Что не является микротемой

Что такое микротема?

Микротема — это часть общей темы, заключенная в одном абзаце. Простым языком – это несколько предложений, связанных идеей. Переходя от одной такой части к другой, можно найти замысел написанного. Результат — цельный текст с единой темой. Из статьи вы узнаете о видах связи микротем, их структуре и схемах.

Что такое микротема, и чем она отличается от темы текста?

В зависимости от сложности произведения их может быть две и больше. Каждая кратко описывает содержание одной части произведения, а не всего текста. Этим они отличаются от темы, но всегда связаны с ней.

Что не является микротемойМикротема — краткое выражение мысли одной части текста (абзаца).

Структура и схема микротемы

В классическом виде микротема состоит из:

Вторая и третья части могут отсутствовать, если в первой исчерпывающе сформулирована тема абзаца.

При структурно-смысловом членении важно научиться выделять микротемы. Это нужно для анализа произведения, краткого пересказа, чтобы изложение имело строгую последовательность, заложенную автором.

Если какую-то из микротем не использовать, обязательно нарушается целостность и связность повествования, теряется идея рассказа.

Для поиска нити рассказа нужно:

Выделение в тексте ключевых мыслей без уточняющей и дополняющей информации, называют также планом.

Какие виды связи Микротемы существуют?

Для логической последовательности необходима связь между составными частями. Есть два типа:

Отличие в том, что при цепной связи в каждом предложении есть уже известная ранее информация, на которую можно опираться при раскрытии и дополнении основной мысли. Но добавкой есть и что-то новое. А при параллельной мысль, предмет или другие данные описывают в начальном предложении, развитие происходит позднее. Они не соединяются друг с другом, но при этом каждое вытекает из первого.

При выделении микротем стоит придерживаться таких связей, чтобы раскрыть мысль и не упустить деталей.

Какой способ связи в повествовании книги кажется вам более понятным для понимания темы: параллельный или последовательный?

Источник

микротема

Смотреть что такое «микротема» в других словарях:

микротема — Наименьшая составная часть общей темы текста … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Коммуникативный блок, К-блок — – текстовая функционально смысловая единица, представляющая собой результат языковой материализации одного или нескольких коммуникативно познавательных действий (смыслов), функционирующая в качестве структурного элемента содержания и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

мотив — (от франц. motif мелодия, напев) 1) В произведениях устного народного творчества: мельчайший элемент сюжета, простейший значимый компонент повествования (например, мотив дороги, мотив поиска пропавшей невесты, мотив узнавания и др.). Из… … Словарь литературоведческих терминов

микротекст — Часть текста, в которой раскрывается микротема, вокруг которой группируются предложения, составляющие часть текста – абзац … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

схема анализа сложного синтаксического целого — 1) ССЦ и его микротема; 2) соотношение ССЦ и абзаца; 3) средства межфразовой связи: а) собственно лексические (слова, включающие общие семантические компоненты, лексические повторы, номинации речевых актов и результатов интеллектуальной… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

уровень информативно-смысловой в экстралингвистическом аспекте — состоит из подуровней, связанных с соответствующими единицами: 1) денотативный (предметно логический) подуровень, использующий следующие единицы: а) денотаты; б) подсистему денотатов; в) систему денотатов; г) первичное конкретно чувственное… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

микротекст — Часть текста, в которой раскрывается микротема, вокруг которой группируются предложения, составляющие часть текста – абзац … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

уровень информативно-смысловой в экстралингвистическом аспекте — состоит из подуровней, связанных с соответствующими единицами: 1) денотативный (предметно логический) подуровень, использующий следующие единицы: а) денотаты; б) подсистему денотатов; в) систему денотатов; г) первичное конкретно чувственное… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Источник

Как выделить микротемы в тексте?

Первый критерий проверки сжатого изложения ОГЭ по русскому языку предполагает отражение в работе всех основных микротем прослушанного в аудиозаписи текста.

Микротема — это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца. Как выделить микротемы в тексте?

Рассмотрим пример. Приблизительно такой текст вы услышите в аудиозаписи на ОГЭ.

Вот как выглядит этот текст. Обратите внимание: красным цветом выделены некоторые ключевые выражения.

Вы, конечно, отметили, что речь идёт о нравственности. В первом абзаце даётся определение нравственности: это некая система правил нашего поведения, в основе которой — важные для человека ценности. Во втором абзаце мысль развивается: нравственность — самостоятельный выбор определённых ценностей. А в третьем абзаце содержится утверждение: сделать нравственный выбор человека заставляет совесть.

Итак, общая тема — нравственность — раскрывается в этом тексте через три микротемы:

1. Нравственность — система правил поведения человека, в её основе — значимые для человека ценности.

2. Нравственность — самостоятельный выбор этих ценностей.

3. Сделать правильный нравственный выбор человека заставляет совесть.

При написании сжатого изложения на ОГЭ по русскому языку необходимо отразить все главные микротемы исходного текста, не упуская и не добавляя ни одной.

Источник

Названы особые симптомы коронавируса «Омикрон»: «не классический COVID»

Простудные проявления могут означать заражение новым вариантом вируса

Насморк, головная боль или усталость могут означать, что у вас, вероятно, есть «Омикрон», предупреждают британские эксперты и отмечают, что в нынешних условиях следует остерегаться этих, а не классических симптомов COVID.

Что не является микротемой

Согласно новому крупному исследованию, которое предполагает, что мутантный коронавирус больше похож на простуду, чем на COVID, насморк, головные боли и усталость, по-видимому, являются отличительными чертами «Омикрона».

Как пишет Daily Mail, анализ случаев заболевания в Лондоне, где «Омикрон» растет наиболее быстро, показал, что наиболее распространенными признаками вируса в период с 3 по 10 декабря оказались насморк, головная боль, усталость, чихание и боль в горле.

Ни один из перечисленных признаков вируса не является «классическим», о которых предупреждают британцев: продолжительный кашель, высокая температура или изменение/потеря чувства вкуса и обоняния.

Эпидемиолог профессор Тим Спектор, ведущий научный сотрудник исследования по отслеживанию симптомов COVID, призвал следить за этими контрольными признаками «Омикрона».

Это предупреждение сопровождается многочисленными сообщениями о том, что «Омикрон» вызывает более легкое заболевание, чем предыдущие варианты COVID, но ученые все еще пытаются разгадать, является ли новый вариант коронавируса по своей сути слабее, или у населения выработался более высокий уровень иммунитета, или даже и то, и другое.

В настоящее время в Великобритании признается только три симптома как ранние предупреждающие признаки заражения коронавирусом: новый непрерывный кашель, высокая температура и потеря или изменение нормального чувства вкуса или запаха.

Но эксперты неоднократно призывали к расширению этого списка, говоря, что в нем не учитываются случаи на ранних стадиях, что увеличивает риск передачи вируса.

Центры контроля заболеваний США и другие страны выявили более десяти предупреждающих знаков COVID и предупреждают свое население о таких вещах, как усталость, головная боль и боли в мышцах.

В отдельных комментариях на этой неделе профессор Тим Спектор сказал, что «классические» симптомы COVID, такие как лихорадка, кашель или потеря обоняния, сейчас присутствуют только в меньшинстве случаев. Он добавил, что «Омикрон», похоже, ослабляет защиту вакцины в Великобритании от инфекций, но уколы по-прежнему имеют решающее значение для защиты людей.

Данные Агентства по безопасности здоровья Великобритании (UKHSA) также показывают, что количество случаев заражения COVID, которые настолько легкие, что не проявляют никаких симптомов, также неуклонно растет с тех пор, как вакцины начали массовое распространение в начале этого года.

В конце апреля этого года 1 процент людей, у которых был положительный результат теста на COVID с помощью ПЦР, не сообщили об отсутствии симптомов, но доля положительных тестов от людей без симптомов выросла до чуть менее 10 процентов к началу декабря.

Реальные данные по Южной Африке также показали, что, хотя «Омикрон» может более эффективно избегать защиты, предлагаемой вакцинами, обычно он вызывает только легкие случаи. Официальные лица в ЮАР, проанализировавшие 78000 случаев заболевания «Омикрон», оценили риск госпитализации на пятую часть ниже, чем у «Дельты», и на 29 процентов ниже, чем у исходного коронавируса.

Но британский главный врач Крис Уитти отклонил эти ранние результаты и призвал к «серьезной осторожности» при применении их результатов к нынешней ситуации в Великобритании.

В Великобритании недавнее мероприятие, ставшее «суперраспространителем», на котором 16 из 18 гостей на вечеринке по случаю дня рождения в начале декабря позже дали положительный результат на «Омикрон», привело только к легким симптомам. Большинство гостей на вечеринке в Сомерсете, на юго-западе Англии, были в возрасте от 60 до 70 лет и были полностью вакцинированы, но все же в конечном итоге заразились на вечеринке «Омикроном» от одного человека с положительным результатом теста. Но никто не был госпитализирован и не нуждался в обращении к врачу, большинство из них страдали от насморка или боли в горле.

Хотя понимание ученых признаков вируса со временем улучшилось, считается, что вакцины также играют роль в уменьшении серьезных симптомов COVID. Это связано с тем, что, хотя уколы от COVID не обеспечивают 100-процентной защиты от заражения вирусом, они значительно снижают вероятность серьезного заболевания.

Прививки против COVID делают это, предоставляя организму инструкции по созданию антител, необходимых для борьбы с инфекцией с самого начала, вместо того, чтобы начинать с нуля, и в то же время позволяют вирусу работать без ограничений. Проще говоря, укол от COVID потенциально помогает превратить тяжелый случай вируса в легкий.

Уровень защиты, предлагаемый уколами против COVID от тяжелого заболевания, вызванного «Омикроном», все еще изучается, но моделирование научно-консультативной группой SAGE на этой неделе показало, что два укола против COVID должны снизить риск смерти от «Омикрона» на 84%, но бустер в два раза лучше предотвращает заболевание, по официальным оценкам.

Моделирование SAGE основывалось на предположении, что две дозы Pfizer обеспечивают 83,7% защиты от госпитализации и смерти от высокоразвитого штамма. По оценкам, двухдозовый курс вакцины AstraZeneca снижает риск тяжелого заболевания от «Омикрона» на 77,1%.

Но даже хотч большинство случаев протекает в легкой форме, система здравоохранения Великобритании по-прежнему готовится к увеличению числа людей, которым требуется стационарное лечение из-за «Омикрона». Это связано с тем, что, даже если он более мягкий, этот вариант выглядит более заразным и приведет к отправке в больницу большего количества людей. Профессор Крис Уитти предупредил, что «вполне возможно», что количество ежедневных госпитализаций в связи с коронавирусом в последней волне может превысить пиковое значение в 4583 человека в январе.

Источник

Подготовка к ОГЭ. Практикум «Определение микротем в тексте».

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ. Практикум «Определение микротем в тексте».»

Тема, основная мысль и микротемы текста (готовимся к сжатому изложению ОГЭ)

Пример выделения микротем в тексте:

Известный психолог Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек имеет несколько основных “жизненных сценариев”, которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом. Берн считал, что сценарий составляется ещё в детстве, на выбор его большое влияние оказывает наше ближайшее окружение. Из поколения в поколение в семье передаётся определённый стиль жизни, определённый тип реагирования (в частности на взаимоотношения с противоположным полом), определённый “жизненный сценарий”.
Изменить свой сценарий, чтобы решить какую-либо психологическую проблему, непросто, но по силам любому, хотя и считается, что уже к семи годам основа “жизненного сценария” написана. Но человек сам может строить свою жизнь, просто нужно понимать, какое сильное влияние имеют подсознательные сценарии, заложенные в детстве и в опыте всей предыдущей жизни.
Решая повседневные задачи, преодолевая возникающие трудности, человек тем самым двигается к своей цели, приближению к совершенству и гармонии. Поэтому можно не ломать голову, какой жизненный сценарий родители передали тебе. Считается, что избавиться от осуждения родителей, да и старшего поколения, человек сможет только тогда, когда в своей жизни сумеет преодолеть “родовые” проблемы. А наличие осуждения, таким образом, является показателем того, что человек сам имеет те же недостатки, в которых обвиняет своих родителей. (По Позднякову В.А.) 177 слов

1 абзац (микротема №1) – Психолог Эрик Берн утверждает: в детстве складывается жизненный сценарий каждого человека, во многом на это оказывает влияние стиль жизни его семьи.

2 абзац (микротема №2) – Чтобы попытаться изменить жизненный сценарий, необходимо учитывать важные события детства и опыт предыдущей жизни человека.

3 абзац (микротема №3) – Жизненный сценарий перестаёт быть важным для человека, когда он перестаёт осуждать своих родителей, тем самым показывая, что избавился от “родовых” проблем.

Практикум по теме «Определение микротем в тексте».

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями, теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

Казалось бы, такая избыточность общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и есть к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.

МИКРОТЕМЫ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Текст 2

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но, несмотря на все появляющиеся новинки такие, как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде. Ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а так же систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

МИКРОТЕМЫ
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Текст 3

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком. Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни.

Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками,- и есть любовь, приближающая человека к счастью.

Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.

Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал. ». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

МИКРОТЕМЫ
1. Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого делать то, тот по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные люди сами нередко превращаются в тиранов.
2. Люди, которые командуют везде и всеми, всегда одиноки, ведь они не умеют общаться на равных, поэтому они и сами несчастны, и плодят несчастье.
3. Командовать и управлять – разные понятия. Управлять – значит уметь брать
ответственность за свои поступки на себя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *