Что не является социальным регулятором общественных отношений
Тест по обществознанию Право в системе социальных норм 10 класс
Тест по обществознанию Право в системе социальных норм для учащихся 10 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Право как особая система норм. В части 1 — 15 заданий, в части 2 — 5 заданий, в части 3 — 1 задание (эссе).
Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)
1. Какой из перечисленных признаков не является общим для норм морали и права?
1) представляют собой правила поведения общего характера
2) обладают той или иной степенью обязательности
3) направлены на упорядочение общественных отношений
4) обеспечиваются принудительной силой государства
2. Общеобязательное правило поведения, установленное государством и закрепленное в нормативных правовых актах, называется
1) нормой морали
2) нормой права
3) отраслью права
4) институтом права
3. Обособленная группа норм внутри той или иной отрасли права называется
1) публичным правом
2) подотраслью права
3) отраслью права
4) институтом права
4. К регулятивным отраслям права, направленным в основном на установление прав и обязанностей физических и юридических лиц, не относится
1) уголовное право
2) гражданское право
3) семейное право
4) трудовое право
5. К охранительным отраслям права, направленным в основном на защиту прав юридических и физических лиц, относится
1) гражданское право
2) гражданско-процессуальное право
3) административное право
4) конституционное право
6. К отраслям публичного права не относится
1) конституционное право
2) гражданское право
3) гражданско-процессуальное право
4) административное право
7. К отраслям частного права не относится
1) гражданское право
2) гражданско-процессуальное право
3) семейное право
4) предпринимательское право
8. Урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых имеют права и обязанности, обеспеченные и охраняемые государством, называются
1) властеотношениями
2) политическими отношениями
3) правоотношениями
4) экономическими отношениями
9. Социальным регулятором общественных отношений не является
1) мораль
2) право
3) религия
4) философия
10. Социальным регулятором, реализация которого поддерживается принудительной силой государства, является
1) мораль
2) право
3) обычай
4) религия
11. Одним из отличий норм права от норм морали является
1) формальная определенность
2) общеобязательность
3) неперсонифицированность
4) неоднократность применения
12. Отрасль права, регулирующая имущественные и некоторые личные неимущественные отношения
1) семейное право
2) гражданское право
3) трудовое право
4) административное право
13. Общественные отношения в сфере государственного управления регулируются
1) гражданским правом
2) трудовым правом
3) административным правом
4) предпринимательским правом
14. К сфере частного права традиционно относят
1) конституционное право
2) уголовное право
3) гражданское право
4) административное право
15. Сторонником концепции естественного права был
1) К. Маркс
2) Конфуций
3) В. Ленин
4) Ж.Ж. Руссо
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют систему права.
Отрасль права, институт права, норма права, подотрасль права, применение права.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
2. «Вставьте пропущенное слово: Отрасль российского права, регулирующая имущественные и некоторые личные неимущественные отношения, называется __________ правом».
3. Найдите в приведённом ниже списке отрасли права, относящиеся к сфере публичного права. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) конституционное право
2) административное право
3) семейное право
4) гражданское право
5) уголовное право
6) уголовный процесс
7) гражданско-процессуальное право
4. Автором понятия «категорический императив» являлся __________.
5. Ниже приведён перечень отраслей и подотраслей права. Все они, за исключением одной, относятся к частному праву.
Гражданско-процессуальное право, гражданское право, семейное право, наследственное право, авторское право.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Часть 3 (темы для эссе)
1. «Право заключается в силе» (латинская пословица).
2. «Право — искусство добра и справедливости» (латинская пословица).
3. «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право» (В. Гюго).
Ответы на тест по обществознанию Право в системе социальных норм
Часть 1
1-4, 2-2, 3-4, 4-1, 5-2, 6-2, 7-2, 8-3, 9-4, 10-2, 11-1, 12-2, 13-3, 14-3, 15-4
Часть 2
1. применение права
2. гражданским
3. 12567
4. И. Кант
5. гражданско-процессуальное право
Тематический тест по обществознанию для 9 класса «Роль права в жизни человека, общества и государства»
Тематический тест по обществознанию для 9 класса по теме «Роль права в жизни человека, общества и государства» к учебнику Л.Н.Боголюбова
Просмотр содержимого документа
«Тематический тест по обществознанию для 9 класса «Роль права в жизни человека, общества и государства»»
Тест: C:\Users\игорь\Desktop\общество 9 класс\Тема 8. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА\Тема 8. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.mtf
Социальным регулятором общественных отношений не является
Социальным регулятором, реализация которого поддерживается принудительной силой государства, является
Отметьте выдающийся памятник отечественного права, который провозгласил введение гражданских свобод и организацию Государственной Думы.
2) Полное собрание законов Российской империи
3) Манифест об усовершенствовании государственного порядка
4) Свод основных государственных законов
Автором идеи о категорическом императиве права является
Одним из отличий норм права от норм морали является
1) формальная определенность
4) неоднократность применения
Нормативный правовой акт, регулирующий наиболее значимые общественные отношения и обладающий высшей юридической силой, называется
Нормативные правовые акты, издаваемые Президентом Российской Федерации, называются
Совокупность правовых норм, регулирующих отдельную сферу однородных общественных отношений, называется
Нормативными правовыми актами министерств являются
Отрасль права, регулирующая имущественные и некоторые личные неимущественные отношения,
Общественные отношения в сфере государственного управления регулируются правом
В гражданском праве не существует институт
Нормативным правовым актом является
1) приказ ректора об отчислении студента из университета
2) распоряжение Президента о назначении на должность полномочного представителя Президента в федеральном округе
3) приговор областного суда
4) федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»
Подзаконным нормативным правовым актом является
2) Всеобщая декларация прав человека
3) указ Президента Российской Федерации
Верны ли следующие суждения?
Б. Современная российская Конституция была принята на референдуме в 1993 г.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Расставьте нормативные правовые акты в соответствии с их юридической силой, начиная с высшего.
__ указ Президента Российской Федерации
__ постановление Правительства РФ
__ федеральный закон
__ федеральный конституционный закон
__ приказ министерства
Вставьте пропущенное слово: «Отрасль российского права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований, называется _____________ правом ».
К сфере публичного права относятся
1) конституционное право
2) административное право
4) гражданское право
6) уголовно-процессуальное право
Расставьте источники права в хронологической последовательности их появления.
Тест по обществознанию Общество как форма жизнедеятельности людей 8 класс
Тест по обществознанию Общество как форма жизнедеятельности людей 8 класс. Тест предназначен для проверки знаний по теме Личность и общество. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.
1. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения
1) государство
2) общество
3) цивилизация
4) племя
2. В понятие общественных отношений не входит(ят)
1) взаимодействие двух людей
2) отношения между странами
3) взаимоотношения между гражданином Российской Федерации и районным су дом
4) отношения между кошкой и её хозяином
3. Какое положение из названных относится к природе, а не к обществу?
1) центром этого понятия является человек
2) существует и развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека законам
3) основывается на определённом способе производства
4) включает способы взаимодействия людей
4. Какое положение из названных не относится к общественным отношениям?
1) проведение кандидатом в депутаты предвыборной аги-тации
2) проведение забастовки работниками предприятия
3) прогулка по лесу с собакой
4) оформление документов при приёме на работу
5. Нормами, регулирующими поведение человека в обществе, являются
1) социальные нормы
2) духовные нормы
3) технические нормы
4) материальные нормы
6. К социальным регуляторам поведения человека в обществе не относится(ятся)
1) экономика
2) право
3) традиции, обычаи
4) мораль
7. К социальным нормам относятся
1) любовь, дружба, религия
2) религия, право, мораль
3) традиции, мораль, экономика
4) право, экономика, религия
8. Господство сельского натурального хозяйства характерно для
1) традиционного общества
2) капиталистического общества
3) индустриального общества
4) постиндустриального общества
9. Общество, основанное на развитии крупного машинного производства, называется
1) традиционным
2) аграрным
3) индустриальным
4) постиндустриальным
10. Общество, в котором главным фактором производства становятся информационные технологии, называется
1) традиционным
2) аграрным
3) индустриальным
4) постиндустриальным
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие социальные нормы.
Дозволение, мораль, семья, запрет, традиции, право.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
2. В приведённом списке указаны разнообразные потребности человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера материальных потребностей, а во вторую колонку — порядковые номера социальных потребностей.
1) общение с другими людьми
2) потребности в пище
3) потребность в красивой одежде
4) потребность в творчестве
Материальные потребности | Социальные потребности |
3. Вставьте пропущенное понятие: «Правила поведения, которые складываются в соответствии с потребностями общества, называются __________».
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Общество возникло на определённом этапе развития __________ (1). Оно — часть природы и вместе с тем качественно отличается от неё. Общество представляет собой сложную __________ (2), все элементы которой постоянно взаимодействуют между собой. Условно общество возможно подразделить на четыре сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную, взаимосвязанные, но в то же время обладающие определённой самостоятельностью. Все эти четыре большие сферы общественной жизни взаимодействуют между собой. Они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга. Действительно, хотя __________ (3) выполняет важную роль в жизни общества, всё же её основой является __________ (4). В свою очередь экономическая сфера не смогла бы существовать без людей, носителей классовых, групповых и иных отношений. В то же время те же люди являются носителями форм общественного __________ (5). Таким образом, все указанные __________ (6) жизни общества составляют единое целое, то есть конкретное общество с определённым обликом».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) структура
Б) природа
В) политика
Г) экономика
Д) сфера
Е) сознание
Ж) свобода
Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.
1. Прочитайте отрывок из романа Т. Драйзера «Американская трагедия» и выполните задания.
«Итак, Клайд был предоставлен своим размышлениям о том, скоро ли для него найдётся местечко на дядиной фабрике и найдётся ли вообще.
А тем временем Сэмюэл Грифитс вернулся в Ликург и, посовещавшись с сыном, решил, что Клайду следует изучить дело, начиная с самых основ или, во всяком случае, с подвала фабрики: там декатировались ткани, необходимые для выделки воротничков, и именно в этот подвал прежде всего попадали новички, желавшие изучить технику производства в целом. Но так как Клайд должен был существовать только на свои средства и притом не слишком бедствовать (это было бы несовместимо с положением семейства Грифитс в Ликурге), порешили назначить ему щедрое вознаграждение — для начала пятнадцать долларов в неделю.
Разумеется, и Сэмюэл Грифитс и его сын Гилберт понимали, что плата эта невелика (не для обыкновенного ученика, а для Клайда как родственника), но оба они были люди деловые, вовсе не склонные к благотворительности по отношению к тем, кто на них работал, и полагали, что чем ближе к границе нужды и лишений стоит новичок на их фабрике, тем лучше. И тот и другой относились нетерпимо к социалистической теории о капиталистической эксплуатации. Оба считали необходимым существование социальной лестницы, чтобы по ступеням её стремились подняться люди низших классов. Касты неизбежно должны существовать. Пытаться сверх меры помогать кому-либо, хотя бы даже и родственнику, — значит безрассудно подрывать самые основы общества. Когда имеешь дело с личностями и классами, которые в общественном и материальном отношении стоят ниже тебя, надо обращаться с ними согласно привычным для них нормам. И лучшие нормы — те, которые заставляют ниже стоящих ясно понимать, как трудно достаются деньги и как необходимо для всех, кто участвует в единственно важном, с точки зрения обоих Грифитсов, деле — в производстве материальных ценностей, — полное, подробнейшее и практическое знакомство с техникой данного производства. Поняв это, они должны приучить себя к трезвой жизни и к самой строгой экономии во всем. Это благотворно скажется на их характере. Именно так закаляются умы и души людей, которым суждено подняться по ступеням общественной лестницы. А те, кто на это не способен, должны оставаться на своём месте внизу».
1) В данном отрывке автор описывает отношения в индустриальном обществе (США 20-х гг. ХХ века). Приведите не менее трёх отличий индустриального общества от аграрного и постиндустриального.
2) Главный герой романа Клайд Грифитс, сын уличных проповедников-евангелистов, одержим идеей попасть в общество влиятельных буржуа. Казалось бы, ему выпал такой шанс, и он оказался на фабрике своего дяди Сэмюэла, где, обладая лишь незаурядной внешностью и приятными манерами, быстро пошёл в гору. Через некоторое время Клайда, несмотря на его бедность, стали принимать в высшем обществе города. Но он не понимал настоящей цены этой благосклонности, ведь золотая молодежь общалась с ним, желая в первую очередь досадить двоюродному брату Клайда, Гилберту. На самом деле молодого человека никто не рассматривал как равного в этом кругу, но он, заблуждаясь насчёт их отношения к себе, пошёл на жестокое преступление ради мифического блестящего будущего.
Используя текст и свои знания из курса истории, назовите три социальные, политические или экономические проблемы индустриального общества.
2. Согласно одной точке зрения, Россия является постиндустриальным обществом, так как научно-технический прогресс становится одним из главнейших факторов производства в нашей стране. Но с другой стороны, в российской экономике ещё слишком сильна роль природных ресурсов, что характерно для индустриального общества. Какая точка зрения вам ближе? Приведите два аргумента в пользу выбранной вами позиции.
3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1. «Без многого может обходиться человек, но только не без человека» (Л. Берне).
2. «Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения» (А. де Сент-Экзюпери).
3. «Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).
Ответы на тест обществознанию Общество как форма жизнедеятельности людей 8 класс
Часть 1
1-2, 2-4, 3-2, 4-3, 5-1, 6-1, 7-2, 8-1, 9-3, 10-4
Часть 2
1. семья
2. 2314
3. социальными нормами
4. БАВГЕД
Часть 3
1.
1) преобладание промышленного производства
2) корпорации являются центром социальной организации
3) решающая роль в социальной жизни принадлежит предпринимателям
2.
1) перенаселение городов
2) социальное неравенство
3) рост социального недовольства, как следствие — восстания и революции
Регуляторы общественных отношений
Регуля́торы обще́ственных отноше́ний — совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.
Существующие в современном обществе регуляторы подразделяются на две большие группы: социальные и технические.
К техническим регуляторам относятся технические нормы. Техническая норма — правила эксплуатации технических средств и механизмов, регулирующие отношения между человеком и внешним миром (природой или техникой), которые не имеют социального содержания (Строительные нормы и правила, ГОСТы, Правила дорожного движения, Инструкции по эксплуатации бытовых приборов).
Социа́льное регули́рование — воздействие на поведение людей, общественные отношения с целью придания им определённого направления в развитии. Социальное регулирование следует отличать от технического, биологического и тому подобного регулирования, поскольку оно, в отличие от названных, воздействует только на отношения между людьми.
Социальное регулирование в целом принято делить на нормативное и казуальное. Нормативное регулирование воздействует на индивидуально-неопределённый круг лиц (то есть на всех людей), а казуальное — воздействует на конкретного человека или поимённо определённую группу лиц.
Социальное регулирование осуществляется посредством специальных приёмов, которые принято называть социальные регуляторы.
Содержание
Социальные регуляторы
Социальная норма
Социальная норма — правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, в той или иной степени подкреплённые мерами социального воздействия. Человек живёт в социуме, поэтому неизбежно вступает в общественные отношения (отношения с людьми и организациями), которые урегулированы социальными нормами.
Признаки социальной нормы
Индивидуальный акт
Индивидуальный акт — указание совершить определённые действия или воздержаться от каких-либо действий, адресованное индивидуально-определённому лицу (конкретный человек или определённая группа лиц).
Стихийные регуляторы
В литературе также выделяются Стихийные регуляторы [2] [3] — это какие-либо объективные природные явления, а также процессы, в той или иной степени воздействующие на общественные отношения.
Виды социальных норм
Право
Право — система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.
Обычай
Обычай — правило поведения, складывающееся в течение длительного времени на основе опыта жизнедеятельности относительно большой группы лиц, которое исполняется добровольно в силу привычки.
Мораль
Мораль — правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, хорошем и плохом, существующие в общественном сознании и подреплённые мерами общественного осуждения (общественным мнением). Мораль бывает следующих видов:
Религиозные нормы
Религиозные нормы — правила поведения, основанные на вере в сверхъестественные существа и подкреплённые обещанием благополучия или наказания в потусторонней жизни.
Корпоративные нормы
Корпоративные нормы — правила поведения, закреплённые в соответствующем документе (устав, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, Кодекс корпоративного поведения, кодекс чести и др.), вырабатываемые относительно небольшой группой лиц (корпорацией, членами различных общественных организаций, трудовых коллективов, учебных заведений, предпринимательских союзов, клубов и т. д.) и обязательные для исполнения в рамках этой группы под угрозой корпоративного принуждения в виде предупреждения, выражающего недовольство поведением члена (участника) организации, так и исключения из организации.
Иные социальные нормы
Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы
В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы – система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины, наиболее важные общественные отношения.
Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в установленные рамки, упорядочивать.
В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.
К нормативному относится регулирование посредством норм, т. е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений.
Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения.
Социальное принуждение может быть:
государственным, применяемым в случае нарушения норм права;
моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм;
со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т. е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;
со стороны мирового сообщества – в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права.
Кроме средств принуждения, в социальном регулировании используются методы стимулирования, рекомендации, поощрения и др.
Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно‑технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай;судебный прецедент;правовая доктрина. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.
Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов – ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.
Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно‑ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений.
Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой‑либо важной задачи, цели. Например, директивы КПСС в период административно‑командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и др.
Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т. е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.
Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.
Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых.
У ценностного регулятора, как известно, велика сила имитации, подражания массовому поведению («поступай как все»). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учитывающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими.
Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стимулы. Их влияние огромно, например невыполнение директив КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взысканий, увольнением с работы и др.