Что не является трендом в образовании
Что не является трендом в образовании
Во-первых, это создание новых условий и активных методик обучения, которые являются основой образовательной парадигмы.
Во-вторых, возрастающие требования со стороны общества к подготовке критически мыслящей и функционально грамотной личности, способной к непрерывному обновлению своих знаний, быстрому переучиванию и смене области применения своих способностей для успешной жизни в быстро меняющемся мире.
Подробнее:
10 трендов Российского образования
Эксперты Центра образовательных разработок бизнес-школы СКОЛКОВО подготовили обзор нового отчета NMC Horizon о будущем высшего образования на ближайшие пять лет.
Предлагаем познакомиться с ключевыми тенденциями преобразований в образовательной сфере на сайте авторов исследования.
Подробнее:
Геймификация в обучении
Еще несколько лет назад о геймификации никто ничего не слышал, а сейчас она является одним из популярных трендов современного образования, в том числе и электронного.
Оставляя за порогом дискуссии, которые ведутся по поводу эффективности данного тренда, скажем, что геймификация выросла из практики применения игровых элементов на неигровом поле в целую науку со своими адептами, методами и моделями.
«Cторителлинг» в обучении
Чему учат мумий-тролли и плащ-невидимка?
Художница и писательница, Туве Янсон, создала чудесный мир милых созданий мумий-троллей, любивших приключения и свою семью. «Каждый нуждается в том, чтобы время от времени рассказывали хорошую историю», – говорят ее персонажи.
«Сторителлинг» (от англ. «storytelling») – рассказывание историй. Метод, который широко применяется в обучении.
Тренды e-Learning
Индустрия e-Learning – одна из самых быстро развивающихся в мире технологий. Это можно объяснить огромным спросом пользователей, число которых растет в геометрической прогрессии. Поскольку преимуществами онлайн-обучения пользуются все больше образовательных учреждений и коммерческих компаний, e-Learning процветает и движется вперед со скоростью света.
Вот почему трудно уследить за всеми изменениями. Чтобы оптимизировать этот процесс, люди делают прогнозы и создают тренды, о которых мы и собираемся рассказать.
Но всегда ли этим трендам стоит следовать? Могут ли они принести больше вреда, чем пользы? Давайте выясним!
«Перевернутый класс»: модель обучения 21-го века
«Перевернутый класс» – модель смешанного обучения, предполагающая предварительное знакомство обучающихся с теоретическими основами темы до урока, при выполнении домашнего задания. Таким образом, освоение нового материала происходит в самостоятельной домашней работе ученика на основе электронных ресурсов, а отработка и закрепление – на уроке в классе. При этом наиболее трудные вопросы по-прежнему обсуждаются в классе, но большая часть урока отводится на практическую деятельность, в ходе которой требуется применить полученные знания для решения расчетных или творческих задач, выполнения упражнений.
Заинтересованы? Предлагаем познакомиться с данной моделью более подробно.
Главные тренды в образовании
В мире глобальной конкуренции качество образования становится тем, что позволяет как отдельной личности, так и обществу в целом получить и сохранить лидирующие позиции на рынке. Поэтому внимание авторитетных изданий к трендам в сфере образования не случайно – Forbes, The Guardian, The New York Times, Huffingtonpost, The Economist и многие другие регулярно представляют свое видение тенденций развития высшего образования и, соответственно, источники хороших кадров.
Среди главных трендов в образовании ближайшего будущего названы такие:
Тренды в образовании на 2021 год
Новое десятилетие стало шоковой терапией для сферы образования. Под давлением пандемии мы стремительно выходим из привычных моделей обучения и активно осваиваем новые форматы учебы.
О том, почему классическая школа больше не работает и какие тренды ждут рынок образования в 2021, рассказывает основатель и CEO международной образовательной платформы Lectera.com Мила Семешкина.
Bite-size learning вместо учебы от звонка до звонка
Развитие технологий и сокращение жизненного цикла профессий привели к устареванию классической модели образования «школа-университет». Ей на смену пришла концепция bite-size learning — фокусное и динамичное обучение в минимальные промежутки времени в комфортном для себя ритме. Истоки этого метода уходят в исследования работы человеческого мозга. Как известно, новая информация воспринимается лучше всего в течении первых 20 минут, а максимальный уровень концентрации приходится на первые 5-8. Соответственно, в диапазоне стандартного урока длинной в 60-90 минут внимание значительно снижается.
Bite-size learning можно назвать одним из наиболее удачных подходов, решающих проблему рассеянного внимания учеников. При учебе «малыми порциями» создаются модули длинной до 15 минут с использованием различных инструментов (видео, блоги, игры) и тестов. На выходе человек получает конкретную и целевую информацию, тем самым значительно экономя собственное время. Кроме того, все модули можно изучать повторно, а объединенные вместе они могут использоваться для знакомства с обширными темами и давать более развернутое представление об изучаемом предмете лучше, чем традиционные линейные презентации. Еще один плюс – для прохождения курса можно использовать не только рабочий компьютер, но и обычный смартфон. Таким образом, во время завтрака за чашкой кофе вы без труда можете пройти краткий обучающий блок.
Высокая скорость обучения
Всего какие-то 20—30 лет назад, получив профессию, можно было планировать свою карьеру и быть уверенным, что в ближайшие годы в ней ничего не изменится. Сегодня такая ситуация практически невозможна: уходят в прошлое не только целые специальности — структура самих профессий меняется с огромной скоростью. И мир продолжит ускоряться. Времени на неспешное развитие не остается. Единственный выход – переобучение в максимально короткие сроки. Востребованным станет формат интенсивного точечного обучения с использованием цифровизации – например, чат-ботов и искусственного интеллекта. Они способны проводить в том числе и образовательные марафоны в сжатые сроки, отслеживать качество усвоения новых знаний, формировать отчет по итогам обучения.
Гибкий формат обучения
В настоящее время любое учебное заведение должно предлагать своим ученикам выбор, быть гибким по отношению к ним. Мы больше не можем существовать в жестких рамках классического образования XX века. Принятые ранее программы с фиксированным количеством учебных часов, отведенных на каждый предмет, незаметно отходят в прошлое. Студентам необходимо давать право выбора, на каких предметах фокусироваться, а в какие погружаться не так сильно. Персонализированный подход позволит увеличить мотивацию каждого отдельно взятого человека, позволит ему контролировать процесс обучения и отслеживать собственный прогресс в учебе, что в свою очередь положительным образом скажется на ответственности и вовлеченности в программу уроков. Гибкость распространяется и на систему обучения, недаром все больше университетов в мире смещаются в сторону гибридных схем обучения, когда студенты сначала самостоятельно изучают теорию на платформе, а живые лекции посвящаются обсуждению пройденного материала, конструктивным дискуссиям, разбору конкретных кейсов, групповым заданиям и презентациям. Этот тренд в ближайшие годы будет только укрепляться.
Прикладной характер обучения
Развитие цифровых технологий, с одной стороны, открывает новые возможности, с другой – ставит перед нами новые вызовы. Чтобы оставаться в тренде, быть эффективным и востребованным специалистом, необходимо постоянно учиться и развиваться. При этом если еще пять-десять лет назад ВУЗы оставляли за собой право дать студентам лишь теоретические знания, перекладывая эмпирику на плечи работодателей, то сегодня ситуация существенно поменялась. Классического образования уже недостаточно, поскольку появляются новые требования, специальности, меняются технологии и процессы. В итоге современные работодатели все больше интересуются компетенциями, а не традиционными степенями кандидатов. Следовательно, от образовательных учреждений ждут упрощения процесса освоения студентами новых прикладных навыков.
Фокус на прокачке определённых навыков
Поколение миллениалов и Z, привыкшее к персонализированным сервисам Apple Music и Netflix, уже не хочет взаимодействовать со стандартизированными образовательными сервисами, рассчитанными на среднестатистического пользователя, и в этом контексте первую скрипку начинает играть кастомизация. Обучение от обязательного постепенно трансформируется в добровольное. Студенты будут сами решать, какие навыки им необходимо развивать. Образовательные платформы и университеты уже сейчас активно стараются найти новые пути персонализировать учебный контент, перестроить академическую и карьерную поддержку, чтобы она соответствовала групповым и индивидуальным запросам студентов.
Данный тренд имеет и экономическую целесообразность: чем больше предметов будет предложено студентам для осознанного выбора, тем меньше будет человек, приходящихся на одного педагога, а чем больше в учебном плане появится внеурочных семинаров и занятий, выбранных студентам по собственному желанию, а не принуждению, тем выше будет степень их удовлетворенности образовательным процессом.
11 трендов образования будущего: на что обратить внимание в 2021 году?
Содержание
Небольшое вступление
2020 год изменил систему образования кардинальным образом. Глобализация, резкий скачок в мире технологий, переход в диджитал и сверху добавим немного пандемии коронавируса – это всё оказало существенно влияние на многие сферы нашей жизни, в том числе и на образование.
На дворе начло 2021 года, а значит, настала пора поговорить о том, какие образовательные тренды будут доминировать в сфере образования в будущем, на что стоит обратить внимание и чего ожидать в ближайшие месяцы и годы в своих школах, колледжах и вузах.
Это интересно!
Современные образовательные тренды ищут всё новые пути и способы заинтересовать учащихся в процессе. Если раньше было достаточно использовать новые технологии, то сейчас ими не удивить. Поэтому всё больше рождается идей, где роли ученика и учителя изменяются, преображаются, а иногда даже и меняются.
Итак, 11 трендов образования будущего! Почему 11? Потому что 10 – слишком просто и избито, а 9 – слишком мало. 11 в самый раз!
Тренд № 1: Lifelong Learning или Обучение всю жизнь
Принцип Lifelong Learning уже многие века ходит по миру: ещё в начале нашей эры Луций Анней Сенека выдал золотую цитату, актуальную и по сей день: «Век живи – век учись тому, как следует жизнь». Правда к 21 веку её сократили до «Век живи – век учись», но суть осталась той же: учиться нужно всегда, всегда нужно расти и развиваться ведь стагнация ничем не лучше деградации.
В 21 веке непрерывное обучение стало невероятно популярным, люди осознали важность саморазвития (одна из причин – постоянная конкуренция на работе, в личной жизни и т.д.). Информационный поток окружает нас 24/7/365, новости, события, новые открытия, всё это обновляется с невероятной скоростью, роботы и искусственный интеллект начинают людей. Доходит до того, что между выпускным и первым рабочим днём ваши знания уже устарели. Именно поэтому так важно обучаться всегда, обучаться везде и ни на секунду не останавливаться в своём развитии.
Даже старость не может стать оправданием
Это важно!
Современные тенденции привели к тому, что сейчас уже вряд ли кто-то может устроиться в одну компанию и проработать в ней до самой пенсии. Сейчас вполне нормально менять место работы каждые 5 лет – это профессиональное развитие, вот и всё.
Тренд № 2: Тотальная цифровизация
Цифровизация образования происходит уже довольно долго, но лишь в последние годы она набрала такой масштабный ход. Цифровизация – это внедрение современных технологий в ту или иную сферу жизни человека, в данный момент речь идёт об образовании.
Один из важных флагов успешности этого процесса – то, с какой легкостью все школы и вузы смогли перестроиться на дистанционную систему обучения. Ещё 5 лет назад подобное даже представить бы не вышло.
Ещё одна из причин тотальной цифровизации системы высшего образования: общий рост числа студентов. Население Земли растёт, количество студентов неминуемо увеличивается и вузы не всегда могут позволить себе обучать всех желающих очно, поэтому продолжается рост курсов в интернете от конкретного вуза. Хорошо это и для студентов-иностранцев, которым больше не надо преодолевать огромные расстояния, чтобы получить диплом престижного вуза.
Интернет в каждый дом!
Доступ к глобальной паутине в России имеют более 80% от всего населения нашей страны, а это порядка 120 миллионов россиян.
Тренд № 3: Онлайн-курсы всего и вся
Если вы сидите на YouTube, то во второй половине 2020 года наверняка обратили внимание на обилие интеграций различных онлайн-школ, курсов и так далее. Это глобальное изменение в системе образования плавно вытекает из двух предыдущих. Массовые открытые онлайн-курсы эффективно справляются с двумя задачами:
Отдельного внимания заслуживает интернет-площадка «Массовые открытые онлайн-курсы». На ней вы найдете современные программы обучения по ведущим и перспективны направлениям: программирование, IT-разработка, дизайн, менеджмент и так далее.
Тренд № 4: Геймификация образования
Слова Шекспира о нашей жизни отдаются в умах каждого поколения. Через игровой процесс даже обучаться становится легче. Игры и развлечения стали настолько неотъемлемой частью образовательного процесса, что появился даже специальный термин в английском языке, образованный от слияния слов «обучение» и «развлечение» – Edutainment.
Геймификация – внедрение в образовательный процесс элементов игр и развлечений – помогает школьникам и студентам в процессе обучения развивать креативное и адаптивное мышление, совершенствуя свои soft skills, без которых невозможно выживать в современном мире.
Яркий пример геймификации!
Практически все образовательные игры для детей построены на играх. Что в детском саду, что на смартфонах. Обратите на это внимание.
Тренд № 5: Дополненная и виртуальная реальность
Казалось бы, только недавно в наш мир ворвались технологии VR и AR, а сейчас они уже вовсю используются везде даже в образовании. При правильном подходе это позволяет учителю и ученику погрузиться в процесс гораздо глубже, сделать его более объёмным, уникальным и увлекательным. Виртуальная и дополненная реальность повышают границы восприятия, позволяют нагляднее и обширнее оценить различные моменты. А в некоторых моментах теория и практика и вовсе становятся одним целым.
Это интересно!
Ряд исследований подтвердил, что использование технологий Virtual Reality и Augmented Reality существенно повышает эффективность и восприятие образовательной информации.
Тренд № 6: Методология Agile и Scrum
Наши читатели уже знают об Agile и Scrum, поэтому мы лишь вскользь затронем то, о чем говорили ранее, а если вам станет интересно, то можете прочитать подробнее в нашей статье «Методы Agile и Scrum в образовании: что это и как работает?».
В узком понимании Agile – это собирательное слово для большого количества «гибких» подходов, которые применяются при создании и разработке продуктов программного обеспечения. В более широком, Agile – определенный склад мышления и особенности, которыми характеризуются все эти подходы. И если обращаться к более широкому подходу, то можно прийти к идее, что Agile можно реализовать не только в IT-сфере.
Scrum принято считать за фреймворк, каркас, основу, структуру Agile-подхода.
Схема работы Agile-методологии
Scrum исходит из идеи четкого распределения ролей, задач и процессов. Над каждым проектом работает определенная команда специалистов, а их действия координирует заказчик и scrum-мастер. Это два разных человека и у каждого разные задачи: первый следит чтобы итоговый продукт соответствовал задачам, которые на него будут возлагаться, второй же – контролировать действия команды и направлять в нужную сторону в случае необходимости. Вся работа будет состоять из коротких этапов длиной в 1-2 недели – спринтов. На плече каждого работника возлагаются конкретные задачи и каждый ответственен за итоговый результат. Такой подход позволяет быстро создать продукт, поддерживать высокую мотивацию команды и не тратить время и деньги на неэффективные действия.
Тренд № 7: Активная работа над проектами
Если раньше студенты большую часть времени проводили за выполнением домашних работ, а также на лекциях с семинарами, то сейчас всё меняется. Всё чаще студентам дают групповые задания или проекты, ведь это гораздо ближе к реальным кейсам, которые ждут студентов во взрослой жизни, а не работы на лекциях и семинарах. Также это ведёт к росту личной ответственности и осознанию своей роли в самостоятельной работе.
Преимуществ у такого подхода масса:
Тренд № 8: Использование принципов адаптивного обучения
Наконец-то в сферу образования пришли принципы адаптивности. Преподаватели поняли, что не студенты должны подстраиваться под них, а наоборот – педагоги под учащихся. Об этом долго ходили разговоры, но лишь с развитием искусственного интеллекта, AI (Artificial Intelligence) это стало реальным. Используя принципы адаптивности и искусственный интеллект, становится реальным подстроить образовательный процесс под каждого учащегося в отдельности, используя в полной мере его сильные стороны, и подтягивая слабые.
К сожалению, в 2021 году адаптивные программы не достигли пика своего развития: они ещё недостаточно хороши для гуманитарных программ и тех специальностей, где изменения происходят постоянно (привет программистам). Что будет в 2024? Кто знает.
Тренд № 9: Интегральный подход
Интегральный подход в образовании и в жизни предполагает междисциплинарное обучение. В классической медицине болезнь — это физический недуг, который нужно лечить лекарственными или оперативными методами. Специалист, который использует интегральный подход, рассматривает заболевание не только с точки зрения физического тела, но также учитывает психологическое состояние пациента, его отношения с другими, семейную историю, знает альтернативные методы лечения.
Если вы хотите быть действительно востребованным специалистом, стоит подумать о развитии междисциплинарных навыков, которые позволят изучить предмет с разных сторон.
Тренд № 10: Нейротехнологии и Big Data
Забыть про развитие нейротехнологий и про Big Data – непозволительно! Последние пару лет эти технологии настолько активно врываются в современный мир, что в ближайшие годы охватят и образовательную сферу тоже. Начавшись как элемент маркетинга, всё это разрослось до таких высот, что сейчас проще выбрать сферу, где не нужна Big Data, чем перечислить все те, где её используют.
Невозможно переоценить важность Big Data в современном мире
Что же касается образования, то здесь всё просто: нейротехнологии используются для грамотной интеграции информации в образовательный процесс, чтобы удерживать внимание студентов как можно дольше. Big Data обрабатывает килотонны информации для того, чтобы аналзиировать всё, и делать на основе собранной информации выводы с целью улучшения образовательного процесса.
Тренд № 11: Изменение роли педагога в образовательном процессе.
В классическом стиле образования преподаватель занимает практически надзирательную роль, всё должно быть так, как этого хочет он, педагог находится в центре и руководит всеми процессами. А вот в современных трендах всё иначе, преподаватель становится скрам-мастером, который лишь помогает, корректирует, но не полноценно руководит процессом. Он выступает скорее помощником и советчиком, а не руководителем.
Преподаватель сейчас же занимается слегка другими задачами, чем раньше:
Заключение
На этом наш топ-11 подходит к своему логическому завершению. Мы надеемся, что вы смогли здесь отметить что-то интересное для себя. Если у вас остались вопросы или предложения – милости просим в комментарии.
А компания «ПроСтудента» – одна из лучших на рынке помощи студентам. Идеальное оформление работ по ГОСТу, касательно содержания, всё на высшем уровне, также в компании работают самые оперативные менеджеры, готовые оказать помощь буквально сразу же после запроса. Ну, и самое важное – цены у нас не кусаются. Всё от людей и для людей!
Как отслеживать тренды в образовании: подкаст «Списать не получится»
Тренд — это реакция на явление. Например, из-за коронавируса люди стали носить маски. С распространением интернета появилась концепция lifelong learning. Но как чувствовать, что происходит вокруг и на что делать ставки? Как понимать новости, рынок и тренды, если вы не ученый?
Чтобы в этом разобраться, ведущий Максим Буланов пригласил Диану Колесникову и Андрея Себранта. Диана занималась различными образовательными проектами, а сейчас отвечает за новые образовательные форматы в «Учи.ру». Андрей — кандидат физико-математических наук, директор по стратегическому маркетингу компании «Яндекс».
Несколько хайлайтов разговора
Задача любого экзамена — проверить, насколько ты научился думать, а не насколько ты вызубрил. Это предъявляет и требования к преподавателю. Если он может написать задачу, на которую нельзя найти ответ в интернете или где-то еще, то это настоящий преподаватель. Их, к сожалению, очень мало.
Хорошо, что формулировка lifelong learning теперь на слуху. Стало проще отбиваться от людей, которые говорят: «Ой, ты еще учишься?» Сам концепт lifelong learning — про легализацию учиться, меняться, развиваться. Некое разрешение общества признавать то, какой ты есть.
Lifelong learn’еры меняют паттерны мышления. Им приходится искать модели освоения знаний другими.
Имеет смысл следить за высокоуровневыми, долгосрочными вещами, а внутри этих общих вещей создавать что-то самому. Например, интернет создавали люди, которых не учили на курсах интернета — его просто не было. Люди, которые стояли у истоков, всегда неплохо устраивались дальше, даже если не стали миллиардерами. Например, Стив Возняк. Быть отцом-основателем — это хорошее занятие, но для этого нужно стоять во главе чего-то.
Lifelong learning бывает разным. Можно уходить вглубь — все больше фокусируясь, становясь экспертом в изготовлении конкретных блюд, а можно уйти во fusion-кухню и умение готовить все — от улиток до медвежатины.
Трендов очень много, но ты все равно остаешься один на один с выбором. Если тренды, которые ты отслеживаешь, резонируют с твоими ценностями, в эту сторону и стоит смотреть. Тренды не должны входить в конфликт с вашими ценностями. Здесь возникает и дополнительная мотивация.
Все-таки счастливыми в долгосрочной перспективе оказываются люди, которые занимались не тем, что зарабатывали деньги, а потом тратили все эти деньги на психоаналитиков и прочие способы избавиться от выгорания. Это люди, которые делали то, отчего их перло. Они более здоровые, с ними общаться приятнее, у них довольно неплохо сложилось все, не только карьера.
Отслеживать тренды нужно не для того, чтобы решить, чем вам заниматься. Занимайтесь тем, что вас прет.
Рекомендации
Чтобы не пропустить следующий выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.
Ссылки эпизода
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.