Что не является элементом композиции
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №4
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК ОПЕРИРУЕТ
Выразительные средства композиции: точка, пятно, линия, тон, цвет, фактура, текстура. Все они являются в то же время элементами композиции, которые могут приобретать более сложные формы, превращаться в различные системы и мотивы.
✔️ ТОЧКА ЛИНИЯ ПЯТНО
• Изобразительная форма начинается с точки.
Точка (в изображении) – предельно минимальная фигура на плоскости, атомарный графический элемент. В зависимости от акцентировки точка может быть жирной, либо едва заметной, в связи с неопределённостью фигуры – крупной или мелкой. Увеличение точки в масштабе приводит к образованию пятна (т.е. к конкретизации фигуры изображения).
Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и этим как бы удерживает изображение в пределах формата, подчеркивая двухмерность плоскости. Однако в линейном наброске возможно решение и пространственных задач.
Закон предполагает пятна/мотивы трех размеров: большого, среднего и малого, которые выражают все многообразие природных величин/образований.
Можно выделить три основные операции преобразования форм:
• деформация (от лат. deformatio – искажение) – искажение формы, выраженное во внешнем видоизменении ее частей (растяжение, сжатие, изгиб, кручение и т.п.);
• модернизация (от фр. moderne — современный) – обновление, усовершенствование формы, обогащение её деталями;
• трансформация (от лат. transformo – преобразую) – сущностное преобразование целостной структуры изображения, переход из одной изобразительной системы в другую.
Основные приёмы комбинаторики элементов/мотивов, построения новых комбинаций заданных фигур: наложение; пересечение; сдвижка; удаление, сближение, пауза; группировка.
• Взаимодействие фигур в наложении приводит к образованию общих зон, контрастных по тону к
свободным участкам этих фигур. В случае пересечения одна фигура может полностью перекрывать другую, образуя разные пространственные планы (перекрывание), либо врезаться в другую, рассекая её форму в месте пересечения (врезка).
• Если отдельные элементы/мотивы примыкают друг к другу, то они собираются в цельную массу с единым очертанием пятна.
• Сдвижка связана с процессом децентрации элементов. При сдвижке объект и его полное либо или
частичное повторение (дублирующий образ) могут накладываться друг на друга, варьироваться в условном пространстве, что способствует передаче ощущения динамики. Как правило, сдвижка производится с помощью использования приёмов симметрии (параллельный перенос, гомотетия, поворот и т.д.). Аналогично – сдвижка частей фигуры по оси симметрии, либо иной линии пересечения приводит к образованию новой пластической конфигурации и замене статического равновесия элементов формы динамическим.
• Удаление и сближение элементов – приёмы их ритмической организации. Паузы (пустоты) – расстояния, образованные между ритмическими элементами.
Различные группировки элементов создаются как на основе пространственной близости, так и по др. признакам (форма, размер, тон, динамика и т.д.)
Композиции бывают:
• Линейные;
• Пятновые;
• Линейно-пятновые.
• Три стандартных качества цвета — тон (собственно цвет), насыщенность и светлота — тесно
связаны с непервичной, но для композиции очень важной характеристикой — яркостью.
Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста.
Когда композиция строится в основном цветом, целостность достигается сближением пятен по
светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным.
Цветовую композицию можно определить как равновесие различных по форме, цвету и интенсивности масс.
Если гармоничность композиции строится в монохромии или близких тонах, то различие в светлоте тоже желательно уменьшить. Эта ситуация весьма сходна с такими средствами композиции, как контраст или нюанс.
Часто свойство цвета используется для создания иллюзии приближения или отдаления предмета:
насыщенные теплые тона как бы приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Таким
образом, только с помощью цвета можно передавать пространство.
Вездесущность цвета дает ему право считаться универсальным и необходимым (то есть цвет нельзя
обойти) средством композиции.
Цвет – это средство, которое вызывает у зрителя эмоциональные ощущения, через цвет можно передать эмоциональное состояние, настроение.
Чтобы создать уравновешенную в цветовом отношении композицию необходимо придерживаться следующих правил:
1. Использовать небольшое количество цветов. В формальной композиции доминировать может один, два, реже, три цвета. Использование в композиции множества цветов и цветовых
оттенков ведет к нарушению равновесия и цветовому хаосу.
2. Чтобы выделить композиционный центр, необходимо использовать цвета, которые не встречаются в других частях композиции.
3. Необходимо четко определить вид цветовой гармонии.
Гармонические цветовые сочетания можно разделить на контрастные и нюансные. Контраст может быть хроматическим и светлотным.
Нюансные гармонии могут строиться на основе цветов одного цвета, но разного оттенка, из цветов разного тона, но расположенных близко в цветовом круге. Также нюансные ряды могут строиться на сочетании ахроматических цветов или хроматических и ахроматических.
Гармонические цветовые сочетания можно построить на основе:
— сочетания ахроматических тонов (белых, черных и серых);
— сочетания однотоновых (монохромных) цветов, их также можно дополнять ахроматическими цветами;
— сочетания родственных цветов (цветов одной четверти цветового круга);
— сочетания родственно-контрастных цветов;
— сочетания контрастных или дополнительных цветов.
С помощью ахроматических тонов возможно создание изысканных и строгих композиций. Монохромные сочетания являются самым простым видом цветовой гармонии. Сочетания родственных цветов дают спокойную и выдержанную гамму. В композициях, построенных на сочетании контрастных и дополнительных цветов, важно найти пропорциональные отношения цветовых пятен, так, чтобы дополнительные цвета не были взяты в одинаковых количествах, иначе композиция распадётся на
части. Соотношение масс контрастных цветов (светлых и темных, холодных и теплых) чаще приближается к пропорциям золотого сечения.
Ритмическая организация цветовых пятен также является очень важным средством в композиции.
✔️ ФАКТУРА ТЕКСТУРА
Характер поверхности, или фактуру, мы воспринимаем обычно зрительно — как она отражает или поглощает свет, а также осязательно — проводя рукой по предмету. Однажды соприкоснувшись с фактурой или каким-либо материалом, мы надолго сохраняем ощущение от его поверхности и легко воскрешаем это ощущение. Фактура может вызывать у зрителя различные эмоциональные ощущения, оказывать на него психологическое воздействие. Она может быть приятной и неприятной, беспокойной и монотонной, радостной и скучной, роскошной и корявой, нежной и колючей.
В сочетании с формой фактура объема или пятна может значительно усилить воздействие на зрителя, на его чувственно-эмоциональное восприятие, вызвать определенные образы, воспоминания, ассоциации.
• Текстура – характеризует внутреннее строение формы.
Текстура имеет поистине безграничное разнообразие, во многих случаях именно текстура создает
эстетическую особенность произведения.
✔️ ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы
Композиция — это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.
Она помогает читателю глубже понять содержание произведений, поддерживает интерес к книге и помогает в финале сделать нужные выводы. Иногда композиция книги заинтриговывает читателя и он ищет продолжение книги или другие произведения этого писателя.
Композиционные элементы
Среди таких элементов можно выделить повествование, описание, диалог, монолог, вставные рассказы и лирические отступления:
Это важно знать! Что такое метонимия в русском языке?
Виды композиции
Не пропустите: Эпифора в литературе, примеры использования.
Композиционные приёмы
Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.
Сюжетная композиция
В развитии сюжета есть свои этапы развития. В центре сюжета обязательно стоит конфликт, но читатель узнаёт о нём не сразу.
Сюжетная композиция зависит от жанра произведения. Например, басня обязательно заканчивается моралью. Драматические произведения классицизма имели свои законы композиции, например, они должны были иметь пять актов.
Интересно знать: Что такое литота в русском языке?
Композиция сказки
Своими незыблемыми особенностями отличается композиция произведений народного фольклора. Песни, сказки, былины создавались по своим законам построения.
Композиция сказки начинается с присказки: «Как на море-океане, да на острове Буяне …». Присказка часто сочинялась в стихотворной форме и порой была далека от содержания сказки. Сказочник присказкой привлекал внимание слушателей и ждал, когда его будут слушать не отвлекаясь. Потом он говорил: «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди».
Затем следовал зачин. Самый известный из них начинается словами:»Жили-были» или «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Затем сказочник переходил к самой сказке, к её героям, к чудесным событиям.
Приёмы сказочной композиции, троекратный повтор событий: богатырь три раза сражается со Змеем Горынычем, три раза царевна сидит у окна терема, а Иванушка на коне долетает до неё и срывает кольцо, три раза Царь испытывает невесток в сказке «Царевна-лягушка».
Концовка сказки тоже традиционная, про героев сказки говорят: «Живут — поживают и добра наживают». Иногда концовка намекает на угощение: «Вам сказка, а мне баранков вязка».
Литературная композиция — это расположение частей произведения в определённой последовательности, это целостная система форм художественного изображения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого, раскрывают характеристику персонажей. Каждое художественное произведение имеет свою неповторимую композицию, но есть традиционные её законы, которые соблюдаются в некоторых жанрах.
Во времена классицизма существовала система правил, которые предписывали авторам определённые правила написания текстов, и их нельзя было нарушать. Это правило трёх единств: время, места, сюжета. Это пятиактное построение драматических произведений. Это говорящие фамилии и чёткое разделение на отрицательных и положительных героев. Особенности композиции произведений классицизма ушли в прошлое.
Композиционные приёмы в литературе зависят от жанра художественного произведения и от таланта автора, который имеет в наличии виды, элементы, приёмы композиции, знает её особенности и умеет пользоваться данными художественными способами.
Композиция и сюжет
Определения
Объяснение и примеры
Любое литературное произведение описывает события — как внешние (происшествия), так и внутренние (мысли и чувства любого персонажа, лирического героя).
Сюжет и фабула
Система этих событий и представляет собой сюжет.
Почему же нужно выделять ещё и фабулу? Если сюжет может излагаться не в хронологическом порядке и включать в себя всевозможные лирические отступления, то фабула — это чёткая последовательность событий, упорядоченная во времени.
Если вам перескажут литературное произведение, то, скорее всего, вы ознакомитесь с его фабулой; чтобы узнать сюжет, вам нужно будет прочитать произведение самостоятельно.
Пример
Классический пример разницы между сюжетом и фабулой — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. События романа изложены не в хронологической последовательности, а в соответствии с волей автора.
Композиция
Каждое литературное произведение уникально, однако в литературе, как и, к примеру, в архитектуре, существуют общие законы. Литературное произведение строится в соответствии с композиционными нормами. Базовый план литературного произведения таков:
Пример
В «Ревизоре» Н. В. Гоголя:
Зачастую в литературе применяется такой сюжетный приём, как антитеза — противопоставление персонажей или значимых элементов. Логичным результатом антитезы в литературном произведении является конфликт — фактическое столкновение противоположностей, заданных антитезой.
Тип конфликта определяет пафос литературного произведения, его общий настрой.
Произвольные элементы композиции
Отметив обязательные части композиции литературного произведения, нельзя не упомянуть и о тех элементах, которые могут быть включены в литературное произведение по желанию автора. В их числе — эпиграф, пролог и эпилог.
Эпиграф (цитату из другого литературного произведения) используют, чтобы задать читателю контекст прочтения, навести его на мысль, что именно «спрятано» в данном тексте.
Пример
Эпиграф к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина («Береги честь смолоду») позволяет нам при прочтении заострить внимание на вопросах чести и достоинства человека.
Пролог служит введением к тексту: так автор презентует своё творение. Эпилог же представляет собой дополнение к уже оконченному литературному произведению (нередко в нём рассказывается, что произошло с героями после описанных событий). И пролог, и эпилог могут быть не связаны с основным действием романа.
Пример
Примером романа с прологом и эпилогом может служить «Петербург» Андрея Белого.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?
Ответ. Фабула — это хронологически упорядоченная последовательность событий, изложенных в литературном произведении. Сюжет — то, как автор представил нам эти события.
Как пословица «Береги чести смолоду» соотносится с повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Ответ. Данная пословица служит эпиграфом к повести. В ней присутствует некий философский вывод, к которому мы и приходим по прочтении повести «Капитанская дочка».
Сущность и определение
Композицией в литературе принято называть специфику построения произведений. Существует несколько теорий, согласно которым дается определение данному понятию. Она определяется в соответствии с содержанием и смысловой нагрузкой текста, а также зависит от целей, которые ставит перед собой автор.
Композиционная структура предполагает расположение разных элементов произведения в определенном порядке, позволяющем читателю уловить суть рассказа и проследить описанные в нем события. Необходимость четкого структурирования текстов обусловлена тем, что даже самый интересный и захватывающий сюжет сам по себе не может вызвать восторг у читающего. Автор должен уметь преподнести историю максимально убедительно, последовательно, обоснованно.
Неграмотно размещенные в произведении фрагменты могут испортить все впечатление от прочитанного. Поэтому так важна последовательность выстроенных частей, одна из которых плавно переходит в другую без потери смысла и содержания.
Автор может использовать на свое усмотрение различные композиционные приемы на всех уровнях, позволяющие сделать повествование более ярким, эмоциональным, образным и впечатляющим. Они могут применяться как для прозы, так и для стихотворения.
Основные приемы литературных произведений:
Использование одного или более приемов свойственно всем литературным жанрам. Без них тексты казались бы унылыми, монотонными. Композиция должна присутствовать и в прозе, и в стихотворениях, и в поэмах. Она соединяет все части воедино и является основополагающим фактором. Независимо от того, сколько присутствует в повествовании сюжетных линий и действующих персонажей, должна прослеживаться единая мысль, выражающая цель написания текста.
Структурные компоненты
Сюжет любой книги развивается последовательно, в нем не должно быть непонятных для читателя пробелов. Располагаются все элементы композиции по порядку. В литературе существует много жанров (поэмы, новеллы, романы, биографии, сказки), но для каждого из них свойственна та или иная структура.
Основными элементами являются:
В большинстве произведений присутствует эпилог. Это заключительный эпизод, послесловие, в котором автор хочет рассказать о том, что случилось с героями в будущем, как складывается их судьба.
Нередко частью композиции выступает лирическое отступление. В нем писатель позволяет себе некоторые отступления и отклонения, делает вставки, которые лишь косвенно или практически не связаны с главной темой. Это, с одной стороны, намеренное создание интриги, отвлечение от развития событий, уточнение каких-либо подробностей. С другой стороны, это желание автора выразить собственную точку зрения по поводу происходящих действий, образов героев и т. д.
Особенностью некоторых произведений является разрыв. Этот прием автор использует для прерывания композиции, заканчивая одну главу на самом захватывающем моменте и начиная следующую с рассказа о других событиях. В некоторых произведения интрига может быть очень важна.
Классификация видов
Композиции в литературе делятся на несколько видов, согласно принятым классификациям. Например, стандартными, общепринятыми разновидностями являются прямая, кольцевая, зеркальная композиции и рассказ в рассказе.
Прямая (последовательная или линейная) структура предполагает развитие описанных событий строго в хронологическом порядке. При кольцевой начало и окончание повествования совпадают или повторяются, перекликаются.
Для зеркальной композиции характерно наличие приемов противопоставления и многочисленных повторов, позволяющих повторять образы с точностью до наоборот. Например, в первых сценах романа «Анна Каренина» автор описывает, как под колесами поезда гибнет человек, а в конце Толстой рассказывает, что именно так и свела счеты с жизнью его героиня.
Рассказ в рассказе — особая схема построения текста, в котором главный герой одновременно является и главным рассказчиком.
Еще одну классификацию в соответствии с монографией А. Бесина «Принципы и приемы анализа произведений» представляют следующие типы композиции в литературе:
Произведения со свободной композицией считаются более яркими, выразительными, ориентированы на удержание читающей аудитории. Однако такой прием может быть использован не во всех жанрах.
Литературные элементы
Каждый текст создается не только по определенному плану с логичной последовательностью сюжетов, но и с использованием композиционных элементов. Часто авторы используют их, чтобы вызвать у читателя более яркие образы и ассоциации. Принято различать следующие элементы:
Художественный текст невозможен без грамотного и четкого структурирования, использования приемов в соответствии с выбранным жанром и тематикой произведения. Можно привести достаточно внушительный список увлекательных книг, которые цепляют читателя с первой страницы, но есть и такие, интерес к которым не появляется даже на этапе кульминации.
Лекция по композиции «Теория и виды композиции. Основные понятия.»
Тема 1. Теория и виды композиции. Основные понятия.
Основные понятия и термины по теме:
Виды композиции: фронтальная, объемная, объемно-пространственная. Основные элементы композиции: точка, линия, пятно, плоскость, объём. Формальная композиция, приёмы, средства, законы, правила композиции. Художественно-образный замысел, доминанта, целостность. Симметрия, асимметрия, осевая (зеркальная) симметрия, центральная симметрия. Ось и центр симметрии.
План изучения темы
Практическая работа №1 (задание 1).
Сообщение нового материала.
Композиция (от латинского compositio ) – означает составление, соединение и взаимное расположение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. (Композиция романа, симфонии, картины, орнамента).
В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Как известно, существует несколько основных видов композиции, присущих основным пространственным искусствам. Архитектуре свойственна пространственная композиция (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная). Живописи свойственна живописно-плоскостная, скульптуре – объемно-пластическая, станковой и книжной графике – линейно-графическая композиция.
Рассмотрим 3 основных вида композиции: фронтальную, объемную, объемно-пространственную.
Фронтальная. Распределение элементов по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному. К ней относят плоскостные композиции и рельеф.
Объемная. Распределение элемента по координатам высоты, ширины и глубины.
Объемно-пространственная. Состоит из нескольких объемных композиций, расположенных в пространстве с определенными интервалами.
Условия, от которых зависит сохранение фронтальности композиции:
1) Определенное соотношение между вертикальными и горизонтальными размерами.
2) Фронтальность зависит от силуэта плоскости.
3) Зависит от характера элементов по глубине.
4) Фактурность поверхности, цвет.
Рис. 1. Фронтальная композиция
Эта композиционная форма входит в трехмерные виды искусств – скульптуру, керамику, архитектуру. Ее отличие состоит в том, что восприятие произведения происходит последовательно из нескольких точек наблюдения, во многих ракурсах. Объемная композиция включает в себя новое качество – протяжность во времени; она рассматривается с разных сторон, не может быть охвачена взглядом полностью. Исключение составляет рельеф, являясь промежуточной формой, в которой объемная светотень играет роль линии и пятна.
Рис. 2 Объемная композиция.
Пространство формируют архитекторы и в какой-то степени дизайнеры. Взаимодействие объемов и планов, технологии и эстетики, которые используют архитекторы, не является прямой задачей изобразительного искусства, но пространственная композиция становится объектом внимания художника в том случае, если она строится из объемных художественно-декоративных элементов, каким-либо образом расположенных в пространстве.
Рис. 3. Пространственная композиция
Нередко путают пространственную композицию как форму с картиной, передающей иллюзию пространства. В картине нет реального пространства, по форме это плоскостная композиция, в которой расположение цветовых пятен последовательно как бы удаляет предметы от зрителя в глубину картины, но само построение изображения идет по всей плоскости.
Основные элементы: точка, линия, пятно, плоскость, объём.
Первым основанием воздействия живописи на человека, как считал Леонардо да Винчи, является точка, вторым – линия, третьим – поверхность, четвёртым – тело, которое одевается поверхностью.
У точки и линии нет свойств (кроме одного: если точку увеличить до определенных размеров, она превращается в пятно, и наоборот).
Классификация свойств пятен:
Физические: величинные (размеры и пропорции)
Пластические (форма и структура)
Свойства поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т.д.)
Субъективные элементы: (состоят из комбинаций физических): выразительность/невыразительность, статичность/динамичность.
Сущность понятия «гармония»
Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.
Сущность понятия «формальность»
Формальная композиция. Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:
— характеристики и свойства элементов композиции
— через структурную организацию элементов композиции.
Есть 3 главных формальных признака композиции:
Это внутреннее единство композиции. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна.
Основными принципами композиции, обеспечивающими достижение их композиционной целостности, являются: единство целого и частей формы; соподчиненность элементов формы; уравновешенность элементов формы; соразмерность элементов формы.
2. Подчинённость второстепенного главному, то есть наличие доминанты.
Центр (фокус) композиции определяет всю картину.
3. Уравновешенность – основа гармонии в произведении.
Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении.
Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения изобразительных элементов.
Симметрия и асимметрия
Симметрия − асимметрия – категории композиции, выражающие физический закон равенства моментов сил и связанные с принципом равновесия.
Симметрия – это тождество элементов формы, одинаково расположенных относительно средней линии (оси) симметрии, центра симметрии, плоскости симметрии. Виды симметрии − зеркальная, осевая (совместимость достигается вращением фигуры относительно оси симметрии), винтовая.
Асимметрия – отсутствие или нарушение симметрии. Воспринимается зрительно (в отличие от статичных симметричных композиций) как динамика, движение. Асимметричная композиция сложнее, выразительнее, интереснее симметричной, но требует хорошо развитой интуиции, тонкого чувства равновесия.
Симметрия всегда уравновешена, асимметрия требует зрительного уравновешивания.
Лабораторные работы – не предусмотрено.
Практическая работа №1
На листе формата А-4 начертить 6 квадратов размером 60Х60 в карандаше. Это будет чистовик для последующих шести заданий.
Выполнить центрально-симметричную композицию из линий.
Создать правильно построенную композицию из простых геометрических форм или форм, приближенных к ним.
Найти оригинальное пластическое решение.
Композиция должна быть центрально симметричной и состоять только из линий.
Поисковые варианты выполняются в карандаше (7 – 9 шт.), затем выбранный вариант размещается в первом квадрате на листе формата А4.
Работа должна быть очень аккуратной, линии чётко прорисованы.
Обязательно использовать чертёжные инструменты в работе.
Материал: чёрная тушь, глеевая ручка.
Рис. 4. Образцы выполнения задания №1(работы студентов 1 курса)
Задания для самостоятельного выполнения
Выполнение поисковых набросков композиции (5-7 штук).
Форма контроля самостоятельной работы:
Устный опрос, проверка практической работы.
Вопросы для самоконтроля по теме:
Что такое композиция?
Назовите элементы композиции.
По каким геометрическим схемам может строиться композиция?
Чем отличается формальная композиция от сюжетно-тематической?
Назовите виды композиции.
Что такое доминанта?
Расскажите о целостности композиции.
Какая основная черта симметричной композиции?
Какая бывает симметрия?
Чему уделяется особое внимание в асимметричной композиции?