Что не является целью деятельности классного руководителя
Функции классного руководителя в современной школе
Цель и задачи деятельности классного руководителя
Задачи деятельности классного руководителя:
• формирование и развитие коллектива класса;
• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
• формирование здорового образа жизни;
• организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
• защита прав и интересов обучающихся;
• организация системной работы с обучающимися в классе;
• гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
• формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
• организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
• обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
• установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
• проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
• взаимодействие с педагогическими работниками, э. также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
• организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
• стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
• ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
• регулирование межличностных отношений между обучающимися;
• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
• определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
• контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
• контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
• групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
• определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
• учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
• обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Цели и задачи классного руководителя
Просмотр содержимого документа
«Цели и задачи классного руководителя»
Положение о классном руководителе
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», инструктивно – методическими документами Министерства образования и науки РФ об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности классного руководителя и регламентирует работу классного руководителя, в соответствии с ФГОС ООО, на основании приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
1.2. Классный руководитель – педагог – профессионал, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения ребёнка и развития личности обучающихся.
1.3. Классный руководитель назначается (с согласия педагогического работника) и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства.
1.4. Классный руководитель подчиняется директору общеобразовательного учреждения. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
1.5. Классный руководитель в своей работе руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ и Орловской области, решениями органов местного самоуправления, нормами Устава школы и настоящим положением.
1.6. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.
1.7. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, учителями, работающими в классе, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями) детей, классным и общешкольным родительским комитетами, педагогом – организатором, педагогом – психологом, педагогами дополнительного образования, специалистами из других сфер (науки, культуры, искусства, здравоохранения, спорта, правоохранительных органов и пр).
2. Основные задачи и функции классного руководителя.
2.1. Основной задачей классного руководителя является создание благоприятных условий пребывания ребёнка в образовательном учреждении, формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Задачи деятельности классного руководителя:
формирование системы ценностных ориентации обучающихся как основы их воспитанности;
создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся.
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
защита прав и интересов обучающихся;
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.
2.2. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, направленный на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Деятельность строится на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю необходимо знать:
— общую и социальную педагогику и психологию детей и подростков;
— теоретические основы воспитания, владение современными технологиями воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации досуга школьников, коллективной творческой деятельности; проектной деятельности, техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);
— индивидуальные и возрастных особенности детей и подростков,
— законодательные акты, постановления и решения Правительства РФ и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания обучающихся.
2.3. Функциями классного руководителя являются:
а) аналитико – прогностические:
-изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
-определение состояния и перспектив развития коллектива класса;
-анализ и оценка семейного воспитания каждого ребёнка;
б) организационно – педагогические:
-организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
-взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
-стимулирование и учёт разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в сстеме дополнительного образования детей;
-взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно – вспомогательным персоналом ОУ;
-обеспечение связи ОУ с семьёй;
-поведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
-регулирование межличностных отношений между обучающимися;
-установление оптимальных взаимоотношений «учитель – ученик»;
-содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
-оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств;
-контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
-контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
— контроль за внеурочной воспитательной деятельностью.
ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимия:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования, трудовой десант и др.)
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед образовательным учреждением;
учитывать принципы организации образовательного процесса, специфику школы, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
ПОЛНОМОЧИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Классный руководитель как административное лицо имеет
контролировать посещаемость занятий учащимися его класса;
получать, изучать, систематизировать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
контролировать успеваемость каждого учащегося, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
координировать работу учителей-предметников своего класса, организуя консультации, педконсилиумы;
выносить на рассмотрение администрации, методсовета, объединения классных руководителей, педагогического совета школы согласованные с классом мнения и предложения;
приглашать родителей (лиц их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, отделы семьи с целью решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся класса;
работать по авторским программам;
апеллировать к педагогическому совету школы в случае несогласия с оценками администрации, методического совета состояния воспитательной работы в классном коллективе, ее результатов, уровня нравственного воспитания учащихся.
Классный руководитель как административное лицо обязан:
1. Организовывать деятельность классного коллектива:
распределение поручений, работа с активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация коллективного творческого дела, помощь в организации дежурства и работе на закрепленной за классом территории;
организация дежурства по классу и школе;
участие в общешкольных мероприятиях;
организация и проведение общешкольных дел по графику;
соблюдение санитарного состояния закрепленного кабинета;
забота о внешнем виде воспитанников;
2. Организовывать учебную работу классного коллектива и отдельных учащихся:
осуществлять строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин;
забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им помощи в учебе, передачи уроков, внимания товарищей по классу;
создание обстановки, благоприятствующей учебе;
координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений, помощи в учебе, проведение мини педсоветов учителей, работающих в классе и т.д.);
работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьника;
создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов, экскурсий, посещение выставок, дальних поездок, походов и т.п.);
развитие умения научно организовывать умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа и т.д.);
забота о круге чтения (рекомендации учителей предметников), знакомство с кругом чтения, помощь в выборе книг
собрание, беседа, откровенный огонек и т.д.);
вовлечение в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, культуры, искусств.
4. Изучать личность школьников, корректировать их воспитание:
изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учетом мнений учителей, работающих в классе, и родителей;
фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;
оказывать воспитанникам помощь в решении острых жизненных проблем;
содействовать социальной и правовой защите интересов и прав воспитанников;
организация нравственного воспитания;
воспитание политической культуры;
формирование эстетической культуры;
воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков;
привитие санитарно-гигиенических навыков.
5. Работа с родителями.
проведение тематических родительских собраний 1 раз в четверть;
изучение условий воспитания в семье;
индивидуальная работа с родителями;
привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности классного коллектива;
влияние на общение ребят с родителями.
Классный руководитель не имеет права:
унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;
использовать оценку для наказания или расправы над учеником;
злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово;
использовать семью для наказания ребенка;
обсуждать за глаза своих коллег, представляя их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего коллектива.
Классный руководитель должен знать:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
«Конвенцию о правах ребенка»;
педагогику, детскую возрастную, социальную психологию; школьную гигиену;
теорию и методику воспитательной работы;
основы трудового законодательства.
Классный руководитель должен уметь:
общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;
видеть и формулировать свои воспитательные цели;
составить план воспитательной работы в своем классе;
организовать воспитательное мероприятие, беседу, диспут, экскурсию,
поход, классный вечер, классный час и т.д.;
организовать и провести родительское собрание;
пользоваться психо-диагностическими тестами, анкетами, опросниками и
корректно использовать их в своей работе.
ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
план воспитательной работы с классным коллективом,
личные дела учащихся,
протоколы родительских собраний,
дневники педагогических наблюдений за учащимися, состоящими на
папки с разработками воспитательных мероприятий, с результатами классных и социально-психологических исследований,
тетрадь классного руководителя.
отчетность по питанию;
классный журнал по технике безопасности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
Результативность работы классного руководителя может быть оценена с помощью разных критериев. К ним относятся:
упорядоченность жизнедеятельности класса;
наличие и уровень зрелости классного коллектива;
общий психологический климат в классе;
социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность;
реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;
повышение интеллектуального уровня развития учащихся, их нравственное, эстетическое, правовое, половое и гигиеническое, а также мировоззренческое развитие.
активная позиция классного руководителя;
взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса;
Задачи и обязанности воспитательной работы классного руководителя.
Тема: Задачи и обязанности воспитательной работы классного руководителя.
Задачи классного руководителя.
Функции классного руководителя (по желанию)
Обязанности классного руководителя.
Формы работы классного руководителя.
Работа классного руководителя по изучению учащихся.
Работа классного руководителя с учителями- предметниками.
Работа классного руководителя с родителями учащихся.
1.Задачи классного руководителя
Классный руководитель – это основной и непосредственный организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором для осуществления воспитательной работы в классе.
Институт классного руководителя сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917г. эти педагоги назывались классными наставниками и классными дамами. В советской школе должность классного руководителя была введена в 1934г.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
Формирование и развитие коллектива класса.
Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
Защита прав и интересов обучающихся.
Организация системной работы с обучающимися в классе.
Организация системы отношений через разнообразные формы деятельности коллектива класса.
Организация социально-значимой деятельности обучающихся.
Формирование здорового образа жизни.
2.Функции классного руководителя
1. Организационно-координирующая предполагает:
Установление контактов с родителями ученика, оказание им помощи в воспитании (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).
Проведение консультаций, бесед с родителями.
Организация внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий).
Работа с учителями данного класса психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, с воспитателем ГПД.
Ведение документации (классный журнал, личные дела учащихся, план работы классного руководителя).
Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение малых педсоветов, тематических и других мероприятий.
Индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений.
2. Коммуникативная функция заключается:
В формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе.
В обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми.
В содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса.
В оказании помощи ученикам в формировании коммуникативных качеств.
3. Контрольная функция заключается:
Контроль за успеваемостью и посещаемостью учебных занятий обучающимися.
3. Обязанности классного руководителя:
Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе можно условно разделить на 5 групп:
организация деятельности классного коллектива;
организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся;
организация жизни класса во внеурочное время;
изучение личности и коррекция воспитания;
работа с родителями;
В первую группу «Организация деятельности классного коллектива» входят следующие обязанности:
1. изучение дел учащихся и ведение классного журнала;
организация деятельности класса: распределение поручений в классе, организация работы дежурных, работа с активом класса, делегирование учащихся во внутришкольные объединения, организация внеклассных мероприятий;
организация дежурства по школе и столовой;
соблюдение санитарных норм прикреплённого класса;
забота о внешнем виде учащихся;
организация питания учащихся;
организация деятельности родительского комитета по созданию финансового фонда класса.
Во вторую группу «Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся» включены следующие его обязанности:
1. систематический контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков;
организация помощи в учёбе часто болеющим учащимся, организация посещения учащихся на дому, сообщение больным учащимся домашнего задания;
воспитание в учащихся класса чувства заботы о больных одноклассниках;
создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению учащимися учебных материалов
координация сотрудничества педагогов, работающих в классе;
работа с дневниками учащихся: проверка дневников, выписывание отметок учащихся в дневник, анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов за неделю;
создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (кружки, факультативы, экскурсии, выставки);
развитие индивидуальных качеств личности учащихся с помощью школьного психолога и социального педагога, библиотекаря;
Третья группа «Организация жизни класса во внеурочное время» включает в себя следующие обязанности:
1.создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция;
развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его исполнением;
организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов, с привлечением всего класса или отдельных учащихся;
вовлечение учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия;
организация просвещения учащихся по преодолению вредных привычек;
охрана здоровья учащихся класса с учётом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья каждого ученика на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность. Организация походов, секций внутри школы и вне её;
помощь в деятельности учащихся класса в различных детских общественных организациях;
организация и проведение часов общения, тематических классных часов.
Четвёртая группа «Изучение личности и коррекция воспитания» включает в себя следующие обязанности:
1. привитие санитарно-гигиенических навыков и навыков бережного отношения к своему здоровью;
привитие навыков работоспособности и воспитания ответственного отношения к трудовой деятельности;
воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся;
работа с характеристикой класса и отдельных учащихся
Пятая группа «Работа с родителями» выглядит так:
изучение семейной ситуации и условий воспитания ребёнка в семье;
индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование;
проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);
привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;
5.проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель;
6. влияние на общение родителей с детьми;
7.защита интересов и прав ребёнка в общественных организациях и государственных судебных органах.
4.Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
— индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
— групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
— коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
— определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
— учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
— обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
5. Работа классного руководителя по изучению учащихся:
П роведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьёзных просчётов и педагогических ошибок.
Изучение школьников классными руководителями проводится с помощью различных методов. Важнейшими их них являются: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент.
Как же использовать их в процессе воспитания школьников?
Повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся. Сущность этого метода заключается в том, чтобы, наблюдая за учащимися в различных условиях учебной и внеклассной работы, выявлять особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно владеть фактами и примерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные проявления. Например, когда, наблюдая за тем или иным из учащихся, классный руководитель замечает, что он на уроках не может сдерживать себя и ведёт себя не спокойно, на переменах с криком бегает по коридору, логично сделать вывод о недостаточной его дисциплинированности. Если на как ого-нибудь ученика учителя жалуются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, можно предполагать, что он требует постоянного внимания и помощи в улучшении домашней работы.
Индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учителями и родителями. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится той или иной школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах учащиеся рассказывают о своих успехах и неудачах в учёбе, характере отношений с одноклассниками.
Изучение результатов деятельности учащихся. В школе проводятся различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники проявляют творческие способности и мастерят различные поделки. Некоторые из них любят рисовать, другие занимаются коллекционированием и т.д. По результатам этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увлечениях, но и о склонностях и способностях учащихся, делать прогнозы их развития.
Посещение учащихся на дому позволяет накапливать представления о том, как живёт и работает тот или иной ученик в домашних условиях, как соблюдается режим, какая атмосфера в семье, чем заполняет он свободное время. Очень важное значение имеют здесь контакты с родителями, их мнения, просьбы, жалобы. Всё это даёт материал для дальнейшего улучшения внеклассной работы.
Естественный эксперимент. Сущность его состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деятельность, и педагог наблюдает за их поведением не в искусственно созданных ситуациях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности.
6. Работа классного руководителя с учителями-предметниками.
Проводя воспитательную работу с учащимися, классному руководителю следует поддерживать тесные контакты с учителями с целью установления единых требований к учащимся и повышение качества учебно-воспитательного процесса. В каких же формах осуществляется эта работа?
Одной из таких форм является посещение классным руководителем уроков, проводимых учителями в его классе. В процессе посещения занятий он наблюдает за работой учащихся, их дисциплиной, анализирует качество их знаний и познавательную активность. Одновременно с этим классный руководитель изучает вопрос о накоплении оценок и использовании их стимулирующей роли в учении, о дозировке объема домашних заданий и т.д.
Важной проблемой в работе классного руководителя с учителями является организация помощи слабоуспевающим школьникам. Конечно, эту работу должен вести каждый учитель. Но классный руководитель, находясь в постоянных контактах с учащимися, иногда может подсказать причины снижения качества знаний того или иного ученика и попросить учителя учесть их в своей работе.
Таким образом, тесное взаимодействие классного руководителя с учителями помогает ему повышать содержательность и действенность внеклассной воспитательной работы.
7.Работа классного руководителя с родителями учащихся.
Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи.
Большое место в работе классного руководителя с семьёй занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводится родительское собрание, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении. В необходимых случаях, когда срочно требуется вмешательство семьи в решении той или иной воспитательной задачи, классный руководитель посещает их на дому или приглашает в школу, и они совместно договариваются о том, какие меры нужно предпринимать для улучшения учёбы или поведения учащихся.
Например, ученик перестал дома готовить уроки, вошёл в контакт с нездоровой компанией. В этом случае классный руководитель советует родителям усилить контроль за его домашней работой, а так же за поведением вне школы.