Что не является целью поведенческих диалогов по безопасности
Инструмент по безопасности №1. Диалог по безопасности
Описание
Ежедневные диалоги о безопасности носят неформальный характер и представляют собой 5-10-минутные обсуждения текущих вопросов безопасности. Диалоги проводятся ежедневно, желательно в начале рабочего дня или смены. Проведение диалогов непосредственно руководителем возможно, но не является обязательным. В диалогах могут также принимать участие подрядчики, работающие на объекте.
Стандарт
Каждый отдел может подготовить ежегодный план с указанием тем и вопросов, которые необходимо обсудить в ходе диалогов. Темы могут включать, например, обзор оценки рисков или рабочие инструкции. В диалогах могут также затрагиваться недавние инциденты или наблюдения по безопасности, проверки работы и результаты аудита. Отдел безопасности может оказать помощь в подготовке материалов для обсуждения в ходе диалогов.
Ежедневные диалоги о безопасности носят неформальный характер и представляют собой 5-10-минутные обсуждения текущих вопросов безопасности. Диалоги проводятся ежедневно, желательно в начале рабочего дня или смены. Проведение диалогов непосредственно руководителем возможно, но не является обязательным. В диалогах могут также принимать участие подрядчики, работающие на объекте.
Каждый отдел может подготовить ежегодный план с указанием тем и вопросов, которые необходимо обсудить в ходе диалогов. Темы могут включать, например, обзор оценки рисков или рабочие инструкции. В диалогах могут также затрагиваться недавние инциденты или наблюдения по безопасности, проверки работы и результаты аудита. Отдел безопасности может оказать помощь в подготовке материалов для обсуждения в ходе диалогов.
«Если Вы не можете найти время поговорить о безопасности, значит вам придется найти время на расследование несчастных случаев»
Для Диалога по безопасности можно воспользоваться темами для проведения диалогов по безопасности. Содержание.
Чтобы постоянно помнить о безопасности, необходимо создать культуру безопасности. Ежедневные обсуждения вопросов безопасности являются одним из важнейших шагов на пути создания подобной культуры. Именно поэтому необходимо создать привычку проведения ежедневных диалогов о безопасности, принимать участие в которых обязан каждый работник. Такие обсуждения могут проводиться начальством, но это не является обязательным условием. В подобные диалоги также следует вовлекать и работников подрядчиков, которые в данный момент трудятся на объекте.
Подразделение может подготовить годовой план, охватывающий те темы и направления, которые будут обсуждаться во время проведения подобных диалогов. Сюда также могут быть включены, к примеру, вопросы, связанные с пересмотром результатов оценки рисков и служебных инструкций. Во время проведения диалогов также можно рассматривать произошедшие недавно несчастные случаи и связанные с вопросами безопасности какие-либо наблюдения, вопросы рабочих проверок и находки аудитов и инспекций. Во время диалогов также необходимо обсуждать вопросы ближайшего будущего: какую именно работу нам предстоит выполнять, и какие аспекты безопасности будут с нею связаны? Отделы по охране труда и безопасности будут оказывать поддержку в подготовке материалов для обсуждения во время проведения диалогов.
Многие предприятия уже приняли на вооружение диалоги о безопасности. Работники предприятия проходят обучение по данной теме. Руководители должны разъяснить работникам почему это так важно, чтобы сотрудник был вовлечён в процесс обеспечения безопасности.
Довольно легко было найти тему, которая подходила бы для повестки диалога о безопасности. Можно обсудить замечания по безопасности, сделанные накануне, а затем разобрать специфические ситуации предстоящего дня. Также к общему списку вопросов можно добавить упражнение по выявлению опасностей на рабочих местах.
Так, например, на заводе Veitsiluoto показатели мероприятий в области безопасности составляют часть ежеквартальных премий. Проводимая в области безопасности работа вполне себя оправдывает: во всех показателях связанными с вопросами охраны труда и безопасности заметен постоянный прогресс. Для того чтобы быть уверенными, что Руководство завода вовлечено в вопросы безопасности, члены управленческой команды, к примеру, проверяют посты управления производством после проведения каждого управленческого совещания.
В вопросах безопасности мы, прежде всего, обращаем внимание на самих людей и на их поведение, а не на технические вопросы. Это нелегкий труд и мы еще далеки от совершенства, но результаты нашей деятельности в области безопасности растут день ото дня», — подытожил директор завода.
Поведенческий аудит в сфере охраны труда
Поведенческий аудит проводится регулярно, согласно утвержденному графику. В роли проверяющих выступают руководители, начальники отделов, бригадиры, мастера и другие сотрудники, которые несут ответственность за структурное подразделение организации. Считать проверку состоявшейся можно только после обязательной беседы с трудящимся.
Цели поведенческого аудита
Надлежащее проведение проверки позволит решить такие задачи:
Компания «Проверка труда» предлагает профессиональный аудит охраны труда в организациях, независимо от специфики деятельности.
Описание процесса
Главный принцип поведенческой проверки – взаимодействие между аудитором и трудящимся, за которым ведется наблюдение. Важные аспекты – периодичность аудита и обязательное документирование процесса.
В рамках ПАБ проверяющий обращает внимание на следующие факторы:
Вся информация, полученная в ходе проверки, подвергается тщательному анализу и пошаговой регистрации каждого этапа аудита. Форма отчета о ПАБ утверждается на предприятии, документ обязательно включает такие пункты:
Только конструктивный диалог между аудитором и сотрудниками и анализ корректирующих мер определяют значимость и эффективность проверки. Грамотный ПАБ поможет сформировать адекватное восприятие, желание придерживаться принятых норм и совершенствовать слабые места системы безопасности. Профессиональный аудит специалистами фирмы «Проверка Труда» — гарантия эффективности процесса.
Что не является целью поведенческих диалогов по безопасности
«Поведенческий диалог безопасности», «останов работ», «происшествия без последствий» (near miss)
25 ноября 2019 года высшим руководством АО «НК «КТЖ» были подписаны личные обязательства, дающие право каждому работнику останавливать небезопасные работы. Текст, подписанный Председателем Правления Сауатом Мынбаевым, гласит: «Работник имеет право остановить небезопасную работу, если ее продолжение создает угрозу жизни и здоровью. Использование Права на прекращение небезопасных работ ни для кого не будет иметь отрицательных последствий.»
Кто-то скажет, что подобное личное обязательство – не более чем красивая картинка. Специалист охраны труда практически любой организации в тайне надеется, что однажды к нему подойдет глава компании и скажет, что теперь он лично курирует все вопросы безопасности, потому что жить по-старому отныне нельзя, а охрана труда – та самая стена, ограждающая персонал компании от любых опасностей. А личное обязательство… Просто бумажка. Но не в случае АО «НК «КТЖ». За этой подписью стоят 3 года плодотворной работы и множество изменений, в том числе и в сознании руководителей.
Работа над созданием в Компании Культуры безопасного труда и совершенствованием системы началась в 2016 году. Тогда за основу была взята методика «Кривая Брэдли». Результат был неутешительный: 0,9 баллов, что соответствует Реактивному этапу, или отношение сотрудников к безопасности на уровне Естественных инстинктов. Это был первый раз, когда компания задумалась о нулевом травматизме.
Повторный замер был сделан спустя 2 года – в 2018 году. Хорошей новостью оказался переход на следующий уровень – этап Надзора, но балл вырос всего до 1,06. Развитие сдвинулось с мертвой точки, но изменения должны были стать активней и решительней.
В течение следующего года помимо внутренней работы АО «НК «КТЖ» решило провести Форум по производственной безопасности в г.Нур-Султан. Он состоялся в ноябре 2019. По этому случаю был сделан еще один замер, теперь уже в соответствии с Руководством Vision Zero. 1,7 балла! За 1 год компании удалось улучшить показатели в 4 раза по сравнению с достижениями предыдущих двух лет.
В 2019 году АО «НК «КТЖ» разработало ряд масштабных мероприятий, которые с ноября 2019 года начало планомерно внедрять в жизнь. Они охватывают все возможные аспекты безопасности.
COVID-19 не обошел и Казахстан. Также, как и в России, в марте 2020 года там был объявлен карантин. В этот период очень многие компании были вынуждены полностью изменить свои подходы в работе и обучении. Чтобы обезопасить своих сотрудников АО «НК «КТЖ» в этом же месяце перешел на дистанционные форматы обучения. Во-первых, компания не была готова отказаться от своих планов, а, во-вторых, еще тогда, в марте, весь мир понимал, что через несколько месяцев будет вторая, а может быть и третья волна заболеваемости, а, значит, короткая пауза в реализации проекта не поможет. Работа в сфере безопасности не может вестись только тогда, когда этому способствуют благоприятные факторы.
Испробовав системы дистанционного обучения в действии, компания намерена полностью остаться в ней и в дальнейшем. Опыт ведущих компаний мира давно показал эффективность этого подхода, так почему бы не перенять лучшее?
Здесь надо отметить, что уже существует мнение о том, что человечество вступает в Эру глобальных факторов. COVID-19 – лишь первая ласточка, которая обозначила необходимость изменения взглядов и подходов. Компании, которые думают, что достаточно затянуть пояса примерно на год, а потом смогут продолжать делать то, что делали раньше и так, как это было раньше, могут столкнуться с серьезными проблемами. Как раньше скорее всего уже не будет.
В декабре 2019 года в АО «НК «КТЖ» еще не знали о грядущих событиях, а просто старались идти в ногу со временем. А, значит, настал момент для перехода к цифровизации. Общество подписало контракт на разработку IT-приложения, которое получило название «ИСПБ» (Интегрированная система производственной безопасности). В работе она стартовала в марте 2020 года. «Интегрированная система производственной безопасности» удостоена звания Лучший проект по цифровизации среди портфельных компаний и заняла 2 место на международном уровне в конкурсе Международного союза железных дорог (МСЖД) «UIC DIGITAL AWARDS 2020» по номинации «Безопасность».
АО «НК «КТЖ» к воплощению этой идеи подошел глобально. Задача, поставленная руководством – регистрация в системе всех сотрудников, все 125 000 человек.
Каждый работник может скачать мобильное приложение и пройти регистрацию. Руководители несут персональную ответственность за отсутствие регистрации подчиненных сотрудников.
Одновременно с регистрацией все проходят обучение по использованию приложения: как регистрировать опасные действия и условия, останов работы и прочее. Исходя из получаемых данных, можно делать выводы о наиболее опасных видах работ и наиболее ответственных подразделениях.
В условиях пандемии этот проект стал ключевым в производственной безопасности и показал высокий уровень готовности к изменениям и адаптации к нынешним условиям. Благодаря внедрению этой системы каждый работник может сообщать о ситуациях, которые могут сказаться на здоровье или нормальной работе. Это сплочает людей, а значит помогает сделать еще один шаг к нулевому травматизму.
В ИСПБ учтена возможность анонимных сообщений. И поскольку скептики скажут, что в центральном офисе все имена видны, то сразу ответим: нет, даже контролеры видят только локацию, из которой пришло анонимное сообщение. Здесь уж ничего не поделаешь, надо же понимать, где требуется устранение проблемы.
Система многофункциональна. Помимо учета опасностей, в ней можно найти более 50 «минуток» безопасности, которые можно использовать перед проведением работ с высокой степенью риска, перед любой встречей и/или беседами с работниками. С апреля добавились аварийные карточки. Они содержат основные свойства опасных веществ и виды опасностей, а также указания по применению СИЗ и меры первой помощи.
В приложении уже зарегистрировано более 19 000 ПДБ (предотвращенные потенциальные происшествия). В дополнении к ранее данным обещаниям не наказывать за выявление нарушений, компания добавила и поощрительную часть. Сотрудники получают денежное вознаграждение. Их отбор проводится по принципу качественности диалога. Безопасность не приемлет формального подхода. Система денежной мотивации действует на ежемесячной основе.
АО «НК «КТЖ» подошел к вопросу безопасности со всех возможных сторон. Особенно компания гордится мотивационным документальным фильмом. Он длится 3 часа и описывает историю одного из сотрудников компании. В результате происшествия он в итоге остался без руки и ноги. Этот сотрудник и сейчас хорошо известен в организации, и надо отметить, не только благодаря фильму. Он проводит обучение сотрудников, и своим живым примером показывает, насколько важно соблюдать правила безопасности.
Как говорилось ранее, компания с определенной периодичностью проводит замеры своего текущего положения в вопросах культуры безопасности. Для этого проводится анкетирование. В частности, оцениваются 4 категории сотрудников: высшее руководство, специалисты ОТ, линейный персонал, сотрудники из регионов. Этот подход показал АО «НК «КТЖ», насколько сильно отличается видение одного и того же вопроса различными категориями сотрудников. Там, где руководство и специалисты охраны труда видели значительные проблемы, сотрудники линии говорили о нормальном положении вещей. Оценка отличалась в 2 раза.
Организация использует в работе буквально любую информацию, которую получает. На основании своих исследований, она старается найти максимально персонализированный подход к каждому сотруднику. Ведь все люди разные – пол, возраст, жизненный опыт – всё накладывает отпечаток на поведение человека. Проект, созданный АО «НК «КТЖ» успешно развивается и в ширину, и в глубину, не пропуская ни одной детали. Так, были выявлены противоречия в поведении сотрудников. И, заметьте, не только линейного персонала, анализируется и руководящий состав. Компания считает, что в слабой культуре безопасности неписаные правила и нормы поведения вступают в конфликт с официально установленными, а за создание культуры ответственность несут абсолютно все.
Во время обучения с сотрудниками разбирают «Пирамиду происшествий». Она сравнима с айсбергом, видимая часть которого – производственный травматизм, а скрытая часть – опасные действия. Работа только с травматизмом не решит проблемы безопасности. Если на предприятии происходит несчастный случай со смертельным исходом, то в его основе лежат от тысячи до нескольких десятков тысяч опасностей и опасных условий.
АО «НК «КТЖ» в работе с персоналом максимально старается донести до каждого сотрудника, что именно его поведение влияет на создание безопасной или травматичной ситуации. Организация несет ответственность за каждого своего сотрудника и дает возможности благополучно завершить каждый рабочий день, чтобы вечером вернуться к семье. Но в равной степени и сотрудник ежедневно принимает для себя самостоятельное решение воспользоваться ли созданными условиями или в угоду минутной потребности рискнуть жизнью и здоровьем. Невозможно приставить к каждому рабочему персонального специалиста охраны труда.
Понимая важность достижения полной прозрачности и открытости, руководством Компании направлено обращение всем трудовым коллективам, о введении моратория на применение мер дисциплинарной ответственности за рост регистрируемых происшествий.
АО «НК «КТЖ» о своей работе над построением культуры безопасности говорит: «Только работая сплоченно, как одна команда, мы сможем достичь цели нулевого травматизма!»
Темы диалогов по безопасности. Содержание.
Темы для проведения диалогов по безопасности
Человеческий фактор в обеспечении безопасности.
Мы все разные, но совершаем одинаковые ошибки. Не бывает глупых аварий, это человек совершает ошибки.
В диалогах по безопасности четко описано поведение работников, приводящих к несчастным случаям на производстве. Задача диалогов по безопасности помочь понять как действует работник, и каковы особенности мышления человека и его поведения. Диалоги по безопасности помогут исключить человеческий фактор из причин большинства несчастных случаев и аварий.
В качестве тем для ежедневных пятиминутных диалогов по безопасности рассматриваются:
Диалоги по безопасности подразделяются на четыре категории :
1. Знания и навыки
2. Восприятие и эмоции
3. Давление и стимулы
4. Внимательность
Успешные кейсы цифровизации охраны труда: Группа НЛМК
В Группе НЛМК с 2019 года реализуется стратегия цифровой трансформации. Под этим словосочетанием в компании понимают рабочий инструментарий для достижения стратегических целей, в том числе в области безопасности труда. Иными словами, цифровизация – это внедрение технологий для решения конкретных задач бизнеса. Как цифровизируют процессы на практике – кейсами поделился Павел Захаров, Директор Дирекции по охране труда и промышленной безопасности Группы НЛМК.
Группа НЛМК − вертикально интегрированная металлургическая компания, крупнейший производитель стальной продукции в России и одна из самых эффективных компаний-производителей стали в мире.
Почти 53 тысячи человек работает на предприятиях Группы
20 производственных площадок в России, Европе и США
LTIFR (подрядчики и сотрудники) 0,86
Активное внедрение цифровых технологий охватывает всю металлургическую отрасль, и и Группа НЛМК не является исключением, тем более, инвестирование в автоматизацию является частью стратегии развития компании уже на протяжении нескольких лет. Например, в компании внедрили 4D-проектирование объектов строительства. Это позволяет еще на стадии проектирования избегать возможных ошибок стройки. Цифровой двойник карьера Стойленского ГОКа позволяет компании конструировать разработку месторождения минимум на 30 лет вперед. А модель оптимальной шихтовки сырья для доменных печей выравнивает химический состав агломерата и тем самым сокращает затраты кокса при выплавке чугуна.
Внедряя цифровые инструменты, в Группе НЛМК сформулировали следующие тезисы:
Кейс 1. Информационная система «Охрана труда и промышленная безопасность»
Ключевая цель – создать единое информационное пространство для отслеживания и анализа состояния ОТПБ на всех производственных площадках Группы для оперативного принятия решений.
Информационная система состоит из 10 модулей, которые на всех производственных предприятиях Группы НЛМК.
Доступ к аналитической и статистической (при этом максимально четко структурированной) информации о состоянии ОТПБ на каждом отдельном предприятии и даже цехе. Это позволяет принимать грамотные управленческие решения.
Появилась возможность контроля выполнения всех мероприятий по охране труда. Например, по результатам несчастного случая составлен список корректирующих действий. Они вносятся в единую информационную систему, ставятся сроки и ответственные. Если в установленные сроки действие не закрывается (с загрузкой необходимых документов и фотографий), то оно автоматически поднимается на уровень начальника цеха. В планах – каскадировать проект: если в течение недели начальник цеха не смог устранить нарушения – корректирующие мероприятия поднимаются на уровень генерального директора. Если и он не может по каким-то причинам выполнить эти действия – то вопрос ставится на контроль Президента компании.
Кейс 2. Электронный наряд-допуск
На Новолипецком металлургическом комбинате внедрили систему выдачи разрешений на производство работ повышенной опасности в электронном формате. В планах – перевести в электронный вид выдачу наряд-допуска на все виды работ: огневые и газоопасные работы, работы на высоте и в электроустановках, земляные работы.
Информация о необходимых мероприятиях по охране труда, которые нужно провести до начала работ, передается одновременно всем участникам процесса через планшет, которыми обеспечены все сотрудники. Также система интегрирована с программой аттестации: если сотрудник не прошел аттестацию на те или иные виды работ, то допуск не будет подписан.
В планах реализовать технологию, которая при оформлении наряд-допуска будет проверять, происходили ли при аналогичных работах какие-либо происшествия. Если да, то система будет «подтягивать» извлеченные уроки из модуля «Расследование происшествий» информационной системы «Охрана труда и промышленная безопасность» для их обсуждения при проведении целевого инструктажа перед началом работ.
После выполнения работ сервис рассылает уведомления организаторам работ и специалистам по охране труда, а исполнитель получает электронный допуск и может приступать непосредственно к работам.
Невозможно открыть наряд-допуск, если существующие риски не устранены или работники не снабжены дополнительными средствами защиты. Например, если на фотографии с места проведения огневых работ будет отсутствовать огнетушитель, то получить допуск к их выполнению будет невозможно.
Подобная автоматизация позволила снизить количество бумажного документооборота за счет юридически значимого процесса электронного согласования и автоматического ведения журнала нарядов-допусков в электронной форме. С 1 января 2021 года Приказом Минтруда России от 11.12.2020 № 887н «Об утверждении Правил по охране труда при обработке металлов», предприятиям металлургической отрасли разрешено ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника.
До конца июня 2022 года электронный наряд-допуск планируют каскадировать на все российские площадки Группы НЛМК.
Кейс 3. Сервис «Заявление об опасностях»
Инструмент выявления опасностей и их устранения для проактивного подхода к охране труда и промышленной безопасности.
Сервис «Заявление об опасностях» реализован на корпоративном портале и в мобильном приложении «Мой НЛМК».
При реализации этого проекта в компании столкнулись с проблемой – вовлечь людей. Для ее решения поставили цель, чтобы каждый сотрудник за год внес как минимум одно или два замечания.
Проект за 2020 год получил впечатляющие результаты:
10 тысяч человек внесли данные
200 тысяч опасностей выявлено
85% опасностей устранено
Этот инструмент позволяет анализировать количество выявленных опасностей, их местоположение, видеть градацию по цехам, видам работ и т.д., и на основании этих данных фокусироваться именно на проблемных зонах.
Кейс 4. Поведенческий диалог по безопасности
Поведенческий диалог по безопасности, еще известный как поведенческий аудит безопасности, представляет собой процесс, основанный на наблюдении за действиями работника во время выполнения им производственного задания, его рабочим участком/местом, и последующей беседе между работником и аудитором.
Сервис реализован на портале Группы и в мобильном приложении «Мой НЛМК». Ключевая особенность проведения поведенческих диалогов по безопасности в Группе НЛМК – цифровая фиксация результатов. Посещая производственный объект, проверяющий вносит все данные в информационный сервис «ПДБ», который доступен как с компьютеров, так и с мобильных устройств. В компании стараются проводить поведенческие диалоги по безопасности в позитивном ключе, непременно поощряя за безопасную работу.
Отчеты с результатами поведенческих диалогов по безопасности позволяют выявить частоту опасных действий и условий на конкретных участках и при конкретных видах работ. Это, опять-таки, позволяет принимать правильные управленческие решения.
С начала реализации проекта, т.е. за 2020 год, проведено и оформлено свыше 80 тыс. диалогов по безопасности.