Что не является составляющим философии и психологии декаданса индивидуализм
Эстетизм, имморализм, пессимизм, индивидуализм составляют философию и психологию декаданса. Для искусства этот период не упадок. Декаданс – это упадок общественного сознания, но не искусства.
Модерн — термин, который имеет разное значение в зависимости от контекста. Философ А. Дугин выделяет три парадигмы в истории культуры и общества. Премодерн, Модерн и Постмодерн. Модерн у него охватывает 16 середину 20 века, до наступления постмодерна и характеризуется диаметрально противоположной системой ценностей в отношении премодерна. Понятие модернтакже используется как обозначения стиля в искусстве.
Наша цель — получить обзорное представление о ведущих направлениях ХХ века, объединенных под общим названием модернизма. Модернкак стиль который был очень непродолжительным, примерно тридцатилетним, периодом, различают с модернизмом, прошедшим через все двадцатое столетие до 60-70 годов. В этот период возникает новый термин «дух современности». Мир меняется, и нужно обратиться к современности. В своей статье «Поэт (художник) современной жизни», которая посвящена художнику Константен Ги, Шарль Бодлер пишет: «Современный художник должен найти красоту не в неких идеальных образцах, а в образцах современности… Он ищет нечто, что можно назвать духом современности, которая лучше бы выразила нашу мысль. Он стремиться выделить в изменчивом лике повседневности скрытую в нем поэзию, старается извлечь из этого элементы вечного..»
Красота – это изменчивое понятие. Каждая историческая эпоха выдвигает свое представление о красоте. Модернизм акцентирует внимание на быстро меняющейся и неуловимой современности. Время ускорило ход — одна из любимых тем модернизма. От этого выражения «дух современности» появилось слово « модернизм».
Жизнь в это время быстро меняется. Меняется география мира: идет битва за Африку, Россия продвигает идею колонизации на Восток, эпоха Мэйдзи (открытие границ Японии). Европа почувствовала себя дряхлой, потому что открылись новые культуры, новые научные открытия. Люди не всегда понимали, что с этим делать. Появились новые научные теории, о которых мы говорили, идея научного воскрешения предков (Н. Федоров), идея (тоже казалась невероятной) полета в космос (К. Циолковский). Картина мира не только изменилась. Картин мира много. Но многое непонятно. Разум осознает, что многое не понимает итеряет веру в себя (поиски по ту сторону). Художники ищут истину в потустороннем мире. Модернизм по кругу идей похож на романтизм: тот же бунт против традиций, поиск самовыражения, внимательное отношение к индивидуальностикаждого художника. Каждый поэт, музыкант или художник стремиться открыть свое направление, придумать новый язык, новую картину мира. ИЗМы растут как грибы: атеизм, символизм, кубизм, футуризм, фовизм и другие. Искусство в этот момент обращается на себя. Часто темами художественного произведения становятся так называемые рефлексии, размышление над тем, что такое искусство. Художники становятся теоретиками искусства. Современная теория искусства опирается на наблюдения, которые были созданы в тот период.
Декаданс и модернизм– правильнее понимать не как художественное направление, а каккруг определенных идей, понятий, картину мира. Декаданс, модернизм и авангард не являются художественными направлениями, потому что не имеют общей стилистической идеи. Их определяет точка зрения, картина мира, философия, ощущение времени, в котором они живут. Они пересекаются, их объединяет общее ощущение того, что художники живут на сломе веков и считают своей главной задачей отразить это время.
Протестуя против устаревших идей и форм, модернисты искали новых путей и средств художественного отображения действительности, находили новые художественные формы, стремились коренного обновления литературы В этом плане модернизм стал настоящей художественной революцией и мог гордиться такими эпохальными открытиями в литературе, как внутренний монолог и изображения человеческой психики в форме «потока сознания и т. д.
Модернизм — это также и социальное бунтарство, а не только революция в области художественной формы, так он выступал против жестокостей социальной действительности и абсурдности мира, против угнетения человека, его права быть свободной личностью Модернизм протестовал против грубого материализма, против духовного вырождения и нищеты. Однако, протестуя против реализма, модернизм отвергал и его достижения.
