Что не является характерной чертой технологии воспитания
Технологии воспитания и их основные характеристики
Технологии воспитания: краткий обзор и характеристика
Г. К. Селевко приводит следующие определения понятия педагогическая технология:
• педагогическая технология, являясь организационно- методическим инструментарием педагогического процесса, представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (Б. Т. Лихачев);
При помощи педагогических технологий одни люди осуществляют преобразования в других людях: выращивают способности, формируют сознание, передают умения и навыки, ставят позицию, организуют пространство деятельности и обозначают жизненные ориентации, цели и устремления.
Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке. Далее представлен обзор наиболее популярных воспитательных технологий, применяемых сегодня в школе.
Технология критического мышления
Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Основы методики включают в себя три стадии. Это стадии вызова, осмысления и размышления.
Первая стадия актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием «мозгового штурма», наработка различных версий в отношении изучаемого материала. На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке.
Технология проведения дискуссий
Цель технологии проведения дискуссий: развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.
В мировом педагогическом опыте получили распространение приемы организации обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся:
Заседание экспертной группы («панельная дискуссия») (обычно 4-6 учащихся с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. Каждый участник выступает с небольшим сообщением.
В структуре воспитательного (как и учебного) процесса на основе игры можно выделить четыре элемента-этапа.
1. Ориентация. Ведущий представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.
2. Подготовка к проведению. Ведущий излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей между участниками проводится пробный «прогон» игры в сокращенном виде.
3. Проведение игры как таковой. Ведущий организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за подсчетом очков, характером принимаемых решений), разъясняет неясности и т. д.
4. Обсуждение игры. Ведущий проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор-характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которые приходили в голову, и т. д., побуждает детей к анализу проведенной игры.
Технология личностно развивающего диалога
Диалогическая педагогическая деятельность направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем.
Понимание своей деятельности как диалогической требует от педагога:
2) осмысления педагогической реальности во всех связях ее участников, на «перекрестке» вопросов, запросов, стремлений, возможностей, прав и обязанностей;
3) осознания законов и закономерностей поведения и отношений субъектов педагогической реальности;
4) учета в учебно-воспитательном процессе особенностей индивидуальных проявлений, межличностного, межчеловеческого взаимодействия;
5) «прочтения» ситуации развития каждой личности;
6) видения себя в контексте жизни ребенка;
7) предвидения последствий своего влияния на его личностное развитие.
Диалогическая ситуация возникает при условии, что:
3) любое противоречие, конфликт признаются как необходимое, неизбежное явление;
4) она признается в качестве специально организованного взаимодействия, которое позволяет удерживать единство противоположностей за счет поиска разрешения представленного в столкновении противоречия.
Уровни готовности к диалогу:
• Низкий («агрессивный индивидуалист»). Представители данного уровня воспринимают проблемы однозначно. Они конфликтно настроены на мир, что может проявляться в открытой или в скрытой форме. Нетерпимы к другому мнению. Не признают множества мнений, навязывая свое или желая найти «правильное».
• Средний («пассивный коллективист» и «активный коллективист»), Представители этого уровня понимают необходимость диалога, стремятся к контактам с людьми, к совместному поиску решений, но в реальных ситуациях они нередко не видят, как это можно сделать. Признают ценность общения и принимают диалог как способ решения проблем, но лишь на декларативном уровне.
• Высокий («диалогичная личность»). Люди данного уровня готовности к диалогу понимают свою связь со всем миром и людьми. Понимают свое образование как задачу самосовершенствования. Умеют договариваться со всеми, быть толерантными, конструктивными. Открыты, искренни, эмпатийны. Способны работать в «команде», согласованно распределяя в ней роли.
Технология «Дебаты»
Виды дебатов:
• Индивидуальные (импровизационная речь, авторское исполнение).
Принципы дебатов:
— проявление уважения к другим участникам;
— честность в аргументах, в использовании свидетельств и в ответах в раунде перекрестных вопросов;
Участники дебатов:
1. Команда (из спикеров):
2. Судьи (решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол, в котором отмечают области столкновения позиции команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его).
3. Таймкипер (следит за соблюдением регламента и правил игры).
Основные элементы дебатов:
• Тема (формулируется в виде утверждения).
• Утверждающая сторона (пытается убедить судей в правильности своих позиций).
• Отрицающая сторона (доказывает, что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация своей позиции спикерами утверждающей стороны имеет недостатки).
Судья оценивает раунд по приведенным командами аргументам, доказательствам и рассуждениям, но не на личных симпатиях.
Технология проведения гражданского форума (с использованием ИКТ)
Используя возможности ИКТ, участники форума сравнивают три подхода к решению общественно значимой проблемы. Цель гражданского форума: дать навык выработки общественного суждения в диалоге, в поиске компромисса, в предвидении последствий принятых решений.
Образовательная: активизация, систематизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении тем образовательной области «Обществознание» (в зависимости от конкретной темы проекта); расширение и углубление знаний в области социальной психологии. Овладение опытом анализа социологического материала и материалов СМИ.
Воспитательная: воспитание уважительного, толерантного отношения к иным точкам зрения.
Развивающая: развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию.
Отбор и систематизация материала, его реферирование; использование ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публичное представление результатов исследования).
Алгоритм проведения гражданского форума (этапы, шаги, задания, последовательность их выполнения, список занятий и их содержание)
Характер ученической работы подразумевает исследование литературы, интернет-ресурсов и т. д.; подбор иллюстративного материала, его оформление.
Тезисы своего выступления учащиеся могут оформить в виде презентации, сделанной в Microsoft PowerPoint.
Приглашение к диспуту можно оформить в программе Microsoft Publisher.
Во время диспута оформляется таблица, фиксирующая варианты ответов, а также основные аргументы выступающих. При этом основное внимание участников мероприятия фиксируется не столько на противоречиях, сколько на том, что сближает разные позиции.
Именно выяснение того, что сближает разные позиции, и является решающим достижением гражданского форума.
Шоу-технологии
На этапе подготовки: решение принимается педагогом (учителями-организаторами) на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы, города, страны; планирование, проектирование осуществляется педагогом (педагогами, активом ребят). Будущие участники к планированию, выдвижению идей по организации шоу не привлекаются, но в творческой подготовке праздника по заданиям организаторов-проектировщиков могут в той или иной мере участвовать.
Реализация проекта, плана, проведение праздника основаны на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приемов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
Анализ итогов проводится в лучшем случае на уровне организаторов (педагогов и актива ребят). Анализ шоу его рядовыми участниками либо не проводится вообще, либо рассматривается как необязательный.
Реализация технологии.
Основные предметы проектирования: задания командам, работа с залом, способ оценивания, сценарий для ведущего, оформление зала и сцены.
• один педагог (классный руководитель, вожатый). Этот вариант для небольшого коллектива (класса, отряда) и в случае, когда невозможно найти соорганизаторов;
• педагог с группой ребят.
Задачи группы организаторов:
• разработка или поиск сценария шоу;
• подготовка шоу по позициям: «сцена», «зал», ведущий, процедура оценивания, оформление;
• распределение ответственности (ключевые ответственности две: режиссерская и организация технической базы).
Основные механизмы.
Можно говорить о трех основных психологических механизмах шоу: эмоциональном заражении, соревновательности и импровизации.
Сила соревновательности имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Другой человек является источником узнавания и оценивания себя чуть ли не с рождения.
Импровизация, когда сейчас, здесь надо что-то додумать, сделать, ответить, также важный механизм шоу. Импровизация создает интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.
Технология КТД
В развернутом виде КТД имеет 6 этапов:
1. Совместное решение о проведении дела.
2. Коллективное планирование.
3. Коллективная подготовка.
5. Коллективный анализ.
6. Решение о последействии.
Группы вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов (совет дела). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение коллективного творческого дела снова в той или иной мере опирается на активность (выступления, действия) групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру и импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, мнения, чувства по поводу прошедшего события.
Технологичность КТД объясняется его настроенностью на мощные психологические механизмы: соревновательность, двуплановость игры, импровизацию, включение школьников в полную структуру деятельности (порождает чрезвычайно значимое для подростка чувство коллективного и индивидуального авторства).
Технологические отличия личностно ориентированного КТД:
Воспитательные технологии
Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личностной сферы воспитуемых. Длительное время эта проблема разрабатывалась в рамках соответствующих методик. Однако в последние годы в педагогической литературе все большее отражение находят разработки не столько методической стороны воспитательного процесса, сколько технологии его осуществления. Это значительно расширяет сферу научных исследований, придает педагогической теории прикладной характер.
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологиивключают такие системообразующие компоненты:
Кроме того, в содержание любой воспитательной технологии должны входить: научно обоснованные социализированные требования, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творческого дела, создание ситуации успеха, передача социального опыта.
Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
В методической литературе рассматривается множество воспитательных технологий,которые используются педагогами:
1. Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова.
Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И. П. Ивановым и его сподвижниками.
В любом воспитательноммероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности: целеполагание. Планирование, реализация цели, анализ результатов.
Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.
Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.
Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше, чем было.
«Всё творчески, иначе зачем?»
Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»
Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно – политические, организаторские дела.
КТД имеет следующие этапы (стадии).
-Предварительная работа коллектива. Создание Совета дела, задача которого – организовать всё дело, вовлекая в работу всех. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного мероприятия.
-Коллективное планирование (сбор – старт).Задача педагога и Совета дела – разбудить фантазию, инициировать творчество; можно использовать метод мозговой атаки.
-Коллективная подготовка КТД. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Рабочая подготовка дела включает организацию, работу микроколлективов, проверку готовности.
-Непосредственное проведение КТД.
-Коллективное подведение итогов. Это может быть общий сбор коллектива, заключительное заседание Совета дела. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей.
2. Технология совместного творческого воспитания.
Методика КТД впервые была разработана С. Т. Шацким, в 1950-е годы, она была детализирована до уровня технологии.
Технология совместного творческого воспитания – технология социализирующего воспитания, её основная цель – развитие общественного сознания личности. Она применяется в работе с группой от5 до 30 человек, которые разбиваются на группы, где и начинается проектирование любого дела.
3. Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О. С. Газман).
Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ребенку в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации.
4. Технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского.
Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.
Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.
Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.
5. Технологии воспитания на основе системного подхода (Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л Селиванова).
Целевые ориентации (подсистема целей)
-Формирование личности – главная цель.
-Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.
-Развитие социальной активности.
-Формирование ответственности, гражданского самосознания.
-Развитие творческих способностей детей.
-Формирование целостной научно обоснованной картины.
-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, детей и родителей.
-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А. С. Макаренко, «коммунарской методики» И. П. Иванова и педагогики сотрудничества.
6. Технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания.
Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.
7. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н. Б. Крыловой).
Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности.
Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.
Профессиональное овладение педагогическими технологиями даст педагогу возможность так организовать педагогическое воздействие, что ребенок из позиции объекта перейдёт в позицию субъекта.
Рассмотрение теоретических положений технологии воспитания позволяют представить ее как целостное педагогическое явление, направленное на достижение главных целей воспитания. Это позволяет существенно повысить эффективность воспитательной деятельности, направить воспитание на более результативное решение задач по формированию личностной сферы человека современного общества.
Список использованной литературы
4. Орехова, В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие / В. А. Орехова. – М. : КНОРУС, 2006.
6. Поляков, С. Д. Воспитательные технологии / С. Д. Поляков. – М., 2003.
7. Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии Е. В. Советова. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Игровые технологии в ДОУ «Развитие координационных способностей через «степ-аэробику»» Слайд 1 Развитие координационных способностей через «степ-аэробику» Слайд.
Игровые технологии в ДОУ Игровые технологии в ДОУ Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое.
Интерактивные технологии в ДОУ «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой»,.
Квест-технологии Играем по-новому?А. С. Пушкин: О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг,.
Здоровьесберегающие технологии (Слайд 1) Ведущая: Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек.
Открытое занятие по ФЭМП с элементами технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологии сенсомоторного развития Бойко Лариса Открытое занятие по ФЭМП с элементами технологии сохранения и стимулирования здоровья и технологии сенсомоторного развития.
Здовьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Солнышко» с. Приморка З СЛАЙД 2 В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние.
Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на.
Здоровьесберегающие технологии в ДОО Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Вторая группа раннего возраста (из опыта работы). Автор: Заварыкина Татьяна Алексеевна воспитатель.
ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
«Технология» образовано от греч. techne — искусство, мастерство, умение; logos — слово, понятие, учение. Технология воспитания— это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно.
Понятие технологии воспитания сравнительно недавно стало употребляться в нашей педагогике. Долгое время считалось, что технологию можно рассматривать только в рамках промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, энергетики. Хотя, если обратиться к творчеству выдающихся педагогов, можно без труда найти у них даже специальные работы по проблемам технологии воспитания. Так, в поздних сочинениях А. С. Макаренко, в стенограммах его выступлений перед учителями часто встречаются термины «инструмент воспитания», «педагогическая инструментовка». Они не случайны: А. С. Макаренко, по существу, оставил нам в наследство технологию воспитания детского коллектива. Одна из последних работ В. А. Сухом-линского «Как воспитать настоящего человека» даже самим своим названием подчеркивает «выход» к проблемам технологии воспитания.
51 Модзалевский Л. И. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. СПб., 2000. Т.I. C. 29.
«Как?»— коренной вопрос технологии в области воспитания, но он вовсе не предполагает, что существует некий педагогический набор технологических «отмычек»на все случаи жизни и применительно к любым детям. Технология воспитания — это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воспитания воплощается в конкретный результат.
Но следует серьезно учитывать, что технология воспитания — это, прежде всего, человековедческая, гуманитарная технология, и поэтому она имеет свои особенности.
Не всякое явление в области воспитания технологично. (Вероятно, по этой причине в среде педагогов еще немало тех, кто категорически не согласен даже с понятием «технология воспитания» и совершенно отказывается признать какую-либо алгоритмизацию ситуаций воспитания.) Действительно, воспитание, как никакая другая деятельность, связано с личностным и индивидуальным взаимодействием, где царят эмоции, предчувствия, интуиция и множество неуловимых связей и энергий. Процесс такого взаимодействия достаточно трудно поддается алгоритмическому описанию, которое требуется для технологического уровня осмысления процесса. В практике нередки случаи, когда воспитатель без остатка отдает себя детям, о его педагогической системе рассказывают легенды, но его блестящие находки, приемы почти невозможно повторить, так как они совершенно неотделимы от этой выдающейся личности и той духовной атмосферы, которую она создавала. Иными словами, успех в решении воспитательных проблем нередко определяет не отработанная технология, а талант и мастерство воспитателя, его личные качества.
Технологии воспитания — весьма наукоемкие технологии. Разработка каждой такой технологии требует анализа и отбора огромного объема научной информации из всех областей человекознания. Если, например, учесть, что в современной общей и социальной психологии существует более 70 концепций, разъясняющих психологическую структуру личности, то создание технологии воспитания базовой культуры личности представляется замыслом очень утопичным.
Технологии воспитания не всегда гарантируют высокий уровень достижения замысла, хотя в области экономики, промышленного производства гарантированность результата — обязательный признак надежности технологии. Почему так происходит? В воспитании на его объект (ребенка, детский коллектив, воспитательную систему семьи или школы), кроме собственно реализуемой технологии, всегда действует такой массив внешних и внутренних влияний, и действуют они так противоречиво, что даже прогнозировать конкретный результат весьма самонадеянно, а тем более ожидать, что технология его гарантирует. Воспитатель должен быть всегда психологически готов к тому, что не увидит результат своих педагогических усилий, поскольку в полной мере воспитанность человека проявится в зрелые годы его жизни и далеко не в публичных ситуациях, где ее можно будет зафиксировать.
Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур.
1. Определение четкой конкретной цели.
Цель в технологии воспитания, по существу, является гипотетической идеей всего технологического проекта. Оценку качества воспитательной технологии производят по соотнесению полученного результата и цели.
2. Разработка «пакета» теоретических оснований.
Технологии воспитания всегда реализуют определенные теоретические представления о процессе воспитания и его закономерностях, то есть определенные педагогические концепции. Если педагог понимает воспитание только как «воздействие на ребенка», как «формирование его личности», то он предпочтет технологию жесткой организации жизни и деятельности воспитанников; если же он видит в процессе воспитания механизмы личностного взаимодействия с детьми, то весь технологический арсенал его воспитания будет «работать» на обеспечение ребенку позиции субъекта деятельности и общения.
3. Поэтапная, пошаговая структура деятельности.
В качестве этапов технологии воспитания выступают воспитательные ситуации. Целесообразно выделять такие виды воспитательных ситуаций: подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая.
4. Анализ результатов (мониторинг — коррекция-рефлексия).
Известный теоретик и автор ярких работ по технологии воспитания Н. Е. Щуркова считает, что, оценивая результаты применения технологии воспитания, нужно идти «послойно» от поверхностных признаков изменений воспитанников к глубинным личностным изменениям.
Во-первых, следует обратить внимание на внешний вид детей, пластику их движений, позы, мимику, в которых проявляется их личностное отношение.
Во-вторых, необходимо оценивать изменения в картине физического и психического здоровья детей (самые увлекательные затеи воспитателя, если они привели к травме или невротизировали детей, никуда не годны).
В-третьих, результативность технологии воспитания нужно «отслеживать» в деятельности детей и в их взаимоотношениях; здесь проявятся не только открывшиеся способности, новые интересы, но и ценностные предпочтения воспитанников.
В-четвертых, эффективность технологии воспитания должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на «Я-концепцию» и как способствует самоопределению личности.
Самыми главными экспертами результативного «продукта» применения технологии воспитания должны стать сами воспитанники. Любое общее дело стоит завершать педагогически организованными ситуациями рефлексии: что получилось хорошо; что не очень получилось и почему; что каждый лично понял и чему научился, участвуя в общем деле; что предлагает делать дальше. Настоящее воспитание происходит тогда, когда ребенок «заглядывает в себя», пытается понять смысл событий и обстоятельств, в которых участвует, рефлексивно обращается к своему социальному опыту.