Что не является признаком организации
Понятие юридического лица
1. Правовой институт юридического лица представляет собой систему правовых норм, устанавливающих порядок возникновения, реорганизации и ликвидации юридических лиц, определяющих правосубъектность юридических лиц, формы и порядок деятельности их органов, а также особенности правового положения отдельных видов юридических лиц.
Наиболее важные нормы о юридических лицах включены в гл. 4 ГК ( ст. ст. 48 — 123.28 ). Кроме того, нормы о юридических лицах содержатся в Законе о регистрации юридических лиц, Законе об акционерных обществах, Законе об обществах с ограниченной ответственностью, Законе об унитарных предприятиях, Законе о производственных кооперативах и др. (очень крупный институт).
2. Юридическое лицо как субъект гражданского права представляет собой организацию, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
К числу материальных признаков относятся следующие.
Во-первых, внутреннее организационное единство и внешняя автономия. Под внутренним организационным единством юридического лица понимается система существенных взаимосвязей всех структурных подразделений организации между собой и подчинение их руководящему органу. Благодаря внутреннему организационному единству юридическое лицо предстает не как известная совокупность (набор) образующих его элементов (цехов, отделов, служб), но как единое целое.
Внешняя автономия есть мера самостоятельности данной организации (юридического лица) в отношениях с другими лицами, причем указанная мера самостоятельности присутствует как во взаимоотношениях с учредителями (участниками) данного юридического лица, так и в отношениях со всеми иными лицами.
Во-вторых, экономическое единство и обособленность имущества. Суть экономического единства в том, что имущество юридического лица принадлежит именно ему, а не структурным подразделениям. Им оно вверяется лишь в техническое управление.
Мерой обособленности имущества юридического лица являются право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, принадлежность юридическому лицу имущественных прав и т.п.
По общему правилу юридические лица обладают имуществом на праве собственности. Собственниками имущества являются хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды и др.
Право хозяйственного ведения имеют государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственниками же имущества являются соответственно Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования.
Правом оперативного управления на принадлежащее им имущество обладают казенные предприятия и учреждения.
В-третьих, руководящее единство. Оно выражается в том, что каждое юридическое лицо имеет один руководящий (высший) орган (не может быть двоевластия). Чаще всего деятельность юридического лица организуется системой органов (например, общее собрание, совет директоров, генеральный директор). Каждый из органов имеет широкий круг полномочий. Но руководящий (высший) орган — один (в приведенном примере — общее собрание).
В-четвертых, функциональное единство выражается в том, что каждое структурное подразделение и каждый орган выполняют специфическую функцию. Содержание ее подчинено целям образования и деятельности юридического лица. В результате — единство действий соответствующего юридического лица.
3. К числу правовых признаков юридического лица можно отнести следующие.
Во-вторых, способность организации от своего имени участвовать в гражданских правоотношениях (иметь имущество в собственности, права авторства, обязательственные права и т.д.).
В-третьих, способность нести самостоятельную имущественную ответственность.
В-четвертых, способность быть истцом и ответчиком в суде.
И наконец, в-пятых, наличие учредительных документов.
Юридическое лицо — это организация, т.е. определенное социальное образование.
Юридическое лицо имеет обособленное имущество. Как уже отмечалось, мерой обособления могут быть право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Однако юридическое лицо может вообще не иметь имущества на вещном праве. Но при этом иметь имущество в виде обязательственных прав (например, денежные средства на счетах).
Понятие «имущество» является многозначным. Когда в законе ( ст. 48 ГК) говорится, что юридическое лицо имеет имущество, то имеются в виду вещи, и (или) имущественные права, и (или) имущественные обязанности. Важно, что это имущество так или иначе обособлено от имущества других субъектов гражданского права.
Однако когда в ст. 48 (и ст. 56 ) ГК говорится, что юридическое лицо «отвечает по своим обязательствам этим имуществом», то в данном случае под имуществом разумеются только вещи и имущественные права, ибо отвечать можно только активом (вещами и правами), но не пассивом (долгами, обязанностями).
Рассматривая данный признак, следует иметь в виду, что в некоторые определенные периоды юридическое лицо может иметь только вещи, и (или) права, и (или) обязанности. Может случиться, что в определенный момент нет ни вещей, ни прав, ни обязанностей. А организация продолжает быть юридическим лицом.
Юридическое лицо от своего имени выступает в отношениях, регулируемых гражданским правом.
Такой признак, как законность образования юридического лица, выражается в том, что юридическое лицо должно быть зарегистрировано.
Причем юридическое лицо создается и, соответственно, регистрируется в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК (чрезвычайно важное указание!). Государственная регистрация осуществляется в установленном законом порядке; регистрирующий орган проверяет достоверность данных, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
4. Юридическое лицо создается учредителем (учредителями). Им могут быть гражданин, юридическое лицо, Российская Федерация и т.д. После создания юридического лица правовое положение (права и обязанности) учредителя различается в зависимости от того, какое юридическое лицо создано. Учредители имеют вещные права на имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также учреждений. Имущество унитарных предприятий является государственной или муниципальной собственностью. Собственником имущества учреждения является его учредитель.
После того как юридическое лицо создано, его учредитель не имеет никаких преимуществ в сравнении с другими участниками (не являвшимися учредителями). Поэтому обычно говорится о правах и обязанностях «учредителей (участников)» или, еще проще, — «участников».
В корпоративных организациях учредители (участники, члены) имеют корпоративные права (о них далее).
5. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Участник (учредитель) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица. И напротив, юридическое лицо не отвечает по обязательствам участника (учредителя) или собственника. Исключения из этих правил могут быть предусмотрены законом. Так, участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества ( ст. 75 ГК). Закон также устанавливает особенности ответственности казенных предприятий, учреждений, религиозных организаций ( ст. 56 ГК).
Теория организации и организационное поведение
Признаки организации
Признаками, определяющими организацию, являются:
1. Миссия. Она рассматривается в широком смысле как философия и предназначение, смысл существования организации.
2. Цель. Она придает определенную и конкретную направленность действиям организации.
3. Обособленность. Это выражается в замкнутости внутренних процессов, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися наразличного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.
4. Ресурсы. Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией:
5. Принцип саморегулирования. Предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни. Такое саморегулирование осуществляется с помощью внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство.
в) технология охватывает инструменты, оборудование, процессы, действия, материалы, и знания, требуемые для преобразования ресурсов организации в выпускаемые товары или услуги.
8. Внешняя среда организации характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами организации.
1. признаки организции
Признаками, определяющими организацию, являются:
1. Миссия. Она рассматривается в широком смысле как философия и предназначение, смысл существования организации.
2. Цель. Она придает определенную и конкретную направленность действиям организации.
3. Обособленность. Это выражается в замкнутости внутренних процессов, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися наразличного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.
4. Ресурсы. Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией:
5. Принцип саморегулирования. Предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни. Такое саморегулирование осуществляется с помощью внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство.
в) технология охватывает инструменты, оборудование, процессы, действия, материалы, и знания, требуемые для преобразования ресурсов организации в выпускаемые товары или услуги.
8. Внешняя среда организации характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами организации.
Статья 48. Понятие юридического лица
1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1).
4. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации.
Комментарий к ст. 48 ГК РФ
С наличием у ЮЛ автономного имущества связано несение им самостоятельной ответственности данным имуществом, которая обычно распространяется на все имущество. В то же время закон устанавливает целый ряд случаев, когда автономное имущество не является пределом имущественной ответственности и когда при его недостаточности к ответственности могут привлекаться учредители (участники) ЮЛ или собственник его имущества (см. комментарий к ст. 56 ГК).
В свою очередь, некоммерческие партнерства можно лишь условно отнести к числу ЮЛ, упоминаемых в абз. 2 п. 2 ст. 48: члены некоммерческого партнерства вправе получать при выходе часть имущества партнерства (его стоимость) в пределах стоимости имущества, переданного ими в собственность партнерства (кроме членских взносов), а также ликвидационную квоту в пределах стоимости имущества, переданного ими в собственность партнерства, только если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами партнерства (абз. 5, 6 п. 3 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях). Автономная некоммерческая организация однозначно принадлежит к числу ЮЛ, упоминаемых в п. 3 ст. 48 (абз. 2 п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).
Судебная практика по статье 48 ГК РФ
Данные взаимосвязанные положения, направленные, в частности, на обеспечение имущественной самостоятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, учитывают правовой статус таких хозяйств (в том числе созданных в соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве») как юридических лиц, т.е. организаций, имеющих обособленное имущество и отвечающих им по своим обязательствам (статья 48 ГК Российской Федерации), и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, удовлетворяя требования к которой суд, в частности, исходил из недобросовестности ее поведения.
Удовлетворяя заявление КБ «ЛОКО-Банк» (АО) о процессуальном правопреемстве, суды руководствовались частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 275, частью 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из доказанности перехода права собственности на спорный земельный участок обществу КБ «ЛОКО-Банк».
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 1, 15, 307, 393, 398, 401, 404 423, 450, 453, 606, 611, 614, 619, 620, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11.2, 11.8, 22, действовавшей в спорный период статьей 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 48, 57.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, приведенными в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 «О последствиях расторжения договора», пунктах 12 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», приняв во внимание обстоятельства, установленные арбитражными судами при рассмотрении дела N А46-15599/2015, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения встречного иска в части расторжения договора аренды и отсутствии оснований для удовлетворения первоначального иска.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьей 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 41, 48 Гражданского кодекса РСФСР, статьями 11, 34 Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», суды правомерно отказали в удовлетворении требований, придя к мотивированным выводам, что Общество одобрило учредительный договор со всеми изменениями как сделку по распределению долей в уставном капитале общества.
Отменяя обжалуемые судебные акты в части, суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями статей 48, 382, 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал на то, что фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, является основанием для окончания стадии исполнения и у суда отсутствуют правовые основания для осуществления процессуальной замены взыскателя. Соответственно правопреемство на этой стадии возможно до момента фактического исполнения судебного акта.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд, руководствуясь статьями 15, 16, 17, 21, 48, 49, 164, 182, 209, 432, 434, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184, статьей 9, пунктом 1 статьи 20 Федерального закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не нашел оснований для удовлетворения иска.
Возвращая жалобу, суды исходили из того, что в силу части 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации участники хозяйственных товариществ и обществ имеют только обязательственные права в отношении юридических лиц; сфера имущественных интересов акционеров Шебаловой Е.Э. и Шебалова Ю.Н. не нарушена обжалуемыми судебными актами; они не являются стороной договоров N 1 от 02.01.1992, N 25 от 07.12.1993, N 9 от 17.09.1994, в связи с чем факт нарушения их инвестиционных прав в отношении спорной недвижимости не доказан.
Внутренние и внешние признаки фирм‑однодневок, которые должны вас насторожить
Чтобы снизить налоговые риски, важно знать, по каким признакам ФНС и суд определяют фирмы-однодневки, как выстроены типичные схемы уклонения от налогов и как собрать доказательную базу на случай претензий от налоговых органов. Важно при этом уметь правильно проверять контрагентов, чтобы избежать риска доначислений по результатам сделок.
Что такое фирма-однодневка
В Налоговом кодексе нет определения фирмы-однодневки. Оно сложилось из судебной практики и терминологии, введенной официальными письмами ФНС. Впервые ФНС использовала термин «фирма-однодневка» в 2010 году.
В Письме ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84 фирма-однодневка определяется, как юрлицо без признаков фактической самостоятельности, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не предоставляющее налоговую отчетность и зарегистрированное по адресу массовой регистрации.
В нормативных письмах ФНС и судебной практики также встречается несколько синонимов понятия «фирма-однодневка»:
В основном в своих разъяснениях, решениях и актах по результатам камеральных или выездных проверок ФНС использует два последних понятия.
Основные черты фирмы-однодневки
Эта характеристика не нуждается в предварительной проверке, сама по себе связана с понятием умысла и подразумевает, что заказчик заранее знал о фиктивности своего поставщика.
Это более актуальный признак, который требует предварительной проверки, если вы не знакомы с контрагентом лично.
Признаки фирм-однодневок
С тех пор как в ст. 102 НК РФ внесли поправки и ФНС расширила перечень открытых данных, деление на внутренние и внешние признаки стало условным.
Внутренние признаки
Внутренние признаки не являются общедоступными, поэтому их невозможно найти в официальных реестрах. Маловероятно, что контрагент ответит на запрос заказчика в ситуациях, которые касаются следующих аспектов деятельности:
При всей неоднозначности и недоступности внутренние признаки можно выявить по косвенным источникам. В частности, вы можете:
Если руководитель не платит налог на имущество организации, транспортный налог, страховые взносы, то, скорее всего, он не получает доход либо у него нет трудовых и материальных ресурсов.
Если задолженность не погашена, исполнительные листы возвращены с пометкой «невозможно разыскать должника» либо невозможно взыскать с должника долг, так как отсутствует имущество, подлежащее взысканию, это может указывать на то, что у контрагента нет материальных ресурсов и производственных мощностей.
Внешние признаки
С этими признаками все проще, так как они выявляются из общедоступных сведений, их можно запросить у контрагента на законных основаниях.
Прежде всего нужно обращать внимание на наиболее опасные внешние признаки однодневок. Обнаружив их, лучше не заключать сделку с контрагентом без предварительной тщательной проверки.
Наиболее опасные внешние признаки
Эти признаки не относятся к прекращению деятельности из-за реорганизации и ликвидации по решению самого учредителя. Если решение принято налоговой и основанием для исключения стал п. 2 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, то есть организация исключается как недействующее юридическое лицо, это должно вас насторожить.
В течение года организация не сдает налоговую отчетность и у нее уже давно приостановлены операции по счетам. Для живой организации длительная блокировка счета, полностью блокирующая деятельность бизнеса, неприемлема.
В реестре ФАС содержится информация обо всех организациях, которые допустили нарушения при исполнении госконтрактов и в сфере законодательства 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Внешние признаки со средним уровнем опасности
Только на основании этих признаков отказывать контрагенту в сделке смысла нет. Такие признаки, как минимальное количество персонала, небольшая нагрузка, незначительные обороты, переезд в регион с более благоприятным инвестиционным и экономическим климатом, часто характерны для молодых или финансово нестабильных организаций.
Тем не менее, стоит воспринимать как определенный сигнал следующие обстоятельства, особенно если они сочетаются и образуют единую картину деятельности контрагента:
В Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ указаны среднеотраслевые показатели и приведен метод расчета налоговой нагрузки. Чтобы рассчитать налоговую нагрузку, нужно посмотреть сумму уплаченных контрагентом платежей, сравнить суммы задолженности за год, посчитать отношение к показателям бухгалтерской отчетности и сравнить их по ОКВЭД со среднеотраслевыми показателями.
Если показатель отличается в разы или в десятки раз, это повод насторожиться не только в отношении налоговых рисков. Если налоговая нагрузка минимальна, это признак того, что обороты небольшие и предприятие убыточно, особенно если регулярно сдается нулевая отчетность.
Сама по себе задолженность — не повод причислять организацию к фирмам-однодневкам, важно соотношение начисленных налогов и сборов к задолженности.
Если уплаченных налогов, по данным ФНС, ноль или меньше половины, а остаток налога составляет задолженность, это может являться критерием фирмы-однодневки. Особенно если задолженность невозможно взыскать и в банке данных судебных приставов указано, что исполнительные листы вернулись с пометкой «должника невозможно разыскать».
Наименее опасные внешние признаки
Такие признаки нельзя рассмотреть в открытых данных, но информацию по ним можно запросить во внутренней переписке. Ваша задача при оценке этой группы признаков — встретиться с руководителем организации:
При оценке рисков постарайтесь понять, насколько руководитель владеет общей информацией о деятельности компании, почему он представляет ее (какие у него мотивы), особенно если он находится в другом регионе.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Некоммерческие организации
1. Институт юридического лица является прежде всего гражданско-правовым оформлением правосубъектности коммерческих организаций при осуществлении ими хозяйственной деятельности, участия в имущественных отношениях, в товарном обороте. Однако и другие организации, не занимающиеся специально хозяйственной деятельностью, а осуществляющие социально-культурные, управленческие и иные общественно полезные функции, — организации, деятельность которых направлена на осуществление некоммерческих целей (некоммерческие организации), для своей нормальной работы нуждаются в том, чтобы участвовать в имущественных отношениях. Им также необходимо владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, совершать определенные действия (в том числе хозяйственные операции), т.е. приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять обязанности, что обусловливает необходимость признания таких некоммерческих организаций юридическими лицами.
Главное отличие в правовом положении всех таких организаций от коммерческих состоит в том, что коммерческие организации осуществляют хозяйственную деятельность, которая является для них основной и полностью регулируется гражданским правом, а для некоммерческих организаций хозяйственная деятельность является вспомогательной, обеспечивая их участие в имущественном обороте, и гражданско-правовой статус этих организаций носит второстепенный характер.
Некоммерческими организациями называются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками ( п. 1 ст. 50 ГК).
Специфика деятельности организации должна определять объем ее правоспособности. Поэтому закрепление того, является организация коммерческой или некоммерческой, помогает четко определить, какие формы юридических лиц могут иметь общую правоспособность, а какие — специальную. Основное гражданско-правовое последствие признания организации некоммерческой заключается в наделении ее специальной правоспособностью ( п. 1 ст. 49 ГК).
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций исчерпывающе поименованы в ГК ( п. 3 ст. 50 ГК). Предусмотрены следующие формы некоммерческих организаций:
— товарищества собственников недвижимости;
— общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
— автономные некоммерческие организации;
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ ( ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).
В уставе некоммерческой организации, помимо тех сведений, которые должны содержаться в уставе всякого юридического лица, должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.
Цели, ради которых создано юридическое лицо, род его деятельности, как они определены в его уставе, предопределяют не только то, какое имущество эта организация может иметь, но и то, в какие отношения может вступать, какие договоры она может заключать.
Однако необходимо разграничивать предмет уставной деятельности некоммерческой организации и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. В сфере гражданского оборота конкретные правомочия такой организации могут быть шире предмета ее уставной деятельности.
Одной из форм реализации гражданской правоспособности некоммерческих организаций является их деятельность, приносящая доход.
Некоммерческие организации могут заниматься приносящей доход деятельностью лишь постольку, поскольку она служит достижению их целей и соответствует этим целям, ради которых они созданы, и предусмотрена уставом ( п. 4 ст. 50 ГК). Такой деятельностью могут быть производство товаров и услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика ( ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).
Полученный доход должен использоваться некоммерческой организацией для покрытия расходов, связанных с той некоммерческой деятельностью, которая осуществляется для достижения целей, ради которых существует юридическое лицо. Обусловлено это недопущением отклонения деятельности некоммерческой организации от ее основной цели.
Исходя из того что некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, законом могут быть установлены ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм и видов ( п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях), а также на отдельные виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации.
2. Некоммерческие организации являются либо корпоративными юридическими лицами (корпорациями), где участники юридического лица являются членами такой корпорации, либо унитарными юридическими лицами, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства ( ст. 65.1 ГК).
Корпоративными некоммерческими организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками ( п. 1 ст. 50 и ст. 65.1 ГК), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган.
Большая часть всех некоммерческих организаций относится к корпорациям.
Некоммерческие корпорации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, общественных движений, ассоциаций (союзов), адвокатских палат, адвокатских образований, товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Признаки некоммерческой корпорации:
1) основная цель организации не связана с извлечением прибыли;
2) организация не распределяет полученную прибыль между участниками;
3) учредители (участники) приобретают право участия (членства) в ней, обладают корпоративными правами и несут корпоративные обязанности, предусмотренные ст. 65.2 ГК;
4) учредители (участники) формируют высший орган некоммерческой корпорации в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК.
Все некоммерческие корпорации являются собственниками своего имущества, в том числе того, что передано членами корпорации в качестве имущественных взносов.
3. Потребительский кооператив — основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов ( п. 1 ст. 123.2 ГК).
Гражданский кодекс определяет примерный (неисчерпывающий) перечень видов потребительских кооперативов, к которым относятся жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы ( п. 3 ст. 50 ГК).
Все указанные некоммерческие корпорации объединяет общее — целью создания, в отличие от производственных кооперативов, создаваемых для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном труде их участников, является удовлетворение материальных и иных потребностей их членов, а различает то, удовлетворение каких именно материальных и иных потребностей преследуют граждане и (или) юридические лица, участвующие в создании того или иного кооператива, — в жилье, садоводстве или огородничестве и т.д.
В настоящее время деятельность различных видов потребительских кооперативов регламентируют Закон о потребительской кооперации, Закон о сельскохозяйственной кооперации, Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, Закон о кредитной кооперации, Закон о ЖНК, ЖК ( разд. V «Жилищные и жилищно-строительные кооперативы»).
Члены потребительского кооператива не обязаны лично участвовать в его делах, но должны вносить вклады в имущество кооператива. С этой точки зрения потребительские кооперативы сравнивают с объединениями капиталов, тогда как производственные кооперативы ближе к объединениям лиц.
В создании потребительского кооператива в качестве его учредителей (членов) могут выступать как граждане, так и юридические лица (коммерческие или некоммерческие), если специальных ограничений не предусмотрено федеральным законом в отношении какого-либо из видов кооператива. Минимальное число учредителей также может быть установлено специальным законом в отношении отдельных видов кооперативов. Граждане или юридические лица могут одновременно участвовать в нескольких потребительских кооперативах, в том числе однородных по характеру деятельности.
В уставе потребительского кооператива должны быть указаны:
— сведения о наименовании с указанием на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив», сведения о месте нахождения;
— предмет и цели деятельности кооператива;
— порядок вступления в члены кооператива;
— порядок выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат;
— размер и порядок внесения паевых взносов, меры ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;
— состав и компетенция органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
— порядок покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Возможно осуществление потребительским кооперативом и деятельности, приносящей доход, например сдача в аренду неиспользуемого имущества, оказание услуг. По решению общего собрания членов кооператива доходы, полученные от такой деятельности, подлежат расходованию на общие нужды.
Управление потребительским кооперативом: по общему правилу высшим (волеобразующим) органом потребительского кооператива (как корпорации) является общее собрание его членов (участников). Каждый член потребительского кооператива, принимая участие в управлении делами кооператива, независимо от размера паевого взноса обладает лишь одним голосом. Общее собрание правомочно принять к своему рассмотрению любой вопрос, касающийся деятельности кооператива, и обладает исключительной компетенцией при рассмотрении целого ряда вопросов, определенных законом ( ст. 65.3 ГК) и уставом кооператива. Общее собрание образует другие органы кооператива, прежде всего исполнительные (волеизъявляющие) органы. В качестве постоянно действующего коллегиального исполнительного органа в потребительском кооперативе, как правило, создается правление. Единоличным исполнительным органом является председатель.
Права и обязанности членов потребительского кооператива: независимо от вида потребительского кооператива и правового положения его членов они в полной мере обладают правами и обязанностями участников некоммерческой корпорации ( п. 1 ст. 65.2 ГК).
Член потребительского кооператива вправе в любое время выйти из его состава, получив стоимость своего пая, а в случаях, предусмотренных законом и уставом кооператива, также иные выплаты. Член кооператива также может по общему правилу произвести отчуждение своего пая и таким образом выйти из состава кооператива. Пай может перейти по наследству.
Член потребительского кооператива несет обязанности по уплате вступительного, паевого и иных (целевых, дополнительных) взносов. Одной из важнейших обязанностей членов кооператива является необходимость покрыть образовавшиеся убытки, возникшие в результате деятельности кооператива, за счет дополнительных взносов. В случае невнесения или неполного внесения дополнительного взноса каждый член кооператива солидарно несет субсидиарную ответственность по долгам кооператива в размере неуплаченных сумм и только при недостаточности имущества кооператива ( ст. 123.3 ГК).
Законом установлены ограничения на возможности преобразования (изменения организационно-правовой формы) потребительского кооператива ( п. 3 ст. 123.2 ГК). Потребительский кооператив может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Еще меньше вариантов быть преобразованными у жилищных и жилищно-строительных кооперативов, которые могут преобразоваться только в товарищество собственников недвижимости (жилья). При этом утрачиваются паевые отношения, а члены становятся собственниками не только жилых и нежилых помещений, но также общего имущества.
Следует согласиться с высказанным в литературе мнением, что поскольку право собственности наряду с членами жилищных и жилищно-строительных кооперативов, полностью выплатившими паевой взнос, возникает у членов дачного и гаражного кооперативов (этот перечень неисчерпывающий) ( п. 4 ст. 218 ГК), то такие кооперативы также могут преобразовываться в товарищества собственников недвижимости.
4. Общественная организация — это добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей ( п. 1 ст. 123.4 ГК).
Таким образом, общественные организации представляют собой корпоративные (основанные на членстве) объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных, потребностей.
В зависимости от целей объединения граждан, вида интересов и потребностей, удовлетворения которых граждане хотят достичь таким объединением, к общественным организациям закон относит следующие виды объединений: политические партии, профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления ( п. 3 ст. 50 ГК). Перечень видов не является исчерпывающим.
Всякая общественная организация является собственником своего имущества, в том числе переданного ей учредителями (участниками, членами) в качестве вступительных и членских взносов и по другим основаниям.
Общественные организации по общему правилу создаются по инициативе не менее чем трех граждан. Другой количественный критерий для учредителей общественной организации может быть предусмотрен федеральными законами об отдельных видах общественных организаций.
Помимо сведений, подлежащих включению в устав любого юридического лица, устав общественной организации должен содержать сведения о предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.
Управление в общественной организации: высшим (волеобразующим) органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание членов, которые избирают его исполнительные (волеизъявляющие) органы и обладают исключительной компетенцией, определенной законом и уставом организации. К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, которые решает высший орган любой корпорации, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.
Из числа своих членов общественные организации могут избирать постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, президиум, правление и пр.), при этом обязательно образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.).
Общественные организации относятся к юридическим лицам, в отношении которых их участники (члены) не имеют имущественных прав и не отвечают по обязательствам организации.
Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд ( п. 4 ст. 123.4 ГК).
Общественным движением является состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения ( п. 1 ст. 123.7-1 ГК).
Представляется, что общественное движение (как юридическое лицо) в действительности лишь один из видов общественных организаций, отличающийся от других лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения.
5. Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных имеющих некоммерческий характер целей ( п. 1 ст. 123.8 ГК).
Союзы как вид юридического лица — одна из классических форм.
Некоммерческие организации в организационно-правовой форме ассоциаций или союзов создаются на добровольной, договорной основе объединяющихся лиц либо в установленных законом случаях основываются на обязательном членстве объединяющихся лиц (как юридических лиц, так и граждан).
ГК приводит примерный (неисчерпывающий) перечень разновидностей различных некоммерческих объединений, которые относятся к ассоциациям или союзам. В форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов; профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях и защитой трудовых прав (объединения нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и др.); саморегулируемые организации и их объединения.
Прямо отнесены к ассоциациям (союзам) некоммерческие партнерства, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные и нотариальные палаты ( п. 3 ст. 50 ГК).
Перечисленные виды некоммерческих организаций не признаются самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц, а являются лишь разновидностями в рамках одной организационно-правовой формы — ассоциаций (союзов). На сегодняшний день ассоциациями (союзами) является достаточно широкий круг некоммерческих корпораций с самыми разными целями некоммерческого характера, участвовать в которых могут одновременно как граждане, так и юридические лица, причем в любых сочетаниях.
В зависимости от целей деятельности ассоциации (союзы) могут быть классифицированы на несколько групп: во-первых, созданные для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов участников таких объединений (членов корпорации); во-вторых, для достижения общественно полезных целей (т.е. цели ставятся не «узко корпоративные», а направленные на благо неопределенного круга лиц, всего общества или его отдельных групп); в-третьих, создаваемые для иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Имущество ассоциации или союза первоначально формируется за счет вступительных взносов учредителей, но и в дальнейшем одними из основных поступлений в имущество ассоциации (союза) должны все-таки быть регулярные поступления от участников (членов) корпорации, порядок внесения которых должен быть определен уставом организации.
Права и обязанности членов ассоциаций и союзов, независимо от вида самой ассоциации (союза) и правового положения ее участников, являются корпоративными ( п. 1 ст. 65.2 ГК). В том числе у них есть право участвовать в управлении делами объединения и обязанность нести субсидиарную ответственность по долгам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена уставом ( п. 3 ст. 123.8 ГК).
Помимо этого, член ассоциации и союза имеет право безвозмездно пользоваться их услугами (в том числе по защите общих имущественных интересов). Услуга, оказываемая члену ассоциации (союза), должна носить некоммерческий характер, осуществляться в процессе основной целевой деятельности объединения и соответствовать предмету и целям его деятельности.
Наряду с общекорпоративными обязанностями члены ассоциации (союза) обязаны уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации (союза) при наличии соответствующего легитимного решения органа ассоциации (союза).
Прекращение членства в ассоциации и союзе возможно либо добровольное (выход), либо принудительное (исключение).
Особенности управления в ассоциациях и союзах вытекают из корпоративной природы и некоммерческого характера их деятельности.
Высшим органом управления ассоциации (союза) является общее собрание ее членов. Если число членов ассоциации (союза) достаточно велико (более 100), высшим органом могут являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый уставом в соответствии с законами об отдельных видах ассоциаций (союзов). Компетенция такого органа и порядок принятия им решений также определяются в соответствии с ГК законом и уставом корпорации ( п. 1 ст. 65.3 ГК).
Как в любой корпорации (кроме хозяйственных товариществ), от имени ассоциации (союза) права и обязанности юридического лица осуществляет исполнительный орган ( ст. 53 ГК).
Реорганизация ассоциации (союза) может быть осуществлена по решению общего собрания членов ассоциации или союза (съезда, конференции или иного представительного органа). Ассоциация (союз) может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд ( п. 4 ст. 123.8 ГК).
Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов установлены законами об этих видах некоммерческих организаций.
6. Товарищество собственников недвижимости — это добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами ( п. 1 ст. 123.12 ГК).
Наиболее регламентированы в законодательстве правовое положение и деятельность двух видов товариществ собственников недвижимости: это товарищества собственников жилья (им посвящены ст. 291 ГК и соответствующий раздел ЖК) и садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества.
Товариществом собственников жилья признается добровольное объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме ( п. 1 ст. 135 ЖК).
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество — некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Товарищество собственников недвижимости близко по своим целям и другим признакам некоммерческих корпораций к потребительскому кооперативу, но имеет свои особенности, что позволяет выделить его в отдельную организационно-правовую форму. Одним из самых главных отличий товариществ от потребительских кооперативов является то, что в товариществах собственников недвижимости нет паевых правоотношений. В кооперативах средства паевого фонда являются средствами юридического лица и имеют строго целевое назначение. А члены товариществ собственников недвижимости являются собственниками недвижимого имущества. Кроме этого, у членов товарищества собственников недвижимости нет имеющейся у членов кооператива обязанности покрывать образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов.
По общему правилу общее имущество в многоквартирном доме, а также объекты общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах принадлежат членам соответствующего товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности (иное, однако, может быть предусмотрено законом). Состав такого имущества и порядок определения долей в праве общей собственности на него устанавливаются законом.
Доля в праве общей собственности на общее имущество следует судьбе права собственности на помещение или земельный участок.
Управление в товариществе собственников недвижимости: высшим органом управления товарищества является общее собрание его членов (участников). Создаются также единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).
7. Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (далее — Закон о казачестве), добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы ( п. 1 ст. 123.15 ГК).
Казачье общество характеризуется следующими признаками:
— это объединение исключительно граждан РФ;
— цели объединения — сохранение традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также возрождение российского казачества, защита его прав;
— члены казачьих обществ добровольно принимают на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.
Управление казачьим обществом осуществляется общим (учредительным) собранием, конференцией, съездом (кругом) казачьего общества (высшим органом управления), атаманом казачьего общества (единоличный исполнительный орган), а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.
По сути, казачьи общины — это разновидность общественной организации.
Так же как и общественная организация, казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.
8. Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признакам в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры ( п. 1 ст. 123.16 ГК).
К коренным малочисленным народам Российской Федерации закон, в частности, относит народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями ( ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).
Признаки, присущие данному виду некоммерческой корпорации: это объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам; принципы объединения — кровнородственный и (или) территориально-соседский; цели объединения — защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех.
Община коренных малочисленных народов по решению ее членов может быть преобразована в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.
По сути, общины коренных малочисленных народов с точки зрения их гражданской правосубъектности и внутренних (корпоративных) отношений не имеют принципиальных формообразующих отличий от потребительских кооперативов.
9. Адвокатскими палатами признаются некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве для реализации целей, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре ( п. 1 ст. 126.16-1 ГК).
Адвокатские палаты создаются в виде адвокатских палат субъектов Российской Федерации (объединяют на обязательной основе всех адвокатов одного субъекта Российской Федерации) и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации).
Правовое положение и деятельность адвокатских палат определяются законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Адвокатскими образованиями как юридическими лицами являются некоммерческие корпорации, созданные в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности ( п. 1 ст. 123.16-2 ГК).
Адвокатские образования как юридические лица могут создаваться в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации и, в отличие от адвокатских палат, являются добровольными (а не на основе обязательного членства) объединениями граждан на профессиональной основе для непосредственного осуществления адвокатской деятельности, т.е. квалифицированной юридической помощи, оказываемой на профессиональной основе в целях защиты прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Выделение адвокатских палат и образований в самостоятельные организационно-правовые формы некоммерческих организаций с точки зрения концептуальной представляется необоснованным.
10. Фондом как юридическим лицом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов учредителей для достижения социальных и общественно полезных целей ( п. 1 ст. 123.17 ГК).
Среди всех разновидностей некоммерческих организаций, предусмотренных российским гражданским законодательством, фонды (наряду с союзами) являются наиболее классической организационно-правовой формой.
Фонд как юридическое лицо обладает следующими признаками:
1) это некоммерческая организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а имеющая некоммерческие цели; 2) фонд является унитарной организацией и учреждается на основе добровольных имущественных взносов учредителей не на условиях членства (фиксированного участия) ( ст. 123.17 ГК).
Отличительной особенностью фонда является то, что фонд — не объединение лиц, а объединение имущества для достижения социальных и общественно полезных целей в широком смысле.
Фонд может преследовать благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Если точнее, то фонды создаются для материального обеспечения достижения указанных целей, и поэтому их деятельность носит строго целевой характер, определяемый специальной правоспособностью ( п. 1 ст. 49 ГК).
Термин «фонд» является многозначным. В законодательстве предусмотрены различные виды юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих организаций), в названии которых используется термин «фонд», но которые таковыми по своей правовой природе и содержанию не являются. Так, в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд может создаваться в форме акционерного общества, т.е. является коммерческой организацией. Нельзя относить к фондам организации, созданные государством для управления различными внебюджетными фондами и являющиеся по существу учреждениями: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Не относится к фондам и Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, являющийся государственной корпорацией ( ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях, Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).
Существенным для деятельности фонда является необходимость формирования учредителями имущественной основы для достижения целей фонда, поскольку именно и прежде всего за счет этого имущества фонд может и должен осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых он создан.
Имущество, которое передано фонду его учредителями, является собственностью самого фонда. Такой же режим установлен законом и в отношении имущества, приобретенного по иным основаниям ( ст. 213 ГК).
Источниками формирования имущества фонда могут быть в том числе различные добровольные имущественные взносы и пожертвования как граждан, так и организаций, не являющихся его учредителями (благотворители, спонсоры и др.); выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам (депозитам); доходы, получаемые от собственности.
Исходя из специальной правоспособности фондов законом могут быть установлены ограничения на их приносящую доход (предпринимательскую) деятельность. Так, благотворительные фонды не вправе учреждать хозяйственные общества совместно с другими лицами, т.е. могут выступать только в качестве единственного участника ( п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности). Фонды, как и другие некоммерческие организации, не могут выступать коммерческими представителями ( ст. 184 ГК), финансовыми агентами ( ст. 825 ГК), доверительными управляющими ( ст. 1015 ГК), не могут быть стороной договора коммерческой концессии ( ст. 1027 ГК) и договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности ( ст. 1041 ГК).
Фонд может быть учрежден как гражданами, так и юридическими лицами, а также публично-правовыми образованиями.
Отдельные законы о некоммерческих организациях различных видов определяют круг возможных учредителей соответствующих фондов путем императивных установлений или запретов. Так, органы государственной власти и местного самоуправления не могут выступать учредителями благотворительных фондов ( ст. 8 Закона о благотворительной деятельности).
Поскольку фонд — организация, не имеющая членства, состав его учредителей в дальнейшем не может меняться. Для обладания статусом учредителя фонда имеет значение лишь факт нахождения в их составе на момент учреждения фонда.
Управление фондом: должны быть образованы высший коллегиальный орган, а также единоличный и (или) коллегиальный исполнительный органы. Кроме того, в фонде должен быть создан надзорный орган за деятельностью фонда и использованием его средств — попечительский совет, который, имея достаточно широкие полномочия, при этом осуществляет свою деятельность исключительно на общественных началах.
Фонд, независимо от формы реорганизации, не может быть реорганизован ( п. 3 ст. 123.17 ГК). Напротив, фонд может быть создан в результате преобразования практически любой некоммерческой организации: частного учреждения, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, ассоциации или союза.
Для фонда предусмотрены дополнительные, по сравнению с другими видами юридических лиц, основания ликвидации. Так, фонд может быть ликвидирован, если его имущества недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, а также если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены, или в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом.
Ликвидация фонда происходит в особом порядке: только на основании решения суда по заявлению заинтересованных лиц. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество фонда направляется в соответствии с уставом на цели, для достижения которых он был создан, и (или) на благотворительные цели.
11. Учреждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера ( п. 1 ст. 123.21 ГК).
Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.
В зависимости от того, кто является учредителем учреждения, закон выделяет следующие виды учреждений: частные учреждения (когда учреждение создано гражданином или юридическим лицом) и государственные или муниципальные. В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансового обеспечения деятельности и объема правоспособности подразделяются на казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (независимо, как и за счет кого оно приобретено).
Частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений несет собственник их имущества.
Автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение также не вправе распоряжаться без согласия собственника, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено, а автономное — только если оно было приобретено за счет собственника или им закреплено за учреждением. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного и автономного учреждений на праве оперативного управления, они по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно ( ст. 298 ГК).
В отличие от частного и казенного, бюджетное и автономное учреждения отвечают по обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.
Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм.
12. Автономная некоммерческая организация (АНО) — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности ( п. 1 ст. 123.24 ГК).
В форме автономной некоммерческой организации могут создаваться учебные заведения, спортивные клубы, лечебно-оздоровительные заведения, научные центры, приюты и другие заведения, оказывающие услуги в различных областях общественно полезной деятельности. На практике данная организационно-правовая форма получила очень широкое распространение, что свидетельствует о ее жизнеспособности и востребованности.
Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как граждане, так и юридические лица, причем в любых сочетаниях соучредительства, а также публично-правовые образования (если в отношении их такое участие не запрещено законом). Автономная некоммерческая организация также может быть создана одним лицом.
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации, не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Автономная некоммерческая организация очень близка по своей природе к фонду, также является унитарной, создается по такому же принципу, но в сравнении с фондом с более узкими целями — предоставление услуг в сферах некоммерческой деятельности.
Гражданский кодекс устанавливает, что любой из учредителей может по своему усмотрению выйти из их состава, а также по решению учредителей в состав учредителей автономной некоммерческой организации могут быть приняты новые лица, что несвойственно для других унитарных некоммерческих организаций, в которых нет отношений членства.
Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом.
В ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы) с закреплением его компетенции в уставе и должен быть назначен единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.п.).
Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.
13. Религиозная организация — являющееся унитарной некоммерческой организацией добровольное объединение граждан Российской Федерации или постоянно проживающих на ее территории иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица ( п. 1 ст. 123.26 ГК).
Религиозной организацией признаются три вида создаваемых в целях совместного исповедания и распространения веры объединений: добровольное объединение граждан (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением организация и (или) руководящий или координирующий орган.
Местная религиозная организация может быть создана не менее чем 10 гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация — не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.
Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.
Особенностью правового режима религиозной организации является то, что на принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов.
В законе установлен запрет на преобразование религиозной организации в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
14. Организационно-правовая форма публично-правовой компании поименована ГК в закрытом перечне некоммерческих организаций ( п. 3 ст. 50 ГК) и отнесена законом к унитарным некоммерческим организациям ( п. 1 ст. 65.1 ГК).
Публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества, наделенная публично-правовыми функциями и полномочиями, созданная на основании федерального закона или решения Правительства РФ.
Публично-правовая компания может быть создана в целях проведения государственной политики, оказания государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера.
В ГК отсутствует упоминание о такой организационно-правовой форме, как государственная корпорация. Ею признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций ( ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).
Название «государственная корпорация» не отражает сути такой организации. Как следует из ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях, по своей природе государственная корпорация не является корпоративным образованием, поскольку не имеет членства, но, напротив, имеет унитарную структуру.
Главная особенность правового статуса государственных корпораций состоит в том, что он каждый раз полностью определяется специальным федеральным законом.
Примерами созданных специальными федеральными законами государственных корпораций являются ныне действующие Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Агентство по страхованию вкладов, Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».