Что не является историческим знанием
Тема: Историческое знание, его достоверность и источники.
1. Объект и предмет истории.
2. Структура исторической науки.
3. Методология исторического познания.
4. Связь исторической дисциплины с науками.
5. Функции исторической науки.
Историю можно рассматривать в двух качествах: в качестве науки и учебной дисицплины. Если характеризовать историю как науку, то необходимо вспомнить, что каждая наука имеет свой объект и предмет изучения. Под объектом в науковедении понимают фрагмент изучаемой действительности, а под предметом – часть объекта.
Объект исторической науки — это совокупность обществ, составляющих человечество, взятых в пространственно-временном развитии. Если ограничиться таким рассмотрением исторической науки, то станет не понятно, чем историческая наука отличается от других социальных наук. Например, от социологии. Социологическая наука тоже изучает общество, как и политология, культурология, экономическая теория.
Чтобы понять специфику исторической науки, нужно познакомиться с ее предметом. Предмет исторической науки — это исторический процесс, представляющий собой совокупность исторических фактов – то есть фрагментов действительности, которые имели место быть в прошлом и имеют общественную значимость, то есть оказали влияние на общество, его развитие. Исторические факты содержатся в исторических источниках,под которыми понимают весь комплекс предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события. Именно на основе изучения исторических источников историческая наука воссоздает представление о той или иной исторической эпохе.
Главная цель исторического познания — получение исторической истины— объективного, системного, верифицируемого (проверяемого с помощью исторических источников) конкретного знания об историческом процессе.
На основе предмета исторической науки выделяют разные разделы исторической науки:
· На основе темпорального (временного критерия) в исторической науке утвердилось деление истории на древнюю, средневековую, новую, новейшую;
· На основе пространственного, или географического критерия можно говорить об истории России (россиеведении), истории Европы, стран Азии и Африки, истории южных и западных славян, краеведении – история Волгограда, кубановедение, московедение;
· По сферам общества: политическая история, экономическая история, история общественно-политической мысли.
Таким образом, историю можно определить как науку, объектом которой является совокупность обществ, составляющих человечество. Также историю можно определить через предмет: история – это наука, предметом которой является исторический процесс.
Главная особенность истории – изучение прошлого человеческого общества. Прошлое – это своего рода «нереальная» реальность – то, чего уже нет. Поэтому историю изучать очень сложно: правильность наших знаний о прошлом не так уж легко проверить. Непосредственное наблюдение, в отличие от астрономии, в исторической науке невозможно.
Историю изучают, опираясь на исторические источники. Исторические источники – это фрагмент прошлого, это сохранившиеся свидетельства прошлой жизни. Цель изучения исторических источников – установление или проверка исторических фактов – событий, которые имели место быть в прошлом.
Чтобы картина прошлого была более полной, исследователи привлекают к разрешению проблем широкий спектр исторических источников, проводят их сравнительный анализ, устанавливают, если нужно, атрибутивные данные: авторство, дата и место появления.
Исторические источники принято классифицировать следующим образом. Выделяют источники: А) вещественные (останки древнейших людей, фрагменты орудий труда, обихода, наскальная живопись); б) письменные(глиняные таблички, папирусы, берестяные грамоты, договоры, различные приказы, распоряжения руководства); в) этнографические(раскрывают быт и уклад различных народов); г) фотодокументы(фоторафии); д) кинодокументы (различные документальные и художественные фильмы).
По поводу исторических источников можно выявить следующие закономерности:
1. чем дальше от настоящего времени, тем меньше исторических источников. Например, историю первобытного общества нельзя изучать на основе письменных источников, так как письменности еще не было. Основной вид исторического источника в деле изучения первобытного общества – вещественные, то есть останки древнейших людей, наскальные рисунки;
2. по мере развития общества круг исторических источников расширяется, так как носители информации становятся более разнообразными. В современном обществе появился целый пласт исторических документов, создаваемых на основе компьютерно-информационных технологий.
