Что не является формой внеурочной работы в начальных классах
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
Методички Педсовета
01 января 2020 • 11:35
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
Структура внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
Направления, виды и формы внеурочной деятельности
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Направления внеурочной деятельности:
Виды внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
Общекультурное:
Общеинтеллектуальное:
Духовно-нравственное:
Социальное:
Формы внеурочной деятельности по видам:
Словесно-логические
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.
Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.
Образно-художественные формы
Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.
Трудовые формы внеурочной деятельности
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
Игровые (досуговые) формы работы
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
Психологические формы
В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.
Результаты внеурочной деятельности
Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.
Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:
Литература:
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.
Формы внеурочной деятельности в начальной школе
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач :
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Структура внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
учебный план образовательного учреждения;
дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
Направления, виды и формы внеурочной деятельности.
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Направления внеурочной деятельности:
Методический материал. «Виды и формы внеурочной деятельности»
Формы и виды внеурочной деятельности в условиях ФГОС
В данной статье описаны формы внеурочной деятельности по направлениям и видам. Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования ориентированы на воспитательные результаты.
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
Структура внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
Направления, виды и формы внеурочной деятельности.
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Направления внеурочной деятельности:
Виды внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Формы внеурочной деятельности по видам:
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.
Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.
Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.
Результаты внеурочной деятельности
Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).
Достигается в дружеской детской среде.
Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.
Дос тижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:
МБУ ДО ЦРТДиЮ Первомайского района г. Ростова-на-Дону
Формы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.
Формы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Согласно требованиям Стандарта:
Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:
Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах :
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность
Формы внеурочной деятельности:
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.
Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Ведущие формы деятельности:
Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе
Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей
Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Ведущие формы деятельности:
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей
Проведение совместных праздников школы и общественности
Экскурсии, целевые прогулки
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)
Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Ведущие формы деятельности:
Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»
Работа по озеленению школы
Организация дежурства в классах
Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий
Выставки поделок и детского творчества
Трудовые десанты, субботники
Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Ведущие формы деятельности:
Культпоходы в музеи, библиотеки, выставки
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы
Кружки художественного творчества
Праздничное оформление школы и класса
Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.
Ведущие формы деятельности:
Викторины, познавательные игры
Детские исследовательские проекты
Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
Уровни результатов внеурочной деятельности
Методический конструктор внеурочной деятельности
Преимущественные формы достижения результата
1. Приобретение школьником социальных знаний
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
3.Получение опыта самостоятельного социального действия
1. Приобретение школьником социальных знаний
Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Дидактический театр, общественный смотр знаний.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
3. Проблемно-ценностное общение
1. Приобретение школьником социальных знаний
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Дебаты, тематический диспут
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
1. Приобретение школьником социальных знаний
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали
5. Художественное творчество
1. Приобретение школьником социальных знаний
Кружки художественного творчества.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социальные проекты на основе художественной деятельности
6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
1. Приобретение школьником социальных знаний
Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
КТД (коллективно-творческое дело).
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
7. Трудовая (производственная) деятельность
1. Приобретение школьником социальных знаний
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Субботник, детская производственная бригада.
1. Приобретение школьником социальных знаний
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Школьные спортивные турниры.
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.
9. Туристско-краеведческая деятельность
1. Приобретение школьником социальных знаний
2.Формирование ценностного отношения к социальной реальности
3.Получение опыта самостоятельного социального действия
Понимая взаимосвязь результатов и форм организации внеурочной деятельности школьников, педагоги смогут:
— подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые смогут гарантировать достижение результата определенного уровня;
— выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
— оценивать качество программ внеурочной деятельности;
— диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.
Данные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:
— эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;
— установки на безопасный, здоровый образ жизни;
— способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
— умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
— определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
— логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;
— умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
— способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;
— значимости чтения для личного развития;
— формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
— уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
— навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
— умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач :
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Структура внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
учебный план образовательного учреждения;
дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
Направления, виды и формы внеурочной деятельности.
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Направления внеурочной деятельности: