Что не является главной задачей врачебного контроля

Приложение 10. Положение о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом

от 29 декабря 1985 г. N 1672

Положение
о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом

ГАРАНТ:

См. Положение о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физкультурой и спортом, утвержденное приказом Минздрава РФ от 20 августа 2001 г. N 337

I. Цель и задачи врачебного контроля

Врачебный контроль как неотъемлемая часть медицинского обеспечения населения решает задачи, связанные с оздоровительной направленностью физкультурного движения в СССР. Целью врачебного контроля является всемерное содействие эффективности физического воспитания народа, правильному использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому и духовному развитию советских людей, сохранению их здоровья, долголетия и творческой активности, готовности к высокопроизводительному труду и защите Родины, повышению мастерства советских спортсменов.

Основными задачами врачебного контроля является организация и проведение лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на определение состояния здоровья, физического развития и уровня функциональных возможностей занимающихся физкультурой и спортом; квалифицированное решение вопросов соответствия физических нагрузок функциональным возможностям здоровых и лиц с отклонениями в состоянии здоровья как при спортивном совершенствовании, так и во время занятий массовыми видами физической культуры; выявление ранних признаков заболеваний и повреждений, возникающих при нерациональных занятиях физической культурой и спортом; санитарно-гигиеническое и медицинское обеспечение всех физкультурных и спортивных мероприятий.

II. Формы работы по врачебному контролю

1. Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

2. Диспансеризация спортсменов и отдельных групп населения, занимающихся физической культурой.

3. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе: учебных занятий по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, в школах и учебных заведениях, учебно-тренировочных занятий и соревнований.

4. Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.

5. Предупредительный и текущий санитарный надзор за местами и условиями занятий физической культурой и спортом, соревнований, а также за строительством спортивных сооружений.

6. Медико-санитарное обеспечение учебно-тренировочных сборов, соревнований и массовых видов физической культуры: подготовки и сдачи норм комплекса ГТО, производственной гимнастики, занятий в группах общей физической подготовки, туризма и пр.

7. Профилактика спортивного травматизма и патологических состояний, возникающих при нерациональных занятиях физической культурой и спортом.

8. Организация и проведение мероприятий по восстановлению спортивной работоспособности после соревнований, учебно-тренировочных физических нагрузок, реабилитации спортсменов после перенесенных травм и заболеваний.

9. Санитарно-просветительная работа среди физкультурников и спортсменов.

10. Пропаганда оздоровительного влияния физической культуры и спорта среди населения.

11. Повышение квалификации медицинских работников по вопросам врачебного контроля за лицами, занимающимися физической культурой и спортом.

12. Изучение эффективности совершенствования организационных форм врачебного контроля за лицами, занимающимися физической культурой и спортом с последующим их анализом.

13. Научные исследования в области медико-биологических проблем физической культуры и спорта.

Примечание: работа по перечисленным разделам проводится в соответствии с действующими инструкциями, положениями и руководствами.

III. Система организации врачебного контроля

1. Врачебный контроль обеспечивается специализированными лечебно-профилактическими учреждениями, врачебно-физкультурными диспансерами (отделениями, кабинетами) и под их организационно-методическим руководством всей сетью лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологическими станциями и медицинскими службами добровольных спортивных обществ и ведомств.

Врачебно-физкультурные диспансеры работают под руководством отделов здравоохранения (района, города, области, министерства здравоохранения республики).

Специализированные медицинские службы добровольных спортивных обществ, ДОСААФ, спортивных баз, детско-юношеских спортивных школ, общеобразовательных школ-интернатов спортивного профиля и спортивных клубов проводит свою работу под организационно-методическим руководством врачебно-физкультурных диспансеров.

2. Обеспечение проведения своевременного медицинского освидетельствования, ответственность за допуск к занятиям физической культурой и спортом, к участию в соревнованиях лиц без медицинского освидетельствования или не подготовленных возлагается на руководителей коллективов физической культуры и спортивных клубов, начальников спортивных отделов комитетов по физической культуре и спорту и добровольных спортивных обществ, директоров и ректоров учебных заведений, преподавателей, тренеров и инструкторов физической культуры.

3. Врачебное обследование и диспансеризация занимающихся физкультурой и спортом осуществляется в следующем порядке:

а) дети дошкольного возраста обследуются у врачей детских поликлиник;

б) учащиеся общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, школ профессионально-технического обучения и других учебных заведений, занимающихся по государственным программам физического воспитания, проходят обследование по установленной форме не реже одного раза в течение учебного года, согласно графику у врачей, обслуживающих указанные учебные заведения. На основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии, они распределяются для занятий физическими упражнениями на медицинские группы: основную, подготовительную, специальную.

Медицинские группы учащихся для занятий физическим воспитанием

Название
группы
Медицинская характеристика
группы
Допустимая физическая
нагрузка
123
ОсновнаяЛица без отклонений в
состоянии здоровья, а
также лица, имеющие
незначительные отклонения
в состоянии здоровья, при
достаточном физическом
развитии
Занятия по учебным программам
физического воспитания в полном
объеме; занятия в одной из
спортивных секций; участие в
соревнованиях и сдача норм
комплекса ГТО, соответственно
возрасту.
Подготови-
тельная
Лица с недостаточным
физическим развитием и
слабо физически
подготовленные без
отклонений и с
незначительными
отклонениями в состоянии
здоровья.
Занятия по учебным программам
физического воспитания при
условии более постепенного
освоения комплекса двигательных
навыков и умения, особенно
связанных с предъявлением к
организму повышенных требований.
Дополнительные занятия для
повышения уровня физической
подготовленности. Отсрочка сдачи
контрольных испытаний и норм ГТО.
Специаль-
ная
Лица, имеющие отклонения в
состоянии здоровья
постоянного или временного
характера, требующие
ограничения физических
нагрузок, допущенные к
выполнению учебной и
производственной работы.
Занятия по специальным учебным
программам, утвержденным
Министерством Высшего и Среднего
Специального Образования СССР и
Министерством просвещения СССР и
согласованные с Министерством
здравоохранения СССР.
Освобождение от сдачи норм ГТО.

Примечание: в отдельных случаях при выраженных нарушениях функции опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата и значительных нарушениях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, учащиеся направляются на занятия лечебной физкультурой в лечебно-профилактические учреждения.

Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного обследования.

в) В медицинских институтах врачебный контроль за физическим воспитанием студентов проводится под научно-методическим руководством кафедр врачебного контроля и лечебной физкультуры. За студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий физической культурой должны проводиться сотрудниками кафедр врачебного контроля и лечебной физкультуры.

В институтах физкультуры, имеющих свои поликлиники, врачебный контроль за физическим воспитанием студентов проводится врачами поликлиник под научно-методическим руководством кафедр спортивной медицины и лечебной физкультуры.

г) Члены коллективов физкультуры проходят врачебные обследования не менее 1-го раза в год у врачей, обслуживающих данные коллективы, или по месту жительства. Лица, вступившие на путь спортивного совершенствования, на медицинские группы не подразделяются. Им дается индивидуальное заключение о допуске к занятиям в спортивной секции, а также о характере и режиме тренировок;

д) лица, сдающие нормативы комплекса ГТО, проходят врачебные обследования перед началом подготовки и перед сдачей нормативов в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства или работы;

е) лица среднего и пожилого возраста, занимающиеся физической культурой, проходят врачебные обследования в поликлиниках по месту жительства или работы не реже одного раза в 6 месяцев. Для организованных занятий физическими упражнениями они распределяются на медицинские группы по состоянию здоровья и физической подготовленности.

Медицинские группы для занятий физической культурой
лиц среднего и пожилого возраста

Название
группы
Медицинская характеристика
группы
Рекомендуемые виды занятий
123
Первая IЛица среднего и пожилого
возраста без отклонений в
состоянии здоровья при
достаточной физической
подготовленности.
Занятия в группах ОФП
«Здоровья» по специальным
группам, участие в
соревнованиях и сдаче норм
комплекса ГТО, согласно
возрасту.
Вторая IIЛица среднего и пожилого
возраста с небольшими
отклонениями в состоянии
здоровья на фоне возрастных
изменений, но без существенных
функциональных расстройств.
Занятия в группах ОФП
«Здоровья» по специальным
программам для возрастных
групп.
Третья IIIЛица среднего и пожилого
возраста с отклонениями в
состоянии здоровья постоянного
или временного характера, на
фоне возрастных изменений с
функциональными расстройствами
без достаточной физической
подготовленности.
Занятия лечебной физкультурой
по методикам, разработанным
для больных с различными
заболеваниями.

ж) ведущие спортсмены областей, городов, районов ДСО, ДОСАФ (спортсмены ВУЗов, техникумов подлежат диспансерному наблюдению во врачебно-физкультурных диспансерах, кабинетах врачебного контроля лечебно-профилактических учреждений. В случае отсутствия диспансеров и кабинетов врачебного контроля, диспансерное наблюдение указанных контингентов проводится в лечебно-профилактических учреждениях (городских, районных, сельских, студенческих поликлиниках) выделенными для этой работы врачами;

Диспансеризация спортсменов, учащихся юношеских и детских спортивных школ и школ спортивной молодежи предусматривает диспансерное обследование в зависимости от вида спорта и квалификации, а также дополнительные осмотры после заболеваний и травм, длительных перерывов в учебно-тренировочном процессе, перед соревнованиями по видам спорта, требующим согласно действующим инструкциям дополнительного обследования (бокс, марафонский бег, плавание, альпинизм, тяжелая атлетика, подводный спорт и др.), обязательные регулярные врачебно-педагогические наблюдения с целью определения соответствия физической нагрузки уровню функционального состояния и физической подготовленности занимающихся, а также уточнения вопросов планирования объема, длительности и интенсивности учебно-тренировочных занятий.

Примечание: в зависимости от имеющихся возможностей и условий врачебно-физкультурные диспансеры по указанию органов здравоохранения могут расширить диспансерное наблюдение за контингентами, занимающимися физической культурой и спортом, помимо указанных групп, определенных настоящим положением.

Заключение о состоянии здоровья, указания о допустимой нагрузке, общем и тренировочном режиме, назначение лечебных и профилактических мероприятий, а также разрешение на участие в каждом соревновании врач, проводящий обследование, записывает во врачебно-контрольную карту по утвержденной форме.

4. Медицинское обеспечение спортсменов сборных команд и олимпийских команд СССР, республик, городов, областей ДСО и ведомств осуществляется на местах врачебно-физкультурными диспансерами, имеющими дополнительные отделения для диспансеризации этих спортсменов в соответствии с действующими приказами и методическими руководствами.

Централизованное медицинское обеспечение сборных и олимпийских команд СССР осуществляется силами врачебно-физкультурных диспансеров системы Министерства здравоохранения СССР и подразделениями системы спорткомитета СССР в соответствии с действующими приказами и положениями.

Для оказания специализированной консультативной и лечебной помощи ведущим спортсменам, а также юным спортсменам и учащимся спортивных школ, общеобразовательных школ-интернатов спортивного профиля привлекаются научно-исследовательские институты, кафедры врачебного контроля и лечебной физкультуры медицинских институтов усовершенствования врачей и институтов физической культуры.

5. Все занимающиеся физкультурой и спортом после перенесенных заболеваний или травм подлежат дополнительному врачебному обследованию с выдачей разрешения для продолжения занятий спортом.

Спортсменам с отклонениями в состоянии здоровья, связанными с неадекватными тренировочными нагрузками и нагрузками в ходе соревнований (перенапряжение сердца, перетренировка и пр.), а также спортсменам с хроническими очагами инфекции и травмами, обеспечивается квалифицированная медицинская помощь, санация очагов инфекции и реабилитация в условиях врачебно-физкультурных диспансеров и других лечебно-профилактических учреждениях, имеющих в своем составе необходимые подразделения.

Рекомендации к отстранению от занятий спортом или ограничению физических нагрузок даются индивидуально.

6. Разрешение на участие в соревнованиях оформляется именным списком (заявочным листом), индивидуальной справкой и заносится в классификационную книжку спортсмена по следующей форме.

Именной листок
(заявочный лист)

Перечисленные в списке лица прошли надлежащую тренировку и к данному соревнованию подготовлены.

Медико-санитарное обеспечение массовых физкультурных мероприятий, учебно-тренировочных сборов и спортивных соревнований осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, кабинетами-отделениями врачебного контроля по территориальному принципу, а также медицинскими кабинетами спортивных баз, ДСО, ДОСААФ, ведомств с привлечением медицинских работников местных органов здравоохранения и выделением санитарного транспорта.

Главный врач соревнований входит в состав судейской коллегии на правах заместителя главного судьи по медицинской части и принимает участие во всей работе судейской коллегии данного соревнования. Решения врача, касающиеся его компетенции, являются для судейской коллегии обязательными.

Начальник Главного управления

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Врачебный контроль, его цели и задачи

Определение понятия врачебного контроля как условия допуска. Характеристика его содержания и периодичность. Основные его задачи, формы и методы организации. Изучение системы медицинского обеспечения и врачебного контроля за спортсменами и студентами.

РубрикаМедицина
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления24.12.2014
Размер файла25,5 K

Что не является главной задачей врачебного контроля

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

По дисциплине: физическая культура

На тему: «Врачебный контроль, его цели и задачи»

студентка 2 курса кафедры ДПИ и НП

Кривоногова Надежда Валерьевна

1. Врачебный контроль, как условие допуска, его содержание и периодичность, задачи, организация, формы и методы

В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обязательным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом называется врачебным контролем в физическом воспитании.

Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Основными задачами врачебного контроля являются:

организация и проведение лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, квалифицированное решение вопросов соответствия физических нагрузок функциональным возможностям здоровых и лиц с отклонениями в состоянии здоровья как в спортивном совершенствовании, так и во время занятий массовыми видами физической культуры; выявление ранних признаков заболеваний и повреждений, возникающих при нерациональных занятиях физической культурой и спортом; санитарно-гигиеническое и медицинское обеспечение всех физкультурных и спортивных мероприятий; недопущение применения недопустимых средств (допинга) для повышения спортивных результатов посредством анализа крови и мочи спортсменов (допинг-препараты, или транквилизаторы, могут привести к негативным необратимым процессам в организме или даже смерти от перенапряжения).

Целью врачебного контроля является содействие правильному использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей.

Система организации врачебного контроля

Врачебный контроль обеспечивается специалистами лечебно-профилактических учреждений, диспансерами спортивной медицины и под их организационно-методическим руководством всей сетью лечебно-профилактических учреждений.

Допуск к организованным занятиям физической культурой и спортом осуществляется на основании медицинского освидетельствования с применением методов врачебного контроля.

Разрешение на участие в соревнованиях выдается лицами, прошедшими соответствующую подготовку и врачебный контроль.

Руководители коллективов физической культуры и спортивных клубов, директора и ректоры учебных заведений, преподаватели, тренеры и инструкторы физической культуры должны следить за своевременным проведением медицинского освидетельствования.

Врачебное обследование и диспансеризация занимающихся физкультурой и спортом осуществляются в следующем порядке:

дети детских дошкольных учреждений обследуются у врачей, обслуживающих данные коллективы;

Члены физкультурных коллективов проходят обследования не реже одного раза в год у врачей, обслуживающих данные коллективы, или по месту жительства. в спортивной секции, а также о характере и режиме тренировок.

Врачебные обследования могут проводиться в лабораторных условиях и в условиях спортивной деятельности. Комплексное врачебное обследование в лабораторных условиях включает в себя следующие методы:

При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности.

При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Определяя при первичном обследовании состояние здоровья, физического развития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д.

Проводя повторные обследования, он следит по изменениям здоровья, физического развития и подготовленности за правильностью, эффективностью хода физвоспитания. Контроль за состоянием обследуемого учитывать влияние занятий физическими упражнениями.

В результате обследования составляется заключение о состоянии здоровья, включающее указания о допустимой нагрузке и прочие сведения.

Методы врачебного обследования.

1. Расспрос применяется для определения состояния здоровья. Он даёт возможность собрать сведения о медицинской и спортивной биографии спортсмена, узнать о его жалобах в настоящий момент.

2. Осмотр позволяет по сумме зрительных впечатлений получить общее представление о физическом развитии, выявить некоторые признаки возможных травм и заболеваний, оценить поведение обследуемого и т.д.

3. Ощупывание основано на получении осязательных ощущений о форме, объёме исследуемых частей тела или исследуемой ткани. Этим методом определяют физические свойства, величину, особенности поверхности, плотность, подвижность, чувствительность и так далее.

4. Выслушивание лёгких, сердца помогает проводить исследования путём улавливания звуковых явлений, возникающих при работе органов.

Дополнительная ценная информация при медицинском осмотре будет получена также при измерении артериального давления, записи ЭКГ в покое и после нагрузки, определении массы тела.

Медицинское обследование охватывает всех студентов вузов и проводится в соответствии с инструкцией об организации врачебного контроля за физическим воспитанием студентов вузов страны, введенной в действие в 1972 году.

В начале учебного года студенты в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование, антропометрические измерения. Периодические медицинские осмотры занимающихся физической культурой и спортом проводятся не менее одного раза в год. Отдельные студенты по назначению врача или преподавателя проходят медицинские осмотры повторно.

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

— регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;

— врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;

— санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;

-санитарно-просветительская работа, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

— профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

— проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.

Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение занимающихся происходит на группы:

— основную (без отклонений в состоянии здоровья);

— подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью);

— специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требуют ограничения физических нагрузок).

Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.

2. Врачебный контроль за юными спортсменами и студентами

У юных спортсменов суточная величина энерготрат может быть значительно выше, в зависимости от вида спорта, которым они занимаются.

Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия), и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.

Летом, для обеспечения школьникам условий для достаточной двигательной активности, следует шире использовать подвижные игры, плавание, корригирующие упражнения для нормализации осанки и свода стоп.

Врачебный контроль за юными спортсменами. Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:

дополнительные медицинские осмотры с включением тестирования физической работоспособности перед участием в соревнованиях и после перенесенной болезни или травмы;

врачебно-педагогические наблюдения с применением и дополнительных повторных нагрузок после тренировок;

санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;

строгое выполнение тренером рекомендаций врача по объему, интенсивности, режиму и методике тренировок, срокам допуска к тренировкам (особенно к соревнованиям) после перенесенных травм и инфекционных заболеваний.

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма школьника.

Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим тренировочным нагрузкам, зависит от вида спорта.

Институт возрастной физиологии РФ рекомендует начинать занятия тем или иным видом спорта в следующем возрасте:

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных особенностей юных спортсменов нередко является причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалидизации.

К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их переводят в подготовительную или специальную медицинскую группу.

Особенности питания школьников. Правильно организованное (в количественном и качественном отношении) питание детей является обязательным условием их нормального физического развития и играет важную роль в повышении работоспособности и сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Преобладание в пище детей углеводов ведет к различным заболеваниям (диабету, ожирению, снижению иммунитета, кариозности зубов и др.).

Питание школьников связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма и условиями деятельности учащихся. Повышенная калорийность питания у детей по сравнению со взрослыми объясняется интенсивным обменом веществ, большей подвижностью, соотношением между поверхностью тела и его массой (у детей на 1 кг веса приходится большая наружная поверхность, чем у взрослых, а потому они быстрее охлаждаются и, соответственно, теряют больше тепла).

Потребность в жирах у школьников также увеличивается, так как они содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.

Наиболее благоприятным условием для роста и развития является соотношение, когда на 1 г белка приходится 1 г жира. Потребление углеводов в младшем возрасте меньше, чем в старшем, в то время как потребление белков с возрастом увеличивается. Избыток углеводов в питании так же вреден, как и недостаток (излишки идут на отложение жира; снижается иммунитет; дети-сластены больше подвержены простудным заболеваниям, а в дальнейшем не исключено заболевание диабетом).

У детей потребность во всех витаминах повышена, они более чувствительны к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина А вызывает приостановку роста, снижение веса и пр., а при недостатке витамина Д возникает рахит (витамин Д регулирует фосфорно-кальциевый обмен). Недостаток ультрафиолета и витамина Д ведет к рахиту, кариесу зубов и пр.

Длительные перерывы в приеме пищи и еда всухомятку наносят существенный вред здоровью школьника.

Закаливание школьников проводится по системе гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холод, тепло, радиация, перепады атмосферного давления и т.п.). Это своего рода тренировка организма с использованием целого ряда процедур.

При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд условий: систематичность и постепенность, учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья, возраста, пола и физического развития; использование комплекса закаливающих процедур, то есть применение разнообразных форм и средств (воздух, вода, солнце и др.); сочетание общих и локальных воздействий.

В процессе закаливания школьники осуществляют самоконтроль, а родители следят за реакциями ребенка на закаливающие процедуры, оценивают их переносимость и эффективность.

Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и солнечные ванны), вода (души, ванны, полоскания горла и др.).

Последовательность выполнения закаливающих водных процедур: обтирание, обливание, прием ванн, купание в бассейне, растирание снегом и т.д.

Приступая к закаливанию детей и подростков, необходимо помнить, что у детей высокая чувствительность (реакция) к резкой смене температур. Несовершенная терморегуляционная система делает их беззащитными перед переохлаждением и перегреванием.

Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Лучше начинать летом или осенью. Эффективность процедур увеличивается, если их проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими упражнениями, играми и т.п.

При острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний проводить закаливающие процедуры нельзя!

Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов включает:

исследование физического развития и состояния здоровья;

определение влияния физических нагрузок (занятий физкультурой) на организм с помощью тестов;

оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;

врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);

профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;

пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.).

Возрастные изменения начинаются с периферических сосудов. Происходит утончение мышечного слоя артерий. Склероз раньше всего возникает в аорте и крупных сосудах нижних конечностей. Кратко изменения в организме при старении можно сформулировать следующим образом:

нарушается координация движений, изменяется структура мышечной ткани с потерей жидкости, сухостью кожи и т.д.;

уменьшается выделение гормонов (например, адренокортикотропного гормона АКТГ), по этой причине снижается эффективность синтеза и секреции гормонов надпочечников, ответственных за обменные и приспособительные процессы организма, в частности, при мышечной работе;

снижается функция щитовидной железы (гормон тироксин), регулирующей обменные процессы (биосинтез белков);

нарушается обмен жиров, в частности, их окисление, а это ведет к накоплению в организме холестерина, который способствует развитию склероза сосудов;

возникает инсулиновая недостаточность (функциональные нарушения поджелудочной железы), затрудняется переход глюкозы в клетки и ее усвоение, ослабляется синтез гликогена: инсулиновая недостаточность затрудняет биосинтез белка;

ослабляется деятельность половых желез, что в свою очередь вызывает ослабление мышечной силы.

С возрастом мышцы уменьшаются в объеме, снижается их эластичность, сила и сократимость.

Исследования показывают, что наиболее выраженным возрастным изменением протоплазмы клеток (мышц) является снижение гидрофильности и водоудерживающей способности белковых коллоидов.

С возрастом интенсивность обменных процессов понижается и величина минутного объема сердца уменьшается. Скорость возрастного снижения сердечного индекса составляет 26,2 мл/мин/м2 в год.

При возникновении гипертрофии миокарда, коронарокардиосклероза нарушается метаболизм мышц, повышается артериальное давление, возникает тахикардия и другие изменения, которые существенно лимитируют физическую деятельность.

Кроме того, происходит частичная замена мышечных волокон соединительной тканью, возникает атрофия мышц. Из-за потери эластичности легочной ткани снижается вентиляция легких, а следовательно, и снабжение тканей кислородом.

Практика свидетельствует, что умеренные физические тренировки задерживают развитие многих симптомов старения, замедляют прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений, улучшают функциональное состояние главнейших систем организма. А если учесть, что для лиц среднего, и особенно пожилого возраста характерна гиподинамия и избыточное питание, то становится очевидной необходимость регулярных занятий физкультурой.

В настоящее время накоплен определенный опыт по вопросам внетренировочной деятельности студентов-спортсменов. Однако жизнь не стоит на месте. Ученые продолжают исследования, и в том числе экспериментальные. Следовательно, есть основания утверждать, что в ближайшие годы предстоит узнать о многом, что будет содействовать более рациональному построению внетренировочной деятельности, эта проблема включает в себя биологические вопросы: суточный режим, восстановление работоспособности, вопросы сбалансированного питания, потребление стимулирующих средств и др.

Так как основная составляющая внетренировочной деятельности является биологической, а тренеры-преподаватели не имеют глубоких познаний в медико-биологических науках, то единственная возможность совершенствования перечисленных вышесоставляющих внетренировочной деятельности заключается в совместных исследованиях тренеров-преподавателей и гигиенистов, физиологов, врачей, специалистов по суточному режиму, восстановлению работоспособности.

Список используемой литературы

4. Физкультура без травм / В.К. Велитченко.- Москва : Просвещение, 1993.

8. Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Л.Б.Кофмана.- М.:Физкультура и спорт, 1998г.

9. Раздумья о здоровье/ Н.М.Амосов.-Свердловск,1987г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Задачи, содержание, организация, формы и методы врачебного контроля. Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль. Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности. Отрицательные явления.

курсовая работа [37,1 K], добавлен 01.11.2002

Содержание, задачи и методика комплексного врачебного контроля. Виды врачебного обследования лиц, занимающихся физической культурой. Диагностика с целью определения режима и методики занятий физическими упражнениями. Врачебные наблюдения.

реферат [14,3 K], добавлен 29.12.2002

Особенности врачебного контроля, который представляет собой основной раздел спортивной медицины и осуществляется специалистами – спортивными врачами. Особенности врачебного контроля за женщинами, детьми, подростками. Медицинский контроль на соревнованиях.

курсовая работа [35,7 K], добавлен 28.11.2010

Особенности развития и функционирования сердца у детей и подростков. Адаптация сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке. Особенности врачебного контроля над детьми, подростками, юношами, девушками. Медицинские вопросы спортивной ориентации.

реферат [26,8 K], добавлен 12.01.2011

Изучение современных подходов к оценке качества сестринской помощи. Организация контроля качества сестринского ухода в учреждениях здравоохранения. Анализ анкетирования пациентов, медицинских сестер и врачебного персонала, разработка врачебной карты.

курсовая работа [41,0 K], добавлен 21.03.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *