Что не является методом психологии

Психология

Что не является методом психологии

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Психология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Методы психологии

1. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие поведения человека.

Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация.

В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:

☑ в зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;

в зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. В случае открытого наблюдения исследователь открывает для наблюдаемых свою роль — недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;

☑ в зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты;

в зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;

в зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;

в зависимости от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;

в зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное.

Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

Эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

2. Основные особенности экспериментального метода:

• исследователь сам вызывает изучаемое им явление — в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;

• экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

• в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

• эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

3. Виды экспериментального исследования в психологии:

лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных;

естественный эксперимент снимает ограничения лабораторного эксперимента. Основное достоинство данного метода заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения;

формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может носить обучающий и воспитывающий характер;

констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

4. В психологии также широко применяются вспомогательные методы:

беседа (интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;

тестирование — предполагающая стандартизированные вопросы и задачи диагностика, предназначенная для измерения различных психических свойств и качеств личности (тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и др.).

Источник

Основные методы психологии

Что не является методом психологии

Психология — это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека или групп людей.

Разделяют фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практическую психологию, которая занимается применением психологических знаний на практике.

Психология взаимосвязана с психиатрией (распознавание и лечение психических расстройств), и психотерапией. Психотерапия и психоанализ… для кого и для чего?

Основные методы психологии

Метод — это способ достижения определённой цели, решение конкретной задачи, совокупность приёмов или операций, практическое или теоретическое освоение действительности.

К основным методам общей психологии относят наблюдение и эксперимент

Наблюдение как метод психологии исследует определенные характеристики того или иного процесса, с целью выявления его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс.

Наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Психологические эффекты

Наблюдение может быть внешним, то есть наблюдение со стороны, внутренним (самонаблюдение), лонгитюдным, свободным, выборочным, сплошным, включенным, стандартизированным, сторонним и наблюдение в виде среза.

Эксперимент как основной метод психологии

Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Что не является методом психологии

Виды экспериментов:
— лабораторный
— естественный
— психолого — педагогический
— констатирующий эксперимент, который выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств Шокирующие психологические эксперименты

Лабораторный эксперимент как основной метод психологии протекает в специально созданных условиях, в которых используется необходимая аппаратура или инструменты. В таком эксперименте зачастую действия испытуемого определяются инструкцией. Испытуемый знает, что участвует в эксперименте, но как правило его не посвящают в истинную суть эксперимента и его конечный результат. Иногда участник психологического эксперимента располагает только некоторой частью эксперимента и специально введен в заблуждение.

Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учёбы, работы людей. Важным правилом проведения такого вида эксперимента является скрытие от людей информации, о том, что они являются участниками психологического эксперимента.

Суть психолого-педагогического эксперимента состоит в изучении личностных особенностей ребёнка и его поведения непосредственно в учебном или воспитательном процессах, а также в процессе активного формирования тех психических особенностей, которые являются предметом изучения. В современных условиях такой вид эксперимента применяют ещё с целью формирования у участников тех или иных социальных навыков и личностных качеств при обучении чему-либо.

Основные методы практической психологии

Беседа и опрос
Анкетирование и тестирование
Консультирование
Анализ продуктов творческой деятельности

Что не является методом психологии

Краткая характеристика основных методов психологии

Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от человека сведений о его деятельности, в которых явно прослеживаются свойственные ему психологические явления.

Беседа бывает:

Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке. Любопытная наука о душе

Свободная – у психолога имеется только общий план проведения беседы. Он формулирует вопросы, определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.

Опрос как основной метод практической психологии

Следует отличать беседу от опроса, ведь по своей сути эти методы психологии схожи между собой. В процессе опроса респонденту также задаются вопросы, как и в проведении стандартизированной беседы. Как правильно вести беседу? Психология общения

Важное отличие состоит в том, что при формировании опросов вначале создаются вопросы, относящиеся к программе, которые способен понять лишь специалист. После чего их перефразируют в вопросы анкетной формы, ясные обычному человеку.

Опросы бывают:

Письменные – для получения неглубоких сведений о проблеме.
Устные – позволяют пробиться в более глубокие слои психики человека.
Опрос в виде анкеты или теста – вопросы непосредственно перед самим разговором.
И опрос — интервью.

Что не является методом психологии

Опрос как метод психологии обычно используется для выяснения необходимой информации, данных, мнении или личностной позиции не одного конкретного человека, а группы людей.

Анкетирование и тестирование

Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленным вопросам. При использовании этого метода большое значение имеют чёткое составление вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статических методов обработки материалов.

Тестирование же имеет отношение больше к области психодиагностики и занимается исследованием психологических качеств и свойств человека, путём использования психологических тестов.

Тест – это кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития психологических качеств человека.

Что отличает тест от анкеты?

К главным особенностям психологических тестов можно отнести:
Валидность — обоснованность и пригодность полученной информации полученной в результате проведенного тестирования той особенности, в отношении которой проводился тест;
Надёжность — подтверждение полученных результатов ранее, дублированием теста;
Достоверность — даже при заведомо ложных ответах тест выдает подлинный результат;
Репрезентативность — соответствие характеристикам норм.

Научные тесты и психодиагностические методики проходят многоуровневый процесс испытаний и адаптацию. Результативный психологический тест и методика – это стандартный контроль, в конце которого при получении результатов становится доступна возможность оценки психофизиологического и личного развития, навыков, знаний и умений участника тестирования на основании подведённого итога. Стоит ли доверять популярной психологии?

Консультация как метод практической психологии

Беседа психолога с клиентом, помогающая последнему решить сложные жизненные вопросы личного характера. Во время консультации психолог может помочь человеку понять свою проблему и наметить вместе с ним этапы на пути к её решению.

И наконец, психологический анализ продуктов творческой деятельности — позволяет раскрыть такие психологические особенности людей, как их умения и навыки, их отношение к делу, иногда уровень способности и объем знаний.

Очень важно изучать не только продукты творческой деятельности, но и сам процесс их изготовления, т.к. в процессе деятельности психические особенности человека проявляется более ярко.

К продуктам творческой деятельности можно отнести сочинения, рисунки, чертежи, коллажи, хенд мейд и т.п. Пройти тест «Путешествие»

Источник

Что не является методом психологии

Учебный курс «Психология»

Тема 1.2. Методы психологии

Метод важнее открытия,

ибо правильный метод исследования

приведет к новым, еще более ценным открытиям

Психология – это наука и практика. Методы психологии, первоначально разработанные в научных исследованиях, переходят затем к психологу-практику, и служит целям диагностики, развития и коррекции, психопрофилактики и т.п.

Методы научных исследований это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Метод – это способ достижения какой-то цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций, практическое или теоретическое освоение действительности.

Основные методы получения фактов в психологии:

· анализ продуктов творческой деятельности,

· социометрия и другие.

Наблюдение – исследование определенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс.

Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Особенностью научного наблюдения, в отличие от простого, житейского является его преднамеренность, целенаправленность (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность (наблюдаются определенные особенности поведения и деятельности), планомерность (проведение в соответствии с определенном планом) и систематичность.

Различают следующие виды наблюдения:

-срез (кратковременное наблюдение),

— лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет),

-сплошное (проводится за всеми психическими процессами, свойствами и качествами данного человека),

-выборочное (наблюдение за одним психическим процессом, свойством или состоянием),

-включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы),

-внешнее (наблюдение со стороны),

-стандартизированное (заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается, ведется по определенной, предварительно продуманной программе)

-стороннее (не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает).

Процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

З) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

«+»: доступность, дешевизна средств; не искажает естественного протекания псих. процессов; богатство собираемых сведений.

«-»: большие затраты времени, невозможность повторного наблюдения тождественных факторов, трудность установления причины явления, трудность статистической обработки.

Иногда наблюдение входит составной частью и в два других метода — беседу и эксперимент.

Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

1.Лабораторный Э. , он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать.

«+»: Эксперимент (лабораторный) может проводиться многократно.

2.Естественный Э. , (В 1911г. русский ученый Лазурский Александр Федорович предложил метод психологического изучения личности в привычных условиях ее деятельности)- Естественный Э. Этот вид эксперимента широко применяется в социальной, педагогической психологии, в психологии управления. Естественный Э. проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых.

3.Психолого-педагогический Э. –сущность эксперимента состоит в том, что здесь изучение ребенка ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, в процессе активного формирования тех психических особенностей, которые являются предметом изучения.

Психолого-педагогический Э. чаще состоит из 3-х:

1. констатирующий : направлен на установление и фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения Э. Проведение диагностик.

2. формирующий : активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания.

3. контрольный : проверка эффективности проведенной работы, анализ и сравнение результатов. Используются те же диагностики, что и в констатирующем Э.

Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых видны свойственные ему психологические явления (сбор фактов о психических явлениях).

Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке.

Свободная – у экспериментатора имеется только общий план интервью и сам формулирует вопросы, определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.

Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов:

— открытые («Ты любишь читать книги?»)

— косвенные («Что ты обычно делаешь в свободное время?»)

— проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших 2х часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»)

2).нельзя превращать беседу в опрос

3).установление личного контакта исследователя с обследуемым человеком (создание дружественной обстановки)

4).тщательно продумать беседу (представить ее в форме конкретного плана, задач)

Психологу принадлежит активная роль в организации и проведении беседы, он должен добиваться, чтобы каждый как можно полнее и понятнее отвечал на поставленные вопросы.

Материал, который в результате получает психолог, нуждается в самом строгом критическом анализе.

Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленным программам. При использовании этого метода большое значение имеют четкое определение содержания вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статических методов обработки материалов.

«+» в том, что здесь имеется возможность получить большой по объему материал, достоверность которого определяется «законом больших чисел».

«-» в том, что обычно бывает, затруднен качественный анализ данных и исключена возможность соотнесения ответов с реальной деятельностью и поведением испытуемых.

Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития различных качеств человека.

Тесты предназначены для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных психологических особенностей у тех или других испытуемых.

— всегда стандартизированные испытания (определяет, в какой мере испытуемый соответствует известному стандарту, объективно сравнивает между собой различных испытуемых).

— предоставляет всем испытуемым одинаковые возможности для проявления имеющихся у них психологических особенностей.

Приступая к интерпретации, следует помнить, что тесты, как правило, разовые испытания, что они позволяют провести срез, зафиксировать то, что есть в данный момент. На основе результатов теста нельзя строить прогнозы, предсказывать возможность, степень успешности последовательного психического развития. Можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления: математическая обработка данных.

Метод социометрического исследования – исследование межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости (разработан амер. психологом Морено , переработан Я.Л.Коломенским и адаптирован к детям дошкольного возраста Т.А.Репиной, получив название «Игра секрет»). Эта методика используется для изучения личностного статуса ребенка в системе межличностных отношений в группе сверстников.

Детям задают ряд вопросов, например, «С кем бы ты хотел играть?», «Кого бы ты пригласил на свой день Рождения?» и т.д. или предлагают сделать «выбор в действии», т.е.по секрету подарить какую-либо вещь (картинки, игрушки и т.п.) тому ребенку из группы, которому они хотят. Ответы детей оформляют в специальную таблицу – социограмму. Она показывает тех детей, которые пользуются наибольшей или наименьшей популярностью, а также взаимность выборов, но причины симпатий или антипатий не выявляет. Выявляются следующие категории: «звезды»-лидеры, популярные, отверженные.

Очень важно изучать не только продукты деятельности, но и процесс изготовления, т.к. в процессе деятельности психические особенности человека проявляется более ярко.

К продуктам деятельности относятся: сочинения детей, рисунки, чертежи, различные предметы, сделанные на уроке труда и т.д.

Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя. Те задания, которые ребенок выполняет по непосредственному указанию взрослого, особой ценности не представляют. Ценны работы по замыслу. Большое значение в понимании внутреннего мира ребенка играют рисунки по замыслу. В них отражается особенность восприятия и переживания внутреннего мира ребенка. Рисунки дают возможность в некотором роде судить об умственном развитии ребенка. Цветовая гамма, которая используется ребенком в рисовании, дает нам основание судить о его отношения к изображаемому персонажу (например, отрицательных героев ребенок рисует темными красками и крайне небрежно: они не стоят того, чтобы стараться их рисовать»). Анализ других продуктивных видов деятельности говорит об уровне сформированности или несформированности навыков и умений ребенка.

ВЫВОД: Только комплексное использование различных методов исследования может дать полное, объективное представление о психических особенностях ребенка. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, поэтому для полного понимания психического развития ребенка они должны использоваться в тесном взаимоконтакте. Только в этом случае можно получить полную и объективную оценку развития личности.

Источник

Современные методы психологии (курс лекций)

СОДЕРЖАНИЕ

В психологии, как и в других науках, для получения факторов, их обработки объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) использования. Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на 4 группы:

– эмпирические способы добывания научных данных;

– приемы обработки данных;

Основными методами психологического исследования являются наблюдение, беседа, эксперимент.

Наблюдение. Предметом наблюдения в психологии служат не сами субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и поведении человека, в его речи и деятельности. Между объективно наблюдаемой деятельностью человека и его субъективными психическими переживаниями имеется закономерная связь, благодаря чему, наблюдая поведение, можно делать вполне обоснованные заключения о тех или иных психических процессах.

Беседа. При проведении психологических исследований часто бывает необходимо собрать данные, характеризующие психологические особенности личности исследуемых, их убеждения, интересы, стремления, отношения к коллективу, понимание своих обязанностей. Правильное применение метода беседы предполагает: 1) личный контакт исследователя с исследуемыми; 2) тщательно продуманный план беседы, 3) умение пользоваться не прямыми вопросами, а косвенными путями для получения нужных материалов; 4) умение уточнять интересующие факты непосредственно во время беседы; 5) выяснение достоверности данных беседы с помощью дополнительных сведений, полученных от других лиц.

Эксперимент. Главными особенностями этого метода психологического исследования являются: 1) создание обстановки, позволяющей наблюдать изучаемое явление в его чистом виде; 2) повторение явления столько раз, сколько необходимо исследователю; 3) закономерное изменение условий, при которых протекает изучаемое явление; 4) применение в большинстве случаев специальной точной измерительной аппаратуры. Эксперимент занимает большое место в психологических исследованиях, поскольку позволяет объяснить изучаемые психические явления, а не только констатировать или описать их качественные особенности.

Основные методы

Варианты основных методов

Внешнее (объективное наблюдение)

Внутреннее (субъективное наблюдение)

Наблюдение вне группы

Наблюдение внутри группы

Свободный опрос (беседа)

В течение ряда столетий психологами-идеалистами рассматривался как основной и даже как единственный метод психологии. Но он не дал и не мог дать ответ на вопросы, стоящие перед психологией как наукой. Психология не должна полностью отказаться от самонаблюдения, как это пытаются доказать психологи-бихевиористы. Они отрицают сознание и считают его непознаваемым и рассматривают науку только о поведении.

Правильно понимаемое самонаблюдение (в виде самоконтроля) играет в жизни человека и в психологии большую роль. Человек может путем самонаблюдения установить: «Я забыл сделать что-то». Но самонаблюдение не дает ему ответы на вопросы: «Почему забыл?» Поэтому самонаблюдение, хотя и служит важным предметом психологического исследования, не может являться самостоятельным и, тем более, основным методом познания сущности психических явлений.

Программа Вундта была ориентирована на общенаучный экспериментальный метод. Как отмечал сам Вундт, «нельзя допустить никакого различия между психологическими и естественно-научными методами». Однако единственным прямым методом психологии Вундт считал самонаблюдение, поскольку предмет психологии – непосредственный опыт. Как он дан самому человеку. Роль эксперимента ограничивается лишь приданием результатам исследований точности и надежности. Культура эксперимента, ее важность для научной дисциплины были усвоены Вундтом в годы его работы в лаборатории физика и физиолога г. Гельмгольца. Однако Вундт считал, что метод эксперимента применим только для исследования простейших психологических процессов, но не для изучения высших психологических явлений, связанных с языком и культурой, таких как память или научение. Для этих целей, по мнению Вундта, применимы лишь приемы исследования, принятые в социологии или антропологии.

Интроспекция, предложенная Вундтом в качестве метода психологии, получила дальнейшее развитие в парадигме структурной психологии.

Применение самонаблюдения как методики сталкивается с непредсказуемой зависимостью результатов интроспекции от следующих факторов:

1) культурная принадлежность субъекта;

2) степень овладения самонаблюдением, которая ограничивается возрастными особенностями, языковой компетенцией;

3) соотнесением нескольких внутренних планов при совмещении основной деятельности и самонаблюдения;

4) установка испытуемого на участие в исследовании, его роли во взаимоотношениях с исследователем.

Среди психологов, непосредственно обслуживающих своих ближних, одни занимаются проблемами отдельных людей в случаях эмоциональных или социальных кризисов, другие стремятся помочь решению проблем, возникающих в области образования или производственной деятельности, третьи создают программы для привлечения внимания людей к различным общественным мероприятиям или непосредственно участвуют в таких мероприятиях.

На путях психологических исследований расставлено множество ловушек, очень часто толкающих к ошибочным исследованиям и к интерпретациям, плохо согласующимся с реальными фактами. Перечислим некоторые из них.

Эффект Хоторна. Эффект плацебо лишь частный случай эффекта Хоторна. Как показывают опросы, проведенные промышленными психологами на предприятиях Хоторна в Чикаго, одно лишь участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что очень часто они ведут себя именно так, как ожидают от них экспериментаторы. Для устранения эффекта Хоторна следует держать испытуемых в неведении относительно принятых гипотез и давать им инструкции как можно более безразличным тоном.

Эффект Барнума. Склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся под научным или магическим ритуалом. Такой эффект хорошо известен астрологам, хиромантам, экстрасенсам, гадалкам.

Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя). Американский психолог Розенталь (1966) назвал именем Пигмалиона явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в своей обоснованности какой-то гипотезы или верности какой-то информации непроизвольно действует так, что оно получает фактическое подтверждение.

Моделирование как метод применяется в ситуациях, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса, теста, эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. В таком случае прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.

Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. Не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений в возможности точно дозировать и варьировать влияние раздражителей, устранять мешающие факторы и создавать сравнимые факторы. Теперь это мнение не может считаться верным во всех случаях. Современная техника открывает широкие возможности перенесения положительных сторон лабораторного эксперимента в естественный.

При этом отсутствует главный и весьма существенный недостаток лабораторного эксперимента – искусственный характер условий, который вносит резкие изменения в течение психических процессов. В естественном эксперименте человек трудится, учится, подчас даже не зная. А чаще всего забывая, что он является объектом исследования.

Естественный эксперимент имеет много форм и различных приемов. В простейшем своем виде он широко применяется в форме вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем устно («Случилось то-то. Что будете делать») или путем введения незаметно для сотрудника отклонения в его работу. Уже одно наблюдение за таким естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или иную гипотезу исследователя.

Широкое применение в практической психологии находит формирующий (обучающий или воспитывающий) эксперимент, в котором навыки или качества личности изучаются в процессе их формирования и развития. Своеобразным методическим приемом является целенаправленное изменение структуры профессиональной деятельности. Смысл этого приема заключается в том, что при выполнении определенной деятельности выключаются по заранее задуманному плану отдельные анализаторы, меняется поза или хватка за рычаги управления, вводятся дополнительные раздражители, меняется эмоциональный фон и мотивы деятельности. Учет результатов деятельности в различных условиях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соответствующих навыков.

Наблюдение – это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Наблюдение – это метод психологического исследования, рассчитанный на получение информации через органы чувств.

На основе наблюдения делаются выводы о тех или иных психических процессах. Различают два вида наблюдения – сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. И хотя в условиях повседневной деятельности развернутые записи обычно не ведутся, руководителю иногда полезно записывать результаты своих наблюдений. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек. А несколько и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующим требованиям-

1. Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

2. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.

3. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек. Его лучше и глубже можно понять сравнивая с другими.

4. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности – систематическим.

Эти требования к наблюдению как методу психологии имеют важное значение не только в процессе научно-исследовательской работы. Они должны учитываться и в практической работе современного руководителя. Наблюдение может быть непосредственным и опосредствованным.

Этот вид личностных тестов объединяется по признаку слабой структурированности предлагаемой испытуемому задачи. При этом предполагается, что тестовый материал выполняет функцию своеобразного экрана, на который испытуемый проецирует свои интеллектуальные и личностные особенности, потребности, актуальные конфликты. Для того, чтобы не ограничивать активность испытуемого, процедура тестирования минимально регламентирована. Характерной особенностью проективных методик является глобальность подхода к оценке личности. Как правило, внимание акцентируется на общей картине личности, а не на отдельных ее свойствах.

Одной из самых известных методик этого вида является Тест чернильных пятен Роршаха. Используемый преимущественно в клинике, он состоит из 10 карточек с двухсторонне симметричными пятнами. Как черно-белыми, так и цветными. Испытуемого просят рассказать, что он видит на каждой из карточек. Кроме ответов испытуемого при тестировании фиксируются время, эмоциональные проявления. Положение, в котором испытуемый держит карточку.

Формальная обработка результатов тестирования заключается в классификации ответов по содержанию. Выделяются такие категории, как фигуры человека и животных, неодушевленные предметы, географические карты, растения, пятна крови и т.д. Для исследовательских целей интерес могут представлять такие показатели, как разнообразие, популярность или уникальность ответов, а также некоторые другие.

Другая популярная проективная методика – Тематический апперцепционный тест (ТАТ). Характеризуется большей структурированностью стимульного материала. Этот тест включает в себя 19 черно-белых сюжетных картинок неопределенного содержания и одну пустую карточку. Испытуемого просят составить рассказ по каждой картинке, объяснив, что предшествовало изображенному событию, что чувствуют и думают изображенные люди и чем все кончится. При предъявлении пустой карточки предлагается представить, что и на ней изображена какая-то картинка, описать ее и составить рассказ по той же схеме. Процедура регистрации и интерпретации ответов сходна с используемой в тесте Роршаха.

Этот вид тестов личности относятся к измерительным методикам типа «карандаш-бумага», что позволяет их использовать при групповом обследовании. Личностные опросники представляют собой серии стандартных вербальных стимулов – вопросов и утверждений, ответы на которые рассматриваются как поведенческие реакции человека.

Классическим примером личностного опросника является миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI).Он содержит 550 утверждений с вариантами ответов «верно», «неверно», «не могу сказать» и дает показатели по следующим 10 основным диагностическим шкалам (например, шкала иппохондрии, депрессии, истерии, социальной интроверсии и т.д.).

При создании этого опросника 8 из 10 шкал были разработаны эмпирически, с использованием критериальной оценки утверждений – их значения существенно различались в группах больных и нормальных испытуемых.

Отличительной особенностью (MMPI) является наличие в его структуре трех контрольных шкал – лжи, надежности и коррекции. Эти шкалы позволяют оценить степень небрежности, непонимания и симуляции при выполнении теста. Шкала лжи основана на утверждениях, побуждающих испытуемого представить себя в благоприятном свете в ущерб правдивости ответа. Шкала надежности состоит из утверждений, на которые большинство людей отвечают одинаковым образом. Причинами высоких показателей по этой шкале могут быть ошибки при обработке результатов. Небрежность при ответах, выраженная эксцентричность или преднамеренная симуляция. Шкала коррекции позволяет определить отношение испытуемого к ситуации тестирования, Высокие показатели могут означать защитную реакцию на ситуацию тестирования или попытку приукрасить себя. Низкие показатели свидетельствуют о повышенной честности или самокритичности, либо о попытке показать себя в невыгодном свете.

Метод групповой оценки личности – это способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы. Метод ГОЛ основан на феномене групповых представлений о каждом члене группы как результате взаимного познания людей в процессах их совместной деятельности и общения.

С помощью этого метода оцениваются качества человека по предлагаемому их перечню с использованием приемов:

1) прямого оценивания,

2) ранжирования качеств,

3) попарного сравнения качеств.

Содержание оцениваемых качеств определяется целями исследования. А их число варьирует у разных исследователей от 20 до 80.

Адекватность измерения качеств с помощью групповой оценки личности зависит от познавательных способностей оценивающих, особенностей оцениваемых членов группы, их взаимной позиции в группе, опыта их взаимодействия и т.д. Шкалы измерения социальных установок занимают особое место среди тестов в социально-психологических исследованиях. Они позволяют количественно измерять направленность и интенсивность психологической готовности личности к определенному поведению по отношению к различным социальным категориям стимулов. В отличие от опросов шкалы установок измеряют одномерную изучаемую переменную, а не распределение мнений. Однако одной из сложностей использования шкал является необходимость предварительного определения специальной процедуры их построения.

Наиболее известными являются шкалы измерения социальных установок по Л. Терстоуну. Р. Лайкерту.

Методы психологических исследований направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении. При этом изучаются развитие и изменение психики в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды. Каждый из аспектов изучения психики опирается на свои частные методы. Крайне важно, чтобы тот или иной аспект был подчинен решаемому вопросу, адекватен ему. Основными методами психологии, как и большинства наук являются наблюдение и эксперимент.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Валидность, надежность, Барнума эффект, плацебо, интервью, анкетирование, наблюдение, интроспекция, эксперимент.

ГЛОССАРИЙ

Плацебо – (от лат. поправляюсь) – изменение в физиологическом или психологическом состоянии субъекта под видом внушения.

Эксперимент – один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством.

Тесты креативности – совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Методы психологии и их надёжность.

2. Психологические тесты и их возможности.

3. Основные направления практической психологии.

4. Значение психологических знаний в развитии народного хозяйства.

5. Прикладные аспекты психологии.

6. Психологические тесты и их возможности.

7. Тесты для определения умственного уровня личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *