Что не является способом объединения детей в труде

Методические рекомендации «Коллективный труд как форма организации деятельности детей в детском саду»

Методические рекомендации «Коллективный труд как форма организации деятельности детей в детском саду»

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомнив пословицы о труде и отношения людей к труду («Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными»). Большое значение труду придавали А.С.Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. Важное значение труду придавал К.Д.Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают более сложные – нравственные – задачи: дого­вариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходи­мости, обра­щаются за помощью к сверстникам, радуются их успехам, об­щим результатам труда, переживают за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений (чувство локтя, защищённость, взаимопонимание), создаёт положительный эмоциональный настрой.

Не каждый общий и даже не каждый совмест­ный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд – об­щий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей.

Объединять всех детей в коллективном труде можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе и смогут са­мостоятельно распределять работу.

Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей. Например, во время уборки помещения можно всем детям найти дело.

Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев, каждому звену предлагается какое-либо общее задание. Например, одно звено стирает белье, другое приводит в порядок игрушки и т.д. Число звеньев не должно превышать четырех. Состав детей в каждом эвене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспе­чивается постепенное включение каждого ребенка в работу (Р.С. Буре).

Для повышения интереса к коллективному труду можно рекомендовать орга­низацию мастерской добрых дел, которая будет выполнять разнообразные зака­зы, в том числе и от младших групп.

На основании иссле­дований В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре можно сделать вывод, что в детском саду ис­пользуются два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела дает возможность ре­бенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда.

Например, детям поручено убрать стеллаж с игрушками. Воспитатель разъ­ясняет детям, что каждый из них становится членом одной работающей группы, что когда работают вместе, то всегда стараются помочь друг другу. Педагог рас­пределяет равномерно работу между детьми, чтобы каждый из них смог закон­чить работу приблизительно в одно и то же время. Дети не только слушают разъ­яснения педагога, но и сами убеждаются, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил каждый часть общего дела.

Такая организация способствует формированию положительных взаимоот­ношений, умений подчинять свои желания требованиям группы.

Впервые общий труд может быть организован в средней группе во второй по­ловине года. Он имеет место во всех видах труда. Объединения детей для общей работы становятся регулярными в старших группах детского сада. Такие объеди­нения обычно включают от 3 до 6 участников.

Чередуя задания, привлекая к труду последовательно всех детей группы, вос­питатель достигает того, что каждый из детей систематически принимает участие в разных видах работ, приобретает устойчивые навыки. Дети сами начинают до­говариваться о распределении обязанностей, учатся уступать друг другу, совме­стно приходят к общему решению.

Следует подчеркнуть особенность общего труда: значимость каждого отдель­ного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. Очень важно, когда воспитатель в конце работы сделает общий итог: «Как хорошо потрудились! Никто не отставал, все дружно работали!». Умение воспитателя подчеркнуть пафос коллективного труда имеет большое зна­чение для формирования у детей стремления к коллективной работе.

При такой организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Так, стереть с полки пыль быстрее, чем переодеть кукол, вымыть растение сложнее и дольше, чем перенести его на подоконник. Чтобы приблизительно уравнять время работы каждого ребенка, следует наиболее сложное дело поручить 2-3 детям.

Учитывая сложности организации, следует распределять весь процесс труда на 3-4 этапа, каждый из которых заканчивается получением некоторого результа­та, к которому могут быть предъявлены требования по его качеству.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на сложности организации, объе­динение детей в совместном труде представляет большие возможности для фор­мирования положительных взаимоотношений между участниками. Здесь, естест­венно, в самом процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые тре­буют совместных действий. В процессе работы дети регулируют свои взаимоот­ношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сооб­ща, коллективом, вместе отвечать за результат работы.

Каждый из способов объединения в труде создает условия для решения различных воспитательных задач. Руководя коллективным трудом детей, воспитатель решает две основные задачи:

-направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели; уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнить за­дание: следит за тем, чтобы все добивались хороших результатов.

-осуществляет большую работу по формированию начал коллективизма у детей, чтобы дети проявляли в процессе труда внимание друг к другу, помогали нуждающимся в помощи, устанавливали положительные взаимоот­ношения и т.д.

В организации коллективного труда детей выделяются четыре последова­тельных этапа:

· оборудование рабочего места;

· распределение работы между участниками;

· выполнение детьми разных заданий;

· обсуждение результатов трудовой деятельности.

В средней группе (труд общий) с помощью коллективного труда может быть организована посадка лука, овса, уход за растениями в уголке природы, стирка кукольного белья, мытье игрушек. Вначале воспитатель сам работает вместе с детьми, показывает, поясняет, сам распределяет обязанности. Чтобы все дети закончили свою работу одновременно, воспитатель подключает детей к оказанию взаимопомощи.

В старших группах коллективный труд проводится не реже одного раза в не­делю. Воспитатель распределяет трудовой процесс на 3-4 этапа, учитывая (если труд совместный):

· трудоемкость работы каждого звена;

· неодновременное включение детей в процесс деятельности;

· к обсуждению результатов трудовой деятельности воспитатель привлекает

детей. Обсуждение не должно длиться дольше 3-4 минут.

Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам. Воспитатель указывает на недостатки в работе детей в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудиться, контролировать свои действия. Они стараются напом­нить товарищам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется.

Коллективный труд может быть и общим и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую от­ветственность за результат.

Коллективный труд также организуется взрослыми целенаправленно, т.е. спе­циально создаются ситуации, формирующие у детей навыки коллективных взаи­моотношений.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том что, трудовая деятельность детей в дошкольном учреждении может быть успешно использована как средство воспитания и разви­тия ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организа­ции во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном эта­пе. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания.

Источник

Коллективный труд «Организация и методики трудового воспитания детей в дошкольном учреждении»

Что не является способом объединения детей в труде. Смотреть фото Что не является способом объединения детей в труде. Смотреть картинку Что не является способом объединения детей в труде. Картинка про Что не является способом объединения детей в труде. Фото Что не является способом объединения детей в труде Елена Клишева
Коллективный труд «Организация и методики трудового воспитания детей в дошкольном учреждении»

Формирование интереса и любви к труду — одна из основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей дошкольного возраста (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии.

Коллективный труд – это выполнение трудового задания одновременно всеми детьми группы, чаще старшими дошкольниками.

Содержанием коллективного труда может быть уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей и фруктов, оформление групповой комнаты к празднику. Содержание труда зависит от конкретных условий работы ДО.

Чтобы в коллективном труде смогли принять участие все дети одновременно,необходимо учитывать ряд условий:

1) Объединять всех детей можно только после того, как они приобрели необходимый опыт труда в небольшом коллективе (совместные трудовые поручения, объединяющие по 5-7 детей, где дети учатся распределять труд, согласовывать друг с другом свои действия).

2) В коллективном труде целесообразно всех детей поделить на несколько звеньев, каждому из них предложить какое-то общее задание. Количество звеньев не может быть больше 4-х. Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, которые они выполняют, должны меняться.

Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в труд.

3) В содержание общего труда включаются только те его виды, навыками которых дети владеют достаточно хорошо.

Способы объединения детей в коллективном труде:

1) труд рядом;

2) общий труд;

3) совместный труд.

Способы объединения детей в труде:

Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

Совместный труд,его особенностями являются:

а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Методика руководства коллективным трудом детей

Воспитатель, руководя коллективным трудом детей,одновременно решает две основные задачи:

• руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности;

• формирует положительные взаимоотношения между детьми.

В организации коллективного труда детейвыделяются три последовательных этапа:

1. распределение работы между участниками;

2. процесс выполнения задания;

3. обсуждение результатов трудовой деятельности.

Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства.

Распределение работы между участниками

При организации коллективной трудовой деятельности, в которой должны принимать участие несколько человек или вся группа, необходимо распределить работу между участниками (объединёнными в звено или в несколько звеньев).

Воспитатель может сам сделать всёнеобходимое:

• распределить объём работы таким образом, чтобы все дети закончили её одновременно;

• так организовать работу, чтобы каждый ребёнок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;

• продумать расстановку детей (рядом с нерешительным ребёнком поставить уверенного, рядом с не умелым – умелого и т. д.);

• учесть индивидуальные особенности детей, их желание выполнять работу, которая им нравится, трудиться вместе с определёнными детьми и пр.

Но в этом случае дошкольники не научаться самостоятельно договариваться между собой, уступать товарищам. И воспитатель вводит правила,регулирующие взаимоотношения между детьми: как следует поступить, чтобы было по-товарищески, справедливо.

Упражняя детей на конкретных примерах из их же собственной практики, воспитатель помогает понять, что такое справедливое распределение дел, как следует в коллективе согласовывать свои желания с желаниями других. Дети учатся в зависимости от ситуации уступать, убеждать товарищей в своей правоте, используют в качестве средств воздействия правила поведения в коллективе.

Работу дежурных в старших группах во второй половине учебного года следует организовать тоже по принципу общего труда. В таких условиях они должны самостоятельно договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. Интересно отметить, что на практике дети самостоятельно, хотя и не всегда осознанно приобретают опыт распределения работы.

Важно научить детей считаться с интересами друг друга, самостоятельно разрешать возникающие недоразумения, проявлять активность в обсуждении того, или иного вопроса. Постепенно педагог от прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих конфликтов переходит к иным приёмам руководства: контролирует, напоминает, обсуждает с детьми результаты их деятельности.

Распределение работы между детьми при организации коллективного труда всей группы имеет свои особенности.

Последовательность действий при распределении труда между звеньями.

1. Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им как важная, нужная.

2. Воспитателю следует познакомить детей с полным объёмом труда и представить его как одно общее задание для всех.

3. Воспитатель обращает внимание детей на то, что много дел можно выполнить только в том случае, если работать будут все. А поэтому надо наметить, кто, что будет делать.

Знакомясь со способами распределения работы, дети начинают понимать, почему надо уступать и сдерживать свои желания, согласовывать их с желаниями других детей, учатся разрешать возникающие недоразумения и споры.

Процесс выполнения задания.

Выполняя коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Но на практике бывает так, что один ребёнок затрудняется в выполнении своего задания ввиду недостаточных навыков, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоёмкой. Задача воспитателя – так организовать работу, чтобы дети закончили её примерно в одно время. Если педагог предлагает помочь ребёнку, который слабо владеет навыками,то объясняет необходимость этой помощи: «Нельзя оставлять друга в беде», Товарищи всегда должны помогать».

Задача воспитателя – представить дело, которое выполняет каждый ребёнок, как часть общего задания, помочь детям осознать, что они все вместе отвечают за конечный результат.

Методические приемы, направленные на регуляцию поведения детейв процессе совместной деятельности:

1. Объяснение необходимости работать качественно (не только с точки зрения результата труда, но и с точки зрения отношения к товарищам).

2. Сообщение образца поведения в случае плохого качества выполненной товарищем работы и способа воздействия на него.

3. Сообщение моральных правил обосновывающих образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений между детьми.

Итак, рассмотрим организацию коллективного труда в разных возрастных группах. К коллективной форме организации труда детей воспитатель готовит постепенно. В младшей группе даются несложные индивидуальные трудовые поручения. На этом этапе педагог не объединяет детей в коллектив для выполнения общих заданий, так как ребёнку ещё трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей.

Уже в средней группе воспитатель, формируя у детей новые трудовые навыки, использует форму объединения – труд «рядом». По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками педагог переходит к более сложной задаче – обучению детей трудиться вместе, помогать друг другу.

В организации труда в старшей и подготовительной группах воспитательвыделяет три последовательных этапа: распределение предстоящей работы, выполнение детьми разных заданий, обсуждение результатов трудовой деятельности.

В процессе труда воспитатель направляет усилия каждого ребёнка на достижение поставленной цели (одним – помыть растения, другим – навести порядок в игровом центре, третьим – постирать кукольную одежду).

И, конечно же педагог уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнят трудовое задание (показывает как правильно помыть листья растения или постирать кукольное платье). Воспитатель побуждает детей помогать друг другу советом, показом, но не делать работу за другого.

Итак, в процессе совместного труда воспитатель внимательно присматривается к взаимоотношениям между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности. Педагог подчёркивает: «Как сегодня дружно работали дети, помогая помощнику воспитателя заправлять постели! Дело у них спорилось, поэтому кровати аккуратно заправлены, в спальне уютно».

Правильно проведённая работа воспитателя даёт положительные результаты. Повышается общий уровень развития детей. Они приобретают трудовые умения и навыки, осознают жизненную необходимость и пользу своего труда для окружающих, повышается интерес к труду. В ходе коллективной деятельности дети учатся работать сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.

Но, хотелось напомнить, что в коллективном труде объединять детей можно только после того, как они приобретут некоторый опыт работы в кругу сверстников, могут самостоятельно трудиться. А определяя содержание работы, воспитатель должен включать только те виды труда, навыками которых дети достаточно владеют.

Обсуждение результатов трудовой деятельности.

По окончании работы воспитатель подводит итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел.

При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлечь внимание детей к недостаткам. Воспитатель указывает на недостатки в работе детей мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки.

Всё обсуждение занимает не более 8-10 минут, но оно имеет огромное воспитательное значение: зная, что работа каждого будет обсуждаться сверстниками, дети начинают активнее трудится, контролировать свои действия, стараются напоминать партнёрам по труду о качестве работы, оказать помощь, если потребуется.

В заключении хотелось бы сказать, что разнообразный труд доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

В процессе труда формируются практические навыки,развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.

Труд создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

Коллективный труд лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Список используемых источников:

1. Нечаева В. Г. – «Воспитание дошкольника в труде», М. Просвещение, 1974 г

2. Буре Р. С. – «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду», М. Просвещение, 1987 г.

Источник

Коллективный труд, общий труд, совместный труд

Способы объеди­нения детей в труде:

2-3 года3-4 года4-5 лет5-7 лет
Совместно со взрослымиТруд рядомСовместный труд между детьми и Общий труд
Коллективный

Эта форма организации труда исследовалась Р.С.Буре, Д.В.Сергеевой, В.Ф.Кушиной, С.А.Козловой, Л. В. Крайневой и др.

Данная форма организации труда детей, прежде всего, способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь зак­репляются, а обучение новым осуществляется, как и преж­де, индивидуально. Воспитатель не может вводить в содер­жание общего труда то, что дети еще не умеют делать. На­пример, если дети не владеют умением правильно мыть игрушки, включать эту работу в общую деятельность нельзя, так как у воспитателя не будет возможности для ин­дивидуального обучения.

Общий, совместный и особенно коллективный труд со­здает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг дру­гу, устанавливать единый темп работы и т. д.

Условия организации коллективного труда:

1. Объ­единять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается ка­кое-либо общее задание.

3 содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо,

4. Трудом должны быть охвачены все дети.

Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать се­бя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедить­ся в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

Совместный труд, его особенностями являются:

а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети ока­зываются в зависимости друг от друга;

б) неодновременное включе­ние детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных опе­раций имеет некоторую законченность и дает большие воз­можности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

А теперь разберемся в терминах.

Что же такое общий, совместный, коллективный труд?

Не являются ли эти опре­деления синонимами?

Что объединяет понятия «общий», «совместный», «коллективный» и чем они отличаются друг от друга?

Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.

Р. С. Буре предлагает при такой форме организации рас­пределять детей на звенья. Каждое звено имеет свое трудо­вое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой»: один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой их моет, третий протирает, четвертый снова помещает на полку. Качество и скорость работы одного ребенка влияют на те же показатели работы другого. При такой форме органи­зации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регу­лировать взаимодействие.

Возможен другой подход. На каждый месяц воспитатель определяет одну доминирующую цель. Ее выбор может быть связан с сезонными и общественными явлениями. Цель собственно труда подчиняется цели нравственной, социаль­ной. Например:

Этот пример иллюстрирует, как намечать привлекатель­ную для детей цель, для реализации которой наряду с дру­гой деятельностью нужен и труд, причем наиболее подхо­дит коллективная форма труда. Жизнь детей в группе при­обретает для них эмоциональную значимость и смысл.

Следует подчеркнуть, что выделение на определенный отрезок времени общественно значимой цели труда не ис­ключает ни другого содержания, ни иных форм организа­ции. Дети продолжают дежурить, выполнять поручения, в индивидуальной форме обучаться трудовым навыкам.

Вопросы и задания для повторения

1. От чего зависит выбор формы организации труда дошкольника?

2. Дайте характеристику таким формам организации труда дошкольника как «поручение и «дежурство».

3. Какие особенности организации общего труда и совместного труда Вы можете назвать?

Основная литература:

Дополнительная литература:

Тема 2.6.: Своеобразие и содержание труда детей раннего возраста.

План:

1. Своеобразие труда детей раннего возраста

2. Содержание труда детей раннего возраста и способы организации труда.

1. Своеобразие труда детей раннего возраста

Первые трудовые умения малыша формируются благодаря возникновению устойчивого интереса к миру предметов и же­лания действовать с ними. Малыша привлекает процесс использования предмета. Как правило, он не выделяет результата своих усилий и поэтому часто не доводит начатое дело до конца. Установка на качество результата у него отсутствует. Цель оперирования с предметами труда скрыта в самих действиях: не подмести пол, а мести его; не вымыть посуду, а мыть ее.

Известно, что к трем годам, малыш все чаще произносит: «Я сам!» Отечественные педагоги отмечают, что в возрасте 2-3 лет дети обнаруживают большое желание не только от­ражать труд взрослых в игре, но и подражать им в реальных трудовых действиях. Во второй половине третьего года жизни в самосознании ребенка наблюдается важное изменение. Начинает складывать­ся новообразование, названное М.И.Лисиной «гордостью за собственные достижения». Теперь малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. Действия с орудиями труда помогают ребенку реализовать себя и проявить все возрастающее стремление к самостоятельности. У взрослого возникает возможность ори­ентировать малыша на получение качественного результата и помочь ему понять общественную значимость труда: подмел пол, помог маме, поэтому она рада. Подчеркивая смысл и ре­зультат простейших трудовых действий, уже в раннем детстве можно сформировать у ребенка удовлетворение от того, что по­радовал другого. Именно в ориентации собственных действий и их результата на другого человека находится предпосылка ста­новления общественных мотивов труда.

К концу раннего детства малыш начинает осознавать ре­зультативность трудовых действий. Установле­ние связи между действием и его результатом позволяет пред­положить будущий результат. Представление о нем начинает руководить действием, появляются предпосылки планирования и контроля. В освоении действий большое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовое дейст­вие и его результат: «Подмел, помыл». А к концу третьего года жизни ребенок с помощью речи начинает предварять свое дей­ствие: «Буду подметать. Буду мыть». Наряду с результативны­ми действиями, смысл которых заключается в преобразовании предметов, появляются предпосылки продуктивных действий, предполагающих создание чего-то нового. Такие действия вы­полняются только в совместном со взрослым труде, например когда малыш вместе с мамой лепит пирожки. Но самостоятель­но получить новый продукт ребенок еще не может.

2. Содержание труда детей раннего возраста и способы организации труда

Идя навстречу ребенку, обучая его первым элементарным трудовым действиям, педагог имеет возможность воспитывать такое важное качество, как самостоятельность. Но помогать ре­бенку следует так, чтобы он не почувствовал своего неумения, чтобы у него не пропало ощущение того, что он сам выполня­ет какую-либо операцию. К сожалению, возникает противопо­ложное заявление: «А я не умею!», за которое ребенок порой «прячется», если предлагаемое дело не вызывает у него интере­са, но связано с необходимостью его выполнить: он спокойно относится к тому, что взрослые выполняют за него то, чем он уже владеет. Например, наблюдает за бабушкой, которая скла­дывает разбросанную им мозаику, занимаясь при этом рассма­триванием картинок в книге. И наоборот, постепенно овладе­вая трудовыми умениями, а затем и трудовыми процессами, до­школьник все больше начинает понимать свои возможности.

Взрослый приучает ребенка к выполнению элементар­ных трудовых действий по самообслуживанию: помыть ру­ки, умыться, убрать свои вещи на место. Сначала взрослый показывает, как выполнить то, или иное действие. При не­обходимости можно использовать совместные действия. При этом взрослый берет руки ребенка в свои и осуществляет последовательные действия, фиксируя каждое действие в речи: «Закатаем рукавчики, ладошки сложим лодочкой, подставим их под струю воды, возьмем мыло, намылим ла­дошки, потрем их друг о друга, положим мыло в мыльницу и намылим тыльную сторону ручек. Вот как хорошо помы­лили ручки, а теперь смоем мыло струей воды». В дальней­шем эти же действия ребенок выполняет по подражанию действиям взрослого, который уже не моет руки малыша, а показывает, как это надо делать. В дальнейшем взрослые должны напоминать детям последовательность действий при мытье рук. Целенаправленное внимание взрослых к форми­рованию этого навыка приводит к тому, что уже на третьем году жизни дети могут выполнять его самостоятельно.

По­мимо овладения умением мыть руки, дети учатся вытирать их полотенцем. Воспитатель показывает, как надо последо­вательно выполнять действия, сопровождая их речью: «Сна­чала запомни картинку, возле которой висит твое полотенце, затем сними свое полотенце, вытри насухо ладошку и тыль­ную сторону одной руки, а затем вытри ладошку и тыльную сторону другой руки, повесь полотенце на место».

Взрослые должны понимать, что навык формируется медленно, но главное, чтобы дети запомнили последователь­ность каждого действия, входящего в состав этого навыка. С этой целью взрослый разделяет сложные действия на эта­пы, показывая, что их последовательность нельзя изменять. Например, умение мыть руки включает в себя следующие этапы: засучить рукава, открыть кран, намочить руки, взять мыло, подставить руки с мылом под струю воды, намочить мыло и руки, намылить ладони, растерев мыло до получе­ния пены, положить мыло, распределить его круговыми движениями по всей поверхности рук, снова подставить руки под струю воды, круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей рук, слегка отряхнуть воду с рук и закрыть кран.

Чтобы малыши запомнили последовательность этих дей­ствий, им можно предложить игру «Помоем кукле ручки», во время которой дети проговаривают свои действия.

В раннем возрасте у детей формируются навыки опрят­ного питания, правильного пользования ложкой и салфет­кой. При этом очень важна правильная позиция взрослого и его высокая чувствительность к действиям, совершаемым совместно с ребенком. Сначала взрослый держит руку ре­бенка с ложкой в своей руке и направляет ее. Если он по­чувствует, что ребенок пытается самостоятельно направлять ложку в рот, нужно предоставить малышу чуть больше инициативы, чем ранее. Постепенно усилия взрослого должны ослабевать, а усилия ребенка возрастать. Используя спосо­бы подражания и показа, взрослый должен сформировать у ребенка следующие навыки приема пищи: держать ложку не в кулаке, а между пальцами; набирать в ложку умерен­ное количество пищи; плавно подносить ложку ко рту; есть не спеша, тщательно пережевывая пищу, не чавкая; наби­рать пищу в ложку с помощью кусочка хлеба; пользоваться салфеткой, благодарить взрослого после еды.

В раннем возрасте детей учат опрятности: проситься в туалет, пользоваться унитазом, самостоятельно снимать и надевать трусы и колготы, применять туалетную бумагу, мыть руки после туалета, выходить из туалета одетыми.

Умение ухаживать за игрушками также важно в жизни маленького ребенка. Малыш должен знать, что после игры куклу надо посадить на место, кубики собрать в коробку, машину поставить в гараж. Не все сразу получается, но системность требований со стороны взрослого помогает ре­бенку организовать свою деятельность, а контроль взросло­го фиксирует его внимание на этапе завершения одного вида деятельности и перехода к следующему.

Таким образом, источник трудовой деятельности ребенка находится в потребности жить со взрослым общей жизнью, вы­полнять совместную с ним общую деятельность, действовать как взрослый. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности малыша и связаны с развитием само­сознания, личности. Назовем их:освоение действий и формирование на их осно­ве первых простейших трудовых умений и навыков;стремление к достижению результата своих действий и по­лучение его оценки взрослым.

Вопросы и задания для повторения

1. В чем своеобразие труда детей раннего возраста?

2. Каким содержанием наполнен труд детей раннего возраста?

Основная литература:

1. Дошкольная психология/ Урунтаева Г.А. –М.»Академия», 2001.-336с. С. 51-53

2. Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. СПб. Издательство КАРО, 2008г. с.336, С.291-304

Дополнительная литература:

Тема 2.7.: Содержание и способы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

План:

1. Содержание и способы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста:

а) работа с детьми младшего дошкольного возраста

б)работа с детьмисреднего дошкольного возраста

в)работа с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Содержание и способы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

На четвертом году жизни у ребенка повышаются активность и це­ленаправленность действий, разнообразнее и координированное ста­новятся движения. Он начинает овладевать умением действовать, на­мечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекается и переходит от одного дела к другому.

В младших группах основной задачей педагога является воспита­ние самостоятельности, положительного отношения к труду.

Положительная оценка взрослым даже небольших успехов ребен­ка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно важно помнить это в общении с застенчивыми, роб­кими детьми. По отношению к ребенку избалованному, склонному к зазнайству поощрение следует использовать осторожно.

Навыки самообслуживания формируются у малышей в играх с кук­лами, в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, умывание и др.), в дидактических играх «Мишка замерз», «Кукла Наташа пришла в детский сад» и др.

Ребенку этого возраста присуще стремление действовать самосто­ятельно. «Я сам!» — заявляет он, часто не осознавая свои возможнос­ти. Важное место в его трудовой деятельности занимает самообслу­живание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавлять стремление малышей к самостоятельности — важ­ный фактор в формировании трудолюбия.

Огромное терпение и педагогический такт требуются от воспита­теля, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способ­ствовать ее развитию. Решающее значение имеют игровые приемы, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны скрыть свою педагогическую позицию, а с другой более активно воздейст­вовать на малыша. Например, педагог вносит в группу большую кук­лу и говорит, что кукла Катя приехала к малышам в гости на поезде, и будет теперь жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, вы­деляют ей шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают в спальне кроватку, отводят место за столом в куколь­ном уголке и т. д. Затем дети учат куклу навыкам самообслуживания, а кукла (ее озвучивает воспитатель) дает оценку их действиям.

Эффективным приемом может стать положительный пример свер­стников («Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается!»).

Важное место в педагогической работе занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, ис­пользование эмоциональных песенок, потешек, пословиц, поговорок. На­пример: «Буль-буль-буль—журчит водица. Все ребята любят мыться»,— приговаривает воспитатель, показывая малышам приемы умывания.

Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть, рас­смотреть и говорит: «Какое гладкое мыло, как оно хорошо пахнет! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте попробуем!»

Действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и т. п. Сюжеты воспита­тель может придумать сам («Как Хрюша умывается», «Зайка в гостях у Мишки» и т. д.).

Воспитатель должен помнить, что если не обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, зашнуровал бо­тинки, убрал в шкаф сменную обувь, закрыл дверцу шкафа), у него не только не развиваются необходимые навыки, но и формируются отри­цательные привычки (небрежность, неряшливость и др.).

Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех ребят, у кого уже воспитаны определенные навыки; учить их внима­тельно, доброжелательно относиться друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к посто­янной помощи.

Формирование у ребенка потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию интереса к трудовой деятельнос­ти взрослых. Давая малышам элементарные представления о труде ня­ни, дворника, шофера, повара, медсестры, нужно обратить их внима­ние на добросовестное отношение взрослых к работе (работают стара­тельно, аккуратно, быстро). В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым (ня­ня смочила тряпку в воде, отжала, протерла полку, прополоскала тряп­ку, опять отжала и т. д.), рассмотреть с ними материалы и оборудова­ние, которые используются в работе. Нужно обязательно подчеркнуть конечный результат труда (няня вымыла полку, и она стала чистой). Так у детей складывается представление о том, что в основе каждого конкретного трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей (например, снега намело так много, что не прой­ти к веранде. Как быть? Без дяди Васи, дворника, никак не обойтись. Вот пришел дворник со скребком и расчистил дорожку к веранде, а дети ему помогали). На основе таких конкретных впечатлений у ре­бенка начинают формироваться представления о трудовой деятельно­сти человека, воспитывается положительное отношение к труду взрос­лых, желание принимать в нем посильное участие.

Труд должен быть посильным для детей, но уже в этом возрасте ребенок должен почувствовать, что всякий труд связан с преодолени­ем определенных трудностей. Только прилагая какие-то усилия, ма­лыш ощутит радость от своего труда. Важно также, чтобы труд завер­шался наглядным результатом—тогда дети осознают его значимость, необходимость («Хорошо, что Вова счистил снег со скамейки, мы те­перь можем на ней посидеть», «Ирочка протерла стол, на нем теперь можно рисовать» и т. п.).

Со второго полугодия малышам начинают прививать умения и на­выки дежурства по столовой. Готовят их к этому постепенно. С помощью поручений у ребенка исподволь воспитывают умение выполнять не­сколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. На­пример, сначала его учат ставить на стол салфетницы и хлебницы, за­тем — раскладывать ложки. После того как малыш освоит эти действия, его учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах привития на­выков дежурства дети накрывают на стол с помощью воспитателя, за­тем — с его незначительной помощью. При этом используются дидак­тические игры «Накроем стол для кукол», «День рождения Мишки» и др. Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят.

Следует оценивать работу каждого дежурного. Учитывая возраст детей, в оценке лучше использовать игровой прием. Например, зай­чик говорит: «Не очень мне понравилось, как дежурили сегодня Са­ша и Оля. Они работали медленно, отнимали друг у друга ложкой, по­ставили салфетницу не на место, получилось некрасиво. Сейчас, они все поправят, и я сяду за их столы, а пока посижу за столом, кото­рый накрыли Света и Таня». Следует воспитывать у детей умение замечать непорядок в окружающей обстановке. Групповая комната всегда должна быть чистой* ак­куратно прибранной. Разговаривать с малышами следует в доброжела­тельном тоне. Видя, что дети разбросали игрушки, педагог может сказать:

Малышей данного возраста начинают приобщать к элементарно­му ручному труду, связанному с поддержанием порядка в хозяйстве группы (ремонт книжек, атрибутов, коробок, демонстрационного ма­териала и пр.).

Естественно, эти трудовые действия носят форму совместного тру­да со взрослым, поскольку у детей еще нет необходимых трудовых на­выков. Однако малыши смогут, например, самостоятельно намазать клейстером предложенную деталь, прижать ее, подержать, пока под­сохнет клей, или найти по просьбе взрослого нужный предмет и выг полнить элементарные действия по ремонту (присоединить деталь к определенному месту и т.п.). Дети 3—4 лет любят что-либо рассмат­ривать, сортировать, аккуратно раскладывать. Поэтому воспитатели часто предлагают малышам разбирать материал (кусочки бумаги, тка­ни, поролона, пластика, природный материал) по виду, цвету, форме, величине и складывать на место. Такой труд имеет большое воспита­тельное значение, так как приучает малышей относиться бережно к игрушкам, книжкам, пособиям.

Воспитывая у детей любовь к труду, педагог старается вызвать у них желание работать в уголке природы и на участке.

Осенью организуются наблюдения за сбором старшими детьми уро­жая овощей на огороде; Малыши могут выполнять некоторые пору­чения (например, с помощью воспитателя собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие игрушечные грузовики и отвезти в указанное место).

С наступлением весны можно провести наблюдения за обрезкой деревьев и кустарников, посадкой на участке цветов, перекапывани­ем огорода. На групповом участке (или вблизи него, на ровном сол­нечном месте) в присутствии детей можно разбить огород (2—3 гряд­ки). Малыши наблюдают за тем, как воспитатель перекапывает боль­шой лопатой землю, делает ровные грядки и дорожки. Хорошо пред­ложить детям стать друг за другом и, медленно двигаясь вдоль грядки, утоптать дорожку. «Вот какая получилась ровная дорожка, — объяснявет воспитатель. — По ней мы будем ходить, а на грядках будем выра­щивать овощи. По грядкам ходить нельзя». С помощью воспитателя дети сажают на грядках лук, высевают крупные семена овощей (бо­бы, горох, фасоль). По всей длине грядки (по центру) педагог про­кладывает шнур. Дети встают по обе стороны грядки. Каждый ребе­нок раскладывает семена (по одному) в заранее подготовленные воспитателем бороздки. Засыпает бороздки и поливает грядку педа­гог. «Вот теперь наши семена будут расти в тепле, мы их будем по­ливать, и вырастут вот такие вкусные бобы!» — говорит воспитатель, показывает картинку и ставит ее на грядку. На одной из грядок педагог может посеять в присутствии детей семена редиса или репы.

Детей привлекают к посеву крупных семян цветочных растений (фасоль декоративная, бобы садовые, эхиноцистис («ежовый огурец»).

Прополку, рыхление, подкормку выполняет педагог, показывая и рассказывая детям, что он делает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *