ряда мер, применяемых преподавателем и самими студентами. Наряду с правильной подготовкой места занятий и снарядов, инвентаря должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы, требования к организации и методике обучения упражнениям, к поведению занимающихся в зале.

Для предупреждения травматизма и достижения лучших результатов в процессе занятий необходимо соблюдать следующие правила:

бережно обращаться с оборудованием и инвентарем, правильно готовить их к занятиям и затем убирать;

аккуратно обращаться с магнезией, после каждого занятия убирать зал;

находиться в зале (на гимнастической площадке) только в гимнастических костюмах и тапочках;

во время занятий точно выполнять указания преподавателя, помогать товарищам;

изучить правила безопасности и приемы страховки, самостраховки, выполнять упражнения, заданные преподавателем;

входить в зал и уходить из него, только получив разрешение преподавателя;

при выполнении упражнений использовать подводящие упражнения, облегчающие освоение упражнений, разучиваемых на данном занятии.

Неуклонное выполнение указанных правил и систематическая воспитательная работа преподавателя способствуют улучшению учебного процесса и предупреждению травм. Важную роль в этом играет также физическая помощь при овладении упражнениями, страховка и самостраховка.

Страховка— это готовность преподавателя или партнёра (учащегося) своевременно поддержать исполнителя упражнения при какой-то его ошибке в технике движения, которая может привести к неудаче, падению.

Проводка(по движению) способствует точному выполнению упражнения исполнителем, не стесняя его движений, но вместе
с тем предохраняя при неудаче в технике выполнения упражнения.

Самостраховка— умение самого учащегося находить нужный выход из создавшейся ситуации (при ошибке в технике выполнения упражнения, возможном срыве со снаряда и т.д.) и избежать падения или травмы.

Страховку и помощь студенты осваивают одновременно с разучиванием гимнастических упражнений.

Контрольные вопросы:

1. Занятия какими видами физических упражнений объединяет гимнастика?

2. Когда впервые начали проводиться соревнования по гимнастическим видам спорта?

3. С какого момента берет начало современная история гимнастики?

4. Назовите основные этапы развития отечественной гимнастики.

5. Кого из выдающихся отечественных гимнастов Вы знаете?

6. Охарактеризуйте спортивные виды гимнастики.

7. Каковы общие принципы спортивной тренировки?

8. Какие гимнастические упражнения используются в вузовской программе по физической культуре?

9. Каким видам гимнастики, по Вашему мнению, следует отдавать предпочтение при занятиях оздоровительной физической культурой?

10. Как часто в неделю следует тренироваться и сколько времени, чтобы тренировка была достаточно эффективной?

11. Как организуются занятия по гимнастике?

12. Что такое гимнастическая терминология?

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

4.1. Краткая историческая справка

Спортивным ориентированием начали заниматься уже в середине XIX века в шведской армии, однако первые соревнования
по ориентированию для гражданского населения в Швеции были организованы только в 1901 году. Поэтому родиной спортивного ориентирования считается Норвегия, где летом 1897 года были проведены первые в мире официальные соревнования по ориентированию для гражданского населения. Спортивное ориентирование называли в то время «кроссом с ориентированием».

Стремительное развитие ориентирования в Скандинавии
не могло не повлиять на спортивное движение в других европейских странах, в первую очередь прибалтийских. Так, в Эстонии первые соревнования по ориентированию состоялись в 1920 году (132. ).
В двадцатых годах ориентирование, в рамках рабочего спортивного движения, развивается в Германии. Быстро формировалось ориентирование в Венгрии и Дании, где первые национальные чемпионаты были разыграны соответственно в 1935 и 1937 годах.

После второй мировой войны начинается новый этап в истории спортивного ориентирования.

В 1946 году был создан Совет спортивного ориентирования Северных стран, объединяющий Швецию, Норвегию, Финляндию
и Данию. С 1947 года и по настоящее время регулярно, через год, стали проводиться первенства Северных стран, были унифицированы правила соревнований.

В 50-60-х годах спортивным ориентированием стали активно заниматься в Швейцарии, Англии, Германии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Румынии, Советском Союзе.

В 1961 году на учредительном конгрессе в Копенгагене была создана Международная федерация по спортивному ориентированию (ИОФ), которая объединила федерации одиннадцати государств. В 1962 году в Норвегии был проведен первый чемпионат Европы по спортивному ориентированию, а с 1966 года регулярно проводятся чемпионаты мира.

Первые отечественные соревнования по ориентированию были проведены летом 1963 года в окрестностях города Ужгорода. Именно с этого года ведется официальный отсчет истории спортивного ориентирования в нашей стране. Лучшими ориентировщиками оказались в то время представители Прибалтийских республик, Ленинграда и Москвы.

Летом 1986 года федерация спортивного ориентирования нашей страны была принята в Международную федерацию, став тридцать третьим членом ИОФ. Вступление в Международную федерацию по спортивному ориентированию и получение возможности участвовать в чемпионатах мира и Европы предъявило более высокие требования к совершенствованию всей системы подготовки отечественных спортсменов-ориентировщиков.

4.2. Общая характеристика соревновательной деятельности
в спортивном ориентировании

Соревновательная деятельность в спортивном ориентировании характеризуется не только большими физическими нагрузками, связанными с бегом по пересеченной местности, но и напряженной мыслительной деятельностью, включающей комплекс операций и процессов, обеспечивающих целенаправленное передвижение по незнакомой местности с использованием спортивной карты и компаса.

Существенное влияние на уровень соревновательной деятельности в ориентировании имеет способность к продуктивной мыслительной деятельности на фоне интенсивного бега.

Физиологический фон соревновательной деятельности в спортивном ориентировании в целом сходен с другими видами спорта, где выносливость является определяющим фактором физической подготовленности. Тренировка ориентировщиков также создана
по образцу видов спорта, развивающих выносливость. Меняющийся и, как правило, неровный грунт, а также особые технические действия, регулирующие скорость бега, являются примером тех факторов, которые придают ориентированию только ему присущие черты. Длительность соревнований по ориентированию составляет в среднем 70 минут у женщин и 90 минут у мужчин. Соревнования по спортивному ориентированию проводятся на протяженных
и сложных по рельефу местности дистанциях с перепадом высот до 800 м и длиной от 6-9 до 13-22 км.

Практически все время на дистанции занимает бег по пересеченной местности с различным рельефом и состоянием грунта.
При этом бег по дорогам и просекам, как правило, составляет небольшую часть трассы. Основную же часть спортсмены пробегают по лесу, через завалы, овраги, по болотам и высокотравью.

Средняя скорость движения ориентировщика по трассе соревнований зависит не только от его подготовленности, но и от характера местности, точности карты, погодных условий, техники бега. Неровность и мягкость грунта, рельеф и проходимость местности являются примерами тех факторов, которые предъявляют многосторонние требования к технике бега ориентировщика.

Спортивная карта, с которой работает ориентировщик, должна быть точной, объективной, с хорошим полиграфическим качеством и служить залогом спортивной справедливости.

Скорость бега ориентировщика заметно меняется в зависимости от характера местности. В Норвегии были проведены измерения скорости на различных участках местности (453). Скорость бега (мин/км) менялась следующим образом:

Влияние перепадов высот на скорость ориентировочного бега довольно заметное. Так, при беге под уклон скорость уменьшается только на крутых склонах. Однако при беге в гору падение скорости примерно пропорционально крутизне подъема. Это необходимо учитывать при выборе варианта движения.

Время, затраченное на прохождение дистанции, можно разделить на три составляющие: время истинного перемещения по трассе («чистый бег»), время технических остановок (отметки на КП)
и время на ориентирование. По наблюдениям ученых, мастера спорта, находящиеся в хорошей спортивной форме, затрачивают на бег 95% времени прохождения дистанции.

Важное место для обеспечения эффективной соревновательной деятельности имеет техническая подготовка, под которой в спортивном ориентировании понимают совокупность навыков обращения
с картой и компасом, приемов выбора путей движения между контрольными пунктами, отработку способов быстрого “взятия” этих пунктов. При помощи техники ориентирования спортсмен управляет своим передвижением и регулирует скорость, что в большинстве видов спорта называют тактикой соревновательной деятельности.

Специалисты выделяют следующие элементы техники ориентирования: чтение карты, слежение за местностью, работа с компасом, контроль расстояния, отметка на контрольных пунктах.

4.3. Содержание и методика физической подготовки
спортсменов-ориентировщиков

В спортивном ориентировании, как и в других видах спорта, различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) ориентировщика ставит своей целью всестороннее развитие спортсмена. Средствами ее служат самые разнообразные физические упражнения: кроссовый бег, гимнастика, упражнения на гибкость, координацию, с отягощениями и без них, спортивные игры, плавание, лыжные гонки, гребля и др. Задачи специальной физической подготовки (СФП) в спортивном ориентировании заключаются в совершенствовании физических качеств, наиболее характерных для этого вида спорта: специальной
и силовой выносливости, координационных способностей. Средствами СФП являются: бег на тренировочных и соревновательных трассах с ориентированием, легкоатлетические кроссы, беговые
и специально-подготовительные упражнения, направленные на избирательное развитие функциональных систем и групп мышц, участвующих в проявлении выносливости, силы, быстроты, ловкости.

Исследователи в нашей стране, Швеции, Чехословакии проводили оценки соотношения объемов технической и физической подготовки на различных стадиях занятий спортивным ориентированием. Их результаты оказались достаточно сходными и указывают на то, что с повышением спортивного мастерства соотношение между этими двумя видами подготовки систематически изменяются
в пользу физической подготовки (табл. 3).

Тренировочная деятельность ориентировщика характеризуется выполнением большого объема бега, продолжительного в аэробном режиме. В этом отношении здесь много общего с легкоатлетическим кроссовым бегом и бегом на длинные дистанции. Согласно вышесказанному, для достижения высоких результатов в ориентировании необходима разносторонняя физическая подготовка, в которой главным физическим качеством, обусловливающим результат, является выносливость, что требует использования высоких по объему тренировочных нагрузок.

Соотношение времени, рекомендуемого для технической и физической подготовки ориентировщиков различных категорий (в %)

Возрастная категорияСпортивная категорияТехническая подготовкаФизическая подготовка
ДетиНовички
Разрядники
ВзрослыеНовички
Разрядники
Мастера спорта

Контрольные вопросы:

1. Расскажите кратко историю развития спортивного ориентирования.

2. Перечислите виды спортивного ориентирования.

3. Назовите компоненты, необходимые для прохождения дистанции в спортивном ориентировании.

4. Особенности общей физической подготовки в спортивном ориентировании.

5. Особенности специальной физической подготовки в спортивном ориентировании.

6. Какова сущность интеллектуальной деятельности в спортивном ориентировании?

Список литературы

19. Книга тренера по легкой атлетике. / Под ред. Л.С. Хоменкова. – М., 1987.- 452 с.

Источник

Рекомендации учителям физической культуры предупреждению травматизма, технике безопасности, организации страховки и самостраховки на уроках гимнастики.

учителям физической культуры по предупреждению травматизма, технике безопасности, организации страховки и самостраховки на уроках гимнастики.

Составил: Скобов Денис Анатольевич

Учитель физической культуры

Багдановской средней школы

I. Характеристика травм на уроках гимнастики, первая помощь, профилактика травм.

Травмой называется повреждение организма или отдельных его органов.

1/Лёгкие травмы: удары, срывы кожи ладонной поверхности кистей и другие, кото­рые не приводят к потере трудоспособности.

2/Средние травмы: растяжения мышечных волокон и сухожилий, незначительные ушибы суставов и др., которые требуют амбулаторного лечения.

З/Тяжёлые травмы: переломы костей, разрывы мышц, сухожилий, сотрясение голов­ного мозга и др., которые могут вывести ученика из строя на длительное время и требуют стационарного лечения.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ:

Если разорван кожный покров, надо немедленно остановить кровотечение и обработать рану раствором перекиси водорода и йодом.

Средние и тяжёлые травмы: первой помощью является иммобили­зация /приведение в неподвижность/ повреждённой конечности, наложение шины и обеспечение полного покоя потерпевшему.

Категорически запрещается вправлять вывихи, не имея специального медицинского образования, т.к. это может привести к тяжёлым последствиям. После оказания первой помощи на месте, необходимо срочно вызвать врача.

Для профилактики травм большое значение имеет специальная подготовка опорно-двигательного аппарата к нагрузкам.

1. Для подготовки лучезапястного сустава применяются вращательные движения кисти, подскоки и передвижения на руках в упоре лёжа.

Для мышц, фиксирующих лучезапястный сустав, эффективными являются упражнения с теннисными мячами, гантелями /1,5-2 кг/,вращение подвешенного на кронштейне веса.

З. Для подготовки локтевого и плечевого суставов применяется вращательные и рывковые движения, сгибание и разгибание рук. эффективным является выполнение этих движений с использованием гимнастических палок и отягощений.

4. Подготовка межпозвоночных сочленений осуществляется с помощью прогибания, глубоких наклонов, различных поворотов и вращений. Можно использовать отягощения и оказание непосредственной помощи со стороны учителя или товарища.

П. Причины травматизма на уроках гимнастики и способы предупреждения.

В занятиях гимнастикой применяются самые разнообразные упражнения, в том числе и редко встречающиеся в жизненной и трудовой практике. Они состоят из сложных двигательных действий, а их выполнение связано со специфическими усло­виями.

1.Наличие большого количества разнообразных по форме и содержанию движе­ний, выполняемых на снарядах.

2.Преобладание движений вращательного характера, с постоянно изменяющимся положением тела в пространстве.

ОСНОВНЫМИ ПРИЧИНАМИ ТРАВМАТИЗМА ЯВЛЯЮТСЯ:

1. Несоблюдение правил организации занятий: куда входит проведение их с большим числом учащихся на одного преподавателя, в несоблюдении направления движе­ния потоков занимающихся, неправильном их размещении; в несвоевременном нача­ле и окончании занятий.

а/Реализация принципа сознательности и активности

в/Принцип систематичности и последовательности

д/Принцип воспитывающего обучения

Методы, приёмы и условия успешного обучения:

а/ Метод словесного изложения – описание, объяснение, рассказ, инструкция, указание, команда, распоряжение, просьба /воздействие на вторую сигнальную систему/

б/ Метод наглядной демонстрации :/воздействие на первую сигнальную систему/

6. Нарушение санитарно-гигиенических условий :

б/плохое естественное или искусственное освещение: норма 150-200 люкс на уров­не пола, отсутствие чистоты и порядка в зале, несоблюдение личной гигиены занимающимися.

7. Недостатки медицинского контроля за физическим состоянием занимающихся: несвоевременность и недостаточно тщательный медицинский осмотр.

8. Недооценка и неправильное применение приёмов страховки и помощи: к ним относятся пренебрежительное отношение к страховке и помощи во время выполнения упражнений, незнание требований, применяемых к страхующему; отсутствие опыта и навыков стра­ховки и её организации.

9. Нарушение правил техники безопасности:

• неправильная расстановка снарядов

• неправильное размещение занимающихся в спортзале или у снарядов

• неисправность снарядов, укладке матов, особенно в местах приземления.

Нахождение снарядов на достаточном удалении от стен, неподвижных твёрдых предметов. Занимающиеся не должны мешать друг другу, пересекать путь разбега при выполнении прыжков и акробатических упражнений.

III. С т р а х о в к а, помощь и самостраховка.

К основным разновидностям физической помощи относятся:

е/ комбинированные приёмы, серийные приёмы.*

Для правильного применения приёмов страховки и помощи, необходимо знать и строго придерживаться следующих требований:

1.Во время занятий объяснять учащимся, где могут быть срывы и что надо сделать при неудачном исполнении упражнения.

2.Хорошо знать технику упражнений, правильно выбрать место для страховки, не мешая ученику.

З.Во время выполнения целой комбинации или соединения менять своё место соответственно форме и характеру упражнения.

4.Выбирать’правильные способы и приёмы страховки и помощи, учитывая харак­тер упражнений, уровень Физической и технической подготовленности учащихся/

5.Учёт индивидуальных особенностей учащихся.

6.Во время страховки нельзя пользоваться любыми неустойчивыми подставками.

7.Применять индивидуальные и групповые страховки в меру необходимости.

8.Избегать мелкой и лишней опеки, воспитывать у учащихся самостоятельность и волевые качества.

Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнений и совершенст­вования техники их исполнения.

IV . 0рганизация работы по предупреждению травм на

I. Учащиеся, не прошедшие медицинский осмотр,к занятиям не допускаются. Преподава­телю необходимо иметь постоянную связь со школьным медработником.

прочность цепей и растяжек; исправность «лягушек»;

поверхность рабочей части/должна быть чистой, сухой и гладкой/.

на требуемую ширину; исправность закрепляющих винтов, устойчивость брусьев в целом.

не должны скользить по полу; маты необходимо класть в местах приземлений и местах возможных срывов и падений; при прыжках маты следует укладывать в два слоя, причём так, чтобы верхний мат лежал на месте соединения нижних, в местах соединений ма­тов не должно быть промежутков, нельзя также накладывать край одного мата на край другого.

При занятиях гимнастикой надо:

I. Воспитывать у учащихся сознательное отношение к занятиям, исключающее излишнее «удальство» в выполнении упражнений.

2.Следить за правильным размещением и установкой снарядов, организованной убор­кой их.

З.Не разрешать без страховки и без соблюдения элементарных правил /без ма­тов, при неудобном расположении снарядов и т.п./ выполнять упражнения на гимнасти­ческих снарядах.

4.Следить,чтобы не нарушались правила поведения в гимнастическом зале.

5.При установке и уборке снарядов конкретно распределять обязанности между занимающимися.

6.Перед началом занятий по гимнастике проводить инструктаж учащихся по предупреж­дению травм.

Каждый учащийся домен твёрдо знать следующие правила поведения в гимнастичес­ком зале и строго выполнять их:

I. Иметь аккуратную причёску, чтобы волосы не мешали при выполнении гимнастических упражнений.

2. Освобождённые от занятий должны присутствовать на уроке в спортивной Форме и к началу занятий находиться в строю.

З. Для продолжения занятий после болезни необходимо представить разрешение от врача.

4. Бережно относиться к спортивному имуществу.

5. Входить в гимнастический зал только в спортивной обуви.

6. Пряжки, значки, булавки, заколки и т.п. /что может явиться причиной повреждений/ оставлять в раздевалке.

7.Не выполнять рискованные элементы под подстрекательством товарищей. 8.Не ходить по залу в местах занятий других групп, что может привести к столк­новениям и взаимным ушибам.

— при выполнении простых упражнений предварительно захватывать учащегося не
следует, но надо быть готовым при необходимости поддержать его;

— при удачном приземлении не следует поддерживать учащегося, чтобы он не
потерял равновесия, так как ему надо научиться устойчивому приземлению;

— поддерживая ученика, не следует всегда прилагать максимум усилий. Достаточно легкой поддержки, чтобы предостеречь от падения или неудачного приземления;

— при боязни выполнить упражнение, учащемуся необходимо дать почувствовать

— перед выполнением упражнений необходимо указать учащимся наиболее ответственные места в упражнении;

— страхующий должен стать так, чтобы в необходимый момент помочь учащемуся и вместе с тем не мешать ему выполнять упражнение;

— не следует для страховки использовать какие-либо подставки;

— необходимо повседневно обучать учащихся приёмам страховки и самостраховки.

Учитель физической культуры должен в совершенстве владеть способами страховки и помощи.

СПОСОБЫ СТРАХОВКИ И ПОМОЩИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГИМНАСТИЧЕСКИХ И АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Кувырок вперёд /из упора присев/.Стоя на одном колене сбоку от занимающегося, одной рукой поддерживать его под спину у шеи, а другой под таз или голени. Чтобы не выполнялся кувырок с опорой на голову, надо рукой, поддерживающей у шеи, наклонить голову учащегося и не опускать руку до окончания переката через спину. Во время выполнения кувырков необходимо следить за самочувствием учащихся.Воз­можны лёгкие головокружения или даже тошнота. Таким ученикам необходимо вре­менно прекратить выполнение упражнений, и если подобное повторится, то нужен совет врача.

Стоя на одном колене сбоку от учащегося, в момент касания руками мата поддерживать его одной рукой под живот/смягчить «падение» на руки/,а другой под спину.

Стойка на руках с поддержкой.

Стоя сбоку от занимающегося, в момент выхода в стоику поддерживать его одной рукой под спину, а другой за ноги.

Самостраховка : при завале на спину согнуть руки, голову наклонить вперёд и выполнить перекат вперёд.

Стойка на голове и руках.

Стоя на одном колене сбоку от учащегося, одной рукой поддерживать его под спину, а другой за ноги.

Самостраховка : при падении на спину согнуть ноги и перекатом вперёд лечь на спину или сделать кувырок вперёд, при заваливании назад/на живот/ согнуть ноги и, выпрямляя руки, прийти в упор присев.

Стоя ноги врозь со стороны спины учащегося; перед выходом в стоику на руках взять его /если поворот выполняется вправо/правой рукой за левый бок,а левой рукой за правый бок/руки скрестно, правая сверху над левой/у пояс­ницы и помочь выполнить переворот и стать на ноги.

«Мост» из положения лёжа на спине.

Стоя на одном колене сбоку от учащегося, при выполнении упражнения поддержать его под спину.

«Мост.» наклоном, назад и встать с помощью.

Стоя на одном колене сбоку от зани­мающегося, поддерживая его одной рукой под поясницу, а другой за ноги выше колена, помочь опуститься на»мост»и встать.

Стойка на лопатках.

Стоя на одном колене сбоку от учащегося, одной рукой поддер­живать его под спину, а другой за ноги.

УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ

Подъём переворотом в упор.

/Перекладина низкая/.Стоя сбоку от учащегося впереди

перекладины, вначале одной рукой держать за запястье, другой под спину, помочь ему поднести ноги к перекладине. Затем одной рукой придержать его за ноги, а другой под плечо и помочь выйти в упор.

Соскок махом, назад с поворотом на 90 из упора на низкой перекладине.

Стоя сбоку от учащегося сзади перекладины, одной рукой держать его за руку выше локтя, а другой за поясницу, помогая выполнить соскок.

В упоре, перемах правой /левой/

Стоя сбоку от учащегося впереди перекладины, одной рукой поддерживать за руку выше локтя, другой за ногу выше колена.

Подъём в упор силой, поочерёдно сгибая руки.

Стоя сбоку от учащегося, поддерживая его за ноги, помочь выполнить подъем.

Из упора верхом левой/правой/,спад назад и подъём завесом.

Стоя сзади перекладины сбоку от учащегося /со «стороны маховой ноги/,одной рукой поддержать его под спину, а другой за колено маховой ноги и помочь выйти в упор.

Из упора ноги врозь правой перемах назад, со c кок с поворотом направо.

Стоя сзади перекладины сбоку от учащегося, одной рукой поддержать за опорную руку выше локтя, а другой под спину, помочь выполнить соскок.

Из упора медленное опускание впереди в вис углом.

Стоя под перекладиной, сбоку от учащегося и поддерживая за ноги, помочь ему выполнить опускание вперёд, а затем в момент переворачивания, поддержать под спину и ноги.

Стоя под перекладиной на одном колене сбоку от учащегося, одной рукой поддерживать его под плечо, а другой под ноги.

Из. упора, ноги врозь правой, левая хватом снизу, поворот налево кругом с перемахом левой в упор.

Стоя сзади перекладины сбоку от учащегося левой рукой держать за руку вше локтя, а правой под бедро, помогая выполнить поворот и перемах.

Размахивание в висе.

Из размахивания, в висе соскок махом назад.

Стоя сзади перекладины сбоку от учащегося, в момент опускания рук поддержать его одной рукой под грудь, а другой под спину сверху.

УПРАЖНЕНИЯ НА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ БРУСЬЯХ

Размахивание в упоре.

Стоя лицом к брусьям, поддерживать учащегося за руку вше локтя. В начале обучения не следует допускать широкого размахивания, так как из-за слабости рук возможно падение вперёд или назад.

Соскок махом вперёд из упора.

Стоя полубоком к брусьям, одной рукой держать учащегося за руку вше локтя, а другой под спину /под жердью/.

Соскок махом назад из упора.

Стоя полубоком к брусьям, одной рукой держать уча­щегося за руку выше локтя, а другой, поддерживая под грудь, помочь выполнить сос­кок.

Из седа ноги врозь кувырок вперёд в сед ноги врозь.

Стоя лицом к брусьям, под­держивать учащегося под спину/рука страхующего снизу жердей/. В момент ку­вырка ученик должен отводить локти в стороны, чтобы не провалиться между жер­дями.

Из упора на руках согнувшись подъём разгибом в сед ноги врозь.

Стоя лицом к брусьям, поддерживать руками /под жердями/ под спину и таз и легким толчком помочь выйти в упор.

Из, размахивания в упоре на руках подъём махом вперёд.

Стоя лицом к брусьям, при выходе учащегося в упор поддержать если необходимо, подтолкнуть/ его под спину /под жердями/.

Стоя лицом к брусьям, одной рукой держать ученика за руку выше локтя, а другой под ноги /под жердями/,помогая удержать угол.

Из упора соскок махом вперёд с поворотом вовнутрь на 180 градусов.

Стоя лицом к брусьям, одной рукой держать учащегося за руку /левую/ выше локтя, а другой под спину. В конце соскока поддержать его за»руку /правую/.

Из размахивания в упоре сгибание и выпрямление рук.

Стоя лицом к брусьям, на махе вперед помочь под спину выйти в «упор, а на махе сзади помочь /под живот/ выпрямить руки.

Из размахивания в упоре соскок боком /в стойку спиной к брусьям/

Стоя лицом к брусьям, одной рукой держать занимающегося за руку выше локтя, а другой под живот.

УПРАЖНЕНИЯ НА БРУСЬЯХ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ.

1. Размахивания в висе на верхней жерди.

Стоя внутри брусьев сбоку от учащегося помочь ему выполнить мах вперёд и назад/размахиванием изгибами/ левой под спину, правой под бедро.

Стоя внутри брусьев сбоку от учащегося, помочь ему на махе вперёд под спину и бёдра выполнить перемах согнув ноги и принять вис лёжа.

Стоя впереди нижней жерди сбоку от учащегося, одной рукой поддерживая под спину, а другой под бедро, помочь выполнить соскок.

5.Подъём переворотом в упор на нижней жерди.

Страховка та же, что и при перемахе на низкой перекладине.

6.Из упора перемах правой до, седа на правом бедре.

Страховка и помощь та же, что и при перемахе из упора на перекладине.

7.Сед углом на нижней, жерди хват одной рукой за верхнюю.

Стоя лицом к брусьям поддерживать учащегося одной рукой под спину, а другой под ноги.

8.Из упора на верхней жерди медленный переворот вперёд и опускание в вис, соскок.

/смотреть на перекладине этот же соскок/

1.Конь в ширину: наскок в упор присев, выпрямляясь, махом руками соскок вперёд прогнувшись.

Стоя боком к снаряду, при вскоке одной рукой держать учащегося за руку выше лок­тя, а другой за плечо. В момент соскока подойти к месту приземления и при необхо­димости поддержать его одной рукой под спину, а другой под грудь.

2.Конь в ширину: прыжок согнув ноги.

Стоя со стороны приземления сбоку от снаряда, одной рукой держать учащегося за руку выше локтя, а другой при необходимости, под таз.

З.Козёл в ширину: прыжок ноги врозь.

Стоя со стороны приземления и несколько сбоку, при необходимости быстро отходя назад, поддержать учащегося за руку выше локтя, а в случае падения вперёд под­держать ученика обеими руками под грудь. При удачном прыжке отойти назад, освободив место для приземления.

4.Конь в ширину: прыжок боком с поворотом на 90°.

Стоя со стороны приземления боком к снаряду/со стороны опорной руки/, держать учащегося одной рукой за опорную руку выше локтя, а другой слегка подтолкнуть под бедро и в момент поворота, отходя назад, поддержать его под руку.

5.Козёл в длину: прыжок ноги врозь.

Стоя на стороне приземления боком к снаряду, одной рукой поддерживать учащегося за руку выше локтя, а другой под таз, помочь перенести ноги.

Стоя рядом с канатом, захватить одной рукой канат под но­гами учащегося с тем, чтобы была возможность ему опереться ногами о руку стра­хующего. Категорически запрещается спускаться по канату скольжением, что мо­жет привести к ожогу ладоней.

Материал подготовлен по следующим источникам:

1. Гимнастика. Учебник для институтов физической культуры под редакцией Шлемина А.М. и Брыкина А.Т. /1978 г/

2. Гимнастика с методикой преподавания. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ под редакцией Павлова И.Б./1985 г/

3. Гимнастическая терминология. А.Б. Брыкин

4. Профилактика травм на уроках при прохождения раздела гимнастики. В.С. Кубышкин, г.Воронеж

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *