Что не является признаком правотворческой деятельности
Что не является признаком правотворческой деятельности
1. К признакам права не относится:
+ независимость от государственной власти и отсутствие системности;
– общеобязательный характер и нормативность;
– формальная определенность и волевой характер.
2. Обычай становится правовым в результате его:
+ признания государством, отражения в праве и наделения его юридической силой;
– регулярного соблюдения той или иной группой населения;
– соответствия нормам общепринятого поведения.
3. Монархия отличается от республики:
+ способом передачи власти, сроком правления главы государства, характером волеизъявления населения;
– наименованием главы государств, наличием или отсутствием парламента, набором прав и обязанностей граждан;
– способами получения гражданства, территориальным устройством, политическим режимом.
4. Государство – это:
+ организация суверенной политической власти, ведающая делами всего общества;
– определенная территория, на которой проживает конкретная национальность;
– деятельность правительства, парламента и судей.
5. Какой теории происхождения государства принадлежит утверждение о том, что государство – это аппарат принуждения, созданный в целях управления завоеванными племенами и их территориями?
6. Основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач – это:
7. В каких правовых формах происходит реализация функций государства?
+ Правотворческой, правоприменительной, правоохранительной.
– Регламентирующей, идеологической, хозяйственной;
– Убеждения, принуждения, рекомендации, поощрения.
8. Система методов, средств и способов реализации государственной власти называется:
– формой государственного устройства;
9. Согласно нормативистской теории:
+ право – это своеобразная пирамида, на вершине которой находится основная норма, и каждая низшая норма берет свою законность у норм большей юридической силы;
– право – продукт истории, постепенное и стихийное преобразование обычаев в более формально выраженные правила поведения;
– право – оформленная в виде закона воля господствующей верхушки общества.
10. В какой правовой системе основным источником права является судебный прецедент?
11. Предусмотренная в законе мера должного, общественно необходимого поведения – это:
– мера государственного принуждения.
12. Какое утверждение неверно?
+ У права и морали одна и та же сфера действия.
– Общественные отношение – объект регулирования как права, так и морали;
– Право и мораль формируют у человека необходимый уровень правосознания и культуры.
13. Что представляет собой версия?
+ Это одно из нескольких имеющихся предположений по поводу фактов или обстоятельств определенного дела;
– Это самоочевидная истина, которой не требуются доказательства;
– Это содержащееся в правовой норме предположение о наличии или отсутствии конкретного юридического факта.
14. Правосознание следователя – это форма:
15. Правовое обучение относится к формам:
16. Норма права – это:
+ общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое мерами государственного принуждения в целях регулирования общественных отношений;
– распространяющееся на определенную группу людей правило, закрепленное в законе как общеобязательное и действующее на конкретной территории;
– общепринятый акт поведения, который выразился в законе и попадает под его охрану.
17. Как называется элемент структуры правовой нормы, который определяет алгоритм поведения субъекта?
18. Премия за хорошо выполненную работу – это пример:
– абсолютно определенной гипотезы.
19. В чем заключается бланкетный способ изложения правовой нормы в статье нормативно-правового акта?
+ Статья отсылает к определенной группе других нормативно-правовых актов;
– Статья отсылает к другой статье этого же нормативного акта;
– Вся норма права содержится в данной статье нормативного акта.
20. Норма права, которая содержит властное предписание, называется:
21. Общезначимый результат профессиональной научной деятельности, способ выражения позиции ученых по правовым вопросам – это:
22. Какой из указанных принципов права является межотраслевым?
– принцип охраны труда;
– равенство перед законом.
23. Принятие подзаконных нормативно-правовых актов более характерно для:
+ органов исполнительной власти;
24. Какие общественные отношения входят в объект регулирования межотраслевых институтов?
+ которые регулируются несколькими отраслями права одновременно;
– которые регулируются одной отраслью права;
– которые регулируются сразу несколькими институтами.
25. Право социального обеспечения является:
+ специальной отраслью права;
– базовой отраслью права;
– комплексной отраслью права.
26. Совокупность нормативно-правовых актов, которые объективно выражают содержательные и структурные характеристики права – это:
27. Ориентация на удовлетворение общественных интересов, императивность норм и одностороннее волеизъявление субъектов более характерны для:
28. Рецепция – это:
+ заимствование одним государством в одностороннем порядке крупных законодательных массивов у другого государства;
– целенаправленное сближение правовых систем или отдельных отраслей, устранение между ними противоречий;
– введение в правовые системы государств единообразных норм.
29. Что не является признаком правотворческой деятельности?
+ упрощенный порядок принятия нормативно-правовых актов;
– монопольный характер со стороны государства;
31. Системность права означает:
+ его внутреннюю упорядоченность, слаженность и организованность;
— что нормы права применяются регулярно, то есть систематически;
— то, что право – часть системы общественных норм.
32. Марксистская теория связывает происхождение права с:
+ социально-экономическими причинами: право становится инструментом в руках господствующего класса для регулирования отношений с эксплуатируемым сословием;
— стихийным стечением обстоятельств: право появляется как воплощение духа народа и развивается постепенно;
— божьей волей, выраженной в Библии, от которой производны все остальные законы.
33. Принципы государственного управления представляют собой:
+ основные начала, научно-обоснованные и закрепленные в законе положения, которые предопределяют строение и характер государственного управления;
— способы и методы, которые использует государственная власть в своей управленческой деятельности;
— характерные черты, присущие государственному управлению как специфическому общественному явлению.
34. Структура государственного управления – это:
+ организованная совокупность органов власти, которые действуют от имени и в интересах государства в пределах своей компетенции и полномочий;
— разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
— внутренняя организация исполнительных органов власти в государстве.
35.Тест. Структура системы государственного управления – это:
+ совокупность тех связей, которые существуют внутри системы государственного управления и делают ее единым целым;
— направления деятельности, в которых функционирует государственное управление как единая система связей;
— совокупность норм и правил, которые регламентируют государственное управление.
36. Методы государственного управления характеризуются тем, что:
+ выражают воздействие субъекта государственного управления на его объект;
— не нуждаются в правовой регламентации;
— адресованы абстрактному объекту управления.
38. Предметом теории государства и права являются:
+ закономерности появления, укрепления, функционирования и развития права и государства, а также связанных с ними явлений;
— смена типов и форм государства и права в их историческом и сравнительном аспекте;
— общественные отношения, возникающие по поводу реализации государственными органами своих полномочий с использованием правовых методов.
39. Право возникает одновременно с появлением:
40.Тест. Что из перечисленного не является элементом структуры государственной власти?
+ Последствия воздействия государственной власти на объект управления;
— Содержание властной деятельности;
41. Если внутри государства нет каких-либо относительно обособленных государственных образований, оно является:
42. Демократия – это разновидность:
— форм государственного устройства;
— форм государственного правления.
43. Способность права воздействовать на сознание и волю человека – это:
+ воспитательная функция права;
— охранительная функция права;
— культурно-историческая функция права.
44. Религиозные нормы представляют собой:
+ вид социальных норм и правил, которые установлены определенными религиозными конфессиями и имеют обязательный характер для приверженцев данной религии;
— правила поведения, которые в виду своего регулярного и длительного применения прочно вошли в привычку;
— совокупность поведенческих актов, основанных на представлении о добре, зле, справедливости и долге.
Что такое нормативный правовой акт
Что такое нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.
В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:
Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
2. Международные договоры
Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)
По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.
Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.
Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.
Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.
4. Федеральные подзаконные правовые акты:
5. Конституции (уставы) субъектов Федерации
Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.
6. Законы субъектов Федерации
Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.
7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации
Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.
На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.