Что не является составляющей системы корпоративной социальной ответственности является
Меньше иллюзий и больше реализма: какие бизнес-задачи решает КСО
Что такое корпоративная социальная ответственность?
Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) предполагает, что компания добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом. То есть она не только платит налоги, выпускает качественную и безопасную продукцию, но и дополнительно вкладывается в своих работников, окружающую среду, территорию присутствия.
«Помимо того, что компания должна приносить деньги своим акционерам, она своей деятельностью также должна улучшать среду вокруг себя — как с точки зрения соблюдения экологических норм, так и развития социальной сферы», — объясняет директор по связям с общественностью «Полюса» Виктория Васильева.
КСО тесно связана с устойчивым развитием и часто входит в ESG-стратегии компаний. В США и Европе, где об устойчивом развитии задумались давно, корпоративной социальной ответственностью начали активно заниматься с 1970-1980-х годов, рассказывает Васильева. Но в Россию тренд пришел намного позже — в конце 1990-х — начале 2000-х годов.
Какие бизнес-задачи можно решить с помощью КСО?
Таких задач несколько.
В первую очередь КСО работает на репутацию компании. А она, в свою очередь, сильно влияет на отношения с государством и условия ведения бизнеса.
«КСО — это уже не лучшая практика, а must have, без которого никакие органы госвласти не будут с вами разговаривать, — отмечает PR-директор «Полюса». — От масштаба, структурированности и продуманности программы КСО в том числе зависит переговорная позиция GR на федеральном и региональном уровнях».
На нехватку кадров сегодня жалуются 86% компаний в России. При этом для специалистов, особенно молодого поколения, ответственность работодателя становится все важнее. Они предпочитают организации, которые помогают решать социальные и экологические проблемы.
«Все крупные промышленные компании сейчас находятся в состоянии жесткой конкуренции за кадры. А КСО помогает создавать образ работодателя приоритетного выбора. Если ваш HR приходит к кандидату, который вам очень нужен, а у него в голове сложился правильный образ компании, то он с высокой вероятностью выберет именно вас», — говорит Васильева.
Тренд на устойчивое развитие затронул в том числе потребителей. Так же, как и работники, они ожидают от компаний высокой социальной ответственности. Эксперты отмечают, что КСО — один из главных факторов, позволяющих повысить удовлетворенность клиентов. Особенно в ситуации, когда конкуренция очень высокая и потребителю приходится выбирать один продукт из десяти похожих.
Для производственных компаний, которые не работают с конечными потребителями напрямую, на первый план выходит репутация среди жителей в регионах присутствия.
Во-первых, они выступают избирателями для тех органов власти, с которыми взаимодействует бизнес. «Если компания «выжимает все соки» из региона, а губернатор ее поддержал, то во время избирательной кампании это будет прекрасным аргументом для его противников», — приводит пример Васильева.
Во-вторых, жители регионов могут быть потенциальными работниками компании. Поэтому их мнение тоже важно.
Какие направления входят в КСО и что они дают?
Чаще КСО включает три основных направления — здоровый образ жизни и спорт, образование и культура. Нередко бизнес выделяет и четвертый блок КСО — поддержку детства. Но во многих случаях, в том числе в «Полюсе», работа с подрастающим поколением включена в предыдущие три блока.
Помимо создания хорошей репутации компании, эти направления помогают решать и более точечные задачи.
Компаниям нужны не просто квалифицированные, но и здоровые работники. Особенно остро вопрос стоит на промышленных предприятиях, которые действуют в малонаселенных районах. «У нас есть сотрудники разных возрастов, но по-настоящему высокая квалификация приобретается в возрасте 40+. Соответственно, нам важно, чтобы эти люди после 40 еще как минимум 20 лет спокойно работали в отрасли», — рассказывает Васильева.
Поэтому, по ее словам, «Полюс» в первую очередь поддерживает массовый спорт и физкультуру. Большой спорт компания тоже поощряет, например, помогая спортсменам из регионов выезжать на соревнования.
Компании заинтересованы в развитии новых технологий и кадрового потенциала. Это определяет приоритеты поддержки в образовательной сфере. Бизнес запускает программы профориентации и помогает развивать профильное образование, создавая себе кадровый задел на будущее.
В небольших городах учреждения культуры — например, театры — служат одной из основных точек притяжения для жителей. «Мы видим, что люди уезжают из отдаленных северных регионов, потому что жить там просто тяжело, в том числе из-за климата, — говорит Виктория. — Но театры здесь выступают знаковыми объектами социальной среды, формируют ощущение «малой родины». И нередко это один из факторов, который помогает человеку сделать выбор в пользу того, чтобы остаться в регионе и продолжать здесь работать».
Как проекты КСО выглядят на практике?
Во время эпидемии COVID-19 бизнес стал активнее поддерживать здравоохранение, в том числе районные и региональные больницы. «Мы делаем это давно — просто потому, что наших сотрудников надо где-то лечить. Если что-то случилось, даже банальное падение или ушиб, нам нужно понимать, куда мы привезем человека», — рассказывает директор по связям с общественностью «Полюса».
Помимо помощи местному здравоохранению, у компаний есть масштабные программы по поддержке здорового образа жизни и спорта. Так, в «Полюсе» знаковым проектом называют Красноярский полумарафон «Жара», который здесь поддерживает уже несколько лет. В мероприятии участвует беговая команда компании. Всего нее входит более 400 работников.
Кроме того, «Полюс» проводит корпоративные спартакиады для своих сотрудников, а его команды с успехом выступают на районных и региональных турнирах.
«Полюс» сотрудничает с несколькими крупными российскими техническими вузами, в том числе, в Красноярском крае, Иркутской и Магаданской области, Якутии. Это и специальные программы обучения, запущенные при участии компании, а также стажировки и практики для студентов на ее предприятиях.
Одновременно «Полюс» поддерживает научные изыскания вузов и помогает им с обновлением материально-технической базы. Все это позволяет будущим специалистам лучше освоить направления, по которым они смогут работать в компании.
В небольших российских городах сохранились десятки профессиональных театров, отмечают в «Полюсе». Более того, один такой театр удалось найти в поселке Мотыгино Красноярского края.
Ключевой проект компании в сфере культуры — ежегодный конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон». Заявки на него подают более 30 учреждений. Их них жюри выбирает победителей, которые получают гранты. На эти средства театр может поехать со своим спектаклем на региональный фестиваль и представить там свою постановку. А оставшуюся часть гранта — потратить на любые нужды, начиная от замены крыши и заканчивая покупкой новых декораций.
«Полюс. Золотой сезон» проводится совместно с международным фестивалем-школой «Территория». В качестве финала конкурса в течение недели организуют свой фестиваль в одном из регионов присутствия компании. «Они привозят к нам лучшие театры и танцевальные труппы России. А часть спектаклей показывают финалисты нашего конкурса», — объясняет Виктория Васильева.
Партнером мероприятия также выступает Московский музей современного искусства. Выставки музея проводятся во время фестиваля «Полюса» и «Территории», и, как правило, остаются в регионе еще на пару месяцев. «За это время их посещают очень много людей, мы успеваем расшевелить аудиторию», — отмечает PR-директор.
Как компании выбирают проекты для поддержки?
Выходя в новый регион, компания старается определить те направления, которым сильнее всего не хватает финансирования. Многое зависит и от специфики территории. Например, на ней могут проживать представители коренных народов, которым необходима поддержка.
По мнению Виктории Васильевой, при выборе проектов в рамках КСО компании должны быть максимально прагматичными: «Мне кажется, бизнесу не стоит подменять собой государство. Нужно меньше иллюзий и больше реализма».
Она выделяет два критерия для выбора проектов.
Во-первых, поддержка должна быть системной и работать на реализацию стратегических целей компании.
Во-вторых, проект не должен умереть, если компания по каким-то причинам прекратит финансирование. «По-хорошему надо выбирать такие проекты, которые без вас не канут в лету. Возможно, они видоизменятся, но не прекратят свое существование. То есть у тех людей и организаций, которых вы финансируете, должны быть альтернативные варианты получения поддержки», — уверена Виктория.
Какие новые тренды есть в КСО?
Главный тренд на сегодня — корпоративное волонтерство, вовлечение сотрудников в социальные и экологические проекты компании.
По данным исследования Porter Novelli, большинство американцев (59%) считают, что компании больше не могут уклоняться от решения вопросов, связанных с социальной справедливостью. Еще 43% «пересматривают свою нынешнюю работу», потому что компания недостаточно делает для решения этих вопросов.
Рост интереса к социальному волонтерству характерен и для России, говорят в «Полюсе». В компании есть собственное волонтерское движение, которое проводит акции в Москве и в регионах присутствия.
Кроме того, в 2020 году в «Полюсе» запустили систему волонтерских грантов. Заявку на участие может подать любой сотрудник компании. Победителям предоставляют средства на небольшие социальные проекты в регионах — от уроков безопасности для школьников до помощи приютам для беспризорных животных.
Однако, по мнению директора по связям с общественностью «Полюса», ожидать революционных трендов, способных перевернуть представление о КСО, не стоит. «Областей, в которых компании могут сотрудничать с обществом, но не подменять собой государство, достаточно немного, — говорит она. — Поэтому в будущем мы скорее увидим не новые тренды, а новые яркие идеи в уже существующих направлениях».
Реализация корпоративной социальной ответственности бизнеса
Для чего нужны программы социальной ответственности? Какую пользу они приносят брендам? Как организовать помощь нуждающимся в своей компании?
Термин «корпоративная социальная ответственность» (КСО) появился в начале 1970-х годов и воспринимался исключительно как этика и мораль в деловой среде.
Сейчас же компания отвечает перед:
Также следует разделять законодательно закреплённую и добровольную ответственность.
Зачем бизнесу добровольно решать социальные задачи
Недостаточно заявить, что ваша компания есть и хорошо выполняет свои обязанности. По исследованиям, 71% потребителей готовы отказаться от брендов, которые работают только ради денег.
Маркетинг становится социально-этичнее, а крупные компании вкладывают миллионы в реализацию КСО, пишет Forbes. И за это они получают:
Что мотивирует стать социально ответственной компанией
Основная задача бизнеса — извлечение прибыли, а не решение социальных проблем. Но личные стремления руководителя или корпоративные цели становятся важным мотивом для выхода за эти рамки.
Личные мотивы
Руководитель компании — это личность со своими интересами, предпочтениями, стремлениями, страхами, стереотипами и жизненным опытом. У него могут быть разные ценности:
Корпоративные мотивы
Если вы просто хотите помочь нуждающимся — это благотворительность.
Если вы желаете решить проблему в обществе, то есть вложить свои ресурсы и получить эффект, — это социальное инвестирование.Так ваша компания получает мотивированные кадры, новых инвесторов, повышенное внимание и лояльность аудитории к бренду и продукту.
Если ваш бизнес трудоустраивает людей с ограниченными возможностями — это социальное предпринимательство. То есть компания и извлекает прибыль, и дает работу людям с ОВЗ.
Нормативные документы для социально-ответственного бизнеса
Каждая компания разрабатывает собственную стратегию корпоративной социальной ответственности, но есть и общепринятые документы:
Кто является социально-ответственной компанией
Вы можете изучить список компаний на сайте.
Существует национальный реестр нефинансовых отчетов на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей.
Как бизнесу стать социально ответственным
Вы поняли, что вашей компании необходимо стать социально ответственной. Как это сделать?
Помочь с PR вашей компании могут специалисты компании Exiterra.com Digital Agency. Мы уже 20 лет на рынке и предоставляем самые разные услуги по продвижению.
Например, сеть гостиниц помогает семьям, потерявшим дом при пожаре или другом бедствии. Отдел по работе со СМИ договорился, что им будут регулярно сообщать о таких случаях. Гостиница выделила отдельный номер и размещает там погорельцев на первое время, а сотрудники помогают с восстановлением документов, приобретением одежды и предметов первой необходимости. Также гостиница обеспечивает питанием нуждающихся.
Пример: записать социальную рекламу, как компания ZEWA.
Готовы ли вы реализовывать КСО через НКО
Принимая такое решение, нужно взвесить все за и против:
ЗА | ПРОТИВ |
Компания не вовлекает сотрудников, они выполняют прямые обязанности и не отвлекаются от проектов. | Затраты, как правило, выше. При адресной помощи не вся сумма попадет нуждающимся, поскольку НКО тоже выплачивает налоги и зарплату сотрудникам. |
НКО знает проблему глубже, чем неспециалисты. | Возможно, в городе нет НКО, работающей с важной для вас проблемой, а другие не знают специфики данного благополучателя. |
НКО знает целевую аудиторию, а аудитория доверяет НКО больше. | НКО не всегда готова выполнять все требования бизнеса. |
НКО знает особенности благотворительной работы и делает это корректно и профессионально. | Охват и масштаб, как правило, меньше по сравнению с рекламными агентствами и СМИ. |
Корпоративная социальная ответственность (КСО) бизнеса в России
По данным исследования сервиса Добро Mail.ru, примерно треть средних и малых компаний в России занимаются благотворительностью, а крупный бизнес рассматривает её как часть общей стратегии, элемент управленческого стандарта.
По результатам исследования «Лидеры корпоративной благотворительности — 2019», в 2018 году 32 крупные компании пожертвовали 57,4 млрд. руб. Три года назад 60 компаний вложили менее 20 млрд. Таким образом, бюджеты на КСО у бизнеса выросли почти в 3 раза.
В основном финансирование идет на проекты в сфере образования, экологии, здоровья, а также развитие местных сообществ.
Как развивать КСО в компании
Направление можно выбрать, исходя из:
Корпоративная социальная ответственность
В ответе за всех. Немного о социальной ответственности бизнеса
Что такое социальная ответственность бизнеса, каждая фирма понимает по-своему. Некоторые и соблюдение элементарных норм закона по специальной утилизации опасных отходов считают великим делом и заявляют о сохранении окружающей среды.
Корпоративная социальная ответственность — это также не простое выполнение предписаний Трудового кодекса. Социально ответственный бизнес вносит свой вклад в развитие общества. Сфера не важна — это могут быть и финансы, и забота о природе, и что угодно другое.
Не стоит думать, что социальная ответственность — это одно-единственное действие, пусть и растянувшееся на долгие годы. Нельзя себе представить, чтобы фирма, скажем, взяла шефство над каким-либо собачьим приютом, ежемесячно перечисляла туда средства и выпускала плакаты улыбающихся сотрудников в обнимку с питомцами, но не платила бы своевременно этим же сотрудникам зарплату. В первую очередь компания должна позаботиться о комфорте своих работников, в этом и состоит главная задача корпоративной социальной ответственности (КСО). Использования экологически чистых материалов для изготовления продукции недостаточно — можно применять полезные материалы, к примеру, и в оборудовании рабочих мест членов коллектива.
Кто-то действует локально и применяет принципы социальной ответственности только в одном направлении, непосредственно связанном с профилем фирмы. Другие, наоборот, стремятся объять как можно больше областей, важных для развития общества, и проводят сразу несколько программ. Всем известно, что табачные компании без зазрения совести участвуют в программах борьбы с курением, а нефтяные гиганты от души борются за разработки альтернативных источников энергии. Конечно, такой филантропский настрой выглядит довольно подозрительно, учитывая специфику деятельности фирм, однако деньги в проекты они действительно вкладывают, а значит, помогают человечеству.
«CAF (Charities Aid Foundation) Россия» провел исследование благотворительной деятельности полусотни крупнейших российских банков с целью выявления особенностей развития благотворительной деятельности этого сектора. Оказалось, что в 2012 году банковские расходы, направленные на осуществление благотворительных программ, выросли. За три квартала 2012 года исследованные банки потратили 5,860 млрд руб., что больше, чем за тот же период 2011 года, на 21,3%. В среднем крупные банки тратят 1,17% прибыли на помощь различным НКО или конкретным лицам. Чаще всего, конечно, получателями помощи оказываются дети, но есть и программы по поддержке образования, здравоохранения, культуры, охране окружающей среды и т п.
У финансовых организаций или, скажем, операторов связи больше возможностей привлечь средства своих клиентов на благотворительные цели. Но в принципе любой предприниматель может поддержать тот или иной проект помощи конкретному лицу, разместив на своем сайте соответствующие баннеры и открыв специальный счет. Можно проводить акции в социальных сетях, где, к примеру, для поиска волонтеров возможности очень велики.
Многие руководители компаний полагают, что корпоративная социальная ответственность — блажь, затраты на нее велики и, если фирма начала какую-то филантропскую акцию, то отказаться от нее в дальнейшем будет очень сложно. Просто так бросить делать доброе дело за счет фирмы не получится, поскольку репутация компании может серьезно пострадать, ведь получатель средств фирмы наверняка окажется в бедственном положении после внезапного отказа в помощи.
Многие организации вкладывают средства в КСО: кто-то обеспечивает хорошее образование детям из детских домов, кто-то вкладывается в лечение тяжелобольных людей, кто-то сосредотачивается на защите природы и помогает какому-нибудь заповеднику. В любом из этих случаев как-то измерить эффективность вложенных в КСО средств практически невозможно. Но принятие правил социальной ответственности означает, что фирма перешла на новый, более высокий уровень развития, когда она готова поделиться частью прибыли, с тем чтобы ее сотрудники чувствовали себя комфортно и мир в целом стал чуть более гармоничным.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Корпоративная социальная ответственность: сообразим на троих
Поэтому в классическую модель КСО для ее применения в отечественных условиях должна быть введена третья сила — региональная власть. Только «тройственному союзу» работников, работодателей и власти под силу достичь баланса интересов и социальных рисков в регионе.
Классическая модель КСО
Рис. 1. Бизнес и стейкхолдеры
Классическая модель КСО основывается на том, что рациональные экономические интересы ориентируют бизнес не только на получение максимальной прибыли, но и на улучшение собственной «среды обитания» — социальной, экологической, политической — путем добровольного инвестирования полученной прибыли в соответствующие институты.
Эффективность классической модели КСО обусловлена открытостью того общества, в котором она применяется. В частности, для решения социальных проблем весьма важно наличие реального рынка труда — возможности оперативного и экономически эффективного перераспределения рабочей силы. Действительно, если работники имеют реальную возможность выбора, то они предпочтут социально ответственного работодателя. Следовательно, работодатель, заинтересованный в лояльных и квалифицированных работниках, должен обеспечивать свою привлекательность для них.
Пренебрежение интересами и рисками работников неоднократно приводило бизнесменов к социальным потрясениям разной силы — от «итальянских» забастовок до революций, перекраивающих общественное устройство государств и континентов. Именно эти обстоятельства и привели как к эволюции базовых принципов общественного устройства в сторону открытости, так и к установлению стандартов взаимной ответственности бизнеса и общества.
КСО в России
Проблема моногородов обусловлена, по меньшей мере, двумя факторами.
Во-первых, переход от плановой социалистической системы хозяйствования к рыночной (а точнее сказать, псевдорыночной) привел к тому, что спрос на продукцию градообразующих предприятий, имевшийся «по умолчанию» в плановой системе, сменился рыночным спросом и, следовательно, стал более чем когда-либо подвержен рискам.
Во-вторых, низкая мобильность рабочей силы приводит к накоплению невостребованных человеческих ресурсов. Мобильность здесь надо понимать широко: не только как невозможность перемещения на другую территорию, но и как невозможность сменить род деятельности.
Таким образом, в системе социальной ответственности в российских условиях необходима дополнительная сила, обеспечивающая баланс социально-экономических интересов и рисков. Этой силой должна стать местная (региональная, городская) администрация. Эффективность ее действий обусловлена пониманием ее роли в системе социальной ответственности, а также используемыми инструментами.
Интересы участников социальных отношений
Посмотрим, какими интересами руководствуются участники социальных отношений.
Рис. 2. Социальная ответственность: интересы участников
Стремление к достойной жизни
Создание комфортных условий для бизнеса
Упрочение авторитета
Устойчивое развитие
Ожидаемые результаты
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОТ РАБОТЫ, УВЕРЕННОСТЬ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ
СТАБИЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ, РОСТ КАПИТАЛИЗАЦИИ
СТАБИЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РОСТ ПРИЗНАНИЯ
К сфере социальной ответственности относится круг проблем взаимоотношений работников, бизнеса, власти и общества в целом, решение которых не входит номинально в сферу государственного регулирования, но крайне важно для гармоничных отношений в обществе.
Каждый участник социальных отношений (работники, работодатели, власть), имея разумные и тесно переплетающиеся интересы, обязан, таким образом, вносить свой вклад в развитие социальной ответственности, которая уже перестает быть исключительно корпоративным делом.
Модель взаимодействия участников социальных отношений в регионе
Каким образом могут взаимодействовать участники социальных отношений региона? Рассмотрим модель взаимодействия, складывающуюся из двух уровней: взаимодействия «работодатель — работник» и взаимодействия «работодатель — общество/региональная власть».
Рис. 3. Основные направления взаимодействия участников социальных отношений в регионе 9
Взаимодействие «работодатель — работник»
Принципы взаимоотношений между работодателем и работником хорошо проработаны в классической модели КСО (модели, напомним, именно двусторонних отношений). В основе отношений лежат принципы, декларируемые в стандартах КСО (SA 8000, CSR/КСО — 2008, ISO 26000). Работодатель вправе принять за основу любой из них.
Стандарт Social Accountability 8000 (SA 8000) разработан организацией Social Accountability International; последняя версия стандарта выпущена в 2001 г. Стандарт основывается на принципах 13 международных конвенций по правам человека. Основное внимание стандарт уделяет правам работников и условиям работы; фокусирует политику и процедуры на улучшении условий работы и на улучшении взаимопонимания руководства и работников. Имеется Руководство по социальной ответственности — документ, в соответствии с которым осуществляется разработка, внедрение и аудит системы менеджмента, отвечающей требованиям SA 8000. В России сертификат соответствия стандарту получен пока только одной организацией — компанией TNT Express, одним из ведущих операторов на рынке услуг по экспресс-доставке и логистике.
Стандарт CSR/КСО — 2008 разработан Всероссийской организацией качества; введен в действие в 2008 г. решением Всероссийской организации качества, Украинской ассоциации качества, Международной ассоциации менеджеров и аудиторов качества, Сербской организации качества. Стандарт CSR/КСО-2008 охватывает все составляющие социальной ответственности, кроме добросовестной практики ведения бизнеса и финансовой прозрачности. Стандарт устанавливает требования к деятельности организаций в области права на труд и охраны труда, социальных гарантий для персонала, производства продукции (услуг, работ) надлежащего качества, охраны окружающей среды, ресурсосбережения, участия в социальных мероприятиях и поддержки инициатив местного сообщества. Внедрение стандарта осложняется тем, что руководство по разработке, внедрению и аудиту системы менеджмента в соответствии со стандартом CSR/КСО-2008 пока не создано.
В известной мере к стандартам КСО можно отнести и известный стандарт Investors in People, разработанный в 1992 г. по заказу Британского правительства и министерства труда Великобритании при участии Конфедерации британской индустрии, Конгресса профсоюзов Великобритании, Института управления персоналом, ведущих специалистов крупнейших компаний. С 1997 г. стандарт в других странах. Основная идея стандарта — улучшение результатов деятельности организации через постоянное обучение и развитие компетентности людей. В стандарт входят три блока: наличие у организации стратегии по улучшению бизнес-результатов; конкретные действия организации, предпринимаемые в соответствии со стратегией и направленные на постоянное улучшение результатов организации; оценка влияния инвестиций в людей на бизнес-результаты. Стандарт определяет социальную ответственность как «обязанность организации действовать как ответственного работодателя и члена общества».
Регламент отбора и реализации приоритетных внутренних социальных программ предприятия является немаловажной частью социальной стратегии предприятия. Коль скоро отношения между работником и работодателем упорядочиваются путем введения того или иного стандарта КСО, работники имеют право знать, каким образом происходит на предприятии установление социальных приоритетов, как и кем принимаются соответствующие решения, а также быть уверенными, что принятые решения будут исполнены.
Взаимодействия «работодатель — общество/власть»
Следует признать, что эта сфера взаимодействий проработана в гораздо меньшей степени, чем отношения между работодателями и работниками. О причинах такого положения дел мы уже говорили в начале статьи. Поэтому опишем модель так, как подсказывают здравый смысл и существующая практика.
Прежде всего, предприятия (работодатели) участвуют в реализации социальных программ региона. Эти программы разрабатываются региональными администрациями с учетом федеральных программ, результатов анализа социально-экономической обстановки в регионе, мнений и предложений работодателей. Программы реализуются в рамках стратегии социального развития региона. Естественно, предприятия, формируя свои социальные программы, должны принимать во внимание программы регионального уровня.
Для этого существуют требования к нефинансовой отчетности и процедуры ее подтверждения (аудита). Наиболее распространенными являются стандарты GRI, АА 1000, ISAE 3000.
Руководство по отчетности в области устойчивого развития, разработанное Глобальной инициативой по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI) — рекомендательный стандарт; его действующая — третья — версия опубликована в 2006 г. В основе стандарта лежит концепция устойчивого развития. Стандарт включает преимущественно количественные показатели результативности компании по трем направлениям (экономика, экология, социальная политика). Стандарт удобен для компаний, только вводящих практику социальной отчетности, поскольку по форме напоминает обычный финансовый отчет и составляется примерно по тем же принципам.
В России первый социальный отчет подготовлен компанией «Бритиш Американ Тобакко» в 2002 г.; в 2003 г. такие отчеты подготовили Альфа-банк, Фиа-Банк, ЮКОС, Сибнефть; к настоящему времени более 50 крупных компаний в России готовят нефинансовые отчеты. Вместе с тем, ни одна из 16 крупных российских компаний, обратившихся в Dow Jones за присвоением индекса по устойчивому развитию 10 (включающего, в частности, выполнение требований по устойчивому развитию и социальной ответственности), пока его не получила.
Стандарт носит универсальный характер, однако подходит больше для компаний, деятельность которых оказывает значительное воздействие на общество.
Стандарт ISAE 3000 разработан в июне 2000 г. и предназначен для широкого круга аудиторов, верифицирующих нефинансовую отчетность, включая: экологическую отчетность; социальную отчетность и «устойчивое развитие»; информационные системы; внутренний контроль и процессы корпоративного управления.
Каким образом общество (в лице власти) реагирует на социально ответственное поведение работодателей, может стимулировать его? На практике реализуются как финансовые, так и нефинансовые методы.
Планирование и реализация мероприятий, направленных на развитие социальной ответственности в регионе, должны осуществляться по понятным и прозрачным правилам в рамках политики поддержки предприятий в сфере социальной ответственности (например, по регламентам проведения конкурсов, регламентам ассигнования бюджетных средств региона). Поскольку общих рекомендаций для разработки таких правил не имеется, в каждом регионе могут действовать свои правила, адаптированные к территориальной, национальной, социальной и экономической специфике региона.
Как не оторваться от народа?
Важнейшим элементом управления рисками является мониторинг. Поэтому, как на уровне «работодатель — работник», так и на уровне «работодатель — власть» обязательны процедуры обратной связи, состоящие в наблюдении работодателя (соответственно, администрации) за состоянием социальной среды и интерпретации полученных результатов наблюдений.
Каждый из перечисленных выше стандартов социальной ответственности на уровне «работодатель — работник» предусматривает наличие показателей и процедур, позволяющих контролировать достижение основных социальных целей, преследуемых работодателем: повышение качества человеческих ресурсов и повышение удовлетворенности. Методическая часть процедур стандартами, естественно, не регламентируется.
Чувствовать настроение народа
Практика показывает, что к контрольным показателям должны относиться не только цифры официальных (финансовых и статистических) отчетов, но и результаты разного рода опросов работников и населения (анкетирования, глубинных интервью, фокус-групп), адаптированных к специфике предприятия, социальной ситуации на предприятии и в регионе.
Сбор данных целесообразно поручить независимым экспертам. Анализ полученных в результате опросов данных должен быть двухступенчатым.
На первом этапе складывается описательная качественная и количественная картина социальной обстановки на предприятии: например, удовлетворенность растет, осведомленность работников о социальных программах предприятия составляет столько-то процентов, приоритетными проблемами в социальной сфере являются неудобство доставки к месту работы и отсутствие столовой.
Разумеется, с региональной точки зрения указанные исследования могут показаться излишне подробными и трудоемкими, но их идея может быть принята за основу для составления собственной региональной методики оценки социальной обстановки.
Другая важная составляющая мониторинга — оценка возможностей населения региона. Имеются в виду структура профессий, профессиональный уровень, наличие дополнительного образования, желание и возможность профессионального роста или смены профиля деятельности, предпочтительные стимулирующие факторы и т.п. Иными словами, необходимо оценить потенциал мобильности (в широком смысле этого слова) населения региона.
Здесь необходимо использовать различного рода оценочные исследования (тестирования, ассессмент-центры), проводимые как массово, так и со специфическими группами населения. Для выполнения этих исследований потребуется привлечь профессиональных психологов и оценщиков.
Результаты исследований должны послужить для разработки и реализации программ дообучения и переобучения, а также программ оказания помощи семьям, которые будут вынуждены переезжать.
Знать потребности работодателей
Ключевое преимущество «тройственного союза» работников, работодателей и власти в решении вопроса занятости состоит в том, что власть выступает своего рода «брокером» между работниками и работодателями. Изучив способности работников с одной стороны и спрос работодателей с другой, региональные власти должны создать максимально комфортные условия для перераспределения рабочей силы в регионе, а если это не удается, то выйти с обоснованными предложениями на федеральный уровень.
Для этого региональной администрации необходимо знать потребности работодателей своего и сопредельных регионов. Источником такой информации может быть социальная отчетность предприятий или государственная служба по труду и занятости.
Основные правила игры
Для удобства читателя еще раз перечислим те ключевые «правила игры», которые должны регламентировать взаимодействия между работниками, работодателями и региональными властями.
Рис. 4. Основные документы, регламентирующие взаимодействия в «тройственной модели» социальной ответственности
Описанная модель показывает, каким образом в сфере социальной ответственности можно сбалансировать интересы трех сторон — работников, работодателей и региональной администрации. Полезно рассмотреть один практический пример.
Опыт Саратовской области
Органам местного самоуправления области рекомендовано ежегодно проводить мероприятия по определению рейтинга добровольной социальной корпоративной ответственности организаций области.
Рейтинг предприятий составляют Министерство промышленности и энергетики области, Министерство сельского хозяйства области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, Министерство по развитию транспортного комплекса. Министерство занятости, труда и миграции области ежегодно представляет для награждения Дипломами Губернатора области и кубками организаций-победителей и направляет в Министерство информации и печати области Рейтинг для размещения его в средствах массовой информации.
Итак, из описанной выше многозвенной модели социальной ответственности в Саратовской области реализовано не так уж много: принятая методика оценки реализует упрощенную версию нефинансовой отчетности, а определение рейтинга и последующие мероприятия являются лишь частью полномасштабной политики поддержки предприятий в сфере социальной ответственности. Пока не предполагается наличие у предприятий области стратегий в области КСО и соответствия предприятий стандартам КСО; у областной администрации нет пока и важного механизма обратной связи.
Опыт Саратовской области показывает, что построение «тройственного союза» работников, работодателей и администрации — это правильно поставленный вопрос, который может быть последовательно решен.
1 Полищук Л.И. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: институциональный анализ с приложением к России: Препринт WP10/2009/01. — М.: ГУ ВШЭ, 2009. — 24 c.
2 SA 8000, ISO 26000. Подробнее об этих стандартах см. в статье далее.
3 Ямабаева Р. и др. Социальный отсчет. — Приложение к газете «Коммерсант», № 182(3266) от 28.09.2005.
4 Полищук Л.И. Бизнесмены и филантропы. — Pro et Contra, 2006, январь-февраль, с. 59 — 73.
5 По данным фонда «Институт экономики города», до 70% компаний так или иначе получили от властей разнарядки на участие в различных благотворительных начинаниях.
6 С.Белова, О моногородах. http://www.lenin.su/st_0009.htm.
7 Бизнес сдает города. Интервью с директором Института региональной политики Б. Столяровым, «Российская газета», спецвыпуск № 4858 от 27.02.2009.
9 Жирным шрифтом указаны регламентирующие документы, соответствие которым обеспечивает прозрачность и эффективность механизма социальных отношений в регионе.
10 Мировой фондовый индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию (Dow Jones Sustainability Index- DJSI) введен 8 сентября 1999 года по инициативе бизнес-сообщества.
11 Для повышения уровня доверия и авторитета администрациям крайне важно одерживать «быстрые победы» и пропагандировать достижения.
12 См. пример исследования по предприятиям Республики Башкортостан: Лакман И.А. Применение панельных моделей в оценке процесса текучести кадров. — Обозрение прикладной и промышленной математики, 2009, т. 16, вып. 2, с. 361 — 362.
13 См. форму ежемесячного мониторинга на сайте Министерства регионального развития: http://www.minregion.ru/OpenFile.ashx/mform_2.xls?AttachID=2195
14 О проблемах мониторинга социально-экономической ситуации на региональном уровне см. Шишкин А. Сущность, задачи и принципы мониторинга. Выступление на рабочем совещании «Экономический рост регионов России», 17 февраля 2003 г., http://www.aspe.spb.ru/Workshop/Shishkin.pdf
15 Russia Longitudinal Monitoring Survey (RLMS) проводится с 1992 г. Исследовательским центром «Демоскоп» совместно с Институтом социологии РАН и Университетом штата Северная Каролина в Чэпел Хилле (США), а также — на отдельных этапах — другими организациями.
17 Результаты такого исследования относительно доверия основным политическим институтам России в региональном разрезе см. Демидова О.А. Насколько россияне доверяют основным политическим институтам: региональные сравнения. — Обозрение прикладной и промышленной математики, 2009, т. 16, вып. 2, с. 320 — 322.
19 Постановление Правительства Саратовской области от 7 марта 2008 года № 88-П «О добровольной корпоративной социальной ответственности организаций в Саратовской области».