Что не является принципом компетентностного подхода на уроке в начальной школе

Из опыта работы: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Саприкиной Людмилы Викторовны,

учителя начальных классов

средней общеобразовательной школы № 10

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Саприкиной Людмилы Викторовны,

учителя начальных классов

средней общеобразовательной школы № 10

Главная задача современной системы образования –создание условий для качественного обучения. Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Возникает потребность во внедрении компетентностного подхода, который тесно связан с рядом проблем, одна из которых подготовить младшего школьника, способного самостоятельно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности.

Реализация компетентностного подхода –это важное условие повышения качества образования.

Введение компетенций в нормативную и практическую канву образования позволяет совместить теоретические знания и их практическое применение учащимися, причём для решения не только конкретных жизненных задач, но и проблемных ситуаций.

На сегодняшний день выделена следующая классификация базовых компетенций:

Информационная – готовность к работе с информацией;

Коммуникативная – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

Кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формирующаяся на основе двух предыдущих;

Проблемная – готовность к решению проблем, формирующаяся на основе трёх предыдущих;

Рефлексивная – готовность к анализу собственной деятельности.

Для более успешного формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса. Среди многочисленных технологий выделю такие, как технология групповой деятельности, технология уровневого обучения, проблемное обучение, проектная деятельность и игровые технологии. Данные технологии особенно эффективны при формировании ключевых компетенций, выделенных в начальной школе.

Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Для меня проблемное обучение дает возможность по-новому открывать знания со своими учениками. Учу детей видеть проблему, уметь задать вопрос. Вопрос выведет детей на размышление, а мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря с противоречия.

Например, простая, но забавная картинка выведет детей сразу на размышления.

Что не является принципом компетентностного подхода на уроке в начальной школе. Смотреть фото Что не является принципом компетентностного подхода на уроке в начальной школе. Смотреть картинку Что не является принципом компетентностного подхода на уроке в начальной школе. Картинка про Что не является принципом компетентностного подхода на уроке в начальной школе. Фото Что не является принципом компетентностного подхода на уроке в начальной школе

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкивались с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности.

Разрешение этого вопроса я нашла в использовании активных форм и методов обучения. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.

Я вижу суть проблемного обучения в противоречии между знанием и отсутствием необходимых знаний. Возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?» Для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованиями предметов и явлений, с выявлением связей, изменений, причин, т.е. возникает проблемная ситуация и требуется умственное напряжение, чтобы ее решить.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:

Проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;

Поиск истины (способа, приема, правила решения);

Различные точки зрения на один и тот же вопрос;

Противоречия практической деятельности.

Побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу

Подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия;

Применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:

Структура проблемного урока

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

IV. Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу.

Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

1 . Определение темы урока:

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

Прочитайте слова на доске: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

-Чем все эти слова похожи?

-А чем слова отличаются?

— Над какой темой будем работать ?

( Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных )

Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число»

-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см (практическое задание, не сходное с предыдущими).

-Вы смогли выполнить задание?

-В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? ( Побуждение к осознанию противоречия.)

— Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Окружающий мир, 2 класс. Тема: «Что такое карта и как ее читать»?

Велика наша страна, но мы можем совершить путешествие в любой уголок, не выходя из класса.

— Как нам это удастся? (предположения детей)

-А с чьей помощью мы совершим это путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:

Моря есть – плавать нельзя.

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

-Правильно, это карта.

2. Объяснение нового материала .

На доске изображены несколько четырехугольников и пятиугольников разного размера. Все эти фигуры не сгруппированы, но четырехугольники окрашены в зелёный цвет, а пятиугольники – в синий.

-На какие группы можно разделить эти фигуры?

(по цвету, по форме, по размеру)

-Как вы думаете, почему зеленые фигуры можно назвать четырехугольниками, а синие – пятиугольниками?

(Для решения данной проблемы дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений).

Литературное чтение. Тема: С. А. Есенин «Черемуха»

Черемуха – это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

Попробуем доказать, что «черемуха»- центральный образ в стихотворении.

-Чем привлекла внимание поэта черемуха, которая «с весною расцвела»?

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, на доске. Прочитайте строчки из стихотворения к этой иллюстрации.

-О ком можно сказать: «расцвела, кудри завила, стоит»?

-Какой образ олицетворяет черемуха?

(В этом стихотворении черемуха- это красивая кудрявая девушка).

Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей?

(Работа с книгой, чтение отрывка про ручей).

(Ручей – это молодой юноша)

-Так о чем же это стихотворение?

(Это стихотворение о любви девушки-черемухи и юноши в образе ручья, о природе, о том, что весна пришла).

-Правильно, все живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди.

На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках используется такие задания:

Русский язык. Тема: «Имя существительное»

Задание 1. Из данных слов выпишите существительные.

Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.

Задание 2. Выпишите имена собственные:

Фамилия Сидоров, Озеро Байкал, Гора Эльбрус, Пустыня Сахара, Республика Казахстан. Река Волга, Озеро Хомутинино

Задание 3. Разделите слова на 2 группы:

Конь, машина, волк, автобус, самокат, лось, ролики, вертолет.

-По какому признаку вы разделили эти слова? Повторите правило.

-По какому принципу я разделила эти слова:

Математика. Тема: «Решение задач»

В вазе стояло 17 цветов. 7 из них розы. На сколько роз было больше, чем

-Можно ли ее решить? Почему?

(При решении задач важно, чтобы дети вдумывались в текст, осмысливали условие задачи, сопоставляли вопрос и условие).

4. Самостоятельная работа.

Включение проблемных заданий в самостоятельную работу с учетом дифференцированного подхода.

Русский язык. Тема: «Слова, обозначающие предметы, признаки, действия»

На доске слова: воробей, шустрый, летать, артист, известный, выступать, заяц, косой, убегать.

Задания по уровням.

Высокий уровень. Распредели слова по группам, запиши каждую группу в отдельный столбик.

Средний уровень. Раздели слова на группы по вопросам.

Низкий уровень. Вопросы – какой? кто? Что делать?

Окружающий мир. Тема: «Дорожные знаки»

Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала.

-Сколько ребят правильно перешли дорогу? А как бы поступили вы?

Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге.

-Сколько ребят поступило правильно? Что вы можете им посоветовать?

На уроках русского языка, математики, окружающего мира в конце этапа актуализации знаний предлагаю ребятам задание, в выполнении которого они испытывают затруднение. Так появляется проблемная ситуация, а далее с помощью подводящего или побуждающего диалогов ученики подходят к формулированию темы урока, или выводу правила.

Так, на уроке математики на основе знания распределительного свойства умножения ребята сами вывели распределительное свойство деления.

При решении задач ребята находят несколько способов, а затем выбирают рациональный.

На уроках русского языка при изучении темы «Проверяемые согласные на конце слова» ребята встретились вновь с проблемой: какую букву нужно написать на конце словарного слова народ? Сами подбирали проверочные слова, вывели после наблюдения правило, а затем сравнили его с выводом в учебнике.

При изучении темы «Приставка» детям предлагаю грамматическую сказку, а после неё я задаю проблемный вопрос: «Где место приставки в слове? Зачем нужны приставки?» Ребята с помощью метода наблюдения пришли к выводу, что приставка пишется перед корнем и служит для образования новых слов. Затем сами образовывали слова с помощью приставок.

Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но динамикой повышения качества обучения.

Использование проблемного подхода в обучении, позволяет мне достигать определенных результатов:

-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

-у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

-возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Источник

Тема: Реализация компетентностного подхода в обучении учащихся начальных классов.

Великая цель образования-

это не знания, а действия.

А задача учителя – использовать принципы компетентностного подхода в учебном процессе. Уже сейчас я использую его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся. Ведь в своей работе, мы учителя, должны помнить об индивидуальности ребёнка, о создании благоприятной учебной атмосферы, об использовании дифференцированного обучения, так как необходимо учитывать темп работы каждого ученика, уровень его обученности, сформированности его умений и навыков.

Реализация учебно-познавательной компетенции не вызывает особых трудностей, так как для ее становления использую различные практические приемы организации работы учеников. С первого класса включаю в свои уроки задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.

Проблемное обучение.

Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. Приоритетным направлением в новых стандартах образования лежит системно-деятельностный подход. В своей работе использую технологию активного- проблемного обучения, это такие методы как дидактические игры, проблемные ситуации, мозговая атака, обучение по алгоритму. Развивать учащихся – это задача моей работы. Поэтому в обучении я применяю технологию проблемного обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого творческого человека. Данная технология дает развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы,а на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

— Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования;

— Поиск решения – этап формулирования нового знания.

В своей работе, я использую проблемное обучение на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Игра «Зашифруй слово» или «Шифровальщики», мальчики придумывают 2—3слова для девочек, а девочки для мальчиков.Цель: разгадать слова, объяснить их смысл, придумать к ним родственные слова, подобрать слова-синонимы, антонимы, составить предложения с этими словами. Например, тёракла (тарелка, борсуг (сугроб, окрям (моряк).

Игра «Найди лишнее словечко». Выбери из строчки «лишнее» слово, определи по-какому принципу. Лисёнок, цыплёнок, волчонок, поросёнок. (Цыплёнок- домашняя птица, а остальные это животные). (Поросёнок- 4слога, а у остальных слов по 3 слога, Волчонок – под ударением О, а у остальных слов – букваЁ, и т. д.). Ребята работают в сотрудничестве друг с другом, при этом создаются условия для психологического здоровья ученика, игры снимают эмоциональное напряжение и страх, создают положительный настрой в ходе урока.

Например, на этапе актуализации знаний при работе со словарными словами я использую взаимодиктанты. Ребята работают в парах. Каждый диктует по пять словарных слов, заготовленных дома, затем обмениваются тетрадями, проверяют написанные соседом слова, исправляют ошибки, а затем вместе проверяют слова по словарю или в своих домашних заготовках, объясняют ошибки, оценивают работу на полях. При такой парной работе каждый чувствует себя учителем и учеником. Каждый делится своими знаниями, т. е. учит своего товарища тому, что умеет сам и сам учится у своего товарища. Каждый несет ответственность не только за свои знания, но и за знания своего товарища по работе.

На этапе формирования темы урока.

На доске записаны слова: Лес, лесничий, лесной, лесок, леска, лесничий.

– Назовите лишнее слово. Почему оно лишнее? Сформулируйте тему урока повторения и задайте вопросы по теме. («Однокоренные слова».)

Вопросы: – Какие слова называются однокоренными? – Что такое корень?

– Как отличить однокоренные слова от сходных с ними слов?

Для производства футбольных голов

Ноги бывают важнее голов.

— Как ты думаешь, выделенные разные слова или одно и то же слово? Запишите слова в начальной форме. Что помогло ответить на вопрос?

Проблема удивления, затруднения по теме «Сложные слова».

на доске записаны слова: снег, снежный, снегопад, снегоход. Нужно выделить в словах корень. Возникает проблема – удивления, затруднения, появляются различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (два корня в сложных словах).

Тема «Безударные окончания имен существительных»

Постановка проблемы. Какой праздник отмечает наша страна в мае?

— Сколько лет прошло со дня победы?

— Настя сделала ко Дню Победы открытку и стала её подписывать, но у нее возникли затруднения. Что-то она знала, как правильно написать, а в чем-то сомневалась.

Дорогому дедушк… Ван…

— Какие орфограммы Настя написала правильно?

— Какие орфограммы она пропустила?

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

— Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно выбрать окончание существительного?

Вот лишь некоторые из них:

2) Игра «Я – учитель». Необходимо найти и исправить ошибки в тексте. Найдите 12 ошибок в работе Зои, исправьте, в тетрадке сделайте работу над ошибками.

Набижали гразовые тучи. Потимнело небо, падул сильный ветир. Ударили полистьям первые капли даждя. Рибята быстро побежали в подезд. На улеце ливень, а детворе в подъезде типло и весило.

Решается проблема, связанная с реализацией определённой социальной роли.

3) Записать предложения, определить орфограммы, объяснить написание (Как пошли наши подружки (в)лес (по)ягодки гулять.)

4) Прочитайте пословицы. Придумайте задания. Нет лучшего дружка, чем родная матушка. Мудрость в голове, а не в бороде.

Ребята должны сами добывать информацию, изобретите правила проверки орфограмм.

5).- Составление кроссвордов, на заданную тему (парная согласная):

1. Как называется избушка, где живёт сторож? (сторожка)

2. Украшение в ушах? (серёжки)

3. Твёрдая застежка на поясе? (пряжка)

4. Часть стола или стула? (ножка)

6) Проверь слова- признаки с помощью родственных слов. Запиши. Какую проблему вам нужно решить? Как вы с ней справились? Предложите свои способы решения проблемы. Кто из вас оказался прав?Докажите: (лес) лесной гном, полевой цв_ток, ст_пной орёл, д_машний к_тёнок, цв_тной к_р_ндаш, дв_рной ключ, кл_новый л_с[т], р_гатый жу[к], м_рской ле[ф].

а) из двух букв и двух слогов; б) из двух слогов и трёх букв;

в) из одного слога, одной буквы; г) из двух слогов и двух букв.

9)Разбор слов по составу. (работа в парах)

Домик, доска, привокзальный, телёнок, снегоход, подберёзовик, долгожданный

— Какие слова вызвали затруднения? На что нужно было обратить внимание.

Игра «Шифровальщики»Запишите в виде схем слова с названными орфограммами:

а) ь для обозначения мягкости согласных в середине и в конце слова;

б) ь разделительный;

в) ъ разделительный;

г) буква глухого и звонкого согласного в конце слова.

д)Буквы безударного гласного.

Блицопрос «Знатоки орфограммы-буквы согласного в конце слова».

– Поставьте знак «плюс», если утверждение верное, и знак «минус», если неверное.

1) Все согласные звуки в конце слова оглушаются.

2) Оглушение происходит в письменной речи.

3) Чтобы правильно написать букву согласного на конце слова, нужно подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

4) Буква парного по глухости-звонкости согласного в конце слова – это орфограмма.

5) Буквы согласных звуков [л], [м], [н], [р], [й’] в конце слова проверять не нужно.

6) Во всех проверочных словах для орфограммы-буквы согласного в конце слова должен появиться гласный.

В тетрадях должна быть запись: –, –, –, +, +, +.

Свои записи ученики сверяют с записью на доске. Учитель ещё раз читает предложения, и дети называют и исправляют ошибки в тех утверждениях, где они есть.

Уже в четвёртом классе можно предложить задания, требующие сформированных умений и навыков, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.

Создание проектов по теме: «О дружбе», «О семье», «О классе». Самопрезентации «Это наш класс», «Наша творческая группа». За время урока каждая группа должна придумать девиз своей группы, отразить её умение слаженно работать, описать, придумать стих, подобрать пословицу или поговорку, защитить свой проект.

Нравятся ребятам задания, которые вызывают затруднения, но при совместной работе методом проб и ошибок они находят правильный ответ, открывают знания. Ведь недаром психологи утверждают, что чему ребёнок учится сам и добывает сам, то и запоминает прочно и надолго, так свои действия он проговаривает, объясняет, а значит добывает.

Мастерски подобранные тексты, задания обладают высочайшим познавательным, развивающим и воспитывающим потенциалом, а значит, способствуют эффективному развитию компетенций учащихся. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры» Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной. Состояние.

Рассуждение о ФГОС ФГОС-это…. 28 августа 2013года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования. Совет Министерства образования и науки Российской.

Источник

Доклад по теме «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО

Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личному росту, чтобы дети могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, уметь реагировать на различные жизненные ситуации. Для этого современные школьники уже в начальных классах должны привыкать к самостоятельности и ответственности и постепенно добиваться хотя бы небольших успехов в школе и за её пределами.

НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разработке строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству». ( А. Дистервег)

Существует немало определений понятия «компетенции». В международных стандартах под этим термином понимаются умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учёбе, жизни. В переводе с латинского «компетенция» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом.

Тип человека современности и ближайшего будущего – самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности;

Не отрицает накопление знаний, но в то же время сами по себе знания не являются целью обучения, они – лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника.

Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования.

В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано

положение о том, что «общеобразовательная школа должна формировать

целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт

самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е.

ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Введение компетенций в нормативную и практическую канву образования

позволяет совместить теоретические знания и их практическое применение

учащимися, причём для решения не только конкретных жизненных задач, но и проблемных ситуаций.

На сегодняшний день выделена следующая классификация базовых компетенций:

Информационная – готовность к работе с информацией;

Так на уроках окружающего мира в 4 классе мы проходили тему «Твой родной край». Материала в учебнике было очень мало. Ребятам было предложено подготовить небольшие сообщения по данной теме. Работа с научными статьями в интернете.

Ещё один пример. При изучении темы «Солнечная система» класс разбился на группы. Выбрали консультантов в каждой группе, а они в свою очередь

распределили, кто что готовит. Информацию также ребята брали в Интернете и в энциклопедии. На следующем уроке в группах представляли свои выступления.

Коммуникативная – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

Умение самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником; поддерживать контакт в общении;

соблюдать нормы и правила общения, выражать свои мысли в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения;

слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;

грамотно разрешать конфликты в общении;

изменять при необходимости своё речевое поведение;

оценивать успешность ситуации общения;

корректно завершать ситуацию общения.

Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с

предложением и работе над связной речью. Использую следующие приёмы

работы над предложением:

1) Самый простой и в то же время необходимый приём работы над предложением во всех классах – это чтение образцов, отработка интонации, выразительности. Просто дети должны услышать, почувствовать предложение как единицу речи. Хорошее, выразительное прочтение предложения даёт многое для развития речи. Незаменимы для интонирования загадки. К числу упражнений по образцу принадлежат

также многочисленные варианты, предполагающие составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему

2) Следующий приём, применяемый для построения предложения – вопрос учителя. Вопросы могут наталкивать учащихся на составление

сложных предложений. Вопросы почему? зачем? где? когда? стимулируют

составление сложноподчинённых предложений. Вопрос может дать тему, послужить толчком для его составления, например: «Что ты знаешь про ежа?».

3) Конструктивные упражнения:

а) построение предложения из разрозненных слов.

б) Работа с деформированным текстом.

в) Работа по восстановлению текста.

4) Деление текста, данного без точек и заглавных букв.

5) Постепенное ступенчатое распространение предложения с помощью вопросов. Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объёму предложения, вводить в них дополнительные сведения изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами и предложениями.

Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.

Урок русского языка.

Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем я предлагаю нескольким ученикам прочитать свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации как сделать текст лучше. Затем дети вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание. Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих. Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах. Ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему.

Кооперативная – формирующаяся на основе двух предыдущих;

— умение самостоятельно находить партнеров для сотрудничества и объединяться в группы;

— распределять между участниками группы задачи и роли;

— действовать в качестве лидера группы и в качестве исполнителя;

— координировать свои действия с действиями других членов группы, решающих общую задачу;

— анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды;

— осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и её результатов.

Урок литературного чтения ( чтение по ролям)

Выясняю, сколько в произведении действующих лиц

Роль автора чаще всего берет на себя более сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности

Работа в группах. Дети читают произведение, корректируют работу, выразительность, скорость чтения, безошибочность друг друга.

самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации;

делить её на ряд последовательных задач;

находить альтернативные пути и средства решения задач;

в случае появления затруднений формулировать и осмысливать их, принимать решение о выборе других путей и средств…

На уроках русского языка, математики, окружающего мира в конце этапа

актуализации знаний предлагаю ребятам задание, в выполнении которого они испытывают затруднение. Так появляется проблемная ситуация, а далее с помощью подводящего или побуждающего диалогов ученики подходят к

формулированию темы урока, или выводу правила. При решении задач ребята находят несколько способов, а затем выбирают рациональный. На уроках русского языка сами выводят после наблюдения правило.

Рефлексивная – готовность к анализу собственной деятельности. Один из самых важных моментов практически на каждом из этапов урока. Рефлексивные приёмы включают учащихся в контрольно- оценочную деятельность, помогают осмыслить собственный ход рассуждений.

Приведу примеры некоторых рефлексивных приёмов, которые

использую на своих уроках:

1) Самоанализ полученных оценок в тетрадях (что

получил, почему учителем поставлена та или иная оценка)

2) Приём «Знаки», когда учащиеся находят и подчёркивают в своих тетрадях самую красивую букву или цифру (или цепочку букв, цифр). Этот приём уместен при чистописании и в 1 классе.

Очень важно проводить рефлексию в конце урока: ребёнок даёт сам себе ответ на важные для него вопросы: что я узнал сегодня на уроке, чего ещё не знаю и не умею, значит есть чему научиться завтра, легко или трудно мне было и почему, что для меня было самое интересное, самый трудный момент урока для меня был….

Формирование ключевых компетенций:

Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося.

Стать компетентным ребёнок может только сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.

Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
Уильям Артур Уорд,
американский писатель

Именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *