Что не является элементом транспортной системы
Транспортная система. Элементы транспортной системы
ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
3.1. Транспортная система.Элементы транспортной системы
3.2. Транспортные сети
3.3. Подвижной состав
3.4. Транспортная инфраструктура
3.5. Транспортные узлы
3.6. Мультимодальные системы транспортировки грузов
Транспорт как отрасль материального производства осуществляет комплекс транспортно-технологических процессов при перемещении пассажиров и грузов. Кроме этого понятия слово «транспорт» используется и в других значениях. Под словом «транспорт» также понимают:
комплекс технических средств, обеспечивающих перемещение грузов и людей;
собственно процесс перемещения или транспортировка;
поток транспортных единиц, движущийся по водному пути или дороге ;
отдельную партию груза, следующую в определенный пункт назначения;
род деятельности человека или специальность.
Термином транспортная система будем обозначать комплекс средств транспорта, организованных для выполнения перевозок. Обычно термин «транспортная система» употребляют, когда речь идет о транспортном обслуживании государства, региона, крупного города. Однако последнее время этот термин применим также для обозначения сил и средств транспорта, осуществляющих транспортное обеспечение отдельных отраслей, предприятий и организаций. В зависимости от масштаба выполняемых задач можно различать транспортные системы:
единая транспортная система страны;
транспортная система региона, города;
транспортная система отрасли хозяйства или промышленного предприятия.
Для выполнения функций перемещения в составе транспортных систем имеются следующие элементы: транспортные сети (коммуникации); подвижной состав для транспортирования; транспортные узлы (вокзалы, погрузочно-разгрузочные системы и склады) для обслуживания пассажиров, передачи и хранения грузов; средства обслуживания клиентов; системы управления транспортом; предприятия и средства для технической эксплуатации средств транспорта и другие элементы инфраструктуры. Часть элементов системы выполняет основные функции – перемещение пассажиров и грузов. Это транспортные сети, транспортные узлы и подвижной состав. Другие элементы обеспечивают функционирование первых, – это подсистемы управления транспортом, обслуживания клиентов, технической эксплуатации средств транспорта.
В состав единой транспортной системы страны обычно включают следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.
Городской транспорт может быть представлен разными видами преимущественно пассажирского транспорта: метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус, такси и другие, функционирующие обособленно в разных городах.
Промышленный (производственный) транспорт может быть представлен всеми видами транспорта, обслуживающими внутренние нужды собственно промышленных, сельскохозяйственных, строительных, торговых и других предприятий и организаций.
Понятия «промышленный» и «городской» транспорт – собирательные, они применяются к конкретному предприятию, городу, действуют независимо от аналогичного транспорта других предприятий и городов, они также не существуют как единое взаимосвязанное хозяйство в масштабе страны.
Транспорт, который в соответствии с действующим законодательством должен осуществлять перевозки грузов и пассажиров, независимо от того, кем они предъявлены к перевозке, называют транспорт общего пользования. Транспорт общего пользования составляет основу единой транспортной системы страны. Именно он представляет самостоятельную «транспортную промышленность», которая обеспечивает основные нужды страны в перевозках, вытекающие из необходимости кооперации производства и взаимодействия всех отраслей народного хозяйства, а также основные перевозки в сфере торговли и обслуживания населения.
Транспорт необщего пользования – ведомственный транспорт, выполняет перевозки только для своего ведомства и не обязан выполнять заказы всех других заказчиков. Ведомственный транспорт промышленных предприятий называют промышленным. К этой же группе транспорта можно отнести и транспорт индивидуального пользования или личный.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Транспортная система
Согласно Федеральному закону N 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» [2] инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т. д.), а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой (например, аэропорты, железнодорожные станции, автобусные остановки и порты).
Под управлением понимается контроль над системой, например сигналы светофора, стрелки на железнодорожных путях, управление полётами и т. д., а также правила (среди прочего, правила финансирования системы: платные дороги, налог на топливо и т. д.). Управление транспортной системой – совокупность мероприятий направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой. В широком смысле, разработка сетей — задача гражданской инженерии и городского планирования, разработка транспортных средств — механической инженерии и специализированных разделов прикладной науки, а управление обычно специализированно в рамках той или иной сети, либо относится к исследованию управления или системной инженерии.
Количественными показателями транспортной системы являются:
Содержание
Мировая транспортная система
Мировая транспортная система состоит из нескольких региональных транспортных систем и имеет неоднородную структуру. Так, густота транспортной сети в большинстве развитых стран составляет 50—60 км на 100 км² территории, в то время как в развивающихся — 5 — 10 км. Участие различных видов транспорта в мировом обороте также не одинаково: в грузообороте преобладает морской транспорт, в пассажирообороте — автомобильный.
Транспортные сети
Развитие мировой транспортной системы
Мировая транспортная система сформировалась в XX веке.
Огромное значение для развития мировой транспортной системы имело изобретение контейнера, что повлекло за собой появление новых транспортных средств — контейнеровозов и строительство перегрузочных терминалов. Сегодня в контейнерах осуществляется свыше 90 % объёма перевозок штучного груза в мире.
На современном этапе мировая транспортная система характеризуется большой зависимостью от информационных технологий и развивается по следующим направлениям:
Транспортные узлы и коридоры
Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система — совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.
Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами, потому что притягивают торговлю, здесь удобно развивать промышленность (нет проблем со снабжением), да и сами транспортные терминалы предоставляют много рабочих мест. Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, то есть как транспортные узлы (многие до сих пор существуют за счёт этой роли). Прежде всего это города-порты: в Великобритании — это Лондон, во Франции — Марсель, Париж, в Германии — Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Бремен, в Испании — Бильбао, Барселона, в Италии — Венеция, Милан, в Нидерландах — так называемый Ранштадт (комплекс транспортных узлов, связанных в единую сеть — Роттердам, Амстердам, Утрехт, Лейден, Гаага), в Швеции — Стокгольм, в США — Нью-Йорк, Сиэтл, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, в Австралии — Сидней, в Японии — Токио, в Китае — Шанхай, Сингапур. Есть и менее обычные примеры. Так, город Шеннон в Ирландии в основном живёт за счёт аэропорта. Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, пересаживающиеся там на транспорт, доставляющий их в города крымского побережья.
Крупнейший транспортный узел России — Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример — Владивосток, где кончается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути.
Транспортная система и связь
Транспорт и связь могут быть взаимозаменяемы и взаимодополняемы. Хотя замена достаточно развитой связью транспорта теоретически является возможной (вместо личного визита можно было бы отправить телеграмму, позвонить по телефону, отправить факс, электронное сообщение), но было обнаружено, что эти способы коммуникации в реальности порождают больше взаимодействий, включая личные. Рост в транспортной сфере был бы невозможен без связи, которая жизненно необходима для развитых транспортных систем — от железных дорог в случае необходимости двустороннего движения по одной колее до управления полётами, при котором необходимо знание о местоположении воздушного судна в небе. Так было обнаружено, что развитие в одной области ведёт к росту в другой.
Основные элементы транспортных систем.
Классификация грузов: тарно-штучные, навалочные, порошкообразные, наливные, вяжущие, опасные.
Пути – среда, в которой или по которой движется транспортное средство, выполняя свою функцию.
по видам: естественные, искусственные, улучшенные естественные пути.
по характеру транспортных средств: автомобильные, ж/д, речные, морские, воздушные, трубопроводные.
Терминал – комплекс устройств, расположенных в начальном, конечном, а также промежуточном пунктах транспортной сети. Т обеспечивают взаимодействие различных видов транспорта в процессе продвижения материальных и пассажирских потоков. 3 функции: обеспечить доступ к подвижному составу, обеспечить легкую смену подвижного состава, облегчить процессы трансформации материальных (пасс) потоков + смена одних видов транспорта на другие.
Подвижной состав – часть транспортной системы, кот. перевозит заранее обусловленные грузы или пассажиров. Ж/Д: вагоны, АВТО: автомобили, тягачи, прицепы, полуприцепы. Морской (морской флот): буксиры (пассажиры), контейнеровозы, лихтеровозы, паромы, ледоколы, дноуглубитеьные, дноочистительные, ….
Тяговые средства – приводят в движение подвижной состав: паровой двигатель, электрогенератор, двигатель внутреннего сгорания, турбина, реактивный двигатель. у трубопроводного транспорта – насосы.
Участники логистических процессов – грузополучатель, грузоотправитель, перевозчик
Тара и упаковка: сохранность грузов, повышение удобства транспортировки и выполнения операций по переработке. Упаковка – носитель информации: наименование товара, изготовитель, штрихкод, инструкции по эксплуатации, манипуляционные знаки, маркировка экологического характера, рекламы.
К комплексным техническим устройствам и сооружениям транспорта относят: станции, депо, ремонтные заводы, мастерские, предприятия тех. обслуживания.
Управление транспортной системой – совокупность мероприятий направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой. Под управлением понимается контроль над системой, например управление полётами и т. д., а также правила (среди прочего, правила финансирования системы: платные дороги, налог на топливо и т. д.).
Транспортная система — транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах
Согласно Федеральному закону N 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т. д.), а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой (например, аэропорты, железнодорожные станции, автобусные остановки и порты).
Транспортные коридоры — это совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации. В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы.
Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система — совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.
Управление транспортной системой – совокупность мероприятий направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой. Под управлением понимается контроль над системой, например управление полётами и т. д., а также правила (среди прочего, правила финансирования системы: платные дороги, налог на топливо и т. д.).
Количественными показателями транспортной системы являются:
· протяжённость путей сообщения,
· грузо- и пассажирооборот.
Мировая транспортная система состоит из нескольких региональных транспортных систем и имеет неоднородную структуру.
На современном этапе мировая транспортная система характеризуется большой зависимостью от информационных технологий и развивается по следующим направлениям:
· увеличение пропускной способности транспортных путей,
· повышение безопасности движения,
· появление принципиально новых транспортных средств,
· увеличение вместимости и грузоподъёмности транспортных средств,
· увеличение скорости передвижения.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 122 ; Нарушение авторских прав
Единая транспортная система: роль, виды, основы развития в РФ
В статье рассказывается:
Совершенно очевидно, что на экономические показатели страны напрямую влияет транспортная обстановка. Без хорошего дорожно-географического сообщения никакая социальная, культурная, коммерческая, оборонная активность просто невозможна, так как всё начнёт тут же стагнировать и замирать. Единая транспортная система призвана обеспечить перевозку как людей, так и грузов, причем самыми разными путями и способами.
Хотите узнать, как обстоит транспортный вопрос сейчас в России? Читайте далее. Мы детально расскажем о задачах и видах данной системы, а также рассмотрим сложности её развития и управления именно в нашей стране. Будет познавательно и интересно.
Понятие единой транспортной системы
Все виды транспорта в стране взаимосвязаны и обеспечивают социально-экономическую потребность государства в пассажирских и грузовых перевозках, формируя собой единую транспортную систему. Это совокупность всех транспортных средств, перемещающихся по автомобильным и железным дорогам, водным, трубопроводным и воздушным путям общей протяженностью более 2 млн км. Наибольшая доля перевозок (75%) приходится на воздушный и автомобильный транспорт. Остальные виды представлены меньшим процентом.
Данную единую систему также формируют предприятия транспортного машиностроения и строительства, транспортно-экспедиционные компании, различные фирмы по подготовке соответствующих кадров. Доля каждого представленного в структуре транспорта зависит в первую очередь от спроса на перевозки, а также от качества, надежности и регулярности этих перевозок.
Понятие единой транспортной системы
Не существует ярко выраженной монополии на тот или иной вид транспорта, поскольку все эти виды служат общей цели, стыкуясь друг с другом для перевозки грузов или людей из начального пункта в конечный.
К примеру, грузоперевозка железной дорогой, морем или воздухом требует предварительной доставки груза автотранспортом соответственно к железнодорожной станции, порту или аэропорту и дальнейшей перегрузки.
Логистика «от двери к двери» возможна только автомобилями. Однако это наземный транспорт, эффективность которого зависит от преодолеваемого расстояния.
В процессе функционирования единой транспортной системы России различные виды транспорта комбинируются. Таким образом обеспечивается технологическое взаимодействие.
Разновидности используемого подвижного состава совместимы друг с другом техническими параметрами, размерными и весовыми характеристиками грузов, возможностью крепления и размещения этих грузов. ЕТС начала объединяться в одну целостную структуру благодаря широкому развитию контейнерных перевозок (в том числе на паромах) и выпуску универсальных судов для рек и морей.
Поскольку все виды транспорта работают в общем экономическом и правовом поле, для их функционирования требуется увязать и согласовать единую тарифную политику, а также создать соответствующую нормативно-правовую базу. Государство также должно регулировать каждый вид транспорта как на федеральном, так и на региональных уровнях.
Признаки единой транспортной системы
Любая сфера экономики страны обладает своими характерными особенностями, и ЕТС — не исключение. Перечислим специфические для данной системы признаки:
Свойства и характеристика единой транспортной системы
Данная система обладает следующими характерными свойствами:
1. Целостность
Если какой-то элемент в системе или связь между любыми элементами изменяет свое поведение, это сказывается и на всей системе.
2. Интегративность
ЕТС наделена уникальными свойствами, отсутствующими у всех ее элементов.
3. Иерархичность
Транспортная система является элементом более крупной структуры — национальной экономики. Аналогично и любой элемент самой ЕТС представляет собой систему нижнего уровня.
Означает постоянное и непрерывное развитие транспортной системы подобно любым другим системам.
5. Эмерджентность
Свойства всей системы в целом не характерны для каждого ее элемента в отдельности.
На состояние ЕТС по мнению специалистов влияют несколько факторов:
Роль и задачи единой транспортной системы
1. В экономике
Роль и задачи единой транспортной системы
2. В оборонной отрасли
От степени развития транспортной отрасли зависит в целом уровень цивилизации. Недооцененная роль транспорта в будущем негативно скажется на экономике государства. Следует помнить, что транспортный ресурс способен повысить экономический потенциал, а значит и повлиять на благосостояние граждан, улучшить их социальный статус.
Составляющие единой транспортной системы
Российская ЕТС представлена в виде сложной транспортной структуры, состоящей из следующих условных групп:
1. Магистральный транспорт общего пользования
Сюда включаются автомобили, морские суда, самолеты, железнодорожный и трубопроводный транспорт.
2. Промышленный транспорт
Предназначен для грузоперевозок между различными производственными зонами.
3. Городской транспорт
Осуществляет внутригородские пассажирские перевозки и включает в себя автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен, службы такси.
Дополнительными элементами единой транспортной системы считают:
На выбор конкретных способов перевозок влияют размеры и развитость промышленности страны, а также роль грузопассажирских перевозок и их значение в экономике.
Основные виды транспорта
Наибольшая эффективность каждого рассматриваемого выше вида проявляется в конкретных областях применения.
Будучи частью единой транспортной системы страны, автотранспорт широко используется во внутригородских, межмуниципальных, межрегиональных и международных перевозках как самостоятельный вид транспорта и как сегмент для подвоза грузов к магистральным маршрутам. Большое значение автомобили имеют и в туризме как экскурсионный транспорт.
Принципы и сложности развития и управления единой транспортной системой РФ
Принципы и сложности развития и управления единой транспортной системой РФ
Развитие единой автоматизированной транспортной системы России заключается в соблюдении следующих принципов:
Общие понятия о транспортной системе
История развития путей сообщения. Транспортная система: состав и основные элементы (автомобильный, железнодорожный, морской, речной, воздушный, трубопроводный транспорт). Формирование транспортных потоков. Технология и организация транспортного процесса.
Рубрика | Транспорт |
Вид | лекция |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.08.2013 |
Размер файла | 42,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Содержательный модуль 1
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ
1. История развития путей сообщения
2. Транспортная система, ее состав и элементы
3. Формирование транспортных потоков
4. Технология и организация транспортного процесса
Транспорт решает сложные и масштабные проблемы, которые связаны с обеспечением значительного подъема материального и культурного уровня жизни человечества.
Транспорт является совокупностью: 1) транспортных и вспомогательных средств; 2) путей сообщения; 3) средств управления; 4) связи, а также разных технических устройств, механизмов и сооружений, которые обеспечивают их роботу.
К сооружениям, которые обеспечивают работу транспорта, относятся: стоянки, гаражи, станции технического обслуживания, зоны отдыха, ремонтные мастерские и заводы, склады, погрузочно-разгрузочные пункты, терминалы, грузовые и пассажирские станции, вокзалы, аэропорты, пристани, остановки.
Транспорт классифицируется по следующим признакам:
1) среда перемещения: морской, речной, наземный, подземный, воздушный;
2) технические средства перемещения и виды энергии: автомобильный, железнодорожный, рельсовый, трубопроводный, электротранспорт;
3) цель и назначение: промышленный, пассажирский, грузовой, общего пользования, специальный, экскурсионный;
4) отношение к населенным пунктам: городской, внегородской.
Под термином «транспорт», используемым в разных значениях следует понимать:
2) комплекс технических средств, который обеспечивает перемещение материальной продукции и людей.
Из общей протяжности всех трасс 90% приходится на автомобильные дороги.
1. История развития путей сообщения
транспорт автомобильный железнодорожный воздушный
История развития человечества неотъемлема от истории развития транспортных путей сообщения.
Пути сообщения исторически возникли тогда, когда человечество осознало необходимость многоразовых переходов или проезда между отдельными пунктами земной поверхности. Именно это принуждало человека сознательно улучшать звериные тропы или прокладывать пути по новому направлению.
Сначала пути сообщения формировались как пешеходные тропинки, которые обеспечивали удобное перемещение к местам охоты, рыбной ловли.
С появлением крупных поселений начала формироваться городская цивилизация, которая потребовала постоянно действующих торговых связей, что способствовало сознательной прокладке путей в нужных направлениях и строительстве искусственных покрытий. Самые древние из них относятся к III тысячелетию до н.э. Эти покрытия устраивались в виде жердевых настилов [1].
В конструкциях покрытий всегда находили отражение те средства, с помощью которых перемещались грузы. Там, где грузы просто переносились, покрытия приспосабливались к пешеходному движению.
С формированием городской цивилизации начал развиваться речной и морской транспорт. За сотни лет до нашей эры в Месопотамии по рекам Тигр и Евфрат, а в Египте по реке Нил перевозились грузы на весловых и парусных лодках.
В создании путей сообщения находят отражение общие закономерности освоения человеком природы. Конечно, сначала перемещение человека в пространстве осуществлялось только своими ногами, потому первые пути сообщения, их конструкции, покрытия были приспособлены именно к ногам. Характерным примером дорог для ног являются дороги государств ацтеков и майя в Древней Мексике.
Знаменитая древняя дорога в Мексике Кобо-Яхуна длиной 100 км была проложена над поверхностью земли с насыпью от 0,6 до 2,4 м. Тело дороги состояло из уложенных грубо обтесаних известняковых плит массой от 15 до 150 кг. Сверху был уложен слой известнякового гравия [1].
От «тропинок», природой подаренных путей, люди перешли к использованию тележек.
Наиболее старая колесная телега найдена в р. Махенджо-Даро (Пакистан). Она датирована приблизительно 4000 г. до н.э. [2].
Применение телег на колесах выдвинуло определенные требования к ровности и ширине пути, а также и к необходимости расчистки дороги.
Следующим логическим шагом развития сухопутного транспорта было создание искусственных наземных дорог. В отличие от морских и речных путей сообщения, расположение которых определено самой природой, искусственные дороги можно прокладывать в любом направлении и в какую-либо точку суши.
Ярким примером приспособления дорог к колесному движению являются Римские дороги. Особенностью их являются длинные прямые участки. Это связано с отсутствием в телегах поворотной передней оси и хомута в составе сбруи. Дороги уже имели твердое покрытие.
В конце ХІІ ст. был изобретен хомут, что позволило увеличить массу перевозимых грузов и требовало усовершенствования дорожного покрытия. До XVI века повозки были без рессор.
В середине XV ст. получили распространение повозки с поворотной передней осью, что обеспечило возможность вписать кривые в повороты трассы.
Увеличение перевозок в ХVII ст. способствовало совершенствованию транспортных средств. Получили распространение подрессоренные экипажи с кузовами. Эти телеги очень повреждали дороги, что требовало введение ограничений на массу перевозимых грузов.
Плохое состояние дорог принуждало искать пути оптимизации взаимодействия колеса телеги с дорожным покрытием, которое привело к новым решениям в разработке конструкции телег и дорожных покрытий.
Развитие паровозо- и автомобилестроения привело к возникновению проблем обеспечения проезда по дорогам и приспособления паровозов и автомобилей к состоянию этих дорог.
Массовое производство автомобилей в начале XX ст. дало толчок в развитии дорожного строительства, которое в свою очередь стимулировало развитие пассажирских перевозок.
В XX ст. произошли огромные изменения во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в развитии транспорта и путей сообщения.
Среди мощных факторов глобального масштаба, которые предусматривали пути развития мирового и отечественного транспорта, следует выделить такие:
2) развитие производства и потребления ресурсов;
3) урбанизация населения;
4) научно-техническая революция.
Все это способствует последующему развитию как дорожного строительства и автомобильного транспорта, так и других видов транспорта.
2. Транспортная система, ее состав и элементы
Элементами транспортной системы являются также:
1) городской транспорт, который представляет собой комплекс разных видов транспорта (метрополитен, трамваи, троллейбусы, автобусы др.), которые функционируют обособленно в разных городах;
2) промышленный (производственный) транспорт, к которому относят все виды транспорта, что обслуживает непосредственно внутренние потребности промышленных, сельскохозяйственных, строительных, торговых предприятий и других организаций.
Также следует выделить еще такие виды транспорта как [4]:
— универсальный транспорт, который способен осуществлять практически все виды перевозок как грузовые, так и пассажирские;
3. Формирование транспортных потоков
Согласно размещению производительных сил территория страны разделена на специализированные экономические районы. Например, Донецко-Приднепровский район характеризуется развитым угольно-металлургическим производством.
Для обеспечения того или другого региона продукцией, которая на его территории не производится необходимы межрегиональные обмены разными видами сырья, топлива, полуфабрикатами и готовыми изделиями.
Транспортно-экономические балансы позволяют выявить и спланировать грузопотоки в межрегиональных сообщениях. Параллельно с составлением транспортно-экономических балансов по видам продукции осуществляется прикрепление поставщиков к потребителям. Эта сложная и ответственная работа выполняется планирующими органами совместно с соответствующими министерствами, ведомствами, большими предприятиями, а также органами снабжения и торговли. На основе транспортно-экономических балансов составляют специальные таблицы и матрицы грузопотоков, как по отдельным массовым видам продукции, так и в сводном виде по всем грузам [4].
Потоки пассажиров образуется под воздействием объективных экономических и демографических факторов, а также в результате стремления людей к удовлетворению своих социальных, культурных, эстетичных и других потребностей.
4. Технология и организация транспортного процесса
Средства транспорта условно разделяются на две основных категории:
1) постоянные средства, которые включают собственно дорогу, и стационарные сооружения со всем их оборудованием;
2) подвижной состав, к которому относятся все активные (самодвижущиеся) и пассивные (прицепные) единицы, которые непосредственно осуществляют перемещение грузов и пассажиров. К самоходным транспортным единицам относятся локомотивы, речные и морские буксиры, автотягачи. Самоходные грузовые и пассажирские средства включают: суда, автомобили, самолеты и др.
Перевозочный процесс включает (рис. 1.1):
Доставка объекта одним видом транспорта называется перевозкам в прямом соединении. При участии в перевозке нескольких видов транспорта порядок доставки называется смешанным.
Показатели перевозочной работы разделяют на количественные и качественные.
К категории количественных показателей относят:
1) перевозка груза, в тоннах;
2) грузооборот, в тонно-километрах;
3) перевозка пассажиров, пассажиры;
4) пассажирооборот, в пассажиро-километрах.
Главным качественным показателем перевозочной работы для каждого вида транспорта является скорость доставки груза и пассажиров на всем пути их следования от пункта отправления к пункту назначения.
Технология транспортного процесса определяет порядок выполнения соответствующих операций с указаниями их срока, последовательности использования инструмента и оборудования, расхода материалов и труда.
Технология как совокупность и порядок проведения операций фиксируется в служебных документах.
Технология и организация транспортного процесса перевозок должны обеспечивать:
1) выполнение установленных законоположений, изложенных в соответствующих уставах (кодексах) отдельных видов транспорта и регулирующих взаимоотношение транспорта с клиентурой;
2) выполнение действующих правил технологической эксплуатации в рамках каждого вида транспорта;
3) выполнения планов или договоров перевозок грузов и пассажиров.
Таким образом, нами рассмотрены основные вопросы из истории развития путей сообщения, формирования транспортной системы и технологии и организации транспортного процесса.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие и основные цели транспортной системы, ее функции и значение на современном этапе, внутренняя структура и элементы. Разновидности транспорта: железнодорожный, морской, речной, трубопроводный, автомобильный, промышленный, общественный, воздушный.
презентация [1,4 M], добавлен 17.12.2013
Рассмотрение основных групп транспортных средств: общего пользования и внутрипроизводственный. Классификация видов транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный. Сущность, цели и задачи транспортной логистики.
презентация [1,5 M], добавлен 16.04.2014
Характеристика транспортной системы России ее развитие, усовершенствование, формирование составных частей. Структура системы: железнодорожный, трубопроводный, водный, морской, внутренний водный, автомобильный, воздушный, электронный транспорт.
реферат [33,4 K], добавлен 06.09.2008
Транспортная система России: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный. Материально-техническая база, документация и технико-эксплуатационные показатели работы. Станции, мастерские, предприятия технического обслуживания.
реферат [63,8 K], добавлен 17.02.2010
Место транспорта России в мировой транспортной системе, существующие проблемы в данной сфере и возможные пути их разрешения. Размещение транспортного комплекса России и его типы: железнодорожный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, морской.
контрольная работа [29,9 K], добавлен 14.12.2011