Исторические факты, в зависимости от их подлинности, можно разделить на следующие группы:
· Общепризнанные факты: 01.09. 1939 г. началась Вторая мировая война;
· Гипотетические факты: Александр Первый закончил свою жизнь в Сибири под именем Федора Кузьмича в 1864 году;
· Ложные факты: мать В.И. Ленина, Мария Александровна Бланк, была фрейлиной при дворе Александра Второго. Это утверждение опровергается с помощью такого пиьменного исторического источника как ежегодно издававшийся «Придворный календарь». В этом «Придворном календаре» М.А. Бланк не упоминается.
Подведем итоги. Объект и предмет исторической науки нужно знать для того, чтобы понимать, что она изучает и чем она, как социальная наука, отличается от других наук, изучающих общество. Мы установили, что специфика исторической науки заключается в том, что она, в отличие от социологии, изучает не современное общество, а исторический процесс, то есть прошлое его развитие. Исторический процесс историческая наука изучает опираясь на исторические факты, которые содержаться в исторических источниках. Поскольку исторические источники создавались людьми, то в науковедении поднимают вопрос о достоверности исторических знаний.
Общество, которое изучает история, является сложной социальной системой. Изучать прошлое человеческого общества – это очень сложная задача, поскольку историческая наука выявляет и изучает исторические факты на основе анализа исторических источников, которые не только создавались людьми, но и являются отпечатками их субъективного мнения. Поэтому история – не простая, а сложная наука. Следовательно, она имеет сложную структуру.
Историческую науку можно представить в форме многоэтажного здания. Верхний, третий его этаж образует философия истории, изучающая общие закономерности развития общества, его движущие силы, поднимающая вопросы о направленности исторического процесса. Философию истории можно определить как теорию высшего уровня.
Второй этаж образуют теории среднего уровня. К ним относятся политическая история, экономическая история, военная история, история общественно-политической мысли, история культуры, история древнего мира, медиевистика (история средних веков), история нового и новейшего времени.
Первый этаж образуют специальные исторические дисциплины, имеющие вспомогательный и прикладной характер: археология– историческая дисциплина, изучающая прошлое общества по вещественным, материальным предметам и сооружениям с помощью проведения археологических раскопок; этнография – историческая наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, особенности их быта, нравов; антропология – историческая дисциплина о человеке, воссоздающая внешний облик людей на основе анализа останков, извлеченных из земли археологами; генеалогия– историческая дисциплина, изучающая родственные связи отдельных лиц и семей; геральдика – историческая дисциплина, изучающая гербы, правила их составления и прочтения; нумизматика– изучение монет, бумажных денег.
Особое место в системе исторических дисциплин занимает источниковедение– историческая наука об исторических источниках и тесно связанное с ним архивоведение– историческая дисциплина, изучающая письменные источники, обстоятельства их написания, принципы хранения, а также историография – история исторической науки.
Основателем исторической науки считают древнегреческого исследователя Геродота, жившего в 5 веке до н.э. Геродот описал греко-персидские войны, жизнь и быт скифов. Среди древнеримских историков можно выделить Плутарха, Тацита.
Первый исторический российский архив в России был создан в 1724 году. В 1918 году начала формироваться единая система государственных и ведомственных архивов. В настоящее время центральные архивы находятся в двух городах федерального значения и в Томске.
В 1993 году вышел Закон об архивах. Значение этого закона состоит в том, что он установил единые правила хранения документов, порядок их выдачи исследователям. Согласно закону, документы, содержащие информацию, не подлежещую оглашению, не могут выдаваться исследователям до истечения 35-50 лет. Документы личного характера – 75 лет.
В любом архиве материалы делятся на:
· Фонды – собрание документов одной организации;
· Опись– часть фонда: охватывает документы отдела данной организации, временного отрезка;
· Дело– отдельный документ, посвященный проблеме.
Подведем итоги. Сложная структура исторической науки объясняется сложностью ее объектно-предметной области изучения. Говоря о различных исторических дисциплинах, выступающих в качестве компонентов исторической науке, необходимо помнить об их взаимосвязанности. Это означает, что для того, чтобы хорошо знать историю, необходимо разбираться в источниковедении, историографии, археологии, антропологии, этнографии, в философии истории. Поэтому историю изучать сложно, но интересно.
1) Формационная. Данный подход был разработан философами Макрсом и Энгельсом, а также их последователями философами-марксистами. История делится на ряд общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая (коммунистическая). Формация трактуется как определенный этап в развитии человечества. Каждая формация определяется господствующим в ней способом производства. Под способом производства понимают отношение производительных сил и производственных отношений. Производственные силы – динамичны, производственные отношения – консервативны. Это служит источником социального конфликта. В результате – революция – смена одной формации другой. Понятие «формация» характеризует временной срез истории, нацелен на выявление общих черт у различных стран и народов. Недостатки: европоцентризм, не учитывает влияние природно-географических факторов, далеко не все общества прошли пять формационных ступеней развития.
2) Цивилизационная. Разрабатывалась разными философами: Данилевским, Тойнби, Шпенглером и другими. В основе – понятие цивилизации, которое имеет несколько значений. Первое: этап в развитии общества, следующий за дикостью и варварством. Второе: по типу развитий технологий выделяют аграрную, индустриальную, информационную. В третьем значении понятие цивилизации используется, чтобы учитывать такие элементы духовной жизни как религию, ценности, традиции. В таком случае говорят о локальных цивилизациях. Некторые исследователи выделяют мусульманскую, христианскую, китайскую, индийскую и другие цивилизации. Цивилизационный подход, таким образом, нацелен на выявление особенностей развития стран, на учет природно-географического фактора (речные цивилизации). К недостаткам этого подхода можно отнести различное понимание цивилизации исследователями, что находит отражение в научной литературе. Одни исследователи применяют слово «цивилизация» в качестве синонима понятия «культура», когда рассуждают о древневосточной, античной, средневековой цивилизации. Другие исследователи вслед за Шпенглером видят в цивилизации заключительный этап в развитии культуры. Третьи исследователи рассматривают культуру как часть цивилизации.
Помимо двух главных подходов, в историческом познании применяются следующие методы-подходы: социокультурный, кросс-культурный и другие.
Ведущими методами в исторической науке являются исторический, нацеленный на детальное воспроизведение объекта, то есть общества, а также связанный с ним логический, с помощью которого исторические факты рассматриваются как элементы исторического процесса, выявляются исторические закономерности, этапы развития общества.
Подведем итоги. Ведущими подходами к анализу исторического процесса являются формационный и цивилизационный. В современной отечественной исторической науке большинство исследователей отошли от формационного подхода, так как он содержит ряд определенных недостатков. Поэтому я на занятиях по истории буду применять цивилизационный подход, хотя и он содержит определенные недостатки. Цивилизационный подход в современных реалиях лучше формационного, поскольку он позволяет подчеркнуть общее (сходства) и единичное (различия) в историческом процессе.
Прослеживается связь исторической науки с естественными науками. Историческая наука изучает не только развитие общества. Она также и выявляет воздействие природных факторов на воздействие социума. Например, без изучения подобного взаимодействия невозможно понять причин смуты. Кроме того, вместе с развитием общества изменялись и границы государств. Историческая наука уже доказала, что в основе многих исторических фактов, имеющих глобальное значение (например, неолитическая революция, Великое переселение народов) лежат природные, климатические факторы. Следовательно, историческая наука связана с географией, палеонтологией, биологией.
Связана историческая наука и с техническими дисциплинами. Развитие общества невозможно представить без развития техники. Более того, социальный и технический прогресс органично взаимообуславливают друг друга. Научно-техническая революция, причины, сущность и последствия информационной революции уже стали предметами исторических исследований.
Подведем итоги. История – это сложная наука и сложная учебная дисциплина, изучающая не только прошлое общества, а также всю совокупность факторов, влияющих на его развитие. История – это интересная, увлекательная наука, связанная с целым комплексом разных учебных дисциплин. По этим характеристикам она может сравниться с юриспруденицией, а профессия историка – с профессией следователя. И историк, и следователь, занимаются одним делом – пытаются реконструировать прошлое, опираясь на реальные факты, которые отражены в различных источниках.
История как наука и учебная дисциплина играет большую роль в жизни общества и человека. Важная роль исторической науки выражается в следующих функциях:
2) Мировоззренческая. Изучение исторической науки, познание исторического процесса, исследование исторических фактов формирует и развивает мировоззрение человека, то есть его взгляды на мир и на место человека в нем. Эту функцию истории хорошо подчеркнул отечественный историк Ключевский: «без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего в нем мы живем»;
4) Развивающая или общекультурная. Изучение истории разивает интеллект, мышление человека, его культуру. Человек, изучающий историю, сталкивается с необходимостью интерпретиации исторических фактов, с необходимостью их систмного анализа. Чернышевский говорил, что «можно не знать, не чувствовать влечения к математике, … химии, но не любить истории может только человек, совершенно не развитый уственно»;
5) Практическая или прогностическая: уметь применять полученные знания на практике. Например, прогнозировать последствия антиалкогольной компании;
6) Идеологическая: «история – это политика, опрокинутая в прошлое» (Покровский);
7) Витальная (пример с манкуртами Ч. Айтматова). Человек, лишенный памяти, превращается в послушного раба, в безвольного проводника чужой воли. Поскольку история представляет собой не что иное, как коллективную память конкретного народа, человечества в целом, манипуляции с исторической памятью вызывают особое беспокойство. История выполняет очень важную функцию: она обеспечивает «сцепку» и прочность «межпоколенческих» звеньев единой «национальной цепи». Без истории нет народа, нет его культуры.
Подведем итоги. Не смотря на то, что историческая наука, по большому счету, изучает то, чего нет, то есть прошлое человеческого общества, ее нужно изучать, так как она играет большую роль как в жизни человека, так и в жизни общества. Поскольку прошлое по отношению к настоящему, является итогом его развития, то многие существующие ныне реалии имеют причины объяснения в прошлом. Например, в действующей российской Конституции 1993 года отсутствует пост вице-президента. Понять причины этого факта можно только опираясь на исторические знания: в 1991 году вице-президент СССР Г. Янаев предпринял попытку сместить с поста Президента СССР М. Горбачева, а в 1993 году вице-президент РФ А. Руцкой пытался сместить с должности Президента РФ Б. Ельцина. Конечно, в исторической науке остро стоит проблема достоверности исторических знаний, и эту проблему до конца устранить невозможно. Ее можно только минимизировать, изучая исторический процесс на основе тщательного изучения и сопоставления различных исторических источников, проверяя исторические факты на их подлинность, то есть умело применяя критическое мышление.
Вопросы и задания:
1. Что изучает историческая наука? К какому типу наук ее относят? В чем ее отличие от других наук, входящий в социально-гуманитарный цикл?
2. Дайте определения таким понятиям как «исторический процесс», «исторический источник», «исторический факт», «историческая наука». Как эти понятия взаимосвязаны друг с другом?
3. Какие виды исторических источников вам известны? Приведите примеры.
4. Что вы знаете об исторических фактах? Чем они отличаются от других научных фактов? Согласны ли вы с утверждением, что «исторический факт – это точка зрения историка»? Ответ дайте в развернутой форме.
5. Из каких разделов состоит историческая наука? Можно ли утверждать, что она имеет сложную структуру? Свое мнение обоснуйте.
6. С какими учебными дисциплинами связана история? Почему с ними?
7. В чем сущность формационного и цивилизационного подходов к изучению исторического процесса? В чем их достоинства и недостатки?
8. Зачем нужно изучать историю, если она изучает то, чего уже нет?
9. Почему М. Покровский считал, что «история – это политика, опрокинутая в прошлое»? Согласны ли вы с такой трактовкой?
10. Какой раздел и какую историческую дисциплину вам будет интересно изучать?
Сущность, формы и функции исторического знания
Сущность исторического знания
Смысл исторического знания заключается в систематизации, сохранении и достоверной обработке информации, полученной в процессе исторического познания. Историческое знание в современном мире выступает в качестве «фундамента» для решения многих современных проблем. На основе былого опыта экономисты, социологи, политологи способны найти ответы на важные вопросы и найти правильный выход из сложившегося положения.
Формы исторического знания
Процесс роста исторического знания происходил постепенно. Для достижения нынешнего результата требовалось многоступенчатое развитие данного явления. Историческое знание можно разделить на ступени, в зависимости от исторического познания. К ним относят:
Летописная форма исторического знания была более продвинутой. Несмотря на фиксирование информации, переданные данные можно было исказить. Священники и летописцы могли приукрасить информацию и выставить в более угодном свете того или иного правителя государства, воина или другого героя при необходимости. Летописи содержали лишь наиболее значимые события. Также письмена с течением времени портились и могли искажать написанное, во время переписи могли быть допущены ошибки.
Научное знание является наиболее правдивым источником информации, так как используются лишь достоверные данные. Базой для научного знания являются летописи, легенды и сказания.
Функции исторического знания
Историческое знание в современном обществе играет следующие роли:
воспитательная функция проявляется в виде распространения информации о героях, сподвигая людей на подвиги. Права и обязанности человека, а также моральные нормы сформировались в процессе истории. Некоторые из них задокументированы и за неисполнение их необходимо нести ответственность;
Также историческое познание является базой для других наук, которые используют способы познания в процессе научной деятельности.
Историческое сознание является одной из важнейших сторон общественного сознания. Деятельность исторического сознания направлена на определенный исторический результат, на понятие хода дальнейшей истории и понимания причин и следствий данного события.
История как наука. Историческое знание, его формы и функции
Введение в отечественную историю
История является одной из древнейших наук, ее возраст насчитывает около двух с половиной тысяч лет. Родоначальником исторической науки считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.) – автор первого дошедшего до нас исторического произведения. С того времени история как наука совершенствовалась, обрастала разнообразными источниками, разрабатывала собственную методологию, и сегодня она представляет собой комплексную научную дисциплину, включающую в себя целый ряд разделов, направлений и вспомогательных наук.
Основным объектом изучения исторической науки является прошлое человеческого общества во всей конкретности и во всем многообразии его проявлений – от эволюции общественных отношений и хозяйства до формирования различных типов культур и видов искусства. Однако этот объект весьма широк и исследуется кроме историков представителями других научных дисциплин – философами-обществоведами, экономистами, политологами, социологами, культурологами. Поэтому в широком объекте каждая наука выделяет свой собственный предмет изучения. Про историю можно сказать, что она изучает исторические факты, однако это будет упрощенное понимание ее предмета. Ведь все исторические явления и события являются плодом деятельности и поступков отдельных людей и целых человеческих коллективов (народов, классов, сословий), которые переплетаются между собой, взаимосвязаны и предопределяются друг другом и внешними факторами (природными условиями, местоположением на континенте, и др.). Историк же не только констатирует тот или иной исторический факт на основании сохранившихся данных о нем, он старается объяснить его, установить его причины и значение, выявить его последствия, вписать его в исторический контекст времени и места действия. Историческое исследование аллегорически можно сравнить с работой мастера-мозаичника, который не только должен отобрать камень нужного цвета и размера, но и найти ему место среди других камней, и только тогда из отдельных деталей конкретного рисунка проступит общая картина, которую будет способен воспринять и оценить зритель. Правда, в отличие от художника, историк не имеет права «огранить» изучаемый им исторический факт, «подстроить» его под отведенное ему заранее место. Впрочем, к сожалению, история знает немало подобных попыток, когда выдающий себя за ученого-исследователя автор старается специально подбирать факты для доказательства своей концепции, игнорируя и перевирая «незначительные» по его мнению события.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предметом изучения исторической науки является совокупность исторических фактов, явлений, событий прошлого в их взаимосвязях и взаимообусловленности. История при этом выступает как упорядоченная совокупность всех знаний и представлений о прошлом. А ее основная цель – собирание, обобщение и систематизация всех исторических фактов для выявления закономерностей, общего и особенного в историческом процессе отдельных народов, регионов и человечества в целом.
Познание истории, историческое исследование представляет собой весьма сложный и неоднозначный процесс. Ведь основной объект изучения – прошлое – уже не существует в настоящем. То, что уже случилось, вернуть или заново воспроизвести невозможно. Как же восстановить это прошлое, как узнать и изучить его? Возможно ли это вообще? Да, возможно. Дело в том, что любые события и явления былого, любые поступки и действия отдельных людей или их групп почти всегда оставляют следы, находят отражение в тех или иных материальных предметах или нематериальных свидетельствах, сохраняющихся до наших дней. Эти свидетельства о прошлом, следы исторической действительности называют историческими источниками. На наше счастье, исторических источников огромное количество и они весьма разнообразны. В исторической науке выделяют следующие группы исторических источников: 1) вещественные – материальные остатки, предметы, строения, погребения и т.п.; 2) документальные – конкретные документы, акты, договоры, указы, официальная статистика и т.п.; 3) нарративные (письменные) – хроники, летописи, мемуары, письма и т.д.; 4) фонические – кино-, фото- и видеоматериалы.
Во-вторых, сами по себе источники зачастую нуждаются в проверке и подтверждении их достоверности. Летописец мог отражать ход событий с точки зрения их оценки его князем-покровителем, мемуарист мог находиться в плену невольных заблуждений или сознательно искажать действительность, археологическая находка могла случайно оказаться в другом культурном пласте в результате почвенных процессов.
Из изложенного следует признать, что любой исторический источник нуждается в интерпретации, т.е. объяснении историком-специалистом его предназначения, условий и причин его появления, его авторства, и т.д. Такие интерпретации порой бывают весьма неоднозначны. Отсюда вытекает и многообразие научных мнений, и научные споры, и различные версии одних и тех же исторических событий и явлений. Тем не менее, сами исторические события протекали только по одному-единственному сценарию, отражающему их объективный смысл. Для понимания этого смысла необходимо критически подходить к историческому источнику, анализировать все его аспекты. Критика источника является одним из первостепенных принципов исторической науки. Другим основополагающим критерием является принцип непротиворечия. Он означает, что тот или иной исторический факт может считаться доказанным только тогда, когда ни один из имеющихся источников о нем не вступает в противоречие с другими. Если такие противоречия существуют, они должны быть либо сняты, либо объяснены.
Таким образом, обобщая, можно констатировать, что любое историческое исследование основывается на интерпретации исторических источников в духе критического подхода к ним и поиска непротиворечия между ними.
Историческое знание преследует не только чисто познавательный интерес, оно является важнейшей составляющей и национальной культуры, и самосознания народа, и самого образа мысли и действия как отдельного индивида, так и больших социальных групп, который принято называть менталитетом. Это означает, что историческое знание выполняет целый ряд важнейших общественных функций.
Во-первых, это научно-познавательная функция. Человек есть существо сознательное, стремящееся к познанию окружающей действительности. Тем более это относится к познанию им самого себя, своего прошлого и настоящего, к стремлению предсказать или спрогнозировать свое будущее. Историю человек познает и из чистого любопытства, но чаще всего в ней он ищет ответы на действительно волнующие, актуальные для него вопросы: «кто мы?», «откуда пришли?», «кто здесь был до нас?», «кто были наши предки?».
Во-вторых, это функция социальной памяти. Рождаясь, человек не оказывается в социальном вакууме. Наоборот, он появляется на свет в конкретной семье, принадлежащей какой-либо социальной группе, в свою очередь, являющейся составной частью конкретного социума. В процессе взросления он обучается, усваивает ценности и модели поведения как своей группы, так и того общества, в котором он живет. Исходя из обстоятельств своего происхождения и своих дальнейших жизненных мотиваций и деятельности, индивид становится личностью, приобретает социальный статус, включается в общественные отношения. И так происходит из поколения в поколение. Преемственность между ними и обеспечивается усвоением социального опыта предшественников, их системы ценностей и образцов поведения. Без исторического знания не было бы общественной памяти, человек не имел бы социальных корней, руководствовался бы в своих действиях примитивными инстинктами, был бы лишен возможности адекватно взаимодействовать с людьми. Такой «Маугли» не мог бы пользоваться ни духовным наследием богатейшей человеческой культуры, ни элементарными благами человеческой цивилизации.
Кроме того, историческое знание позволяет определить место отечественной истории в мировом процессе, оценить ее вклад в копилку истории мировой цивилизации. Без знания истории своей страны не может возникнуть национального самосознания, стремления сохранить духовные и нравственные ценности своего народа, что в конечном счете угрожает национальной безопасности государства.
В-третьих, отмечается воспитательная функция исторического знания. Личность человека формируется не только в процессе усвоения обобщенной системы ценностей, но под воздействием конкретных примеров. С раннего детства и в зрелом возрасте индивид ищет и находит себе образцы поведения, которым сознательно или неосознанно подражает. Такие образцы имеются и в непосредственно окружающей человека социальной среде, однако их поистине неисчерпаемый кладезь содержит прошлое. Знакомясь с героическими страницами жизни своих предков, узнавая об их выдающихся качествах – патриотизме, самопожертвовании, стойкости, изобретательности, терпимости, гражданин своей страны культивирует в себе те же нравственные чувства, обращается к ним в поисках ориентира для своих поступков.
В-четвертых, историческое знание выполняет мировоззренческую функцию. Человек в своей деятельности руководствуется определенными мотивами и правилами, совершает поступки, исходя из собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Эти представления складываются у него в течение жизни на основании его собственного опыта, однако изначально недостаток этого опыта компенсируется приобретаемыми в процессе обучения знаниями об окружающем мире, в том числе и об обществе, в котором он живет. Обобщенное и систематизированное на основе знаний и опыта представление об окружающем мире составляет основу мировоззрения. При этом основную часть первичной информации о социальной среде своего обитания человек черпает в истории.
Как воплощаются все эти функции в жизнь? Как они «работают» на практике? Механизмы воздействия исторических знаний на важнейшие сферы общественной жизни определяются формами исторического сознания самих людей. Историческое сознание составляет органичную часть общественного сознания, которое является базой существования социума как единого целого, позволяет людям идентифицировать себя как граждан страны, как представителей народа (нации), отличать себя и своих соотечественников от иностранцев. В конкретных представлениях людей историческое сознание проявляется в основном на трех уровнях.
Низший, или начальный, из них представлен обыденным историческим сознанием. Оно возникает на основании личного опыта человека в процессе его жизни, когда он является очевидцем или даже участником каких-либо событий, получает о них текущие сведения из средств массовой информации, с телеэкранов, из других непосредственных источников. На этом уровне, как правило, невозможно сформировать объективно обоснованные, адекватные представления об исторических событиях, сделать обобщения. Историческое знание на этом уровне бессистемно, эмоционально окрашено, часто персонифицировано.
Следующий уровень исторического сознания можно назвать мифологизированным. Он формируется на основе народных (фольклорных) представлений об исторических явлениях, на основе легенд, сказаний, литературных, художественных произведений, исторических анекдотов. Все это составляет неотъемлемую часть духовного богатства каждого народа, отражает содержание и динамику его духовной жизни. Мифологизированные представления назвать неадекватными и совсем не отражающими историческую действительность нельзя, ведь часто они основаны на реальных исторических фактах. Однако отражение истории в сознании людей на этом уровне является преломленным, символизированным, стереотипизированным и упрощенным. Распространение исторического сознания такого уровня в массе позволяет социуму сохранять общность интересов, целей и главного направления развития, несмотря на его социальную дифференцированность, т.е. расслоение на классы и менее крупные социальные группы. Однако объективное представление об историческом процессе на этом уровне по-прежнему остается практически недостижимым.
Высшим же уровнем исторического сознания является научный. В его основе лежат научные суждения, гипотезы, знание не только самих исторических фактов, но и понимание их взаимосвязей, отражающих общие закономерности прогресса человеческого общества в целом и особенности развития своего Отечества в частности. Научный уровень исторического сознания позволяет наиболее адекватно отражать историческую и современную действительность, обобщать исторический опыт, выявлять ошибки прошлого, чтобы избежать их повторения в будущем, прогнозировать развитие тех или иных общественных процессов. Научный уровень исторического сознания достигается усвоением современных достижений социально-гуманитарных наук – обществознания, социологии, политологии и других, но прежде всего исторической науки. Поэтому важнейшим направлением исторических исследований в любой стране является ее отечественная история.
В России история Отечества как учебная дисциплина начинает изучаться еще в средней школе, где учащийся получает базовый набор исторических знаний. Превращение этого набора в систематическое научное знание является одним из приоритетов высшего образования. Ведь в задачи вуза входит не только подготовка специалиста высшей профессиональной квалификации, но и воспитание полноценного гражданина своей страны, высокоинтеллектуальной, духовно богатой личности, способной на творческий умственный труд и социальную инициативу. Именно люди с высшим образованием составляют наиболее активную и общественно ориентированную часть современного общества – тот самый средний класс, основу гражданского общества. В нынешних условиях преобразования России формирование такого социального слоя крайне важно. И курсу отечественной истории, рассматривающей развитие народов нашей страны как неотъемлемую часть всеобщей истории, здесь отводится ключевая роль.
На ниве отечественной истории трудились выдающиеся умы российской науки. У ее истоков стояли Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) и Василий Никитич Татищев(1686-1750). Труд последнего «История Российская с самых древнейших времен» стал первым обобщающим исследованием по истории Отечества. Соратник Петра I, талантливый государственный деятель, В.Н. Татищев проработал над главным произведением своей жизни около 30 лет, доведя изложение до 1577 г. Значение его «Истории» огромно для русской науки. Впервые было составлено систематическое научное описание русской истории, предложена ее периодизация. Татищев впервые увидел и осознал связь географии с историей. Своим трудом ученый заложил традиции русской исторической науки начинать исследовательскую работу с собирания и изучения исторических источников.
Следующее поколение деятелей российской исторической науки прославил Николай Михайлович Карамзин (1766-1826). Талантливый писатель, журналист и издатель, а также лидер консервативного дворянства начала XIX в., Карамзин в своих исторических трудах искал опоры русской государственности в самодержавной монархии, предостерегая от необдуманных и поспешных реформ. Его «История государства Российского», насчитывающая 12 томов и оканчивающаяся Смутным временем, отличается не только научными, но и литературными достоинствами. Трехтысячный тираж первых 8 томов ее первого издания был раскуплен меньше чем за месяц – беспрецедентный для того времени случай, отмеченный, кстати, А.С. Пушкиным. Н.М. Карамзин был оценен современниками не только как мыслитель, но и как высочайший нравственный авторитет, как гражданин своей страны.
«История» Карамзина в детстве был настольной книгой Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879), ставшего в России крупнейшим ученым-историком XIX столетия. Его труд, над которым он, подобно Татищеву, работал три десятка лет, называется «История России с древнейших времен» и охватывает период от расселения восточных славян в Европе до 1774 г. Соловьев одним из первых осмыслил всю историю России как единое целое, объединив отдельные моменты и события одной общей связью. Он по-новому оценивал влияние природного фактора на социальное развитие. По его мнению, история государства, «естественного продукта народной жизни», не отделима от истории общества. Выдающийся ученый, С.М. Соловьев избирался ректором Московского университета, был талантливым преподавателем и педагогом.
Один из его наиболее известных учеников – Василий Осипович Ключевский(1841-1911) снискал славу не только как незаурядный ученый, но и как неординарный лектор. Его обобщающий труд «Курс русской истории», в итоге доведенный автором до времен Екатерины II, сначала распространялся среди студентов в форме конспектов его лекций. Ключевский особое внимание уделял комплексному влиянию на историю всех факторов – географического, экономического, политического, этнического. Отдавая дань воздействию природных условий на общественное развитие, он, тем не менее, полагал, что «умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития». Близкие по смыслу взгляды высказывал современник Ключевского Сергей Федорович Платонов (1850-1933), автор «Лекций по русской истории», репрессированный в 30-е годы.
Октябрьская революция 1917 г. и изменения социально-политического строя в стране не могли не отразиться на развитии отечественной истории. В 30-е годы в советской науке утверждается монополия методологии марксизма. Одним из наиболее ранних ярких ее представителей среди историков был русский и советский ученый и государственный деятель Михаил Николаевич Покровский (1868-1932). Участник первой русской революции, вступивший в 1905 г. в партию большевиков, он был вынужден эмигрировать во Францию. Там Покровский создал свой пятитомник «Русская история с древнейших времен». Это и другие его исследования охватывали широкие исторические рамки от первобытности до начала ХХ в. Он яростно и бескомпромиссно отстаивал свою концепцию, основанную на материалистических принципах и теории классовой борьбы. В 1917 г. Покровский вернулся в Россию, кроме науки занимался общественной деятельностью, был заместителем наркома просвещения. Однако вскоре после его смерти в рамках очередной идеологической кампании в Советском Союзе научная школа Покровского была разгромлена, его взгляды объявлены ложными и «антимарксистскими».
Современная отечественная историческая наука возвращается к признанию плюрализма научных методологий и многообразия концепций и гипотез. Единственными критериями научности остаются честность и объективность в подходе к историческому источнику, опора на достоверные факты в теоретических построениях. Этим принципам стараются следовать и авторы настоящего учебного пособия.