Что не является целью охраны земель

Что не является целью охраны земель

ЗК РФ Статья 13. Содержание охраны земель

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 13 ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 477-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

6. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

8. Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса.

9. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Источник

Правовое регулирование охраны земель

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Общие положения об охране земель.

Мероприятия по охране земель предназначены для сохранения и улучшения состояния земли как природного объекта и природного ресурса. Данные мероприятия составляют важную часть хозяйственной деятельности. Требования по охране земель, порядок выполнения мероприятий по предупреждению нарушения или деградации земли составляют содержание норм экологического, земельного законодательства, а также норм законодательства об использовании и охране иных природных объектов.

Поскольку сохранность земли лежит в основе реализации всех земельных отношений, правовое регулирование охраны земель составило самостоятельный институт земельного права.

С правовой точки зрения охрану земель можно рассматривать как урегулированные правовыми нормами общественные отношения в области обеспечения сохранности естественных свойств земли.

Круг данных отношений составляют отношения, проистекающие из действий по предупреждению, пресечению, ликвидации негативных воздействий на землю как природный объект. К отношениям в области охраны земель примыкают отношения по контролю за охраной и использованием земель и привлечению к ответственности за несоблюдение требований в области охраны земель, но эти отношения выделены в качестве отдельных предметов регулирования.

В основе правового метода охраны земель, исходя из нормы экологического законодательства, находится представление о земле как о природном объекте. ЗК устанавливает, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими: сохранение экологических систем; способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В этом, собственно, можно усмотреть разницу в подходах к охране земель, определяемых экологическим и земельным законодательством.

Цели охраны земель.

Цели охраны земель, установленные как земельным, так и экологическим законодательством, имеют много общего. Это не случайно, поскольку и при охране земли и как основы существования экологических систем, и как основы хозяйственной деятельности главным является обеспечение сохранности естественных свойств земли (плодородия, экологической чистоты, отсутствия признаков деградации и др.).

Цели охраны земли основаны на общих принципах, установленных Конституцией РФ, согласно которым земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Непосредственно связана с вопросами охраны земель и норма ст. 42 Конституции РФ, устанавливающая, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно общим нормам экологического законодательства, земля рассматривается как один из компонентов природной среды и объект охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

При этом законодательно установлено, что целями охраны земель являются:

предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Под деградацией земель понимается совокупность процессов, приводящих к изменению и в конечном счете прекращению функций почвы.

В целях предотвращения и ликвидации последствий деградации выделены следующие типы ухудшения качества земель:

физическая (земледельческая) деградация. Данный вид деградации является следствием низкой культуры ведения сельского хозяйства, приводящей к снижению плодородия почв. Физическая деградация чаще всего становится причиной водной, ветровой эрозии почвы, ее засоления или заболачивания и др.

Правом установлены требования по предотвращению как технологической, так и физической деградации.

Сохранение почв и их плодородия является одной из наиболее важных задач охраны земель. Почва является незаменимым и уникальным природным объектом, покрывающим поверхность земли. Именно почва обладает плодородием, т.е. веществами и свойствами, необходимыми для воспроизводства растительности, составляет основу существования растительного мира на планете. Наибольшее значение для общества почва имеет при осуществлении сельскохозяйственной деятельности. Наличие и качество почвы является также важным для воспроизводства лесов, обеспечения существования особо охраняемых природных территорий. Поэтому в законодательстве установлены особые требования не только в отношении охраны земель, но и охраны почв как особого объекта.

Законодательство об охране земель.

Регулирование охраны земли выстраивается в соответствии с общими принципами экологического и земельного законодательства. Такими принципами являются:

учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы;

приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и др. (ст. 1 ЗК).

В настоящее время действует несколько федеральных законов и иных нормативных правовых актов, направленных на урегулирование отношений, связанных с различными аспектами охраны земель.

Нормы гл. II ЗК и Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливают основные и наиболее общие положения об охране земель в Российской Федерации, они должны конкретизироваться иными нормативными правовыми актами как Российской Федерации, так и субъектов Федерации.

Охрана земель особо охраняемых природных территорий осуществляется на основании Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и нормативных правовых актов, принятых и действующих в его развитие.

Для охраны земель сельскохозяйственного назначения важную роль играет Федеральный закон «О мелиорации земель». Данный Закон определяет правовые основы деятельности в области мелиорации земель как особого вида сельскохозяйственной деятельности по улучшению плодородия земель; полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.

Другим законом, касающимся охраны сельскохозяйственных земель, является Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Разумеется, особой охране подлежат и земли поселений, и земли промышленности, транспорта и иного специального назначения как наиболее подверженные антропогенному и техногенному воздействию. В данном случае к общим нормам об экологических и санитарных нормативах использования земель этих категории добавляются специальные нормы, устанавливающие требования по охране земель как базы функционирования соответствующей отрасли хозяйства, размещения и строительства различных инженерных объектов.

1. Содержание и требования охраны земель.

Согласно нормам земельного законодательства в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия:

· по сохранению почв, и их плодородия;

· защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

· защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

· ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

· сохранению достигнутого уровня мелиорации;

· рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

· сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Таким образом, кроме деятельности, связанной с защитой земель от различных воздействий, пользователи и владельцы земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по ликвидации последствий вредного воздействия, в том числе осуществлять рекультивацию земель, а также выполнять мероприятия по сохранению установленного (достигнутого) качества земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

Одной из обязанностей собственников, землевладельцев, землепользователей является предотвращение естественного, техногенного и антропогенного вредного воздействия, способного привести к деградации земель. Исходя из этого законодательно установлено положение, согласно которому при проведении строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых, связанных с нарушением почвенного слоя, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Требования в области охраны земель при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов установлены не только земельным, но и экологическим законодательством. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов должны приниматься меры по рекультивации земель, запрещается ввод в эксплуатацию объектов без завершения предусмотренных проектами работ по рекультивации земель. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, должны проводить мероприятия по рекультивации земель.

Рекультивация земель

Важное значение для осуществления охранных мероприятий имеет деятельность по рекультивации земель, в том числе по снятию и сохранению плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель (строительства, добычи полезных ископаемых и т.п.).

Рекультивацией земель называется комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Порядок проведения работ по рекультивации земель в настоящее время урегулирован постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», а также принятым во исполнение данного постановления приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525 и № 67 «Об утверждении Основных, положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Указанными актами устанавливается, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные:

· при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземных способом, а также добыче торфа;

· прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

· ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;

· складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;

· строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);

· ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;

· проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.

Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, до­пускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Юридическим и физическим лицам, проводящим работы по добыче полезных ископаемых, промышленному, гражданскому, водохозяйственному и иному строительству, следует обеспечивать сохранность залежей торфа или осуществлять в установленном порядке их разработку и использование для повышения плодородия почв, если проводимые работы могут привести к порче и уничтожению торфа.

Консервация земель.

Вцелях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ.

В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и степени загрязненности земель вместо консервации может вводиться специальный режим их использования или производиться изменение целевого назначения земель.

Земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в земельный запас. При этом консервации подлежат:

· сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасоленными, сильнозаболоченными (в результате подтопления или нарушения экологических требований) почвами, подверженные в большой степени опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых, оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом в случаях, когда использование по целевому назначению земель с указанными признаками деградации приводит к дальнейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки;

· земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней.

Выявление деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель производится путем обследований, проведенных по утвержденным методикам. Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель содержатся в письме Роскомзема от 27 марта 1995 г. №3-15/582.

Органы государственной власти, уполномоченные осуществлять полномочия в данной области, проводят подготовку ма­териалов по консервации земель Подготовленные материалы по консервации земель, представляемые на рассмотрение в соответствующие, органы местного самоуправления, в ведении которых находятся эти земли, должны содержать:

· заключения соответствующих органов государственной власти;

· план земель собственника, землевладельца, землепользователя с нанесением границ участков, подлежащих консервации;

· экспликацию земельных угодий с указанием степени деградации и загрязнения почв;

· заключение организаций, проводивших обследование;

· мнение собственников земли, землевладельцев, землепользователей по восстановлению земель;

· примерный перечень мероприятий по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель с указанием исполнителей и источников финансирования этих мероприятий;

· справки об убытках, вреде, потерях сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, причиненных в результате ухудшения состояния земель.

Источник

Что не является целью охраны земель

Что не является целью охраны земель

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы,

а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
3. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
6. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации.
9. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *