Что не является составляющим философии и психологии декаданса
Настроения декаданса и были отражением разочарования и безверия большой части интеллигенции, отказа её от общественной борьбы. В искусстве и литературе эти настроения находили выражение в разных формах. Это и проповедь “чистого искусства”, “искусства для искусства”, и отчуждение, стремление замкнуться в узком мире своих переживаний.
писал Константин Бальмонт, провозглашая идеал человека-художника, свободного от мнения толпы.
Декадентские настроения захватили писателей разных литературных направлений конца ХIХ века: натуралистов, символистов и даже некоторых реалистов. Декаденты рассматривали индивидуализм и эстетство как своего рода бунт против бесчеловечного буржуазного общества, глубоко враждебного человеку, красоте, искусству. Они провозглашали себя носителями новой морали, нового жизненного стиля, получившего название “модерн” (“современный”), претендуя тем самым на то, чтобы наиболее полно отражать духовные интересы своего времени. Особенно широкое влияние декадентская литература и критика приобрели в эпоху столыпинской реакции 1907-1910 гг., когда поворот либеральной буржуазии к союзу с самодержавием, растерянность и разброд в рядах мелкобуржуазной интеллигенции создают благоприятную почву для распространения идеализма и мистики. В то же время к периоду 1907-1910 гг. Относится начало разложения символизма, о кризисе которого все более открыто говорят участники движения.
Символизм очень скоро проник во все сферы искусства: поэзию, живопись, музыку. Существовало большое количество печатных органов, в которых сотрудничали философы и литераторы: сборник “Вехи”(там печатали свои работы Н. Бердяев (“Философская истина и интеллигентская правда”), С. Булгаков (“Героизм и подвижничество”), М. Гершензон (“Творческое самосознание”) и т.д.), символистские журналы “Мир искусства”, “Новый путь”, “Весы”.
Для понимания идейно-философского генезиса символизма важное значение имеют работы В. Соловьева “Кризис западной философии”(1874 г.), “Красота в природе”(1889 г.), “Общий смысл искусства” (1890 г.) и др., а также книга Д. Мережковского “О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы”(1893 г.), сборники критических статей А. Белого под названиями “Символизм”, “Арабески”, “Луг зеленый”(1910 и 1911 гг.), статьи Вяч. Иванова “По звёздам” (1909 г.), “Борозды и межи” (1916 г.), курс лекций “Эллинская религия страдающего бога” (1904 г.). Чрезвычайно важны статьи В. Брюсова и А. Блока, отразившие идейные искания этих поэтов и их последующий разрыв с символизмом.
Заявившая о себе в 90-е годы декадентская критика в лице А. Волынского, Д. Мережковского, В. Розанова выступила под флагом борьбы с “грубым материализмом”, с “позитивизмом” и естественнонаучным мировоззрением. В своем развитии идеи символистской критики прошли два главных этапа. До революции 1905 года идеи большей части символистов носили ярко выраженную индивидуалистическую окраску, после же 1905 года проповедь индивидуализма сменяется у многих символистов проповедью мистической “соборности”. В эти годы усиливается их интерес к идеям славянофилов, к религии, к сектантству и даже к народному творчеству в религиозно-мистическом восприятии.
Философские основания литературной теории символизма резко отличались от традиционного для русской демократической критики Х1Х века материализма (всех его разновидностей: антропологического, естественнонаучного). Символисты отказывались и от диалектики, разработанной Белинским, Герценом, Чернышевским, довольно враждебно были настроены к марксизму. “Наметившееся еще у народников сползание к философскому субъективизму у символистов получило полное завершение. Символисты-теоретики, перерабатывая положения различных идеалистических философских систем, строили свои концепции. Некоторые понятия, принятые у символистов, вошли в широкий оборот: “теократия”, “теургия”, “соборное искусство”, “эмблематика смысла”, “литургический язык”. ”(3).
Новые течения в философии, литературе, искусстве породили в среде интеллигенции множество споров: одни приветствовали новейшие веяния, другие их яростно не принимали. К числу тех, кто видел в модернизме положительные стороны, можно причислить многих замечательных людей того времени. Приведем несколько точек зрения.
Толстой разделял точку зрения Макса Нордау на современное искусство как проявление упаднических настроений “конца века”. “Читал о статье Макса Нордау. Прекрасно говорит о том, что наша беллетристика должна сделаться скоро забавой женщин и детей, как танцы” (14).
К причинам вырождения Макс Нордау относит пребывание в больших городах, отравление алкоголем, табаком и наркотиками, утомление, ускорение темпа жизни, увеличение числа газет и журналов и, как следствие, огромный поток ненужной информации, а также долголетнее депрессивное состояние французов в связи с великими социальными потрясениями в стране. Поневоле приходят на ум параллели с сегодняшним состоянием жизни нашего общества.
Декаданс.
Декаданс – понятие, которое часто встречается в истории философии при рассмотрении подъема и упадка культур и народов. Такое определение данного явления можно найти в словаре, но сегодня мы не будем говорить про декаданс в таком широком смысле, мне бы хотелось поговорить о «личном декадансе».
Бывало ли у Вас ощущение застоя? Будто жизнь вокруг Вас остановилась, в то время как окружающие люди идут дальше? Думаю, такое было у каждого. В психологии на этот счет все просто: каждый человек в процессе своей жизни проходит ряд возрастных этапов, которые сопровождаются кризисами, благодаря которым и происходит дальнейшее развитие и переход на новую ступень. Но даже от этого знания и осознания, в том числе, легче не становится. Именно в таком случае, мне хочется говорить о личном декадансе.
Однажды, в интервью один певец отметил, что в состоянии счастья и благополучия он не может писать свои песни, в то время как в периоды душевного застоя его творчество идет на «ура». Казалось бы, все у тебя хорошо пиши себе и пишу, а ведь нет, драму ему подавай. Только недавно я в полной мере поняла смысл его фразы. В течение некоторого времени, в прекрасном расположении духа, я много раз порывалась что-нибудь написать, но как только передо мной появлялся чистый лист, мысли тут же покидали меня. Не так давно ко мне пришло осознание и, наверное, принятие моего декаданса, мысли вернулись сразу же, появился некий азарт и интерес на фоне общего безразличия. Где-то глубоко в душе я даже стала ему искренне радоваться.
К чему я это Вам рассказываю? Наверное, к тому, что если Вас вдруг посетит вот такой «личный декаданс», Вы были готовы к нему, и приняли его не как депрессивные приступы, а с готовностью принять его, прожить и …
BB-код для вставки: BB-код используется на форумах |
HTML-код для вставки: HTML код используется в блогах, например LiveJournal |
Как это будет выглядеть?
Бывало ли у Вас ощущение застоя? Будто жизнь вокруг Вас остановилась, в то время как окружающие люди идут дальше? Думаю, такое было у каждого.
Читать статью
Отправить другу
Ссылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте.
ДЕКАДЕНТСТВО
Полезное
Смотреть что такое «ДЕКАДЕНТСТВО» в других словарях:
ДЕКАДЕНТСТВО — ДЕКАДЕНТ, ДЕКАДЕНТСТВО Термин décadent появляется во французской литературе в конце 70 х в начале 80 х гг., когда около С. Маллармэ и П. Верлена смыкается кружок поэтов, вступивших в борьбу с парнасцами. «Это движение стало усиливаться в начале… … История слов
ДЕКАДЕНТСТВО — [фр. decadence Словарь иностранных слов русского языка
декадентство — деградация, падение, декаданс, упадок, оскудение, упадочничество Словарь русских синонимов. декадентство см. упадок Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
Декадентство — («упадочничество», от французского «decadence» упадок) термин для обозначения лит ого течения, появившегося во Франции в 80 х гг. XIX в. и в 90 х 900 х возникшего в России, Германии и др. странах. Брошенное враждебной этому течению критикой как… … Литературная энциклопедия
Декадентство — (франц. decadence, от позднелат. decadentia упадок), общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй половина XIX начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Ряд черт … Художественная энциклопедия
ДЕКАДЕНТСТВО — (французское decadence, на средневековой латыни decadentia упадок), обозначение течения в литературе и искусстве конца 19 начала 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой мещанской морали, культом красоты как самодовлеющей ценности,… … Современная энциклопедия
ДЕКАДЕНТСТВО — (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia упадок) обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой мещанской морали, культом красоты как самодовлеющей ценности,… … Большой Энциклопедический словарь
ДЕКАДЕНТСТВО — (франц. decadence разложение, упадок) понятие исторической, историко философской и историко культурной традиций, используемое при описаниях циклических процессов жизни цивилизаций. Стало распространенным и получило определенную научную… … Новейший философский словарь
ДЕКАДЕНТСТВО — ДЕКАДЕНТСТВО, декадентства, мн: нет, ср. (от франц. decadent упадочный) (лит., иск.). Литературно художественное направление в конце 19 в. и начале 20 в., отличавшееся упадочничеством, крайним эстетизмом и индивидуализмом, предшествовавшее… … Толковый словарь Ушакова
ДЕКАДЕНТСТВО — ДЕКАДЕНТСТВО, а, ср. В конце 19 нач. 20 в.: общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве, характеризующихся настроениями упадка, утончённым эстетизмом и индивидуализмом. | прил. декадентский, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
Философская основа декаданса
Отрава
Импрессионизм.
Начало нового нереалистического искусства – декаданса – связывают с именем французского поэта Шарля Бодлера (1821-1867) и, соответственно, относят еще к середине 19 века, к концу 1850-х – 1860-ым годам. В 1857 г. выходит стихотворный сборник Бодлера «Цветы зла» с посвящением Теофилю Готье («Непогрешимому поэту всесильному чародею французской литературы моему уважаемому учителю и другу Теофилю Готье как выражение полного преклонения посвящаю эти болезненные цветы. Ш.Б.») и предисловием, написанным самим Теофилем Готье. Сборник сразу же был обвинен в «безнравственности» на судебном процессе и вышел во втором издании только после исключения «осужденных» стихотворений («Украшения», «Лета», «Той, которая была слишком весела», «Окаянные женщины» («Дельфина и Ипполита»), «Метаморфозы вампира»). Запрет на публикацию осужденных стихотворений во Франции был снят только в 1949 г[10].
Вино любой кабак, как пышный зал дворцовый,
Украсит множеством чудес.
Колонн и портиков возникнет стройный лес
Из золота струи багровой –
Так солнце осенью глядит из мглы небес.
Расширит чувственность за грани бытия,
И вкус мертвящих наслаждений,
Прорвав свой кругозор, поймет душа твоя.
И все ж сильней всего отрава глаз зеленых,
Где, странно искажен, мой дух дрожал не раз,
Стремился к ним в мечтах бессонных
И в горькой глубине изнемогал и гас.
Но чудо страшное, уже на грани смерти,
Когда от губ твоих моя душа пьяна,
И в сладострастной круговерти
К реке забвения с тобой летит она.
(пер. Вильгельма Левика)
Бодлер окончательно закрепляет в литературе представление о равной предрасположенности человека к добру и злу: «В каждом человеке всечасно присутствуют два устремления – одно к Богу, другое – к сатане». На рубеже веков тема двойственной природы человека прозвучала как трагическая расколотость человека. Поэзия Бодлера сделала неожиданные метафоры и сочетания слов (напр., «зеленые запахи») одним из обязательных условий создания новой поэзии. В целом декадентская литература заостряет и доводит до крайности темы Бодлера, мистику, чувственность, жажду приключений и странствий, чувство изгнания, которыми насыщены его стихотворения.
См. о Габриэле Д’Аннунцио и «Оду Д’Аннунцио», написанную Гумилевым (эта ода завершает книгу «Колчан»).
Во время своего появления определение «декадентский» не имело того уничижительного оттенка, которое оно приобрело впоследствии, особенно в советской критике. Многие писатели и художники называли себя декадентами, имея в виду свою приверженность определенным творческим установкам, которые были тесно связаны с эстетикой символизма и генетически восходили к элитарным течениям романтизма. Установки:
1. Подчеркнутый космополитизм.
3. Поэтика артефакта. Стремление к искусственности, изощренности, манерности и противоестественности.
4. Культ чувственности, в том числе как пристрастие к однополой любви в жизни и теме андрогина в искусстве.
5. Тяготение к демонической мистике. Возрождение теософско-оккультной традиции[12].
В 1872 г. был опубликован философский трактат немецкого философаФридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» с посвящением немецкому композитору Рихарду Вагнеру. В ХХ в. – культ «бога Рихарда Вагнера» (Клод Леви-Стросс). В своем трактате Ницше теоретически развивает, а Рихард Вагнер практически реализует «концепцию музыки» немецкого философа-идеалиста Артура Шопенгауэра. Рихард Вагнер. Тетралогия «Кольцо Нибелунга» (1874) (Золото Рейна, Валькирия, Зигфрид, Гибель богов) – музыкально-мифологическая драма. Мифологическую концепцию времени и движения мира «вечное возвращение» Вагнер закрепляет в системе лейтмотивов.
С именем Артура Шопенгауэра (1788-1860), которого называли «великим пессимистом», связана новая философская ориентация – пессимистическая идеалистическая концепция мира как производного бессознательной «мировой воли». Концепция «мировой воли» разработана Шопенгауэром в его основном труде «Мир как воля и представление» (1818)[14]. В основе мира лежит бессознательная воля, которая, по преимуществу, проявляет себя по отношению к человеку как злая сила. Музыка и только музыка может наиболее полно выразить мировую волю. Шопенгауэр понимал музыку как чистую иррациональность. Она дает человеку наслаждение, потому что освобождает его от любого воздействия, в том числе и от воздействия самой мировой воли, погружает человека в чистый мир интеллекта[15]. Дионис построен на мировой воле Шопенгауэра Искусство, по Шопенгауэру, основывается на интуитивном познании мира и прозрении.
Фридрих Ницше. Символическая поэма «Так говорил Заратустра[16]» (1883-84). Идеи Ницше:
3) «Вечное возвращение» («Так говорил Заратустра»);
4) идея «смерти Бога» и вытекающая из нее «идея вседозволенности»: «Все боги умерли – остался человек»[17];
5) дихотомия «аполлинизм – дионисийство» («мир искусства – «мир сна»).
Ф. Ницше: «Воспитание страдания, великого страдания – разве вы не знаете, что только это воспитание во всем возвышало до сих пор человека. В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть материал, обломок, избыток, глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть творец, ваятель, твердость молота, божественный зритель и седьмой день – понимаете ли вы это противоречие. » («По ту сторону добра и зла»).Здесь: разрушение твари и самовоссоздание творца, т.е. Сверхчеловека. Сверхчеловек – это свехличность, свободная от морали и для новой морали. Метафизическое, художественное, социально-политическое освобождение человека посредством изменения его сознания. Эксперимент по созданию «Сверхчеловека» закончился неудачно, и Первая мировая война была первым катастрофическим испытанием сверхчеловека на деле. Так в литературу ХХ в. вводятся темы смерти и абсурда. Пессимизм, кризис веры и идея абсурдности реального мира – ключевые понятия литературы 1-ой половины ХХ в. и модернизма как ее основополагающего философско-эстетического движения. Манифесты различных течений и направлений литературы ХХ в. определяются именно этими понятиями (ключевые слова, темы, сигналы: «человек, вера, грех, отчаяние, выбор, кризис, возможность, одиночество, любовь и ненависть, всечеловечность, …»).
Датский философ Серен Кьеркегор. «Страх и трепет», «Или – или».
Французский философ, нобелевский лауреатАнри Бергсон(1859-1941) в трактате «Интуитивизм» – идея постижения мира с помощью интуиции. «Творческая эволюция» (1907) Анри Бергсона.
Психоанализ. Некоторые модернистские направления и школы рубежа веков и особенно 1-ой половины ХХ века испытали влияние теории психоанализа Фрейда. Австрийский врач-психиатрЗигмунд Фрейд(Z. Freud) в работе «Толкование сновидений» (1900) приходит к выводу, что бессознательное символизирует естественный язык, и сообщения бессознательного требуют дешифровки: за символикой сновидения скрывается истинное содержание – сексуально вытесненное бессознательное, которое может быть выявлено с помощью метода свободных ассоциаций. «Эдипов комплекс». В рамках теории психоанализа Фрейд окончательно закрепил разделение психики на сознательное и бессознательное, после чего сознательный элемент стал восприниматься как только одно из возможных качеств души человека. Идеи Фрейда о бессознательном как «другойреальности», символизме сна и «Эдиповом комплексе» были близко восприняты художниками-современниками (О. Уайльд, Д.Г. Лоуренс, А. Бретон, А. Арто). Однако стоит заметить, что зачастую положения теории Фрейда были ими вольно интерпретированы.
Альберт Эйнштейн – частная теория относительности в 1905 г.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Эстетизм, имморализм, пессимизм, индивидуализм составляют философию и психологию декаданса. Для искусства этот период не упадок. Декаданс – это упадок общественного сознания, но не искусства.
Модерн — термин, который имеет разное значение в зависимости от контекста. Философ А. Дугин выделяет три парадигмы в истории культуры и общества. Премодерн, Модерн и Постмодерн. Модерн у него охватывает 16 середину 20 века, до наступления постмодерна и характеризуется диаметрально противоположной системой ценностей в отношении премодерна. Понятие модернтакже используется как обозначения стиля в искусстве.
Наша цель — получить обзорное представление о ведущих направлениях ХХ века, объединенных под общим названием модернизма. Модернкак стиль который был очень непродолжительным, примерно тридцатилетним, периодом, различают с модернизмом, прошедшим через все двадцатое столетие до 60-70 годов. В этот период возникает новый термин «дух современности». Мир меняется, и нужно обратиться к современности. В своей статье «Поэт (художник) современной жизни», которая посвящена художнику Константен Ги, Шарль Бодлер пишет: «Современный художник должен найти красоту не в неких идеальных образцах, а в образцах современности… Он ищет нечто, что можно назвать духом современности, которая лучше бы выразила нашу мысль. Он стремиться выделить в изменчивом лике повседневности скрытую в нем поэзию, старается извлечь из этого элементы вечного..»
Красота – это изменчивое понятие. Каждая историческая эпоха выдвигает свое представление о красоте. Модернизм акцентирует внимание на быстро меняющейся и неуловимой современности. Время ускорило ход — одна из любимых тем модернизма. От этого выражения «дух современности» появилось слово « модернизм».
Жизнь в это время быстро меняется. Меняется география мира: идет битва за Африку, Россия продвигает идею колонизации на Восток, эпоха Мэйдзи (открытие границ Японии). Европа почувствовала себя дряхлой, потому что открылись новые культуры, новые научные открытия. Люди не всегда понимали, что с этим делать. Появились новые научные теории, о которых мы говорили, идея научного воскрешения предков (Н. Федоров), идея (тоже казалась невероятной) полета в космос (К. Циолковский). Картина мира не только изменилась. Картин мира много. Но многое непонятно. Разум осознает, что многое не понимает итеряет веру в себя (поиски по ту сторону). Художники ищут истину в потустороннем мире. Модернизм по кругу идей похож на романтизм: тот же бунт против традиций, поиск самовыражения, внимательное отношение к индивидуальностикаждого художника. Каждый поэт, музыкант или художник стремиться открыть свое направление, придумать новый язык, новую картину мира. ИЗМы растут как грибы: атеизм, символизм, кубизм, футуризм, фовизм и другие. Искусство в этот момент обращается на себя. Часто темами художественного произведения становятся так называемые рефлексии, размышление над тем, что такое искусство. Художники становятся теоретиками искусства. Современная теория искусства опирается на наблюдения, которые были созданы в тот период.
Декаданс и модернизм– правильнее понимать не как художественное направление, а каккруг определенных идей, понятий, картину мира. Декаданс, модернизм и авангард не являются художественными направлениями, потому что не имеют общей стилистической идеи. Их определяет точка зрения, картина мира, философия, ощущение времени, в котором они живут. Они пересекаются, их объединяет общее ощущение того, что художники живут на сломе веков и считают своей главной задачей отразить это время.
Протестуя против устаревших идей и форм, модернисты искали новых путей и средств художественного отображения действительности, находили новые художественные формы, стремились коренного обновления литературы В этом плане модернизм стал настоящей художественной революцией и мог гордиться такими эпохальными открытиями в литературе, как внутренний монолог и изображения человеческой психики в форме «потока сознания и т. д.
Модернизм — это также и социальное бунтарство, а не только революция в области художественной формы, так он выступал против жестокостей социальной действительности и абсурдности мира, против угнетения человека, его права быть свободной личностью Модернизм протестовал против грубого материализма, против духовного вырождения и нищеты. Однако, протестуя против реализма, модернизм отвергал и его достижения.
Общие черты модернизма:особое внимание к внутреннему миру личности; провозглашения самоценности человека и искусства; предпочтение творческой интуиции; понимание литературы как высшего знания, способно проникать в наиинтимнейшие глубины существования личности и одухотворить мир; поиск новых средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество т.д.); стремление открыть новые идеи, которые преобразуют мир по законам красоты и искусства. Такие крайние, радикальные модернистские течения, как дадаизм или футуризм получили названиеавангардизма. Авангардизм (от франц. Avant-garde – передовой отряд) – условное название всех новейших экспериментальных направлений в художественной культуре XX в. Конструктивизм, абстракционизм, дадаизм, кубизм, фовизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм – вот далеко не полный перечень направлений авангарда. Не похожие друг на друга и находившиеся подчас в непримиримом антагонизме, все эти направления близки в понимании сути творчества и строятся на основании ряда общих предпосылок. Во-первых, авангард радикально порывает с прошлым, традиция утрачивает для него всякую ценность. Обновление художественной практики, новизна как таковая становится главной целью творчества и главным критерием ценности его результатов. Во-вторых, он провозглашает полное творческое раскрепощение, полную свободу эксперимента относительно содержания и формы произведений. Следствием этого стало необозримое множество новаторских направлений, молниеносно устаревающих и сменяемых все более новыми. В-третьих, и это чрезвычайно важно для авангарда, пересматриваются
3. Художественная культура конца XIX первой половины ХХ в.
Искусство – словесное, изобразительное, музыкальное, всегда было наиболее чутким «органом» культуры, улавливающим и выражающим на доступных ему языках душевное и умственное состояние своих современников. В художественной культуре ХХ в. запечатлен его катастрофический характер, его сумасшедший темп, его растерянность и боль, героизм и надежды, самоирония и жажда осмысленной жизни. Наиболее адекватными современности принято считать порожденное техническим прогрессом и воспроизводящие динамику жизни кино, телевидение, эстрадную музыку. Однако изменения, произошедшие в художественной культуре современной эпохи, более рельефно демонстрируют как раз те виды искусства, которые имеют длительную историю, многовековую традицию. Им стоит уделить преимущественное внимание.
В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого — запечатлеть мгновение жизни.
Импрессионизм (от фр \»впечатление\») расцвел в XX в Он возник как реакция на салонное искусство и натурализм сначала в живописи (К Моне, Е Мане О Ренуар, Е Дега), откуда распространился на другие искусства (О Роден в скульптуре, М Равель, К Дебюсси, и Стравинский в музыке) и литературу Здесь основоположниками импрессионизма стали братья Гонкуры и Поль Верлен, Выразительные проявления импрессионизма были в творчестве Ги де Мопассана и Марселя Пруста.
В конце XIX столетия выражение «конец века» приобрело категориальный статус и означает активизацию постромантических идей, получивших наиболее яркое теоретическое выражение в ницшеанстве, а в искусстве — всимволизме и экспрессионизме, в модерне.Символизм (от фр. symbolisme, от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век»). возникает в атмосфере неудовлетворенности господствующим позитивизмом и натурализмом. Символизм явился также духовным протестом против нарождавшейся «массовой культуры» с ее безликостью, усредненностью, ориентацией на примитивное сознание и убогий обывательский вкус».
Парадоксальность символизма состояла в том, что, стремясь к проникновению в иной, высший духовный мир, как бы объективно существующий, но открывающийся только духовной же энергии индивида, он сам оказывался индивидуалистичным, ибо эта «высшая реальность» существовала только в индивидуально-неповторимом воображении данного художника.