Что не является основой речевой развивающей среды дошкольника

Значение предметно-развивающей среды в речевом развитии ребенка

Что не является основой речевой развивающей среды дошкольника Ольга Кузнецова
Значение предметно-развивающей среды в речевом развитии ребенка

ГБДОУ детский сад № 45

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс

эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для

осуществления педагогического процесса, рационально организованный в

пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми

материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства

уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать

свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности,

Педагоги и психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание. Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, временем первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, — качеств и свойств, делающих его человеком. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов. Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из лавных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь(2).

Одно из условий полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей пространственно-речевой среды. В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально-организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами(3).. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно– развивающей среды. Организация «Предметно– развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды детской деятельности и служит основой для полноценного развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. От качества речи, умения ею пользоваться на занятиях, во время наблюдений на прогулке, в игре, в обсуждении чего-либо, зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками и положение в обществе.

Влияние предметно-развивающей среды на развитие речи ребенка велико: разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка. Развивающая среда, являясь одним из важнейших факторов воспитания детей, должна быть построена таким образом, чтобы ее можно было изменять и дополнять. При насыщении группового пространства следует обратить внимание на то, что дети должны удовлетворять свои жизненные потребности в познании и общении. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, включающим в себя наглядный и раздаточный материал, позволяющий обеспечить более высокий уровень познавательно-речевого развития детей. Дети быстро растут, поэтому необходимо стимулировать их развитие, а не тормозить его(4).

Практикой проверено, что после двух месяцев функционирования вновь созданной среды, ее необходимо реорганизовывать и насыщать новыми элементами. Предметная среда группы должна способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий. В группе должно быть несколько зон и центров для разных видов деятельности, где дети, не мешая друг другу, могли бы заниматься интересным для себя делом. Функция педагога заключается в том, чтобы используя предметно-развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности ребенка-дошкольника. Воспитатель должен использовать разнообразные приемы, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в специально сконструированной предметно-развивающей среде. Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из лавных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека – это речь.

При построении предметно-пространственной развивающей средыв детском саду должны соблюдаться следующие требования:

— Гигиенические – безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе

— Психолого-педагогические – гендерный подход; приоритетное направление воспитательно-образовательной деятельности педагогов группы; интересы, склонности, способности детей; уровень развития детей и возрастные особенности; особенности реализуемой программы и педагогических технологий.

— Эстетические – использование детских работ в оформлении интерьера в группах.

Далее хотелось бы выделить ведущие характеристики предметно- развивающей средыв дошкольном учреждении:

— Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности.

— Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира, т. е. это естественный природный, бросовый материал, разнообразные бытовые предметы.

Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности достигается через постоянное насыщение пространства разнообразными материалами для приобретения опыта социальной жизни. Обеспечение возможности для исследования и научения. Детское экспериментирование строится самим дошкольником по мере получения новых сведений о предмете (объекте).

Функциональность предметной среды означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Для конструирования предметно-развивающей средыв ДОУ использованы следующие принципы:

— информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

— вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

— полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- развивающей среды;

— педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

— трансформируемости, обеспечивающей возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию организованного пространства.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение. Создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей,посещающих каждую конкретную группу:

— уровень их развития,

— склонности, способности, интересы,

Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. В зависимости от

типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций

развивающая предметная среда может приобретать неповторимый колорит. С

учетом всех требований развивающая предметная среда предполагает

вариативность, возникающую на содержательно-педагогическом и проектно-

дизайнерском уровнях. (5)

. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно– развивающей среды. Организация «Предметно– развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Список используемой литературы

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую

среду// Дошкольное воспитание. № 5. 99. С. 32-38.

2. Дошкольная педагогика. Программа дисциплины и методические

проф. М. В. Крулехт, к. пед. н., проф. Т. И. Бабаева. СПб. : Изд. РГПУ им.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи//в средней группе. ; М, Изд. Мозаика-Синтез, 2011.

5. Предметно-развивающая среда: Методические рекомендации для

воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Автор-составитель

Л. А. Пасекова. – СПб. : Астерион, 2012. – 24 с.

Значение организации развивающей среды на участке для социальной адаптации ребенка в ДОУ Знакомство малыша с детским садом начинается с игрового участка, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей,.

Значение социокультурной предметно-пространственной среды в творческом развитии дошкольника Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями, способностями, умеющую самостоятельно моделировать цели,.

Источник

Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Что не является основой речевой развивающей среды дошкольника Наталья Волчкова
Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Речевая развивающая среда (далее РРС) – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

— Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

— Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Рассмотрим каждую составляющую РРС. Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры.Речь педагога должна отвечать следующим качествам:

1. ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2. ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3. ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4. ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6. БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство.Но существует и синтаксическое понятие богатства:это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7. УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению. Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. В современных исследованиях линия речевого развития определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую,диалогическую и монологическую составляющие:

— Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Еёсодержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

— Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.

— Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.

— Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь.

— Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.

Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп.

1. Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т. д.);

2. Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);

3. Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;

4. Организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;

5. Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

Средняя группа:

1. Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

2. Пополнение «Уголка интересных вещей» наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т. д. ;

3. Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;

4. Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);

5. Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

Речевые уголки в младших и средней группах.

В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени.

Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, с помощью которого педагоги создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

При подборе дидактического материала учитываются:

разнообразие материала;

соответствие возрасту;

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется еженедельно, в зависимости от изучаемого на занятиях материала, в соответствии с планированием.

Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый.

Оборудование речевогоуголка в 1-ой младшей группе:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

2. Художественные произведения по программе и др.

3. Словесные дидактические игры.

4. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

5. Предметные картинки.

6. Различные виды театров.

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

Оборудование речевого уголка во 2-ой младшей группе.

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

2. Художественные произведения по программе и др.

3. Словесные дидактические игры.

4. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

5. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

6. Различные виды театров.

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

Оборудование речевого уголка в средней группе.

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

2. Художественные произведения по программе и др.

3. Словесные дидактические игры.

4. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

5. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

6. Различные виды театров.

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предметов;

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.);

ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)

Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в средней группе Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей средней группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести.

Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС до Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появились стандарты, изменились программы, формы организации.

Что не является основой речевой развивающей среды дошкольникаПредметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Одним из важнейших условий успешной реализации.

Предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями ФГОС Вопрос организации предметно-развивающей среды дошкольного образования на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением.

Что не является основой речевой развивающей среды дошкольникаРазвивающая предметно-пространственная среда для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС Особое место в процессе воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития занимает.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС Что такое среда? “Среда – совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью” (Психолого-педагогический.

Предметно-развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС до Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Тайшета Презентация предметно-развивающей среды в.

Что не является основой речевой развивающей среды дошкольникаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе в соответствии с ФГОС РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС. Автор: Алексеева Любовь Евгеньевна, воспитатель МДОУ «Детский.

Что не является основой речевой развивающей среды дошкольникаРечевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности детей в соответствии с ФГОС Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности детей в соответствии с ФГОС. Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего.

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС до в средней группе Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *