Что не является целью системы управления рисками дирекции тяги
управление рисками
Описание общей системы управления рисками
В 2019 году был начат проект по реформированию системы управления рисками АО «ФПК», направленный на построение интегрированной системы управления рисками, которая представляет собой непрерывный и системный процесс, протекающий на всех уровнях Компании, интегрированный не только с бизнес-процессами, но и с принятием решений и направленный на повышение уверенности в достижении целей.
Важной вехой в переходе на новый уровень управления рисками в АО «ФПК» стал подход, отражающий уже накопленный опыт и неразрывную связь системы управления рисками и внутреннего контроля. При таком подходе внутренний контроль рассматривается как составная и неотъемлемая часть системы управления рисками, а система управления рисками и внутреннего контроля, в свою очередь, как часть корпоративного управления. Это нашло отражение в принятой Политике по управлению рисками и внутреннему контролю (далее — Политика) (утверждена Советом директоров АО «ФПК», разработана в соответствии с Политикой по управлению рисками и внутреннему контролю ОАО «РЖД»).
В соответствии с Политикой основной целью управления рисками является обеспечение разумной уверенности в достижении целей Компании. Они включают (но не ограничиваются):
Организация и функционирование системы управления рисками и внутреннего контроля (далее – СУР и ВК) в АО «ФПК» осуществляются в соответствии с принципами, изложенными в ГОСТ Р ИСО 31000:2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»:
СУР и ВК в АО «ФПК» направлена на решение следующих задач:
Политика также определяет участников системы управления рисками, их компетенции и функции, основываясь на модели «трех линий защиты», предполагающей разделение ролей и обязанностей. Каждая линия защиты повышает вероятность успешного достижения АО «ФПК» своих целей.
Так, в соответствии с Политикой все подразделения АО «ФПК» вовлечены в процесс управления рисками по кругу ведения.
Координация, внедрение и совершенствование системы управления рисками входят в сферу ответственности специального подразделения по управлению рисками.
Оценка надежности и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля возложена на подразделение внутреннего аудита.
Центрами принятия управленческих решений в части рисков в АО «ФПК» являются Совет директоров и Генеральный директор.
В целях разработки рекомендаций по принятию управленческих решений в Компании функционируют Комитет по аудиту и рискам Совета директоров и Комитет по управлению рисками.
Деятельность отдела управления рисками и отдела внутреннего аудита разграничена функционально, более того, обеспечена иерархическая независимость этих подразделений.
Распределение функций
Функция | Управление рисками | Внутренний аудит |
---|---|---|
Возложена на отдельное структурное подразделение | Отдел управления рисками | Отдел внутреннего аудита |
Находится в подчинении | Заместителя Генерального директора АО «ФПК», курирующего вопросы организации и функционирования системы управления рисками | В функциональном подчинении Совета директоров АО «ФПК» (Комитета по аудиту и рискам Совета директоров АО «ФПК»), в административном подчинении Генерального директора АО «ФПК» |
Ф. И. О. руководителя подразделения | Селищев Сергей Владимирович | Денисова Юлия Геннадьевна |
Модель «трех линий защиты»
Основные факторы рисков
В 2019 году отмечено влияние следующих основных факторов на риски, связанные с деятельностью АО «ФПК»:
Применяемые методы воздействия на риски
В части воздействия на риски и их факторы в 2019 году в АО «ФПК» применялся широкий спектр мер, предполагающий использование различных стратегий воздействия на риск, таких как:
Этапы процесса управления рисками
В соответствии с Политикой процесс управления рисками состоит из пяти этапов:
Реестр рисков
В 2019 году в АО «ФПК» идентифицирован 121 риск:
Связь ключевых рисков со стратегией Компании
Деятельность АО «ФПК» осуществляется в соответствии со Стратегией развития Компании до 2030 года, которая учитывает параметры утвержденных Правительством Российской Федерации документов: Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года.
Все риски АО «ФПК» связаны со стратегией через ключевые индикаторы риска, основанные на целевых параметрах и показателях. Так, в соответствии с реестром ключевых рисков АО «ФПК» в 2019 году ключевыми индикаторами риска недостижения параметров стратегического развития являлись:
АО «ФПК» реализует мероприятия по воздействию на риски с целью минимизации, исключения их негативного воздействия на достижение стратегических целей, в том числе через удержание или снижение уровня ключевых рисков.
Карта рисков
Карта рисков формируется по результатам отображения уровня риска на матрице рисков АО «ФПК», строящейся путем сочетания тяжести последствий по оси Х и вероятности реализации риска по оси Y.
Модель карты рисков
Карта рисков является инструментом графического отображения уровня риска путем сочетания тяжести последствий по оси Y и вероятности реализации риска по оси X.
Что не является целью системы управления рисками дирекции тяги
Приложение
к Распоряжению ОАО «РЖД»
от 24.12.2013 г. N 2870p
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОАО «РЖД». УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
9. Центральная дирекция инфраструктуры в объеме пилотных структурных подразделений;
10. Центральная дирекции управления движением в объеме пилотных структурных подразделений;
11. Дирекция тяги в объеме пилотных структурных подразделений;
12. Центральная дирекция по ремонту пути.
1. РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС»)
2. ВНЕСЕН Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает назначение и структуру системы управления профессиональными рисками, определяет порядок оценки уровня профессионального риска и порядок формирования мероприятий по его снижению для объектов железнодорожного транспорта.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД» и иными линейными предприятиями ОАО «РЖД».
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 54505-2011 Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте
СТО РЖД 15.002-2012 Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Общие положения
СТО РЖД 15.012-2013* Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда
СТО РЖД 15.014-2012 Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация контроля и порядок его проведения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. аналогичные рабочие места: Рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: наличие профессий или должностей одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени опасности; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты [Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. N 342н (в редакции Приказа Минтруда России от 12.12.2012 N 590н), статья 12].
3.2. аттестация рабочих мест по условиям труда: Оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда [Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 209].
3.3. безопасные условия труда: Условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов [Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 N 197-ФЗ, статья 209].
3.4. вредные условия труда: Условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство [Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда, (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005), статья 4.2].
3.5. вредный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию [Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 N 197-ФЗ, статья 209].
3.6. допустимый уровень риска: Уровень риска, который приемлем при данных обстоятельствах, на основании существующих в текущий период времени ценностей в обществе [ГОСТ Р 54505-2011, статья 3.7].
3.7. идентификация вредных и опасных производственных факторов: Определение перечня вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте.
3.8. оценка профессионального риска: Произведение вероятности воздействия вредных и опасных производственных факторов на работника и последствий воздействия вредных и опасных производственных факторов.
3.10. опасность: Фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельных факторов рабочей среды они могут стать опасными [ГОСТ 12.0.230-2007, статья 2.8].
3.11. опасные (экстремальные) условия труда (четвертый класс опасности): Условия труда, характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течении рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений. [Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда, (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005)].
3.12. опасный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме [Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 N 197-ФЗ, статья 209].
3.13 оценка уровня профилактики: Возможность опасного воздействия на работника из-за нарушений требований охраны труда на рабочем месте.
3.14 оценка уровня опасности на рабочем месте: Характеристика сочетания вероятности получения травмы, профессионального заболевания работником и последствий от травмы и профессионального заболевания на рабочем месте.
3.15 оценка уровня условий внешней среды на рабочем месте: Характеристика влияния внешних условий среды на вероятность опасного (вредного) воздействия на работника на рабочем месте.
3.16 последствие: Результат опасного (вредного) воздействия на работника на рабочем месте (травмы, профессиональные заболевания).
3.17 профессиональное заболевание: Хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности. [Федеральный закон N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»].
3.18 профилактика: Комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. [Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской»* от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 23.07.2013)].
3.19 профессиональный риск: Вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. [Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 N 197-ФЗ, статья 209].
3.20 рабочее место: Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. [Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 N 197-ФЗ, статья 209]
3.21 структура системы управления профессиональными рисками: Совокупность уровней управления с описанием делегированных для них функций управления полномочий по их реализации (вертикальной децентрализации).
3.22 технологический процесс: Часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. К предметам труда относят заготовки и изделия. [ГОСТ 3.1109-82, статья 1].
3.23 требования безопасности труда (требования безопасности): Требования, установленные законодательными актами, нормативно-техническими и проектными документами, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасные условия труда и регламентирует поведение работающего. [ГОСТ 12.0.002-80, статья 5].
3.24 тяжелые работы: Работы, отражающие преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма, выполнение которых связано с вовлечением более чем 2/3 мышечной массы человека. [Пособие по охране труда дорожному мастеру (утв. Распоряжением Минтранса РФ от 29.01.2003 N ОС-37-р)].
3.25 управление профессиональными рисками: Комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. [Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 N 197-ФЗ, статья 209]
3.26. уровень риска: Масштаб риска или совокупности рисков, который характеризуется определенным сочетанием последствий и вероятности их возникновения. [ГОСТ Р 54505-2011, статья 3.32].
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
Построение системы управления рисками: как обезопасить свой бизнес
Вопросы, рассмотренные в материале:
Управление рисками — это многоступенчатый комплекс последовательных действий, направленных на выявление, оценку и снижение возможных негативных последствий и потерь во время и после реализации проекта. Основной целью управления рисками является эффективное использование капитала и максимизация дохода. Построение системы управления рисками имеет приоритетное значение для развития успешного бизнеса.
В чем смысл построения системы управления рисками
Построение системы управления рисками в организации позволяет нейтрализовать или свести к минимуму вероятность возникновения неблагоприятного результата деятельности и снизить убытки предприятия.
Риск-менеджмент — это система, направленная на управление риском. Она включает в себя ряд стратегических, тактических, проектных и оперативно-производственных мероприятий. Системный и целенаправленный подходы обеспечивают высокую управленческую функциональность менеджмента. Для реализации поставленных задач и достижения цели используются все методы эффективного руководства предприятием: перераспределение финансов, логистика, учет, анализ продаж и т.д. Комплексная антирисковая система обеспечивает возможность:
Функциональная неопределенность плохо коррелирует с масштабами деятельности. Системный и оперативный менеджменты, организованные на крупных предприятиях, намного эффективнее, чем методы опытного исследования, которые активно используются руководством небольших фирм. В маленьких компаниях резко увеличивается себестоимость управления, повышается количество факторов риска. Поэтому одним из наиболее важных условий эффективной деятельности является построение системы управления рисками на предприятии любой величины. Особое значение имеет системность антикризисных мер.
Непосредственными объектами контроля являются неблагоприятные события и экономические отношения на их фоне, а также рисковые инвестиции. Управленческие субъекты рассматриваются в двух аспектах: в широком смысле — это весь коллектив компании, включая руководство, а в узком смысле — это специально уполномоченные менеджеры, сотрудники и подразделения предприятия. В ситуации риска управленческие цели и задачи должны быть неразрывно связаны со всеми стадиями развития компании.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
10 нюансов построения системы управления рисками
Особенности построения системы управления рисками в России
Современные реалии в России осложняют процесс построения, внедрения и реализации системы управления рисками на небольших предприятиях. Развитие риск-менеджмента возможно только в крупных и средних по величине компаниях, где регулярно разрабатываются элементы антирисковой программы. И если в странах Запада преобладают системные, комплексные и многофакторные подходы к построению системы управления рисками в корпорации, то российский риск-менеджмент развивается поэтапно и чаще всего обусловлен остро назревшей потребностью, например, экологическими или техногенными обстоятельствами, которые влияют на качество грузоперевозок и могут привести к убыточности предприятия.
Построение российской системы управления рисками (СУР) происходит по-другому. Историческое зарождение института СУР началось в компании. Постепенно антирисковая система расширяла свою функциональность за счет добавления в нее новых элементов и «опций». В компаниях со структурой олигополии или монополии, на предприятиях с привлечением иностранного капитала, как правило, реализуется западный подход формирования СУР. Но в отечественном бизнесе не всегда соблюдается комплексный метод, внедрение СУР происходит по индивидуальному уникальному алгоритму. Это объясняется определенными причинами:
Чтобы понять и оценить практическую значимость СУР, достаточно проанализировать статистику потерь от непредвиденных ситуаций за несколько последних лет, а затем отследить динамику убыточности. Для этого следует произвести расчеты: из показателя снижения убытков вычесть расходы на внедрение СУР. Такое несложное вычисление, положенное в основу KPI для руководителей подразделений и риск-менеджеров, позволяет оценить эффективность построения системы управления рисками в компании.
СУР — это не единственный компонент, который на регулярной основе необходимо включать в систему менеджмента российских предприятий. Для построения и развития СУР потребуется время и определенные усилия. Но международная практика уже доказала эффективность антирисковых систем управления. Современные реалии подтверждают необходимость разработки отечественной методики, подобной COSO. Для ее создания можно использовать зарубежный опыт и национальные стандарты. Владельцам бизнеса рекомендуется не бояться экспериментов и смело внедрять КСУР в систему менеджмента предприятия.
Что именно оценивает система управления рисками
Временной период оценки рисков определяется специалистами подразделения экономической безопасности компании. Руководству ежеквартально предоставляются риск-отчеты.
Оценка финансовых рисков (валютных, процентных, ликвидности) выполняется с помощью методики сценарного моделирования. Имитируется стоимость риск-объектов с применением функциональной зависимости их цены от значений риск-факторов: курсов валют, рыночных процентных ставок, котировок ценных бумаг, прайса услуг компании. Итоговый результат оценки выражается возможными отклонениями сметы риск-объекта организации от запланированного в бюджете показателя.
Оценка кредитных рисков отдельных заемщиков и кредитного портфеля компании выполняется с учетом количественных факторов кредитоспособности и качественных показателей. Составляется прогноз кредитного качества заемщиков и рисков, связанного с невыполнением обязательств перед компанией (задержкой платежей, неполным погашением долга). Такой анализ делается с целью выявления возможных убытков по всем операциям прямого и косвенного кредитования.
Оценка риска ликвидности выполняется для прогнозирования неблагоприятного влияния различных факторов (курса валют, процентных ставок, темпов роста инфляции, стоимости услуг компании, потери ключевых бизнес-партнеров, рыночной концентрации, результативности системы управления ликвидностью, эффективности бюджетирования и кассового планирования) на ликвидность предприятия. Конечным результатом является сценарий возможных разрывов ликвидности, которые при возникновении неблагоприятной ситуации свидетельствуют о том, что организация не может мобилизовать финансовые ресурсы на приемлемых условиях для того, чтобы обеспечить свои обязательства при отсутствии сбалансированности структуры активов и пассивов.
Оценка деловых рисков заключается в составлении прогноза изменения стоимости риск-объектов от значений риск-факторов: планируемой клиентской базы, объема потребления продукции и услуг компании.
Финансовый директор через определенный промежуток времени проводит стресс-тестинг и бэк-тестинг расчетных моделей, которые используются для оценки.
Построенная система управления рисками оценивает отрицательные последствия внешней среды в части политических и налоговых рисков.
1. Оцениваются неблагоприятные изменения во внутренней системе Российской Федерации и угрозы, связанные с международными событиями.
2. Результатом оценки нежелательных политических рисков являются возможные преобразования количественных показателей риск-объектов вследствие происходящих событий в политике.
3. Прогноз налоговых рисков основывается на вероятных изменениях экономической и политической ситуаций в России и странах, принимающих участие в инвестиционных проектах компании. К негативным последствиям относятся: усиление налоговой нагрузки, введение налоговых санкций, изменение таможенных пошлин, появление новых административных барьеров. В оценку операционных рисков входит составление прогноза функционирования организационной, производственной, коммерческой, техногенной структуры и работы персонала.
4. Для оценивания неблагоприятных изменений организационной структуры выполняется построение проективной таблицы целей компании на ее организационную структуру. Такой подход позволяет проанализировать, насколько цели и задачи структурных подразделений и высшего руководства предприятия соответствуют его стратегическим целям и задачам.
5. Основные факторы производственных рисков:
6. Основные факторы коммерческих рисков:
7. При планировании техногенных рисков эксперты изучают и анализируют условия эксплуатации и надежности, показатели избыточной нагрузки технических средств. Они прогнозируют объективную возможность возникновения внезапной аварийной ситуации, предсказывают ее масштабы, сценарий развития и негативные последствия, рассчитывают убытки, которые может понести компания.
8. Прогноз рисков персонала основывается на показателях, которые отражают эффективность деятельности организации и ее отдельных работников.
Как происходит управление разными типами рисков
Финансовый директор компании вместе с подразделением, ответственным за построение системы управления рисками в корпорации, разрабатывает несколько наиболее результативных стратегических вариантов СУР. Для каждой разновидности стратегии прогнозируется величина снижения отрицательного воздействия, рассчитывается экономическая эффективность и затраты на проведение антирисковых мероприятий. Все варианты утверждаются Генеральным директором компании. Далее антирисковые мероприятия, одобренные руководителем предприятия, включаются в финансово-хозяйственный план компании, который тоже утверждается в установленном порядке. Коммерческий директор обеспечивает реализацию запланированных действий и контроль исполнения принятых управленческих решений.
Построение и реализация СУР основывается на двустороннем и дифференцированном подходе. Такой подход при осуществлении СУР предполагает:
Процесс воздействия на риск-объекты и риск-факторы на стадии принятия управленческих решений осуществляется для спрогнозированных неблагоприятных событий, убытки от которых заранее рассчитаны.
Дифференцированный подход к риск-менеджменту заключается в возможности выбора наиболее эффективного способа для управления непредвиденной ситуацией в зависимости от ее вида.
Выбор того или иного метода управления осуществляется финансовым директором компании и подразделением, ответственным за построение системы управления рисками. За методическое руководство отвечает отдел экономической безопасности предприятия.
Мероприятия финансового риск-менеджмента:
Финансовый риск-менеджмент осуществляет коммерческий директор.
Мероприятия кредитного риск-менеджмента:
Кредитный риск-менеджмент осуществляет финансовый директор компании.
Мероприятия риск-менеджмента ликвидности:
Риск-менеджмент ликвидности осуществляет финансовый директор предприятия.
Операционный риск-менеджмент реализуется в сегменте структурно-организационных, производственных, коммерческих, техногенных рисков и возможных потерь по вине персонала.
Риск-менеджмент организационной структуры включает в себя исключение дублирования ролей подразделений, заполнение функциональной пустоты, снижение финансовых затрат и повышение коэффициента эффективности организационной структуры, контроль соответствия целям и задачам компании. Риск-менеджмент организационной структуры осуществляется отделом, ответственным за построение системы управления рисками, совместно с руководителями соответствующих бизнес-процессов, координируется финансовым директором предприятия.
Для эффективного управления производственными процессами и исключения вероятности убытков необходимо учитывать агрегированный характер риска.
Производственный риск-менеджмент осуществляется подразделением, ответственным за построение СУР компании, совместно с руководителями соответствующих процессов, координируется директором по производству.
Риск-менеджмент коммерческих процессов осуществляется по нескольким направлениям:
Риск-менеджмент коммерческих процессов выполняется подразделением, ответственным за построение системы управления рисками, совместно с руководителями соответствующих процессов, координируется исполнительным директором компании.
Выбор наиболее эффективных методов управления техногенными рисками осуществляется с учетом стоимости их реализации и экономической результативности. Например, расширение технических мощностей, обучение работников позволят снизить предсказываемые материальные убытки и исключить травматизм персонала. Прогнозированием возможных техногенных аварий занимается подразделение, ответственное за построение СУР, совместно с руководителями соответствующих процессов, координируется техническим директором компании.
Риск-менеджмент персонала предусматривает управление мотивацией всех сотрудников организации, их обучение, создание эффективной системы поддержки принятия решений с целью снижения потерь, связанных с ошибочными действиями работников предприятия.
Риск-менеджмент персонала осуществляется подразделением, ответственным за построение СУР компании, совместно с руководителями соответствующих процессов, координируется руководителем по работе с персоналом.
Риск-менеджмент внешнеэкономической деятельности осуществляется Генеральным директором организации посредством диверсификации активов и оценки политических рисков.
Аналитическая оценка агрегированного риска с учетом корреляции всех возможных риск-факторов выполняется руководителем компании по финансам.
Контроль рисков заключается в информировании Генерального директора и соответствующих подразделений предприятия о состоянии Паспорта рисков и оценочных показателях возможных отклонений стоимости риск-объектов предприятия по сравнению с запланированными бюджетными данными.
В мониторинг эффективности работы СУР включаются следующие направления:
Алгоритм построения системы управления рисками
Менеджмент и все его компоненты неразрывно связаны со стратегией предприятия. Эта аксиома определяет принципы управленческой деятельности и основные узловые моменты. Специфика построения системы управления рисками в корпорации основана на корректировке локальной стратегии работы с неблагоприятными событиями в ходе процесса контроля. Для разработки эффективной СУР очень важен опыт практического применения финансово-экономической теории, налогового и гражданского права, внешних нормативных актов и стандартов.
Построение системы управления рисками, пример которой приведен ниже,основывается на опыте работы отечественных компаний с ориентиром на методику COSO. Создание данной модели СУР осуществляется по следующему алгоритму:
Принципы функционирования системы управления рисками, о которых нужно помнить всегда
Процессы построения, внедрения и развития СУР на предприятии напрямую зависят от принципов ее реализации. Данные правила должны строго соблюдаться всеми руководителями, ответственными за построение СУР и выполнение всех процедур системы управления рисками персоналом компании. При создании и внедрении следует соблюдать следующие принципы: