Что не является этапом развития конфликта ответ
Стадии конфликта — краткое описание основных этапов в психологии
Конфликтная ситуация, возникающая между двумя лицами, может завершиться различными способами. Результат напрямую зависит от обеих сторон, их целей, принципиальных позиций, алгоритма поведения. В большинстве случаев от возникновения до разрешения конфликта проходит несколько этапов. Рассмотрим подробнее, в какой последовательности разрешается конфликтная ситуация, как следует себя вести на каждом этапе.
Стадии конфликтных ситуаций
Психология в развитии конфликтов выделяет несколько стадий, обладающих отличительными чертами. Знакомство с этапами развития конфликтов, сопровождающими эскалацию разногласий, их характеристиками помогут находить пути для решения проблемы. Стадии развития конфликта поддерживаются участниками бессознательно, не отступая от стандартного сценария. Эмоциональные проявления, итог зависят от подготовленности сторон.
Латентная стадия
Когда появляются предпосылки для возникновения разногласий, говорят о возникновении конфликта. Существуют факторы, наличие которых провоцирует споры. К ним относятся:
Данные причины не являются поводом для развития конфликта, но представляют собой почву, на которой легко разгорается спор, если факторы не устраняются. Тогда противоборствующие стороны переходят к следующим стадиям протекания конфликта, выйти из которых сложнее. Предконфликт в своем развитии включает этапы возникновения и осознания проблемы, попытки решения мирным путем и возникновение предконфликтной ситуации.
Конфликт
Когда во взаимодействие вступают две стороны, желающие доказать свою правоту или высказать мнение, наступает следующая основная стадия конфликта, напряженная. Именно общение, ущемляющее интересы участников, характеризует этап.
Проявление зависит от степени напряженности оппонентов, их способности сохранять хладнокровие и трезво смотреть на вещи.
Обратите внимание! Если мотив конфликта скрыт за другими причинами, люди не понимают сути происходящего. В результате обсуждения будут иметь затяжной характер. Важно осознавать проблему, чтобы расставить позиции оппонентов и приступить к урегулированию разногласий.
Напряженная стадия конфликта
Разрешение проблемы
Стороны понимают, что нужно искать правильные пути решения, чтобы выйти из возникшей ситуации. Действия направлены на то, чтобы конфликт прекратился. В литературе описаны следующие стадии разрешения конфликта:
Применение данных шаблонов позволяет добиться разных результатов, когда выгоду получат обе стороны или одна из них. При этом другая может остаться ни с чем или понести большие потери. Умение вести диалог и понимание сути проблемы помогут выйти из ситуации без прохождения всех стадий динамики конфликта и понести наименьшие потери.
Постконфликтная стадия
Противоборство заканчивается, стороны подводят итоги, определяют, оправдались ли их ожидания. Если участники смогли договориться и достойно выйти из конфликта, то, кроме выгоды, получают сохранение отношений. Доброжелательное завершение настраивает на позитивный лад, и постконфликт воспринимается как способ достижения компромисса. Когда одна сторона проиграла, после разногласий остается неприятный осадок, отношения разрушаются. Это может являться зарождением нового конфликта, так как взаимодействие, соответственно, информационный обмен будут нарушены.
Важно! Если отличать стадии конфликта, управлять ими, опираясь на здравый смысл, а не на эмоции, завершение его будет устраивать всех участников. Нужно уметь слышать противника и грамотно аргументировать свою позицию.
Мирное решение конфликта
Предмет разногласий
Как правило, характер спорной ситуации можно детерминировать как объективными условиями в конкретном государстве, большой, малой социальной группе, так и посредством субъективного восприятия либо склада конфликта, который сформировался у действующих в определенной спорной ситуации групп особ либо особ. Такое восприятие далеко не всегда отвечает реальному положению вещей. К примеру, завязался конфликт между двумя мужчинами по причине внимания женщины, которая в рассматриваемой ситуации выступает в роли объекта разногласия, и все же в качестве предмета конфликта может также быть стремление каждого субъекта обладать ею, или нежелание того, дабы соперник ею обладал. Иначе говоря в различных обстоятельствах может быть один и тот самый объект разногласия, и все же предметы существенно отличаются.
Человеческие познание способны представлять объективную природу, а также включают в себя как обязательный элемент природу человека. По такой причине отношения между восприятиями, образами и действительностью достаточно не простые, не только практически никогда полноценно ей не соответствуют, а и способны достаточно кардинально отличаться, что и является еще одним значимым источником разногласий.
Важно учитывать, независимо от существующих образов, представлений, восприятий спорной ситуации, разногласие не может начаться, пока они не будут выражены в конкретных взаимных поступках. Объективные и субъективные мотивы конфликтной ситуации, которые проявляются на его отдаленных и ближних действиях, состав субъектов детерминируют комплекс допустимых альтернатив решений, поведения участников. Из-за того, что любой поступок одного из субъектов спора тянет за собой соответствующее сопротивление, они взаимно воздействуют друг на друга.
Предотвращение конфликта
Этапы отношений между мужчиной и женщиной — описание основных периодов
Чтобы не допустить развития конфликта, нужно сохранять спокойствие. Эмоции возникают при несоответствии действительности ожиданиям. Нужно понимать, что люди не идеальны, события не всегда складываются по спланированной схеме. Важно держать себя в руках, опираясь на разумные доводы, трезво оценивая происходящее.
Нужно стараться принимать сторону противоположной стороны, искать точки соприкосновения, чтобы выявить общую цель. Работа в одном направлении сближает и делает противоборство бессмысленным. Важно уважительно относиться к собеседнику, не переходить на личности. Оскорбления недопустимы, особенно, если человек специально этого добивается, пытается довести ситуацию до конфликта. Всегда нужно выслушать противоположное мнение, оценить его значимость для себя и собеседника, озвучить свои аргументы. Проведение обсуждения, основанного на уважении, поможет прийти к решению до возникновения эмоционального накала, тогда напряженные этапы конфликта минуют обсуждение стороной.
Способность предотвращать конфликты до периода разгорания споров – важное умение. Уже в школе начинают преподносить детям информацию в виде кратких курсов лекций. Учащиеся 6-7 классов знакомятся с понятием межличностных, групповых конфликтов.
Урегулирование конфликта
На какой стадии проще всего урегулировать конфликт, зависит от участников и целей, которые они преследуют. Когда собеседники готовы пойти на сотрудничество до начала бурных разногласий, решить проблему можно быстро и с максимальной выгодой. Если существуют недопонимание, нехватка информации, нужно вывести возможного противника на диалог. Конструктивное общение поможет назвать проблему и мирно устранить ее. Для этого нужно понимать суть, выяснить скрытый мотив конфликта, если он имеется.
Виды памяти у человека в психологии, классификация основных типов
Расположение к себе собеседника является обязательным атрибутом для определения причины разногласий.
Дополнительная информация. Общение на дружеской волне без перехода на личные темы, использование уместных шуток помогут создать комфортную атмосферу для беседы. Когда цель участника – добиться определенного результата, и он не намерен отступать, мирно решить проблему не получится. Поведение будет характеризоваться агрессивностью. Нужно оценить возможные потери и принять решение о тактике поведения, отступить до начала борьбы или попытаться свести к компромиссу.
Агрессия в конфликте
Нельзя избегать конфликта, надеясь на его самостоятельное разрешение. Такая тактика поведения отложит острую стадию процесса, но не устранит причину. Понимание проблемы и желание слушать собеседника помогут быстро справиться с ситуацией.
Самый эффективный метод урегулирования разногласий – сотрудничество. Когда стороны объединяются для достижения общей цели, это достигается при взаимопонимании участников, достигнутом в результате переговоров. Компромисс позволит решить проблему с минимальными потерями или выгодой для обеих сторон. Участники на основании полученной информации и собственного мнения принимают решение, устраивающее всех.
Открытый период
Открытый период еще называют собственно конфликтом или конфликтным взаимодействием. Данный этап включает:
Инцидент – это первое столкновение конфликтующих сторон и попытка при помощи силы решить проблему в свою пользу.
Конфликт может завершиться на стадии инцидента, при условии, что ресурсов задействованных одной из сторон окажется достаточно для перевеса сил в свою пользу. Но чаще конфликт стремительно развивается далее, как непрекращающаяся последовательность конфликтных событий и инцидентов. Взаимные действия, создавая новые стимулы для дальнейших конфликтных действий, видоизменяют и усложняют начальную структуру конфликта.
Переговоры перетекают в борьбу, которая сильно накаляет эмоции, а они в свою очередь порождают ошибки восприятия и интенсификацию борьбы. Данный процесс называется эскалацией конфликта.
Эскалация конфликта — это резкая интенсификация борьбы оппонентов.
На данном этапе возможно вовлечение дополнительных участников в конфликт. Конфликтующие стороны стремятся усилить свои позиции, привлекая сильных сторонников. Это может спровоцировать расширение зоны конфликта.
На стадии сбалансированного противодействия стороны продолжают противодействовать, при этом интенсивность борьбы снижается. Стороны начинают осознавать, что продолжение конфликта не дает результата, но действия по достижению согласия на этом этапе еще не предпринимаются.
Завершение конфликта заключается в переходе от прямого конфликтного противодействия к поиску способов разрешения противоречия и прекращению конфликта. Завершение конфликта может выражаться в следующих формах:
Причины возникновения конфликтов
Кризис подросткового возраста в психологии — что это такое, причины
Конфликтные ситуации провоцируют разные факторы, которые делят на группы:
Перечисленными причинами провоцирующие конфликты факторы не ограничиваются. Знание мотива служит первым шагом на пути выхода из него. Важно определять вид конфликтов, носят они объективный или субъективный характер, чтобы понять тактику поведения и не привести к эмоциональному развитию напряженной фазы конфликта.
лагоприятное завершение конфликтной ситуации
Конфликтные ситуации неизбежны как в жизни, так и в профессиональной среде. Не нужно избегать и уклоняться от них, важно наладить общение и знать последовательность этапов конфликта и пути выхода из них с минимальными потерями.
Понятие конфликтной ситуации, объект конфликта
Любой спор имеет свою первопричину. Прежде всего он зарождается по причине потребности в удовлетворении конкретных нужд. Объектом конфликта выступает определенная ценность, которая способна удовлетворить указанную потребность, из-за владения которой формируются разногласия. В целом, в качестве объекта конфликтной ситуации могут выступать социальные, духовные и материальные ценности. Например, самый элементарный образец конфликта межличностного характера – спор малышей в детском саду, когда те не поделили игрушку. В такой ситуации в роли объекта конфликта выступает определенная игрушка в качестве материальной ценности.
Основные стадии развития конфликта👊: 3 стадии и 6 этапов
Всем привет! Какие стадии развития конфликта существуют, какая у них последовательность и как из них выйти? Об этом и еще многом интересном вы узнаете из данной статьи.
Каждый человек встречается с конфликтными ситуациями с близкими людьми, родственниками или коллегами по работе. Происходит это часто из-за отсутствия понимания логики разногласий. Существуют даже ученые, изучающие данные ситуации – конфликтологи. Они выделили 3 основные стадии конфликта.
Конфликт подразумевает под собой многогранность и подвижность под собой. Ссоры бывают разными, от того нет одного точного понятия. Благодаря знаниям из данной статьи, вы сможете выйти из любой конфликтной ситуации, будете понимать все этапы разрешения конфликтов.
Стадии конфликта
Предконфликт
Является первоначальной стадией, когда вражда еще не образовалась. Просто произошел некий вздор, где один высказался, а другой не сдержался. На первый взгляд ничего страшного. Но конфликт собирается по крупицам. Крупицы скапливаются, и напряжение начинает между людьми нарастать. Если начать действовать сразу, то раздор можно будет нейтрализовать. Пренебрежение данным нюансом только осложнит ситуацию.
Конфликт
В раздоре выступают обстоятельства, при которых люди теряют контроль над собой. Одни могут начать кричать, другие лезут в драку, также есть те, кто замыкаются в себе и просто терпят все. В том числе есть люди, идущие за помощью в суды, или стараются найти точки соприкосновения, чтобы избавиться от проблемной ситуации. Данные действия зависят от характера человека и его жизненного опыта. Чем более образованы оппоненты, тем более высока вероятность завершения ссоры без применения физической силы.
Хорошая новость в том, что вражда не длится вечно. При спадании основного накала страстей, оппоненты просто расходятся по своим делам, со своими сделанными выводами о произошедшем. В большинстве случаев выводы делаются на эмоциях, от того не всегда обдуманны, как следовало бы.
Постконфликт
Происходит анализирование произошедшей ситуации ее участниками. Был достигнут желаемый результат или нет. При неоправдании ожиданий, может возникнуть конфликтофобия. Произошедшая ссора может напрочь разрушить отношения или, наоборот, послужить их укреплению. В некоторых случаях, разрушение отношений влечет за собой череду новых конфликтов. Во время укрепления отношений, можно сделать выводы, что ссора не несет за собой ничего страшного, раз после нее отношения только укрепляются.
Ссора не на пустом месте имеет сходство с живым организмом. Она имеет способность к прогрессированию, подпитываясь эмоциями от участников, создавая определенную ступень к развитию, переживая спады и рост энергии.
Конфликтологи разделяют этапы развития конфликта на 3 стадии:
Главное понимать, что в самой вражде имеется возможность взять эмоции под контроль и воспользоваться здравым смыслом, для нейтрализации бессмысленного конфликта.
Этапы развития конфликта
Ниже будет приведена схема разрешения конфликта.
Зарождение
Для распознавания ссоры в самом начале требуется обладать отменной интуицией или значительным количеством опыта. При первых симптомах проявления можно добиться урегулирования ситуации. Одним из лучших способов является разговор между людьми. Благодаря ему можно снизить напряжение и прийти к конструктивному разрешению ситуации.
Созревание
На данном этапе конфликтующие стороны уже имеют представление о созревшем конфликте и в какой сфере он проявился: дружбе, отношениях, семье, деньгах и тому подобное… В этот момент времени происходит анализирование ситуации, подбор союзников и обозначение врагов. Определившись с формированием группы, конфликтная энергия начинает нарастать. Время от времени начинают происходить первоначальные стычки, не столь значительные, не несущие за собой больших последствий. На данном этапе лучшим способом разрешить конфликтную ситуацию является вмешательство авторитетного человека от обеих сторон для урегулирования ситуации.
Инцидент
В большинстве случаев участники конфликта осознают случившееся только на данной стадии. В этот момент уже ясно кто играет роль жертвы, кто палач, а кто судья и так далее… Самое страшное, что конфликт может возгореться от банального высказывания, неучтенной запятой и тому подобное… Выходом из ситуации будет сосредоточение на причине конфликта, а не на мелких его предпосылках.
Конфликт
Стадия наполнена агрессией, хамством, гневом – наблюдаются все признаки конфликта, вследствие чего получается неприятный опыт и страх к конфликтам. При столкновении с ситуацией, происходит обмен информацией. На рабочем месте узнается несправедливость в выполняемых обязанностях, в семье скрытые недовольства, умалчиваемые годами и тому подобное… Здесь уже поможет осознание того, что лучший исход любой ссоры является перемирие.
Развитие вражды
Суть спора остается прежней, но сменяется манера поведения участников ссоры. Вплоть до смены ролей. Где палач, оказывается в роли жертвы. В момент спадания напряжения между оппонентами, стороны стараются тут же завершить ссору, так как ее наличие неприятно всем. Здесь важно быть рассудительным, проявлять вежливость и стараться найти точки соприкосновения.
Посткофликтные обстоятельства
Важно анализировать исход события, пока еще ничего не забылось. При недовольстве ркзультатом, можно и возобновить вражду на новой почве, но я бы посоветовала найти свои промахи и отстраниться. При достижении успешного разрешения ситуации, насладитесь собственным триумфом. Прислушайтесь к своим ощущениям, и не стоит восхвалять себя перед другими.
До каких стадий фазы конфликта в жизни доводилось доходить вам? Поделитесь своими историями в комментариях.
Этапы развития конфликта
Что такое развитие конфликта
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Конфликт является нормальным состоянием общества. Это активное действие между людьми или группами, отражающее их заинтересованность и неравнодушие. Полное отсутствие противоборства между людьми может говорить о безразличии и апатии.
Верно понятый и выявленный конфликт, напротив, стимулирует обновление и улучшение человеческих взаимоотношений. В ходе выяснения отношений его участники сближают позиции, которые им казались несовместимыми и могут достичь полного согласия. Как правило, рассмотрение и решение проблем редко обходится без столкновения интересов.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
При глубоком рассмотрении, это понятие выходит за рамки непосредственного противостояния сторон или выяснения отношений и представляет собой динамичный процесс, включающий последовательность нескольких этапов и фаз. Конфликт имеет нарастающий характер и не возникает мгновенно.
К его основным признакам можно отнести:
Причиной возникновения и развития могут стать следующие факторы:
Сценарии развития
Существует два варианта развития конфликтной ситуации:
Эскалация (от лат. scala — лестница) — это развитие конфликта, который со временем только набирает силу и становится более серьезным.
В ходе эскалации противоборство между оппонентами обостряется и прогрессирует во времени. Она может быть следующих видов:
При вступлении в фазу эскалации противостояние оппонентов становится более неуправляемым и непредсказуемым.
Признаками эскалации являются:
При этом стадия эскалации не является неизбежным этапом любой проблемной ситуации социального взаимодействия. Течение и развитие конфликта зависят от уровня воспитанности сторон, их ценностной ориентации и отношения друг к другу. Снижение напряженности конфликта, его постепенное затухание и переход к мирному разговору называется деэскалацией.
Периоды развития
В своем развитии конфликт проходит следующие периоды:
Этапы прохождения
В конфликтологии принято выделять четыре основных этапа прохождения конфликта:
Предконфликт
Предконфликт — ситуация накануне конфликта, чаще всего воспринимаемая участниками как наличие угрозы для собственных интересов.
При этом предконфликтная ситуация может казаться обеим сторонам благополучной — в таком случае конфликт наступает неожиданно. На этой стадии обычно уже существуют предпосылки для дальнейшего развития стычки в виде потенциальной угрозы для одного из участников или сильной напряженности во взаимоотношениях, которая остается скрытой. Такое состояние называется латентным или потенциальным конфликтом.
В нем можно выделить несколько фаз:
Конфликтное взаимодействие
Конфликтное взаимодействие — это непосредственно сам открытый конфликт или инцидент, то есть первая стычка, с которой начинается противодействие сторон.
После того, как энергия раздражения, которая накапливалась хотя бы у одного из участников на стадии предконфликта, прорывает барьер, любой незначительный повод может стать последней каплей и привести к инциденту.
Как правило, к применению активных методов воздействия приводит осознание угрозы своим интересам. При этом стороны еще слабо осознают свои ресурсы и средства, которые позволят одержать вверх.
Конфликт, который начался с инцидента, может на нем и завершиться. Это происходит когда участники инцидента расстаются и и не планируют встречаться в будущем. К примеру, небольшая стычка между незнакомцами на автобусной остановке или в метро. Также конфликт может разрешиться, едва начавшись, если каждой стороне инцидента удается решить свои разногласия.
В крайнем случае, он может перерасти в острую стадию. Когда конфликт достигает верхней точки эскалации, наступает кульминация. Обычно она заключается в определенном взрывном эпизоде, при котором конфликт достигает своего предела, и обе стороны понимают, что его больше не стоит продолжать. После этого они начинают искать выход из сложившейся ситуации и пытаются уладить разногласие.
Разрешение
Разрешение конфликта требует специальных усилий для урегулирования, так как саморазрешение ситуации практически невозможно. Интенсивность и продолжительность конфликта обусловлена многочисленными условиями и факторами. Его разрешение достигается, когда конфликтующие стороны устают и адаптируются к совместному существованию. В результате они переходят в активное взаимодействие и пытаются уладить вопрос мирным путем.
К завершению конфликта могут привести следующие факторы:
При этом разрешение конфликта не гарантирует невозможности его дальнейшего обострения или перехода на другой уровень борьбы.
Постконфликт
Постконфликт — последствия, которые остались после разрешения конфликтного инцидента.
Завершение конфронтации не всегда означает полное разрешение противоборства. Влияние прошедшего конфликта на возникшую после него ситуацию называется противодействием конфликта. Оно может быть позитивным и конструктивным, так и негативным.
В зависимости от того, к каким результатам пришли оппоненты и какого рода последствия преобладают, конфликт может быть конструктивным или деструктивным.
При частичном разрешении противодействия, постконфликтное состояние характеризуется неудовлетворенностью участников стычки, сохранением эмоциональной напряженности. Это может привести к очередному разногласию. О полном разрешении можно говорить, когда все негативные установки устранены и отношения восстановлены.
Последствия развития
Последствия конфликта бывают позитивными или негативными.
Позитивные или конструктивные последствия возникают, когда выход из конфликта найден. К ним относится:
Негативные или деструктивные последствия возникают, если выход не найден. Они включают в себя: