Что не является назначением информационного классного часа
Организация и проведение информационного классного часа
Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.
Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.
Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.
Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными.
Правила подготовки информационного часа:
Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной
Информационный час должен быть мобильным
Информация должна быть оперативной и неизвестной в классе
Информация в обзоре должна быть беспристрастной
Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы)
Основные формы работы во время информационного часа:
пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой;
работа с политической картой мира и глобусом;
комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
просмотр и обсуждение телематериалов.
Формы проведения информационных часов:
викторина (обзорная и тематическая);
конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;
встречи с интересными людьми;
праздники газеты и журнала;
вечера вопросов и ответов;
путешествие во времени (история создания газет и журналов);
Примерная тематика информационных часов в школе
По страницам и континентам.
Главные события страны и мира за неделю.
Газеты и журналы моей семьи.
Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.
Это интересно, это полезно; это необходимо.
История первой газеты и первого журнала.
Это интересно знать
Время, события, люди.
Горячие точки планеты Земля.
Ведущие газеты страны и мира
Крупным шрифтом о главном
Главные темы первой полосы
Быть газетчиком опасно?!
Журналисты в истории моей страны.
Планета за одну неделю.
Мир глазами журналистов ведущих газет.
Что мы знаем о создании газетного номера.
Как работать со статьей и журнальной публикацией.
Любимые журналисты о своей профессии.
Достоверная информация в достоверных фактах.
С трибуны главного редактора.
Достоверность и лживость газетных фактов.
Главные события прошедшей недели.
Политический олимп: имена и характеры.
Газетная полемика: методы и результат.
История событий в мире в газетных материалах.
Какой быть сегодняшней газете?
По следам газетных выступлений.
Самые значимые газетные рубрики.
Кто создает имидж газеты?
Роль газеты в моей жизни.
Политическая лексика. Чем она изобилует?
Журналист, с которым бы мне хотелось побеседовать.
Неизвестное об известном (рубрики в различных изданиях)
Информационная культура учащихся. Информационно – познавательный классный час. Рекомендации по проведению информационно – познавательного классного часа
Научить ребенка хотеть пользоваться информацией, добывать ту информацию, которая будет влиять на формирование его интеллектуальных качеств, гражданской позиции, миропонимания, возможно только в том случае, если мы поставили перед собой задачу системно влиять на формирование информационной культуры школьника.
Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи в условиях школы является информационно-познавательный час, который в недалеком прошлом информационный час именовался политической информацией.
Помимо этого, информационно-познавательный час и подготовка к нему расширияют кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские и творческие умения.
Многие дети говорят о том, что родителей их рассуждения о событиях в стране и мире просто раздражают. Поэтому так важно в ходе информационного часа учить детей оценивать происходящее, проявлять инициативу в оценке событий, высказывать свое мнение и отношение, даже если оно идет вразрез с чьим-то еще.
Можно использовать такие формы проведения информационного часа:
• путешествия по странам и континентам;
• конкурсы эрудитов, знатоков газетной азбуки, карикатуристов и плакатистов;
• экскурсии в типографии, на почту, в редакции газет;
• встречи с журналистами и людьми, делающими газету;
• чествование юбилейной даты (книги, журнала, газеты, человека, героя и т. д.).
Рекомендации и советы по проведению информационного часа
Информационный час:
1) не должен быть продолжительным по времени;
2) должен быть ярким и занимательным;
3) не должен быть монологом и наставлением учителя;
4) готовится и проводится с участием детей; при этом необходимо сделать так, чтобы они проявляли собственную инициативу и желание подать информацию необычно и интересно для своих одноклассников;
5) должен развивать интеллектуальные и коммуникативные умения учащихся: рассуждать, делать выводы, защищать свое мнение, высказывать его;
6) необходимо использовать для развития словарного запаса учащихся, пополнения энциклопедических знаний школьников;
7) нельзя проводить от случая к случаю, регулярность проведения вырабатывает привычку дискутировать, выражать свои мысли, анализировать ситуации, происходящие в стране и мире;
8) не должен оставлять учащихся равнодушными, безразличными к тому, что происходит в мире и в стране.
В ходе информационного часа могут быть использованы такие виды работы с учащимися, как:
• чтение газетных сообщений;
• комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
• пересказ событий в стране и мире с использованием газетных текстов;
• работа с терминами с помощью различных словарей;
• просмотр и обсуждение теле- и видео сюжетов;
• обмен мнениями по увиденному и услышанному в обсуждаемой теме.
Организация и проведение информационного классного часа
Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.
Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.
Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными.
Правила подготовки информационного часа:
Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной;
Информационный час должен быть мобильным;
Информация должна быть оперативной и неизвестной в классе;
Информация в обзоре должна быть беспристрастной;
Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы).
Примерная тематика информационных часов в школе
9-й класс
Любимые журналисты о своей профессии.
Достоверная информация в достоверных фактах.
С трибуны главного редактора.
Достоверность и лживость газетных фактов.
Главные события прошедшей недели.
Политический олимп: имена и характеры.
10-й класс
Газетная полемика: методы и результат.
История событий в мире в газетных материалах.
Какой быть сегодняшней газете?
По следам газетных выступлений.
Самые значимые газетные рубрики.
Кто создает имидж газеты?
11-й класс
Роль газеты в моей жизни.
Политическая лексика. Чем она изобилует?
Журналист, с которым бы мне хотелось побеседовать.
Неизвестное об известном (рубрики в различных изданиях)
Методический материал»Организация и проведение информационного классного часа»
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО КЛАССНОГО ЧАСА.
Одной из форм воспитательной работы с классом является информационный час. Раньше информационный час назывался «политическая информация». В определённый период времени чиновники в образовательной сфере поспешили выбросить информационный час из воспитательной работы, посчитав его ненужным в наше время. Однако это совершенно неверно и в последнее время многие школы и регионы уделяют большое внимание формированию политической культуры и коммуникативных умений.
Главное назначение информационного часа – формирование у обучающихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего города, района. Информационный час помогает обучающимся применить знания, полученные на уроках истории и граждановедения, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Информационный час и подготовка к нему могут расширить кругозор обучающихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские умения.
Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.
— Обзорные часы знакомят обучающихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.
— Тематические часы знакомят обучающихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоёв населения, профессионалов.
Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут. Этого вполне достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события.
Тематические часы могут быть по времени более длительные, до 45 минут. Если информационный час длится дольше, он может вызвать отрицательное восприятие обучающимися такой формы воспитательной работы.
Правила подготовки информационного часа :
Правило первое. Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной.
Правило второе. Информационный час должен быть мобильным. Информация, которую подготовили воспитатель и обучающиеся должна быть интересной и ненавязчивой.
Правило третье. Информация, которую предлагают дети и воспитатель должна быть оперативной и неизвестной всем в классе. Если воспитатель хочет заранее знать, что приготовили обучающиеся, с чем они хотят выступать, он может заранее побеседовать с обучающимися один на один.
Правило четвёртое. Информация в обзоре должна быть беспристрастной. Обучающиеся не должны высказывать своих политических пристрастий или пристрастий своей семьи.
Правило пятое. Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения обучающихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы).
Основные формы работы во время информационного часа:
— пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;
— работа со словарём и справочной литературой;
— работа с политической картой мира и глобусом;
— комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
— формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
— просмотр и обсуждение телематериалов.
Формы проведения информационных часов :
— викторина (обзорная и тематическая);
— конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;
— встречи с интересными людьми ;
— праздники газеты и журнала ;
— вечера вопросов и ответов ;
— путешествия во времени (история создания газет и журналов);
Технология подготовки и проведения классного часа
Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:
— это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
— это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом. Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.
Кл. час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.
Основные компоненты классного часа.
Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.
В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
Несколько слов хочу сказать о классном собрании, которое должно проводиться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.
— избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
— слушает доклады учеников о выполнении поручений.
Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем.
В 6 класс деятельность собрания расширяется.
Как правило, к 7 классу складываются традиции и правила поведения классного собрания
Усилия, затраченные на обучение подготовке и проведению классного собраний в 5-7 классах, классного руководителя полностью оправдываются в старших классах.
Есть ещё очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.
Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.
Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.
Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:
1. С уважением относиться друг к другу.
2. Любое мнение заслушивать внимательно.
3. Пока один говорит, все его слушают.
4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога…
Методика проведения ролевой игры:
— определение проблемы, выбор ситуации;
— распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;
— проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;
— обсуждение ситуации участниками.
Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.
— формирование микрогрупп и назначение ответственных;
— определение приоритетных результатов;
— групповой анализ выполнения поставленных задач.
Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в классе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:
— учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;
— мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;
— никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;
— “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны.
— все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.
Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.
Преимущества часа общения над другими формами работы.
1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.
2. Результативность класс. часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.
3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.
Как организовать и провести этический или нравственный час общения?
Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…
Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.
Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.
Примерная тематика нравственных классных часов.
Организация и проведение тематического классного часа.
Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:
Учитель выписывает на доске разные темы, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и д. т.
Далее собираются ответы учащихся, анализируются и выбираются те темы, которые часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой тематических классных часов.
Проводилась серия классных часов, посвященных 60-летию Победы, 60-летию образования Кемеровской области, 80-летию образования Тисульского района. )
Организация и проведение информационного классного часа.
Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.
Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.
Основные формы во время информационного часа:
— пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;
— работа со словарём и справочной литературой;
— работа с политической картой;
— комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
— формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
— просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.
Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы:
— интеллектуальные. ринги и викторины;
— заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д.
Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.
Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.
Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать.