Что не является необходимым условием для создания ансамбля с уравновешенным звучанием тест
Ансамбль
Понятие ансамбль (фр. еnsemble — вместе) существует в различных видах искусства: в архитектуре — это совокупность сооружений, образующих единую архитектурную композицию; в балете и драматическом искусстве— стройность, согласованность совместного исполнения, создающее художественное единство спектакля.
В музыке понятие ансамбль имеет несколько значений. Ансамблем называется:
а) совместное исполнение несколькими певцами или инструменталистами музыкального произведения;
б) небольшая группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения;
в) музыкальные сочинений, предназначенные для исполнения небольшой группой певцов или инструменталистов;
г) коллектив, объединяющий исполнителей различных видов искусств (музыки, хореографии);
д) художественное единство при совместном исполнении, согласованность, уравновешенность всех компонентов исполнения характеризуются понятием ансамбль коллектива.
Художественное единство исполнения всегда обусловлено единством понимания образного содержания произведения всеми участниками исполнительского коллектива и общностью их профессионального мастерства. Коллективное исполнение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение слышать свою партию и коллектив в целом, приравнивать свой голос к общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других певцов, навык быстро переключаться с ведущего мелодического голоса на сопровождающий и т. д. Все эти умения и навыки формируются только в процессе продолжительного пения в ЭВК составляют важнейший раздел профессионального мастерства певца-ансамблиста.
В певческой практике существует понятие частного и общего ансамбля. Частный ансамбль — это ансамбль однотипной по составу унисонной группы певцов коллектива или ансамбль партии. Общий ансамбль — это ансамбль всего ЭВК, ансамбль сочетаний унисонных групп. И общий, и частный ансамбли в равной степени касаются технической и художественно-выразительной сторон хорового исполнения. Так, работая над частным ансамблем, исполнители добиваются не только единства технических приемов, но и выполнения динамических нюансов, находят единые градации соподчиненное выразительных средств (в одних случаях ведущим становится вокализация мелодии, в других — подчеркнутый ритм, в третьих — произношение поэтического текста), в частном ансамбле намечается единый эмоциональный тонус исполнения.
Частный ансамбль предусматривает абсолютное единство, слитность голосов в унисонном звучании, всякий поющий должен чутко вслушиваться в свою партию, чтобы силой своего голоса уравновешиваться в ней и тембром своего звука сливаться с ней. Каждая партия, слившись и уравновесившись в себе, должна чутко вслушиваться во все остальные партии хора, чтобы силой своего звука уравновешиваться в общей хоровой звучности. Навык в исполнении этого правила даст общий ансамбль.
Техническую основу ансамбля составляет умение певцов исполнять одновременно и слитно. Хороший ансамбль в коллективе может быть создан лишь в том случае, если ЭВК правильно скомплектован. Большая диспропорция в количественном составе певцов в партиях, неравноценность партий по качеству звучания, силе, тембру, наличие в хоре лиц, не обладающих достаточными музыкальными данными или имеющих серьезные певческие или речевые дефекты, затрудняет работу над ансамблем. Недопустимо участие в ЭВК певцов с «тремолирующими» и «качающимися» голосами, один-два таких певца могут испортить звучность большого хора. Серьёзный ущерб ансамблю могут нанести голоса с «горловым», «зажатым» и «плоским» звуком – будут выделяться из ансамбля.
Необходимым условием создания ансамбля является количественное и качественное равновесие партий в коллективе, они должны быть укомплектованы примерно равным количеством исполнителей.
В практическом исполнительстве существуют ансамблевые разновидности — динамические, ритмические, тембровые, интонационные, фактурные и др. Наименования ансамблевых разновидностей носят условный характер. Они неотделимы друг от друга, взаимосвязаны между собой, всегда подчинены главной идее, логике и драматургии музыкального произведения.
Ритмический ансамбль включает все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом исполнения. Умение петь вместе, ритмически четко, одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, четко выявлять метрическую структуру произведения — важнейшие качества мастерства певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которого не может быть решена ни одна творческая задача. В практическом исполнительстве ритмический ансамбль неотделим от дикционных особенностей, точной артикуляции гласных и согласных звуков. Исполнительская ритмика всегда обусловлена образными задачами, направлена на выявление художественного начала.
Ритмическое воспитание коллектива — центральная задача профессионального воспитания коллектива. Оно должно осуществляться систематически и последовательно, обеспечиваться и стимулироваться репертуаром.
Динамический ансамбль (греч. Dinamis — сила) – уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованность громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле.
Чем богаче палитра динамических красок коллектива, тем больше его возможности в создании разнообразных художественных образов. Пение в коллективе всегда должно сохранять палитру тембровых красок – мягкость звучания голосов, соразмеренность оттенков. Расширение динамических возможностей хора ЭВК не увеличением абсолютной громкости на fortissimo, а воспитанием навыков распределения звучности, умелой подготовкой кульминаций, формированием красивого выразительного рianissimo. В ЭВК голоса должны быть динамически выравнены. Устанавливается это равновесие прежде всего в неподвижных нюансах. Более сложную форму динамического ансамбля представляют подвижные нюансы. Для создания единства в выполнении подвижных нюансов, наряду с развитием навыков слухового контроля необходимо воспитание у всех исполнителей одинаковых приёмов и принципов регулирования громкости звука.
Качество динамического ансамбля во многом обусловливается фактурой произведения. Использование динамических нюансов, соответствующих естественной природе звучания партий на данной высоте; создает благоприятные условия для ансамблевого звучания. Однако, слитность трудно достигается на крайних звуках диапазона певческих голосов. В связи с тесситурными условиями голосов принято рассматривать в хоровой звучности следующие виды ансамбля — искусственный и естественный, образующиеся при исполнении неансамблирующих и ансамблирующих аккордов. Они характеризуются одинаковым или неодинаковым напряжением певческих голосов.
Естественный ансамбль образуется при сочетании голосов, находящихся в одинаковых тесситурных условиях, искусственный ансамбль возникает в тех случаях, когда сочетаются голоса, находящиеся в различных тесситурных условиях.
Естественный ансамбль образуется в том случае, когда при определенном показателе силы звука исполнительские составы и тесситурные условия всех групп голосов обеспечивают необходимое динамическое равновесие (абсолютное или относительное в зависимости от склада хоровой фактуры). В противоположном случае применяется искусственный ансамбль, он необходим:
а) при недостаточной укомплектованности партий в исполнительском коллективе;
б) при divisi в отдельных голосах, образующем ослабленные голосовые группы;
в) при удвоении отдельных голосов, которые при прочих равных условиях с другими, неудвоенными голосами, выделяются из общего ансамбля (если преобладание звучания данного голоса не обусловлено художественной задачей):
г) когда в данных тесситурных условиях предусмотренные в произведении нюансы лежат за пределами вокальных возможностей отдельных голосовых групп.
Унисонный, гармонический и полифонический ансамбль.
Каждому складу изложения соответствуют свои нормы динамического равновесия голосов.
Унисонный ансамбль предусматривает слияние голосов по высоте (в полном или октавном унисоне), по метроритму, тембру, темпу, динамике, вокальным приемам и дикции. Гармонического ансамбля следует добиваться при исполнении произведений, имеющих, гармонический и гомофонно-гармонический склад изложения. В данном случае все голоса равнозначны и должны быть полностью уравновешены.
Полифонический ансамбль предусматривает относительное равновесие голосов обусловливающееся самостоятельностью и контрастностью мелодических линий в зависимости от значимости тематического материала.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 48 ; Нарушение авторских прав
Что не является необходимым условием для создания ансамбля с уравновешенным звучанием тест
Раздел ІІІ
АНСАМБЛЬ
Ансамбль (буквально «вместе») означает взаимную согласованность, стройное целое, единство. В хороведении ансамбль часто определяется как художественное единство, образующееся в процессе исполнения партитуры коллективом певцов. В хоровой практике существует понятие частного и общего ансамбля. Частный ансамбль – это ансамбль однотипной по составу унисонной группы певцов хора или ансамбль партии. Общий ансамбль – это ансамбль всего хора, ансамбль сочетаний унисонных групп. В отличие от частного, является самостоятельным выразительным средством. Формирование ансамбля трудоемкий и продолжительный труд, большое искусство, которое предполагает развитие у певцов ансамблевого чувства: умение приспосабливать звучание своего голоса к голосам партнеров.
Хороший ансамбль в хоре может быть создан лишь в том случае, если хор правильно скомплектован.
Недопустимо:
1) большая диспропорция в коллективном составе певцов;
2) неравноценность партий по качеству звучания, силе, тембру;
3) участие в хоре певцов с «тремолирующими» и «качающимися» голосами;
4) участие в хоре голосов с резким «горловым», «зажатым», «плоским» звуком;
5) речевые недостатки: «картавость», «шепелявость» и другие врождённые дефекты.
Всё это затрудняет работу над ансамблем.
Необходимо:
1) (желательно) участие в хоре певцов с хорошими сольными голосами, т.к. их тембр влияет на качество звучания партии в целом, на тембр партии;
2) все голоса партии были сходны по тембру и могли образовать слитное унисонное звучание;
3) при размещении певцов внутри партии стремиться к тому, чтобы образовался постепенный переход от более лёгких голосов к более тяжёлым, чтобы рядом находились исполнители, обладающие родственными по силе и тембру голосами.
4) Количественное и качественное равновесие хоровых партий:
партия S (основной мелодический голос)
партия Б (фундамент хоровой звучности) могут иметь несколько больший состав;
5) Главное качество певцов хора – музыкальность.
Существуют разновидности ансамбля:
— тембровый (однотембровый и многотембровый);
Коротко охарактеризуем особенности каждого из видов общего ансамбля
Высотно-интонационный ансамбль
Назначение этого ансамбля заключается в полной слитности всех голосов хоровой партии между собой по высоте. Без высотного ансамбля внутри партии невозможен общехоровой строй.
Способы достижения и совершенствования интонационно-высотного ансамбля:
— подравнивание к ведущим, более опытным певцам;
— подравнивание к тону, заданному дирижёром;
— подравнивание к строю сопровождения.
Темпоритмический ансамбль
Подразумевает умение певцов одновременно начинать и заканчивать как произведение в целом, так и отдельные его части, постоянно ощущать основную метрическую долю, четко и точно передавать ритмический рисунок, удерживать постоянный темп и совместно менять его, исходя из указаний автора и художественно-исполнительских задач, единовременно произносить слова, брать дыхание и делать цезуры.
В тембровом ансамбле наиболее важным является внимательное отношение певцов к общему звучанию соответствующей партии хора, к той окраске тона, которая наиболее полно отвечает данной художественно-исполнительской задаче. Опираясь на единую, общую для всех певцов манеру звукообразования, каждый исполнитель сознательно сливает свой тембр с данной палитрой звучания хора.
Хоровое пение всегда должно сохранять полноту тембровых красок, мягкость звучания голосов, соразмерность оттенков.
Динамический ансамбль (греч.dinamis – сила) – уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованность громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле.
Чем богаче палитра динамических красок в хоре, тем больше его возможность в создании разнообразных художественных образов.
Расширение динамических возможностей хора достигается не увеличением громкости на fortissimo, а воспитанием навыков распределения звучности, умелой подготовкой кульминаций, формированием красивого выразительного pianissimo.
Общехоровой динамический ансамбль может быть:
— монолитным (одноплановым) – одинаковая динамика во всех партиях, используется в общехоровых унисонах;
— дифференцированным (многоплановым) – полифония.
Динамический баланс хора находится в тесной зависимости от других видов ансамбля, от тембрового и темпоритмического.
Артикуляционный ансамбль
Предполагает выработку в хоре единой манеры произнесения текста. Это выражается в активизации деятельности не только артикуляционного аппарата, но и всех органов голосообразующей системы. В хоре дикционная отчетливость произношения неотделима от характера излагаемого партиями музыкального материала. Наиболее важные его линии, разделы могут быть подчеркнуты интенсивностью произношения. При этом следует иметь в виду, что дикционная разборчивость зависит от соотношения в слове ударных и неударных слогов. Конечно, стремясь к ровности произношения, дирижер не должен забывать о смысловых вершинах в слове, внимательно наблюдая, чтобы они были хорошо слышны в зале. То же следует сказать и о фразовых ударениях – они приобретают очень большое значение в понимании слушателями смысла спетого. Следовательно, отчетливость произношения не сводится к механической ровности, к абстрактной, отвлеченной дикционной активности. Она должна подчиняться произносительным нормам, логике музыкального развития, стилистике произведения.
Чтобы добиться ансамбля в произношении, поющие должны понимать смысл текста в единстве с его музыкальной интерпретацией, разбираться в орфоэпический нормах. Кроме того, дирижер должен знать, что дикционная разборчивость зависит от тесситуры, регистрового механизма голосообразования. Чем выше исполняемый певцом звук, тем сложнее добиться отчетливости произношения. В высокой тесситуре оно требует хорошей технической подготовленности хора, развитого вокального мастерства.
Полифонический ансамбль
Стремится к высокой ритмической тембровой динамической и артикуляционно-штриховой дифференциации хоровой партии.
Трудность состоит в том, чтобы не потерять ансамблевого единства, не дать голосам разлететься, сочетать своеобразие каждой линии с единством композиционного плана.
Каждая хоровая партия должна уметь исполнить тему первым планом, затем гибко переключиться на пение вторым и третьим планом.
Главный тематический материал должен всегда звучать отчётливо, что создаётся чёткостью вступления голоса, рельефностью подачи текста. Сложная задача сохранить ясность, выразительность второго и третьего плана.
Гамофонно-гармонический ансамбль
Разделяется на два подвида:
Условия хорального ансамбля:
— выявить характерные интонации в каждой партии, придать им рельефность.
Отношения между хором и солистом, хором и сопровождением также подчиняются ансамблю. Различают три варианта соотношения хоровой и инструментальной звучности: когда хор излагает основной тематический материал; когда хор и сопровождение имеют равноправное значение; когда инструментальная часть доминирует. Соответственно в первом случае хор звучит динамически ярче, во втором – нюансировка подчеркивает равнозначность хоровой и инструментальной звучности, в третьем – она выводит на первый план сопровождение.
Соотношение хора и солиста в ансамбле должно быть таково, чтобы голос отдельного певца не тонул в общем звучании хора, чтобы оно не подавляло солиста.
Вопросы для семинарских занятий
Литература
Методическая разработка «Хоровой ансамбль»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Профессионально-педагогический колледж имени М. М. Меджидова»
преподаватель хорового дирижирования
Алиева Каринэ Наримановна
Ансамбль фактур изложения.
Ансамбль соло и хора.
Ансамбль хора и инструментального сопровождения.
«Нет выше того потрясения,
которое производит на человека
совершенно согласованное согласие
всех частей между собой».
В ансамбле рождается новое особое художественно-эстетическое качество.
Следует отметить, что все исследователи, и я с ними абсолютно согласна, исходя из опыта работы с хоровым коллективом, подчеркивали взаимосвязь и согласованность всех компонентов (строй, функция и средства музыкальной выразительности) между собой.
Как важнейший элемент хоровой звучности ансамбль представляет художественное единство, согласованность, уравновешенность всех компонентов исполнения. В этом значении, объединяющем важнейшие качества, характерные для коллективного исполнения, и выражающем его специфику, рассматривается обычно понятие ансамбль хора.
Опыт работы с хоровым коллективом дал возможность утвердиться во мнении, что именно определяет условия образования элементов хоровой звучности, по приобретению и усовершенствованию которых коллектив поющих будет по справедливости называться хором:
Каждый поющий (студент, ученик) в хоре должен чутко вслушиваться в свою партию, чтобы силой своего голоса уравновешиваться в ней и тембром своего звука сливаться с ней. Точное исполнение этого правила дает частный ансамбль.
Каждая партия, слившись и уравновесившись в себе, должна чутко вслушиваться во все остальные партии хора, чтобы силой своего звука уравновешиваться в общей хоровой звучности. Навык исполнения этого правила даст общий ансамбль.
Каждый поющий в хоре, вырабатывая ансамбль партии, должен вслушиваться в нее, чтобы высотою своего звука сливаться с нею в точный унисон. Исполнение этого правила даст партии частный строй.
Каждая партия, объединившись в частном и общем ансамбле и усовершенствовав свой частный строй, должна вслушиваться во все остальные партии и, воспринимая хоровой аккорд в его целом, строить высоту своего звука совершенно правильно и точно по отношению к высоте звука других партий хора. Точность выполнения этого правила даст общехоровой строй,
Каждый поющий в хоре должен устанавливать непрерывное общение с дирижером, видеть и понимать его указания, точно исполнять их.
Таким образом, уравновешенность в силе и слитность в окраске есть основа частного ансамбля, а стремление уравновесить в силе звука целой партии с другими партиями создает равномерное, уравновешенное звучание всех хоровых партий. В результате этого достигается общий ансамбль хора, обуславливая цельность и слитность всех партий.
Для достижения ансамбля в хоре (по Чеснокову) необходимы:
Одинаковое количество певцов в каждой хоровой партии.
Одинаковое количество голосов в каждой хоровой партии.
Однотембренность голосов в каждой партии.
Я с этим выводом абсолютно согласна, но в моей практике это невозможно, так как приходится использовать весь материал (т.е. всех студентов, независимо от их вокальных данных и уже непосредственно в работе выстраивать, создавать хоровой коллектив.
А.А.Егоров различал два основных элемента хорового ансамбля: внешний и внутренний.
Работая над ансамблем необходимо выделить четыре основные формы его образования:
Среди рекомендации по созданию хорового ансамбля выделим начальный этап. Работа над освоением частного ансамбля заключается в том, чтобы сначала предложить спеть звук отдельно одному голосу, потом одновременно двум и выровнять их на одной (унисонной) звучности. Затем к этим двум голосам присоединяется третий голос и также выравнивается в звуке с первыми двумя. В результате образуется небольшое ансамблевое звено, которое и будет служить началом построения ансамбля во всей партии.
Для унисонного ансамбля благоприятны приблизительно один тембр певцов, одинаковая сила голоса, удобная тесситура, правильно взятая гласная, единая нюансировка, единая вокальная культура певцов.
С нарушением одного из частных ансамблей разрушается ансамбль хоровой звучности в целом.
Серьёзный ущерб хоровому ансамблю могут нанести «тремолирующие» и «качающиеся» голоса, голоса с резким «горловым», «зажатым» и «плоским» звуком. Они непременно будут выделяться из ансамбля, необходимо работать с такими певческими недостатками.
Как бы ни был хорош голос, но если певец не обладает необходимой музыкальностью, его участие в хоре невозможно.
В практическом хоровом исполнительстве ансамблевые разновидности неотделимы друг от друга. Скажем, работать с хором только над интонационными особенностями произведения не учитывая, к примеру, темпоритмических свойств или динамики этого произведения или выверять динамический ансамбль и не обращать внимания на вокально-тембровую сторону звучания просто невозможно.
Виды ансамбля не только между собой взаимосвязаны, они подчинены главной идее, логике и драматургии музыкального произведения. Об этом надо помнить как в репетиционном процессе работы с хором, так и в концертно-исполнительском.
Динамический ансамбль как уравновешенность голосов по силе и громкости звучания внутри партии связан с тесситурой.
П.Г.Чесноков рассматривал в хоровой звучности искусственный и естественный ансамбль, связывал их с тесситурными условиями голоса. В хоровой звучности формируются неансамблирующие и ансамблирующие аккорды, характеризующимися одинаковым и неодинаковым напряжением певческих голосов.
Качество динамического ансамбля во многом обуславливается фактурой произведения. Использование динамических нюансов, соответствующих естественной природе звучания партий на данной высоте, создает благоприятные условия для ансамблевого звучания. Однако, слитность трудно достигается на крайних звуках диапазона певческих голосов.
Необходимость выстраивать динамическое равновесие в хоровых партиях на разной звучности всегда зависит от каких либо конкретных условий. Пример: один из репетиционных моментов, где чрезвычайно важная роль отводится слуховому балансу, умению певцов слышать и координировать звучность как внутри партии, так и в целом хоре.
Ритмический ансамбль_ включает все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом хорового исполнения.
Ритмический ансамбль в практическом исполнительстве неотделим от дикционных особенностей, точной артикуляцией гласных и согласных звуков.
Так достаточно немного перейти допустимые границы скорого темпа, как качество исполнения резко ухудшится отчетливость ритма и слова, разрушается ансамбль и строй.
При исполнении медленных произведений необходимо придерживаться единых приемов, направленных на выявление стилистики и целостности музыкально-звуковых образов. Как правило, исполнительская трактовка ритма в классической музыке имеет точность и конкретность в характеристике своей распевности и вокальности. «Чем медленнее темп, тем медленнее, протяжнее мелкие ноты» (Н.М.Данилин).
Ритмика в исполнении всегда обусловлена образными задачами, направлена на выявление художественного начала. Часто встречается, что любая перемена ритма оз начает перемену образного строя музыки. « Если ритмический рисунок, который все время был одинаков, иногда вдруг изменяется, это изменение нужно подчеркнуть» Н.М.Данилин.
Таким образом, хоровая фактура сочинения, выражая стилистику и приемы письма в каждом конкретном случае обуславливает особые формы ансамбля и устанавливает свои принципы ансамблирования.
Гомофонно-гармонический стиль имеет в основном две формы изложения:
мелодия с аккомпанементом может проходить в любом голосе хора;
аккордовое изложение, где нет ярко выраженного мелодического начала, композитор мыслит гармоническими образами.
Полифонический стиль предполагает самостоятельность движения всех голосов партитуры. По мере развития музыкальной ткани меняется значение голосов.
Итак, исходя из работ А.А. Егорова, П.П. Левандо, П. Г. Чеснокова и личного опыта работы с хоровым коллективом необходимо отметить шесть главных видов ансамбля:
Унисонный или унисонно-октавный.
Хоровой ансамбль в соотношении хоровой звучности с инструментальным (оркестровым) сопровождением.
Хоровой ансамбль подчеркивающий тембровые особенности в отдельных голосовых партиях и в целом коллективе.
Также необходимо, отмечая влияние на ансамбль хора состава исполнителей выделить (по ПА.П.Левандо):
ансамбль в хоре a cappella ( npu различном соотношении хоровых партий);
ансамбль хора и чтеца.
С.А.Казачков « От урока к концерту».
Л.Шамина « Работа с самодеятельным хором».
И.Мусин «Воспитание дирижера».
П.Меркурьев «На полном доверии».
В.Соколов «Музыка в школе»
В.Лукьянов «Музыка в школе»
Т.В.Нагорная «Развитие восприятия музыки на хоровых занятиях».
Л.М.Андреева «Методика преподавания хорового дирижирования»