Что не является функцией общения познавательная развивающая сплачивающая электоральная
Что такое общение — определение, виды, этапы, средства, цели
Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.
Что такое общение?
Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:
С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).
Средства общения
Средствами общения называют способы представления, обработки, передачи, кодирования и декодирования информации. Под кодированием здесь подразумевается преобразование информации в вид, подходящий для передачи (устная речь, бумажное письмо, электронное сообщение). Соответственно, декодирование – это восприятие сказанного на слух, чтение с бумаги или с экрана.
Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.
1. Вербальные средства общения
В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).
Примеры вербальной передачи информации:
Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.
2. Невербальные средства общения
К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.
Примеры невербальной передачи информации:
Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.
Цели общения
Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).
Основные функциональные цели общения:
Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.
Этапы общения
Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:
Функции общения
Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:
Виды общения
В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:
Стороны общения
Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):
Роль общения в человеческой жизни
Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.
Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.
Назовите сторону, которая не является функцией общения:
наверное Г)
[ссылка появится после проверки модератором]
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон:
Коммуникативная функция общения. Во время процесса общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление средств коммуникации – на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.
Модель вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов:
КТО? (передает сообщение) – коммуникатор;
ЧТО? (передается) – сообщение (текст);
КАК? (осуществляется передача) – канал;
КОМУ? (направлено сообщение) – аудитория;
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:
открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);
отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);
закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
В современной коммуникации принято выделять 3 вида речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения.
Если со стороны собеседника не предполагается никакой реакции, кроме «принятия к сведению» информации, то высказывание принадлежит к классу сообщения. Они должны формулироваться ясно, кратко, быть правдивыми.
Если ожидаемой реакцией на реплику является какое-то действие вне рамок диалога, то говорящий побуждает речью. Особенностью деловых взаимоотношений является то, что приказы, распоряжения отдаются вежливым тоном. Лучше использовать такой вид побуждения, как просьба, совет.
Высказывание, направленное на то, чтобы получить ответ (вербальную реакцию), относится к классу вопросов. В зависимости от установки говорящего различают собственно вопросы (спрашивающий сам не знает правильного ответа) и т.н. «учительские» вопросы (говорящий хочет проверить адресата речи).
Любое утверждение, особенно категорическое, вызывает дух противоречия. Если придать сообщению форму вопроса, то можно смягчить, нейтрализовать протест собеседника. Вопросная форма снижает вероятность спора, конфликта в служебном общении.
Вопросы позволяют деловому человеку направить процесс передачи информации в нужное русло, перехватить и удержать инициати
Виды и функции общения
ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
3.1. Виды и функции общения.
3.2. Коммуникативные барьеры.
3.3. Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров.
Ключевые слова: коммуникация, психология, коммуникативный барьер, информация.
Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение. Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.
В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.
Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например пищи.
У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
По содержанию общение может быть представлено как:
— Материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.
— Когнитивное – обмен знаниями.
— Деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.
— Кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями.
— Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении.
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
По целям общение делится на биологическое и социальное:
— Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
— Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.
Основные виды общения:
— Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
— Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.
— Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
— Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.
Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому.
Кодирование информации – это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим.
Это – язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.
Различают четыре основные функции общения:
— Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
— Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.
— Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
— Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.
Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.
Современному специалисту сферы торговли и обслуживания приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера.
В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
— Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
— Манипуляция – это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
— Диалогическое общение – это общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению.
Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений:
— Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идёт об общении по принципу «здесь и сейчас» с учётом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнёры испытывают в данный момент.
— Безоценочное восприятие личности партнёра, априорное доверие к его намерениям.
— Восприятие партнёра как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.
— Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешённые вопросы (проблематизация содержания общения).
— Персонификация общения – разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.
Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями, элементом взаимопонимания.
Информация в общении не просто передаётся от одного партнёра к другому (лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию – реципиентом), а именно обменивается.
Обратная связь – это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи – помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.
В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.
На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности.
К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т. д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее.
Основные функции общения
Функции общения
Общение — это способ передачи, восприятия информации, заключающийся в личностном взаимодействии посредством вербальных и невербальных средств.
В состав коммуникации, как разностороннего процесса, входит:
Потребность в коммуникации стимулирует развитие процесса жизнедеятельности человека. Роль общения сложно переоценить. Оно является движущей силой для формирования человека, как социальной личности, прививает культурные и моральные ценности, нормы поведения. Посредством коммуникации и способности обучаться человек приобретает определённые качества, навыки, необходимые ему в жизни.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Многими исследованиями доказано, что при отсутствии возможности общаться, замедляется развитие психики, интеллекта, человек остаётся на низшей степени своего развития.
Развитие отношений в обществе
Важной составляющей коммуникативной связи является формирование взаимоотношений между людьми.
Отношения — результат взаимодействия между людьми, который характеризуется эмоциональной окраской (симпатии, сочувствие, антипатии, переживания).
Отношения подразделяются на несколько видов:
Основные функции
Функции общения — задачи и роли, выполняемые общением в процессе существования человека в социуме.
Классификация функций характеризуется наличием различных подходов.
Рассматривая коммуникацию неотрывно от общественной жизни, выделяют такие функции:
Некоторые исследователи рассматривают функционирование коммуникативной составляющей с позиций обмена информацией. Б. Ломов предложил такую классификацию:
А. Реан выдвинул четырёх элементную модель:
Наиболее полной и распространённой является классификация Л. Карпенко. Он выделяет следующие функции общения:
А. Панфилова и Е. Руденский свою классификацию основали на базе анализа коммуникативного процесса в отрасли деловых отношений:
Рассмотрим подробнее наиболее значимые функции коммуникации.
Инструментальная
Инструментальная функция представляет общение управленческим механизмом, который позволяет осуществить процесс передачи и получения данных, необходимых для осуществления деятельности.
Трансляционная
Трансляционная — передаёт методы деятельности, оценочные мнения, личностные суждения.
Интегративная
Данная функция является средством, которое помогает сесть за стол деловых переговоров с собеседником. Общение предстаёт связующим звеном для различных видов деятельности человека.
Контактная
Контактная функция определяет роль общения в установлении контакта, который характеризуется готовностью воспринимать и передавать данные в процессе взаимной деятельности. И подразумевает поддержание взаимосвязи.
Контакт (значение в психологии) — образование, поддержание и развитие процесса взаимного расположения людей друг к другу.
Информационная
Данная функция предполагает взаимный обмен данными.
Познавательная
Познавательная роль общения состоит в получении от собеседника кардинально новой информации, которая расширяет его кругозор и не нуждается в подтверждении её подлинности.
Амотивная
Амотивная функция является способом, который позволяет создать в процессе общения необходимый эмоциональный фон, вызвать у собеседника конкретные чувства, влияя на него с помощью собственных ощущений.
Функция осмысления
Данная функция означает адекватное, осмысленное восприятие собеседником сути переданной информации и понимание участниками диалога друг друга.
Функция общественного отклика
Информация, которую воспринял один участник группы, посредством общения становится известной и влияет на всю группу.
Регулятивная
Оценка производительности общения происходит через регуляцию поведения или деятельности. Проявляется функция в планировании, координации, согласовании совместных действий для достижения общей цели.
Социализирующая
В процессе общения в коллективе, его участниками осваиваются новые навыки и умения, что позволяет улучшить свои коммуникативные способности. Это одно из важнейших назначений общения. Формируются умения оценивать ситуацию, действовать исходя из интересов коллектива.
Управленческая
Состоит в способности управлять позициями и мнениями людей, направлять их взгляды в более выгодное для лидера направление.
Перцептивная
Перцептивная функция общения состоит в оценке и понимании поведения партнёра, в разумении мотивов, чувств, движущих им.
Структура общения в психологии, основные этапы
Изучением коммуникативного процесса занимались многие учёные. Большая база изысканий в этой области принадлежит Тайеру Л. Именно он ввел в психологию 3 параметра общения:
Среди отечественных, выделяются исследования Панферова. Он выделил 4 элемента, которые содержатся в структуре общения:
Современная схема структуры общения (Г. М. Андреева)
Современный подход к структурированию процесса общения высказала Г. М. Андреева. Она выделила 3 взаимосвязанные составляющие:
Коммуникативная сторона
Коммуникативный элемент структуры отражает процесс передачи информации посредством вербальных и невербальных средств.
Вербальные средства коммуникации — письменная и устная речь.
Невербальные средства:
Перцептивная сторона
Перцептивная грань общения означает процесс установления взаимосвязи на основе взаимопонимания и принятия собеседниками друг друга во время коммуникации.
Собеседники предстают как личности в момент общения. Поэтому происходит эмоциональная оценка партнёра, анализ его действий и поступков, прогнозирование его поведение и в соответствии с этим — построение своего поведения. От точности восприятия зависит успех взаимной деятельности. Иногда первое впечатление о человеке бывает обманчивым.
В понятии «социальная перцепция» (восприятие) важную роль играют и когнитивные процессы.
Идентификация — попытка поставить себя на место собеседника с целью лучшего понимания его взглядов и поступков.
Эмпатия — способность ощущать и отзываться на чувства собеседника. Человек может не придерживаться точки зрения собеседника, однако пытается эмоционально его понять.
Рефлексия — понимание того, каким человек предстает в глазах другого.
Эффекты межличностного восприятия — объясняя поступки другого, человек стремится приписать ему мотивы и ощущения, которые испытывал бы сам. Однако, не всегда это является верным, так как восприятие личностей отличается друг от друга.
Эффект ореола характеризуется наделением человека качествами, представление о которых сложилось на основе мнений других людей об этом индивидууме. Эффект ореола может возникать во время формирования первого впечатления.
Стереотипизация — устойчивый образ, характеризующий человека или явление, используемый в процессе общения.
Интерактивная сторона
Интерактивная грань общения — процесс обмена не только информацией, но и поступками, действиями. Это общая деятельность, целью которой является достижение определённых результатов.
Различают виды взаимодействия:
Кооперация заключается в объединении общих усилий в процессе деятельности. Основными чертами кооперации является взаимопонимание и общность интересов. Взаимопонимание формируется соответственно оценке людей, самооценки, способности понимать собеседников и контролировать своё психологическое состояние.
Особая роль в интерактивной стороне общения выделяется лидерам. Они формируют психологическую атмосферу в коллективе.
Конкуренция означает соперничество, элемент соревнования, которое может вызвать конфликтные ситуации внутри группы. Конкурирующие отношения способны возникнуть и в кооперации. Конфликты внутри коллектива зачастую являются средствами против застоя, катализатором к его развитию.
Этапы общения
В процессе общения принято различать следующие этапы:
Цели общения
Цели общения — комплекс причин, побуждающих человека начать процесс коммуникации.
Цели делятся на функциональные и объектные.
К функциональным целям относятся:
Объектные цели относятся к вопросу выбора партнёра по коммуникативным взаимоотношениям. Он может быть постоянным или ситуативным.
Наиболее распространённый фактор, который влияет на выбор собеседника — это его притягательность как личности по моральным, деловым, физическим характеристикам и выражение к нему эмоциональных ощущений.
Влияние общения на жизнь человека
Потребность в общении является для человека свойством, стимулирующим и направляющим развитие его психики. Изоляции от социума наносят существенный ущерб психологической составляющей человека.
Общение необходимо для человека, его интенсивность зависит уже от личностных характеристик: темперамента, характера, психотипа.
Коммуникативное окружение формирует человека, оказывает влияние на развитие его как личности. Чаще всего дети, растущие в асоциальных условиях, становятся отражением своего окружения. Так как у них нет возможности наблюдать другой пример.
Различные виды общения выполняют разные функции в развитии индивидуума:
Содержание коммуникации оказывает большое влияние на человека. Для построения правильного коммуникативного процесса, приносящего позитивные эмоции, существует ряд правил:
В XXI веке значение приобретает виртуальное общение. Безусловно, оно облегчает процесс коммуникации людей, находящихся на больших расстояниях друг от друга. Однако, злоупотребление им может приводить к возникновению сложностей во время непосредственного контакта с людьми.
Виртуальный коммуникативный процесс отличается отсутствием индивидуальной ответственности за своё содержание. Для хрупкой и гибкой психики ребёнка такое общение может являться негативным фактором для развития. Часто связь посредством интернета становится губительной для детей — они остро воспринимают грубую критику в свой адрес, подвергаются манипуляциям со стороны виртуальных собеседников. Это приводит к неисправимым последствиям, как для психики, так и для жизни, здоровья ребёнка. Виртуальный мир ребёнка должен контролироваться и ограничиваться временными рамками.