Что не является историческим знанием ответ
Тест с ответами по методике преподавания истории и обществознания
Тест с ответами по методике преподавания истории и обществознания
1. (60c.) Кто из методистов рассматривал методику как самостоятельную педагогическую
2. (60c.) В какой период истории развития методики было характерно существование
Концентрического принципа преподавания истории в школе?
3. (60c.) Какой ученый считается идеологом социологического направления в преподавании
4. (60c.) Какая из моделей обучения более всего распространена в школах Западной Европы?
5. (60c.) Кто из методистов 50-70-х гг. занимался проблемой развития умений?
6. (60c.) Выберите из предложенных одно правильное утверждение:
1) Конечным результатом функционального анализа урока является определение его
2) При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те,
Которые вызывают у учащихся бурную реакцию.
3) Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном,
4) Вывод по теме урока является результатом индуктивного способа познания истории.
5) Творческо-поисковая деятель-ность учащихся на уроках отлича-ется новым способом
Действий и новым результатом познания исторической действительности.
7. (60c.) Какой из терминов выражает внешнюю сторону процесса обучения истории?
8. (60c.) В каком случае можно считать, что у ученика сформировалось умение оценивать
1) Высказывает простейшие оценочные суждения об историческом деятеле.
2) Сравнивает двух личностей.
3) Определяет поступки и главные черты характера.
4) Дает характеристику с общей оценкой.
5) Описывает внешний вид исторического деятеля.
9. (60c.) В каком плане можно поменять местами подпункты?
10. (60c.) Какое средство является лишним в ряду?
11. (60c.) Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает
1) Педагогическая наука
2) Школьная методология
3) Путь исследования
12. (60c.) Предметом методики обучения истории является
1) Процесс обучения истории
2) Процесс познания истории
3) Процесс научного исследования
4) Процесс познания педагогики
13. (60c.) Важнейшим фактором обучения истории является
1) Применение наглядности
2) Наличие программ разного уровня
3) Систематический опрос учащихся
4) Содержание обучения
14. (60c.) Методика истории является
1) Отраслью психологии
2) Отраслью педагогической науки
3) Отраслью социологии
4) Самостоятельной дисциплиной
15. (60c.) Основным методом исследования школьного обучения истории является
16. (60c.) На основе действующего «Закона об образовании» в школах России введено
17. (60c.) В настоящее время в школах России реализован принцип обучения
18. (60c.) Обязательный для школы документ, в котором указаны предметы, их
Последовательность преподавания, количество часов в неделю
3) Школьная программа
19. (60c.) Современное содержание исторического образования предусмат-ривает изучение
Всеобщей истории с древности до наших дней в
2) Полной средней школе
4) 7-8 классах 9-летней школы
20. (60c.) По истории России XIX в. в школах действует учебник
3) Нарочницкого А. Л.
21. (60c.) Современная стратегия исторического образования предусматривает
1) Признание традиции гуманизма в национальном масштабе
2) Сохранение монополии государственной идеологии
3) Переход к плюрализму идеологий
4) Отказ от целостной системы знаний о человеке и обществе
22. (60c.) В госстандарте указана следующая периодизация рубежа нового времени
1) XIV — XV вв. — XVII — XVIII вв.
2) XVI — XVII вв. — XIX — XX вв.
3) XV — XVI вв. — XVIII — XIX вв.
4) XVII — XVIII вв. — середина XIX в.
23. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,
Оборудование урока дается в
1) Тематическом планировании
2) Школьном учебнике
3) Поурочном планировании
24. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,
Оборудование урока дается в
1) Тематическом планировании
2) Школьном учебнике
3) Поурочном планировании
25. (60c.) В структуру программы 10 — 11 классов «история России с древнейших времен до
Наших дней» входит рубрика
1) Межпредметные связи
2) Проблемы обсуждения на занятиях
3) Нормы оценки знаний и умений учащихся
4) Основная методическая литература
26. (60c.) Учебник истории выполняет функцию
27. (60c.) Сложность текста учебника связана с
1) Курсом и периодом истории
2) Психологическим восприятием учащимися
3) Насыщенностью учебника понятиями, терминами, датами
4) Научными взглядами автора
28. (60c.) Задание по учебнику преобразующего характера включает в себя
1) Пересказ прочитанного
2) Составление простого плана по параграфу
3) Анализ документов по выявлению новых знаний
4) Выписывание новых дат и имен
29. (60c.) Построение программ на принципах концентризма означает
1) Параллельное изучение отечественной и всеобщей истории
2) Изучение блоками всемирной истории
3) Последовательное изучение всеобщей и отечественной истории
4) Изучение отечественной и всеобщей истории сначала элементарно, а затем углубленно, на
Более высоком теоретическом уровне
30. (60c.) При первоначальном объяснительном чтении
1) Чтение предшествует беседе
2) Беседа вообще не проводится
3) Беседа предшествует чтению
4) Учитель сам читает текст и объясняет прочитанное
31. (60c.) Одним из приемов устного изложения фактического материала является
1) Конспективное описание
2) Образная характеристика
3) Предметная характеристика
4) Портретная композиция
32. (60c.) К основным факторам процесса обучения не относится
2) Содержание образования
3) Проблемность обучения
4) Результаты обучения
33. (60c.) Российская история появилась впервые в учебном плане народных училищ как
Самостоятельный предмет в … году
34. (60c.) В 70 — 80-н гг. XX в. работал методист
35. (60c.) К репродуктивному относится метод
2) Проблемного изложения
36. (60c.) К главному материалу относятся сведения
37. (60c.) Специально проблемой методов обучения не занимался
38. (60c.) Как называются обусловленные методом конкретные действия учителя и ученика,
Направленные на решение частной задачи обучения
1) Способы обучения
39. (60c.) Как будет называться метод, когда осуществляется устное изложение материала,
Проводится беседа, чтение и разбор учебника, научной литературы, исторического
40. (60c.) Что из данного перечня не относится к теоретическому материалу?
41. (60c.) Какой метод относится к классификации методов обучения по уровню
42. (60c.) Как называются факты, которые имеют большое объективно историческое
значение, передают основное фактологическое содержание темы урока, воссоздают
Важнейшие события и явления, раскрывают их существенные стороны?
43. (60c.) Что относилось в русской школе XVX века к «реальному методу» обучения?
1) Краткое комментирование текста учебника
2) Самостоятельное изучение исторических источников
3) Вопросно-ответная форма обучения
44. (60c.) Какие черты присущи учебникам нового поколения?
1) Преобладание фактов над теорией
2) Формационная версия событий
3) Обязательность выводов
4) Цивилизационный подход
5) Объемный документальный материал
6) Дискуссионные вопросы
7) Вопросы на трех уровнях
8) Преобладание индуктивного изложения
9) Хронологическая таблица
10) Тщательный отбор материала
11) Обобщающие таблицы
12) Подлинные иллюстрации
45. (60c.) Какие факты можно отнести к главным на уроке «Восточные славяне в
1) Славяне — исконные жители Европы
2) Кочевники постоянно угрожали славянам
3) Главное занятие славян — земледелие
4) Главными становились князья
5) Землю славяне обрабатывали сохой
6) Появились первые города
7) Первоначально славяне жили родовыми общинами
8) Славяне обожествляли силы природы
9) В X в. появилась соседская община
10) Славяне жили по земледельческому календарю
11) Славяне жили различными племенами
12) Ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства
Всероссийская олимпиада «Педагогика обучения истории и обществознания-2018» с ответами
Всероссийская олимпиада «Педагогика обучения истории и обществознания-2018» на си-ба.ру
1. 1959 — 1964
4. Виппер Р. Ю.
1. Сравнивает двух личностей
2. Определяет поступки и главные черты характера
3. Высказывает простейшие оценочные суждения об историческом деятеле
4. Описывает внешний вид исторического деятеля
5. Дает характеристику с общей оценкой
Выберите один ответ:
1. Путь исследования
3. Педагогическая наука
4. Школьная методология
Выберите один ответ:
1. Процесс научного исследования
2. Процесс обучения истории
3. Процесс познания истории
4. Процесс познания педагогики
Выберите один ответ:
1. Основной школе
2. Полной средней школе
Выберите один ответ:
1. Школьном учебнике
2. Поурочном планировании
3. Тематическом планировании
Выберите один ответ:
1. Систематизирующую
Выберите один ответ:
1. Научными взглядами автора
2. Психологическим восприятием учащимися
3. Курсом и периодом истории
4. Насыщенностью учебника понятиями, терминами, датами
Выберите один ответ:
2. Факты
Выберите один или несколько ответов:
1. Один или несколько компьютеров на рабочих местах в учительской
2. Отдельное рабочее место в Информационном центре, библиотеке, медиатеке и т.д.
3. Компьютерный класс с 10-15 рабочими местами учеников и ПК учителя
4. Отдельный компьютер на рабочих местах сотрудников администрации
5. Отдельный компьютер с мультимедиапроектром и другим подключенным оборудованием
6. Отдельный компьютер в любом месте школы для доступа родителей к информационному пространству школы
Выберите один ответ:
1. рассказ, фронтальная работа, иллюстративно-объяснительный метод
2. объяснение учителя, беседа, действия по образцу
3. эвристическая беседа, «мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, работа в группах и парах, организация исследовательской деятельности
Выберите один ответ:
1. Способность сознательно организовывать свою деятельность
2. Осмысление гуманистических ценностей современного общества
3. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
4. Осознание своей идентичности как гражданина страны
Выберите один ответ:
1. механизм проверки только знаний учащихся
2. ведущий вид обратной связи учителя с учеником в процессе обучения
3. система оценочно-отметочной деятельности, направленная на формирование адекватного представления об объективно протекающих процессах в социальном континууме
4. проверка результатов усвоения знаний, умений, навыков, а также развития определенных компетенций
Выберите один ответ:
1. повышение самостоятельности при выполнении задания
2. повышение скорости выполнения задания
3. отсутствие направленности сознания на форму выполнения задания
4. снижение числа ошибок при выполнении задания
Выберите один или несколько ответов:
1. устав учреждения
2. правила внутреннего трудового распорядка
3. положение об оплате труда работников ОУ
4. должностная инструкция
Выберите один ответ:
1. кодификатор элементов содержания по предмету для составления контрольноизмерительных материалов ЕГЭ
2. цели изучения предмета
3. спецификация экзаменационной работы для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы
Выберите один ответ:
1. создание материально технических условий, необходимых для этой работы
2. особая подготовка педагога к этому виду деятельности
3. составление особых (отличных от государственных) программ обучения
4. изучение психологических особенностей школьников
Выберите один ответ:
1. тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии процессов, явлений, событий
2. базовые идеи теории обучения
3. приемы работы по организации процесса обучения
4. средства народной педагогики и современного педагогического процесса
Выберите один ответ:
1. набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями
2. совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки
3. устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями
4. инструментарий достижения цели обучения
Выберите один ответ:
4. диалогизации
Выберите один ответ:
1. «стояние» на реке Угре
2. битва на реке Калке
4. Куликовская битва
Выберите один ответ:
1. у с. Бородино
2. на реке Березине
3. под Малоярославцем
Выберите один ответ:
3. А.Д.Меньшикова
Выберите один ответ:
1. все перечисленное
3. адаптивность, активность
4. освоение нравственных ценностей социума
Выберите один ответ:
1. государственные стандарты образования
2. развитие знаний, умений и навыков школьника
3. развитие личности в соответствии с природными способностями
4. государственный образовательный заказ
Выберите один ответ:
1. Дмитрий Донской и Евпатий Коловрат
2. Александр Невский и монах Нестор
3. Иван IV и хан Давлей –Гирей
4. Иван III и хан Батый
Выберите один ответ:
1. Расписанием учебных занятий
2. Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения
3. СанПинами
4. Решением Совета образовательного учреждения
Выберите один ответ:
1. Экономика
2. Основы безопасности жизнедеятельности
4. Изобразительное искусство
Выберите один ответ:
1. Сравнивать данные разных источников, выделяя сходство и различия
2. проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных)
3. Читать историческую карту с опорой на легенду
4. Классифицировать факты по различным признакам
Выберите один ответ:
1. Стиль и форма изложения материала
2. Раскрытие смысла высказывания
3. Представление и пояснение учащимся собственной позиции
4. Характер и уровень приводимых учащимся суждений и аргументов
Выберите один ответ:
1. Лабораторный кабинет
2. Музейная экспозиция
3. Зона психологической разгрузки
4. Фонд учебных пособий
Укажите метод преподавания предмета, более других направленный на достижение метапредметных результатов: (выбрать правильный ответ)
1. Исследовательский
2. Частично поисковый
Выберите один ответ:
1. со знакомства с историческими личностями
2. с овладения мировоззренческой идеей
3. с усвоения факта
4. с усвоения причинноследственных связей
Выберите один ответ:
1. в форме таблицы
2. в произвольной форме
3. в виде диаграммы
Выберите один ответ:
1. теоретически обоснованное знание
2. знание, меняющееся по мере развития возможностей познания
3. вывод, подтверждённый историческим опытом
4. исчерпывающее знание о предмете
Выберите один ответ:
1. утверждает изменения границ между субъектами РФ
2. назначает высшее командование Вооружённых Сил РФ
3. единолично назначает на должность Генерального прокурора РФ
4. объявляет амнистию
Выберите один ответ:
1. ценности прав и свобод личности
2. ценностей социальной стабильности, преемственности
3. классовой борьбы в качестве двигателя истории
4. государственной собственности как основы экономики
Выберите один ответ:
1. обладает узаконенным правом на применение силы
2. разрабатывает политические программы
3. выражает интересы определённых групп
4. является объединением людей
Выберите один ответ:
2. этнической
Выберите один ответ:
1. Совокупность образовательных технологий и методических приемов как системообразующий компонент ФГОС,где развитие личности обучающегося на основе усвоения предметных результатов составляет цель и основной результат образования.
2. Организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта
3. Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования
Выберите один ответ:
1. Постановка целей и задач, формулировка ресурсных ограничений, реализация проекта, критериальное оценивание, коррекция.
2. Выявление проблемы, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия
3. Установление критериев оценки, планирование, реализация, контроль
Выберите один ответ:
4. Новшество
Выберите один ответ:
1. Домашняя работа
2. Практическая работа
Выберите один ответ:
2. Метод объяснения
3. Метод воспитания
Выберите один ответ:
1. Программа воспитания
2. Методы воспитания
3. Принципы воспитания
Выберите один ответ:
3. Социализация
Выберите один ответ:
1. Программированное обучение
2. Репродуктивное обучение
3. Проблемное обучение
Выберите один ответ:
1. Толерантное отношение
3. Девиантное поведение
Выберите один ответ:
3. Вагин А.А.
Выберите один ответ:
4. Мозаичная
Выберите один ответ:
1. Конечным результатом функционального анализа урока является определение его развивающей цели.
2. Творческо-поисковая деятельность учащихся на уроках отличается новым способом действий и новым результатом познания исторической действительности.
3. Вывод по теме урока является результатом индуктивного способа познания истории.
4. При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те, которые вызывают у учащихся бурную реакцию.
5. Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном, воспроизводящем уровне.
Выберите один ответ:
3. Действие
Выберите один ответ:
1. Выписывание новых дат и имен
2. Анализ документов по выявлению новых знаний
3. Составление простого плана по параграфу
4. Пересказ прочитанного
Выберите один ответ:
1. Беседа предшествует чтению
2. Чтение предшествует беседе
3. Беседа вообще не проводится
4. Учитель сам читает текст и объясняет прочитанное
Выберите один ответ:
1. Предметная характеристика
2. Конспективное описание
3. Образная характеристика
4. Портретная композиция
Выберите один ответ:
3. Достоверность
Выберите один ответ:
1. ввод слова (словосочетания) в адресную строку
2. ввод слова (словосочетания) в поисковую строку
3. переход по гиперссылке с первой загруженной страницы
Выберите один ответ:
1. Internet Explorer
2. Программа для поиска и просмотра на экране компьютера информации из компьютерной сети
3. Программа для защиты от вирусов
Тема: Историческое знание, его достоверность и источники.
1. Объект и предмет истории.
2. Структура исторической науки.
3. Методология исторического познания.
4. Связь исторической дисциплины с науками.
5. Функции исторической науки.
Историю можно рассматривать в двух качествах: в качестве науки и учебной дисицплины. Если характеризовать историю как науку, то необходимо вспомнить, что каждая наука имеет свой объект и предмет изучения. Под объектом в науковедении понимают фрагмент изучаемой действительности, а под предметом – часть объекта.
Объект исторической науки — это совокупность обществ, составляющих человечество, взятых в пространственно-временном развитии. Если ограничиться таким рассмотрением исторической науки, то станет не понятно, чем историческая наука отличается от других социальных наук. Например, от социологии. Социологическая наука тоже изучает общество, как и политология, культурология, экономическая теория.
Чтобы понять специфику исторической науки, нужно познакомиться с ее предметом. Предмет исторической науки — это исторический процесс, представляющий собой совокупность исторических фактов – то есть фрагментов действительности, которые имели место быть в прошлом и имеют общественную значимость, то есть оказали влияние на общество, его развитие. Исторические факты содержатся в исторических источниках,под которыми понимают весь комплекс предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события. Именно на основе изучения исторических источников историческая наука воссоздает представление о той или иной исторической эпохе.
Главная цель исторического познания — получение исторической истины— объективного, системного, верифицируемого (проверяемого с помощью исторических источников) конкретного знания об историческом процессе.
На основе предмета исторической науки выделяют разные разделы исторической науки:
· На основе темпорального (временного критерия) в исторической науке утвердилось деление истории на древнюю, средневековую, новую, новейшую;
· На основе пространственного, или географического критерия можно говорить об истории России (россиеведении), истории Европы, стран Азии и Африки, истории южных и западных славян, краеведении – история Волгограда, кубановедение, московедение;
· По сферам общества: политическая история, экономическая история, история общественно-политической мысли.
Таким образом, историю можно определить как науку, объектом которой является совокупность обществ, составляющих человечество. Также историю можно определить через предмет: история – это наука, предметом которой является исторический процесс.
Главная особенность истории – изучение прошлого человеческого общества. Прошлое – это своего рода «нереальная» реальность – то, чего уже нет. Поэтому историю изучать очень сложно: правильность наших знаний о прошлом не так уж легко проверить. Непосредственное наблюдение, в отличие от астрономии, в исторической науке невозможно.
Историю изучают, опираясь на исторические источники. Исторические источники – это фрагмент прошлого, это сохранившиеся свидетельства прошлой жизни. Цель изучения исторических источников – установление или проверка исторических фактов – событий, которые имели место быть в прошлом.
Чтобы картина прошлого была более полной, исследователи привлекают к разрешению проблем широкий спектр исторических источников, проводят их сравнительный анализ, устанавливают, если нужно, атрибутивные данные: авторство, дата и место появления.
Исторические источники принято классифицировать следующим образом. Выделяют источники: А) вещественные (останки древнейших людей, фрагменты орудий труда, обихода, наскальная живопись); б) письменные(глиняные таблички, папирусы, берестяные грамоты, договоры, различные приказы, распоряжения руководства); в) этнографические(раскрывают быт и уклад различных народов); г) фотодокументы(фоторафии); д) кинодокументы (различные документальные и художественные фильмы).
По поводу исторических источников можно выявить следующие закономерности:
1. чем дальше от настоящего времени, тем меньше исторических источников. Например, историю первобытного общества нельзя изучать на основе письменных источников, так как письменности еще не было. Основной вид исторического источника в деле изучения первобытного общества – вещественные, то есть останки древнейших людей, наскальные рисунки;
2. по мере развития общества круг исторических источников расширяется, так как носители информации становятся более разнообразными. В современном обществе появился целый пласт исторических документов, создаваемых на основе компьютерно-информационных технологий.
Исторические факты, в зависимости от их подлинности, можно разделить на следующие группы:
· Общепризнанные факты: 01.09. 1939 г. началась Вторая мировая война;
· Гипотетические факты: Александр Первый закончил свою жизнь в Сибири под именем Федора Кузьмича в 1864 году;
· Ложные факты: мать В.И. Ленина, Мария Александровна Бланк, была фрейлиной при дворе Александра Второго. Это утверждение опровергается с помощью такого пиьменного исторического источника как ежегодно издававшийся «Придворный календарь». В этом «Придворном календаре» М.А. Бланк не упоминается.
Подведем итоги. Объект и предмет исторической науки нужно знать для того, чтобы понимать, что она изучает и чем она, как социальная наука, отличается от других наук, изучающих общество. Мы установили, что специфика исторической науки заключается в том, что она, в отличие от социологии, изучает не современное общество, а исторический процесс, то есть прошлое его развитие. Исторический процесс историческая наука изучает опираясь на исторические факты, которые содержаться в исторических источниках. Поскольку исторические источники создавались людьми, то в науковедении поднимают вопрос о достоверности исторических знаний.
Общество, которое изучает история, является сложной социальной системой. Изучать прошлое человеческого общества – это очень сложная задача, поскольку историческая наука выявляет и изучает исторические факты на основе анализа исторических источников, которые не только создавались людьми, но и являются отпечатками их субъективного мнения. Поэтому история – не простая, а сложная наука. Следовательно, она имеет сложную структуру.
Историческую науку можно представить в форме многоэтажного здания. Верхний, третий его этаж образует философия истории, изучающая общие закономерности развития общества, его движущие силы, поднимающая вопросы о направленности исторического процесса. Философию истории можно определить как теорию высшего уровня.
Второй этаж образуют теории среднего уровня. К ним относятся политическая история, экономическая история, военная история, история общественно-политической мысли, история культуры, история древнего мира, медиевистика (история средних веков), история нового и новейшего времени.
Первый этаж образуют специальные исторические дисциплины, имеющие вспомогательный и прикладной характер: археология– историческая дисциплина, изучающая прошлое общества по вещественным, материальным предметам и сооружениям с помощью проведения археологических раскопок; этнография – историческая наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, особенности их быта, нравов; антропология – историческая дисциплина о человеке, воссоздающая внешний облик людей на основе анализа останков, извлеченных из земли археологами; генеалогия– историческая дисциплина, изучающая родственные связи отдельных лиц и семей; геральдика – историческая дисциплина, изучающая гербы, правила их составления и прочтения; нумизматика– изучение монет, бумажных денег.
Особое место в системе исторических дисциплин занимает источниковедение– историческая наука об исторических источниках и тесно связанное с ним архивоведение– историческая дисциплина, изучающая письменные источники, обстоятельства их написания, принципы хранения, а также историография – история исторической науки.
Основателем исторической науки считают древнегреческого исследователя Геродота, жившего в 5 веке до н.э. Геродот описал греко-персидские войны, жизнь и быт скифов. Среди древнеримских историков можно выделить Плутарха, Тацита.
Первый исторический российский архив в России был создан в 1724 году. В 1918 году начала формироваться единая система государственных и ведомственных архивов. В настоящее время центральные архивы находятся в двух городах федерального значения и в Томске.
В 1993 году вышел Закон об архивах. Значение этого закона состоит в том, что он установил единые правила хранения документов, порядок их выдачи исследователям. Согласно закону, документы, содержащие информацию, не подлежещую оглашению, не могут выдаваться исследователям до истечения 35-50 лет. Документы личного характера – 75 лет.
В любом архиве материалы делятся на:
· Фонды – собрание документов одной организации;
· Опись– часть фонда: охватывает документы отдела данной организации, временного отрезка;
· Дело– отдельный документ, посвященный проблеме.
Подведем итоги. Сложная структура исторической науки объясняется сложностью ее объектно-предметной области изучения. Говоря о различных исторических дисциплинах, выступающих в качестве компонентов исторической науке, необходимо помнить об их взаимосвязанности. Это означает, что для того, чтобы хорошо знать историю, необходимо разбираться в источниковедении, историографии, археологии, антропологии, этнографии, в философии истории. Поэтому историю изучать сложно, но интересно.
1) Формационная. Данный подход был разработан философами Макрсом и Энгельсом, а также их последователями философами-марксистами. История делится на ряд общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая (коммунистическая). Формация трактуется как определенный этап в развитии человечества. Каждая формация определяется господствующим в ней способом производства. Под способом производства понимают отношение производительных сил и производственных отношений. Производственные силы – динамичны, производственные отношения – консервативны. Это служит источником социального конфликта. В результате – революция – смена одной формации другой. Понятие «формация» характеризует временной срез истории, нацелен на выявление общих черт у различных стран и народов. Недостатки: европоцентризм, не учитывает влияние природно-географических факторов, далеко не все общества прошли пять формационных ступеней развития.
2) Цивилизационная. Разрабатывалась разными философами: Данилевским, Тойнби, Шпенглером и другими. В основе – понятие цивилизации, которое имеет несколько значений. Первое: этап в развитии общества, следующий за дикостью и варварством. Второе: по типу развитий технологий выделяют аграрную, индустриальную, информационную. В третьем значении понятие цивилизации используется, чтобы учитывать такие элементы духовной жизни как религию, ценности, традиции. В таком случае говорят о локальных цивилизациях. Некторые исследователи выделяют мусульманскую, христианскую, китайскую, индийскую и другие цивилизации. Цивилизационный подход, таким образом, нацелен на выявление особенностей развития стран, на учет природно-географического фактора (речные цивилизации). К недостаткам этого подхода можно отнести различное понимание цивилизации исследователями, что находит отражение в научной литературе. Одни исследователи применяют слово «цивилизация» в качестве синонима понятия «культура», когда рассуждают о древневосточной, античной, средневековой цивилизации. Другие исследователи вслед за Шпенглером видят в цивилизации заключительный этап в развитии культуры. Третьи исследователи рассматривают культуру как часть цивилизации.
Помимо двух главных подходов, в историческом познании применяются следующие методы-подходы: социокультурный, кросс-культурный и другие.
Ведущими методами в исторической науке являются исторический, нацеленный на детальное воспроизведение объекта, то есть общества, а также связанный с ним логический, с помощью которого исторические факты рассматриваются как элементы исторического процесса, выявляются исторические закономерности, этапы развития общества.
Подведем итоги. Ведущими подходами к анализу исторического процесса являются формационный и цивилизационный. В современной отечественной исторической науке большинство исследователей отошли от формационного подхода, так как он содержит ряд определенных недостатков. Поэтому я на занятиях по истории буду применять цивилизационный подход, хотя и он содержит определенные недостатки. Цивилизационный подход в современных реалиях лучше формационного, поскольку он позволяет подчеркнуть общее (сходства) и единичное (различия) в историческом процессе.
Прослеживается связь исторической науки с естественными науками. Историческая наука изучает не только развитие общества. Она также и выявляет воздействие природных факторов на воздействие социума. Например, без изучения подобного взаимодействия невозможно понять причин смуты. Кроме того, вместе с развитием общества изменялись и границы государств. Историческая наука уже доказала, что в основе многих исторических фактов, имеющих глобальное значение (например, неолитическая революция, Великое переселение народов) лежат природные, климатические факторы. Следовательно, историческая наука связана с географией, палеонтологией, биологией.
Связана историческая наука и с техническими дисциплинами. Развитие общества невозможно представить без развития техники. Более того, социальный и технический прогресс органично взаимообуславливают друг друга. Научно-техническая революция, причины, сущность и последствия информационной революции уже стали предметами исторических исследований.
Подведем итоги. История – это сложная наука и сложная учебная дисциплина, изучающая не только прошлое общества, а также всю совокупность факторов, влияющих на его развитие. История – это интересная, увлекательная наука, связанная с целым комплексом разных учебных дисциплин. По этим характеристикам она может сравниться с юриспруденицией, а профессия историка – с профессией следователя. И историк, и следователь, занимаются одним делом – пытаются реконструировать прошлое, опираясь на реальные факты, которые отражены в различных источниках.
История как наука и учебная дисциплина играет большую роль в жизни общества и человека. Важная роль исторической науки выражается в следующих функциях:
2) Мировоззренческая. Изучение исторической науки, познание исторического процесса, исследование исторических фактов формирует и развивает мировоззрение человека, то есть его взгляды на мир и на место человека в нем. Эту функцию истории хорошо подчеркнул отечественный историк Ключевский: «без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего в нем мы живем»;
4) Развивающая или общекультурная. Изучение истории разивает интеллект, мышление человека, его культуру. Человек, изучающий историю, сталкивается с необходимостью интерпретиации исторических фактов, с необходимостью их систмного анализа. Чернышевский говорил, что «можно не знать, не чувствовать влечения к математике, … химии, но не любить истории может только человек, совершенно не развитый уственно»;
5) Практическая или прогностическая: уметь применять полученные знания на практике. Например, прогнозировать последствия антиалкогольной компании;
6) Идеологическая: «история – это политика, опрокинутая в прошлое» (Покровский);
7) Витальная (пример с манкуртами Ч. Айтматова). Человек, лишенный памяти, превращается в послушного раба, в безвольного проводника чужой воли. Поскольку история представляет собой не что иное, как коллективную память конкретного народа, человечества в целом, манипуляции с исторической памятью вызывают особое беспокойство. История выполняет очень важную функцию: она обеспечивает «сцепку» и прочность «межпоколенческих» звеньев единой «национальной цепи». Без истории нет народа, нет его культуры.
Подведем итоги. Не смотря на то, что историческая наука, по большому счету, изучает то, чего нет, то есть прошлое человеческого общества, ее нужно изучать, так как она играет большую роль как в жизни человека, так и в жизни общества. Поскольку прошлое по отношению к настоящему, является итогом его развития, то многие существующие ныне реалии имеют причины объяснения в прошлом. Например, в действующей российской Конституции 1993 года отсутствует пост вице-президента. Понять причины этого факта можно только опираясь на исторические знания: в 1991 году вице-президент СССР Г. Янаев предпринял попытку сместить с поста Президента СССР М. Горбачева, а в 1993 году вице-президент РФ А. Руцкой пытался сместить с должности Президента РФ Б. Ельцина. Конечно, в исторической науке остро стоит проблема достоверности исторических знаний, и эту проблему до конца устранить невозможно. Ее можно только минимизировать, изучая исторический процесс на основе тщательного изучения и сопоставления различных исторических источников, проверяя исторические факты на их подлинность, то есть умело применяя критическое мышление.
Вопросы и задания:
1. Что изучает историческая наука? К какому типу наук ее относят? В чем ее отличие от других наук, входящий в социально-гуманитарный цикл?
2. Дайте определения таким понятиям как «исторический процесс», «исторический источник», «исторический факт», «историческая наука». Как эти понятия взаимосвязаны друг с другом?
3. Какие виды исторических источников вам известны? Приведите примеры.
4. Что вы знаете об исторических фактах? Чем они отличаются от других научных фактов? Согласны ли вы с утверждением, что «исторический факт – это точка зрения историка»? Ответ дайте в развернутой форме.
5. Из каких разделов состоит историческая наука? Можно ли утверждать, что она имеет сложную структуру? Свое мнение обоснуйте.
6. С какими учебными дисциплинами связана история? Почему с ними?
7. В чем сущность формационного и цивилизационного подходов к изучению исторического процесса? В чем их достоинства и недостатки?
8. Зачем нужно изучать историю, если она изучает то, чего уже нет?
9. Почему М. Покровский считал, что «история – это политика, опрокинутая в прошлое»? Согласны ли вы с такой трактовкой?
10. Какой раздел и какую историческую дисциплину вам будет интересно изучать?