Общие черты модернизма:особое внимание к внутреннему миру личности; провозглашения самоценности человека и искусства; предпочтение творческой интуиции; понимание литературы как высшего знания, способно проникать в наиинтимнейшие глубины существования личности и одухотворить мир; поиск новых средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество т.д.); стремление открыть новые идеи, которые преобразуют мир по законам красоты и искусства. Такие крайние, радикальные модернистские течения, как дадаизм или футуризм получили названиеавангардизма. Авангардизм (от франц. Avant-garde – передовой отряд) – условное название всех новейших экспериментальных направлений в художественной культуре XX в. Конструктивизм, абстракционизм, дадаизм, кубизм, фовизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм – вот далеко не полный перечень направлений авангарда. Не похожие друг на друга и находившиеся подчас в непримиримом антагонизме, все эти направления близки в понимании сути творчества и строятся на основании ряда общих предпосылок. Во-первых, авангард радикально порывает с прошлым, традиция утрачивает для него всякую ценность. Обновление художественной практики, новизна как таковая становится главной целью творчества и главным критерием ценности его результатов. Во-вторых, он провозглашает полное творческое раскрепощение, полную свободу эксперимента относительно содержания и формы произведений. Следствием этого стало необозримое множество новаторских направлений, молниеносно устаревающих и сменяемых все более новыми. В-третьих, и это чрезвычайно важно для авангарда, пересматриваются
3. Художественная культура конца XIX первой половины ХХ в.
Искусство – словесное, изобразительное, музыкальное, всегда было наиболее чутким «органом» культуры, улавливающим и выражающим на доступных ему языках душевное и умственное состояние своих современников. В художественной культуре ХХ в. запечатлен его катастрофический характер, его сумасшедший темп, его растерянность и боль, героизм и надежды, самоирония и жажда осмысленной жизни. Наиболее адекватными современности принято считать порожденное техническим прогрессом и воспроизводящие динамику жизни кино, телевидение, эстрадную музыку. Однако изменения, произошедшие в художественной культуре современной эпохи, более рельефно демонстрируют как раз те виды искусства, которые имеют длительную историю, многовековую традицию. Им стоит уделить преимущественное внимание.
В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого — запечатлеть мгновение жизни.
Импрессионизм (от фр \»впечатление\») расцвел в XX в Он возник как реакция на салонное искусство и натурализм сначала в живописи (К Моне, Е Мане О Ренуар, Е Дега), откуда распространился на другие искусства (О Роден в скульптуре, М Равель, К Дебюсси, и Стравинский в музыке) и литературу Здесь основоположниками импрессионизма стали братья Гонкуры и Поль Верлен, Выразительные проявления импрессионизма были в творчестве Ги де Мопассана и Марселя Пруста.
В конце XIX столетия выражение «конец века» приобрело категориальный статус и означает активизацию постромантических идей, получивших наиболее яркое теоретическое выражение в ницшеанстве, а в искусстве — всимволизме и экспрессионизме, в модерне.Символизм (от фр. symbolisme, от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век»). возникает в атмосфере неудовлетворенности господствующим позитивизмом и натурализмом. Символизм явился также духовным протестом против нарождавшейся «массовой культуры» с ее безликостью, усредненностью, ориентацией на примитивное сознание и убогий обывательский вкус».
Парадоксальность символизма состояла в том, что, стремясь к проникновению в иной, высший духовный мир, как бы объективно существующий, но открывающийся только духовной же энергии индивида, он сам оказывался индивидуалистичным, ибо эта «высшая реальность» существовала только в индивидуально-неповторимом воображении данного художника.
xommep
xommep
Граждане декаденты выступали против норм старой морали, искали новых форм в искусстве, а также отрицали коллективизм; причём это были не самые глупые люди, но логика развития общества подталкивала их к отрицанию обыденности. Предложить что-то конкретное они не могли (или не хотели), и оставалось лишь страдать и предаваться унынию, находя в этом какое-то извращённое наслаждение. Собственно, плюс/минус тем же самым занимается значительная часть современных «творцов»:
Кадр из фильмы «Трудно быть богом», который вообще-то совсем про другое.
Современное «общество потребления» постулирует достижение счастья через рост потребления; об это дудит из всех утюгов реклама, все соц. сети переполнены похвальбой, кто где отдыхал и что прикупил. Но это же не работает; люди понимают, что в таких терминах они никогда не станут счастливыми; им хочется отдыхать на Мальдивах (точнее, им это навязывают), а приходится проводить лето на бабушкиной даче; хочется Майбах, а приходится ездить на битой таёте, и.т.д; и выхода из этой спирали потребления для 99% населения нет никакого.
Хотя, конечно, бОльшая часть вины лежит на «творцах»; зрители всего лишь голосуют рублём за то, что им предлагается; но раз они всё равно раз за разом ведутся на декадентские поделки, то в определённом плане они соучаствуют в декадансе. Например, приз «человек года» в номинации «музыкант года» в 2020 ушёл. Моргенштерну, причём голосование было в этих ваших интернетах, т.е. его выбрали зрители. Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. (ц)
Из этого может сложиться впечатление, что мир сошёл с ума и человеки недостойны существовать и, говоря молодёжным языком, must die. Но, как и в прошлый раз, проблема не столько в человеках, сколько в экономическом базисе, который лишает людей надежды на хоть какое-нибудь будущее и толкает их на путь декаданса, упоения разложением.
ИНДИВИДУАЛИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «ИНДИВИДУАЛИЗМ» в других словарях:
ИНДИВИДУАЛИЗМ — (individualism) Политический индивидуализм (в его наиболее распространенном, хотя и не единственном смысле) – основополагающая убежденность в защите прав личности от посягательств со стороны государства и политической власти. Вместе с тем… … Политология. Словарь.
ИНДИВИДУАЛИЗМ — выделение; стремление личности сохранить неприкосновенными свои отличительные особенности и черты; желание испытывать наименьшую зависимость от государства и наименьшее давление со стороны общества; позыв к самостоятельности и свободе в области… … Словарь иностранных слов русского языка
индивидуализм — ячность, ячество Словарь русских синонимов. индивидуализм ячество, ячность (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
индивидуализм — а, м. individualisme m. Вся сумма качеств и признаков, характеризующих ту или другую личность; нравственная физиономия, или, еесли так можно выразиться, самость лица. Павленков 1911. Стремление к яркому выражению личности, независимому от… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Индивидуализм — Индивидуализм ♦ Individualisme Стремление ставить индивидуума выше вида или общества, а то и вообще выше всего на свете (например, выше Бога или справедливости). Однако возникает вопрос: какого именно индивидуума? Если себя, то индивидуализм … Философский словарь Спонвиля
ИНДИВИДУАЛИЗМ — ИНДИВИДУАЛИЗМ, мировоззренческая ориентация, ядро которой составляет принцип свободы индивида, реализуемый во всех сферах жизни (например, в политике в форме демократии, представляющей индивидуализм политической свободы и права; в экономике в… … Современная энциклопедия
ИНДИВИДУАЛИЗМ — тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Индивидуализм включает широкий диапазон ориентаций от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма … Большой Энциклопедический словарь
Индивидуализм — адамның, тұлғаның автономдық еріктігіне (бостандығына) ерекше құндылық беретін саяси және әлеуметтік философиялық ілім. Оның негізінде үш принцип жатыр деуге болады: барлық құндылықтар адамда түйіседі (тоғысады), яғни олар адам болмысымен… … Философиялық терминдердің сөздігі
Индивидуализм — ИНДИВИДУАЛИЗМ, мировоззренческая ориентация, ядро которой составляет принцип свободы индивида, реализуемый во всех сферах жизни (например, в политике в форме демократии, представляющей индивидуализм политической свободы и права; в экономике в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ИНДИВИДУАЛИЗМ — (лат. idividuum неделимое) философско этический принцип, утверждающий приоритет и автономию личности перед любой формой социальной общности. Возможны два подхода к рассмотрению И.: концептуальный в совокупности философских, этических,… … Новейший философский словарь
Декадентство
Декаде́нтство (фр. decadent — упадочный) — упадок, культурный регресс; изначально использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской империи к. II—IV вв. Также этим термином обозначают модернистское направление в изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре, в творческой мысли, самовыражении как таковых — конца XIX — начала XX веков, характеризующихся извращённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, академизма. Провозглашённые ими принципы имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека.
Традиционное искусствознание рассматривает декадентство как обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX веков, отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах — стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.). Это сложное и противоречивое явление в творчестве вообще, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, — одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.
Содержание
Обозначение декадентства
Основным вопросом обозначения границ декадентства становится разделение его с символизмом. Ответов существует довольно много, но господствующих из них два, первый говорит о различности этих течений в искусстве, большим приверженцем и изобретателем его был Ж. Мореас, второй — о невозможности их разделения или отсутствия необходимости в таковой.
К. Бальмонт в статье «Элементарные слова о символической поэзии» говорит о триединстве декаданса, символизма и импрессионизма, называя их «психологической лирикой», которая меняется «в составных частях, но всегда единая в своей сущности. На самом деле, три эти течения то идут параллельно, то расходятся, то сливаются в один поток, но, во всяком случае, они стремятся в одном направлении, и между ними нет того различия, какое существует между водами реки и водами океана». Он характеризует декадента как утонченного художника, «гибнущего в силу своей утонченности», существующего на смене двух периодов «одного законченного, другого ещё не народившегося». Потому декаденты развенчивают все старое, отжившее, ищут новых форм, новых смыслов, но не могут их найти, так как взросли на старой почве.
Ф. Сологуб называет декадентство методом для различения символа, художественной формой для символистского содержания, «мировоззрения»: «декадентство есть наилучшее, быть может единственное, орудие сознательного символизма».
Русские символисты второй волны (младосимволисты) определяли разницу между декадансом и символизмом мировоззренчески: декадентство субъективно, а символизм преодолевает индивидуалистическую отъединенность эстетства сверхличной правдой соборности. Андрей Белый в книге «Начало» описывает это так: «символисты» — это те, кто, разлагаясь в условиях старой культуры вместе со всею культурою, силится преодолеть в себе свой упадок, его осознав, и, выходя из него, обновляются; в «декаденте» его упадок есть конечное разложение; в «символисте» декадентизм — только стадия; так что мы полагали: есть декаденты, есть «декаденты и символисты» (то есть в ком упадок борется с возрождением), есть «символисты», но не «декаденты»; и такими мы волили сделать себя».
По мнению Б. Михайловского (Литературная энциклопедия 1929—1939), «символизм» как термин шире термина «декадентство», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).
Однако, Михалковскому противоречит Ф. П. Шиллер («История западно-европейской литературы нового времени»): «Менялись и сами названия группировок и направлений: начиная с романа „Наоборот“ (1884) Гюисманса, наиболее популярным из них было „декадент“ (под этим же заглавием выходил журнал), затем позже большим распространением пользовалось название „символист“. И тут разница не только в одних названиях. Если, например, все символисты были декадентами, то нельзя сказать, что все декаденты „конца века“ были и символистами в узком значении этого слова. Декадентство — более широкое понятие, чем символизм (если отвлечься от небольшой группы поэтов, объединявшихся вокруг журнала „Декадент“)».
То, что называют «стилем декаданса», писал Готье, «есть не что иное, как искусство, пришедшее к такой степени крайней зрелости, которую вызывают своим косым солнцем стареющие цивилизации». Омри Ронен вообще выводит декаданс за рамки течения в искусстве и даже самого искусства: «декаданс нашёл художественное воплощение своей тематике в разных стилях: в символизме, в поэтике парнасцев, в позднем романтизме — „викторианском“ в Англии, „бидермайере“ в Средней Европе, и в позднем реализме — натурализме. Декаданс, таким образом, являлся не стилем и даже не литературным течением, а настроением и темой, которые в равной мере окрашивали и искусство, и научную, философскую, религиозную и общественную мысль своего времени».
Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь). «Вырождение» стало модным словечком эпохи. Врач Нордау ополчился против него по гигиеническим соображениям. Зато пациент Ницше отметил, что не только «пресловутая борьба за существование», но и появление вырождающихся, слабых, а потому более утонченных и восприимчивых натур способствует облагорожению человека и всякому движению вперёд («Человеческое, слишком человеческое»).
История
В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По.
Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё, а далее, после Дезире Низара — она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.
Как литературное движение декаданс — это переходный этап между романтизмом и модернизмом.
Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-х годов. Значительная часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.
Идеи декадентства
Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, имморализм, отход от общественности, taedium vitae (лат. «отвращение к жизни» ) и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.
Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи [источник не указан 459 дней] и др.
Авторы-декаденты
Наиболее яркими представителями декадентства в западной культуре являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.
Декадентское движение сегодня
ИНДИВИДУАЛИЗМ — что это. Представления и идеи
Индивидуализм. «На вкус и цвет товарища нет» эта поговорка, возникшая ещё во времена существования СССР, крепко засела в умах наших граждан. Суть её доступна и понятна каждому, ведь человек это кувшин — наполненный абсолютно разными знаниями, воспоминаниями, взглядами на жизнь и ценностными ориентирами.
Понятие индивидуализм впервые использовали в философии и переводится оно как — наличие у каждого человека своего социального, политического и морального мировоззрения. Упор здесь ставится на личностную свободу и права человека.
Открытый индивидуализм – это открытый взгляд на несомненное превосходство личности. Также его можно охарактеризовать как философскую точку зрения, согласно которой личность единственная и неповторимая и второй такой же нет. Феноменология этого термина в том, что человек непрерывно развиваясь как личность, находит себя в разных сознательных телах и в разное время. Как уже говорилось ранее, приверженцы твёрдого индивидуализма выступают против подавления личности со стороны политических и общественных институтов. Индивид как бы противопоставляет себя обществу, причём это противостояние предъявляется не определённому социальному строю, а всему обществу в целом.
Индивидуализм и эгоизм
Данная проблема существует уже очень долго и как результат, задевается многими философскими течениями. Индивидуализация бытия приводит личность к обособленному существованию своего я, отдельно от мнения других. Рефлексия как основной инструмент самопознания позволяет нам систематизировать множество индивидуальных ценностей. Р.Штайнер выступал на защиту личности, поскольку считал что, решения могут приниматься лишь обособленно, а уже потом из этого произрастает мнение общественности. В нигилистической философии, к которой относил себя и Ницше, эгоизм рассматривался исключительно с положительной точки зрения. Сейчас нам будет трудно сойтись во мнениях с величайшими мыслителями того времени, так как изменилась сама суть проблемы в общем. Произошло это за счёт смени положительной интерпретации эгоизма, как качества характера помогающего сформироваться как личность на отрицательную.
Действительно индивидуализм может перерасти в свою крайность — эгоизм, эгоцентризм, точно также как и активная позиция личности в государстве может перерасти в авторитарное поведение, но это никоем образом не выступает показателем способствующим отожествлению таких понятий.
Принцип индивидуализма впервые был сформирован в 19 веке представителем французской интеллигенции, учёным и политиком Апексисом де Токвипем. Он же впервые ввел такое определение индивидуализма как – естественная реакция личности на политический деспотизм и авторитаризм в управлении государством.
Представления и идеи:
Права обязанности и ценности индивида первичны по отношению ко всему обществу, причём личность выступает непосредственным их носителем. В общем, данный принцип ориентирован на защиту прав человека в самоорганизации своей частной жизни, на его самодостаточность как члена общества и его способность противостоять различным внешним влияниям. В заключение можно сказать, что любое общество — это совокупности индивидов, принимающих на себя ответственность не только за свои поступки, но и за поступки окружающих людей.