Что не является интенсивом во внеурочной деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНТЕНСИВЫ по внеурочной деятельности «Мой мир» (5 класс)
Краснодарский край муниципальное образование Тимашевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 имени Луначарского
муниципального образования Тимашевский район
решением педагогического совета
от 31 августа 2016 года протокол № 1
по внеурочной деятельности «Мой мир»
Уровень образования (класс): 5 класс, основное общее образования
Количество часов: 34 часа
Учитель: Козляковская Лидия Сергеевна
Программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и на основании плана учебно-воспитательной работы школы и плана воспитательной работы классного руководителя.
Создание условий для формирования всесторонне развитой личности, гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1. Формировать у детей представления о биполярных качествах личности
и нравственных нормах поведения.
2. Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного
поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
3. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
4. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом.
5. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
6. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.
7. Развивать общекультурные навыки.
В «Методическом конструкторе внеурочной деятельности школьников» (авторы Д.В. Григорьев, к.п.н., П.В. Степанов, к.п.н., Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО) предполагается как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, сборы, слёты, соревнования, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т. п.).
Понятие «интенсива» внеурочной деятельности заимствовано из системы профессиональной подготовки психотерапевта. В отличие от обычных традиционных плановых занятий, участники за время «интенсива» получают опыт в нескольких параллельных формах работы, которые стимулируют творческий процесс и дают место для обмена социальным и эмоциональным опытом.
Итак, интенсив внеурочной деятельности – это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.
Организационные формы реализации интенсивов внеурочной деятельности:
• Объединения по интересам (органы ученического самоуправления, детские общественные объединения, клубы, научные общества и др.), действующие по программам внеурочной деятельности на основе разработанных программ деятельности объединений;
• Временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий (поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, праздники, проекты, акции, экскурсии и т. п), действующие по комплексным и тематическим программам внеурочной деятельности.
Данная программа, содержащая исключительно интенсивы внеурочной деятельности является комплексной, т.е. будет содержать в себе все направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Программа рассчитана на 1 год (34 часа).
Предусмотренные данной программой занятия в формате интенсивов будут проводиться в классных группах и под руководством классных руководителей. Отведенное время может быть использовано для формирования и заполнения «Портфолио» учащегося, отражения достижений и результатов ребенка за год.
Общее количество часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных активных занятий
ПОЛОЖЕНИЕ об организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального и основного общего образования в форме «интенсивов»
об организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального и основного общего образования
в форме «интенсивов»
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; письма министерства образования и науки «Об организации внеурочной деятельности в ОУ, реализующих ФГОС НОО и ООО от 27.09.2012 № 47-14800/12-14.
1.2. Положение определяет порядок организации внеурочной деятельности в формате «интенсивов».
1.3. Интенсив внеурочной деятельности – это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.
В отличие от обычных традиционных плановых занятий, участники за время «интенсива» получают опыт в нескольких параллельных формах работы, которые стимулируют творческий процесс и дают место для обмена социальным и эмоциональным опытом.
1.4. При проектировании внеурочной деятельности необходимо выработать согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров) о минимальном количестве времени участия каждого школьника во внеурочной деятельности, организуемой в образовательном учреждении. При согласовании мнений надо иметь в виду замечание о том, что время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
2. Формы и способы организации интенсивов внеурочной деятельности.
2.1 Внеурочную деятельность школьников возможно организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, сборы, слёты, соревнования, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т. п.).
2.2. Организационные формы реализации интенсивов внеурочной деятельности:
Объединения по интересам (органы ученического самоуправления, детские общественные объединения, клубы, научные общества и др.), действующие по программам внеурочной деятельности на основе разработанных программ деятельности объединений;
Временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий (поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, праздники, проекты, акции, экскурсии и т. п), действующие по комплексным и тематическим программам внеурочной деятельности.
3. Отражение интенсивов в программах внеурочной деятельности.
3.1. Интенсивы должны быть отражены:
в программах внеурочной деятельности;
в расписании внеурочной деятельности;
в журналах учета внеурочной деятельности (дополнительного образования).
3.2. Программа, содержащая исключительно интенсивы внеурочной деятельности является комплексной, т.е. будет содержать в себе все направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Программа будет иметь модульную структуру, и состоять из автономных модулей, содержание которых предлагается школьникам для избирательного освоения. То есть школьник самостоятельно или при поддержке родителей и классного руководителя выбирает, занятия каких модулей программы он будет посещать после уроков в течение учебного года.
3.3. Каждый из модулей предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности и направлен на решение своих собственных педагогических задач. Предусмотренные данной программой занятия в формате интенсивов могут проводиться в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов.
3.4. Набор модулей может быть самым разнообразным и зависеть от потребностей и интересов школьников, опыта организации внеурочной деятельности образовательного учреждения.
4.Отражение интенсивов в расписании внеурочной деятельности.
4.1. Занятия интенсивными блоками в расписании планируются календарно конкретно по каждому занятию независимо от дней недели на весь учебный год, включая каникулярное время и выходные. Исключение могут составить только такие формы как многодневные походы, экскурсионные поездки, экспедиции (в этом случае на одну календарную дату может приходиться до 8-ми часов).
5.Отражение интенсивов в журналах учета внеурочной деятельности.
5.1. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется классным руководителем (педагогом, реализующим программу интенсивов) в Журнале учета внеурочной деятельности (дополнительного образования). 5.2. Оформление журнала осуществляется в соответствии с требованиями к заполнению журналов учета проведенных занятий. Содержание записей в Журнале и занятий должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности и расписанию интенсивов.
6. Порядок оплаты внеурочной деятельности
6.1. Оплата часов внеурочной деятельности в форме интенсивов производится в соответствии с тарификацией из средств фонда оплаты труда школы.
Положение об организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального и основного общего образования в форме «интенсивов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №31 им.
Муниципального образования Белореченский район
на заседании педагогического директор МБОУ СОШ №31
протокол приказ № _____
30.08.2013 «_30__»__08_ 2013 г.
об организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального и основного общего образования
в форме «интенсивов»
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 000 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; письма министерства образования и науки «Об организации внеурочной деятельности в ОУ, реализующих ФГОС НОО и 27.09.2012 № /12-14.
1.2. Положение определяет порядок организации внеурочной деятельности в формате «интенсивов»..
1.3. Интенсив внеурочной деятельности – это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.
В отличие от обычных традиционных плановых занятий, участники за время «интенсива» получают опыт в нескольких параллельных формах работы, которые стимулируют творческий процесс и дают место для обмена социальным и эмоциональным опытом.
1.4. При проектировании внеурочной деятельности необходимо выработать согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров) о минимальном количестве времени участия каждого школьника во внеурочной деятельности, организуемой в образовательном учреждении. При согласовании мнений надо иметь в виду замечание о том, что время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
2. Формы и способы организации интенсивов внеурочной деятельности.
2.1 Внеурочную деятельность школьников возможно организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, сборы, слёты, соревнования, «погружения», фестивали, походы, экспедиции, экскурсии и т. п.).
2.2. Организационные формы реализации интенсивов внеурочной деятельности:
· Объединения по интересам (органы ученического самоуправления, детские общественные объединения, клубы, научные общества и др.), действующие по программам внеурочной деятельности на основе разработанных программ деятельности объединений;
· Временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий (поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, праздники, проекты, акции, экскурсии и т. п), действующие по комплексным и тематическим программам внеурочной деятельности.
3. Отражение интенсивов в программах внеурочной деятельности.
3.1. Интенсивы должны быть отражены:
1. в программах внеурочной деятельности;
2. в расписании внеурочной деятельности;
3. в журналах учета внеурочной деятельности (дополнительного образования).
3.2. Программа, содержащая исключительно интенсивы внеурочной деятельности является комплексной, т. е. будет содержать в себе все направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Программа будет иметь модульную структуру, и состоять из автономных модулей, содержание которых предлагается школьникам для избирательного освоения. То есть школьник самостоятельно или при поддержке родителей и классного руководителя выбирает, занятия каких модулей программы он будет посещать после уроков в течение учебного года.
3.3. Каждый из модулей предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности и направлен на решение своих собственных педагогических задач. Предусмотренные данной программой занятия в формате интенсивов могут проводиться в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов.
3.4. Набор модулей может быть самым разнообразным и зависеть от потребностей и интересов школьников, опыта организации внеурочной деятельности образовательного учреждения.
4. Отражение интенсивов в расписании внеурочной деятельности.
4.1. Занятия интенсивными блоками в расписании планируются календарно конкретно по каждому занятию независимо от дней недели на весь учебный год, включая каникулярное время и выходные. Исключение могут составить только такие формы как многодневные походы, экскурсионные поездки, экспедиции (в этом случае на одну календарную дату может приходиться до 8-ми часов).
5. Отражение интенсивов в журналах учета внеурочной деятельности.
5.1. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется классным руководителем (педагогом, реализующим программу интенсивов) в Журнале учета внеурочной деятельности (дополнительного образования). 5.2. Оформление журнала осуществляется в соответствии с требованиями к заполнению журналов учета проведенных занятий. Содержание записей в Журнале и занятий должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности и расписанию интенсивов.
6. Порядок оплаты внеурочной деятельности
6.1. Оплата часов внеурочной деятельности в форме интенсивов производится в соответствии с тарификацией из средств фонда оплаты труда школы.
Рабочая программа для начальных классов. «Интенсивы».
Муниципальное образование Курганинский район,
гимназия станицы Темиргоевской
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Срок реализации 4 года
Возраст обучающихся 6-10 лет
Составила Т.Д. Коман
Программа интенсивов внеурочной деятельности учащихся
Перечень основных разделов программы (по направлениям развития личности) с указанием отпущенных на их реализацию часов.
Тематическое планирование и содержание деятельности.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Универсальные учебные действия во внеурочной деятельности.
Материально-техническое обеспечение программы
При определении содержания программы школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
Нормативно-правовой и документальной основой данной программы являются Закон «Об образовании», ФГОС НОО, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Программа духовно – нравственного развития и воспитания на ступени начального образования МБОУ гимназии станицы Темиргоевской. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников. Программа воспитания и социализации личности младших школьников.
Цель программы : развитие и воспитание гражданина, обладающего социально необходимыми качествами, умеющего самореализоваться, как полноценная нравственная, культурная, ориентированная на успех личность, вобравшая в себя общечеловеческие и национальные ценности.
Основные задачи программы :
— воспитывать детей в духе гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
— способствовать развитию нравственных чувств и этического сознания;
— воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни;
— способствовать формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
— воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к прекрасному, сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия проводятся в группе, состоящей из учащихся одного класса.
Программа является модульной и состоит из 5 автономных модулей общим объемом 384ч. (по 96 ч. в каждом классе начальной школы), содержание которых предлагается ученикам начальных классов для коллективного освоения крупными блоками — «интенсивами » (сборы, слеты, школы актива, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т.п.).
Программа содержит в себе исключительно интенсивы внеурочной деятельности, поэтому является комплексной, т.е. содержит в себе все направления внеурочной деятельности : духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Формы организации занятий :
разнообразные творческие работы и исследовательская деятельность школьников;
КВН, соревнования, конкурсы, викторины;
эстафеты творческих дел;
праздничные массовые мероприятия;
Каждый из модулей предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности учащихся и направлен на решение своих педагогических задач.
II . Перечень основных разделов программы (по направлениям развития личности) с указанием отпущенных на их реализацию часов
III . Тематическое планирование и содержание деятельности
Общее количество часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных активных занятий
Туристический поход в нижний парк станицы Темиргоевской «Красота родной природы»
Экологическая акция «Украсим свой класс комнатными растениями»
Посещение храма Казанской иконы Божьей Матери
Экскурсия в музей «Наша история»
Участие в акции «Помоги птицам зимой»: изготовление и развешивание кормушек, приготовление корма для птиц
Коллективное творческое дело «Охрана природы — законы и правила для детей»
Коллективное твор ческое дело «В моей семье живет герой (подбор материала о героических страницах прошлого семьи)»
Работа над проектами «Наши папы и мамы на работе», «Кем я хочу стать?», «Мир профессий», «Труд в жизни людей», «Профессиональные праздники»
Встреча с представителями разных профессий – родителями учащихся класса
Подготовка к олимпиаде по математике
Школьная олимпиада по математике
Подготовка к олимпиаде по русскому языку
Школьная олимпиада по русскому языку
Подготовка к викторине по кубановедению
Викторина по кубановедению
Час общения «Азбука вежливости»
Час общения «О правилах поведения в школе»
Подготовка к «Празднику Осени»
Подготовка праздника «Наши мамы лучше всех!»: разработка сценария, репетиционная работа
Конкурс чтецов ко Дню Матери
Выпуск газет ко Дню Матери
Выставка «Кулинарная симфония. Мамины помощники»
Праздник «Наши мамы лучше всех!»
Подготовка к классному празднику «Новогодний серпантин»: разработка сценария, выпуск новогодних газет, изготовление костюмов, украшение класса, репетиционная работа
Поездка в кинотеатр
Классный праздник «Новогодний серпантин»
Школьный новогодний утренник
Выпуск праздничной газеты к «Дню защитника Отечества»
Конкурсная программа для мальчиков «Быстрее, выше, сильнее!»
Выпуск праздничной газеты к Международному женскому дню
Экскурсия в центральную библиотеку и в читальный зал библиотеки
Час общения «Зовут космические дали»
Подготовка к конкурсу «Военная патриотическая песня»: знакомство с репертуаром, разучивание текстов, репетиционная работа
Конкурс «Военная патриотическая песня», «От рядового до генерала».
Выставка «Мы помним ваши имена».
Рукописный журнал: «Они сражались за Родину»
Возложение цветов к мемориалу воинской славы
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и труда.
Участие в акции «Георгиевская ленточка»
Подготовка к празднику «Здравствуй, лето!»: разработка сценария, разучивание стихов, песен, репетиционная работа
Праздник «Здравствуй, лето!»
Экскурсия к реке Лаба
Подготовка к соревнованиям «Веселые старты»: изготовление эмблем и медалей, разучивание девиза команд, подготовка оборудования и инвентаря
Участие в акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»: выпуск газеты, конкурс рисунков, спортивные соревнования
Подготовка к соревнованиям: разработка сценария, изготовление эмблем и медалей, разучивание девиза команд, подготовка оборудования и инвентаря
Папа, мама, я – спортивная семья!
Встреча с школьным фельдшером. Беседа «Профилактика простудных заболеваний».
Формы организации внеурочной деятельности
Игровая деятельность Спортивно-оздоровительная Туристско-краеведческая деятельность
Познавательная деятельность Досугово-развлекательная деятельность
Творческое объединение Военно-патриотический клуб Поисковые операции Концерты, спектакли, выставки Интеллектуальные игры Круглый стол Дискуссии Конференции Социальные пробы Гражданские акции Трудовой десант
Общественно- полезная деятельность
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
Трудовая (производственная) деятельность
Общественно- полезная деятельность
Детские общественные объединения
Детские общественные организации
Социальное творчество (социально преобразующая деятельность
Трудовая (производственная) деятельность
Социально значимые проекты
Детские производственные бригады
Школьные научные общества
Проблемно- ценностное общение
Школьные научные общества Олимпиады Поисковые и научные исследования
Досугово-развлекательная деятельность Проблемно-ценностное общение
Кружки художественного творчества
Социальные проекты на основе художественной деятельности
IV . Предполагаемые результаты реализации модульной программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; и логике и правилах проведения научного исследования; о правилах поведения в природе.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру).
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт взятия на себя ответственности за других людей.
V . Формы контроля : выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др. формы как итог реализации каждого модуля.
VII . Универсальные учебные действия во внеурочной деятельности.
Виды УУД и их характеристика.
Регулятивные УД (целеполагание, планирование, саморегуляция). Это постановка задачи, составление плана действий, преодоление препятствий.
Познавательные УД : поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Например, дети уже знают, что птицы нуждаются в зимней подкормке, но не всегда знают, какой корм необходим тем или иным видам птиц.
Коммуникативные УД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение современными средствами коммуникации, умение донести свою позицию до других, умение договариваться и уважительно относится к позиции другого. Например, при совместном планировании, подготовке выступлений, изготовлении плакатов и др.
Постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий
Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик
Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Моделирование: замещение, кодирование, декодирование
Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (в пространственно-графическую или знаково-символическую)
Изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
Освоение системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре
Обнаружение знаков, их раскодирование; кодирование информации
Определение объекта понимания, выделение смысловых частей, переведение смысловой части в тезис, озаглавливание тезиса
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
Управление поведением партнера
Контроль, коррекция, оценка действий партнера
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
VI . Межпредметные связи во внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задач; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
VI . Материально-техническое обеспечение программы
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Наименования объектов и
средств материально-
технического обеспечения
Примечания, методический комментарий
Художественная, справочная, научно-познавательная литература, имеющаяся в школьной библиотеке
2. Печатные пособия
Наименования объектов и
средств материально-
технического обеспечения
Примечания, методический комментарий
— плакаты, иллюстрирующие правила поведения, процессы в живой природе и др.
— портреты поэтов, писателей, ученых
— иллюстрации к различным произведениям
3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Наименования объектов и
средств материально-
технического обеспечения
Примечания, методический комментарий
На занятиях используют фрагменты музыкальных произведений,
записи голосов птиц, животных и т. д.
Мультимедийные (цифровые)
образовательные ресурсы
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие программе
4. Технические средства обучения (средства ИКТ)
Наименования объектов и
средств материально-
технического обеспечения
Примечания, методический комментарий
Оборудование получено в рамках ФГОС II поколения
Экран для мультимедийного
проектора
Оборудование получено в рамках ФГОС II поколения