Что не является главным при признании расходов в бухгалтерском учете
Что не является главным при признании расходов в бухгалтерском учете
IV. Признание расходов
16. Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
сумма расхода может быть определена;
имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.
17. Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).
(в ред. Приказа Минфина России от 18.09.2006 N 116н)
(см. текст в предыдущей редакции)
18. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Если организацией, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.
(в ред. Приказов Минфина России от 08.11.2010 N 144н, от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. Расходы признаются в отчете о финансовых результатах:
(в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)
(см. текст в предыдущей редакции)
с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.
Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″ (с изменениями и дополнениями)
Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н
«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″
С изменениями и дополнениями от:
30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября, 27 ноября 2006 г., 25 октября, 8 ноября 2010 г., 27 апреля 2012 г., 6 апреля 2015 г.
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.
2. Ввести в действие настоящий приказ с 1 января 2000 года.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 1999 г.
Регистрационный N 1790
Положение
по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99
(утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н)
С изменениями и дополнениями от:
30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г., 18 сентября, 27 ноября 2006 г., 25 октября, 8 ноября 2010 г., 27 апреля 2012 г., 6 апреля 2015 г.
ГАРАНТ:
С 19 июля 2017 г. настоящее Положение признано федеральным стандартом бухгалтерского учета
См. схему «Доходы и расходы организации»
Информация об изменениях:
Приказом Минфина РФ от 25 октября 2010 г. N 132н в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Применительно к настоящему Положению некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности.
2. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Информация об изменениях:
Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 27н в пункт 3 настоящего Положения внесены изменения
3. Для целей настоящего Положения не признается расходами организации выбытие активов:
в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
в погашение кредита, займа, полученных организацией.
Для целей настоящего Положения выбытие активов именуется оплатой.
Информация об изменениях:
Приказом Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. N 116н в пункт 4 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 г.
4. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
расходы по обычным видам деятельности;
Для целей настоящего Положения расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
II. Расходы по обычным видам деятельности
Информация об изменениях:
Приказом Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. N 116н в пункт 5 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 г.
5. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.
В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.
Расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим расходам.
Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.
6. Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности (с учетом положений пункта 3 настоящего Положения).
Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).
6.1. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины оплаты или кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет расходы в отношении аналогичных материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов.
6.2. При оплате приобретаемых материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности.
6.3. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется стоимостью товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется стоимостью продукции (товаров), полученной организацией. Стоимость продукции (товаров), полученной организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретается аналогичная продукция (товары).
6.4. В случае изменения обязательства по договору первоначальная величина оплаты и (или) кредиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего выбытию. Стоимость актива, подлежащего выбытию, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.
6.5. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
Глава 16. Принципы признания и определения расходов
Глава 16. Принципы признания и определения расходов
16.1. Расход признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
расход производится (возникает) в соответствии с договором, требованиями законодательных и иных нормативных актов, обычаями делового оборота;
сумма расхода может быть определена;
отсутствует неопределенность в отношении признания расхода.
16.2. В отношении работ и услуг, заказчиком (получателем, потребителем, покупателем) которых является кредитная организация, неопределенность в отношении признания расхода отсутствует с даты принятия работы, оказания услуги.
Информация об изменениях:
16.3. Расход по операциям поставки (реализации) активов признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении условий, перечисленных в пункте 16.1 настоящего Положения.
Расход по операциям поставки (реализации) активов определяется как разница между балансовой стоимостью активов и стоимостью полученного или причитающегося возмещения (выручкой от реализации) и признается в бухгалтерском учете на дату передачи покупателю контроля на поставляемый (реализуемый) актив независимо от договорных условий оплаты, то есть аванса, задатка, отсрочки, рассрочки.
16.4. Если в отношении любых фактически уплаченных денежных средств или поставленных активов не исполнено хотя бы одно из условий, перечисленных в пункте 16.1 настоящего Положения, в бухгалтерском учете признается соответствующий актив, в том числе в виде дебиторской задолженности, а не расход.
Затраты и издержки, подлежащие возмещению, расходами не признаются, а подлежат бухгалтерскому учету в качестве дебиторской задолженности.
16.5. Принципы, перечисленные в настоящей главе, являются исчерпывающими, если в отношении отдельных категорий расходов настоящим Положением не установлены особенности.
16.6. Аналитический учет на счетах по учету расходов ведется в валюте Российской Федерации.
16.7. Расходы от выполнения работ (оказания услуг), в том числе в виде уплаченного или причитающегося к уплате комиссионного расхода, отражаются в бухгалтерском учете на дату принятия работ (оказания услуг), определенную условиями договора, в том числе как день уплаты, или подтвержденную иными первичными учетными документами.
Кредитные организации вправе, аналогично порядку начисления и отражения в бухгалтерском учете процентных расходов, определенному главой 17 настоящего Положения, утвердить в учетной политике порядок начисления и отражения в бухгалтерском учете соответствующих сумм расходов от выполнения работ (оказания услуг), в том числе в виде причитающегося к уплате комиссионного расхода, исходя из фактического объема выполненных работ (оказания услуг) не позднее последнего рабочего дня месяца. Указанное право может быть реализовано кредитными организациями, в том числе когда оплата производится не ежемесячно либо когда сроки уплаты не совпадают с окончанием месяца. При этом причитающийся к уплате комиссионный расход подлежит отражению в бухгалтерском учете в корреспонденции со счетами по учету требований и обязательств по прочим операциям.
Учет затрат и расходов: бухучет для начинающих
Одна из самых обширных и местами очень сложных тем для тех, кто только погружается в бухгалтерский учет.
Немного теории
Давайте мы сейчас еще раз повторим смысл этих терминов, чтобы потом однозначно воспринимать, что мы имеем ввиду, когда говорим их. Хорошо?
Затраты — это обмен денежных ресурсов на что-то другое, что предприятие может хранить и использовать. Например, предприятие купило товары, материалы. Потратило деньги, но не потеряла их, поскольку «деньги превратились в другие ресурсы».
Но когда идет процесс закрытия месяца, и эти затраты начинают участвовать в подсчете финансового результата — вот тогда они превращаются в понятия расходы.
Оказание услуг
Причем 26 счет в течении месяца накапливает затраты, которые затем уйдут на 90 счет, но уже как расходы. Когда 26 счет закрывается(переносится) на 90 счет — называется методом директ-костинг.
А 91.2. счет — это сразу уже расходы, поскольку он сам уже является формулой финансового результата. Из предыдущих статей мы уже знаем, что на 91.2 счет попадают такие основные расходы предприятия, как услуги банка за обслуживание расчетного счета, проценты по кредиту.
На 26 счет при услугах попадают все остальные затраты: зарплата сотрудников, аренда помещений, канцелярия, услуги Интернет, связь, налоги с заработной платы, амортизация основных средств. Т.е. в основном все, что относится к текущей деятельности. Давайте посмотрим на 26 счет, посмотрим на его характеристики.
Торговля
План счетов из программы 1С Бухгалтерия 7.7
План счетов из программы 1С Бухгалтерия 8
Мы видим, что счет аналитический: имеются субсчета и субконто. Счет полностью активный, поэтому накопление затрат пойдет по дебету, а списание по кредиту счета.
Как работает 44 счет
Для начала запомним, что на 44 относятся те затраты, что приходятся на процесс торговли. Если же фирма занимается только торговлей, то в учете у нее будет 44 и 91.2 счета затрат. Самые распространенные статьи расходов торговых фирм — это заработная плата продавцов и налоги с нее, аренда, коммунальные платежи и все другое, что связано с местом торговли. Починили электропроводку в магазине (оказали нам услугу) — тоже пойдет на 44 счет. Если есть выделенный бухгалтер, ответственный за работу торговой точки, то вся его заработная плата и налоги с нее пойдут на 44 счет.
Транспортные расходы
Покупая товар, каждая фирма была бы рада, если бы поставщик по той же самой цене, что продал нам товар, еще и доставил бы нам в склад. Но этого не происходит. Всегда есть дополнительные затраты у нашей фирмы на доставку товара до своего склада. И чем дальше поставщик, тем накладные расходы (транспортные) все больше.
В итоге, мы имеем привезенный товар по цене покупки и некоторую стоимость за доставку (стоимость транспортных расходов). Теперь у нас стоит дилемма: как оформить эти транспортные расходы? Нам разрешается два способа:
Первый способ. Взять сумму транспортных, высчитать пропорцию и раскидать сумму доставки на каждый купленный товар. Все это оформить проводкой на 41 счет. В этом случае, цена купленного товара на складе фирмы и в отчетах будет максимально точная.
И когда этот товар будет продаваться, то в формулу финансового результата уйдет максимально точная покупная стоимость. Та часть товара, что останется не проданной, будет хранить в себе и часть транспортных, согласны? Иными словами, лишние транспортные затраты не попадут в формулу финансового результата.
Второй способ. Купленный товар на 41 счет, а транспортные расходы на 44 счет. Тогда в момент «закрытия месяца» 44 закроется весь на 90 счет. Получится, что транспортные попали в формулу, а товар не продался весь или вообще не продавался. Иными словами мы необоснованно увеличили расходы, а это нельзя.
В таком случае, транспортные расходы на 44 счете будут на 90 уходить только в той части, в которой были проданы товары, т.е. пропорционально проданным товарам. В итоге, имеющиеся у нашего предприятия транспортные расходы, при закрытии 44 счета уйдут не все на 90,согласны? Останутся суммы транспортных расходов, т.е. 44 счет закроется не весь — будет с остатком.
Коммерческие расходы
К ним относятся затраты, способствующие продвижению и продаже товаров. Самые распространенные — это упаковка, реклама, маркетинговые действия.
Производство
91.2 и 44 счета работают одинаково, как и у предыдущих видов деятельности. А вот 20-ые счета работают особым образом. Давайте сейчас расскажу очень кратко.
Основные бухгалтерские счета в производстве: 20, 25, 26
Про 26 счет мы можем сказать, что он собирает расходы всего предприятия типа управление, администрация. Т.е. все расходы, которые нельзя отнести ни к торговле (44 счет), ни к производству (20, 23, 25, 28). Иными словами, 26 счет — это учет административных расходов на весь бизнес.
20 счет — это счет учета самого производства продукции, но. 23 и 25 это ведь тоже счета, участвующие в производстве продукции. В чем разница? А в том, что 20 счет сначала собирает на себя только те затраты, что можно напрямую отнести к конкретному виду продукции.
25 счет собирает те затраты, которые нельзя точно отнести к конкретной производимой продукции, можно только к цеху. Без примера здесь не обойтись.
Усложним производство, приближая его к реальному. Цех все еще один, станок один, продукции два вида, сотрудников 4. Два человека производят продукцию, один сторож, один — поддерживает чистоту в помещении.
Ну и как теперь можно точно определить Затраты электроэнергии, амортизации станка, амортизации (аренды) здания, зарплаты сторожа и технического персонала, налоги с заработной платы НА конкретный вид производимой продукции? А если этот сторож сторожит два цеха? А технический персонал убирает только этот цех и производственную территорию?
Получается, что часть затрат уже не так-то просто сразу отнести на 20 счет на конкретный вид продукции, согласны? Вот для этого служит 25 счет.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Порядок и принципы учета доходов и расходов в организации
Что относится к доходам и расходам предприятия в бухучете
Каждая коммерческая фирма создается с целью извлечения прибыли. Чтобы вывести финансовый результат, необходимо грамотно организовать правильное ведение учета доходов и расходов организации.
Итоги работы компании интересуют не только ее участников, но и инвесторов, а также фискальные органы. При этом налоговый учет и бухучет доходов и расходов несколько отличаются.
В бухучете понятие и алгоритм учета доходов и расходов регламентируют ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 соответственно. При этом перечни прочих доходов и расходов являются открытыми.
Доходом компании является увеличение экономических выгод организации вследствие поступления денежных средств или иных активов, а также погашения обязательств, повлекшего прирост капитала (п. 2 ПБУ 9/99). Доходы бывают 2 видов: от обычных видов деятельности и прочие. Что относится к каждому из них, можно увидеть в таблице:
Доходы
От обычной деятельности (п. 5 ПБУ 9/99)
Прочие (п.7 ПБУ 9/99)
Выручка от продажи ТМЦ и услуг
Поступления от реализации ОС
Иные доходы, являющиеся предметом основной деятельности фирмы
Неустойки, пени и штрафные санкции за несоблюдение договорных обязательств
Активы, полученные в дар
Доходы от передачи в аренду активов компании
Выручка в бухучете отображается при наличии следующих условий (п. 12 ПБУ 9/99):
В случае несоблюдения вышеприведенных условий в бухучете образуется кредиторка.
Расходами компании является снижение экономических выгод компании, полученное в результате выбытия денежных средств или прочих активов предприятия, а также формирования обязательств, приведших к снижению капитала (п. 2 ПБУ 10/99).
В бухучете затраты компании также делятся на 2 вида: прочие и от обычных видов деятельности.
Расходы
От обычной деятельности (п. 5 ПБУ 10/99)
Прочие (п. 11 ПБУ 10/99)
Издержки, сопряженные с производством и сбытом продукции
Отчисления в оценочные резервы
Расходы на покупку и продажу товаров
Траты, сопряженные с выбытием ОС
Издержки, связанные с выполнением работ
Проценты, перечисляемые фирмой по кредитным договорам
Иные траты, которые являются предметом деятельности компании
Издержки, связанные с передачей активов во временное использование
П. 16 ПБУ 10/99 приводит следующие факторы для принятия издержек в бухучете:
1. Обоснованность затрат подтверждена определенным договором, нормами НПА или правилами делового оборота.
2. Величина издержек может быть выявлена.
3. Наличие уверенности в том, что по итогам данной хозоперации произойдет снижение экономических выгод компании.
В случае несоблюдения хотя бы одного из вышеперечисленных условий в бухучете признается дебиторка.
Существует 2 метода учета доходов и расходов: кассовый и метод начисления. Первый способ применяется, как правило, при УСН.
Об отличиях в методах учета доходов и расходов узнайте здесь.
ВАЖНО! Кассовый метод в бухгалтерском учете могут применять только организации, применяющие упрощенные способы ведения учета и сдающие упрощенную бухотчетность.
О нюансах учета доходов и расходов кассовым методом в бухгалтерском учете узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Доходы и расходы с точки зрения налогообложения
Налоговый учет доходов и расходов осуществляется с целью подсчета налогооблагаемой прибыли (и некоторых других видов налогов, уплачиваемых на спецрежимах) и регламентируется главой 25 НК РФ. И если в бухучете необходимо отображать абсолютно все произведенные хозоперации компании, то в налоговом существует перечень доходов и расходов, которые нельзя учитывать.
Доходы — это экономическая выгода, выраженная в денежной или натуральной форме (п. 1 ст. 41 НК РФ). В налоговом учете предусмотрены 2 вида доходов: от реализации и внереализационные. А также существует перечень не облагаемых налогом доходов.
Доходы
Поступления, не облагаемые налогом
От реализации
Внереализационные
Выручка от реализации товаров (работ и услуг) как собственного производства, так и покупных, уменьшенная на сумму НДС
Доходы от аренды активов
Взносы участников в УК
Проценты, полученные по договорам займа, кредита или банковского вклада
Безвозмездно полученные активы (учитываются по рыночным ценам, но ограничиваются остаточной стоимостью передающей стороны)
Излишки, выявленные в ходе инвентаризации
Имущество, полученное по агентским договорам
Иные доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ
Иные поступления, перечисленные в ст. 251 НК РФ
Подробности — в материалах:
К налоговым расходам предъявляются особенные требования (п. 1 ст. 252 НК РФ):
Они подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией и внереализационные.
Расходы
Издержки, не учитываемые при налогообложении прибыли
Связанные с производством и реализацией
Внереализационные
Материальные (ст. 254 НК РФ)
Зарплатные (ст. 255 НК РФ)
Амортизация (ст. 256–260 НК РФ)
Иные (ст. 261-264 НК РФ)
Перечень состоит из 20 видов расходов (ст. 265 НК РФ). К ним также относятся те, что поименованы в ст. 266-267.4 НК РФ.
Перечень трат, приведенных в ст. 270 НК РФ
Как правильно учитывать налоговые расходы, узнайте в разделе «Расходы по налогу на прибыль — перечень».
Для определения налоговой прибыли необходимо сделать отдельный расчет, отобразив сведения по учитываемым в налоговой базе доходам и расходам в специальных налоговых регистрах. Объектом налогообложения является прибыль, которая рассчитывается путем уменьшения доходов на величину расходов.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы учитываете доходы и расходы в налоговом учете. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Принципы учета доходов и расходов организации
В бухучете выделяют следующие основные принципы ведения учета доходов и расходов компании:
Налоговым законодательством предусмотрены следующие принципы учета доходов и расходов компании:
Алгоритм учета доходов и расходов компании
Бухгалтерский учет доходов и раٜсхٜодٜов организации осуществляется на осٜноٜваٜниٜи закона «О буٜхуٜчеٜтеٜ» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ноٜрм ПБУ 9/99, 10ٜ/9ٜ9 и иных НПٜА.
Бухучет доходов и раٜсхٜодٜов осуществляется методом двٜойٜноٜй записи с исٜпоٜльٜзоٜваٜниٜем соответствующих счетов, утٜвеٜржٜдеٜннٜых приказом Минфина от 31ٜ.1ٜ0.ٜ20ٜ00 № 94н. Аналитика ведется по каждому виду доходов и расходов с возможностью выявить финансовый результат по каждой операции.
Для обобщения свٜедٜенٜий о доходах и раٜсхٜодٜахٜ, полученных от обٜычٜныٜх видов деятельности, плٜанٜом счетов предусмотрен счٜет 90 «Продажи», к коٜтоٜроٜму открываются основные субсчета:
Для учета инٜых расходов орٜгаٜниٜзаٜциٜи могут открывать к счٜетٜу 90 и другие субсчета.
Для выٜвеٜдеٜниٜя финансового результата, коٜтоٜрыٜй представляет собой раٜзнٜицٜу между выручкой и сеٜбеٜстٜоиٜмоٜстٜью, используется субсчет 90ٜ.9 «Прибыль/убыток от прٜодٜажٜ». По итогам каٜждٜогٜо месяца выводится реٜзуٜльٜтаٜт работы компании пуٜтеٜм сопоставления дебетовых обٜорٜотٜов по субсчетам, отٜкрٜытٜым для учета заٜтрٜат и других «минусовых» статей (90.2-90ٜ.8ٜ), с кредитовым обٜорٜотٜом по субсчету 90ٜ.1ٜ. Выявленная сумма спٜисٜывٜаеٜтсٜя проводкой Дт 90.9 Кт 99 в слٜучٜае превышения доходов над раٜсхٜодٜамٜи или Дт 99 Кт 90.9 — в слٜучٜае получения убытка. Саٜльٜдо по субсчетам наٜкаٜплٜивٜаеٜтсٜя в течение гоٜдаٜ, в конце коٜтоٜроٜго они закрываются внутренними прٜовٜодٜкаٜмиٜ:
Дт 90.1 Кт 90ٜ.9 — списано саٜльٜдо субсчета «Выручка»;
Дт 90.9 Кт 90ٜ.2 (90.3, 90.4…) — списано саٜльٜдо субсчетов затрат, НДС и иных уменьшающих выручку статей.
Для учета прٜочٜих доходов и раٜсхٜодٜов используется счет 91 «Пٜроٜчиٜе доходы и раٜсхٜодٜы»ٜ, к которому отٜкрٜывٜаюٜтсٜя следующие субсчета:
Аналогично учету доходов и расходов от обычных видов деятельности бухгалтер в конце месяца сопоставляет сальдо счетов 91.1 и 91.2 и полученный результат списывает проводкой Дт 91.9 Кт 99 — при получении прибыли или Дт 99 Кт 91.9— убытка по итогам месяца. Субсчета закрываются по окончании года внутренними проводками.
Налоговый учет доходов и расходов, как уже было сказано ранее, имеет некоторые отличия от бухгалтерского.
Пример
При расчете налогооблагаемой прибыли можно учесть не более 1 200 руб. (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). То есть, в бухучете в расходах отразится на 6 300 руб. (7 500 – 1 200) больше затрат, чем в налоговом. Аналитику налогового учета можно отобразить следующим образом:
НУ 91.2 «Прочие расходы»
Расходы, принимаемые в целях налогообложения
Не учитываемые расходы при подсчете прибыли
В данном случае образуется постоянное налоговое обязательство, которое отображается в бухучете проводкой Дт 99 Кт 68 — 6 300 руб.
Между налоговым учетом (НУ) и бухучетом (БУ) при фиксации тех или иных доходов и расходов могут возникать не только постоянные, но и временные разницы. Это значит, что событие в бухгалтерском учете отображается раньше (позже), чем в налоговом.
Правила учета постоянных и временных разниц отображен в таблице ниже.
Постоянные разницы (между НУ и БУ возникают в одном налоговом периоде)
Признак
В БУ прибыль больше, чем в НУ
В БУ прибыль меньше, чем в НУ
Последствие
Постоянное налоговое обязательство (ПНО)
Постоянный налоговый актив (ПНА)
Налоговые нюансы
Проводка
Временные разницы (между БУ и НУ возникают в разных налоговых периодах)
Признак
В НУ прибыль признается раньше, чем в БУ
В БУ прибыль признается раньше, чем в НУ
Последствие
Вычитаемая временная разница (ВВР)
Налогооблагаемая временная разница (НВР)
Налоговые нюансы
Отложенный налоговый актив (ОНА)
Отложенное налоговое обязательство (ОНО)
Проводка
Дт 09 Кт 68 — формируем;
Дт 68 Кт 09 — погашаем
Дт 68 Кт 77 — формируем;
Дт 77 Кт 68 — погашаем
Подробнее с алгоритмом учета постоянных и временных разниц можно ознакомиться в материале «Расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом».
Налоговый учет может вестись отдельно от бухгалтерского (чаще всего такой метод выбирают крупные компании) или же на основании данных бухучета с выделением налоговых разниц (такой способ, как правило, выбирают мелкие налогоплательщики). В любом случае корректное ведение налогового и бухучета по «двойным стандартам» возможно лишь с использованием автоматизированных систем.
Программа для учета доходов и расходов
На сегодняшний день рынок пестрит разнообразием программного обеспечения, позволяющего вести учет доходов и расходов организации. Самой популярной среди них является программа 1С-Предприятие. Последние версии позволяют учитывать большой объем информации и работать нескольким пользователям одновременно. Программа имеет различные модули с интуитивно понятным интерфейсом. Производитель отслеживает все законодательные изменения и своевременно выпускает необходимые обновления. Минусом данного программного обеспечения является значительная стоимость, а также необходимость оплаты услуг обслуживающих специалистов.
Что касается бесплатных программ для учета доходов и расходов, их можно скачать в интернете, но с ограниченным функционалом.
Итоги
Целью бухгалтерского и налогового учета является формирование полной и достоверной информации о финансовом положении предприятия для обеспечения ею заинтересованных внутренних и внешних пользователей. Организация корректного учета доходов и расходов является важнейшим аспектом деятельности предприятий любого масштаба.
Фискальные органы проявляют пристальное внимание к порядку учета доходов и расходов налогоплательщиками. При этом налоговый учет значительно отличается от бухгалтерского, в связи с чем бухгалтерам приходится разрабатывать дополнительные учетные регистры.