Что не является методом изучения литературы

Методы русской литературы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Различия литературного метода и литературного направления

Понятие литературного метода часто соотносится с понятиями литературного направления и литературного стиля. Эти три понятия рассматриваются как синонимичные друг другу, однако на самом деле между ними есть, пусть и тонкая, но разница.

В основе всех трёх понятий лежит сходство типа художественного мышления писателей, способа интерпретации ими реальности.

Литературный метод относится как к категории содержания, так и к категории формы, объединяя их в единую систему. Каждый литературный метод имеет свои уникальные особенности, сформировавшиеся в ходе литературного процесса.

В разные периоды развития литературы мы можем наблюдать общую для нескольких авторов тенденцию выражения своих мыслей и идей, осмысления реальности. Художественный метод, в отличие от литературного направления, не привязан к конкретной временной точке. Отголоски того или иного метода можно найти в произведениях писателей разных эпох. Например, черты реализма встречаются в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», написанной задолго до господства данного направления, а в произведениях А.С. Грина, написанных в начале XX века, чётко прослеживаются следы романтизма, получившего распространение более чем за век до рождения писателя.

Готовые работы на аналогичную тему

Разные направления главенствовали в литературе в разные периоды времени, последовательно сменяя друг друга и опираясь друг на друга. Особенности того или иного направления часто связаны с особенностями определённой исторической эпохи.

Однако несмотря на всё выше сказанное, в литературоведении принято рассматривать понятия литературного направления и литературного метода как синонимичные, поэтому рассмотрим основные направления более детально.

Литературные направления

Самые крупные литературные направления:

Классицизм.

В Россию классицизм «завезли» в XVIII веке вместе с реформами просветителей.

В классицизме преобладал культ разума и существовало представление о некоем абсолютном идеале, эталоне. Главной задачей писателей-классицистов было приблизиться к этому недостижимому идеалу. Последствием этого стало создание строго жанровой системы и построение целого блока классицистических канонов, обязательных для соблюдения каждым писателем.

Классицисты противопоставляли друг другу рациональное и эмоциональное начала, предпочитая первое из них и считая его более правильным. Именно классицисты создали базу для детального, внимательного рассмотрения человека и мира вокруг, для постоянного анализа писателями всего, что происходило в их мире.

Искусство классицизма должно было играть большую воспитательную роль, поэтому в нём воспевались различные нравственные идеалы.

Русские писатели-классицисты часто обращались к темам критики существующего общественного строя и царской власти, а также обращались к национальным особенностям русского народа.

Сентиментализм.

Сентиментализм возник как ответная реакция на классицистические ценности. В отличие от классицистов, сентименталисты на первое место ставили не разум, а чувство. Классицизм, однако, оказал большое влияние на формирование сентиментализма: именно из классицизма и характерного ему желания анализировать все явления жизни родилось детальное внимание к человеческим чувствам, характерное сентиментализму.

Для этого направления характерны культ чувств и тенденция к индивидуализации образов персонажей.

Примером русского сентиментального произведения является «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.

Романтизм.

Романисты часто находили вдохновение в национальном фольклоре, обращались к теме природы и воспевали её. В романтических произведениях внимание уделялось историческому фону и различным деталям, характерным для той или иной эпохи.

Родоначальником русского романтизма считается поэт Василий Андреевич Жуковский. Ярким представителем романтизма является Михаил Юрьевич Лермонтов.

Реализм.

В отличие от романтизма, где исключительный герой попадал в исключительные обстоятельства, в реализме действие разворачивается в обычном, даже обыденном мире.

Наиболее значительными представителями русского реализма являются А.С. Пушкин, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский и другие.

Другие литературные направления.

Помимо перечисленных четырёх существуют и другие литературные направления: модернизм, футуризм, символизм, акмеизм, имаджинизм и т.д. Каждое из них обладает своими уникальными чертами. Эти направления развивались в основном в начале XX века, в Серебряный век русской поэзии.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 14 12 2021

Источник

Методы и приемы изучения литературы

Целевая аудитория: студенты 4 курса СПО

Предмет: МДК 05.03. Литературоведение с методикой преподавания литературы

Тема: Методы и приемы обучения литературе

Обучающий компонент : ознакомление с основными классификациями методов и приемов обучения литературе в основной общеобразовательной школе.

Развивающий компонент : совершенствование информационной, коммуникативной, общекультурной компетентности студентов.

Воспитывающий компонент: освоение студентами компетенций личностного самосовершенствования.

по дидактическим целям – урок усвоения новых знаний, обобщение имеющейся теоретической базы и опыта;

по способу организации – лекция с элементами диалога, выполнением практических заданий.

по источнику передачи знаний (Верзилин Н.М., Перовский Е.И., Лордкипанидзе Д.О.):

словесные (беседа с элементами дискуссии), работа с материалами презентации;

наглядные (демонстрация – мультимедийная презентация)

практические (заполнение сравнительной таблицы)

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Предполагаемый результат урока:

получат общее представление о классификациях методов и приемов обучения литературе в основной общеобразовательной школе.

смогут проанализировать собственный опыт, представление о том, что такое «метод», «прием», соотношение этих понятий в концепциях разных методистов.

Автор разработки: преподаватель ГБПОУ «Осинский профессионально-педагогический колледж» Малыхина Ирина Леонидовна

I . Вступительное слово

Перечислены методы работы учителя на уроке.

Метод обучения реализуется через частные методические приемы.

Что не является методом изучения литературы

2. Формулировка темы. Целеполагание.

Исходя из содержания нашего курса, сформулируйте тему и цель нашего занятия.

Какие задачи необходимо выполнить, чтобы достичь цели?

Методы и приемы изучения литературы в школе

(Изучение методов и приемов изучения литературы)

Что не является методом изучения литературы

Что не является методом изучения литературы

3. Лекция с элементами практической работы

1. Классификация методов обучения литературе В.В. Голубкова

В.В. Голубков (Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1962) выделил три основных метода обучения литературе:

• лекционный: сообщение нового материала, выразительное чтение, рассказ учителя;

• метод литературной беседы: умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя;

• самостоятельная работа: выполнение учащимися докладов, письменных работ.

Ученый допускает взаимопереход методов и приемов. Известным и признанным считается его высказывание об «исторической жизни» методов: расширение сферы влияния лекционного метода в дореволюционных гимназиях, примате метода литературной беседы в ряде прогрессивных школ 19в., увлечении методом самостоятельной работы учащихся в российских школах 20-х гг. XX в.

Что не является методом изучения литературы

2. Классификация методов обучения литературе Н.И. Кудряшева Классификация Н.И. Кудряшева (Кудряшов Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М., 1981) опирается на общедидактическую систему методов обучения, предложенную И.Я.Лернером, М.Н. Скатанным с учетом обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся, которые выделили пять методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский. Н.И. Кудряшев применительно к преподаванию литературы обосновал четыре метода: метод творческого чтения, репродуктивный, эвристический, исследовательский. При этом метод проблемного изложения не рассматривается методистом как особый, а преподносится как форма изложения материала, присущая всем методам обучения. Н.И. Кудряшев описал взаимодействие методов обучения, приемов и видов деятельности учащихся.

При изучении общей педагогики и частных методик преподавания в начальной школе, вы уже знаете целый ряд методов и приемов обучения. Пользуясь своими знаниями в этой области, а также интуицией, попробуйте заполнить предлагаемую таблицу. Для того, чтобы работа шла продуктивнее, работать будем в парах. (Раздаются карточки с перечисленными методами и приемами).

Проверка и обсуждение результатов. Какой вывод можно сделать? Из чего исходил Кудряшев при создании своей классификации?

Таким образом, классификация методов обучения литературы Н. И. Кудряшева подчинена логике познавательной деятельности учащихся при направляющем руководстве учителя.

• выразительное чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен из пьес в исполнении актеров (в записях, в радио- и телепередачах);

• обучение выразительному чтению учащихся, чтение учителем художественного текста с комментариями (комментированное

• слово учителя, имеющее целью обеспечить правильное и возможно более глубокое эмоциональное восприятие произведения;

• беседа, нацеленная на выяснение непосредственного впечатления учащихся от прочитанного и направляющая их внимание на существенные идейные и художественнее особенности произведения (репродуктивная беседа, беседа по выяснению первоначального восприятия и др.);

• слово учителя или беседа после изучения произведения, нацеленная на активизацию художественных переживаний учащихся, обогащенных в процессе его изучения

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

• домашнее и классное чтение;

• слушание художественного чтения;

• составление плана, заголовки которого стимулируют образное, эмоциональное восприятие отдельных эпизодов, глав;

• сжатые и подробные пересказы;

• устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении;

• рассматривание иллюстраций и их оценка;

• сочинения по картинам, но живым впечатлениям

• рассказ учителя о жизни и творчестве писателя; обзорная лекция, лекция о творческом пути писателя (с записью плана или конспекта лекции на доске), с демонстрацией (учебных пособий, использованием ТСО;

• задания по учебнику, по учебным пособиям, предусматривающие не механическое запоминание и изложение прочитанного, а ответы на вопросы с привлечением материала, подобранного учеником, подготовка иллюстративного материала

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

• запись плана или конспекта лекции учителя;

• составление плана, тезисов, конспекта прочитанных статей учебника;

• подготовка устных ответов по материалу лекции, учебника, подобий;

• подготовка докладов, рефератов, сочинений обобщающего характера с использованием всего имеющегося материала по данной теме.

• обучение учащихся анализу художественного текста: эпизода, взаимосвязанных эпизодов, целого произведения; образов героев, композиции, языка и т.д.;

• сопоставление разных произведений;

• эвристическая беседа, состоящая из системы вопросов, ответ на вопрос при этом логически предполагает переход к следующему вопросу;

самостоятельное составление учащимися вопросов по произведению, направленных на выяснение основного идейного содержания художественного текста; самостоятельные ответы учащихся на ключевые вопросы;

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

• работа над текстом произведения: анализ эпизода, целого произведения; образов героев, языка, композиции и т.п.; пересказ, цитирование, составление плана как прием работы над композицией; сравнительная характеристика

• составление плана к своему развернутому устному ответу, к докладу, сочинению;

• конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительный анализ произведений разных видов искусств; сравнительный анализ поставленной проблемы;

• выступление на диспуте, сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы над произведением, критическими статьями

• выдвижение учителем проблемы для всего класса, для групп, отдельным учащимся;

• рекомендация учителя источников и пособий для работы над данной проблемой;

• предложение ряда тем для сочинений;

• выдвижение тем для семинарских занятий;

• самостоятельный поиск учащимися произведений, не изученных в классе

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

• самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения, анализ не изученного в классе художественного текста;

• сопоставление разных произведений в проблемно-тематическом, идейном, теоретико-литературоведческом, историко-литературном планах;

• сопоставление, анализ высказанных в критике нескольких точек зрения на художественный текст, образ героя, с обоснованием своего мнения;

• сопоставление художественного произведения с его экранизацией;

• самостоятельная оценка спектакля, разных интерпретаций актерами, режиссерами драмы;

• оценка просмотренного кинофильма, выставки живописи, телепостановок и т.д.;

Что не является методом изучения литературы

Что не является методом изучения литературы

Что не является методом изучения литературы

3. Классификация методов обучения литературе В.Г. Маранцмана

В.Г. Маранцман в 1990-е гг. создает классификацию методов обучения литературе, основанную на видах деятельности ученика, методах и операциях по изучению литературного произведения и историко-литературного процесса. Ученый выделяет следующие методы:

1. Метод чтения художественного текста: индивидуальное, коллективное, вслух, «про себя», выразительное чтение; слушание.

2. Метод анализа художественного произведения (трансформация приемов литературоведческого анализа в практике школьной работе по литературе): композиционный и стилистический анализ, приемы «скрытого» анализа художественного текста; сопоставление произведения и его реальной неновы, сравнение вариантов художественного текста.

3. Метод комментирования с помощью внетекстовых материалов: с помощью писем, мемуаров, литературно-критических статей, биографии писателя, теоретико-литературных и историко-литературных понятий.

4. Метод интерпретации художественного произведения в других видах искусства: в живописи, музыке, театре, киноискусстве и т.д.

5. Метод литературного творчества: пересказ с изменением лица рассказчика, сочинение писем, дневников героя, сочинения учеников по жизненным впечатлениям.

Что не является методом изучения литературы

Что не является методом изучения литературы

4. Классификация методов обучения литературе Н.Д. Молдавской

Ученый-методист Н.Д. Молдавская подчеркивала необходимость использовать всю систему методов обучения на уроках литературы, т.к. каждый из них содержит в себе специфическую возможность формировать определенные свойства познавательной деятельности учащихся, развивать их самостоятельность в постижении литературы как искусства. Н.Д. Молдавская выделяет следующие методы преподавания литературы:

1. Метод творческого чтения, реализуемый в целом ряде приемов (слушание художественного текста, выразительное чтение, пересказы, рисунки к прочитанному, устное рисование, инсценирование), способствует развитию художественного восприятия, углублению непосредственных впечатлений от прочитанного, пробуждению эмоций учащихся на художественный текст.

4. Излагающий метод (напр., лекция учителя), казалось бы, лишает учащихся самостоятельности. Однако проблемное изложение, когда учащимся предлагается составить план лекции, увидеть приемы анализа текста, формы и последовательность доказательств, способы обобщения знаний и т.д., открывает возможности для развития самостоятельности мышления школьников.

Что не является методом изучения литературы

Что не является методом изучения литературы

Итак, сегодня мы познакомились с основой основ – методами и приемами обучения литературе в основной общеобразовательной школе. Вернемся к поставленными задачам – получилось ли у нас их выполнить? Достигли ли мы цели занятия?

В заключение я прошу вас поделиться своими размышлениями относительно изученного материала. Как будущие учителя литературы, продемонстрируйте творческий подход: составьте синквейн по материалам урока, оформите его на листочках и прикрепите результат на доску.

Напоминаю формулу: (слайд).

Желающие могут прочитать получившийся синквейн.

Что не является методом изучения литературы

6. Домашнее задание

Письменно ответьте на вопросы (слайд).

Какие из упомянутых методов вы уже использовали в своей практике?

Какие методы и приемы из других частных методик, новых концепций преподавания вы могли бы предложить для дальнейшей работы?

Источник

Таблица методов и приемов обучения по литературе

Что не является методом изучения литературы

Таблица методов и приемов обучения по литературе

СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НАЗЫВАЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ МЕТОДА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ)

ЕГО ЦЕЛЬ: способствовать сильному и длительному художественному впечатлению, которое затем непрерывно углубляется (может прерываться комментарием, краткой беседой).

2.АНАЛИЗИРУЮЩЕ-ИНТЕРПРЕТИРУЮЩИЙ (поисковый, исследовательский) метод

. ЕГО ЦЕЛЬ: преимущественно более глубокое проникновение в литературное произведение.

3.СИНТЕЗИРУЮЩИЙ МЕТОД (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы).

ЕГО ЦЕЛЬ: комплексная умственная деятельность учащихся на заключительной фазе работы, требование высокой степени творческой деятельности учащихся.

Каждый примененный учителем прием должен быть связан с соответствующим видом деятельности учащихся.

Методы и приемы обучения по литературе

Метод проявляется через приемы:

Виды деятельности учащихся:

МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ

Развивать и совершенствовать глубокое, более активное и полное, творческое восприятие художественного произведения

1. Выразительное (художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен в исполнении актеров;

2. Обучение выразительному чтению учащихся; комментированное чтение;

3. Слово учителя, умеющее цельно правильное и возможно более глубокое эмоциональное восприятие произведения;

4. Беседа (цель выяснить впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляющая внимание на идейные и художественные особенности;

5. Постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения;

6. Слово учителя или беседа после изучения произведения.

2.Умение видеть и слышать явления жизни;

3. Умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий;

1. Чтение произведений в доме и в классе;

2. Выразительное чтение;

3. Заучивание наизусть;

4. Слушание художественного чтения;

5. Составление плана;

6. Близкие к тексту и сжатые пересказы;

7. Художественное рассказывание;

8. Устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении;

10. Критические заметки;

11. Рассматривание иллюстраций и оценка их;

12. Сочинения разных жанров.

Помочь учащимся освоить произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художественные проблемы.

1. Школьники уяснили суть проблемы для обсуждения;

2. Сумели обосновать свое суждения фактами;

3. Сумели выслушать доводы других, обосновать свои «за» и «против»;

4. Уточняли значение понятий терминов.

1. Обучение учащихся анализу текста художественного произведения, анализу эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов целого произведения; образов героев; языка; композиции произведения, сопоставление различных произведений; 2. Постановка системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям; 3. Самостоятельный поиск учащимся существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы.

Способствует дальнейшему усвоению учащимися метода науки: метода анализа художественного произведения по преимуществу и некоторым приемам историко-литературного анализа и в процессе этой работы овладению предусмотренными программой знаниями по теории и истории литературы.

Развивает научную, критическую мысль учащихся, развивает их литературные способности, учит самостоятельному приобретению знаний, умений по специальному анализу литературного произведения.

1. Работа над текстом художественного произведения, анализу эпизода или целого произведения;

2. Пересказ как прием анализа;

3. Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос;

4. Составление плана как прием анализа композиции, части или целого произведения;

5. Анализ образа героя, сравнительная характеристика героев;

6. Составление плана к своему развернутому ответу, к докладу и сочинению;

7. Конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительного анализа произведений разных искусств, анализа поставленной проблемы;

8. Выступление на диспуте.

9. Сочинение на частные темы как результат своей работы над произведением.

(близок к эвристическому по функции и наименованию, но существенное отличие одного от другого в различии обучающей роли учителя и учебной, познавательной деятельности учащихся)

Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает или разъясняет условия или приемы работы.

Выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них.(Учитель указывает источники, предлагает ряд тем сочинений, выдвигает темы для семинарских занятий)

1. Мышление учащихся;

2. Овладение умениями связанными по данному учебному предмету

1. Самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения, анализ целого, не изучаемого в школе произведения;

2. Сопоставление в тематическом, проблемно-идейном, теоретико-литературном, историко-литературном, планах двух или нескольких произведений;

3. Сопоставление, анализ высказанных в критике нескольких точек зрения на произведение, образа героя с обоснованием своего мнения;

4. Сопоставление литературного произведения с его экранизацией;

5. Самостоятельная оценка литературного произведения, героев (доклады, семинарские занятия, сочинения, участие в диспутах).

Источник

Методы и приемы обучения литературе в школе

Тема: Методы и приемы обучения литературе в школе

1. Понятие о методах и приемах обучения литературе в школе.

2. Методы, определяемые формой приобретения знаний.

3. Методы, обусловленные характером познавательной деятельности учащихся и обучающей роли учителя.

4. Типология методов обучения литературе в школе.

В педагогическом процессе учителю принадлежит решающая роль. Деятельность учителя и учащихся имеет свою специфику, свои цели. Цель учителя – обучая, воспитывать ученика, сообщая ему знания, развивать его ум, культуру чувств, формировать нравственные понятия, духовно богатую, активную личность, цель учащихся – выполнение заданий учителя.

Процесс обучения осуществляется посредством применения методов обучения. Методы обучения – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

Метод обучения реализуется через частные методические приемы. Прием обучения – детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода.

В практике школьного преподавания распространено обоснование методов по источнику знания:

-слово (лекция) учителя;

-самостоятельная работа и пр.

Слово учителя на уроке литературы может иметь разную цель и разное содержание. Оно может предшествовать чтению произведения, чтобы эмоционально подготовить учащихся к его восприятию. Учитель может рассказывать учащимся о жизни и творчестве писателя, сообщать историко-литературные или теоретико-литературные знания – в этом случае слово будет иметь другую цель, другое содержание: учитель может анализировать произведение, попутно раскрывая школьникам сущность, цели, приемы анализа и пр.

Очень различна по цели и содержанию может быть и беседа с целью активизировать восприятие учащимися прочитанного произведения: беседа-анализ по вопросам учителя; беседа-обобщение.

Самостоятельная работа может быть также разнообразна – закрепление изложенного учителем материала, исследование нового и др.

Естественно, что во всех указанных случаях работа учащегося будет различна и по содержанию, и по степени самостоятельности. Поэтому термины «лекция», «беседа», «самостоятельная работа» означают формы общения учителя с учащимися, но не методы.

Критерием в обосновании методов служит содержание обучающей деятельности учителя и соответствующей работы учащихся. Лекция, беседа, самостоятельная работа распространены в школьной практике, но следует четко осознавать, какие конкретные цели и содержание вкладываются в эти виды занятий, что должны ученики усвоить и чему научиться на них.

Исследователи М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер в «Дидактике средней школы» отмечают, что традиционная классификация методов по источникам знаний не определяет характер познавательной деятельности учеников. И.Я. Лернер обосновывает следующие общедидактические методы:

1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно рецептивный.

3. Метод проблемного изложения.

4. Эвристический или частично-поисковый.

Содержание и логика познавательной деятельности учащихся под руководством учителя может стать обоснованием методов обучения литературе.

Процесс обогащения школьников литературными знаниями и умениями, процесс литературного, эстетического и нравственного их развития осуществляется в обучении, когда учитель применяет систему методов и приемов, соответствующих специфике литературы как учебного предмета.

Каждый метод обучения, применяемый учителем, связан соответствующими этому методу, приемами и видами учебной деятельности (М = П + ВУД).

Кудряшев Н.И. в книге «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» обосновал следующие методы обучения литературе:

1. Метод творческого чтения.

2. Эвристический или частично-поисковый.

Для метода творческого чтения характерны следующие методические примы:

– выразительное (художественное) чтение учителя;

– чтение мастеров художественного слова;

– обучение выразительному чтению учащихся;

– беседа, активизирующие непосредственные впечатления учащихся;

– постановка на уроках проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической);

Виды учебной деятельности (ВУД):

– чтение художественных произведений в классе и дома;

– пересказ, близкий к тексту;

– составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;

– отзывы о прочитанном;

Таким образом, каждый прием должен иметь соответствующий вид учебной деятельности.

Эвристический, или частично-поисковый метод предусматривает следующие приемы:

– построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения, по критической статье) для эвристической беседы;

– построение системы заданий по тексту художественных произведений или по критическим статьям;

– постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися;

– подбор материала из художественных произведений, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос;

– пересказ с элементами анализа текста;

– анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя;

– составление плана как прием анализа;

– анализ образа героя;

– выступление на диспуте и др.

Исследовательский метод предусматривает такие приемы:

– выдвижение учителем проблемы;

– подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента;

– самостоятельный анализ произведения, не изучаемого в классе;

– выполнение заданий творческого характера.

– самостоятельный анализ произведения;

– сопоставление двух или нескольких произведений;

– сопоставление произведения с его экранизацией;

– самостоятельная оценка спектакля, фильма;

– написание докладов, выступлений, статей.

Цель исследовательского метода – развить умение самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.

Репродуктивный метод (учащиеся получают знания как бы в готовом виде) предусматривает следующие приемы:

– рассказ учителя о жизни и творчестве писателя;

– задания по учебнику, учебным пособиям.

– запись плана или конспекта лекции учителя;

– составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника, критических статей;

– составление синхронистических таблиц;

– подготовка устных ответов по материалам лекции учителя;

– подготовка докладов, сочинений.

В школьной практике методы не существуют в чистом виде, а переплетаются, перекрещиваются. В настоящее время классификация методов корректируется в связи с оптимизацией всего учебно-воспитательного процесса в школе. Под оптимизацией понимается, по определению Ю.К Бабанского, «наилучший для данных условий вариант обучения с точки зрения его эффекта и затрат времени школьников и учителей».

Сами методы подразделяет автор на три группы:

– методы организации учебно-познавательной деятельности;

– методы ее стимулирования;

– методы контроля ее эффективности.

Выделяют три метода организации учебно-познавательной деятельности:

– словесные (рассказ, лекция, беседа);

– наглядные (демонстрация иллюстративных таблиц);

– практические (упражнения, самостоятельные работы).

При репродуктивном методе учащиеся получают знания как бы в готовом виде, но не догматически. Развитию мысли учащихся способствует проблемное изложение материала. Важно не само по себе репродуцирование готового материала, но и обобщение, суммирование знаний. Виды деятельности: запись плана или конспекта лекции учителя, работа по учебнику, подготовка доклада по готовым материалам.

Следует отметить, что система классификации методов обучения литературе, созданная Н.И.Кудряшевым, ориентирована на взаимосвязь методов в реальном педагогическом процессе, в рамках конкретного урока.

Можно утверждать, что в подходах к классификации методов обучения много нерешенного и дискуссионного. Остановимся на концепциях ряда методистов. Так, В.А. Никольский пишет: «Раз художественная литература воздействует и на воображение и чувство читателя, и на его понятия, то и среди методов и приемов преподавания различаем методы и приемы эмоционально-образного постижения произведений художественного слова и методы и приемы истолкования этих произведений. Между ними существует тесная связь, так что разграничение их в значительной степени условно. К первой группе методов и приемов отнесем выразительное чтение учителя, заучивание наизусть, пересказывание и художественное рассказывание, досказывание произведения, художественное иллюстрирование» (Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе.— М., 1971. — С. 98). Специальные разделы В.А. Никольский посвящает комментированному чтению, особенно подчеркивая, что любое истолкование произведения можно рассматривать как его комментирование – и четко обозначает границы его применения на уроке: учитель читает вслух и комментирует по ходу чтения. Активное участие в этом процессе могут принимать школьники. Не меньше внимания уделяет В.А. Никольский беседе словесника с учащимися, описанию специфики слова учителя и самостоятельной работы школьников.

Современные методисты (М.Г. Качурин, В.Г. Маранцман, Г.Н. Ионин и другие) разрабатывают свои методы обучения литературе. Остановимся на одном примере. Г.Н. Ионин строит классификацию методов обучения литературе на определении характера совместной деятельности учителя и ученика в выборе метода постижения литературы. Названы три метода. Метод художественной интерпретации, при котором ученик становится чтецом-интерпретатором, а учитель – своеобразным режиссером. Это творческий метод. Метод критико-публицистический предлагает соответствующий характер освоения литературы. Формируется определенный тип читателя – читателя-критика, владеющего мотивированными оценками. Естественно, что необходим и критик-редактор, которым становится учитель. Метод литературного поиска предполагает развитие школьного литературоведения, определенных исследовательских возможностей.

1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы : учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. – 2. изд., стер. – М. : Academa, 2002. – 397 с.

2. Лавлинский С.П. Технология литературного образования : Коммуникативно-деятельностный подход : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 032900 «Рус. яз. и лит.» / С.П. Лавлинский. – М. : Прогресс-Традиция : ИНФРА-М, 2003. – 381 с.

3. Ляпина А.В. Методика преподавания литературы : учебно-методическое пособие / А.В. Ляпина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Омский гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского. – Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2014. – 203 с.

4. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе : пособие для учителя / Л.В. Пешикова. – М. : Гуманитар.-издат. центр ВЛАДОС, 2002. – 92 с.

5. Сомова Л.А. Введение в методику преподавания литературы : коммуникативный аспект : учебное пособие / Л.А. Сомова ; Федеральное агентство по образованию Тольяттинский гос. ун-т, Каф. литературы. – Тольятти : ТГУ, 2007. – 121 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *