Что не является микротемой дополнительные детали второстепенная информация
Репродуктивный реферат – это
ТЕСТ
Ответы (можно закрашивать цветом правильные утверждения; можно отвечать после задания – буква, любым способом.)
В тестовых утверждениях могут быть правильными все утверждения, два, одно.
К приемам есть подсказка * (в конце)
(Тест для прохождения предназначен для учащихся 9 класса.
Какие определения соответствуют понятию. Сжатие текста – это
А краткий пересказ содержания, где не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений,
Б формирование основной мысли и создание связного завершенного текста,
В преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением.
2. К приемам компрессии текста относятся:
А обобщение или объединение
В написание своего текста
Продолжите правило сжатия текста. Упрощение – это
А исключение ненужных подробностей и деталей из текста
Б слияние нескольких предложений в одно
В. объединение конкретных, единичных фактов события, явлений,
Что можно упростить (заменить) при сжатии текста?
А части текста одним предложением,
Б заменить фрагмент синонимичным выражением,
В заменить предложение или его часть указательным местоимением,
Г уменьшить количество частей сложного предложения,
Д перевести прямую речь в косвенную
5 При исключении необходимо:
А Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
Б Объединить существенное, используя основные средства связи между предложениями
В Написать план текста
Что не можем отнести к такому приемы сжатия, как обобщение?
А сформулировать короткое предложение
Б объединить факты на основе общего
В выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали
Г найти общее в мелких фактах
Д найти в тексте мелкие, единичные факты
7. Какой способ сжатия текста был применен в предложении. Исходное предложение Сказка живет везде: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом.
Измененное, сжатое предложение: Сказка живет везде, во всем.
В Упрощение (замена)
8. Что не является микротемой:
А это маленькая часть общей темы,
Б тема, вокруг которой группируются предложения одного абзаца;
В это дополнительные детали, второстепенная информация.
9. Способы сжатого изложения текста (жанр) :
Продолжите мысль. Тезисы
А отражают основную мысль абзаца;
Б отличаются особой сжатостью и лаконичностью,
В называют часть текста;
Г представляет логическую схему текста;
Д краткое письменное изложение статьи, доклада
12. Расставьте последовательность работы над тезисами :
А Прочитайте текст
Б Составьте план, озаглавьте части
В Выделите смысловые части
Г Сократите эти части
Д Определите, какие части плана не являются важными
Е Запишите кратко основное положение каждой смысловой части
13. Продолжите мысль: конспект –
А Подробное изложение содержание текста, происходящее в результате систематизации материала который изучен.
Б Краткое изложение основных положений текста, статьи
В Краткое изложение статьи, лекции, фрагмента текста
Г Составление логической схемы текста
А краткое изложение содержания текста-источника или нескольких текстов
Б изложение содержания с выражением своего отношения, критического осмысления
В Краткое устное или письменное изложение текста
Г передача основных положений статьи, книги, доклада
Д краткое перечисление содержания абзацев
15. Выделяют типы реферата:
Репродуктивный реферат – это
Б реферат, в котором передает основные положения текста- источника;
В реферат, в котором осуществляется воспроизвдение с обязательным критическим осмыслением материала
* Подсказка к приемам сжатия
Приёмы сжатия также называют приёмами компрессии.
При исключении удалять из исходного текста:
• однородные члены предложения;
• риторические вопросы и восклицания;
• пояснения; рассуждения; описания;
• слова, предложения, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Например, в этом отрывке мы исключаем деепричастный оборот, синонимы, вводное слово.
В исходном тексте можно обобщить (объединить):
• парцеллированные предложения( небольшие);
• предложения, связанные одной мыслью;
• конкретные, единичные факты, события, явления.
можно объединить е однородные члены предложения в одно понятие.
это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций:
замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом (сложного предложения – простым);
слияние нескольких предложений в одно;
замена части текста одним предложением;
сокращение количества частей сложного предложения;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
Что такое микротема?
Микротема — это часть общей темы, заключенная в одном абзаце. Простым языком – это несколько предложений, связанных идеей. Переходя от одной такой части к другой, можно найти замысел написанного. Результат — цельный текст с единой темой. Из статьи вы узнаете о видах связи микротем, их структуре и схемах.
Что такое микротема, и чем она отличается от темы текста?
В зависимости от сложности произведения их может быть две и больше. Каждая кратко описывает содержание одной части произведения, а не всего текста. Этим они отличаются от темы, но всегда связаны с ней.
Микротема — краткое выражение мысли одной части текста (абзаца).
Структура и схема микротемы
В классическом виде микротема состоит из:
Вторая и третья части могут отсутствовать, если в первой исчерпывающе сформулирована тема абзаца.
При структурно-смысловом членении важно научиться выделять микротемы. Это нужно для анализа произведения, краткого пересказа, чтобы изложение имело строгую последовательность, заложенную автором.
Если какую-то из микротем не использовать, обязательно нарушается целостность и связность повествования, теряется идея рассказа.
Для поиска нити рассказа нужно:
Выделение в тексте ключевых мыслей без уточняющей и дополняющей информации, называют также планом.
Какие виды связи Микротемы существуют?
Для логической последовательности необходима связь между составными частями. Есть два типа:
Отличие в том, что при цепной связи в каждом предложении есть уже известная ранее информация, на которую можно опираться при раскрытии и дополнении основной мысли. Но добавкой есть и что-то новое. А при параллельной мысль, предмет или другие данные описывают в начальном предложении, развитие происходит позднее. Они не соединяются друг с другом, но при этом каждое вытекает из первого.
При выделении микротем стоит придерживаться таких связей, чтобы раскрыть мысль и не упустить деталей.
Какой способ связи в повествовании книги кажется вам более понятным для понимания темы: параллельный или последовательный?
Тема занятия: «Главная и второстепенная информация»
Тема занятия: «Главная и второстепенная информация»
Цель: научиться работать с текстом, находить главную и второстепенную информацию, сохраняя основную мысль текста.
Метапредметные УУД: находить, выделять главную и второстепенную информацию, строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, составлять план; планировать собственную деятельность по решению учебной задачи, делать выводы, уметь слушать и понимать других; уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1.Приветствие ребятам и гостям занятия. Выдать рабочие листы.
Слова: доброта, гордость, зазнайство, высокомерие, доверие, храбрость, совесть, стойкость, кичливость, верность.
-Запишите те слова, которые вы не запомнили. Показать снова все слова
— Что объединяет все эти слова? (все слова можно объединить как качества человека)
3. За занятиях мы работаем с текстами. Давайте вспомним то, что уже знаем о тексте. Я вам буду читать утверждения, а вы, если считаете, что это утверждение верно, ставите «да», а если оно неверно, – «нет».
Возможно, здесь встретится что-то новое. Подумайте, как ответить на утверждение.
7. Информация в тексте может быть как главной, так и второстепенной
4. А теперь обратимся к текстам, которые даны на рабочем листе.
Текст№1.В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и пошёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Текст№2. В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
-Как вы думаете, перед вами тексты? (Перед нами тексты)
-Что эти тексты объединяет?( Они объединены темой)
— Чем второй текст отличается от первого? (Второй текст сжатый, а первый подробный)
— Так ли важны предложения с 2по 4 в первом тексте? (Нет, они не очень важны)
-Какая это информация? (Второстепенная)
— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия? (Главная и второстепенная информация)
— Цель нашего занятия? (Научиться находить главную и второстепенную информацию)
-Ребята, а где нам пригодятся эти знания – умение находить главную и второстепенную информацию?
— Давайте, посмотрим, как пошагово нужно работать с текстом, чтобы найти главную информацию, составим небольшой алгоритм действий и запишем его.
— Второй шаг (Говорят, что им пригодится на любом уроке).
Пытаются составить алгоритм
-Продолжим работу с текстом и попытаемся закончить алгоритм
-Прочитайте текст сначала про себя, а потом выразительно вслух.
— Если затрудняетесь, обратитесь к нашему диктанту по памяти.
— Какие отрицательные качества там были названы?
— Что объединяет эти слова, кроме того, что они называют отрицательные качества?
— Озаглавьте текст, чтобы заголовок отражал тему текста.
-Сколько микротем в тексте? (4)
-Укажите границы микротем.
— Работаем с первым и вторым абзацами. Это то, что мы уже прочитали.
— Можем считать первый и второй абзацы первой микротемой?
-Подчеркните главную информацию в первой микротеме в полном тексте.
— Где у нас это уже выполнено?
— Как мы озаглавим первую микротему («Люди кланялись пню»)
-Читаем третий абзац, вторую микротему, озаглавливаем её и находим главную информацию. («Пень возгордился»)
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
— Видите, даже люди – и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь!
-Читаем четвёртый абзац, третью микротему.
-Без каких слов в третьей микротеме обойтись нельзя? Как называются эти слова? (опрные)
— Как озаглавим? («Деревья гордо молчали»)
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
-Выделите главную информацию в пятом абзаце, в четвёртой микротеме.
-Озаглавьте четвёртую микротему. («Правда синицы»)
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
-Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
-Озаглавив каждую микротему, мы получили…Продолжите фразу.
-Прочитайте план, который у нас получился.
-Прочитайте текст, который у нас был, а затем тот, который у нас получился.
— Какой текст у нас получился
-Главную мысль мы сохранили?
— Ребята, давайте продолжим наш алгоритм.
Для этого вспомним, чем мы занимались, что находили, выделяли, составляли.
-Что нужно обязательно найти и сохранить в тексте?
Обязательно в тексте при сжатии необходимо сохранить тему и главную мысль.
-Ребята, скажите, чем мы занимались и в какой последовательности?
Зачем нужно выделять с тексте главную и второстепенную информацию?
-Мы создали продукт речевой деятельности? Докажите.
-Давайте подведем итоги собственной деятельности.
Какую цель мы поставили?
Как мы ее достигали?
Так получается: мы на занятии учились сжимать текст, т.е. находить главную и второстепенную информацию.
1. Прочитать текст внимательно
3. Определить главную мысль текста
4. Найти границы микротем в тексте.
5. Найти опорные слова в каждой микротеме
7. Воспроизвести текст по плану, сохранив тему и основную мысль.
Русский язык
План урока:
Для начала необходимо познакомиться с тем, что такое изложение и для чего оно необходимо. Разберем теорию более подробно
Способы изложения
Изложение по русскому языку распространенное задание для учеников. Много не нужно думать над смыслом этого понятия, ведь итак можно ответить, что это повествование какой-то мысли. Но мы все-таки обратимся к известным толковым словарям и посмотрим, какое определение дают авторы. Ожегов характеризует это понятие следующим образом:
«Изложение – это письменное упражнение, перелагающее содержание прочитанного или услышанного».
А Ушаков дает немного сокращенное определение:
«Письменный короткий или полный пересказ какой-либо информации».
Иными словами, изложением называется любое перенесение информации на бумагу в сжатом или полном виде после услышанного или прочитанного текста. Чаще всего встречается сжатое изложение, то есть такое, в котором необходимо передать только самую главную информацию, а второстепенную отбросить.
Разделяют следующие способы изложения материала:
Краткое изложение также может быть представлено одним из этих способов изложения информации.
Особенности изложения. Основные функции
Суть изложения заключается в передаче ключевой информации большого текста. Главное – уметь ее выделить и правильно преподнести. Все части изложения взаимосвязаны между собой и играют особую роль.
Данный вид работы выполняет несколько значимых функций:
Также различают и основные виды изложений:
Особенности сжатого изложения заключаются в том, что исходный текст должен быть сокращен минимум в два раза. Он должен сохранять свою главную мысль и уникальность, но при этом необходимо избавиться от ненужной и второстепенной информации.
А особенности подробного изложения в том, что в нем мысль должна быть передана максимально полностью и точно. В таком тексте вся информация важна и нуждается в детальном анализе.
Главная и второстепенная информация в тексте
Эти два вида информации имеют свои характеристики и особенности, о которых необходимо знать перед тем, как приступить к изложению текста. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Главная информация. Особенности и роль в тексте
Этот вид материала передает основную мысль автора, то есть то, что он хотел донести до нас большим объемом информации. Чаще всего главная информация передана в тексте в нескольких предложениях, которые важно уметь видеть и находить.
Этот вид информации обладает следующими отличительными свойствами:
Именно главную информацию мы берем за основу написания сжатого изложения. Она обязательно должна быть в работе, ведь от нее исходит вся остальная структура.
Пример главной информации:
Второстепенная информация. Отличительная роль
Данный вид текстового материала отражает сведения, которые дополняют основное содержание текста. Такую информацию очень важно уметь отбрасывать при написании изложения, поскольку она сильно увеличивает текст, из-за чего данная единица речи может потерять свою уникальность и главную мысль.
Отличительные детали, которые помогут определить второстепенную информацию:
Все эти детали необходимо отбросить при написании сжатого изложения. Именно они символизируют второстепенную информацию. Но нельзя говорить о том, что этот материал может помешать восприятию всего произведения в целом. Он дополняет и детализирует единицу речи, распространяет сухую информацию. Однако в изложении данные факты будут явно лишними.
Пример второстепенного материала:
Жирным выделено то, что нужно отбросить.
Как отличить главную информацию от второстепенной
Не трудно справиться с этим заданием перед написанием изложения. Но все-таки иногда допускают ошибки, из-за чего и изложение текста является в корне неверным. Рассмотрим, как же отличить главный материал от второстепенного.
Алгоритм выделения главной информации:
Если руководствоваться этим планом, то можно написать отличное сжатое изложение.
Правила сокращения текста
Очень важно сокращать эту единицу информации правильно, не упуская ничего важного. Познакомимся с основными методами и способами сокращения текста.
Сокращение текста. Формулировка и особенности
Этот вид работы необходимо проделывать перед каждым изложением. Он нужен для избавления от лишней информации и передачи самой основной. Чтобы это сделать правильно, необходимо знать особенности сокращения текста.
Основы сжатия изложения:
Исходя из этого, и происходит сжатие представленной в исходном тексте информации. После этого необходимо провести сокращение самого произведения и написать краткое изложение.
Способы сокращения текста. Основные приемы
Чтобы правильно убирать ненужную информацию требуются знания определенных правил и методов сокращения. Их всего несколько, но каждый из этих способов можно применять на практике во время написания сжатого изложения.
Эти приемы сокращения текста помогут сохранить в нем главную информацию и убрать второстепенную, тем самым хорошо передать главную смысл произведения. Текст без сокращений будет с трудом читаться и терять свою уникальность и индивидуальность. Ведь среди распространенных и сложных предложений будет сложно выявить основные мысли автора.
Различают и другие языковые методы сокращения текста:
Все эти способы можно смело использовать при сокращении текста для краткого изложения. Они помогут избавиться от второстепенной информации и значительно уменьшить размер текста.
Правила сокращения текста. Алгоритм действий
Чтобы правильно сократить текст и корректно составить изложение, необходимо руководствоваться некоторым алгоритмом. Он поможет не допустить ошибок и верно преподнести главную информацию исходного источника.
Основы сокращение текста:
Если все сделано правильно и ключевая мысль осталась прежней, то сжатое изложение было составлено абсолютно верно. Самопроверка – важная составляющая часть любой письменной работы.
Как написать изложение правильно
Обобщим все полученные знания об изложении материала на письме. Это часто встречаемое задание, поэтому его нужно уметь выполнять корректно и на высокие баллы. Рассмотрим, как грамотно писать текстовое изложение и аудирование.
Сжатое аудио-изложение
Данный вид работы включает в себя прослушивание текста несколько раз, а потом его воспроизведение на бумаге. Сложность заключается в том, что не всегда можно записать и запомнить все то, что говорит диктор. Поэтому нужно максимально сосредоточить свое внимание на речи и уже по ходу прочтения выявлять для себя основные аспекты фрагмента произведения.
Правила написания грамотного аудио-изложения
Если все выполнено правильно, то изложение написано верно, и все правила были усвоены и применены на практике.
Текстовое сжатое изложение
Эту работу выполнять намного проще, поскольку исходный текст можно прочитать самостоятельно. Он уже поделен на смысловые части, достаточно просто запомнить основную информацию и выбросить второстепенную.
Алгоритм написания текстового сжатого изложения:
Пробное изложение
В задании 1 ОГЭ по русскому языку 2020 необходимо написать сжатое изложение по услышанному тексту. Для этого нужно обобщить все знания, которые были получены в этом уроке.