Что не является главным органом организации объединенных наций
Главные органы
Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат ООН. Все они были созданы в соответствии с Уставом ООН в 1945 году, когда была основана Организация Объединенных Наций.
Генеральная Ассамблея
Генеральная Ассамблея является главным совещательным, директивным и представительным органом Организации Объединенных Наций, cостоящим из 193 государств-членов. Генеральная Ассамблея является единственным органом Организации Объединенных Наций, в котором представлены все 193 ее члена. В сентябре каждого года представители всех государств-членов собираются в зале Генеральной Ассамблеи в Нью-Йорке для участия в ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи и общих прениях. Решения по важным вопросам, таким как рекомендации в отношении мира и безопасности, выборы новых членов и бюджетные вопросы, принимаются большинством в две трети голосов государств-членов; решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Каждый год Генеральная Ассамблея избирает своего Председателя на новую сессию.
Совет Безопасности
Согласно Уставу, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности состоит из 15 членов (5 постоянных членов с правом вето и 10 непостоянных членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок). Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. В соответствии с Уставом, государства-члены соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования. В некоторых случаях Совет Безопасности может прибегать к санкциям или даже санкционировать применение силы в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Члены Совета Безопасности по очереди выполняют обязанности Председателя в течение месяца.
Экономический и Социальный Совет
Экономический и Социальный Совет является основным органом, занимающимся координацией, проведением обзора политики и разработкой рекомендаций по решению экономических, социальных и экологических вопросов. Совет также занимается осуществлением согласованных на международном уровне целей в области развития. Совет является центральным механизмом системы ООН и специализированных учреждений, отвечающим за работу в экономической, социальной и экологической сферах, а также координирущим и направляющим работу вспомогательных органов и экспертных групп. 54 члена Совета избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года. ЭКОСОС является центральной платформой для рассмотрения и обсуждения вопросов устойчивого развития.
Совет по Опеке
Совет по Опеке был учрежден в 1945 году Уставом ООН, глава XIII, в качестве одного из главных органов Организации Объединенных Наций, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки. К 1994 году все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами. Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года. Своей резолюцией, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости — по своему решению или решению своего Председателя, либо по просьбе большинства своих членов, Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности.
Международный Суд
Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Международный Суд находится во Дворце мира в Гааге (Нидерланды). Это единственный из шести главных органов ООН, который находится не в Нью-Йорке. Суд выполняет две основные задачи: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями ООН. Международный Суд функционирует в соответствии со своим Статутом.
Секретариат
Секретариат — это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Сотрудников ООН принимают на работу на международной и местной основе, они заняты во всех местах службы ООН, а также в миротворческих операциях.
Служение делу мира в жестоких условиях действительности — занятие чрезвычайно опасное. С момента основания Организации Объединенных Наций на этой службе погибли сотни храбрых мужчин и женщин.
Система ООН
Система ООН состоит из самой Организации Объединенных Наций и более 30 связанных с ней организаций, известных как программы, фонды и специализированные учреждения. Они имеют свой собственный членский состав, руководство и бюджет. Программы и фонды ООН финансируются за счет добровольных, а не начисленных взносов. Специализированные учреждения являются независимыми международными организации, финансируемыми за счет как добровольных, так и обязательных взносов.
Программы и фонды
ПРООН
Штаб-квартира: Нью-Йорк, США
Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) работает почти в 170 странах и территориях, оказывая содействие странам в таких областях, как искоренение нищеты, сокращение неравенства во всех его проявлениях и укрепление потенцияла, с тем чтобы обеспечить их развитие. ПРООН играет важную роль в достижении странами целей в области устойчивого развития.
Штаб-квартира: Найроби, Кения
Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) создана в 1972 году. Ее назначение состоит в обеспечении руководства и поощрении партнерства в области бережного отношения к окружающей среде путем создания возможностей для улучшения качества жизни государств и народов без ущерба для будущих поколений.
ЮНФПА
Штаб-квартира: Нью-Йорк, США
Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), руководящий оперативной деятельностью системы Организации Объединенных Наций в области народонаселения, помогает развивающимся странам и странам с переходной экономикой найти решения их собственных демографических проблем.
ООН-Хабитат
Штаб-квартира: Найроби, Кения
Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат) содействует устойчивому развитию населенных пунктов посредством разъяснительно-пропагандистской работы, выработки политики, наращивания потенциала, накопления знаний и укрепления партнерских связей между правительствами и гражданским обществом.
ЮНИСЕФ
Штаб-квартира: Нью-Йорк, США
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) осуществляет деятельность в 190 странах и территориях с тем, чтобы ни один ребенок не остался без внимания и права каждого ребенка были соблюдены с тем, чтобы они могли полностью реализовать свой потенциал.
Штаб-квартира: Рим, Италия
Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций (ВПП ООН) является ведущей гуманитарной организацией, борющейся с голодом во всем мире. Каждый год ВПП ООН оказывает продовольственную помощь почти 100 миллионам человек в 88 странах мира. Всемирная продовольственная программа была удостоена Нобелевской премии мира в 2020 году.
Специализированные учреждения ООН
Специализированные учреждения ООН являются самостоятельными организациями, работающими с Организацией Объединенных Наций. Их взаимоотношения с Организацией Объединенных Наций оговорены в специальных соглашениях, достигнутых путем переговоров. Одни из них существовали до Первой мировой войны. Другие были связаны с Лигой Наций. Одни были созданы почти одновременно с Организацией Объединенных Наций. Другие были учреждены ООН для удовлетворения возникающих потребностей.
Штаб-квартира: Рим, Италия
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) — организация ООН, основной задачей которой является борьба с голодом. ФАО выступает в качестве форума, где развитые и развивающиеся страны на равных обсуждают и согласовывают политические решения в сфере продовольственной безопасности.
Штаб-квартира: Монреаль, Канада
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разрабатывает глобальные стандарты в области международных воздушных сообщений. В организацию входят 192 государства, которые сотрудничают с целью развития авиации и обеспечения социально-экономических выгод в этой сфере.
Штаб-квартира: Рим, Италия
Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) — многостороннее финансовое учреждение, созданное в 1977 году по решению Всемирной продовольственной конференции 1974 года, — решает задачи борьбы с голодом и бедностью в сельских районах развивающихся стран.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Международная организация труда (МОТ) — специализированное учреждение системы ООН, которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека и прав в сфере труда. Созданная в 1919 году, МОТ стала первым специализированным учреждением ООН в 1946 году.
Штаб-квартира: Вашингтон, округ Колумбия, США
Штаб-квартира: Лондон, Великобритания
Международная морская организация (ИМО), начавшая функционировать в 1959 году, отвечает за повышение надежности и безопасности судоходства в области международной торговли и за предотвращение загрязнения моря с судов.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Международный союз электросвязи (МСЭ) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций в области информационно-коммуникационных технологий — ИКТ. МСЭ верен идее соединить всех людей в мире независимо от того, где они проживают и какими средствами располагают.
ЮНЕСКО
Штаб-квартира: Париж, Франция
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) работает над созданием условий для диалога между цивилизациями, культурами и народами, основывающегося на уважении общих ценностей. Именно посредством этого диалога мир может придти к глобальному пониманию устойчивого развития, охватывающего соблюдение прав человека, взаимное уважение и уменьшение бремени нищеты — все это составляет суть миссии и деятельности ЮНЕСКО.
ЮНИДО
Штаб-квартира: Вена, Австрия
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) — это специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, уполномоченное содействовать промышленному развитию и международному промышленному сотрудничеству.
ЮНВТО
Штаб-квартира: Мадрид, Испания
Главная цель Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) — способствовать развитию туризма как основного фактора обеспечения международного мира и взаимопонимания, мировой торговли и укреплению мирохозяйственных связей между государствами.
Штаб-квартира: Берн, Швейцария
Всемирный почтовый союз (ВПС) служит главным механизмом сотрудничества между почтовыми службами. Среди его главных задач — содействие развитию всемирной почтовой службы, росту объемов почтовых отправлений за счет внедрения современных видов почтовой продукции и услуг, улучшение качества почтового обслуживания клиентов.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Целью ВОЗ является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Согласно Уставу (Конституции) ВОЗ, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является глобальным форумом для предоставления услуг, разработки политики, обмена информацией и налаживания сотрудничества в области ИС.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Всемирная метеорологическая организация (ВМО) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и авторитетным источником информации системы ООН по вопросам состояния и поведения атмосферы Земли, ее взаимодействия с океанами, образуемого климата и возникающего распределения водных ресурсов.
Группа Всемирного банка
Штаб-квартира: Вашингтон, округ Колумбия, США
Всемирный банк уделяет основное внимание сокращению масштабов нищеты и повышению уровня жизни во всем мире, в частности, путем предоставления развивающимся странам займов под низкие проценты, беспроцентных кредитов и грантов на образование, здравоохранение, инфраструктуру и связь. Всемирный банк работает более чем в 100 странах.
* Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА) не являются специализированными учреждениями по смыслу статей 57 и 63 Устава, а относятся к Группе Всемирного Банка
Другие структуры
ЮНЭЙДС
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, также называемое Агентством ООН по делам беженцев стремится сделать так, чтобы каждый человек мог реализовать право на поиск убежища в другой стране, имея при этом возможность вернуться на родину, интегрироваться в местном сообществе или переселиться в третью страну.
ЮНИДИР
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Институт Организации Объединенных Наций по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР) работает в качестве площадки для разработки творческих решений в области разоружения с вовлечением всех заинтересованных сторон.
ЮНИТАР
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР) был создан в 1963 году и наделен мандатом укрепления эффективности системы ООН путем дипломатического образования и обучения государственных служащих.
ЮНОПС
Штаб-квартира: Копенгаген, Дания
Миссией Управления ООН по обслуживанию проектов (ЮНОПС) является помощь людям в улучшении их жизни и странам в достижении мира и устойчивого развития. ЮНОПС оказывает поддержку ООН, правительствам и партнерам в реализации проектов, а также предоставляет им устойчивую инфраструктуру и эффективные механизмы закупок.
БАПОР
Штаб-квартира: Амман, Иордания
Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ содействует благосостоянию и человеческому развитию четырех поколений палестинских беженцев. Спектр предоставляемых услуг включает в себя образование, здравоохранение, социальные услуги, инфраструктура и улучшение лагерей беженцев, помощь и микрофинансирование в чрезвычайных ситуациях, в том числе во время вооруженных конфликтов. БАПОР отчитывается только перед Генеральной Ассамблеей.
КПСООН
Штаб-квартира: Турин, Италия
Колледж персонала системы Организации Объединенных Наций (КПСООН) разрабатывает и предоставляет учебные планы для персонала системы Организации и ее партнеров.
Штаб-квартира: Токио, Япония
Действуя в качестве глобальной сети научно-исследовательских и учебных институтов и аналитического центра в рамках системы ООН, Университет Организации Объединенных Наций предоставляет лицам, ответственным за разработку политики, высококачественные, основанные на фактических данных знания и прагматические рекомендации.
Структура «ООН-женщины»
Штаб-квартира: Нью-Йорк, США
Все человеческое развитие и вопросы прав человека имеют гендерные аспекты. Деятельность структуры «ООН-женщины» сосредоточена на приоритетных областях, которые имеют основополагающее значение для равенства женщин, что может открыть дорогу прогрессу по всем направлениям.
Связанные с ООН организации
ОДВЗЯИ
Штаб-квартира: Вена, Австрия
Подготовительная комиссия Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ПК ОДВЗЯИ) обеспечивает подготовку к вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (который пока еще не вступил в силу) и укрепление международного режима проверки.
МАГАТЭ
Штаб-квартира: Вена, Австрия
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) — это ведущий мировой форум научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерных технологий.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Деятельность Международной организации по миграции (МОМ) направлена на упорядочение и гуманизацию мер регулирования миграции, развитию международного сотрудничества в сфере миграции, оказание помощи в поиске практических решений проблем миграции и предоставление гуманитарной помощи нуждающимся в ней мигрантам, в том числе беженцам и внутренним переселенцам.
Штаб-квартира: Гаага, Нидерланды
РКИКООН
Штаб-квартира: Бонн, Германия
Деятельность Секретариата Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата заключается в организации сессий Конференции Сторон и ее вспомогательных органов, учрежденных в соответствии с Конвенцией, и предоставлении им необходимых услуг, а также в подготовке докладов о своей деятельности.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Всемирная торговая организация является (ВТО) форумом для переговоров между правительствами относительно заключения торговых соглашений и участвует в урегулировании возникающих торговых споров.
Штаб-квартира: Женева, Швейцария
Центр по международной торговле является учреждением по вопросам развития, деятельность которого полностью посвящена поддержке выхода малых и средних предприятий на международный уровень. Созданный в 1964 году, ЦМТ является совместным учреждением Всемирной торговой организации и Организации Объединенных Наций.
Организация Объединённых Наций
Информация об организации
Организация Объединённых Наций — это крупнейшая международная межгосударственная организация, созданная в 1945 году представителями 51 страны для поддержания и укрепления международного мира и обеспечения коллективной безопасности, развития международного сотрудничества и содействия глобальному социально-экономическому прогрессу. ООН представляет собой глобальный форум, который позволяет государствам высказывать свою точку зрения по широкому ряду вопросов, а также обеспечивает коллективный механизм урегулирования международных конфликтов, споров или проблем, и коллективные средства для решения наиболее важных вопросов, стоящих перед человечеством. В рамках этого форума все государства-члены ООН, вне зависимости от своего размера, экономического развития и политических систем, имеют право выразить своё мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.
Цели и деятельность ООН
ООН является организацией независимых государств, которые добровольно вступают в Организацию, принимая на себя обязательства, содержащиеся в Уставе ООН, представляющем собой международный договор, отражающий основные принципы международных отношений. При этом Устав ООН ни в коей мере не даёт Организации права вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Согласно Уставу, ООН преследует четыре основных цели:
Указанные цели реализуются в восьми основных направлениях деятельности ООН:
Сфера деятельности ООН охватывает весь мир, а её всеобъемлющий мандат предусматривает удовлетворение социальных, экономических и чрезвычайных потребностей. Организация не представляет чьи-либо национальные или коммерческие интересы. В выработке наиболее важных стратегических решений ООН участвуют все страны. Выполнение решений, принимаемых ООН, зависит от политической воли её членов, а для финансирования деятельности Организации государства-члены вносят соответствующие взносы. В целом, благодаря усилиям ООН государствами заключено множество многосторонних соглашений, конвенций, договоров и норм, которые делают мир более безопасным и благополучным для жизни. Разработка этого всеобъемлющего свода норм международного права, включая стандарты в области прав человека, является наиболее крупным достижением Организации.
Деятельность ООН ведётся на шести официальных языках. Официальными языками ООН являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки. Первоначально в качестве рабочих языков ООН использовались английский и французский. Позже арабский, испанский, китайский и русский языки были добавлены к числу рабочих языков Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета. Рабочими языками Секретариата являются английский и французский.
История создания ООН
В конце XIX — начале XX века государствами и их объединениями для сотрудничества в отдельных областях начали создаваться первые международные организации. Так, нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН. Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных конфликтов и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году.
Непосредственным предшественником ООН была Лига Наций, — организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учреждённая в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности». Однако в Лигу вошли далеко не все страны. Так, например, Соединённые Штаты Америки никогда не были членом, а некоторые страны, вступившие в Лигу, позже вышли из неё. В общей сложности, с 1920 по 1945 год 63 страны были членами этой организации. В целом, опыт Лиги Наций оказался неудачным и она прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну. В дальнейшем, в процессе выработки основ международной организации безопасности инициаторы её создания стремились учесть негативный опыт Лиги Наций и избежать ошибок и недостатков, ей присущих. Официально Лига Наций была ликвидирована 20 апреля 1946 года, а её активы были переданы в ООН.
14 августа 1941 года президент Соединённых Штатов Америки Франклин Д. Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложили свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности. Документ, подписанный во время встречи на борту боевого корабля в Атлантическом океане, известен как «Атлантическая хартия». Этот документ не был договором между двумя державами. Он не был также изложением какой-либо определённой официальной программы устроения мира. Как указывалось в самом документе, он только подтверждал «некоторые общие принципы национальной политики названных стран (Соединённых Штатов Америки и Великобритании), принципы, на которых они базировали свои надежды на лучшее будущее мира». В хартии провозглашались: отказ от захватов территорий; признание права всех народов избрать себе форму правления, при которой они хотят жить; намерение содействовать восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путём; призыв к послевоенному сотрудничеству; отказ от применения силы в международных отношениях.
1 января 1942 года представители 26 союзных государств, воевавших против стран «оси» (Германия, Италия, Япония) и их союзников, от имени своих правительств заявили о поддержке «Атлантической хартии», подписав «Декларацию Объединённых Наций». В этом документе впервые было официально использовано название «Объединённые Нации», предложенное Франклином Д. Рузвельтом. Таким образом, руководители стран мира, которые совместными усилиями добивались окончания Второй мировой войны, понимали, что создание механизма, который позволил бы обеспечить мир и не допустить подобных войн в будущем, возможно только в том случае, если все страны будут действовать сообща в рамках всемирной организации. Тем самым были созданы основные предпосылки для оформления Организации Объеденных Наций.
30 октября 1943 года в Москве представители Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки подписали Московскую декларацию и договорились о создании по окончании Второй мировой войны всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности. В Московской декларации, которая послужила первым практическим шагом по пути создания ООН, были закреплены такие принципы будущей организации, как принцип суверенного равенства всех миролюбивых государств, больших и малых, принцип особой ответственности великих держав в деле сохранения и упрочения мира, необходимость согласования их действий и сотрудничества в борьбе с агрессией не только в период войны, но и в послевоенное время. Эти принципы сыграли большую роль также в деле оформления механизма всей Организации. В то же время, основное внимание в ней концентрировалось на послевоенном регулировании не всей совокупности международных отношений, а части, касающейся вопросов мира и безопасности.
Цель создания всеобщей организации безопасности была вновь подтверждена на встрече руководителей Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки в Тегеране 1 декабря 1943 года. На этой конференции выдвигались уже конкретные проекты создания в рамках будущей организации специального органа по поддержанию мира. В частности, президент США Франклин Д. Рузвельт предложил образовать так называемый «Полицейский комитет» из представителей четырёх государств, который «следил бы за сохранением мира» и в случае агрессии «мог бы действовать быстро». Но эффективность такого органа в борьбе с агрессией была бы сомнительна, если учесть замечания президента относительно характера всей организации и правовой силы принимаемых этой организацией решений. Рузвельт отмечал, что «никакой другой власти, кроме дачи рекомендаций, эта организация не должна будет иметь», хотя и подчёркивал, что в этом смысле будущая организация «не должна быть похожа на Лигу Наций». В свою очередь, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предлагал создать международную организацию с тремя региональными советами для Европы, Дальнего Востока и Америки и стоящим над ними «Мировым советом».
С 21 августа по 7 ноября 1944 года руководители Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки провели ряд встреч на вилле Думбартон-Оукс под Вашингтоном, США, для выработки принципов и целей будущей международной организации по поддержанию мира и безопасности, а также обсуждения основных вопросов по её учреждению. На этой конференции был выработан подробный проект организации с рабочим названием «Предложения относительно создания всеобщей Международной организации безопасности».
Одним из основных вопросов, обсуждавшихся на конференции, был вопрос о юридической структуре и месте Совета Безопасности в системе органов будущей Организации Объединённых Наций. Конференция заложила фундамент всей Организации и определила основные контуры Совета Безопасности, на который возлагалась главная ответственность за поддержание мира и безопасности народов. Предварительный проект создания Совета Безопасности показал, что основные недостатки организации и структуры Совета Лиги Наций были учтены и созданы необходимые предпосылки для плодотворной деятельности этого органа в сфере поддержания мира. Предлагаемый состав Совета Безопасности в значительной мере в целом отражал международную политическую ситуацию конца Второй мировой войны. Постоянные места в нём предоставлялись Советскому Союзу, Соединённым Штатам Америки, Великобритании, Китаю и в «надлежащее время» Франции, что придавало авторитет и силу решениям этого органа. Совет Безопасности был представительным органом всех членов организации (не только великих держав), так как в его состав входили ещё шесть непостоянных членов. В то же время этот орган не был и громоздким по составу, что, несомненно, повышало его оперативность. Важной особенностью правового статуса Совета Безопасности согласно Предложениям, выработанным в Думбартон-Оуксе, было то, что его предлагалось сделать постоянно действующим органом, принимающим обязательные для всех членов Организации решения. При этом, функции и полномочия Совета Безопасности были чётко определены и отделены от функций и полномочий другого главного органа Организации — Генеральной Ассамблеи, а главная ответственность и основные полномочия по поддержанию мира и безопасности были сконцентрированы в одном органе — Совете Безопасности.
В процессе работы Конференции возникали серьёзные разногласия и расхождения во мнениях, включая кризисные ситуации, в ходе которых некоторые наблюдатели высказывали опасения, что Конференция может закончится преждевременно, не придя к соглашению. Наиболее острые разногласия вызвал вопрос о праве каждой державы «большой пятёрки» накладывать «вето» на решения Совета Безопасности — органа, обладающего наибольшими полномочиями. Был момент, когда разногласия по этому вопросу угрожали срывом Конференции. Малые державы опасались, что, в случае угрозы миру со стороны одного из постоянных членов, то есть одной из держав «большой пятёрки», Совет Безопасности будет лишён возможности принимать решения, а в случае столкновений между двумя державами, не являющимися постоянными членами Совета Безопасности, «большая пятёрка» сможет принимать произвольные решения. Руководствуясь этими соображениями, малые державы стремились ограничить право «вето». Однако, великие державы единодушно настаивали на том, что это положение является жизненно важным, и подчёркивали, что главная ответственность за поддержание международного мира ложится всей своей тяжестью на них. В конце концов, в интересах создания международной организации, малые державы уступили в этом вопросе. Этот вопрос, как и другие жизненно важные вопросы, очевидно был разрешён только благодаря тому, что государства были преисполнены решимости создать, если не совершенную международную организацию, то хотя бы самую лучшую из возможных.
Работа Конференции в продолжалась ровно в два месяца. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Великобритании, Китая, Советского Союза, и Соединённых Штатов Америки в Думбартон-Оукс в августе — октябре 1944 года. Устав ООН, в в ста одиннадцати статьях которого изложены цели, принципы и структура Организации, был единогласно принят 25 июня 1945 года и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран (Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем ООН). Однако с подписанием Устава Организация ещё не начала существовать. Во многих странах Устав должен был быть ещё одобрен Конгрессом или парламентом. Поэтому было предусмотрено, что Устав вступит в силу, когда правительства Китая, Франции, Великобритании, Советского Союза, Соединённых Штатов Америки и большинства других стран, подписавших Устав, ратифицируют его и пришлют о том извещения Государственному департаменту США. 24 октября 1945 года это условие было выполнено и Организация Объединённых Наций стала реальностью. С этого времени 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединённых Наций.
Система ООН
Система Организации Объединённых Наций включает шесть главных органов, учреждённых в соответствии с Уставом ООН, а также множество программ, вспомогательных органов и подразделений, и специализированные учреждения, которые координируют свою работу с ООН, являясь при этом отдельными, самостоятельными организациями.
Шесть главных органов ООН
Основная структура ООН имеет шесть главных органов:
1. Генеральная Ассамблея ООН
Генеральная Ассамблея ООН, учреждённая в 1945 году в соответствии с Уставом ООН, — главный совещательный, директивный и представительный орган Организации, в который входят все её члены. Ассамблея является форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных проблем, о которых говорится в Уставе ООН. Она может рассматривать любые вопросы, предусмотренные в Уставе ООН, и выносить членам ООН свои рекомендации.
Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи:
В Генеральной Ассамблее все страны-члены, большие и малые, имеют один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети голосов государств-членов; решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Член Организации, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса в Ассамблее. Однако некоторым из государств-членов с числящейся задолженностью по уплате взносов, Генеральная Ассамблея может разрешить участвовать в голосовании.
Ассамблея заседает каждый год в период с сентября по декабрь. Предварительная повестка дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи составляется Генеральным Секретарём ООН и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии. По просьбе Совета Безопасности или большинства членов ООН Ассамблея может созывать специальные сессии. Работу Генеральной Ассамблеи выполняют также шесть её главных комитетов, Совет по правам человека, другие вспомогательные органы и Секретариат ООН. Наряду с этим, Генеральная Ассамблея учредила ряд вспомогательных органов (советов, рабочих групп, комитетов и комиссий) для выполнения определённых функций. После обсуждения вопросов повестки дня, поиска вариантов согласования подходов различных государств, вспомогательные органы представляют свои рекомендации, обычно в форме проектов резолюций и решений, для обсуждения в ходе пленарных заседаний Ассамблеи. Генеральная Ассамблея разработала и утвердила собственные правила процедуры, в соответствии с которыми она избирает своего Председателя на каждую новую сессию.
2. Совет Безопасности ООН
Совет Безопасности ООН, учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН, несёт главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Он может созываться в любое время при возникновении угрозы миру. Своё первое заседание Совет провёл 17 января 1946 года в Чёрч-Хаусе, Вестминстер, Лондон. В Совет Безопасности входят 15 членов, включая пять постоянных членов: Китай, Великобритания, Соединённые Штаты Америки, Россия и Франция. Остальные 10 членов избираются Генеральной Ассамблеей по принципу географического представительства сроком на два года. Для принятия решений требуется девять голосов; за исключением голосования по процедурным вопросам, решение не может быть принято, если один из постоянных членов голосует против него (это называется «правом вето»). Кроме того, Совет выносит Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения нового Генерального секретаря и приёма новых членов в состав ООН. Многие страны добиваются расширения состава Совета с включением в него новых постоянных и непостоянных членов. Каждый из членов Совета должен постоянно иметь представителя в Центральных учреждениях ООН, в тем чтобы Совет мог собраться в любое время, когда в этом возникнет необходимость.
Основные функции и полномочия Совета Безопасности:
Все государства-члены ООН обязаны выполнять решения Совета Безопасности. В то время как другие органы ООН выносят рекомендации государствам-членам, лишь Совет Безопасности обладает полномочиями принимать решения, которые государства-члены после этого обязаны выполнять по Уставу.
Когда в Совет поступает жалоба в отношении угрозы миру, он сначала обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. Совет может:
Если тот или иной конфликт приводит к военным действиям, то Совет стремится прежде всего как можно скорее положить им конец. В этом случае Совет может:
Помимо этого Совет может обратиться к принудительным мерам, включая:
Последние из указанных мер являются крайним средством и применяются только в том случае, если мирные средства урегулирования спора исчерпаны. При этом основное внимание уделяется тому, чтобы сориентировать меры воздействия на тех лицах и организациях, кто несёт ответственность за политику и практику, осуждаемые международным сообществом, при одновременном сведении до минимума воздействия принятых мер на другие части населения и экономики.
В случае необходимости Советом Безопасности санкционируются миссии ООН по поддержанию мира в целях предоставления странам политической поддержки и поддержки в областях обеспечения безопасности и миростроительства в конфликтных или постконфликтных ситуациях. Как правило, миротворческие операции формируются при наличии серьёзных военных или гуманитарных кризисов. Деятельность ООН по поддержанию мира направлена на создание условий для установления стабильного мира в странах, переживающих конфликт. Миротворческие миссии руководствуются принципами согласия принимающей страны, беспристрастности и неприменения силы, за исключением случаев самообороны, предоставления защиты в соответствии с мандатом или защиты гражданских лиц, если это санкционировано Советом Безопасности. В миротворческих операциях участвуют гражданские специалисты, полицейские и военнослужащие, а также добровольцы ООН. Организация не имеет собственных вооружённых сил; она работает с контингентами, предоставляемыми государствами-членами. Наряду с поддержанием мира и безопасности на миротворцев всё чаще возлагаются функции по оказанию содействия политическим процессам, проведению реформы судебной системы, организации профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и полиции, а также разоружению и реинтеграции бывших участников вооружённых формирований и оказанию помощи в возвращении внутренне перемещённых лиц и беженцев. ООН начала свою миротворческую деятельность в 1948 году с учреждения специального органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке. С тех пор были проведены десятки операций по поддержанию мира, санкционированных Советом Безопасности.
3. Экономический и Социальный Совет ООН
Экономический и Социальный Совет ООН — главный орган, отвечающий за координацию экономической и социальной деятельности Организации и учреждений, входящих в систему ООН. В него входят 54 страны, избираемые от всех регионов. В сферу компетенции Совета входит рассмотрение международных экономических и социальных проблем, а также создание благоприятных условий для социально-экономического прогресса и развития. Совет был учреждён в 1946 году ООН в качестве центрального форума для обсуждения таких проблем и разработки соответствующих политических рекомендаций.
Основные функции и полномочия Экономического и Социального Совета:
В соответствии со своим широким мандатом Совет несёт ответственность за использование почти 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН, в том числе за деятельность 14 специализированных учреждений, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий. Для решения конкретных задач Генеральной Ассамблеей был создан ряд специализированных учреждений, таких, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), и программ (таких, как Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), Детский фонд Организации Объединённых Наций (ЮНИСЕФ) и Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ). Координацию работы этих учреждений и программ осуществляет Экономический и Социальный Совет.
Экономический и Социальный Совет организует регулярные консультации с ведущими учёными, представителями делового мира и членами более чем 3200 зарегистрированных неправительственных организаций. Однако самое крупное мероприятие Совета проходит летом — ежегодно в июле проводится основная сессия Совета продолжительностью в четыре недели. Сессия проводится поочерёдно в и Женеве и состоит из пяти этапов (этап заседаний высокого уровня, этап координации, этап, посвящённый оперативной деятельности, этап по гуманитарным вопросам и общий этап), которые охватывают как глобальные проблемы, так и вопросы технического и административного характера. В ходе подготовки к своей ежегодной основной четырёхнедельной сессии в июле Совет в течение всего года проводит несколько коротких сессий, ряд специальных совещаний, заседаний за круглым столом и дискуссионных форумов. Этап заседаний высокого уровня, в рамках которого рассматриваются самые актуальные вопросы в области развития (занятость, образование, здравоохранение и так далее), представляет особый интерес для политических деятелей и высших должностных лиц. Наряду с этим, на Всемирном саммите 2005 года руководителя государств и правительств возложили на Совет обязанность проводить ежегодные обзоры на уровне министров и раз в два года. — Форум по сотрудничеству в целях развития. Задачей ежегодного обзора на уровне министров является оценка прогресса в достижении согласованных на международном уровне целей в области развития, поставленных на крупных конференциях и встречах на высшем уровне. Он состоит из ежегодного тематического обзора и рассмотрения добровольных национальных докладов о прогрессе в достижении согласованных на международном уровне целей в области развития, и о проблемах на пути к достижению этих целей. С помощью проведения обзора тенденций и прогресса в области международного сотрудничества в целях развития Форум должен вырабатывать руководящие указания и рекомендации, направленные на повышение качества и эффективности сотрудничества в целях развития.
4. Совет по Опеке ООН
Совет по Опеке ООН осуществляет надзор за управлением подопечными территориями — бывшими колониями или зависимыми территориями, — которые были включены в международную систему опеки. Эта система была создана в конце Второй мировой войны для содействия улучшению положения жителей этих зависимых территорий и их поступательному развитию по пути самоуправления или независимости. В соответствии с Уставом ООН Совет по Опеке уполномочен рассматривать и обсуждать отчёты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий. Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности: Китая, России, Великобритании, Соединённых Штатов Америки и Франции.
В 1945 году около половины населения мира проживало в странах, которыми управляли другие государства. Эти страны, так называемые колонии, были разделены между несколькими крупными державами. С помощью процесса, получившего название деколонизация, ООН помогла большинству этих колоний обрести независимость. В 1960 году Генеральная Ассамблея приняла декларацию о скорейшем предоставлении независимости всем колониям и народам. В следующем году ей был учреждён Специальный комитет по деколонизации. Цели международной программы деколонизации и системы опеки были достигнуты, когда более 80 колониальных территорий при содействии ООН достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами. В связи с этим 1 ноября 1994 года Совет принял решение официально приостановить свою деятельность и проводить заседания по мере необходимости. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внёс в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по-своему решению или решению своего председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.
5. Международный Суд ООН
Согласно Уставу ООН, Суд по решению Совета Безопасности или на основе обращения заинтересованных сторон может рассматривать юридические споры между государствами, при этом его решения обязательны для исполнения сторонами, признающими его юрисдикцию. Если та или иная страна не желает принимать участия в разбирательстве, она не обязана это делать, если это не требуется конкретными договорными положениями. Если же страна принимает юрисдикцию Суда, она обязана исполнять его решения. В случае, когда невыполнение решения Суда угрожает поддержанию мира и безопасности, гарантом выполнения решения выступает Совет Безопасности. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений для ООН и её специализированных учреждений.
Следует отметить, что создание с 1946 года большого числа специализированных международных трибуналов и судов привело к определённой неразберихе. Международный Суд ООН не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных международных уголовных трибуналов, учреждённых Организацией Объединённых Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии и Международный уголовный трибунал по Руанде, а также Международного уголовного суда. Международный Суд также следует отличать от Европейского суда, находящегося в Люксембурге и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека, находящегося в Страсбурге, Франция, и Межамериканского суда по правам человека, находящегося в Сан-Хосе, Коста-Рика, которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству. Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву.
В состав Международного Суда входят 15 независимых судей из разных стран, которых избирают Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности сроком на 9 лет из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах к назначенным на высшие судейские должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.
Постоянным местопребыванием Международного Суда является Гаага, Нидерланды. Помещения Суда находятся во Дворце мира, который был сооружён в годах частной некоммерческой организацией Фонд Карнеги в качестве штаб-квартиры Постоянной палаты международного правосудия, предшественницы нынешнего Суда. За пользование зданием ООН вносит в Фонд ежегодный взнос.
6. Секретариат ООН
Основные функции и полномочия Секретариата:
Секретариат возглавляет Генеральный секретарь. Он назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пятилетний срок полномочий. Будучи главным административным должностным лицом Организации, Генеральный секретарь руководит её работой. Кроме того, он отвечает за осуществление решений, принимаемых различными органами ООН.
Генеральный секретарь не предпринимает никаких действий без поддержки и одобрения государств-членов ООН. Любые действия, будь то направление миротворцев в районы вооружённых столкновений или помощь в восстановлении той или иной страны после войны или стихийного бедствия, утверждаются государствами-членами. Вместе с тем, Генеральный секретарь имеет право выносить на обсуждение Совета Безопасности любые проблемы, которые, по его мнению, могут угрожать международному миру и безопасности. Для предупреждения конфликтов или содействия мирному урегулированию споров между странами он может использовать так называемый механизм «добрых услуг». Кроме того, Генеральный секретарь может действовать по собственной инициативе при решении гуманитарных или иных проблем особой значимости.
Специализированные учреждения ООН и связанные организации
Международный валютный фонд, Всемирный банк и другие независимые организации, называемые «специализированными учреждениями», связаны с ООН посредством соответствующих соглашений о сотрудничестве. Эти учреждения являются самостоятельными органами, созданными на основе межправительственных соглашений под эгидой ООН. На них возложен широкий диапазон международных функций в экономической, социальной и культурной областях, а также в сфере образования, здравоохранения и других. Кроме того, целый ряд управлений, программ и фондов ООН с конкретными сферами деятельности занимается улучшением социального и экономического положения людей во всех регионах мира. Они подотчётны Генеральной Ассамблее или Экономическому и Социальному Совету. Специализированные учреждения — производные субъекты международного права. Они заключают международные соглашения с другими государствами и другими международными организациями. Все эти организации имеют свои собственные руководящие органы, бюджеты и секретариаты. Вместе с ООН они составляют систему Организации Объединённых Наций. Совместными усилиями они оказывают техническое содействие и предоставляют разнообразную практическую помощь государствам в области развития.
Специализированные учреждения ООН:
Связанные с ООН организации:
Целевые фонды ООН:
Страны-члены ООН
Членский состав ООН
На момент основания в 1945 году в Организацию Объединённых Наций входила 51 страна. В общей сложности с 1946 года в ООН было принято более 150 государств, при этом ряд государств, впоследствии разделились на другие государства (например, Югославия и Чехословакия). Среди первоначальных членов ООН были государственные образования, не являвшиеся полноправными международно-признанными государствами: наряду с СССР, две республики, входящие в его состав — Белорусская ССР и Украинская ССР; колония Великобритании — Британская Индия (впоследствии разделённая на независимые государства — Индия, Пакистан, Бангладеш и Бирма); протекторат США — Филиппины. За время существования Организации ни одна страна не была из неё исключена. В 1965 году Индонезия временно вышла из состава ООН в связи со спором с соседней Малайзией, однако в следующем году восстановила своё членство.
Кроме статуса государства-члена, в ООН существует статус Постоянного наблюдателя при ООН, который может предшествовать вступлению в число полноправных членов. Статус наблюдателя того или иного государственного образования утверждается путём голосования в Генеральной Ассамблее, где решение принимается простым большинством. Наблюдателями в ООН могут быть как признанные, так и частично признанные государства и государственные образования. Эта практика существует с 1946 года, когда Генеральный секретарь ООН признал назначение правительства Швейцарии в качестве Постоянного наблюдателя при ООН. Впоследствии своих наблюдателей направляли некоторые другие государства, которые позднее стали членами ООН, например Австрия, Италия, Финляндия и Япония. Швейцария стала членом ООН в 2002 году. В настоящее время статус Постоянного наблюдателя при ООН имеют два государственных образования: Святой Престол (Ватикан) и Государство Палестина.
На сегодняшний день членский состав ООН насчитывает 193 государства.
Указатель стран-членов ООН
Процедура приёма государств в члены ООН
Организация Объединённых Наций, будучи организацией, объединяющей независимые государства, может принимать в свои члены новые государства. Согласно Уставу ООН, приём в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе ООН обязательства и которые могут и желают эти обязательства выполнять. Приём государств в члены ООН производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Эта процедура имеет следующий порядок:
На каждой сессии Генеральная Ассамблея рассматривает полномочия всех представителей государств-членов, участвующих в работе сессии. При рассмотрении полномочий, которое, как правило, проводится сначала в Комитете по проверке полномочий в составе девяти членов, но может проводиться и в других случаях, может возникнуть вопрос о том, находится ли фактически у власти правительство, аккредитовавшее конкретного представителя. В конечном итоге решение принимается большинством голосов в Ассамблее. Следует отметить, что при обычной смене правительств, например в результате демократических выборов, никаких вопросов, связанных с полномочиями представителя соответствующего государства, не возникает.
Бюджет ООН
Деятельность Организации Объединённых Наций оплачивают входящие в неё государства-члены в соответствии со специальной шкалой взносов.
ООН имеет четыре вида бюджетов:
Фонды и программы ООН имеют самостоятельные бюджеты. Основной объём их ресурсов поступает на добровольной основе от правительств, а также от частных лиц. Специализированные учреждения ООН также имеют самостоятельные бюджеты.
Взносы в бюджет ООН вносятся государствами-членами в обязательном порядке. Размеры взносов определяются по шкале, которая утверждается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Комитета по взносам, в который входят 18 экспертов, действующих на общественных началах и избранных Генеральной Ассамблеей. Эта шкала рассчитана с учётом платёжеспособности стран, их национального дохода, определяемых на основе ВВП и ВНД, а также численности населения и ряда других параметров. Шкала взносов полностью пересматривается каждые три года на основе последних статистических данных по доходам. С 1988 года бюджет ООН утверждается на основе консенсуса, что позволяет странам ограничивать расходы при необходимости.
Государство-член ООН, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса в Генеральной Ассамблее, если сумма его задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года. Генеральная Ассамблея может, однако, разрешить такому члену ООН участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по не зависящим от него обстоятельствам.
Эмблема и флаг ООН
7 декабря 1946 года Генеральная Ассамблея утвердила эскиз в качестве официальной печати и эмблемы Организации Объединённых Наций. Пересмотренный вариант эмблемы представлял собой карту мира с полярной равноудалённой азимутальной проекцией, окружённую двумя оливковыми ветвями. Эти два символа широко известны и говорят сами за себя: оливковая ветвь в древней Греции служила символом мира; карта мира символизирует область, в которой ООН занимается достижением своей основной цели — мира.
20 октября 1947 года Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, в которой провозглашалось, что «флаг Организации Объединённых Наций представляет собой официальную эмблему, утверждённую Генеральной Ассамблеей, которая помещена в центре на светло-голубом фоне». Насколько известно, цвета эмблемы не имеют какого-либо конкретного значения.
Центральные учреждения ООН в
Место, выбранное для Центральных учреждений Организации Объединённых Наций, находилось в промышленном районе с предприятиями лёгкой промышленности, скотобойнями и железнодорожным депо, а с появлением комплекса зданий ООН этот район полностью преобразился. Сначала даже не рассматривался в качестве возможного местопребывания Центральных учреждений ООН. Предложения поступали от разных городов Европы и Северной Америки. Поступило даже предложение разместить штаб-квартиру на корабле, который постоянно бороздил бы моря и океаны, совершая своеобразное кругосветное плавание.
10 декабря 1945 года Конгресс США предложил ООН обосноваться в Соединённых Штатах Америки. Это предложение было принято Генеральной Ассамблеей 14 февраля 1946 года на её первой сессии, проходившей в Лондоне. Позже Ассамблея приняла предложение Джона Л. Рокфеллера младшего о выделении ей 8,5 миллионов долларов на приобретение нынешнего участка. Одновременно с даром Рокфеллера, муниципалитет предоставил часть земли внутри этого участка и прилегающую к нему территорию. С тех пор этот участок площадью 17 акров (6,9 гектара), расположенный в восточной части Манхэттена между улицей на юге, улицей на севере, Первой авеню на западе и проливом на востоке, принадлежит ООН и является международной территорией. Это означает, что земля, на которой находится комплекс Центральных учреждений, принадлежит не только Соединённым Штатам как принимающей стране, но и всем странам-членам ООН.
Комплекс Центральных учреждений был спроектирован группой из 11 всемирно известных архитекторов во главе с Уоллесом К. Гаррисоном (США). Первоначально архитекторы намеревались построить здание стоимостью 85 миллионов долларов. Позже стоимость была снижена на 20 миллионов долларов, а высота здания была уменьшена до 39 этажей. Первый камень в фундамент здания был заложен 24 октября 1949 года, а через 19 месяцев, 21 августа 1951 года, сотрудники ООН начали занимать свои новые помещения.
Комплекс Центральных учреждений включает несколько взаимосвязанных зданий: здание Секретариата, конференционный корпус (в нём расположены залы Советов, залы заседаний, ресторан и несколько кафе), здание Генеральной Ассамблеи, Мемориальную библиотеку Дага Хаммаршельда, подземную трёхэтажную типографию и кафетерий. Имеется также трёхэтажный подземный гараж, в котором могут разместиться более тысячи автомобилей. В комплексе зданий ООН расположены собственная пожарная служба и служба безопасности, а также почтовое отделение, входящее в систему государственной почты США, но обладающее специальным правом производить операции с марками ООН. Перед комплексом зданий ООН расположена площадь Объединённых Наций, на которой вывешены в алфавитном порядке флаги всех государств-членов ООН. В таком же порядке размещаются делегации в здании Генеральной Ассамблеи. Таким образом, в штаб-квартире ООН созданы все необходимые условия для проведения заседаний её главных органов, их вспомогательных подразделений, а также для проведения многочисленных встреч, совещаний, консультаций по самым разным вопросам и практически на всех уровнях.