Что не является структурным компонентом проблемного урока
Структура урока проблемного обучения.
Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций и управлении учащихся к самостоятельному решению этой ситуации.
Просмотр содержимого документа
«Структура урока проблемного обучения.»
— это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний
— это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей
Схема проблемного обучения
Структура проблемного урока
Включение детей в деятельность
Выделение содержательной области
1. Воспроизведение понятий, необходимых для «открытия» нового знания
2. Фиксирование затруднения в деятельности
Структура проблемного урока
III. Постановка учебной проблемы
1. Определение затруднения и его место
2. Определение необходимости нового знания
IV. «Открытие» учащимися нового знания
1. Выдвижение гипотезы
2. Проверка гипотезы
Включение нового материала в систему знаний
Структура проблемного урока
Решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала
1. Рефлексия деятельности на уроке
2. Самооценка учащимися собственной деятельности
В основе проблемных заданий содержатся противоречия:
Типы проблемной ситуации
Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации :
Проблема должна быть посильной, т. е. не слишком трудной для решения (иначе она не вызовет интереса и учащиеся попытаются обойти её) и не слишком лёгкой (лёгкие проблемы быстро решаются и недостаточно активизируют мыслительную деятельность учащихся или вовсе не воспринимаются как проблемы).
Алгоритм подготовки урока
1. Тема урока, новое знание.
2. Постановка проблемы.
4. Продуктивные задания на воспроизведение знаний.
Учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов; даёт учащимся готовые выводы науки, но делается это в условиях проблемной ситуации.
Первый вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.
Второй вариант – излагая тему, учитель идёт путём поиска и открытия учёного, т. е. создаёт искусственную логику научного поиска путём построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса.
Представляет диалог учителя с коллективом учащихся.
Учитель, в созданной им проблемной ситуации, сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся. Учащиеся участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений и доказательстве гипотез.
открытие нового закона или правила совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.
Организуется учителем путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.
Учащиеся с помощью подготовленных дидактических средств приобретают новые знания и новые действия.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения
« Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие»
Ответы на тесты по курсу «Педагогические технологии»
Ответы на тесты по курсу «Педагогические технологии»
1. Источником содержания образования является:
б) образовательные стандарты;
в) требования общества;
г) социальная среда.
2. Какие компоненты включаются в содержание образования?
а) система знаний, умений, навыков; система способов деятельности; опыт практической деятельности;
б) система знаний; система способов деятельности; опыт творческой деятельности; система моральных и этических ценностей;
в) система знаний; система умений; система навыков; система компетентностей;
г) система знаний; система способов деятельности; опыт творческой деятельности; эмоционально-ценностное отношение к действительности.
3. На какие циклы принято делить учебные предметы?
а) технический и гуманитарный;
б) общеобразовательный и профильный;
в) естественнонаучный и гуманитарный;
г) физико-математический, технический и гуманитарный.
4. Какое основание разделения учебных предметов позволяет глубже понять общие особенности процесса обучения?
а) ведущая цель предмета;
б) ведущий компонент предмета;
в) основное содержание предмета;
г) ведущее направление предмета.
5. Ведущая цель предмета – это:
а) цель, на основании которой предмет введен в школу;
б) цель, которая должна достигаться в первую очередь при изучении предмета;
в) цель, которая отражает основную направленность изучения предмета;
г) цель, на основании которой данный предмет изучается в данный период времени.
6. Расположите уровни процесса обучения в правильном порядке:
д) уровень учебного материала. 3
7. Вариативность учебного процесса обеспечивается:
б) на проектных уровнях;
в) на уровнях реального процесса.
8. Установите соответствие между названием уровня учебного процесса и его выходным параметром.
1. Результаты усвоения.
2. Поурочное планирование.
3. Тематическое планирование.
4. Календарное планирование.
9. Расставьте по порядку следования этапы педагогического проектирования:
10. Создатель первого самостоятельного труда по педагогическому проектированию:
11. На этапе конструирования при педагогическом проектировании происходит:
а) проект детализируется, приближается к реальным условиям;
б) создается сам проект;
в) формулируется цель;
г) создается мысленная модель деятельности педагога с учащимися.
12. Организационная форма контроля, применяемая для проверки уровня подготовленности выпускника учебного заведения к самостоятельной профессиональной деятельности, называется…
а) производственной практикой;
г) дипломным проектированием.
13. Научно-организованное управление, направленное на повышение эффективности функционирования педагогической системы, называется педагогическим(ой)…
14. Диагностическое задание педагогических целей называется …
15. Установите соответствие между формулировкой принципа педагогического управления и видом типологии принципов.
16. Структуру педагогического процесса составляют компоненты…
а) проективный, конструктивный, коммуникативный;
б) целевой, содержательный, деятельностный, результативный, ресурсный;
в) управленческий, оценочный;
г) методический, организационный.
17. Установите соответствие возраста и метода воспитания.
1) лекция, диспут, социальный проект;
2) поручение, беседа, соревнование;
3) дискуссия, моделирование жизненных ситуаций;
18. Разработка проекта состоит из следующих этапов исследования:
19. Педагогическая диагностика в исследовании включает в себя…
а) изучение и определение состояния развития педагогического процесса, педагогической системы;
б) изучение объектов и субъектов педагогического процесса, педагогической системы;
в) изучение имеющегося педагогического опыта по решению педагогической проблемы;
г) изучение состояния педагогической проблемы по данным литературных источников.
20. Изучение состояния педагогического процесса называется…
в) педагогической диагностикой;
21. Прогностическая функция педагогики состоит в …
а) теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса;
б) диагностировании и развитии задатков ученика;
в) усовершенствовании педагогической практики;
г) обоснованном предвидении результатов педагогической реальности.
22. Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности называется…
23. В рамках гуманистической парадигмы цели воспитания определяются как…
а) социально желаемое состояние личности;
б) диагностируемый результат воспитания;
в) внешний социальный план развития личности;
г) помощь личности в разностороннем развитии.
24. К условиям эффективности контроля качества образовательного процесса относится…
а) согласованность действий контроля между членами администрации;
б) наличие научно-обоснованных критериев результатов деятельности; образовательного процесса;
в) постоянство осуществления контрольных функций;
г) неожиданный характер контроля.
25. Методологический подход конструирования образования с учетом образовательных запросов и способностей обучающихся называется.
26. Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности называется…
27. К новым формам аттестации педагогических работников относятся:
а) электронное портфолио;
б) публичная защита проектов;
в) привлечение общественности;
г) автоматизированное тестирование;
28. Продуктивная деятельность учащихся осуществляется в «зоне ближайшего развития» – основное положение:
а) догматического обучения;
б) развивающего обучения;
в) проблемного обучения.
29. Восстановите последовательность. Алгоритм решения сложной проблемной ситуации включает шаги: а) разработка решения, охватывающего каждую из частных проблем;
б) оценка решения, поиск логического обоснования решения, формулирование следствий этого решения;
в) выявление трудностей, определяемых контекстом проблемы;
г) исторический анализ проблемы;
д) разложение поставленной проблемы на более частные проблемы.
30. Назовите характерные особенности проблемного метода обучения:
а) преподаватель сообщает новую информацию;
б) преподаватель указывает путь практического использования учебного материала;
в) обучаемые сами ищут пути получения недостающих знаний;
г) преподаватель применяет приемы учебной деятельности, направленные на развитие у обучаемых творческого мышления.
31. В новых педагогических технологиях применяются методы:
а) объяснительно-иллюстративного обучения;
б) эвристический метод;
в) проблемного обучения;
г) словесные методы.
32. Укажите один верный ответ. В каких из перечисленных методов обучения содержатся элементы проблемного обучения?
а) репродуктивные упражнения;
б) эвристическая беседа;
в) демонстрация картин.
г) проведение опытов.
34. Смысл проблемного урока заключается:
а) в систематической самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими готовых выводов науки; б) в создании под руководством учителя проблемных ситуаций;
в) в создании учителем проблемных ситуаций и их решением учащимися совместно с учителем.
35. Игровая технология в обучении развивает:
а) коммуникативные способности;
б) чувства юмора;
в) актерский талант;
г) деловые качества.
36. Какие черты присущи любому виду игры:
а) коллективность;
6) свобода выбора;
в) ролевые позиции играющих;
г) сюжет;
д) правила;
е) творчество;
ж) субъектная активность?
Проблемный урок
Вы будете перенаправлены на Автор24
Проблемный урок, как основной прием методики проблемного обучения
Проблемный урок – это урок, которой организуется посредством создания ситуации, требующей разрешения, поиском путей и вариантов решения какой-то задачи на основе изучения новых знаний и способов реализации деятельности.
Проблемный урок является важной составной частью технологии проблемного обучения. Оно основывается на построении проблемной ситуации в обучении, требующей ее самостоятельного разрешения учащимися. Это помогает развить навыки проявления инициативы и познавательной
Проблемные уроки строятся таким образом, что на каждом занятии происходит усвоение новой информации, раздела учебной программы в сочетании с закреплением ранее усвоенных знаний. Это способствует прогрессивному усвоению информации, ее углублению, расширению содержания и объема знаний и умений в различных направлениях. Поставленная проблема требует активизации мыслительных процессов для ее разрешения, использования знаний, которыми уже наделен учащийся и нахождения им применение в новых обстоятельствах. Часто, могут потребоваться и знания из других областей науки.
Проблемное обучение нацелено на формирование навыков исследовательской деятельности учащегося. Проблемные уроки помогают развить логическое мышление, творческую активность. При этом они являются увлекательными для детей, поскольку требуют самостоятельного приложения усилий, поиска путей, проведения экспериментов и опытов для разрешения поставленной проблемы, продвижения к истине.
Рисунок 1. Проблемный урок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На уроке ставится реальная проблемная ситуация. Она не должна создаваться искусственно. Это необходимо для того, чтобы изучая новую тему, раздел дисциплины, учащийся пришел к новому уровню познания, понимания и развития. Проблема нацелена именно на развитие познавательных процессов, а не на разрешение проблемы для создания новой.
Готовые работы на аналогичную тему
Проблемное обучение играет важную функциональную роль. Оно призвано выполнять функции общей педагогической направленности, а также несет особое функциональное назначение, отвечающее целевому назначению разработки данной технологии.
Проблемные уроки выполняют такие функции:
Проблемные уроки должны носить регулярный и плановый характер. Они базируются на принципе индивидуализации т.е. опираются на индивидуальную специфику развития личности, ее возрастные особенности.
Посредством технологии проблемного обучения осуществляется формирование мировоззрения. Она носит динамичный характер, поскольку одна проблемная ситуация перетекает в развитие другой. Здесь исключается категоричность и стабильность.
Разновидности проблемного урока и его стадии
Существует несколько основных видов проблемных уроков. Они отличаются по своему целевому назначению:
Построение проблемного урока играет важную роль в педагогическом процессе. От его качества и оптимального содержания зависит результативность достижения образовательных целей и задач.
Любой проблемный урок проходит в несколько этапов:
Структура проблемного урока.
Структура урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяют логику анализа урока. Под структурой понимают различные варианты взаимодействия между элементами состава, возникающие в процессе функционирования объекта.
Структурными элементами проблемного урока:
1) актуализация знаний учащихся;
2) постановка учебной задачи. Актуализация темы
3) «Открытие» учащимися новых знаний
4) формирование умений и навыков.
Основные приемы проблемного изложения учебного материала:
2. Применение алогизмов, противоречий, неподдающихся логичному объяснению. Причем такой материал можно найти даже в учебниках, т.к. многие авторы современных учебников допускают такие ошибки. Например, в учебнике истории для 7-го класса в теме «Битва на Калке» пишут: «В поход снарядилось объединенное войско южнорусских князей. Каждый князь стоял своим лагерем, действовал самостоятельно, не желая считаться с другими». Часто алогичный материал представлен в темах, посвященных истории СССР. На материале таких алогичных материалов можно проводить дискуссии среди учащихся.
3. Предоставление учащимся выбора из двух или более альтернатив, точек зрения.
5. Сознательный выбор эффекта бумеранга. Учитель может придумать такое изложение материала, чтобы вызвать огонь (критику со стороны учащихся) на себя, специально допустить ошибку в объяснении материала. Особенно удачно это проходит при оценке какой-либо исторической личности, взаимоотношений между политическими деятелями, партиями и т.д.
Рассматривание явления с различных позиций.
Методика разработки проблемных вопросов, основанных на сталкивании противоречий.
Берётся важное историческое положение. Осуществляется поиск альтернативного ему положения ( факта, события, идеи), содержащего противоречие в сопоставлении с первым.
На основе обоих положений формулируется проблемная задача.
(большевики знали, что проиграют выборы в Учредительное собрание, но, тем не менее, приняли в них участие. Почему?)
В ходе проблемного урока обычно выделяю четыре взаимосвязанных этапа:
1) постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
2) выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
3) поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источников, осмысление проблемы, обобщение материала.
4) дискуссия, аргументация, синтез, обобщение, выводы.
При этом, решение проблемной ситуации может осуществляться:
— на протяжении всего урока;
— на каком либо этапе процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Результативность
Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:
1. учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;
2. развивается логическое мышление;
3. развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;
4. развивается способность к самоконтролю;
5. формируется устойчивый интерес к предмету;
6. активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.
«Структурные компоненты урока и варианты их сочетания»
«Структурные компоненты урока и варианты их сочетания»
Перед каждым учителем в школе всегда остро возникает вопрос: «Как же правильно построить урок?» Сегодня, нет единой точки зрения по данной проблеме, существует различное множество методической литературы, в которой подробно приводится структура урока, его основные элементы, этапы.
Для того что бы разобраться в структуре урока, необходимо дать определение понятию «урок».
Конечно же, структура урока зависит от самого учителя, от его творческого подхода, но все же, в методике преподавания учебных дисциплин существует, основная общепринята структура. Под структурой урока понимается сочетание определенных звеньев процесса обучения, обусловленное дидактической целью занятия и реализованное в конкретном типе урока.
Рассмотрим общепринятые структурные компоненты урока.
Структурные компоненты урока
Подготовка школьников к восприятию новой темы
Изучение нового материала
Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения
Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровне
Организация домашнего задания
Проверка знаний и умений
1. Организационный момент складывается из внешней (подготовка рабочего места, приветствие, проверка отсутствующих) и внутренней подготовки учащихся к уроку. Вторая задача особенно не терпит формализма и шаблонов. Желательно каждый раз находить оригинальные слова и приемы, чтобы настроить учащихся на изучение определенной темы, на участие в запланированной работе или подчеркнуть особую значимость данного занятия.
2. Подготовка школьников к восприятию новой темы – это микроэлемент урока, в который плавно перетекает внутренний организационный момент. На нем в виде краткой вводной беседы или постановкой проблемного задания актуализируются ранее полученные знания и сформированные умения, обозначается место урока в теме и курсе, его связь с предшествующими уроками, сообщаются учебные задачи. Если перед этим этапом проводилась проверка знаний и умений, то содержанием подготовки школьников к восприятию новой темы будет резюме учителя по рассмотренным вопросам и их связь с новым учебным материалом.
3. Изучение нового материала – первый компонент урока, который имеет самостоятельное и самодостаточное значение. К овладению новыми знаниями и умениями, к реализации заложенного в них воспитательного и развивающего потенциала направлена работа учителя на занятиях, где этот компонент является главным или одним из основных: на уроке изучения нового материала и комбинированных уроках.
4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизводства. В задачу этого этапа входит восстановление в памяти учащихся главных событий, явлений, теоретических выводов урока и отработка новых познавательных приемов. Обычно эта задача решается с помощью фронтального повторительно-обобщающей беседы по основным моментам учебной темы, тренировочных упражнений, некоторых видов тестов. Четвертый этап урока не всегда явно и открыто присутствует в структуре занятия, растворяясь в предыдущем и последующем. Необходимость в ней ощущается в начальных курсах основных предметов и в классе с низким уровнем обучаемости школьников.
5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях. Содержанием этого компонента урока является решение познавательных задач, в том числе проблемных и творчески-образных, где школьники получают возможность применить новые знания и умения в иной учебной ситуации, определиться в собственном отношении к изучаемым фактам, подвергнуть обоснованной критике существующие оценки и сформулировать собственные выводы. Поводом к классной дискуссии могут стать тесты со свободными ответами и групповые отчеты о выполненных заданиях.
6. Организация домашнего задания тоже занимает определенную, но жестко не установленную часть урока. В течение нескольких минут в подходящий момент занятия школьникам подробно объясняются цели домашнего задания, рекомендуются источники и приему работы с ними, оговариваются условия и формы проверки. Эффективное домашние задание должно состоять из двух частей: обязательной, т.е. предназначенной всем ученикам (параграф, работа с упражнением, понятиями), и вариативной, т.е. логических, проблемных и творческих заданий, среди которых школьники выбирают те, которые отвечают их познавательным способностям и интересам.
7. Проверка знаний и умений – последний и компонентов урока, в логической последовательности замыкающий процесс изучения новой темы и, как правило, представленный в начале следующего занятия (комбинированного урока). Однако в сочетании с компонентом 5 он может образовать самостоятельный тир урока – повторительно-обобщающий, а без него стать главным содержанием контрольного урока.
Далеко не каждый из перечисленных структурных компонентов урока имеет самостоятельное, смыслонесущие значение. К таковым можно отнести компоненты 3, 5, 7. Они способы направить урок по одному из заданных направлений: изучение нового материала, его систематизация и обобщение, контроль и оценка качества усвоенных знаний и умений. Все три дидактические задачи могут решаться на одном уроке сразу. Поэтому возвращаясь к проблеме типологии урока, есть смысл в выделении четырех типов урока, сообразно их дидактической задаче и структуре:
1. Урок изучения нового материала.
2. Повторительно-обобщающий урок.
3. Контрольный урок.
4. Комбинированный урок.
1 – 7 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6
Таким образом, мы видим, что в методике преподавания учебных дисциплин выделяются семь основных структурных компонентов, которые возможно вирировать местами, но самое главное – это правильное сочетание компонентов и подбор необходим методов обучения.
В заключение предлагаю разработанный урок, с видоизмененными структурными компонентами. Так как я учитель истории и обществознания, конспект урока предлагается по обществознанию для 11-го класса (профильный уровень).
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ
ГЛАВА III «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА»
УРОК ПО ТЕМЕ: «Духовное развитие общества» (§28)
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: познакомить с сущностью материальной и духовной культуры, показать способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур, актуальность диалога культур;
РАЗВИВАЮЩАЯ ЧАСТЬ: развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов; анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия о социально-гуманитарных наук, оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами, продолжить развитие смыслового чтения;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: формировать отношение к материальным и духовных ценностям, глубокое уважение к культуре прошлого и настоящего.
ОБОРУДОВАНИЕ: мел, доска, учебник, мультимедийное приложение (презентация), раздаточный материал (притча к пункту 2).
1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебников, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук. М.: Просвещение, 2014. – 415 с.
2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 272 с.
ТИП УРОКА: урок изучения новой темы с элементами рассуждения.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: духовность, культура, субкультура, контркультура, европоцентризм, америкоцентризм, афроцентризм.
1. Культура как явление общественной жизни.
2. Духовное развитие общества.
3. Субкультура и контркультура.
4. Проблема многообразия культур.
5. Диалог культур. Толерантность.
ХОД УРОКА (урок рассчитан на 45 минут):
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (5 МИНУТ)
Учитель приветствует ребят, все рассаживаются. Ребята, на прошлом уроке вы писали тест по главе: «Политическая жизнь современного общества», разберите свои работы и посмотрите оценки и ошибки. У кого есть вопросы по работам? Кто не согласен с оценками? Раз все согласны, мы приступает к новой теме.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (8 МИНУТ)
Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму, чтобы показать, сыну насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:
— Как тебе понравилось путешествие?
— Это было замечательно, папа!
— Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? – спросил отец.
— И чему ты научился из этого?
Отец лишился дара речи после этого ответа сына.
— Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.
Не правда ли, что все зависит от того, с какой точки зрения смотреть на мир? Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите все. Но вот купить что-либо их вышеперечисленных вещей невозможно. Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет нечего!
Духовность – это то, что отличает нас от мира животных. И всем надо много трудиться, что бы ее достичь. Таким образом, мы сегодня с вами и поговорим об этом.
Запишите тему урока – Духовное развитие общества.
Откройте дневники и запишите домашние задание: §28 стр.289-295, написать эссе на тему: «Одиночество – союзник печали, оно же спутник духовного возвышения» Джебран Халиль (ливанский и американский философ, художник, поэт и писатель).
ЭТАП ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (25 МИНУТ)
КУЛЬТУРА КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Мы неоднократно сталкиваемся с понятием «культура». В обществознание встречается, окала 200 определений этого понятия. Что же подразумевают ученые-обществоведы под этим понятием? Существует несколько подходов к пониманию культуры, давайте их запишем.
Основные подходы к пониманию культуры.
Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни
Культура – это совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
Культура – это осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
Культура – это практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Культура и ее виды
Т ак что же такое культура? Какие есть подходы к ее изучению? Что представляет собой культура в широком и узком смысле? С чем связанна материальная и духовная культура? Обратите внимание на презентацию.
Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека.
Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Духовная культура – высшая форма социального отражения жизни человека.
аким образом, на социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей и норм, которые призваны ориентировать человека в окружающем его мире. Поэтому природу и сущность духовной культуры можно отобразить следующем образом, записываем схему: